| Библиотека Ивана Шизофреника | PER AS ET NEFAS | |
:: HOME PAGE :: Table of contents :: INDEX :: |
Язык и речь.
Фердинанд де Соссюр. Биография.Разграничение понятий "язык" и "речь".Биография Фердинанда де Соссюра.
Язык и речь
До девятнадцатого века языковедение не проводило разграничения понятий "язык" и "речь". Впервые в четкой форме разграничение это было выдвинуто и обосновано швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром (1857-1913), крупнейшим теоретиком в области общего языковедения и одним из зачинателей современного этапа в развитии нашей науки; причем широкую известность учение Соссюра получило только после его смерти. В дальнейшем понятия эти были глубже разработаны другими учеными, в частности у нас - академиком Л. В. Щербой(1880 - 1944) и его учениками.
Итак, давайте более подробно рассмотрим значение понятий
"язык" и "речь".
Язык
Сущность языка невозможно охватить каким-то простым и единым определением. По своей роли в жизни людей, по той функции, которую язык выполняет в человеческом коллективе, он является важнейшим средством общения, средством обмена информацией, обмена мыслями и средством формирования самой мысли.
По своей внутренней организации, по своей структуре, язык
оказывается своеобразной, очень сложной системой знаков, системой многоярусной, все элементы которой, взаимодействуя, обеспечивают выполнение языком его общественной функции.
Существует множество определений языка. Рассмотрим два из них.Язык (la langue) - это тот запас слов, те грамматические принципы их сочетания, которые живут в сознании людей той или иной национальности и с помощью которых эти люди всегда могут общаться между собой. Язык - естественно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система облеченных в звуковую форму знаковых единиц, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназначенная прежде всего для целей коммуникации. Я. В одно и то же время - условие развития и продукт человеческой культуры. Владение Я. Составляет неотъемлемую черту человека, а возникновение Я. Совпадает с временем формирования homo sapiens.
От так называемого языка животных , т.е. набора сигналов,
передающих реакции на ситуации, язык отличается способностью выражать отвлеченные, абстрактные единицы мышления(понятие, суждение). Существующие и существовавшие конкретные языки - это
многочисленные реализации свойств Я. вообще. Общность Я. - одна из черт, определяющих единство наций и этнических групп.
Предназначения языка
Язык формирует концепты и суждения, осуществляет коммуникацию - повседневную и долгосрочную, обслуживает социальные акции, участвует в совершении ритуалов, регулирует человеческие и социальные отношения, ориентирует человека в окружающей его действительности, хранит историческую и культурную память народов, выполняет эстетическую функцию. Язык служит источником знаний о человеке и его мире.
NB:
В. фон Гумбольт: "Язык представляет собой беспрерывную деятельность духа, стремящуюся превратить звук в выражение мысли".
К.И.Аксаков: "Язык - одухотворенный звук".
Л.Ельмслев: "Язык - инструмент, посредством которого человек формирует мысль и чувство, настроение, желание, волю и деятельность, инструмент, посредством которого человек влияет на других людей, а другие влияют на него".
Речь
В обычном словоупотреблении "речью" называют отдельное
ораторское выступление. В филологических же науках это слово имеет более широкое значение: речью называют не какое-то одно высказывание, а всю словесную деятельность людей, все и всякие их высказывания, словесные выражения мыслей на каком-либо языке. В этом значении речь обозначается соссюровским термином "la parole". Давайте рассмотрим две формулировки определения речи:
Речь - конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под Р. принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса, т.е. речевую деятельность, речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом.
Речь - это язык действия, это самый процесс словесного общения между людьми, который всегда возникает в определенных условиях жизни и заключается в выражении определенных мыслей, окрашенных определенными чувствами и стремлениями. Для выражения мыслей и чувств, возникающих в разных условиях жизни, люди находят в общем запасе слов родного языка различные слова и выражения и, применяя их в своей речи, по-разному пользуются общими грамматическими принципами, свойственными языку. Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Если язык - орудие общения, то речь - производимый этим
орудием вид общения.
Язык существует, поскольку он функционирует, а функционирует он в речи, в высказываниях, в речевых актах.
Язык и речь нужно различать так же, как мы различаем
грамматическое правило и примеры на это правило, или слово в словаре и бесчисленные случаи употребления этого слова в разных текстах, с разными оттенками значения.
Речь есть форма существования языка. В отвлечении от речи он – абстрактная сущность.
* * *
Фердинанд де Соссюр.
Фердинанд де Соссюр родился 26 ноября 1857 года в Женеве.
Семья его была одной из самых известных и старинных в городе: её основателем был Манжен Шуэль, выходец из города Соксюр - Сюр - Мозеллот, Лотарингия, советник и главный сокольничий герцога Лотарингии. Его сын Антуан унаследовал посты и имущество отца, но в смутную эпоху религиозных войн 16 века вынужден был покинуть Лотарингию, и после долгих странствий осел в Женеве.
Молодой Соссюр рос в среде, где "наивысшая интеллектуальная культура стала традицией". Его прапрадед Никола де Соссюр был сотрудником знаменитой Энциклопедии, прадед Горации Бенедикт был отцом альпийской геологии, дед был видным физиком, химиком, геологом, автором фундаментальных открытий в области биологии, прабабка Соссюра была образованнейшей женщиной Швейцарии того времени, подругой знаменитой писательницы де Сталь, автором многочисленных переводов и нескольких книг.
Несмотря на господствующие в роду Соссюров естественно-нвучных интересов, самого Соссюра уже в раннем детстве влекла наука о языке. Соссюр начал свою учебу в колледже Ховфила недалеко от Берна. Одним из опекунов его детства стал Адольф Пикте, исключительно разносторонний ученый, "ученый и в то же самое время поэт", основоположник лингвистической палеонтологии.
В 1870 году Соссюр поступает в институт Мартин, где профессор Миллене приобщает его к греческому языку. К этому времени(Соссюру было 13) он знал уже французский, немецкий, английский и латинский. Соссюр решает заняться "универсальной системой языка" и в 1872 году пишет работу, в которой разрабатывает систему универсальных знаков.
В 16 лет, за три года до Бругмана, Соссюр открыл в предыстрии греческих форм назальный сонант. Правда, он никак не "застолбил" своё открытие ( что потом стало причиной ряда конфликтов ).
В 1873 году Соссюр записывается в гимназию и начинает изучать санскрит. В 75 году, в возрасте 18 лет, он оставляет гимназию и, под влиянием родных, записывается на курс физики и химии в университет Женевы. Однако его больше интересует филология, естественные науки его не привлекают.
В октябре 1876 года Фердинанд де Соссюр на целых пятнадцать лет покидает родной город, своё отечество. Он окончательно отказывается от мысли быть естественником, и родные не мешают ему в выборе. Соссюр едет в Германию, в Лейпциг. Начинается лепципгский период его жизни (осень 1876 - середина 1880).
В Лейпциге Соссюр учится в университете, где занимается
изучением древнеирландского, литовского, старославянского, немецкого и готского языков. Лейпциг в то время был центром бурного движения в лингвистике, получившего название "младограмматического". Младограмматиками являлись солодые профессора университета, Остгоф и Бругман. Между ними и Соссюром сразу возникает напряжение в отношениях, острая полемика практически доходит до оскорблений.
В 1878 году выходит работа Соссюра "Мемуар о первоначальной системе гласных в индоевропейских языках". В этой работе Соссюр выдвигает фундаментальное и новое для того времени положение: индоевропейский корень должен обладать строго определенной структурой. "Мемуар" сразу же поставил Соссюра в число классиков языкознания. Он возвестил о начале новой эпохи на 50 лет раньше, чем она наступила. И разумеется, такую ситуацию нельзя назвать иначе, как драматической.
Действительно, доброжелательных откликов на "Мемуар" было
немного.
В их числе - статьи никому тогда не известных Бодуэна де
Куртенэ и Крушевского. Но не их отзывы определили на полвека отношение к "Мемуару". Его определили Остгоф и его близкие, составлявшие тогда штаб лингвистической науки. Остгоф и Бругман целиком разгромили все идеи, представленные в "Мемуаре".
Выступления Остгофа и общая атмосфера оппозиции, возникшие вокруг Соссюра, оказали на него сильнейшее влияние. Давление было так тяжело, что Соссюр даже быд готов отойти от языкознания и заняться германским эпосом…
В 1878 году Соссюр кончает университет, и на целых 1.5 года уезжает в Берлин, где слушает лекции по санскриту. В конце 1879 года он возвращается в Лейпциг и блестяще защищает докторскую диссертацию. В 1880 году Соссюр переезжает в Париж. Это решение было
вызвано явно ненормальными отношениями, которые сложились у Соссюра с немецкими младог7рамматиками. Франция того времени была настоящей лингвистической провинцией. Во Франции Соссюр слушал лекции по иранским языкам, по санскриту и латинской филологии. Уже осенью следующего года 24-х-летний Соссюр сам начинает заниматься со студентами, получает звание мэтра.
В 1881году происходит знаменательная встреча Соссюра и Б. де Куртенэ. Соссюр знакомится с идеями казанской школы.
В 1889 - 1890 гг. Соссюр берет годичный отпуск по болезни и уезжает в Женеву. Вернувшись, он ведет занятия ещё один учебный год, а затем в 1891 году навсегда покидает Париж и Францию и уезжает в Швейцарию. В 1891 году начинается последний, женевский период жизни
Соссюра. Он в расцвете сил, ему сего 34 года. Но этот период сложен, странен и драматичен как творчески так и в личном отношениях. Соссюр всё больше замыкается в себе, удаляется от друзей. Он всё меньше и меньше пишет, всё реже печатается.
В начале 1912 года Соссюр заболевает и прекращает занятия до конца учебного года. В это время он пробует заниматься китайским языком. 22 февраля 1913 года Соссюр умирает в родовом поместье
Вюффлан, известный лишь близким ученикам, почти совершенно забытый современниками.
Е.Родина
* * *
Казанская лингвистическая школа. День сегодняшний
© Ivan Shizofrenika's Library :: It is created by the experimental generator |