РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ


Содержание      

 

М.К. Чирейкин

 

 

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

 

 

Контрольные задания
для студентов заочной формы обучения всех специальностей СГГА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, првдивый и свободный русский язык!

Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?

Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!"

И.С. Тургенев

1882г

 

Пособие и контрольные задания подготовлены кандидатом филологических наук, доцентом кафедры русского языка М.К. Чирейкиным и рекомендованы к изданию методической комиссией заочного факультета.


Контрольные задания составлены в соответствии с общей программой курса русского языка и культуры речи для вузов, содержат необходимый объём теоретического материала, а также приложения.

 

Рецензенты:
Кандидат филологических наук, старший преподаватель
кафедры иностранных языков Сибирского университета
потребительской кооперации В.Л. Каракчиева

Старший преподаватель кафедры русского языка Сибирской государственной геодезической академии Л.Т. Полякова

Печатается по решению Редакционно-издательского совета СГГА
 
© М.К.Чирейкин, 2002

 

 

 

 

Электронная версия подготовлена учебно-методической группой института оптики и оптических технологий.

Рисунки и иллюстрации к текстам частично взяты с сайтов Internet.

УДК 808.2
ББК 81.2 рус-5 я7
С 26
   
  Содержание     
© Сибирская государственная геодезическая академия (СГГА), 2005
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
На главную        
 
   
 

Выходные данные печатного учебного пособия

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 
 
Содержание Назад Далее    
 
   

 

 

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Российской Федерации, формирующий требования к уровню подготовки специалистов, включает в обязательный минимум специальных дисциплин курс под названием "Русский язык и культура речи".


Цель курса. Научить будущих специалистов с высшим образованием правильному стилистическому использованию речевых средств, ознакомить с современными нормами русского языка, выработать у них лингвистическое чутье, привить любовь к правильной русской речи и нетерпимость к засорению языка различными жаргонами, пристрастию к штампам, ложному пафосу, неоправданному снижению стиля. Данный курс нацелен также на расширение общегуманитарного кругозора, на овладение богатым коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом русского языка.


К зачету допускаются студенты, выполнившие письменную контрольную работу и прошедшие по ней собеседование.


Для получения зачета студент должен:

  • самостоятельно изучить теоретический материал курса по утвержденной программе;
  • показать знание теоретических положений на практике при выполнении различного рода упражнений.


Данное пособие состоит из двух частей. В первой части приводятся программа курса, требования к выполнению контрольных работ студентами-заочниками, изложен основной теоретический материал, применение которого необходимо осуществить при выполнении контрольных заданий. Кроме того, в этой части приведены трудные случаи управления в русском языке, и дан словарь ударений и литературного произношения.

ЧАСТЬ 1

ПРОГРАММА КУРСА "РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ"

 
 
Содержание Назад Далее    
 
   

 

  • Языковая норма, ее роль в становлении литературного языка. Устная и письменная разновидности языка; нормативные, коммуникативные, эстетические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного языка.

  • Научный стиль; речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

  • Официально-деловой стиль, его жанровое разнообразие; языковые формулы официальных документов; приемы унификации языка служебных документов.

  • Язык и стиль распорядительных документов; язык и стиль коммерческой корреспонденции; язык и стиль инструктивно-методических документов; реклама в деловой речи; правила оформления документов.

  • Публицистический стиль. Особенности устной и письменной публичной речи; оратор и его аудитория. Принципы подготовки речи.

  • Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка.

  • Культура речи: основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

  • Практическая стилистика русского языка: явления синонимии и антонимии; пополнение лексики новыми словами и заимствованиями; речевые штампы.

  • Грамматическая стилистика: согласование форм подлежащего и сказуемого; формы управления; употребление форм существительных, прилагательных, числительных.

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

 
 
Содержание Назад Далее    
 
   

 

    1. Каждый вариант контрольной работы состоит из 10 заданий. Студент должен выполнить один из вариантов контрольного задания в соответствии с последними цифрами студенческого шифра: студенты, шифр которых оканчивается на 1 или 2, выполняют вариант N 1, на 3 или 4 - вариант N 2, на 5 или 6 - вариант N 3, на 7 или 8 - вариант N 4, на 9 или 0 - вариант N 5.


    2. Выполнять письменную работу следует в отдельной тетради. На обложке тетради пишется фамилия, инициалы, шифр, адрес, номер контрольной работы. В конце работы необходимо указать список использованной литературы.


    3. Контрольная работа должна быть написана аккуратным, четким почерком. При выполнении контрольной работы необходимо оставлять в тетради широкие поля для замечаний, объяснений и методических указаний рецензента.

ТЕМА 1

СТИЛИ РЕЧИ

 

 
 
Содержание Назад Далее    
 
   

 

 

Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей литературного языка. Ему присущи предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.


Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных) и жанровых различий (монография, научная статья, доклад, учебник и т.д.), что дает возможность говорить о специфике стиля в целом. Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связей между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности выражения при сохранении насыщенности содержания.


Характерной чертой научного стиля является насыщенность терминами, в частности интернациональными (радиолокация, молекула и т.д.).

Своеобразие научных работ состоит и в использовании в них абстрактной лексики (фактор, развитие, творчество, самосознание, осмысление, интенсивность, течение и т.д.).

Научный стиль имеет свою фразеологию, куда относятся составные термины (солнечное сплетение, прямой угол, точка кипения, причастный оборот и т.д.), различного рода клише (состоит из…; заключается в…; представляет собой…; применяется для… и т.п.).


Языку науки свойствен и ряд грамматических особенностей. В области морфологии это использование более кратких вариантных форм, что соответствует принципу "экономии" языковых средств. Так, из вариантов манжета - манжет ("кольцо для скрепления концов труб") в технической литературе предпочитаются вторые, т.е. более краткие, формы мужского рода.


В научных работах часто употребляется форма единственного числа существительных в значении множественного: Липа начинает цвести в конце июня. Вещественные и отвлеченные существительные нередко употребляются в форме множественного числа: смазочные масла, высококачественные стали, большие глубины, годовой и квартальный отчеты.


При построении предложений меньше употребляется глаголов и больше существительных, т.е. в научной литературе чаще встречаются определения понятий, реже - названия действий. Вместо глагола используется глагольно-именная конструкция, состоящая из однокоренного с глаголом существительного и другого глагола, имеющего ослабленное лексическое значение: проводятся испытания нового станка (ср.: испытывается новый станок), находят применение счетно-решающие устройства (ср.: применяются счетно-решающие устройства).


Из синтаксических особенностей научного стиля следует отметить тенденцию к сложным построениям. Часто используются предложения с однородными членами и обобщающим словом, различные типы сложных предложений. В предложениях часто встречаются составные подчинительные союзы, характерные для книжной речи вообще: благодаря тому что, вследствие того что, ввиду того что, в связи с тем что, несмотря на то что, тогда как и др.


Для объединения частей текста и абзацев используются слова и сочетания, указывающие на их тесную логическую связь: поэтому, при этом, сначала, затем, таким образом, итак, следовательно и т.д. Средствами связи служат также вводные слова и сочетания: во-первых, во-вторых, наконец, с одной стороны и др.

 

Официально-деловой стиль. Среди книжных стилей языка официально-деловой стиль выделяется своей относительной устойчивостью и замкнутостью. Типичной чертой официально-делового стиля является наличие в нем многочисленных речевых стандартов - клише. Если в других стилях шаблонизированные обороты выступают как стилистический недостаток, то в этом стиле они воспринимаются как его естественная принадлежность.


Многие виды деловых документов имеют общепринятые формы изложения и расположения материала.


Официально-деловой стиль - это стиль документов: международных договоров, государственных актов, юридических законов, постановлений, уставов, инструкций, служебной переписки, деловых бумаг и т.д. Основные черты этого стиля следующие:

  • сжатость, компактность изложения, "экономное" использование языковых средств;

  • стандартное расположение материала, нередкая обязательность формы;

  • употребление присущих этому стилю клише;

  • широкое использование терминологии, номенклатурных наименований (юридических, дипломатических, военных, административных и др.), наличие особой лексики и фразеологии (официальной, канцелярской);

  • включение в текст сложносокращенных слов, аббревиатур;

  • частое употребление отглагольных существительных, отыменных предлогов (на основании, в отношении, в соответствии с, за счет и др.), сложных союзов (вследствие того что, в связи с тем что, в силу того что и др.), устойчивых сочетаний, служащих для связи частей сложного предложения (на случай если, с тем условием что, то обстоятельство что и т.п.);

  • повествовательный характер изложения;

  • прямой порядок слов в предложении;

  • тенденция к употреблению сложных предложений;

  • почти полное отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств;

  • слабая индивидуализация стиля.


Неоднородность тематики и разнообразие жанров позволяют выделить в рассматриваемом стиле две разновидности:

  • официально - документальный;
  • обиходно-деловой.

В свою очередь, в официально-документальном стиле можно выделить язык законодательных документов, связанных с деятельностью государственных органов, и язык дипломатических актов, связанных с международными отношениями.

В обиходно-деловом стиле выделяются служебная переписка между учреждениями и организациями, с одной стороны, и частные деловые бумаги - с другой.

 

Публицистический стиль. В публицистическом стиле реализуется языковая функция воздействия, с которой совмещается чисто информативная функция. Публицистический стиль находит применение в общественно-политической литературе, периодической печати, выступлениях, речах на собраниях и т.д.


В рамках публицистического стиля широкое распространение получила его газетно-журнальная разновидность.

К основным чертам языка газеты относятся:

  • "экономия" языковых средств, лаконичность изложения при информативной насыщенности;

  • отбор языковых средств с установкой на их доходчивость;

  • наличие общественно-политической лексики и фразеологии, переосмысление лексики других стилей для целей публицистики;

  • использование характерных для данного стиля речевых стереотипов, клише;

  • жанровое разнообразие и связанное с этим разнообразие стилистического использования языковых средств: многозначные слова, авторские неологизмы, эмоционально-экспрессивная лексика;

  • совмещение черт публицистического стиля с чертами других стилей (научного, официально-делового, литературно-художественного, разговорного), обусловленное разнообразием тематики и жанров;

  • использование изобразительно-выразительных средств стилистического синтаксиса (риторические вопросы, восклицания, параллелизм построения, повторы, инверсия и т.д.).


В зависимости от тематики и жанра в публицистическом стиле широко используется разнообразная лексика и фразеология. Некоторую ее часть составляет общественно-политическая лексика и закрепившиеся в публицистическом стиле сочетания слов: демократия, демократические свободы, избирательная компания, прогрессивный, реакционный, политическая партия, стачечная борьба и др.

Значительную часть лексики газетного стиля составляют общелитературные слова и различные термины (науки, военного дела, искусства, спорта), в соответствующем контексте они могут переосмысливаться и приобретать публицистическую окраску: арена политической борьбы, армия безработных, военные круги, газетные магнаты, диалог между странами, правящая верхушка, переговоры на уровне послов и т.п.


В языке газеты как нигде распространены различные речевые стереотипы (стандарты, клише). Нередко из-за частой повторяемости речевые клише превращаются в штампы и теряют свою первоначальную образность. Например, стали шаблонными выражения: труженики полей, командиры производства, люди в белых халатах, флагман индустрии, черное золото и т.п.


Следует отметить, что тенденции к стандартизации в языке газеты противостоит тенденция к усилению экспрессивности, оживлению повествования словами и оборотами из других стилей, в особенности из разговорного.


Синтаксис публицистического стиля в основном книжный, в целях выразительности используются также элементы синтаксиса разговорной речи.

ТЕМА 2

СОГЛАСОВАНИЕ СКАЗУЕМОГО С ПОДЛЕЖАЩИМ

 

 
 
Содержание Назад Далее    
 
   

 

I. Вопрос о выборе формы числа сказуемого возникает прежде всего в предложениях с подлежащим - собирательным существительным с количественным значением.

Здесь возможны три случая:

  • если собирательное существительное не имеет зависимых слов, то сказуемое ставится в единственном числе, например: Большинство голосовало за предложенную резолюцию;

  • если собирательное существительное имеет зависимое слово в форме родительного падежа единственного числа, то сказуемое ставится в единственном числе, например: Большинство группы выполнило задание полностью;

  • если собирательное существительное имеет при себе зависимое слово в форме родительного падежа множественного числа, то сказуемое ставится во множественном числе, например: Большинство студентов уже написали дипломные проекты.


II. Форма множественного числа сказуемого предпочтительна при наличии следующих условий:

  • если между главными членами предложения имеется "разрыв", т.е. находятся другие члены предложения, имеется причастный оборот или придаточная часть с союзным словом который. Например: Еще в начале XX века ряд ученых, например, Сакулин, Ушаков, выдвигали идею упрощения русской орфографии. Большинство домов, построенных в последние годы, спроектированы молодыми архитекторами;

  • если имеется перечисление в подлежащем или сказуемом, например: Большинство рабочих, инженеров, служащих этого завода прошли квалификационную аттестацию. Большинство редакторов получили приказ, ознакомились с его содержанием и сделали необходимые выводы;

  • если нужно подчеркнуть активность действия, в страдательном же обороте сказуемое ставится в единственном числе, например: Большинство участников заседания уже высказались. Большинство учеников было отправлено на лето в оздоровительные лагеря.


III. Если подлежащее выражено количественно-именным сочетанием, сказуемое также ставится в форме как единственного, так и множественного числа.


При форме единственного числа сказуемого внимание обращается на количество "предметов", о котором идет речь: К началу экзамена явилось десять студентов.

При форме множественного числа сказуемого выделяются считаемые "предметы" как производители действия: В Челябинске, Кургане и Новосибирске строятся еще пять заводов такой же мощности.


Иногда наблюдается оттенок различия в групповом и раздельном совершении действия, например: Пять бойцов отправилось в разведку (группой). Пять бойцов отправились в разведку (каждый с самостоятельным заданием).


Единственное число сказуемого употребляется при обозначении меры веса, пространства, времени: До конца пути осталось 25 километров.


При числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится во множественном числе: В душе его боролись два чувства - добра и зла.


При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое ставится в форме единственного числа: Это было крупное международное состязание, в котором участвовал двадцать один представитель 13 стран мира.


При словах тысяча, миллион, миллиард, стоящих ближе к существительным, чем к числительным, сказуемое чаще всего согласуется по правилам согласования с существительными: Миллион зрителей посетил художественную выставку (м.р., ед.ч.). Тысяча бойцов бросилась в атаку (ж.р., ед.ч.).


Если при счетном обороте имеются слова все, эти или другие в роли определений, то сказуемое ставится в форме множественного числа: Все (эти) десять книг куплены недавно. Конечно, все сто один наследник требовали дивидендов.


При наличии слов всего, только, лишь (со значением ограничения) сказуемое обычно имеет форму единственного числа: В соревновании участвовало всего десять команд.


При обозначении приблизительного количества (путем перестановки числительного и существительного или путем включения слов около, свыше, больше, меньше и т.п.) в последнее время чаще употребляется форма множественного числа: После окончания Международного геофизического года более 20 стран решили организовать совместное изучение Индийского океана.


При подлежащем, выраженном сложным существительным, первой частью которого является числительное пол- (полчаса, полгода и т.п.), сказуемое ставится в единственном числе, а в прошедшем времени - в среднем роде: полчаса пройдет, полгода пролетело, полгорода участвовало в демонстрации.

Однако если при этих словах имеется определение в форме именительного падежа множественного числа, то и сказуемое ставится в форме множественного числа: Полчаса, проведенные в его обществе, доставили нам большое удовольствие.


Если в состав подлежащего входит существительное со значением определенного количества (тройка, сотня, пара и т.п.) или неопределенного количества (масса, уйма, бездна и др.), сказуемое ставится в единственном числе: Бежала тройка лошадей. Дел у него была бездна.


При словах много, мало, немного, немало, сколько, столько современной нормой считается форма множественного числа: Много огней и раньше и после манили не одного меня своею близостью.


IV. Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение. В таких сочетаниях сказуемое согласуется с тем словом, которое выражает более широкое понятие или конкретно обозначает предмет: Кафе-столовая открыта (столовая - более широкое понятие); торт-мороженое разрезан на части; часы-браслет куплены для подарка.


В таких сочетаниях главное слово, как правило, склоняется: роман-газета, в роман-газете, роман-газету и т.д.


При сочетании в подлежащем нарицательного существительного и собственного имени лица сказуемое согласуется с последним: врач Петрова принимала больных. В остальных случаях сказуемое согласуется с именем нарицательным: река Дон разлилась; собака Полкан лаяла.


V. Если подлежащее выражено местоимением, сказуемое ставится в единственном числе, а в прошедшем времени в мужском роде, даже если речь идет о нескольких предметах или лицах женского пола: Кто из сестер вам об этом сказал? Кто из вас отвечает первым?

ТЕМА 3


УПОТРЕБЛЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

 

 
 
Содержание Назад Далее    
 
   

 


I. Собирательные числительные имеют ограниченную сочетаемость, они могут употребляться в следующих случаях:

  • с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое сирот;

  • с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое часов, четверо суток (начиная с пятеро в таких сочетаниях обычно используются количественные числительные: пять суток, шесть ножниц);

  • с личными местоимениями: их было трое;

  • с названиями детенышей животных: двое медвежат;

  • с названиями парных предметов в значении "столько-то пар": трое сапог (три пары сапог).


II. При употреблении дробных и смешанных чисел существительное должно стоять в форме родительного падежа единственного числа: 45,5 (сорок пять целых пять десятых) процента, 30,2 (тридцать и две десятых) секунды, 18,5 (восемнадцать целых и пять десятых) килограмма (или восемнадцать с половиной килограммов).


III. Числительное полтора (полторы) употребляется с существительным в форме единственного числа только в именительном-винительном падеже, управляя этим существительным: куплено полтора десятка яблок, выпил полторы кружки молока.

В остальных падежах при числительном полтора (полторы) употребляется форма множественного числа существительного: прибавить к полутора тысячам, более полутора часов, ограничиться полутора метрами.


IV. Склонение количественных числительных

Склонение числительного один

Падежи
Единственное число
Множественное число
И.
Р.
Д.
В.
Т.
П.
один
одно
одна
одного
одной
одному
одной
как И. или как Р.
как И.
одним
одной
(об) одном
(об) одной
одни
одних
одним
одни, одних
одними
(об) одних

 

Склонение числительных два, три, четыре

Падежи
 
И.
Р.
Д.
В.
Т.
П.
два (м. и ср. р.)
две (ж.р.)
три
четыре
двух
трёх
четырёх
двум
трём
четырём
как именительный или родительный
двумя
тремя
четырьмя
(о) двух
(о) трёх
(о) четырёх

 

 

Склонение числительных от пяти до двадцати
и числительного тридцать

Падежи
 
И.,В.
Р., Д.
П.
Т.
восемь
десять
двадцать
тридцать
восьми
десяти
двадцати
тридцати
восемью
десятью
двадцатью
тридцатью
 

Склонение числительных сорок, девяносто, сто

Падежи
 
И.,В.
Р.,Д.,Т., П.
сорок
девяносто
сто
сорока
девяноста
ста

 

Склонение числительных

50, 60, 70, 80; 500, 600, 700, 800, 900; 200, 300, 400

Падежи

Склонение числительных

50, 60, 70, 80

Склонение числительных

500, 600, 700, 800, 900

И.
Р.
Д.
В.
Т.
П.
пятьдесят
пятидесяти
пятидесяти
пятьдесят
пятьюдесятью
(о) пятидесяти
пятьсот
пятисот
пятистам
пятьсот
пятьюстами
(о) пятистах

 

Падежи

Склонение числительного

200

Склонение числительного

300

Склонение числительного

400

И.
Р.
Д.
В.
Т.
П.
двести
двухсот
двумстам
двести
двумястами
(о) двухстах
триста
трёхсот
трёмстам
триста
тремястами
(о) трёхстах
четыреста
четырёхсот
четырёмстам
четыреста
четырьмястами
(о) четырёхстах

 

Склонение числительных полтора, полторы, полтораста

Падежи

 

 

И.
Р.
Д.
В.
Т.
П.
полтора листа, полторы минуты
полутора листов, минут
полутора листам, минутам
полтора листа, полторы минуты
полутора листами, минутами
(о) полутора листах, минутах
полтораста
полутораста
полутораста
полтораста
полутораста
(о) полутораста

 

Склонение числительных оба, обе

 

Падежи

Мужской и средний род

Женский род
И.
Р.
Д.
В.
Т.
П.
оба
обоих
обоим
как И. или Р.
обеими
(об) обоих
обе
обеих
обеим
как И. или Р.
обеими
(об) обеих

 

Склонение составных количественных числительных

Падежи

Составное количественное числительное 498

И.
Р.
Д.
В.
Т.
П.
четыреста девяносто восемь
четырёхсот девяноста восьми
четырёмстам девяноста восьми
четыреста девяносто восемь
четырьмястами девяноста восемью
(о) четырёхстах девяноста восьми

ТЕМА 4


ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ УПРАВЛЕНИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

 

 
 
  Содержание Назад Далее    
 
   

 

А

Абонемент на что. Абонемент на цикл лекций.

Абонент чего. Абонент телефонной сети.

Авария чего / с чем. Авария машины. Авария с самолетом.

Акцент на что / на чем. В школьной программе по русскому языку явно заметен акцент на работу / на работе по развитию речи учащихся.

Аналогичный чему / с чем. Случай, аналогичный предыдущему / с предыдущим.

Аналогия с чем / между чем. Вывод был сделан по аналогии с таким же явлением в прошлом. Можно провести аналогию между одним и другим факторами.

Аннотация на что / чего. Аннотация на вышедшие сборники. Аннотация опубликованной статьи.

 

Б

Безразличный для кого / кому. Безразличный для него исход дела. Она ему не так безразлична.

Благодаря кому / чему (указывает на причину, вызывающую желательный результат). Благодаря отцу я и сестры знаем французский, немецкий и английский языки.

Бороться с кем - чем (с оттенком подчеркнутого действия) / против кого - чего (об активном столкновении противоположных общественных групп, мнений). Бороться с коррупцией / против агрессии.

 

В

Ввиду - вследствие. Предлоги синонимичны, но ввиду указывает на причину предстоящего события, а вследствие - на причину совершившегося события. Ввиду скорого отъезда - вследствие заморозков.

Вершить:

  • (распоряжаться) чем. Вершить судьбами;
  • (решать) что. Вершить правое дело.

Вопреки чему. Вопреки ожиданиям.

Воспринять что от кого / у кого. Я повторял приемы, воспринятые мною от преподавателя. Воспринять дурные привычки у товарищей.

 

Г

Годный (годен) для чего / к чему / на что. Годная для питья вода. Годен
к строевой службе. Такие люди долго остаются годными на всякую работу.

Горевать:

  • о ком / о чем. О них горевали недолго;
  • по кому / чему (с существительными и личными местоимениями). Горевать по сыну;
  • по ком - чем (с личными местоимениями 1-го и 2-го л. мн. ч.). Горюем
    по вас.

 

Д

Датировать что / чем. Датировать рукопись. Датировать заявление сегодняшним числом.

Договор о чем / на что. Договор о дружбе и взаимной помощи. Договор на поставку строительных материалов.

Доказательство чего / чему. Доказательство теоремы. Доказательством тому служат новые данные.

 

Е

Естественный (обычный) для кого - чего. Естественный для отца поступок.

 

Ж

Жажда чего. Жажда мщенья.

Жить чем / на что. Жить своим трудом. Жить на литературный заработок.

 

З

Заключение:

  • по заключении (после завершения чего-либо). По заключении перемирия военные действия прекратились;
  • по заключению (на основании заключения). По заключению врачей больной нуждается в отдыхе.

 

И

Идея:

  • (замысел, основной принцип) чего. Идея поэтического произведения - это основной замысел поэта;
  • (главная мысль чего-либо) о чем. Идея о взаимосвязи всего существующего не вызывает сомнения.

Известный кому / для кого. Известный всему миру. Известные для нас положения.

Интервью кому / с кем. Интервью, данное нашему корреспонденту. Интервью с двумя артистами.


Итог: подвести итог / итоги чего / чему. Подвести итоги переговоров. Подвести итог своим расходам.

К

Командующий чем. Командующий армией.


Контроль:

  • за чем (при отглагольных существительных). Контроль за расходованием средств;
  • над кем - чем (при отвлеченных и одушевленных существительных). Контроль над производством;
  • чего (в официальной речи). Контроль деятельности выборных органов.

 

Л

Лекция о чем / по чему (на тему). Лекция о культуре речи. Цикл лекций
по экономике. Лекция на тему "Поэзия Блока".

 

М

Мера чего / чему. Я знаю меру вкуса. Она потеряла меру своим силам.

Меры (совокупность действий для осуществления чего-либо) чего / по чему. Меры наказания. Меры по улучшению преподавания.

Монумент (памятник) кому / чего. Монумент Петру Первому. Монумент славы.

 

Н

Наблюдение (наблюдения):

  • (рассматривание, изучение) за кем / чем. Наблюдение за звездами;
  • над кем - чем. Наблюдение над подопытными кроликами.

Негодный для чего / к чему / на что. Негодный для строевой службы. Негодная к употреблению пища. Негодные на это дело материалы.

Недоступный кому - чему / для кого - чего. Недоступные человеческому уху ультразвуки. Это недоступно для меня.

Неспособный к чему / на что. Неспособный к рисованию. Неспособный на жертвы.

Неумеренность чего / в чем. Неумеренность требований. Неумеренность в еде.

Номер: под номером, за номером (офиц.). Приказ за номером первым / за номером Номер: под номером, за номером (офиц.). Приказ за номером первым / за номером один / номер один.один / номер один.

О

Обидный кому / для кого. Обидное нам / для нас обвинение.

Опасный кому / для кого - чего. Он теперь нам не опасен. Опасная для альпинистов крутая скала.

Оплатить что. Оплатить проезд в автобусе.

Оскорбиться чем. Пусть не оскорбится его память нашими воспоминаниями.

Осуждать - осудить что в ком / у кого / кого за что. Осуждать невоспитанность в ребенке / у ребенка. Может быть, вы осудите меня за это.

Отличаться чем / в чем. Эти модели платьев отличаются от прежних покроем и цветом / в покрое и цвете.

 

П

Памятник кому. Памятник Пушкину в Москве.

Параллельно чему / с чем. Налево, параллельно дороге, тянулся холм. Мы любовались длинною, идущею параллельно с берегом, кедровою аллеею.

Перпендикулярный (перпендикулярно) чему / к чему. Перпендикулярный плоскости / к плоскости.

Подпись: с подписью, за подписью.

Помощь: с помощью (обычно при указании орудия, средства совершения действия), при помощи (при указании лица). Вырвать гвоздь с помощью клещей. Решить проблему при помощи специалиста.

Постоянство чего / в чем. Постоянство привычек. Постоянство в любви.

Представитель:

  • (человек, представляющий в своем лице какую-либо группу людей, область деятельности и т.п.) кого / чего. Представитель современной молодежи;
  • (лицо, представляющее чьи-то интересы, действующее по поручению, от имени кого-либо) кого - чего / от кого - чего. Представитель истца. Представитель учреждения.


Предъявить что кому - чему / к кому - чему. Предъявить претензии администрации / к администрации.

Принадлежать:

  • (составлять чью-либо собственность) кому - чему. Новая дача принадлежит какому-то чиновнику;
  • (входить в состав кого - чего-либо, быть членом чего-либо) к кому / чему. Все они принадлежали к одной семье.

 

Р

Ровесник кого - чего / кому - чему. Ровесник века. Один из них был ровесник мне.

 

С

Свидетель чего / чему. Свидетель происшествия. Описывай, не мудрствуя лукаво, все то, чему свидетель в жизни будешь.

Сигнал чего / к чему / о чем. Сигнал тревоги. Сигнал к отправлению отряда. Сигнал о выступлении в поход.

Скучать:

  • о ком - чем. Он очень скучал обо мне;
  • по кому - чему (с существительными и личными местоимениями). Скучать по сыну. Скучать по нему;
  • по ком (с личными местоимениями 1-го и 2-го л. мн. ч.). Скучаем по вас.

Стрелять в кого / по кому - чему / по ком - чем. Стрелять в противника. Стрелять по противнику. Стрелять по нас.

 

Т

Тревожиться за кого - что / о ком - чем (разг.). Я тревожусь за его здоровье. Их мать очень тревожится о них.

 

У

Уверенность в чем. Уверенность в своих силах.

Упрекать кого в чем (объект действия) / за что (причина, основание действия). Его упрекали в безнравственности. Всегда упрекал его за плохой выбор книг.

 

Х

Характерный для кого - чего. Эта черта для него характерна. Характерный для севера климат.


Ходатайствовать о ком - чем / за кого - что. Я ходатайствую об утверждении этого соглашения. Я всегда готов ходатайствовать за достойных.

 

Ц

Цена чего / кому - чему / за что / на что. Цена одной пары туфель. Цена за билет на поезд. Цены на товары постоянно меняются.

 

Ч

Чуткий к чему / на что. Чуткий к каждой шутке. Чуткий на все изящное.


Ш

Широкий кому / для кого. Пиджак ему широк в плечах. Девочка была одета в широкое для нее платье.

 

Щ

Щедрый на что / в чем. Он щедр на слова. Он щедр в употреблении эпитетов.

 

Я

Ясность чего / в чем. В молодом человеке поражала ясность взглядов / во взглядах на жизнь.

 

ТЕМА 5


СЛОВАРЬ УДАРЕНИЙ И ЛИТЕРАТУРНОГО

ПРОИЗНОШЕНИЯ

 

 
 
  Содержание Назад Далее    
 
   
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

А
Д
автОграф
агрЕссия
агронОмия
адеквАтный (дэ)
акадЕмия (не дэ)
АлексИй (церк.)
алкогОль (не Алкоголь)
алфавИт
альтернатИва (тэ)
ампЕр
анАтом
анАлог
анестезИя (нэ, тэ)
анонИм
антЕнна (тэ)
антитЕза (тэ)
апартАменты и апартамЕнты
апартеИд (тэ)
апострОф
аристокрАтия
асбЕст
асимметрИя
астерОид (тэ)
астронОм
атеИзм (тэ)
ательЕ (тэ)
афЕра

Б

балОванный
баловАть
банкнОт и банкнОта
бассЕйн (не сэ)
батальОн (льё)
безУдержный
без Умолку
бензопровОд
беспрецедЕнтный
(не беспрецеНдентный)
бесхребЕтный
блокИрованный
блокИровать
бомбардировАть
боЯзнь
братАние
брОня (закрепление
чего-нибудь за кем-нибудь)
бронЯ (защитная облицовка из стали)
брошЮра (шу)
бульОн (льё)
бУнгало
буржуазИя
бытиЕ
бюрокрАтия

В

валовОй
ватерлИния (тэ)
ватерпОло (тэ)
ваЯние
вЕдомость,
род. мн. ведомостЕй
вербОвщик
вероисповЕдание
ветеринАрия
вИдение (способность видеть)
видЕние (призрак)
визИрь
во-пЕрвых
ворОта
воспроизведЁнный
втрИдорога

Г

газирОванный
газопровОд
гантЕль (тэ)
гастронОмия
гегемОния
генЕтика (нэ)
гЕрбовый
гОрдиев узел
горчИчник (шн)
гофрирОванный
гофрировАть
гравирОванный
гротЕск (тэ)

дЕльта (дэ)
демАрш (дэ)
демокрАтия
денационализАция (дэ)
департАмент
дерматИн (не дермаНтин)
дЕспот
деспотИя
детектИв (дэ, тэ)
де-фАкто (дэ)
дефИс
де-Юре (дэ, рэ)
диАгноз
диалОг
диоптрИя
дипломИрованный
диспансЕр (сэ)
дисплЕй
добЫча
договОр, мн. договОры
докумЕнт
дОллар
донЕльзя
доскА
драматургИя
дрЕвко
дремОта
духовнИк
дымопровОд

Е

едИнство
еретИк

Ж

жАлостный (сн)
жЕлчный
житиЕ

З

забелЁнный
забронИровать
завИдно
зАговор
заговОрщик
задОлго
заЁм
заИндеветь
закАзник
закУпорить
замаскировАть
заморЁнный
занятОй (человек)
зАнятый (дом)
запаснОй и запАсный
запершИсь
заселЁнный
засОленный (об овощах)
засолЁнный (о почве)
засорЁнный
зАсуха
затОченный (карандаш)
заточЁнный (узник)
знАмение (небесное)
зубчАтый

И

идентИчный (дэ)
иерОглиф
Избранный
Издавна
изнеможЁнный
Изредка
Иначе и инАче
Индекс (дэ)
индустрИя
инструмЕнт
интервИдение (тэ)
интервьЮ (тэ)
интернАт (тэ)
интерьЕр (тэ)
Искра
исповедАние
Исподволь
иссУшенный
истЕкший
истерИя
исчЕрпать

К

О

кабарЕ (рэ)
кАмбала
карЕ (рэ)
каталОг
каучУк
кафЕ (фэ)
кафетЕрий (тэ)
квартАл
квАшение
кетА и кЕта
киломЕтр
кинематогрАфия
кИрза и кирзА
кичИться
клАдбище
кожУх
коклЮш
кОлледж
колОсс
комбАйнер
комбинезОн (не нэ)
компьЮтер (тэ)
конЕчно (шн)
контрАстный (сн)
кортЕж (тэ)
костюмирОванный
коттЕдж (тэ)
красИвее
кремЕнь
кружАщий
кулинАрия и кулинарИя
купЕ (пэ)
кУхонный


Л

лАзер (зэ)
лассО
лексикОграф
ломОта
ломОть
лубОчный


М

мальчикОвый
манЁвры
манЯщий
мАркетинг
маркировАть
мартЕн (тэ)
мастерскИ
медальОн (льё)
мЕльком
мЕнеджмент
металлургИя
метеорОлог
мизЕрный
модЕль (дэ)
мотЕль (тэ)
муштрА
мытАрство
мЫтарь


Н

навЕрх
наговОр
нАголо (остричь)
наголО (держать шашки)
надОлго
надоУмить
нАискось
налОговый
налОженный (платеж)
намЕрение
наОтмашь
нарОчно (шн)

недоИмка
некролОг
немотА
несессЕр (нэ, сэ, сэ)
нефтепровОд
новорождЁнный
нормировАть

обезУметь
обеспЕчение
обесцЕнить
обетовАнный
облегчИть
обменЁнный
ободрИть
обрОненный
обЫденный
огУлом
одеколОн (не дэ)
одолжИть
озлОбленный
олигАрхия
омоложЁнный
опЕка
оперИться
опломбировАть
оптОвый
ортопЕдия
освЕдомить
осЕдлый
осмыслЕние
отбЫв
отзЫв (документа)
Отзыв
откУпорить
оценЁнный
очЕчник (шн)


П

паблИсити
пАмятуя
пантеОн (тэ)
паралИч
партЕр (тэ)
пАсквиль
пенснЕ (нэ)
пепелИще
переводнОй (балл, роман)
перевОдный (бланк)
переноснОй (радиоприемник)
перенОсный (значение)
переходнОй (мост)
перехОдный (возраст)
пЕристые (облака)
пЕтля и петлЯ
пиццерИя
планЁр
плЕсневеть
пломбирОванный
побасЁнка
повторИть
подОгнутый
подросткОвый
подсвЕчник (шн)
поедОм
поИмка
пОручни
посОленный
поутрУ
почтальОн (льё)
прАчечная (шн)
предвосхИтить
премировАние
премировАть
претендЕнт
приблИженный (прич.) приближЁнный (прилаг.)
приговОр
придАное
призЫв
приноровИть
принУдить
прИнцип
приободрИть
приобретЕние
прирОст
приручЁнный
пристрАстный (сн)
проЕкт (эк)
прОклятый
прОсека
простынЯ
процЕнт
псевдонИм
психОлог
пустЯчный (шн)
путепровОд

Р

Ф

развитОй (ребенок)
рАзвитый
(в умственном отношении)
развИтый (волосы)
разминУться
разОгнутый
разОмкнутый
рАкурс
ракУшка
раскУпорить
расщеплЁнный
револьвЕр
рЕкрут
ремЕнь
реномЕ (рэ, мэ)
ретировАться
рЕфери и реферИ
руднИк
рУсло
рэкетИр


С

сажЕнь
салютовАть
санитарИя
свезЁнный
свЁкла
свИтер (тэ)
сиротА
скреплЁнный
скУчно (шн)
слАдостный (сн)
снАдобье
соболЕзнование
сОвестно (сн)
совмЕстный (сн)
согбЕнный
созЫв
сосредотОчение
срЕдство, мн. срЕдства
станкОвый
стАтус
стАтуя
стеногрАфия
столЯр
страстнАя (неделя)
стрАстный (сн)
сцЕпленный


Т

тамОжня
танцОвщица
тЕмп (тэ)
тендЕнция (тэ, дэ)
тЕндер (тэ, дэ)
тЕннис (тэ)
тент (тэ)
тЕплиться
теплопровОд
тЕрмин
тЕрмос
террОр
тЕфтели и тефтЕли
тиранИя
толИка
тошнотА
тренировАть
тЯгостный (сн)

 

У

уведЁнный
углубИть
Угольный (от уголь) угОльный (от угол)
украИнский
умЕрший
умЕстный (сн)
упрощЁнный
Устный (сн)
усугубИть
утИль


факсИмиле
фарвАтер (тэ)
фарфОр
феЕрия
фенОмен
фетИш
филантрОпия
филИстер
фольгА
формировАть
фОрум
фрезА
фундАмент


Х

хАнжество
хАос (миф) и хаОс (беспорядок)
харАктерный (человек)
характЕрный (поступок)
хирургИя
хлОпковый
ходАтайствовать
хозЯева
хОленый
хребЕт
христианИн
хронОграф
хронОметр


Ц

цемЕнт
цЕнностный
цЕнтнер
цитадЕль
цИтрусовый
цыгАн


Ч

чАрдаш
чЕрпать


Ш

шампиньОн (ньё)
шассИ
шелковИца
шимпанзЕ (зэ)
штЕмпель (тэ)
штЕпсель (тэ)


Щ

щавЕль
щеголИха
щегольскИ
щелочнОй
щепОть


Э

экзальтИрованный
Экскурс
экспЕрт
Экспорт
экстЕрн (тэ)
эмалировАть
эпИграф
эпилОг


Ю

юдОль
юрОдивый
Юрта

Я

языковОй (курсы)
языкОвый (колбаса)
яИчница (шн)
ярЕм

ЧАСТЬ 2


КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

 
 
Содержание Назад Далее    
 
   


Задание 1. Определите функционально-стилевую принадлежность текста, указывая ее лексико-фразеологические и грамматические особенности


 

Вариант 1

Банковские операции подразделяются на пассивные, активные и комиссионно-посреднические. С помощью пассивных операций банк привлекает денежные средства, с помощью активных операций - осуществляет их размещение. С помощью комиссионно-посреднических операций банк повышает свои доходы при минимуме риска.

К пассивным операциям банка относятся привлечение вкладов, получение кредитов от других банков и выпуск (эмиссия) собственных ценных бумаг. Ресурсы банка формируются с помощью собственных, привлеченных и эмитированных средств. К собственным средствам относятся акционерный и резервный капитал, а также нераспределенная прибыль.

Необходимо подчеркнуть, что собственные средства составляют незначительную часть ресурсов современного банка. Основа банковской деятельности - это заемный капитал, полученный в результате пассивных операций. Соотношение между собственными и заемными средствами может колебаться от 1 к 10 до 1 к 100.

Вариант 2

ТОКОБАНК - ваш надежный партнер в стране и за рубежом. На конец мая 1992 года уставной капитал банка в иностранной валюте превысил
100 млн. долларов США. Банк обслуживает более 2000 предприятий и организаций. При этом 2/3 клиентов находятся на полном расчетно-кассовом обслуживании.


В декабре 1990 года ТОКОБАНК получил от Центрального банка России Генеральную лицензию, дающую право на проведение международных операций в полном объеме. Клиентам банка предоставляется возможность проведения операций и расчетов в международно принятых формах - переводы, инкассо, аккредитивы. Иностранные фирмы, компании и банки могут открыть в ТОКОБАНКЕ рублевые счета. Банк гарантирует клиентам быстроту и четкость расчетов, надежность вкладов, сервис на уровне западных банков.


Свидетельством признания ТОКОБАНКА Международным банковским сообществом являются установившиеся хорошие деловые контакты
с международными валютно-финансовыми организациями, такими, как МВФ, МБРР, ЕБРР. Более 50 банков Европы, Америки и Азии установили с ТОКОБАНКОМ корреспондентские отношения.

Вариант 3

 

 
 

Уважаемые господа!

Подтверждаем получение составленного Вами проекта контракта на поставку нам железной руды. Мы рады отметить, что почти все пункты контракта составлены с учетом договоренности, достигнутой во время переговоров, происходивших в Лондоне. Поэтому, в целом, мы одобряем составленный Вами проект контракта, однако мы хотели бы обсудить пункты, касающиеся сроков поставки и условий платежа.


Как Вы помните, при заключении контракта мы согласовали с Вами срок поставки - 1-ый квартал текущего года. Однако, в связи с тем, что намеченный по плану на февраль ввод в эксплуатацию завода будет осуществлен досрочно, в январе, оборудование нам нужно срочно, и мы согласны на поставку груза не по железной дороге, а самолетом.


Что касается условий платежа, то мы возражаем против п.6 Вашего проекта, предусматривающего авансовый платеж в размере 50% стоимости товара, подлежащего отгрузке, т.к. такой способ платежа противоречит давно установившейся у нас практике.


Мы предлагаем следующие условия платежа: 20% общей стоимости контракта должны быть уплачены в течение 30 дней после подписания контракта, а 70% платят наличными против документов; остальные 10% переводят в Госбанк после того, как будет произведен анализ в порту назначения, и результаты покажут полное соответствие руды спецификации.


Ввиду вышеизложенного, просим соответственно изменить пп.4 и 6 Вашего проекта контракта и выслать нам договор для подписания в течение ближайшего времени.


С уважением, Воронов А.П.

директор фирмы А/О "Интертрейд".

Вариант 4

Ода туристу

В то время, как одни устремляются в туристские походы, другие задаются вопросом: что они там, в этих походах ищут? Зачем лезть по отвесной скале, когда можно ходить по дорожкам? Стоит ли тащить велосипед по таежным болотам, когда можно покататься по асфальту в окрестностях дачи? Не лучше ли спокойно плыть, скажем, по Селигеру, чем нестись с огромной скоростью по горной реке, ничего не видя вокруг, кроме бурлящего потока?


Но когда нетуристы спрашивают об этом туристов, это вызывает дружный смех. Обстоятельного ответа они, однако, не дают. Скажу по секрету: они сами до конца не осознают, зачем идут в поход. Между тем их тянет туда сила огромная. Не удивительно поэтому, что для многих самодеятельный туризм - тайна за семью печатями.


Что же такое самодеятельный туризм? Кто думает, что это походы и путешествия, тот безнадежно отстал от жизни.


Самодеятельный туризм - это спортивные соревнования и познавательные экскурсии, своеобразная служба знакомств и театрализованные представления на полянах, загородные массовые воскресные прогулки и т.д.


У заядлого туриста всегда много друзей. Ни совместная учеба, ни работа, ни соседство не способны так сдружить людей, как сложные путешествия.

Вариант 5

Фирма (организация), желающая принять участие в выставке, направляет в адрес А/О "Экспоцентр" в установленные сроки заполненную и подписанную заявку на участие в 3 экземплярах. Заявки, поступившие позже установленного срока, будут приниматься при наличии свободной выставочной площади.


А/О "Экспоцентр" письменным подтверждением извещает фирму о регистрации ее в качестве экспонента и предоставлении ей выставочных площадей не позднее одного месяца после истечения установленной даты приема заявок.


Фирма, желающая участвовать в выставке или подавшая заявку на участие, должна заблаговременно направить в адрес А/О "Экспоцентр" по 5 экземпляров проспектов и каталогов на оборудование, предлагаемое
к экспонированию.

Задание 2. Устраните ошибочную смысловую связь слов


Вариант 1

1. Чацкий рассказывает о том, как один помещик обменял своих слуг на трех борзых собак, которые не раз спасали ему жизнь и честь.

2. Мы читали описание фашистских зверств Ильи Эренбурга.

3. Комиссия посетила школу с преподаванием ряда предметов на английском языке Киевского района.

4. Этот завод имеет бродильные установки, компрессоры, ферментеры, котлы, в которых прорастают микробы, лаборатории и подготовленные кадры.

5. Он рассказал, как Давыдов организует посевные работы, стараясь сохранить стиль романа.

6. Начата подготовка работников для истребления волков и лисиц, руководящих облавой.

Вариант 2

1. Стачечный комитет получил официальное предложение в письменной форме представить дирекции фабрики свои требования.

2. К этому надо прибавить статьи в газетах и журналах, довольно многочисленные рецензии на книги, в которых также обобщается богатая практика российских издательств.

3. Толстой показывает честных и мужественных командиров и карьеристов.

4. При всем желании ответить на этот вопрос практически невозможно.

5. Уже не один космический корабль был выведен на орбиту с человеком на борту.

6. Под самонаблюдением следует разуметь такой метод исследования, который предполагает совмещение субъекта изучения, с одной стороны, объекта, с другой, в одном лице.

Вариант 3

1. Дело, за которое они борются, не может не победить, имея таких защитников, не может не восторжествовать правда.

2. Оба купца поселились в особняках разорившихся дворян, доставленных из Европы в разобранном виде.

3. В построении научного знания данные опыта играют исходную и ведущую роль. Заслугой эмпиризма надо считать то, что он выдвинул опыт в качестве источника знания, однако неверно понимал сам опыт и абсолютизировал его значение, игнорируя наличие другого источника знания.

4. На место происшествия прибыли работники уголовного розыска с собаками, которые были вызваны для задержания преступников.


5. Из леса показалась группа солдат в защитных фуражках, что-то кричавших.

Вариант 4

1. Объявлен конкурс на лучшую работу по истории, в котором могут принять участие первокурсники.

2. Собеседники не понимают этой фразы, которая читателю совершенно ясна, так как эти два значения слова не различаются в устной речи.

3. Поражает множество различных теорий о происхождении алфавита в современной науке.

4. Для удобства пользования этот альманах снабжен содержанием.

5. На выставке представлено 25 наименований продукции.

6. Писатель широко применяет газетную лексику, что сообщает его рассказам какую-то сухость.

7. Магазин на углу аннулирован и сделали вместо него выход из подземного перехода.

Вариант 5

1. Дизельное топливо - всегда один из дефицитных нефтепродуктов. Кооператив "Гермес" готов вам в этом помочь.

2. Эти ошибки связаны с неправильным употреблением многозначности.

3. На занятиях технического кружка они познакомились со строением автомобиля.

4. Косторезы в Ломоносове - это, можно сказать, единственный в России вид народного промысла.

5. В этом стихотворении Маяковского есть вновь созданные поэтом слова.

6. Когда в обществе наступает напряженность, легче создать иллюзию, что якобы можно решить все проблемы, переключив справедливое недовольство людей на ненависть к другим народам.

Задание 3. Проведите синонимическую замену неологизмов и заимствованных слов


Вариант 1

1. Эффективность режима экономии во многом зависит от того, насколько лимитируются финансовые расходы.

2. В качестве свидетелей на суде фигурировали самые разнообразные люди.

3. Среди собравшихся превалировали представители молодежи.

4. Многие дореволюционные интеллигенты, считавшие себя либералами, относились индифферентно к вопросам религии.

5. Присутствие эрудированных и компетентных слушателей стимулирует лектора сконцентрироваться.

6. Военный бэкграунд и темперамент Лебедя мешают ему в нахождении союзников, ибо он привык командовать, а не руководить коллективно, консенсусом.

Вариант 2

1. Характеризуя роль отдельных видов искусства в жизни общества, нельзя игнорировать специфические их особенности.

2. Нельзя к работе строителей подходить абстрактно, нивелировать работу бригадам, работающим нередко в несопоставимых условиях.

3. Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эволюции в области спортивной работы.

4. В новом альянсе соединились и средства и возможности.

5. Из-за поворота показалась кавалькада правительственных автомобилей.

6. Над паркингом стояла полная луна.

 

Вариант 3

1. Она проявила элементарность мышления.

2. В докладе были констатированы факты прямых нарушений регламента работы аптек.

3. Характеризуя роль отдельных видов искусства в жизни общества, нельзя игнорировать их специфические особенности.

4. Идентичное решение было принято студентами второй группы.

5. Пассажиры отдыхали в комфортабельных шезлонгах на палубе комфортабельного лайнера.

6. Кардинальный пункт расхождений между участниками дискуссии путем компромисса был сведен на нет.

Вариант 4

1. Принятое решение следует квалифицировать, по крайней мере, как несвоевременное.

2. Истинным стимулом деятельности каждого человека должно быть сознание долга и ответственности.

3. Отраслевые органы управления становятся ориентированными на выполнение функций, делегированных им основным производственным звеном.

4. Юноша во всём имитировал старшему брату.

5. В последнем туре соревнований эта команда потерпела фиаско.

6. В газете напечатано эксклюзивное интервью "заезжей знаменитости".

Вариант 5

1. Оратор говорил весьма резонерски, что произвело на аудиторию негативный эффект.

2. Закон должен надежно защищать права тинэйджеров.

3. Нас прежде всего заботит, как комплектуются наши участники кубковых турниров Европы.

4. Все аксессуары внутреннего интерьера выполнены бездефектно, на высоком художественном уровне.

5. Необходимо ввести квотирование.

6. Многомиллионная телеаудитория, то есть потенциальный электорат, могла лицезреть всех кандидатов на президентский пост.

 

Задание 4. Исправьте ошибки, вызванные смешением паронимов


Вариант 1

1. Большая верность жизненной правде, отсутствие внешне эффективных натяжек усилило воздействие фильма.

2. Реальные люди, события силой писательского таланта превращаются в художественные прообразы.

3. Щиты съемной отделки одеваются на прутья каркасной арматуры.

4. Молодежь представлена самой себе, это принижает активность ребят.

5. Люди простодушные принимают желательное за действительное.

6. Работа написана простым языком, сразу уясняется сущность вопроса.

7. Многим студентам нашей группы представилась возможность принять участие в диалектологической экспедиции.

8. Верховенство права и закона - общий и заглавный принцип правового государства.

Вариант 2

1. В нашем клубе часто бывают драматичные постановки.

2. Отсутствие научно основанных механизмов прогнозирования, оценки рынка труда привело к известному дисбалансу в этой сфере.

3. Я собираюсь предоставить свою работу на конкурс.

4. Его исполнительный талант был высоко оценен музыкальной критикой.

5. Редактор прочитал рукопись и внес в нее некоторые стилевые поправки.

6. Автор брошюры не приводит никаких обоснований для своих выводов.

7. Универсальный стиральный порошок также употребляется для мойки посуды.

8. Перемены, прошедшие в стране за последние пять лет, очевидны для каждого.

Вариант 3

1. С героем фильма постоянно проходят какие-то романтические истории.

2. Утвержден статут новой организации, объединяющей любителей природы.

3. Заключительный этап анализа - определение оборотливости
и эффективности операций.

4. Анализ финансового положения объединения по экспортным операциям проводится на основании данных бухгалтерской отчетливости.

5. Надо тактически намекнуть ему, что он не должен сам принимать столь важные решения.

6. Служба первое время поддавалась нелегко.

7. Большинство учащихся могло ответить на вопрос, данный преподавателем.

8. Избыток микроэлементов в почве приводит к тому, что повышается плодовитость зерновых культур.

 

Вариант 4

1. Лечебные учреждения проводят дифференциальное кормление больных.

2. На выставке представлен большой выбор красивой и практической обуви.

3. Прошу представить мне очередной отпуск с 3-го по 27-ое сего месяца.

4. Эти продукты не пользуются потребительным спросом.

5. Он дал нам настолько дипломатический ответ, что мы даже не рассердились на него.

6. В толковых словарях даются различного рода стилистические пометки.

7. Славу Караченцову принесла заглавная роль в легендарном спектакле "Юнона" и "Авось", где он создал образ графа Резанова.

8. Вашему вниманию предоставляется доклад о творчестве Зощенко.

Вариант 5

1. Командировочный уже выполнил задание полностью.

2. Порошковая металлургия - современная эффектная технология.

3. Болотистый ил является отличным удобрением.

4. Мне кажется, что я помню личность этого человека.

5. На мебель были одеты чехлы.

6. Многие города время стерло с лица земли, и их остатки теперь покоятся где-то у нас под ногами.

7. Самолеты значительно укоротили путь от Камчатки до Якутска.

8. Я просмотрел ваш фактичный материал.

Задание 5. Согласуйте слова


Вариант 1

Доволен (ответ), радоваться (его успехи), оперировать (факты), рад (цветы), поглощен (чтение), похожий (облако), сходный (облако), характерный (Печорин), свойственный (Печорин), погружен (вода), уверенность (победа).

 

Вариант 2

Характеристика (Петров), отзыв (дипломная работа), аттестация (аспирант), рецензия (статья), памятник (Лермонтов), вопреки (указание, обещание, приказ, принятые правила).

Вариант 3

Упрекать (бездеятельность), ругать (беспечность), благодаря (помощь), согласно (предписание), превосходство (противник), полон (бодрость), поражаться (ошибка), отчитаться (работа), касаться (эта сторона произведения), возмущаться (неграмотность).

Вариант 4

Вопреки (угрозы), управляющий (фирма), свойственный (он), курировать (этот проект), отдавать отчет (свои действия), в силу (недостаточность освещения), вследствие (запланированная работа), обосновывать (теория, факты), вера (успех), уверенность (успех).

Вариант 5

Координировать и руководить (деятельность смежных организаций), понять и смириться (трудности переходного периода), подбор и наблюдение (факты), уплатить (проезд), оплатить (счет), рассержен (неудача).

 

Задание 6. Согласуйте сказуемое с подлежащим


Вариант 1


1. Ряд студентов нашего факультета после сессии (отчислить).

2. (быть намеченным) ряд вопросов.

3. В классе большинство учащихся (заниматься) хорошо.

4. Несколько человек (войти) в аудиторию.

5. (дисквалифицировать) несколько врачей.

6. Ряд моделей (не найти) своего отражения в программе.

7. Все, кто (работать), будут награждены.

8. Пять бригадиров не (явиться).

9. (Насчитываться) 2 тысячи больных.

10. Большинство меня не (слушать).

 

Вариант 2

1. Нас (собраться) человек десять.

2. Более 80 подростков и молодежи нашей школы (учиться) на курсах при вузах, свыше 100 подростков (посещать) занятия в различных кружках.

3. Выставка-просмотр декоративных тканей (открыть) ежедневно.

4. Не кто иной, как родители, в первую очередь (ответственный) за воспитание детей.

5. Слава и популярность талантливого писателя все (расти).

6. Вы и ваши помощники (смочь) справиться с этим непростым заданием.

7. ЮНЕСКО (прислать) своего представителя.

8. (гореть) уже четыре избы.

9. Ряд новых железобетонных конструкций (применить) на новостройках.

10. Никто и ничто (не нарушать тишины).

11. Полмесяца (пройти) с тех пор, как он уехал.

Вариант 3

1. (Работать) двадцать с лишним человек.

2. Внимание экскурсантов (привлечь) таблица - плакат.

3. Углубление и развитие противоречий между странами неоднократно (вызывать) военные конфликты.

4. Свыше 720 мостов и тоннелей уже (отработать) свой срок.

5.Кто-то из делегаток (попросить) слова.

6. Много детей (быть, болен) гриппом.

7. Язык Рима, латынь, служившая и Римской империи, и католической церкви (продолжать быть) общим языком западной науки вплоть до элохи Возрождения.

8. Большинство рабочих, инженеров, служащих нашего завода (пройти) квалификационную аттестацию.

9. Большинство учеников школы (быть отправлен) на лето в оздоровительный лагерь.

10. Полгода (пролететь) незаметно.

Вариант 4

1. В Будапеште (состояться) съезд Административного совета и съезд технической комиссии Международной организации радиовещания.

2. (обедать) шестеро.

3. Дел у него (быть) бездна.

4. Полка-прилавок (быть заставлен) книгами.

5. Некто в черном, по-видимому иностранка, (войти) в ложу театра.

6. "Дженерал электрик" (связать) особым контрактом с этим консорциумом.

7. Сколько разных чувств (проходить) во мне, сколько мыслей туманом (проноситься)…

8. В прошлом году на этой конференции (выступить) 31 человек.

9. Все двадцать один студент (участвовать) в состязании.

10. Ряд работников, допустивших невнимательное отношение к пассажирам, (привлечь) к ответственности.

Вариант 5

1. Каждая новая победа человеческого разума, каждое новое понятие, возникшее в коллективном труде, (закрепляться) в языке.

2. (работать) двадцать с лишним человек.

3. Крупнейшее издательство Москвы - "Республика" - (выпустить) в свет серию книг о российских ученых.

4. (бежать) тройка лошадей.

5. Эти пять работ (премировать).

6. Большинство сотрудников фирмы (решить) пройти переподготовку.

7. Около миллиона человек (посетить) театр.

8. Большая часть моих привычек и вкусов не (нравиться) ему.

9. До конца пути (оставаться) еще 40 километров.

10. Секретарь директора Елена Ивановна (выдать) справку.

 

Задание 7. Числительные напишите словами, согласуйте с ними существительные

Вариант 1

1. Пароход с 750 (отдыхающие) вышел в рейс.

2. Мы живем в 2000-е годы.

3. Озеро Байкал расположено на высоте 453 (метр) и занимает площадь более 31,5 (тыс. кв. км.).

4. Надо доставить 23 (пассажира).

5. Мы готовимся к 8 (март).

Вариант 2

1. В первенстве по прыжкам в воду с трамплина первое место заняла спортсменка с результатом 125,55 (балл).

2. Железнодорожники сверх плана перевезли более 11 800 (тонна) народнохозяйственных грузов.

3. Из 31 (участник) соревнований особенно выделялись 2.

4. Год приблизительно равен 365 и ј (сутки).

5. К 1 (апрель) 2002 (год) этот участок дороги будет сдан в эксплуатацию.

 

Вариант 3

1.По сравнению с 1146 (трудные в орфографическом отношении слова), включёнными в сборник диктантов, остальные представляются лёгкими.

2. Эти 17 (километры) мы прошли за 4,5 (час).

3. За последний месяц цены выросли на 4,3 (процент).

4. Брошюра издана 1 500 (тираж).

5. Он вернётся к 15 (май).

Вариант 4

1. В середине 20 века население земли достигало 2 (миллиард) 517 (миллион).

2. Преподаватель проэкзаменовал 22 (студент).

3. Стипендии были выплачены 1552 (студент).

4. Потери составили более 843 (килограмм).

5. Письмо датировано 1831 (год).

Вариант 5

1. Государственная казна пополнилась еще 678 000 (рубль).

2. К 2567 (наименование) в список приписали еще 1033 (наименование).

3. Охотники за один сезон уничтожили 54 (волк).

4. Этот показатель должен увеличиться на 15,8 (процент).

5. Декан вызвал к себе 23 (студент).

 

Задание 8. Исправьте ошибки в употреблении прилагательных

Вариант 1

1. Это собрание прошло более организованнее, чем предыдущее.

2. Молодой человек был хорошо воспитан и безукоризненен в своих манерах.

3. Разработка этого месторождения сейчас является наиболее важнейшей задачей.

4. В голосовании приняли участие жители самых отдаленнейших мест.

5. Будьте внимательные и осторожны.

Вариант 2

1. Краски, благодаря солнцу, выглядят еще более отчетливее, ярче.

2. Сейчас мы будем изучать эту проблему более подробно.

3. Работа на штамповочном участке была тяжелая и грязна.

4. Оратор говорил с большим чувством, и тон его речи был приподнят и торжественен.

5. Твардовский был самым образованным человеком, жадным к книге, но не безразборчивым.

 

Вариант 3

1. Наша цель - показать наиболее лучшие выступления фигуристов.

2. Этот рассказ написан довольно раньше.

3. Эти материалы периодической печати интересны и доступные.

4. Завод имеет в этом году более высокие показатели, чем в прошлом.

5. Метод исследования правилен и соответственен сложности самой проблемы.

Вариант 4

1. Снаружи "ЛАЗ-698" выигрывает у своих более старших собратьев.

2. Нет ничего более худшего, чем ложь и грубость, допускаемые взрослыми.

3.Зощенко обратил внимание на недостатки в обществе более раньше, чем другие.

4. Материал, применяемый для строительства скоростных судов, должен быть достаточно прочный и легкий.

5. Ответ студента был весьма посредственен.

Вариант 5

1. Цифры - самое убедительнейшее доказательство снижения инфляции.

2. Шекспира следует изучать более глубже.

3. Больной произвел тяжелое впечатление: лицо его было бескровное, взгляд безжизненен.

4. Невозможность в устной речи предварительного обдумывания позволяет использовать в ней непринужденнее формы, чем в письменной.

5. Есть основания полагать, что в самые ближайшие дни будут даны старты первому этапу зимней спартакиады.

 

Задание 9. Исправьте ошибки в сложных предложениях


 

Вариант 1

1. Инженер, который привел этот факт, оказавшийся большим знатоком вопроса, привел убедительные доводы в пользу своего утверждения.

2. Применяя ту или иную форму организации труда, в каждом отдельном случае учитываются местные особенности.

3. Ревизионная комиссия проверяет своевременность поступления средств, правильность их расходования по смете и не допускается ли перерасход по отдельным статьям расходной части сметы.

4. Кто нуждается в консультации, необходимо ему обеспечить ее.

5. Главное, о чем мы еще не успели поговорить, - это о дисциплине в группе.

Вариант 2

1. На некоторых стройках принят в эксплуатацию ряд зданий без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъезжать к ним от ближайшей магистрали.

2. Группа рабочих осматривает станок, приготовленный к отправке заказчику, который ими смонтирован из новых материалов.

3. Силами самодеятельности был дан спектакль в новом Доме культуры, какого мы до сих пор никогда не видели.

4. Иногда встречаешь на улице незнакомых людей, которых, кажется, что уже когда-то видел.

5. Придавая большое значение методологии исследования, был выполнен ряд экспериментов.

Вариант 3

1. Я взял в библиотеке книгу, где рассказывается о жизни животных.

2. Человечество охвачено страстным стремлением к тому, чтобы война
в силу своей чудовищности изжила бы самое себя.

3. Некоторые из выступавших в прениях высказали предположение, что не хотел ли докладчик умалить значение своего собственного предложения.

4. Все изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени практического врача.

5. В современной Болгарии сельское хозяйство настолько отличается от того, что было до второй мировой войны, как вообще вся экономика страны отличается от довоенной.

Вариант 4

1. Было выражено пожелание, чтобы контакты, установившиеся между российскими и финскими партнерами, получили бы свое дальнейшее развитие.

2. Название ресторана "Яр" было дано в соответствии с тем, что он находился на берегу речки Синички, которая в настоящее время, заключенная в трубы, протекает под землей.

3. Таким образом, рассмотрев функциональные характеристики структур муниципалитета, предлагается следующее.

4. Издана повесть о школе, в центре которой стоит образ воспитателя, учителя.

5. Последнее, на чем следует остановиться, это на композиции романа.

Вариант 5

1. Комиссия не приняла ряд объектов, на строительство которых были отпущены средства, которые, однако, были использованы не по назначению.

2. Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события.

3. В двух последних главах автор начинает рассуждать, что бывают растения полезные и вредные, какие вещества ценные, а какие-то не нужно использовать в медицинских целях.

4. Огромное помещение цирка будет универсальным: в нем можно будет проводить не только цирковые представления, но и устраивать большие концерты, спортивные соревнования, собрания, демонстрировать кинофильмы.

5. Вопрос к господину Тимофееву, который не может не волновать наших слушателей.

Задание 10. Поставьте ударения в следующих словах


Вариант 1

Мизерный, каталог, алфавит, формулировать, эпиграф, щавель, танцовщица, балованный, санитария, пломбированный, тирания, подростковый, занятой, иноходь, облегчить, мастерски, разобщенность.

Вариант 2

Комбайнер, полчаса, мельком, гусеничный, агент, бармен, незадолго, приданое, начать, цемент, тендер, цыган, премированный, принцип, запертый, фетиш, разминуться, лассо, колосс, валовой, бомбардировать, асбест.

Вариант 3

Обыденный, заржаветь, кремень, кулинария, мельком, созыв, памятуя, средства, красивее, донельзя, завсегдатай, мускулистый, добыча, намерение, шасси, апостроф, асимметрия гербовый, закупоренный, понял, аристократия.

Вариант 4

Боязнь, предложить, экскурс, красивее, добыча, апартаменты, языковая колбаса, пуловер, генезис, облегчить, пахота, творог, толика, индустрия, засуха, пиццерия, предвосхитить, статуя, станковый, маркетинг, столяр.

Вариант 5

Прирученный, приговор, новорожденный, наговор, мастерски, пантеон, олигархия, налоговый, житие, диоптрия, звонишь, квартал, иллюстрированный, дефис, бензопровод, автограф, гофрировать, ворота.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
На главную Назад Далее Содержание  
 
   

 

  1. Русский язык и культура речи / Под ред. В. Максимова. - М.: Гардарики, 2000.

  2. Русский язык и культура речи: Практикум. - М.: Гардарики, 2000.

  3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. - М.: Логос, 2001.

  4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1998.

  5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов-на-Дону, 1999.

  6. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. - М., 1988.

  7. Абрамов Н. Словарь синонимов русского языка. - Л.: Наука, 1975.

  8. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. - М., 2000.

  9. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. - М., 1994.

  10. Большой орфографический словарь русского языка / Ред. С.Г. Бархударов и др. - М., 1999.

  11. Словарь иностранных слов. - М., 2000.
ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ ПЕЧАТНОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ
 
На главную        
 
   

Учебное издание


Чирейкин Михаил Кимович

 

 

 

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Контрольные задания
для студентов заочной формы обучения
всех специальностей СГГА

 

 

Издается в авторской редакции

Ответственный редактор: Селькова А.В.
Компьютерная верстка: Шилова Л.Н.

 

 

 

Изд. лиц. № ЛР 020461 от 04.03.1997.
Подписано в печать 18.02.02. Формат 60x84 1/16
Печать цифровая
Усл. печ. л. 2,56. Уч.-изд.л. 1.76. Тираж 300
Заказ Цена договорная

Редакционно-издательский отдел СГГА
630108, Новосибирск, 108, Плахотного, 10.
Отпечатано в картопечатной лаборатории СГГА
630108, Новосибирск, 108, Плахотного, 8.