![]() |
Наталия Александровна
|
Купина Наталия Александровна (р. 1940) - выпускница филологического факультета Одесского университета (1964). Доктор филологических наук (1985). Профессор кафедры риторики и стилистики русского языка УрГУ. Область научных интересов - русская речь в ее многообразных проявлениях. |
Ольга Владимировна
|
![]() |
Пушкарева Ольга Владимировна (р. 1969) - выпускница филологического факультета Уральского государственного университета (1992), кандидат филологических наук (1998). |
© Н. А. Купина, О. В. Пушкарева, 1999
При интерпретации и оценке национальной русской картины мира нередко используется оператор странное, содержащий смысл "необычное, непонятное, непривычное, не такое, как всегда, и поэтому вызывающее удивление и недоумение". Странными не только со стороны, но и изнутри (Мы не такие, как все; Умом Россию не понять; Наш путь необычный, особенный и под., ставшие шаблонными суждения) кажутся лица, характеры, обычаи русских, некоторые участки вещного мира, мира идей, эмоций.
Русский язык выработал разветвленную систему средств, служащих для реализации значения странного. Эти средства комбинируются в поле, включающее слова, так или иначе варьирующие значение "странное"; особые синтаксические конструкции, прежде всего вопросительные; некоторые частицы, союзы (ужли, ужели, ведь, разве, но) и др. Можно говорить о том, что в русском языке существует модальность странного 1 .
В структуру модальности странного 2 входит нормативная картина мира в представлении говорящего субъекта, субъект модального отношения, объект модального отношения и само отношение к объекту как странному.
Модальность странного есть отношение к нарушению стереотипа, свидетельствующее о невозможности или неспособности субъекта объяснить кажущееся отклонение.
Модальное отношение странного охватывает многие высказывания, суждения, философские, публицистические, художественные тексты, связанные с оценкой русской жизни. Для осмысления странного в национальном бытии и характере целесообразно обратиться к А. С. Пушкину.
Анализ языка А. С. Пушкина 3 показывает некатегориальность странного в восприятии национальным поэтом русской действительности. Об этом свидетельствуют статистические данные, сведенные нами в таблицу.
Дадим некоторые пояснения. В первой колонке представлены слова группы "странное" в русском языке (цифра около слова указывает номер его значения в толковом словаре 4 ); во второй приведено количество конкретных словоупотреблений во всех текстах А. С. Пушкина (или в пушкинском сверхтексте); в третьей - количество конкретных словоупотреблений в лирике поэта; в четвертой - количество конкретных словоупотреблений в романе "Евгений Онегин".
Слово из ФСГ странное | Количество употреблений | |||
в пушкинском сверхтексте | в стихотворениях | в "Евгении Онегине" | ||
странное | 126 | 7 | 10 | |
странно | 19 | 1 | 0 | |
странность | 4 | 2 | 1 | |
странность (=странные привычки) | 15 | 0 | ||
таинственный | 35 | 20 | 7 | |
таинственно | 8 | 6 | 1 | |
таинственность | 4 | 0 | 0 | |
фантастический | 6 | 0 | 0 | |
мистический | 5 | 0 | 0 | |
неведомый | 35 | 13 | 0 | |
неведомо | 8 | 0 | 0 | |
загадочный | 3 | 0 | 0 | |
загадка | 11 | 2 | 2 | |
невероятный | 2 | 0 | 0 | |
невероятность | 2 | 0 | 0 | |
невероятно | 1 | 0 | 0 | |
невиданный | 2 | 0 | 0 | |
небывалый (=необычайный) | 1 | 0 | 0 | |
небывалый (=вымышленный) | 2 | 2 | 0 | |
небывальщина | 1 | 0 | 0 | |
необычайный | 5 | 0 | 0 | |
необычайно | 1 | 0 | 0 | |
исключительный | 5 | 0 | 0 | |
чрезвычайный | 10 | 0 | 0 | |
необыкновенный | 67 | 1 | 1 | |
необыкновенно | 1 | 0 | 0 | |
непостижный | 2 | 1 | 0 | |
непостижимый | 3 | 0 | 1 | |
непостижимо | 0 | 0 | 0 | |
непостижно | 0 | 0 | 0 | |
непонятный | 32 | 6 | 3 | |
непонятно | 0 | 0 | 0 | |
неизъяснимый | 32 | 5 | 2 | |
неизъяснимо | 2 | 0 | 0 | |
озадачить | 1 | 0 | 0 | |
непривычный | 1 | 0 | 0 | |
непривычно | 0 | 0 | 0 | |
недоумение/-нье | 28 | 3 | 3 | |
недоумевать | 3 | 0 | 0 | |
смутный (=неясный) | 7 | 3 | 1 | |
смутный (=вызывающий смятение, беспокойство) | 9 | 2 | 0 | |
темный (=неясный, непонятный) | 34 | 10 | 3 | |
темный (=вызыв. недоверие, сомнительный, подозрительный) | 3 | 0 | 1 | |
темно (=туманно, непонятно) | 7 | 1 | 1 | |
чудесный - 1 | 11 | 3 | 1 | |
чудесный - 2 | 10 | 5 | 0 | |
чудесный - 3 | 16 | 8 | 1 | |
чудесно | 4 | 1 | 0 | |
чудный - 1 | 13 | 1 | 0 | |
чудный - 2 | 24 | 12 | 3 | |
чудный - 3 | 21 | 11 | 2 | |
чудно | 11 | 1 | 3 | |
чудо | 82 | 13 | 1 | |
чудесить | 2 | 1 | 0 | |
чудеснее | 1 | 1 | 0 | |
причудливый | 0 | 0 | 0 | |
причуда | 9 | 0 | 2 | |
причудник | 0 | 0 | 0 | |
причудница | 3 | 0 | 2 | |
дивный | 40 | 22 | 1 | |
дивно | 4 | 1 | 0 | |
дивить | 2 | 2 | 0 | |
дивиться | 52 | 15 | 2 | |
чудотворный | 5 | 1 | 1 | |
чудотворец | 6 | 1 | 0 | |
чудотворица | 1 | 0 | 0 | |
чудотворно | 0 | 0 | 0 | |
диковинный | 0 | 0 | 0 | |
диковина/-нка | 1/3 | 0/0 | 0/0 | |
удивительный - 1 | 29 | 0 | 0 | |
удивительный - 2 | 40 | 0 | 0 | |
удивить | 22 | 2 | 2 | |
удивиться | 15 | 2 | 0 | |
удивление | 33 | 3 | 1 | |
удивлять | 7 | 1 | 0 | |
удивляться | 28 | 1 | 1 | |
потрясать - 4 | 3 | 0 | 0 | |
потрясение - 2 | 11 | 0 | 0 | |
потрясаться | 0 | 0 | 0 | |
поразить - 4 | 65 | 3 | 4 | |
нелепый | 17 | 1 | 0 | |
нелепица | 1 | 0 | 1 | |
нелепость | 16 | 0 | 0 | |
нелепо | 0 | 0 | 0 | |
несуразный | 0 | 0 | 0 | |
чудак | 17 | 1 | 8 | |
чудаковатый | 0 | 0 | 0 | |
сумасбродить | 1 | 0 | 1 | |
сумасбродный | 1 | 0 | 0 | |
сумасбродство | 1 | 1 | 0 | |
сумасброд | 6 | 0 | 2 | |
дикий - 4 // | 28 | 9 | 0 | |
дикий - 5 | 2 | 0 | 0 | |
дико | 8 | 1 | 3 | |
диво | 25 | 5 | 0 | |
дивоваться | 2 | 2 | 0 | |
надивиться | 3 | 0 | 0 | |
изумление/-нье | 45 | 1 | 3 | |
изумлять | 2 | 0 | 1 | |
изумляться | 2 | 0 | 0 | |
изумить | 45 | 8 | 0 | |
изумиться | 22 | 3 | 0 | |
поразительный | 0 | 0 | 0 |
Из таблицы видно, что лексические средства выражения модальности странного в лирике относительно немногочисленны по сравнению со всем языковым творчеством поэта. Между тем именно лирика отражает авторское видение мира. Ядерный элемент поля - слово странное зафиксировано в лирических текстах всего 7 раз; многие слова группы "странное" А. С. Пушкин вообще не употребляет. Например, слово непостижимо вообще отсутствует в лексике поэта, ибо для гения А. С. Пушкина нет ничего непостижимого. Странное для поэта - это прежде всего "дивящее в силу неожиданности, восхищающее". Отсюда сравнительно высокая частотность в лирике слов чудесный (16), чудный (25), чудо (13), дивный (22), дивиться (15). Выделяется также группа слов, связанных общим значением "сверхъестественный, неразгаданный": таинственный (20), загадочный (22), неведомый (13), темный (10). Не случайна тенденция к употреблению этих слов при описании романтической ситуации: И светел ты сошел с таинственных вершин; Вы, тени мирные таинственного леса; Луна, спокойное сиянье / Твоих таинственных лучей...
В лирике наблюдается разнообразие объектов модального отношения странного. Эти объекты принадлежат таким семантическим сферам, как "физический мир", в частности "мир природы": природа, лес, гром, лучи, равнины, сени сосен, цветок, ключи; "человек": потомки, дева, певец, Наполеон; "психический мир": мечты, мечтанье, грусть, унынье, влечение, мысль, дух, судьба, счастье и др. Значения слов, обозначающих объект модального отношения странного, колеблется от предельно обобщенного (мир, все, что мило) до частно-предметностного (ворота, колокольчик).
Странное имеет отношение к "чужой, иной стране": Ты рождена воспламенять / Воображение поэтов, / Его тревожить и пленять... / Восточной странностью речей...
Странное возникает как неожиданное ощущение поэтом гармонии там, где обыденное сознание ее не ощущает: Стихи бесстыдные приапами торчат, / В них звуки странною гармонией трещат; То звуков или слов / Нежданное стеченье... / То странность рифмы новой, / Неслыханной дотоль.
В большинстве случаев странное существует на уровне впечатления, первичного восприятия, фиксируется поэтом в отдельной фразе или строфе и не разрушает нормативно-ценностную картину мира. Странное, по А. С. Пушкину, не характеризует русскую действительность как аномальную. Достаточно сказать, что культурно-этнографические реалии не выступают как объекты модального отношения странного. Национальное скорее проявляется в изображении эмоций, часто разноречивых: тайное волнение (любовь); Дивились долгому любви моей мученью (любовь и страдания); Что ж непонятная грусть / Тайно тревожит меня? (грусть и тревога); Страшно, страшно поневоле / Средь неведомых равнин (страх, беспокойство); Непонятно счастье ваше, / Но молчите ж обо всем (счастье, тревога) и др. Чувства нередко воспроизводятся как неопределенные, нераспознаваемые, нерасчленяемые: Не страшное влеченье / Чего-то жаждущей души; Какой-то негой неизвестной, / Какой-то грустью полон я; Неизъяснимый сердца жар...
Национальное проявляется и в изображении плена фантазий - неясных, неопределенных, но неизменно притягательных: И вот уже мечтою странной / Душа наполнилась моя; Мечтанья смутные в груди моей тая, / Скитаюсь по лугам, по рощам молчаливым, / Поэтом забываюсь я; Он оживляет тайной силой / Твои неясные мечты...
Возможно, национальное можно усмотреть в модальных смыслах, передаваемых с помощью вопросительных предложений. "Альтернативность пушкинских вопросов... глубоко содержательна. Опредмечивающий ход пушкинской мысли <...> отнюдь не стирает оттенок неизъяснимого" 5 . Очевидное становится объектом сомнений:
Дар напрасный, дар случайный,
|
Странное здесь составляет основу философического модального смысла текста, отражающего отношение русского поэта к жизни. Актуальны смыслы "не подлежащее разгадке, непонятное, неуловимое, тревожащее, будоражащее". Наблюдается особая значительность: вопросы, не предполагающие конкретных ответов, обнаруживают, что "окружающий мир имеет голос, что он по меньшей мере равноправен с человеком <...> и находится с ним в непрестанном диалоге" 6 . Человек же призван сам понять, расшифровать вечные мировые загадки.
Лирический мир А. С. Пушкина чужд тривиальностей. Поэт избегает прямых номинаций странного, развивая и углубляя модальные обертоны. Используя модальное отношение для характеристики принятого нормативного положения вещей, А. С. Пушкин, в частности, трактует норму как право на индивидуальность. Это ярко выражается в романе "Евгений Онегин".
В тексте романа 8 раз употребляется слово чудак. Чудак - прямой носитель странного, анормального, и смотрит на него Пушкин прежде всего глазами света 7 : Мелькают профили голов / И дам, и модных чудаков. Нормативно-социальная оценка охватывает то, что бросается в глаза - внешность, манеру поведения.
Оценочное слово чудак используется как ярлык. Чудака отличает эпатирующее поведение; чудак "надевает" на себя маску странного; он притягивает взгляды своей необычностью.
Онегин как объект модального отношения странного характеризуется словосочетанием опаснейший чудак, передающим негативную оценку (в сочетании с агрессивностью), пронизывающую оппозицию Онегин - все. Онегин, разумеется, не такой, как все. В то же время для Татьяны Онегин - пасмурный чудак, чудак печальный и опасный, не лишенный романтического обаяния, одинокий, непонятый, совершивший непоправимое. Попутное замечание автора "я сердечно люблю героя моего" говорит о том, что чудаковатое поведение, с точки зрения Пушкина, не повод для того, чтобы отвергнуть человека. Выражения прослыть чудаком, корчить чудака передают идею масочности. Маска - это еще не лицо. В словах мой неисправленный чудак скрыта снисходительность к чудачествам. Способность на сумасбродство противостоит посредственности.
Притяжательное местоимение мой создает тональность доверительности и понимания. Чудак - "человек, способный на неожиданные поступки, разрушающий стереотипы поведения, верный себе без оглядки на мнение света". Таковы грани чудачества как варианта странного. Странность встает в один ряд с мечтательностью и холодной аналитичностью. Такое соединение несоединимого можно расценить как одобряемое А. С. Пушкиным выражение национального в характере героя: Мне нравились его черты, / Мечтам невольная преданность, / Неподражательная странность / И резкий охлажденный ум.
Итог лирического размышления А. С. Пушкина парадоксален: И... посредственность одна / Нам по плечу и не странна? Модальное отношение странного приписывается собирательному субъекту, некоему обобщенному обывательскому сознанию. Странное, с точки зрения автора, становится синонимом неординарного.
Странность, непохожесть, способность оставаться верным себе, даже совершая непредсказуемые поступки, наконец, неординарность - знаки любимых героев А. С. Пушкина.
Странное утверждается А. С. Пушкиным как право на индивидуальность и отрицается как максималистское аксиологическое средство. А. С. Пушкин не приписывает странное всему русскому; для него не характерна реакция недоумения и отталкивания при восприятии странного.
1.
См.:
Вольф Е.М.
Оценка и странность как виды модальности // Язык и логическая теория. М.,
1987. С. 179-186.
2.
См.:
Малышева А.А.
Норма и модальность странности // Нормы человеческого общения: Тез. докл.
межвуз. науч. конф. М., 1987. С. 17-19.
3.
См. по изд.:
Пушкин А. С.
Полное собр. соч.: В 10 т. 3-е изд. М., 1962 - 1964.
4.
См.: Словарь языка Пушкина: В 4 т. / Под ред.
В.В. Виноградова
. М., 1956.
5.
См.:
Грехнев В.А.
Этюды о лирике Пушкина. Н. Новгород. 1991. С. 89-90.
6.
См.:
Непомнящий В.С.
Лирика Пушкина. Статья 4 // Литература в школе. 1995. № 1. С. 7.