COMMUNIST.RU
№ 159
Автор:
 В. Мазаров
ПЛАМЕННОСТЬ

Нет выше оценки каждому, кто написание слова Человек с большой буквы утверждает практически. Ванда Василевская всей своей замечательной жизнью, которая рельефно отобразила мятежное время XX столетия, такую оценку заслужила.

Их семья разделяла левые взгляды. "Еще с детства я привыкла, - вспоминала Ванда, - что Первое мая - великий праздник, потому что тогда с мамой или папой за руки шла в первом ряду на демонстрации. Следовательно, рабочее движение и рабочее дело были тем, чем я жила сызмальства".

Рано предоставилась дочери министра иностранных дел Польши возможность убедиться, как под лживыми лозунгами построения национального государства обманывают труженика. Но были и те, кто шел в первых рядах протестующего рабочего класса и крестьянства, кто первым падал под пулями, выпущенными по приказу вельможных предателей из социалистической партии.

В повести "В трудной борьбе" Василевская создаст вдохновенный гимн мужеству бойцов, которые идут на смерть с песней на устах, а под мрачными стенами расстрельной цитадели гордо отказываются завязывать глаза. А потом местный ксендз будет удивляться, - "разве уже нет других святых?" - снова и снова по требованию родителей называя малышей именами павших солдат Коммунистической партии Польши.

Василевская, тонко подметит Микола Бажан, "с огромной силой умела ненавидеть и любить. Ненавидеть и любить классово". В жестоком классовом антагонизме, твердо встав по одну сторону баррикад с преследуемыми и униженными, которые находят силы для борьбы, она отдала им весь свой незаурядный талант трибуна и бойца. А еще - писателя. И, справедливо отметила Василевская в автобиографических заметках, "каждая книга - частичка моей жизни. В каждой можно увидеть не только судьбу моих героев, но и мою собственную судьбу. Намного шире, чем все анкетные данные, начинающиеся со слов: родилась в Кракове в январе девятьсот пятого года, в семье...".

Уже первое серьезное произведение - повесть "Лицо дня" встретило одобрительную оценку Максима Горького, высоко ценил книги Василевской и Ярослав Галан, с которым они вместе работали на Антифашистском конгрессе деятелей культуры во Львове.

К повести она подошла уже закаленным бойцом, за плечами - блестяще оконченный университет, мытарства без работы (даже на табачной фабрике доктору философии с левыми взглядами заявили: "Здесь нужны работницы, а не агитаторы"), опыт общественной деятельности. И политической борьбы против общественного строя, при котором, с горечью сделает вывод Василевская, "польское государство оказалось - и ничем другим оказаться не могло - сплошным обманом".

"Что дала независимая Польша тем, кто за нее боролся? Для кого она стала настоящей отчизной?" - поставит она вопрос в автобиографии. И сама же даст ответ: "новая Польша стала матерью для фабрикантов и помещиков, мачехой - для рабочих и крестьян".

И борьба за иную Польшу, которая не была бы мачехой ни для кого из ее граждан, стала основной темой произведений польского писателя Ванды Василевской. Из их страниц встают образы тех, кто вслед за молодым рабочим Анатолем Сковронским готов бороться за триумф революции, после которого можно сказать: "Мы строим мир свободных людей".

В сентябре 39-го из пылающей под фашистскими бомбами Варшавы Василевская пешком отправилась на восток - туда, где уже зарождались ростки этого нового мира.

Никто не знал, что на душе у стройной женщины, стремительно ворвавшейся в литературную и общественно-политическую жизнь древнего Львова, как переживала она гибель от националистической пули любимого - Марьяна Богачко, тревогу за судьбу дочери (лишь перед войной 13-летнюю Еву усилиями Советского правительства удалось вырвать из оккупированной гитлеровцами Польши).

Она создавала эпическую картину нового времени. Того, в котором есть "трудности и сложные проблемы, путаница национальная и политическая, часто абсолютно непонятная товарищам, приехавшим с Востока. Ошибки, но вместе с тем замечательные достижения, сопровождавшие возникновение, укрепление, создание нового строя на этих землях, где за несколько месяцев надо было сделать то, что в Советском Союзе осуществили за десятки лет борьбы и труда".

19 июня 1941 года в очередном произведении была поставлена последняя точка. Дальше была война...

Василевская надела гимнастерку с четырьмя шпалами полкового комиссара. Ей поручили вместе с выдающимися писателями земли украинской М.П.Бажаном и А.Е.Корнейчуком организовать выпуск газеты "За Радянську Україну". Более 20 миллионов экземпляров газеты, многочисленные листовки, которые, не претендуя на авторские лавры, писала Василевская, на временно оккупированной врагом территории становились оружием. Слово звало народ на борьбу, и лучшим признанием бойца Великой Отечественной Василевской, кроме солдатского ордена Красной Звезды и медали "За победу над Германией", было и то, что в составе прославленного партизанского соединения А.Ф.Федорова сражался с фашизмом партизанский отряд, названный в ее честь, который со временем вырос в 1-ю польскую партизанскую бригаду имени В.Василевской.

Но случится это позже, а тогда, будет вспоминать о своих боевых побратимах Микола Платонович Бажан, в трагическом для Киева 41-м, "в непривычных условиях осажденного, прекрасного в своем трагическом героизме, в своей объединенности, в боевом побратимстве всех своих людей города развивалась любовь...".

И рядом с любовью двух писателей-коммунистов - предельное, на грани человеческих сил, напряжение борьбы.

Ряд очерков, которые многомиллионными тиражами с жадностью поглощали фронт и тыл, оформлялись в небольшие сборники. И они, написанные со всей страстью писателя-солдата, занимали свое место в строю бойцов. "Песня о Родине", "Дети", "Убийцы детей", "Коричневые хищники", "На дорогах смерти" "Женщина с ружьем", "За честь нации" - красноречивые названия стреляли с газетных страниц.

И сегодня, накануне 60-летия Великой Победы над фашизмом, остро актуальным представляется требование, изложенное в статье "Партийный билет", опубликованной 21 января 1942 года в "Правде": "Тот, кто будет писать когда-нибудь историю Отечественной войны, ее живую историю, историю глубокую, являющуюся описанием внутренних переживаний народа, проявлением народной души, не сможет пропустить раздел: партийный билет". Ведь, подчеркивала большевик Василевская, "партийный билет каждого из нас стал еще краснее от крови погибших на всех фронтах Отечественной войны партийцев. К цене его прибавились все подвиги, совершенные во имя него на всех фронтах Отечественной войны.

Сейчас более, чем когда-либо, он является символом, лозунгом, знаменем.

А наш народ высоко поднимает свои знамена".

А у нее возникал замысел, реализация которого даст право назвать Ванду Львовну Василевскую выдающимся писателем Советской Украины.

"Повесть, от заглавия до последней строки, была готова, хотя я еще не написала ни единой строки". Название - "Радуга".

В Центральном Комитете партии поняли. Творческий замысел превратился в боевое задание. Место выполнения - Куйбышев, срок - 30 дней. Фашисты рвались к Волге, но "вопреки всему сердце верит в победу. С шести утра до позднего вечера стучу на машинке, пишу во время немецкого наступления повесть о победе". А в соседней комнате беспощадно ломал карандаши Корнейчук. Он писал о путях достижения победы, она - о ее источниках. "Фронт" и "Радугу" осенью 42-го практически одновременно начали печатать "Правда" и "Известия".

Оценка была заслуженно высокой - Сталинская премия первой степени. Автор передала премию в Фонд обороны, выразив пожелание, чтобы на эти деньги построили боевой самолет (Корнейчук на свою премию просил построить танк). 27 марта 1943 года в "Правде" появился ответ: "Примите мои поздравления и благодарность Красной Армии, Ванда Львовна, за Вашу заботу о воздушных силах Красной Армии. Ваше желание будет исполнено". Подпись - "И.Сталин". Самолет назвали "Варшавой".

Ведь ни при каких условиях она не забывала о своей первой Родине. Председатель Союза польских патриотов в СССР, один из организаторов Войска Польского - народной армии государства трудового народа, которому еще нужно было родиться в горниле битвы с врагом, - Василевская вкладывала в борьбу за новую Польшу, как всегда, все пламя своего сердца.

Юрий Смолич оставил воспоминания о том, как она в июле 43-го приводила к присяге первые подразделения польских воинов: "Ванда читала слова присяги наизусть - листок бумаги дрожал у нее в руке, дрожал от ее волнения и от капель дождя, которые сыпались и сыпались с затянутого тучами неба, - он был не нужен, этот листок, все равно буквы размыло дождем, все равно слова торжественного обещания врезались в память. Ванда спрятала бумагу и подняла руку вверх - к присяге. И тысячи уст бойцов слово за словом повторяли за Вандой: - каждое ценой в человеческую жизнь".

Через небольшой промежуток времени ей предложат непростой выбор: высокий пост в правительстве новой - Народной - Польши. На встрече в кабинете Сталина акценты были расставлены четко: она - патриот социалистической Польши и Страны Советов, писатель и Польши, и Советского Союза.

А "Радуга" прокладывала свою прекрасную дорогу. Это трудная, трагическая повесть. В ней нет картин значительных боев и великих побед, мучения и гибель подстерегают на каждом шагу героев произведения. Но даже смерть не может заставить простых украинских крестьян предать своих - советских. Поэтому гибнет главная героиня Елена Костюк, даже мысленно не предав бойцов красного партизанского отряда, и никакие испытания не могут уничтожить веру, "которая поддерживала село в самые страшные, самые черные дни. Веру в то, что они придут, что последнее слово будет за нами". И они - свои, бойцы лейтенанта Шалова - пришли, разбив врага и горстку его местных приспешников. Пришли с жестокими боями, после которых осталась братская могила павших. И опять, в то время, когда на небе заиграла своими красками радуга, пошли вперед. Пошли туда, где еще властвовал сумрак гитлеровской ночи, развеять который могла лишь Красная Армия.

Через два года выдающийся кинорежиссер Марк Донской на Киевской киностудии, которая находилась в эвакуации в Ашхабаде, снимет по повести Василевской фильм. Главную роль в нем будет играть Наталия Ужвий. Фильм впечатляющий. Говорят, президент США Рузвельт смотрел "Радугу" без перевода и сделал справедливый вывод: такой народ победить невозможно. "Радуга" стала первым советским фильмом, удостоенным американского "Оскара". Почему же сегодня, когда так называемая творческая элита скулит по поводу развития духовных ценностей, а экран забит зарубежным хламом, не пускают в телеэфир "Радугу"? Ответ лежит на поверхности. Этот кинематографический шедевр рассказывает о подвиге людей простых, но людей советских, коммунистов, независимо от того, имели они билет члена Коммунистической партии или нет. И шедевр этот - воплощение замысла писателя-коммуниста.

А таким Ванда Василевская была всю свою жизнь.

Во второй половине 40-х она активно включилась в деятельность общественных организаций борьбы за мир. Член Советского комитета защиты мира, Всемирного Совета Мира, Василевская делала все, чтобы снова планету не охватили ужасы новой мировой войны. (Сегодня снова эти вопросы животрепещущи. Но что-то не слышны голоса украинских общественных структур, в частности Совета Мира. Не потому ли они настолько слабы, что оказались под руководством первого главы капиталистического украинского государства? Василевская, стоит вспомнить, не жаловала тех, кто при своей "президентской жизни" "прославился своим святошеством, лицемерием и скупостью").

"Наша Ванда" - называл ее выдающийся физик и гуманист, председатель Всемирного Совета Мира Жолио-Кюри.

Она мчалась туда, где нужно было поднять голос протеста против несправедливости, против угрозы войны, угрозы фашизма. И туда, где зарождались ростки нового общества.

"Куба - одно из звеньев в огромной цепи событий, проявление великого процесса, развивающегося с непреодолимой силой и несущего свободу колониальным и полуколониальным народам. И ход истории, ее незыблемые законы не смогут отменить, повернуть вспять ни истерические вопли, раздающиеся в эфире, ни клевета продажной прессы, ни авантюристы-политиканы, ни дрожащие за свои прибыли капиталисты, банкиры, монополии, компании", - такой вывод сделает она в сборнике очерков "Десять дней на Кубе".

Иногда казалось, что это просто стальной человек. Там же, на Кубе, она пыталась на плантации сахарного тростника любой ценой, стиснув зубы от сердечной боли, не отстать от лидера Острова Свободы, намного более молодого, чем она.

А сколько же экспрессии в характере надо иметь, чтобы прозаичный процесс описать так: "Какая удача - рыба! Лихорадочно кручу катушку, добыча сопротивляется, рыба приближается медленно, у меня сердце прыгает от страха, что она может сорваться. И - вот она! Я поймала рыбу не на Днепре, не на Дунае, я поймала рыбу на далекой Кубе, соревнуясь с Фиделем Кастро. Моя рыба втрое меньше, чем у Фиделя, но разве это важно!".

"Неровной и круто меняющейся была кардиограмма ее тогдашней жизни" (М.Бажан). Жизни, в которой человек мчался в далекий путь и возвращался в родной Киев, чтобы там писать пламенные строки и убегать от надоедливых врачей. Так - до черного июльского дня года 1964-го, когда кардиограмма сердца дала последний сбой...

21 января ей исполнилось бы ровно 100. Накануне я пытался узнать по телефонам Союза писателей, Дома литератора, планируются ли какие-либо мероприятия по празднованию юбилея. Напрасно. Вопрос "не рассматривался". (И по Корнейчуку, 100-летие которого в мае, - также).

Создается впечатление, что писателя Василевскую очень старательно пытаются забыть.

Очевидно потому, что была она украинским советским писателем. Что верно служила стране, общественному строю, а не президентам или их чужеземным хозяевам. Что не благодарила унизительно за "400 долларов США... от украинской общины Канады" ("Літературна Україна", 20.01.2005, с.1), а все гонорары от польских изданий отдавала кафедре украинского языка и литературы Варшавского университета, финансово помогала учиться в Киевской консерватории ряду талантливых студентов. Что в отличие от многих современных деятелей была она действительно пламенной.

На памятнике работы известного отечественного скульптора Галины Кальченко, возведенном на могиле Василевской на Байковом, читаем: "Нельзя бороться за мир и делу борьбы за мир отдавать полсердца, половину мыслей и половину своих чувств. Надо отдавать все сердце, все чувства и весь разум, тогда победа будет за нами".Сегодня писателя-коммуниста стремятся забыть. Но глубоко символично, что на столичной улице, носящей имя Ванды Василевской, седьмой год работает редакция газеты, которая должна зажигать пламя борьбы в сердцах своих сторонников. И пусть сегодня "Коммунисту" это не удается в той мере, как это необходимо, но последнее слово в борьбе горения с тлением еще впереди.

Пламенность - прекрасная характеристика. Именно это показала своей жизнью и выдающаяся писательница-коммунист Ванда Львовна Василевская.


-3

-2

-1

0

1

2

3
Пишите нам Версия для печати На главную