З. Н. Дыдыкина 058. Воспоминания о Н. А. Клюеве

      Мой отец познакомился с Николаем Алексеевичем Клюевым на выставке в Союзе художников в 1925 г., где была представлена его первая работа — бюст Сергея Есенина. Бюст был создан под впечатлением трагических событий, произошедших в гостинице «Англетер». Работа выражалась большой эмоциональностью и выразительностью, поэтому отец, не будучи тогда еще членом Союза художников, смог участвовать в выставке. Клюев, осматривая выставку и остановившись у бюста поэта, воскликнул: «Ой, Сереженька!». Николай Васильевич стоял рядом, и спутник Клюева сказал: «А вот и автор». Так состоялось это знакомство.
      Клюев звал Николая Васильевича «Никола»,был с ним на «ты». Общение продолжалось несколько лет, до 1932 г., когда Клюев покинул Ленинград.
      Клюев часто бывал в нашем доме. Мы жили на пр. Римского-Корсакова, в мансарде, куда вела высокая железная лестница. Ходил он чаще к маме, так как голодал, и мама, очень добрый и хлебосольный человек, всегда его кормила. Иногда, не застав никого дома, присаживался на нижнюю ступеньку лестницы и ждал, когда кто-нибудь придет. Я помню одну Пасху: сидит за столом, держит пасхальное яичко в руке, в рубашке навыпуск, вышитой по вороту и рукавам крестиком, в коричнево-малиновых тонах. Бросалось в глаза гладкое, моложавое лицо, сам он был крепкий, небольшого роста, полноватый. Была в доме одна памятная фотография этого пасхального дня, снятая в нашей квартире за пасхальным столом в кругу наших родственников. Он сидит боком, в руках его — пасхальное яичко. Любил рассказывать свои сны, рассказывал очень красочно, неудержно фантазируя. Висит рубашка с пояском, поясок оживает и превращается в змею, обвивается вокруг ножки стола и стоит, как кобра. Я после этого кричала всю ночь. В разговоре очень «окал». Поверх рубахи носил поддевку темного цвета, черную шляпу, сапоги, вокруг шеи обмотан шарф. Николаю Васильевичу подарил книгу своих стихов с автографом. Где книга сейчас — неизвестно.
      Бывали мы с отцом у него. Квартира была недалеко от Дома композиторов (ул. Герцена), во дворе налево. Около двух комнат. Бросалось в глаза обилие стеллажей, типа библиотечных. Сидел со свечами, и при этом был телефон. Висело много икон с лампадами, и на столе одна очень большая свеча.
      Н. В. его не лепил: гладкое невыразительное лицо, курносый нос, лысый высокий череп обрамлен длинными волосами. Н. В. подарил ему картину (масло) «Северная церковь» работы художника Золотарева. Из внешнего облика запомнилось еще: волосатые руки и длинные ногти, которыми он, закатывая рукава, почесывал руки. Светловолосый, но скорее рыжий. Лет 40 — 50. Жил он один.

В содержание