"Я - ГОЛОС ВНУТРЕННИХ КЛЮЧЕЙ..."
Как некий юноша в скитаньях без возврата,
Иду из края в край и от костра к костру...
Я в каждой девушке предчувствую сестру
И между юношей ищу напрасно брата.
Щемящей радостью душа моя объята;
Я верю в жизнь и в сон, и в правду,
и в игру,
И знаю, что приду к отцовскому шатру,
Где ждут меня мои и где я жил когда-то.
Бездомный долгий путь назначен мне судьбой...
Пускай другим он чужд... я не зову с
собой -
Я странник и поэт, мечтатель и прохожий.
Любимое со мной. Минувшего не жаль.
А ты, что за плечом, - со мною тайно
схожий, -
Несбыточной мечтой сильнее жги и жаль!
Максимилиан
Волошин
Составитель
Купченко Владимир Петрович
Максимилиан Волошин.
История моей
души.
В
настоящем издании "взрослые" дневники Максимилиана Александровича Волошина
(1877 - 1932) публикуются впервые в полном составе, без купюр, с исправлением
многих прежде не разобранных слов и ошибок, а также со значительно расширенными
комментариями.
Издание предназначено для
всех, интересующихся историей Серебряного века в России. В дневниках
поэта запечатлены также события культурной жизни Парижа начала XX века,
гражданской войны в Крыму и т.д.
Почти у каждого из русских
поэтов Серебряного века был свой имидж, своя устоявшаяся личина. В.
Брюсов - поэт-маг, замкнутый и суровый жрец, К. Бальмонт - опьяненный
"мимолетностями" жизни самовлюбленный капризник, А. Блок - холодный
рыцарь Прекрасной Дамы, А. Белый - мучительно-исступленный, изменчивый
"симфонист", Вяч. Иванов - многоученый и изощренный профессор от поэзии,
etc. Эта маска создавалась из сплава творчества и внешних проявлений
личности каждого, далеко не во всем и не всегда совпадая с внутренним
строем и человеческой сущностью.
За Максимилианом Волошиным
в предреволюционные годы закрепился образ "офранцузенного" эстета и
парадоксалиста, играющего в оккультизм и позирующего "под Зевса". У
большинства современников он пользовался сомнительной репутацией литературного
коммивояжера: его стихам отказывали в эмоциональной искренности, видя
в них внешнюю красивость и стремление во что бы то ни стало поразить
воображение. Волошинские "чудачества" раздражали собратьев по перу как-то
повышенно остро - даже личные друзья не могли преодолеть в отношении
к нему некоторой насмешки и недоверия. Невероятно общительный и расположенный
к людям, где-то в глубине он все же оставался "сам по себе", был сразу
со всеми и ни с кем в отдельности.
Но вот
кончился недолгий "золотой сон" начала века, и в годину безжалостных
испытаний - войны, революции - непонятный, "отъединенный" поэт задал
современникам новую загадку. Эстет, оккультист, годами живший в Париже
и, казалось, бесконечно далекий от насущных судеб России, он вдруг нашел
о ней такие проникновенные слова, каких никому больше не довелось сказать.
Над выстуженными вихрем междоусобиц, залитыми кровью просторами встала
фигура страдающего за всех пророка - и казалось: его устами говорит
сама разворошенная, обезумевшая страна...
Но, сильно поколебленное,
былое снисходительное отношение к нему все-таки не было изжито до конца.
Снова прошли десятилетия.
Давно ушел из жизни полузабытый, так и не дождавшийся должного признания
поэт. Над Россией прокатилась еще одна кровопролитная война, полярную
ночь сталинского террора сменила неуверенная оттепель... И вдруг имя
Волошина вырвалось из тенет забвения: уже в новых поколениях произошел
взрыв жадного интереса к его творчеству и личности. Его Правда, выношенная
им в одиноких и горьких "блужданиях", оказалась нужна людям; солнце
любви ко всему живому, которое он зажег в себе, не погаснув с его смертью,
начало светить все сильнее и сильнее.
В чем же дело: где ключ к
этой тайне Волошина? Какими "путями и перепутьями" шел он к своей духовной
высоте? В чем заключалось сокровенное его "знание"? Каков его вклад
в русскую и мировую культуру?.. Ответить на все эти вопросы долгое время
было затруднительно: только с конца 1980-х читателю стало доступно все
поэтическое творчество Волошина без изъятия, большая часть его статей,
его дневников и воспоминаний, а также многие из свидетельств о нем современников
(М.Волошин. Лики творчества: Ст. /Подг. В. Мануйлов, В. Купченко,
А. Лавров./ Л.: Наука, 1988. М. Волошин. Избранные стихотворения. /Сост.
А. Лавров./ М.: Сов. Россия, 1988. М. Волошин. Путник по вселенным.
/Сост. В. Купченко, 3. Давыдов./ М.: Сов. Россия, 1990. Воспоминания
о Максимилиане Волошине. /Сост. В. Купченко, 3. Давыдов./ М.: Сов. писатель,
1990. М. Волошин. Автобиографическая проза. Дневники. /Сост. 3. Давыдов,
В. Купченко./ М.: Книга, 1991 и др.)
Процесс открытия Волошина
продолжает и настоящий сборник, представляющий читателю все дневники
поэта (с 1901 по 1932 г.), включая самые интимные.
Максимилиан Александрович
Кириенко-Волошин родился в Киеве 16(28) мая 1877 г. - "в Духов день,
когда земля - именинница" (по его словам). Отец рано умер, воспитанием
занималась мать - волевая и самобытная женщина. С четырех до шестнадцати
лет - Москва; здесь - первые стихи, приобщение к природе ("леса Звенигородского
уезда"). В 1893 г. - первый поворот в судьбе: переезд в Крым (Феодосия
с ее генуэзскими и турецкими развалинами и Коктебель: море, полынь,
скальные нагромождения древнего вулкана Карадаг). В 1897 г. -
окончание гимназии и снова Москва: юридический факультет университета.
В 1900 г. второй поворот: высылка в Среднюю Азию (за участие в студенческих
забастовках). Там Волошин решает посвятить себя литературе и искусству
и для этого поселиться за границей - "уйти на запад".
Париж стал своеобразной ретортой,
где недоучившийся русский студент, недавний социалист, превратился в
европеизированного эрудита - искусствоведа и литературоведа, анархиста
в политике и символиста в поэзии. "Странствую по странам, музеям, библиотекам...
Кроме техники слова, овладеваю техникой кисти и карандаша... Интерес
к оккультному познанию" - этот период аккумуляции, определенный Волошиным
как "блуждания духа", шел, по крайней мере, до 1912г.
За это время Волошин приобрел
литературное имя. Первая статья появилась в печати в 1900 г., стихи
- в 1905 г., первый сборник вышел в 1910 г. В 1903 - 1907 гг. Волошин
пережил глубокое увлечение художницей М. В. Сабашниковой, закончившееся
недолгим браком. Он стал инициатором и соавтором самой громкой литературной
мистификации в России - истории Черубины де Габриак. Завершился этот
период становления поэта "разрывом с журнальным миром" в 1913 г.: в
то время, когда "вся Россия" изливалась в сочувствии И. Е. Репину, картина
которого "Иван Грозный и сын его Иван" подверглась нападению, Волошин
осмелился иметь "свое суждение" по поводу этого инцидента. Отражением
его растущей популярности стали упоминания имени поэта в сатирических
произведениях Власа Дорошевича (1907), Саши Черного (1908), А. Радакова
(1908), Петра Пильского (1909), А. Измайлова (1912).
Однако новый поворот в судьбе
поэта произошел, думается, не в период "репинской истории" с последовавшим
за ней "бойкотом", а в 1914- 1915 гг. Первая мировая война словно разрядом
молнии пронизала волошинские стихи - и поэт-парнасец, в чьем творчестве
критики видели "не столько признания души, сколько создание искусства"
(В. Брюсов), предстал пророком, "глубоко и скорбно захваченным событиями"
(В. Жирмунский). При этом в своем отношении к войне, отраженном в стихотворениях,
вошедших в сборник "Anno mundi ardentis 1915" (М., 1916) Волошин вновь
оказался при особом мнении: в отличие от ура-барабанных интонаций большинства
поэтов он скорбел о "године Лжи и Гнева", молился о том, чтоб "не разлюбить
врага".
Взвивается стяг победный...
Что в том, Россия, тебе?
Пребудь смиренной и бедной
-
Верной своей судьбе...
Это стихотворение ("Россия")
Волошин даже не решился включить в сборник, пометив, что оно "не должно
быть напечатано теперь".
Революция и гражданская война
стали толчком к еще одной серьезной трансформации Волошина. Ученик французских
мэтров, европеец и "интеллектюэль", он обратился душой и помыслами к
России. И в своем творчестве неожиданно нашел столь пронзительные и
точные слова о совершающемся, что они проникали в сердце каждого. "Как
будто совсем другой поэт явился, мужественный, сильный, с простым и
мудрым словом", - вспоминал В. Вересаев. Критик В. Львов-Рогачевский
писал, что Волошин воплотил темы революции "в мощные, грозные образы"
и "разглядел новый трагический лик России, органически спаянный с древним
историческим ликом ее". (Львов-Рогачевский В. Новейшая русская литература,
М., 1923. С. 286 - 287).
Свою любовь к родине поэт
доказал жизнью. Когда весной 1919 г. к Одессе подходили григорьевцы,
и А. Толстой звал Волошина ехать с ним за границу, Максимилиан Александрович
ответил: "Когда мать больна, дети ее остаются с нею". Не поддался он
соблазну и в ноябре 1920 г., во время "великого исхода" из Крыма, перед
вступлением туда войск Фрунзе. И в январе 1922 г., пройдя через все
ужасы красного террора, при наступающем голоде, продолжал стоять на
своем:
Доконает голод или злоба,
Но судьбы не изберу иной:
Умирать, так умирать с тобой
-
И с тобой, как Лазарь, встать
из гроба!
("На дне преисподней", 1922)
В то время поэт верил, что
выпавшие на долю страны испытания посланы свыше и пойдут ей на благо:
Из крови, пролитой в боях,
Из праха обращенных в прах,
Из мук казненных поколений,
Из душ, крестившихся в крови,
Из ненавидящей любви,
Из преступлений, исступлений
-
Возникнет праведная Русь...
("Заклинание", 1920)
И Волошин не занимает позицию
стороннего наблюдателя: участвует в спасении очагов культуры в Крыму
и в просветительской работе новой власти. В 1920 - 1922 гг. он колесит
по Феодосийскому уезду "с безнадежной задачей по охране художественных
и культурных ценностей", читает курс о Возрождении в Народном университете,
выступает с лекциями в Симферополе и Севастополе, преподает на Высших
командных курсах, участвует в организации Феодосийских художественных
мастерских. Но самой значительной его социально-культурной акцией становится
создание им Дома поэта, своего рода дома творчества.
В письме к Л. Каменеву в ноябре
1923 г., обращаясь за содействием своему начинанию, Волошин объяснял:
"Сюда из года в год приезжали ко мне поэты и художники, что создало
из Коктебеля [...] своего рода литературно-художественный центр. При
жизни моей матери дом был приспособлен для отдачи летом в наем, а после
ее смерти я превратил его в бесплатный дом для писателей, художников,
ученых. [...] Двери открыты всем, даже приходящему с улицы".
Это был летний приют преимущественно
для интеллигенции, положение которой в Советской России было достаточно
неуютным. Выброшенные, в большинстве, из привычного быта, травмированные
выпавшими на долю каждого испытаниями, с трудом сводящие концы с концами,
они находили в Доме поэта кров, отдых от сумятицы больших городов, радушного
и чуткого хозяина, насыщенное, без оглядки, общение с близкими по духу
людьми. Здесь все были равны и единственное, что требовалось от каждого,
- "радостное приятие жизни, любовь к людям и внесение своей доли интеллектуальной
жизни", как писал Волошин 24 мая 1924 г. А. И. Полканову
Чем был для гостей Волошина
этот островок тепла и света, лучше всех определила Л. В. Тимофеева (Л.
Дадина), дочь харьковского профессора, приезжавшая в Коктебель начиная
с 1926 г.: "Надо знать наши советские будни, нашу жизнь - борьбу за
кусок хлеба, за целость последнего, что сохранилось - и то у немногих,
за целость семейного очага; надо знать эти ночи ожидания приезда НКВД
с очередным арестом или ночи, когда после тяжелого дня работы ты приходишь
в полунатопленную комнату, снимаешь единственную пару промокшей насквозь
обуви, сушишь ее у печки, стираешь, готовишь обед на завтра, латаешь
бесконечные дыры, и все это в состоянии приниженности, в заглушении
естественного зова к нормальной жизни, нормальным радостям, чтобы понять,
каким контрастом сразу ударил меня Коктебель и М. А., с той его человечностью,
которой он пробуждал в каждом уже давно сжавшееся в комок человеческое
сердце, с той настоящей вселенской любовью, которая в нем была" (Дадина
Л, М. Волошин в Коктебеле, - Новый журнал, 1954, № 39).
В 1923 г, через дом прошло
60 человек, в 1924-м - триста, в 1925 - четыреста...
Войди, мой гость. Стряхни
житейский прах
И плесень дум у моего порога...
("Дом поэта", 1926)
Полной идиллии все-таки не
было: "советская действительность" то и дело вторгалась в волошинское
подобие Телемского аббатства. Местный сельсовет третировал Волошина
как домовладельца и "буржуя", время от времени требуя его выселения
из Коктебеля. Фининспекция не могла поверить, что поэт не сдает "комнаты"
за плату, и требовала уплаты налога за "содержание гостиницы". В дом
вторгались комсомольские активисты, призывая жертвовать на Воздухофлот
и Осоавиахим, клеймя затем Волошина за отказ расцениваемый ими как "контрреволюция"...
Снова и снова приходилось обращаться в Москву, просить заступничества
у Луначарского, Горького, Енукидзе, собирать подписи гостей под "свидетельством"
о бесплатности своего дома...
Постепенно становилось ясно,
что идеологизация всей духовной жизни лишь усиливается, единомыслие
утверждается по всей стране. Уже в 1923 г. Б. Таль обрушился на Волошина
с обвинением в контрреволюции (На посту, 1923, № 4). Один за другим
на него нападают В. Рожицын и Л. Сосновский, С. Родов и В. Правдухин,
Н. Коротков и А. Лежнев... В результате сборники стихов Волошина, намечавшиеся
к выходу в 1923 и 1924 гг., не вышли; 30-летие литературной деятельности
удалось отметить в 1925 г. лишь коротенькой заметкой в "Известиях".
Выставка волошинских пейзажей, организованная Государственной Академией
художественных наук в 1927 г. (с отпечатанным каталогом), стала, по
существу, последним выходом Волошина на общественную сцену.
Последней каплей стала травля,
организованная в 1928 г.: местные чабаны предъявили ему счет за овец,
разорванных якобы его двумя собаками, - и "рабоче-крестьянский" суд
поддержал это бредовое обвинение, несмотря на явную его лживость. Злорадство
местных жителей (которым М. Волошина несколько лет оказывала медицинскую
помощь), унизительное обращение судейских, вынужденная необходимость
расстаться с животными (одного пса пришлось отравить) потрясли Волошина.
В декабре 1929 г. его настиг инсульт, творчество поэта практически прекратилось...
Коллективизация (с концентрационным
лагерем для высылаемых "кулаков" близ Коктебеля) и голод 1931 г., думается,
лишили Волошина последних иллюзий насчет скорого перерождения "народной"
власти. Все чаще поэтом овладевает "настроение острой безвыходности",
всегдашний жизнелюб подумывает о самоубийстве... Попытка передать Дом
поэта Союзу писателей и тем сохранить библиотеку и собранный за многие
годы архив, а также обеспечить какой-то статус жене наталкивается на
равнодушие литературных чиновников. В. Вишневский, Б. Лавренев, Л. Леонов,
П. Павленко отделываются пустыми обещаниями, а затем, не уведомив Волошина,
правление СП сдает дом в аренду Партиздату! "История с Домом сильно
подкосила М. А.", - свидетельствовала М. Волошина.
И вот записи Волошина в дневнике
1932 г.: "Быстро и неудержимо старею, и физически, и духовно" (23 января);
"Дни глубокого упадка духа" (24 марта); "Хочется событий, приезда друзей,
перемены жизни" (6 мая). По инерции он еще хлопочет о поездке в Ессентуки
(рекомендуют врачи). Но воли к жизни уже явно не было. В июле давняя
и теперь обострившаяся астма осложнилась воспалением легких - и 11 августа,
в 11 часов утра, поэт скончался. Ему было только 55 лет.
Первые стихи Волошина, написанные
во время учебы в гимназии, носят отпечаток увлечения Пушкиным, Некрасовым,
Майковым, Гейне. В живописи он признавал только передвижников, считая
Репина "величайшим живописцем всех веков и народов". Однако уже в 1899
г. происходит открытие импрессионистов в живописи, а в литературе -
Г. Гауптмана и П. Верлена; в 1900 г. юноша видит в символизме "шаг вперед"
по сравнению с реализмом. А в январе 1902 г. в лекции "Опыт переоценки
художественного значения Некрасова и Алексея Толстого" (имеется в виду
А. К. Толстой) Волошин уже выступает как горячий приверженец "нового
искусства", третируемого "публикой" как декадентство.
Отныне он берет на вооружение
формулу Гете - "Все преходящее есть только символ" - и соответственно
смотрит на мир. Его восхищение вызывают офорты мало кому понятного Одилона
Редона, а в поэзии, наряду с Ж.-М. Эредиа и Э. Верхарном, он берет себе
в учителя "темных" С. Малларме и П. Клоделя. Немудрено, что знакомство
осенью 1902 г. с К. Бальмонтом быстро переходит в дружбу, а в начале
1903 г. Волошин близко сходится с другими русскими символистами и с
художниками "Мира искусства".
Мы не случайно пытаемся проследить
эстетическую и литературную эволюцию молодого Волошина одновременно.
Поначалу лишь трепетно мечтавший стать поэтом, он видел своей целью
в жизни искусствоведение - и ехал в Париж, надеясь "подготовиться к
делу художественной критики" ("О самом себе", 1930). А чтобы "самому
пережить, осознать разногласия и дерзания искусства", он решает стать
художником. Живопись Волошин также рассматривал как средство выработки
"точности эпитетов в стихах". И видение художника наложило явственный
отпечаток на поэзию Волошина: красочность, пластичность его стихотворений
отмечали почти все критики, писавшие о нем.
Как правило, вплоть до 1916
г. утверждались и книжность, холодность волошинской поэзии, "головной"
ее характер. Основания для этого были, так как поэт придавал особое
значение форме стиха, чеканил его и оттачивал. Способствовало этому
впечатлению и пристрастие Волошина к античным, библейским и особенно
оккультным ассоциациям. И если первые два слоя были знакомы интеллигентному
читателю - основы этих знаний давала гимназия, - то третий, как правило,
серьезно усложнял восприятие его стихов. А Волошин считал, что его "отношение
к миру" наиболее полно выражено в насквозь оккультном венке сонетов
"Corona Astralis". И отмечал в 1925 г. в "Автобиографии": "Меня ценили,
пожалуй, больше всего за пластичную и красочную изобразительность. Религиозный
и оккультный элемент казался смутным и непонятным, хотя и здесь я стремился
к ясности, краткой выразительности". Во всяком случае, этот сугубый
мистицизм - постоянное ощущение тайны мира и стремление в нее проникнуть
- был второй, после живописности, особенностью Волошина-поэта.
Следует при этом отметить,
что постоянное обращение Волошина в ранних (до 1910 г.) стихах к мифу
объясняется во многом влиянием на него восточного Крыма, хранившего
античные воспоминания не только в памятниках древности Феодосии и Керчи,
но в самом пейзаже этой пустынной, спаленной солнцем земли.
Я вижу грустные, торжественные
сны -
Заливы гулкие земли глухой
и древней,
Где в поздних сумерках грустнее
и напевней
Звучат пустынные гекзаметры
волны...
И себя поэт ощущал эллином:
"Я, полуднем объятый,/ Точно крепким вином,/ Пахну солнцем и мятой,/
И звериным руном..." Не боясь насмешек, он ходил в Коктебеле босиком,
с повязкой на голове, в длинной рубахе, которую обыватели именовали
(и неспроста!) то хитоном, то тогой. В восприятии Киммерии, как Волошин
называл восточный Крым, он примыкал к Константину Богаевскому, также
стремившемуся в своих исторических пейзажах показать древность, "духовную"
насыщенность этих холмов и заливов. Открытие Киммерии в поэзии (а затем,
с 1917 г, и в живописи) стало еще одним вкладом Волошина в русскую культуру.
Один из признанных мастеров
сонета, Волошин стал также пионером верлибра и "научной поэзии" (цикл
"Путями Каина"); сюитой прекрасных стихотворений он отдал долг любимому
Парижу и разработал нечасто встречающийся жанр стихотворного портрета
(цикл "Облики").
Волошин признавал, что начиная
с 1917 г его тематическая палитра изменилась, но считал, что "подошел
к русским современным и историческим темам с тем же самым методом творчества,
что и к темам лирическим первого периода". Однако разница есть. Стихи
о революции и гражданской войне писал поэт, больно задетый обрушившимися
на страну событиями, и человек, глубоко и объемно мыслящий. Стихи эти
отвечали душевным потребностям людей и в одном, и в другом стане, затрагивали
в них наиболее чувствительные струны. Волошину удалось в "расплавленные
годы" гражданской войны найти такую точку зрения, которая была приемлема
и для белых, и для красных, удалось духовно встать "над схваткой":
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
("Гражданская война", 1919)
В основе этой позиции была
религиознось поэта. Именно религия во все времена учила оценивать события
в перспективе вечности. "Примерявший" в молодые годы все мировые религии,
западные и восточные, Волошин под конец вернулся "домой", к православию.
Снова и снова обращался он к судьбам русских религиозных подвижников,
создав в последний период жизни поэмы "Протопоп Аввакум", "Святой Серафим",
стихотворения "Сказание об иноке Епифании" и "Владимирская Богоматерь".
Поэтому его статья "Вся власть патриарху" (в газете "Таврический голос"
от 22 декабря 1918 г.) была не желанием ошарашить обывателя, как трактовал
это Вересаев, а попыткой указать единственный, по его мнению, возможный
способ примирения. Недаром к этому выводу пришел в то же самое время
И. Эренбург (стихотворение "Как Антип за хозяином бегал", 1918). Но
для реализации этого призыва многомиллионные массы должны были предпочесть
свои материальные интересы, за которые прежде всего и шла борьба, духовным.
Что всегда было по плечу лишь единицам...
Тем не менее, как уже было
сказано, эти "нереальные" призывы находили отклик в душах людей. Стихи
Волошина белые распространяли в листовках, при красных их читали с эстрады.
Волошин стал первым поэтом Самиздата в Советской России: начиная с 1918
г. его стихи о революции ходят "в тысячах списков". "Мне говорили, что
в Восточную Сибирь они проникали не из России, а из Америки, через Китай
и Японию", - писал сам Волошин в 1925 г. в "Автобиографии". И готовый
к тому, что в грядущих катаклизмах "все знаки слижет пламя", он надеялся,
что "может быть, благоговейно память// Случайный стих изустно сохранит..."
("Потомкам", 1921).
Сложнее обстоит дело со статьями
Волошина о революции: перед ними "редакции периодических изданий" захлопнулись
наглухо. А в этих статьях и в цикле поэм "Путями Каина" Волошин проявил
себя как вдохновенный мыслитель и пророк. Мысли эти, правда, вынашивались
им в течение всей жизни - но теперь, в экстремальных условиях, приобрели
черты злободневной насущности. В основе большей их части лежало неприятие
"машины" - технической цивилизации основанной на слепой вере в науку,
на первенстве материальных начал над духовными, на вещизме. Не отрицая
привлекательности многих достижений цивилизации (скорости передвижения,
комфортабельности жилищ, увеличения урожаев), поэт ставит вопрос: какой
ценой достаются эти блага человеку и, главное, куда вообще ведет этот
путь?
Пар послал
Рабочих в копи - рыть руду
и уголь,
В болота - строить насыпи,
В пустыни -
Прокладывать дороги;
Запер человека
В застенки фабрик, в шахты
под землею,
Запачкал небо угольною сажей
[...],
Замкнул Просторы путнику:
Лишил ступни
Горячей ощупи
Неведомой дороги...
("Пар", 1922)
В результате человек "продешевил"
дух "за радости комфорта и мещанства" и "стал рабом своих же гнусных
тварей". Машины все больше нарушают равновесие отношений человека с
окружающей средой. "Жадность" машин толкает людей на борьбу за рынки
сбыта и источники сырья, - ведя к войнам, в которых человек - с помощью
машин же! - уничтожает себе подобных. Кулачное право - самое гуманное!
- сменилось "правом пороха", а "на пороге" маячат "облики чудовищных
теней", которым отдано "грядущее земли" (Волошин писал это, имея в виду
"интра-атомную энергию", в январе 1923 г.!).
Один из немногих поэтов, Волошин
увидел в теории классовой борьбы "какангелие" ("дурная весть" в переводе
с древнегреческого), "новой враждой разделившее мир". Всегда выступавший
против "духа партийности", как направленного на удовлетворение частных
и корыстных интересов, он считал неправомерной и "ставку на рабочего".
Ставить следует на творческие силы, полагал он: "на изобретателя, организатора,
зачинателей".
Революцию Волошин принял с
открытыми глазами, без иллюзий: как тяжкую неизбежность, как расплату
за грехи прогнившей монархии (а по слову Достоевского, "каждый за все
перед всеми виноват"). "Революция наша оказалась не переворотом, а распадом,
она открыла период нового Смутного времени", - определил он летом 1919
г. Но одновременно, в психологическом отношении, Россия представила
"единственный выход из того тупика, который окончательно определился
и замкнулся во время Европейской войны" ("Россия распятая", 1920). Очень
рано Волошин увидел роковую судьбу русской интеллигенции - быть "размыканной"
"в циклоне революций" ("Россия", 1924). И, по сути, предсказал сталинизм,
еще в 1919 г. предрекая России единодержавное и монархическое правительство,
"независимо от того, чего нам будет хотеться" ("Русская революция и
грядущее единодержавие"). В статье "Россия распятая" (1920) поэт пояснял:
"Социализм сгущенно государственен по своему существу"; поэтому он станет
искать точку опоры "в диктатуре, а после в цезаризме". Сбылось и предсказание
Волошина о том, что Запад, в отличие от России, "выживет, не расточив
культуру" ("Россия", 1924).
Разумеется, и Волошину случалось
ошибаться в своих прогнозах и оценках. Думается, прекраснодушием было
неприятие Волошиным Брестского мира, в котором он исходил из верности
России союзническому долгу по отношению к Франции, Англии, Сербии. Ставя
выше всего долг чести и совести государства, поэт забывал о реальных
людях в окопах, которые не начинали войну, но вынуждены были платить
собственными жизнями за чужие интересы. Показательно, что в дальнейшем
он сам признал, что большевики были правы - и в его стихотворении о
Брестском мире "нет необходимой исторической перспективы и понимания"
("Россия распятая", 1920).
Иногда Волошина явно "заносило"
в погоне за парадоксами, в вечном стремлении обнаружить новый, непривычный
аспект какой-либо идеи. Так, он несколько заигрался в мистификации с
Черубиной де Габриак, в результате чего в истории, задуманной как комическая,
не раз наступали драматические ситуации. Но все это было оборотной стороной
бесстрашия волошинского мышления, свободой и раскованностью которого
он и выделялся среди многих литераторов России начала XX в. ("Ходок
по дорогам мысли и слова", - определяла М. Цветаева).
Эта свобода была неотъемлема
от гражданского и человеческого мужества поэта. Он всегда был готов
ко всему, что пошлет судьба, и 17 ноября 1917 г. так сформулировал свое
отношение к ее превратностям: "Разве может быть что-нибудь страшно,
если весь свой мир несешь в себе? Когда смерть является наименее страшным
из возможных несчастий?" Далеко не каждый мог, подобно ему, заявить
на территории, занятой белыми: "Бойкот большевизма интеллигенцией, неудачный
по замыслу и плачевный по выполнению, был серьезной политической ошибкой,
которую можно извинить психологически, но отнюдь не следует оправдывать
и возводить в правило" ("Соломонов суд", 1919). Он же в советское время
не боялся утверждать: "Искусство по существу своему отнюдь не демократично,
а аристократично, в точном смысле этого слова: "аристос" - лучший" ("Записка
о направлении народной художественной школы", ок. 1921 г.).
Все это полностью соответствовало
волошинскому кредо:
В смутах усобиц и войн
постигать целокупность.
Быть не частью, а всем: не
с одной стороны, а с обеих.
Зритель захвачен игрой - ты
не актер и не зритель,
Ты соучастник судьбы, раскрывающей
замысел драмы.
В дни революции быть Человеком,
а не Гражданином:
Помнить, что знамена, партии
и программы -
То же, что скорбный лист для
врача сумасшедшего дома.
Быть изгоем при всех царях
и народоустройствах:
Совесть народа - поэт. В государстве
нет места поэту.
("Доблесть поэта", 1925)
Не слишком ли сильно сказано
о государстве? Но напомним: государство - не страна! - орудие политической
власти, механизм принуждения и ограничения. А первейшее условие поэзии
- свобода, неподконтрольность...
Волошин рано осознал свою
особость и свою обреченность на одиночество. "В вашем мире я - прохожий,//
Близкий всем, всему чужой" - это сказано в 1903 г. Через десять лет
он предрек:
Бездомный долгий путь назначен
мне судьбой...
Пускай другим он чужд... я
не зову с собой -
Я странник и поэт, мечтатель
и прохожий...
("Как некий юноша в скитаньях
без возврата...", 1913)
И наконец, в 1915 г., в пламени
"мирового пожара", определил:
Один среди враждебных ратей
-
Не их, не ваш, не свой, ничей
-
Я - голос внутренних ключей,
Я - семя будущих зачатий.
("Пролог", 1916)
Еще в 1902 г. Волошин написал:
"Жизнь - бесконечное познанье.// Возьми свой посох - и иди". Всю жизнь
он оставался верен этому завету. В программном стихотворении 1917 г.
"Подмастерье" он прозревает испытания "бездомного, долгого" пути своего
духа.
Душа твоя пройдет сквозь
пытку и крещенье
Страстною влагою,
Сквозь зыбкие обманы
Небесных обликов в зерцалах
земных вод.
Твое сознанье будет
Потеряно в лесу противочувств,
Средь черных пламеней, среди
пожарищ мира.
Твой дух дерзающий познает
притяженье
Созвездий правящих и водящих
планет...
Но есть ли у этого странствия
цель и конец?.. Цель поэта - стать из подмастерья Мастером. Таковым
он становится, лишь обретя мудрость сознания и мужество духа.
Когда же ты поймешь,
Что ты не сын земле,
Но путник по вселенным,
Когда поймешь, что человек
рожден,
Чтоб выплавить из мира
Необходимости и разума -
Вселенную Свободы и Любви,
-
Тогда лишь Ты станешь Мастером.
Дневники Волошина наряду с
его письмами и позволяют с наибольшей достоверностью проследить "странствие"
его души: формирование мировоззрения, зачатки творческих импульсов,
человеческие контакты...
Первый свой дневник поэт начал
еще гимназистом. 12 октября 1892 г. он записал: "Я сюда собираюсь записывать
все, т. е. мои мысли, заметки, стихотворения <...> Я уже несколько
раз прежде принимался писать дневник, но постоянно бросал. Теперь я
хочу писать это аккуратно, изо дня в день..." Стимул? "Мое теперешнее
самое заветное желание - это быть писателем".
Пороху хватило лишь до начала
1894 г.: 31 января была сделана последняя запись. Этот дневник еще вполне
детский. В 1900 г., путешествуя с тремя другими студентами по Австро-Венгрии
и Италии, Волошин участвует в ведении коллективного дневника "Журнал
путешествия": это дневник по преимуществу юмористический. В 1901 - 1903
гг. он делает еще ряд отрывочных записей: теперь это попытки самоанализа,
подробная и художественная фиксация состояний природы: зачатки будущих
стихов.
Но лишь весной 1904 г. дневник
становится для Волошина насущной потребностью: он пишет регулярно, помногу
- и через какое-то время приписывает в начале тетради заглавие:
"История моей души". Ответственная
задача! Связано это начинание с двумя моментами внутренней жизни 27-летнего
поэта: сильным чувством к Маргарите Васильевне Сабашниковой и столь
же сильным напором мыслей и образов, которые требуют выхода.
Чувство... Оно поначалу безответно.
Маргарите Васильеве 22 года, она хороша собой, талантлива (занимается
живописью пишет стихи), но мужчина, любовь - оставляют ее равнодушной.
А точнее, отталкивают. О совместной с Волошиным поездке в Сен-Клу она
записывает: "От меня ждут слов, а я молчу. <...> Для него начался
такой новый, такой громадный сон. Нужно оборвать его и жаль. <...>
я смотрю на это молодое, на это чистое и одаренное существо и знаю,
что с ним и мне страшно, что опять в моих бессильных и неумелых руках
сокровище, и я не знаю, как бережно, не измяв, отложить его"...
Читая дневник Волошина 1904
г., нельзя не заметить его обостренное внимание к сексу. В разговоре
с В. И. Ивановым он прямо называет секс основой жизни. Его преследуют
чувственные образы, он подробно записывает все разговоры "о поле"...
У Волошина уже есть некоторый сексуальный опыт - но кратковременный
и случайный. В теории он понимает, что "тело - великая и таинственная
основа всего" и что оно "не имеет понятия о логике и нравственных правилах"
(запись от 5 июля 1902 г.). Но сам-то он остается рабом этих "нравственных
правил"! И позднее, через годы, Волошин признавался поэтессе А. К. Герцык:
"У меня же трагическое раздвоение: когда меня влечет женщина, когда
духом близок ей, я не могу ее коснуться, это кажется мне кощунством"...
Начиная понимать, что у Маргариты
Васильевны его чувственное (нормальное!) влечение не найдет поддержки,
Максимилиан Александрович начинает подсознательно готовить себя к неизбежности
выбора: или пол - или искусство. Конечно, он еще надеется на благоприятный
исход этого поединка (а кульминация его - в будущем, 1905 г.), а пока
благодарно впитывает вдохновения, дарованные ему Парижем, живет полной
жизнью души и духа. Впечатления (частично зафиксированные в дневнике)
постепенно преображаются в стихи: "В дождь Париж расцветает...", "Старые
письма", "Рождение стиха", переводы из С. Малларме, Эмиля Верхарна,
Жозе-Марии Эредиа... Поездка с Маргаритой Васильевной по Сене претворилась
в стихотворение "Закат сиял улыбкой алой...", пребывание в Сен-Клу -
в "Эта светлая аллея...", "И были дни, как муть опала...", совместные
прогулки по Парижу, в Версаль - в "Письмо".
Вдохновляющими были и встречи
с В. И. Ивановым. Мысли, возникшие - или сформулированные - в это время,
войдут вскоре в статьи "Магия творчества" (Весы, 1904, № 11), "Откровения
детских игр" (Золотое руно, 1907, № 11 - 12), "О смысле танца" (Утро
России, 1911, № 71, 29.111)... А работа мысли идет у Волошина по нескольким
направлениям: перед нами не только поэт и филолог, но и искусствовед,
эстетик, философ...
Дневник будет продолжаться
в 1905 г., затем прервется на год. Осложнение отношений с Сабашниковой
снова толкнет к бумаге: с 1 марта 1907 г. "История моей души" будет
продолжена. Уже нерегулярные, но еще подробные записи ведутся в 1908
и 1909 гг. С 1911-го они достаточно эпизодичны; в 1914-м, 1917 - 1929
не появляется ни одной... Последняя запись в тетради датирована 6 июня
1931 г. В 1932 г. дневник был возобновлен - но уже на отдельных листах.
В издании 1991 г. (М.: Книга;
сост. 3. Давыдова и В. Купченко) "История моей души" печаталась с купюрами;
здесь этот "главный" дневник поэта воспроизводится полностью и с исправлением
ряда неразобранных прежде слов. Впервые публикуются: дневник 1901 -
1903 гг., "дорнахский" дневник 1914 г. (Волошин вел его в записной книжке),
"Записи психоанализа" 1926 г. (с материалами о самом раннем детстве,
всплывшими из подсознания) и "Биографическая канва" 1931 г.
В.П. Купченко
Владимир Петрович Купченко - один из исследователей личности и творчества
Максимилиана Волошина, был директором Дома-музея Волошина, проделал колоссальную
работу по изучению биографии и наследия М.А. Волошина.
Библиография работ В.П. Купченко включает более 400 названий.
|