ЛАТЫШСКИЕ НАРОДНЫЕ ПРЕДАНИЯ


  Латышское народное творчество богато и тематически многообразно; это объясняется историческими судьбами латышского народа. С начала XIII столетия латышские племена были порабощены иноземцами – немецкими феодалами и жестоко ими эксплуатировались. Латыши не могли получать образование, иноземцы мешали развитию латышской культуры; до середины XIX века латышский народ не имел своей профессиональной литературы, науки, искусства. На протяжении этих тяжелых столетий фольклор был единственной литературой, единственным хранителем народной мудрости в художественных образах. Он передавался от поколения к поколению из уст в уста, причем совершенствовались как его содержание, так и художественная форма. Фольклорные ценности, созданные латышским народом, неисчерпаемы. Это свидетельствует о той несгибаемой духовной силе, которая жила в угнетенном, униженном народе, о его оптимизме, непреклонной воле к жизни, стремлении бороться и расти вопреки жестокости господ, тяготам жизни. В фольклоре отражается также глубокая ненависть латышей к угнетателям и непоколебимая вера в свое освобождение.
  Среди различных жанров латышского народного творчества своеобразное место занимают предания. Наряду со сказками они являются одним из количественно наиболее богатых и значимых жанров повествовательного фольклора. Преданиями в древности был овеян почти каждый крупный камень, каждый холм, луг, каждое озеро, каждая тропинка. О рассказчиках латышских преданий и сказок сохранились весьма скупые сведения. Отдельные собиратели латышского фольклора, правда, отмечали, что среди рассказчиков встречались такие знатоки, в репертуаре которых было по 20-50, иногда даже 70 сказок, преданий, рассказов. Некоторые рассказчики могли в течение двух месяцев каждый вечер рассказывать новую сказку или новое предание. В старину предания и сказки чаще всего рассказывались в длинные зимние вечера, когда в одном помещении при тусклом свете лучины для выполнения различных домашних работ собиралось много слушателей. Предания рассказывали и мужчины в ночном, а также в перерыве работы. В наши дни произведения этого жанра помнят и рассказывают довольно редко. Во время ежегодных фольклорных экспедиций удается записать несколько десятков преданий. Редко они записываются в естественных условиях, т. е. когда предание рассказывается не по инициативе собирателя фольклора, а по просьбе слушателей; только при наличии такой отзывчивой аудитории проявляется вся индивидуальность рассказчика.
  Латышские народные предания являются небольшими по объему прозаическими произведениями народного творчества, выражающими взгляды на различные явления природы и общественной жизни соответственно уровню знаний людей определенной эпохи.
  Предания выросли из практической необходимости и стремления людей понять реальную действительность и ее процессы. Предания сохранили представления и умозаключения, основанные на ненаучном миропонимании, свойственном людям отдаленных эпох, отзвуки и наблюдения жизни этих эпох.
  В преданиях своеобразно отразились зачатки наших современных отраслей науки: истории, естествознания, географии и др. Приводимые в преданиях утверждения и объяснения явлений всегда содержат какой-то элемент вероятности, создающий в слушателе убежденность в достоверности рассказанного. Повествование никогда не превращается в сухое перечисление выводов и доказательств; подлинные или кажущиеся истины, отображения событий и взглядов обогащаются воображением народа.
  В латышских народных преданиях широко отображается быт народа, его труд; здесь накоплено большое количество сложившихся на протяжении столетий своеобразных обычаев, поверий, моральных и эстетических взглядов. В преданиях звучит радость по поводу красоты и могущества природы, в них рассказывается о судьбах народа, о важных событиях в жизни народа. Предания пронизаны верой в победу добра, в них воспеваются мужество и героизм. “Пасынки” жизни в латышских народных преданиях получают дары, которые другим людям не даются в руки: у бедной девушки угли превращаются в деньги, на руки маленького свинопаса падают золотые хлопья. Символичны предания о маленьком пастушке или батраке, которому удается угадать название затонувшего замка; замок поднимается на поверхность земли, а отгадчик превращается в камень. Этим наглядно показано, что лишь представитель трудового народа, положительный персонаж преданий, желает и может принести себя в жертву ради благополучия других. В преданиях он в условиях феодального гнета выступает и против помещика-узурпатора. Угнетатель народа – немецкий помещик в латышских преданиях нередко рисуется в образе черта; в представлении народа даже после смерти помещик ходит по земле в обличии черта и мучает крестьян.
  Сохраняясь в народной памяти на протяжении столетий и переходя из уст в уста, латышские народные предания несут на себе отпечаток различных эпох.
  По времени возникновения и по содержанию большинство латышских народных преданий связано с эпохой феодализма. Наряду с этим для части преданий характерны элементы очень древнего происхождения; кроме того, целый ряд преданий отражает сравнительно недавнее прошлое.
  Обширна группа латышских преданий, в которых отражается стремление объяснить происхождение космических явлений, живой и неживой природы – человека, различных животных, зверей, птиц, рыб и насекомых, рассказывается о возникновении на земле деревьев и других растений, камней, гор, холмов, рек и озер. Во многих из этих латышских народных преданий действующими лицами являются различные мифологические существа – олицетворенные силы природы – бог, черт, великаны, ведьмы и др. Явления природы объяснялись действиями этих мифологических существ. Происхождение таких преданий восходит к той эпохе, когда человек еще не мог научно объяснить явления природы. Природа ему казалась наполненной мифологическими существами. В преданиях человек стремится подчинить себе силы природы, господствовать над ними и использовать их в своих интересах. С силами» природы борются также представители трудового народа: пастушок или бесстрашный батрак – силачи или смельчаки; своим опытом, почерпнутым в труде, они побеждают чертей, великанов и другие сверхъестественные силы. В последующий период развития эти представители трудового народа борются с угнетателем-помещиком и его приспешниками.
  Во многих преданиях объясняются причины различных явлений. Эти предания свидетельствуют как о наблюдательности, так и об умении остроумно передавать свои1 наблюдения. Здесь объяснения различных явлений не только связываются с деятельностью мифологических персонажей, но и вытекают из наблюдения природы, из практического жизненного опыта многих поколений.
  В эпоху феодализма на латышские народные предания, особенно на повествования о происхождении предметов или явлений, повлияло христианство. Мифологические представления древних латышей переплетаются с рассказами христианской церкви о сотворении мира. Идеология христианства эпохи феодализма стояла на страже интересов феодалов, ее цель была – подчинить крестьян феодалам и в идейном отношении с тем, чтобы их еще сильнее эксплуатировать. Такая идеология была неприемлема для крестьян, поэтому в процессе развития культуры латышского народа учения церкви в сознании народа преломлялись соответственно отрицательному отношению латышских крестьян к церкви и к проповедываемой ею идеологии эксплуататоров. Такие предания часто становились средством борьбы против церкви, своеобразной карикатурой на церковные учения и тем самым дискредитировали церковь.
  В основе многих латышских преданий лежат исторические события и личности. В этих преданиях повествуется главным образом о событиях эпохи феодализма, о муках латышских крестьян под игом немецких поработителей, о войнах и т д. Предания не документируют эти события: в них реальная действительность переплетается с народной фантазией.
  Большинство преданий связано с определенными местностями, в них упоминаются те или иные личности, и указывается время описываемых событий. Все это подчеркивает известную достоверность преданий. Ряд отображенных в преданиях событий имеет реальное основание; преданий, основанных на подлинных событиях, гораздо больше, чем обычно предполагают. Фантастический элемент, которым обросло предание, часто как бы заслоняет его реальную основу.
  С точки зрения формы большая часть латышских народных преданий – краткие концентрированные повествования, изложенные простым, ясным, деловым и в то же время образным народным языком. Обычно в предании отражен или объяснен один какой-нибудь эпизод события, рассмотрен один вопрос какого-нибудь явления. Поэтому сюжетная линия латышских народных преданий проста (не разветвлена). Обычно повествование начинается без какого-либо вступления и целенаправленно продвигается к завершению. Все же иногда повествование предваряется кратким описанием ситуации или характеристикой обстоятельств, что позволяет более конкретно воспринять и оценить само повествование. Подобное введение иногда выражает взгляды рассказчика как представителя определенной эпохи или класса; в таком случае между введением, содержащим точку зрения рассказчика, и самим сюжетом, ядром предания, которое нередко более древнего происхождения, появляется хронологическое несоответствие.
  Несмотря на то что латышские предания бытуют в устной традиции уже много столетий, в этом жанре не сложилось строго определенной композиционной и художественной формы, которая способствовала бы сохранению произведения в памяти без изменений. В связи с этим художественный стиль предания в большой степени зависит от индивидуальности рассказчика: простой сюжет одним рассказчиком передается в форме сухого документального повествования, в то время как другой тот же сюжет облекает в живую форму, излагает остроумным, образным языком, возбуждающим слушателя, запечатлевающим содержание в его памяти.
  Ход повествования латышских народных преданий обычно спокойный, его не прерывают повторения и усложнения действия. Нередко в повествование включается диалог, строчки народных песен, пословицы, используются сравнения, характерные народные выражения. Ими метко характеризуется та или иная ситуация, тот или иной персонаж, например, остроумно высмеиваются представители эксплуататорских классов.
  Латышские народные предания, их сюжеты и образы широко использовались и используются многими латышскими писателями и поэтами. Так, например, ряд произведений Народного поэта Латвийской ССР Я. Райниса основывается на материале латышских народных преданий и сказок. Материал для своих произведений черпают в преданиях латышские советские писатели А. Саксе, Ж. Грива, В. Руя, Ю. Ванаг и др. Предания являются также иллюстративным материалом для истории, археологии и других отраслей науки.
  Записано и собрано большое количество латышских народных преданий. Систематическое и планомерное собирание латышского фольклора, и вместе с тем латышских народных преданий, началось поздно, лишь во второй половине XIX столетия, когда у латышей сформировалась своя национальная интеллигенция. Собирание материалов было организовано в сотрудничестве с русскими фольклористами и другими учеными; успешному проведению этой работы содействовали русские ученые общества и в частности Российская академия наук в Петербурге, которые помогли развернуть работу по собиранию и исследованию латышского фольклора и оказали финансовую поддержку. Благодаря этому Фр Бривземниеком были изданы в Москве на русском языке латышские сказки и предания, а также другие сборники фольклора.
  В 80-е годы XIX столетия латышские сказки и предания начал собирать и систематизировать учитель А. Лерхис-Пушкайтис. В его руках впоследствии сконцентрировались все собранные рукописные материалы латышского повествовательного фольклора, которые и были им изданы в 7 томах2, включавших 6000 сказок и преданий. В этом собрании сказки и предания не дифференцированы, так как не была ясна специфика обоих жанров.
  В буржуазной Латвии латышские сказки и предания систематизировал и издал П. Шмит, использовавший также собрание А. Лерхиса-Пушкайтиса и другие источники3. В трех последних томах издания П. Шмита опубликовано 3586 преданий. П. Шмит, таким образом, различает жанры сказки и предания, все же он отмечает, что в собрании основное место отведено сказкам, а предания напечатаны лишь как дополнение к сказкам. При составлении сборника П. Шмит главное внимание уделял мифологическим преданиям, остальные печатались с большим отбором. Таким образом, латышские предания в этом собрании представлены односторонне и тенденциозно, с позиции узкого понимания самого понятия предания.
  Кроме этих крупных изданий латышских народных преданий, опубликовано несколько меньших, ограниченных по содержанию сборников.
  Исключительно богатый материал латышских народных преданий хранится в фондах сектора фольклора Института языка и литературы Академии наук Латвийской ССР ( На 1 января 1962 года в фондах сектора фольклора числилось более 54 300 преданий). Эти материалы еще мало использовались. Систематизация их была начата лишь в советское время. Сектором фольклора был подготовлен к печати сборник латышских народных преданий (752 единицы), вышедший в свет в 1961 году. В сборник вошли преимущественно неопубликованные предания из фондов сектора фольклора; они легли в основу и настоящего сборника.
  Цель данного издания – познакомить читателей братских советских народов с лучшими образцами латышских народных преданий, с многообразием их идейного содержания.
  * * *
  Предания, помещенные в сборнике, делятся на 5 тематических трупп: 1) космические и метеорологические явления; 2) земля и ее поверхность; 3) живые существа; 4) великаны, богатыри и смельчаки; 5) исторические места, лица и события. Однако из-за разнообразия сюжетов тематические группы преданий не всегда можно строго разграничить.
  Латышские народные предания, посвященные космическим и метеорологическим явлениям, стремятся объяснить происхождение этих явлений, характеризуют их взаимосвязь. В преданиях отражены воззрения и представления, связанные с далеким прошлым. Так, космические силы: солнце, луна, звезды и др. – в преданиях обычно олицетворены и представлены в виде мифологических образов; их поступки и взаимоотношения уподоблены поступкам и взаимоотношениям людей.
  В некоторых преданиях происхождение солнца и луны объясняется действиями часто встречающихся в этом фольклорном жанре мифологических образов бога и черта.
  Часто в основе преданий этой группы лежат старинные верования, переплетающиеся с этическими и эстетическими воззрениями народа. Возникновение этих поверий объясняется боязнью первобытного человека оскорбить, разгневать олицетворяемые явления природы. Вместе с тем высказывается порицание лени, поверхностной работе, грубому поведению. Так, ленивая девушка была поднята на луну в наказание за то, что бранила это светило; там очутились мальчик и старичок, так как они показывали пальцем на луну и дразнили ее.
  Одушевлены в преданиях также гром, ветер, вихрь, мороз, огонь и другие явления природы. Ряд преданий повествует о том, как огонь попал в руки человека и как его хранили в те времена, когда добывать огонь было трудно.
  В группе преданий, посвященных земле и ее поверхности, объединены предания о происхождении земли, образовании ее поверхности – гор, оврагов, дорог, болот, лугов и т. д., о появлении рек, озер и источников, об истории их географических названий.
  Предания этой группы исключительно разнообразны по тематике, что свидетельствует о стремлении человека понять и объяснить окружающий его мир – возникновение этого мира, происходящие в нем перемены. Наряду с реалистическими объяснениями явлений, возникшими на основе конкретных наблюдений над природой и практического трудового опыта, здесь встречается много ненаучных объяснений, свидетельствующих об ограниченном уровне знаний определенной эпохи. В одной части этих преданий, а именно в тех, в которых повествуется о создании земли, камней или водных поверхностей, заметно влияние христианства, однако учения церкви в преданиях преломились в ироническом и даже иногда отрицательном свете, согласно отношению части латышских крестьян к официальной церкви. Религиозное объяснение явлений природы не удовлетворяло также потому, что оно противоречило повседневным конкретным наблюдениям.
  Согласно преданиям, землю создавали и бог, и черт. В результате однократного действия ими были созданы земля, горы, камни, вода. Но ряд преданий повествует и о том, что в камни превращаются люди, животные, что на месте затонувшего города, замка или церкви поднимаются горы, появляются озера.
  В преданиях этой группы отображена не тронутая рукою человека и не преобразованная природа, тот период, когда на полях лежали огромные камни и кучи камней, когда еще много было неосушенных болот и полей, в которых жили, по представлению людей того времени, черти и различные другие злые духи, сбивавшие с пути и завлекавшие к себе заблудившихся путников. В преданиях высказывается также предположение, что огромные камни и кучи камней появились по прихоти черта, завидовавшего трудовым успехам человека.
  Очень много у латышей преданий о реках, родниках и особенно об озерах. Вода часто олицетворяется – она подобно человеку торопится, думает, бранится. На этих образах возникли исключительно поэтические предания, наиболее ценные в эстетическом отношении.
  Очень часто в латышских преданиях встречается сюжет о перемещении озер с места на место. Обычно озеро поднимается в воздух в виде черной тучи и улетает; в иных случаях его поднимает на плечи и уносит бык. В преданиях разъясняются также причины перемещения озер.
  Почти все предания этой группы связаны с определенным местом: в них повествуется о каком-либо конкретном камне, горе, озере, реке. Они правдиво передают пейзаж местности, учат видеть его красоту и многообразие. Наряду с повествованием о родном пейзаже в этих преданиях изображаются трудовая деятельность человека, его быт, раскрываются общественные взаимоотношения.
  Велико тематическое разнообразие преданий о живых существах – о человеке, а также о домашних и диких животных, насекомых, рыбах, птицах – и растениях. Они дают полное представление о характерных для Латвии флоре и фауне, объясняют происхождение отдельных представителей животного мира, формирование их характерных качеств, пригодность к работе. Как и в предыдущей группе преданий, в этих преданиях тесно переплелись реалистически обоснованные взгляды и суждения, сложившиеся на протяжении исторического развития, с фантастическими мифологическими образами.
  В преданиях о человеке наряду с объяснением его происхождения затронуты также вопросы взаимоотношений людей, высказываются утвердившиеся в определенное время моральные нормы, показываются последствия их несоблюдения, отражены древние представления о жизни и смерти человека.
  Как и в латышских народных песнях, в преданиях жизнь человека предопределяется богом или Лаймой (Счастьем); они решают, кому и как долго жить.
  В преданиях о животных, как и о всех других живых существах, проводится мысль о том, что все живое должно трудиться, и поэтому характерные признаки и качества животных обусловлены их отношением к труду. Так, черная морда или черные лапы оставлены тем, кто копал русло реки Даугавы; крот и змея не могут перейти через дорогу, так как они не хотели прокладывать ее; у муравья перехваченный стан с той поры, когда он переломился, неся тяжелый кусок свинца, и т. д.
  Во всех этих; преданиях детально и точно изображается внешний вид представителей живой природы. На основе этих наблюдений делаются выводы, предпринимаются попытки получить ответ на различные вопросы. То же самое мы видим в преданиях о деревьях, злаках, цветах и других растениях.
  Количество латышских народных преданий о великанах, богатырях и смельчаках как в прежних публикациях, так и в неопубликованных фондах невелико. Однако на основе отдельных ссылок в уже напечатанных сборниках преданий можно предполагать, что в свое время такие предания были более распространены в народе, чем нам об этом известно.
  Великаны – это люди необыкновенного роста и силы. Найдя в лесу дровосека, великан берет его в руки и удивляется: что это за насекомое, грызущее дерево? Великан может выпить озеро досуха, поднять и далеко забросить огромный камень. Он ломает и вырывает большие деревья, чтобы устроить себе постель. В Латвии есть несколько мест – впадин с высокими краями, которые получили название ложе Великана, или Большого человека. Предания повествуют об озерах, оврагах и порогах, возникших вследствие борьбы великанов; места, где великаны действовали, названы их именами. Таким образом, в качестве преобразователя земной поверхности великан в преданиях играет такую же роль, как черт или бог.
  В латышских преданиях великаны строят замки, дают отпор врагу. Но встречаются и злые великаны, против которых выступают борцы из народа. Они изображаются одаренными богатырской физической силой, например Буртниекс, Лачплесис. Они борются и с различными чудовищами и чертями. Кроме того, благородные и бесстрашные подвиги совершают и смельчаки, вышедшие из недр трудового народа, – батраки, пастухи, солдаты. Эти народные заступники так же, как защитники крестьян и бедноты, выступают против социальных врагов народа – феодалов. Латышские народные предания свидетельствуют не только о мужестве этих сынов трудового народа в борьбе с врагами, но и об их самоотверженности и любви к истине.
  В преданиях об исторических местах, лицах, событиях чувствуется стремление придать повествованию историческую достоверность. В них рассказывается главным образом о событиях эпохи феодализма. Однако исторический элемент в этих преданиях часто очень слаб. В течение веков в памяти народа сходные исторические события смешались, народ относит их к другим временам, связывает с другими лицами и местами. Предания этой группы не являются хроникой событий, а представляют собой своеобразное сплетение действительных фактов и народной фантазии, однако в них в какой-то мере отразилось прошлое народа, нашли выражение основные направления исторического развития данного периода.
  Преданиями овеяны городища Латвии; по преданиям, почти на каждой горе когда-то стоял великолепный замок, впоследствии провалившийся сквозь землю. Приводятся и разные причины этого. Например, уходит под землю замок, когда его осаждают враги и почти все его защитники уже пали в борьбе. Замок снова поднимется на поверхность земли, если кто-либо угадает его название или же выполнит какое-то определенное задание. Мотив возрождения замка приобрел символическое значение: исчезнувший замок символизирует потерянную народом свободу. В преданиях отразилась вера народа в то, что замок снова поднимется и народ вернет себе утерянную свободу.
  Предания, повествующие о возведении каменных замков для немецких рыцарей, открывают мрачную страницу в судьбах латышского народа. На эти работы сгоняли не только взрослых, но и стариков и детей. Под замками строили подземелья, где строителей замка часто пытали и мучали до смерти; в преданиях говорится, что даже черт не мог равнодушно смотреть на муки несчастных и помогал им.
  Сохранились сведения о людях, замурованных в стенах замков и церквей. В латышских народных преданиях о строящихся церквах и замках часто повторяется сюжет о том, что каждую ночь разрушается все построенное за день до тех пор, пока не приносится в жертву человеческая душа.
  Ряд преданий повествует о возникновении городов, сел, о происхождении их названий. Наиболее разнообразна тематика преданий о городе Риге.
  В преданиях нашли отражение отдельные эпизоды многочисленных войн, терзавших латышскую землю. В рассказах о жестоких и кровопролитных боях выражаются симпатии или ненависть народа к разным воюющим сторонам; говорится о мужественном сопротивлении, оказанном саксонцам, шведам, а также о поддержке русских воинов, в которых народ всегда видел друзей. Рассказывается о бесстрашии латышских крестьян на войне, об их находчивости в сложных ситуациях.
  В преданиях этой группы довольно часто упоминают о русском царе Петре I и царице Екатерине I, которую по происхождению считают латышкой из окрестностей Лиелварде.
  Предания, рассказывающие о жизни латышских крепостных крестьян в условиях жестокой кабалы, рисуют жуткую картину страданий народа. Помещики пользовались неограниченной властью над своими крепостными. Крестьяне находились в полной зависимости от их произвола; за малейший проступок крестьян без суда и следствия жестоко наказывали. Даже жизнь и смерть крестьянина зависели от прихоти помещика. Непосредственно, без всяких прикрас рассказывают предания об ужасных наказаниях, которым подвергались крепостные, о местах казни, расположенных около церквей, в подземельях замков, на виселичных холмах. Создается впечатление, что вся страна была покрыта лобными местами и виселицами. Земля пропиталась кровью избитых и замученных баронами крестьян. Самые жестокие и кровожадные помещики в преданиях названы по имени, указаны названия и местонахождение их поместий. Во многих преданиях говорится о возмездии, постигающем угнетателей после смерти: их раздирает в клочки черт; превращенные в лошадей, они вынуждены каторжным трудом искупать свое жестокое обращение с народом.
  Ненависть латышских крестьян к угнетателям, передававшаяся из поколения в поколение, закалялась, крепла и со временем стала перерастать в активное сопротивление. История свидетельствует о многочисленных попытках крестьян восстать, об их борьбе с помещиками. Отдельные эпизоды этой борьбы отразились и в преданиях. В этом обстоятельстве мы видим растущую силу народа, сбросившего наконец иго угнетателей и завоевавшего свободу.
  * * *
  Латышские народные предания богаты и разнообразны по своему содержанию. Их изучение может дать обширный материал для исследования развития латышской народной культуры, для познания прошлого латышского народа. Благодаря своей этической и художественной ценности, латышские народные предания не только сохраняют важное общественное значение в наши дни, но не утратят его и в будущем.


На главную страницу