| Библиотека Ивана Шизофреника | PER AS ET NEFAS | |
:: HOME PAGE :: Table of contents :: INDEX :: |
Алёша Попович Иванов В.В., Топоров В.Н.
Алёша Попoвич мифологизированный образ богатыря в русском былинном эпосе. А.П. как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. А.П. сын ростовского попа Леонтия (Левонтия, редко Фёдора). Всех богатырей объединяет общее происхождение из Северо-Восточной Руси (Муром, Рязань, Ростов), поездка в Киев, сопряжённая с поединком с чудовищем, богатырская служба в Киеве при дворе князя Владимира Красное Солнышко. А.П. отличает не сила (иногда даже подчё ркивается его слабость, указывается его хромота и т.п.), но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой. Иногда он хитрит и готов идти на обман даже своего названного брата Добрыни Никитича, посягает на его права; он хвастлив, кичлив, излишне лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В целом образ А.П. отражает определённую противоречивость и двойственность. Одним из наиболее архаичных сюжетов, связанных с А.П., сч итается его бой с Тугарином. А.П. поражает Тугарина по пути в Киев или в Киеве (известен вариант, в котором этот поединок происходит дважды). Тугарин грозит А.П. задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнё м-пламенем, застрелить головнями или проглотить живьём. Бой А.П. с Тугарином происходит нередко у воды (Сафаст-река). Одолев Тугарина, А.П. рассёк его труп, размотал «по чисту полю» (ср. действия Индры в отношении поверженного Вритры). Сходным вариантом сюжета о бое А.П. с Тугарином является былина «Алёша убивает Скима-зверя», где противник А.П. многим напоминает Тугарина. Рождение А.П. было чудесным, напоминающим рождение Волха (Вольха Всеславича): оно сопровождается громом; «Алёшенька Чудородыч млад», едва родившись, просит у матери благословенья погулять по белу свету, не пеленать его пеленами, но кольчугою; он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т.п. Хитрость и ловкость А.П. сродни «хитростям-мудростям» Волха, а его шутки и проделки близки магич еским превращениям Волха. Женой А.П. в былинах о нём и сестре Збродовичей (Петровичей и т.п.) становится Елена (Петровна), она же Еленушка, Олёна, Ол ёнушка (Еленой зовется и жена Волха). Это женское имя как бы подвё рстывается к имени А.П. (варианты Олеша, Валеша и Елешенька): Олёша Олё нушка, Елешенька Елена и Олёнушка, и таким образом формируется «одноимё нная» супружеская пара. «Матримониальная» неудача А.П. повторяется и в былинах о неудачном сватовстве А.П. к жене Добрыни Никитича Настасье Никулишне во время отсутствия её мужа (А.П. распространяет ложный слух о гибели Добрыни) и в одном из вариантов былины об Алёше и сестре Збродович ей, где братья отсекли А.П. голову за то, что он опозорил их сестру (в остальных вариантах этого сюжета А.П. грозит опасность, как и сестре Збродовичей Настасье Збродовичне, которой братья собираются отсечь голову). Когда сестра должна вот-вот расстаться с жизнью, А.П. просит не губить её и отдать её ему в жёны. Принимавшееся ранее исследователями мнение о том, что историческим прототипом А.П. был некий Александр Попович, погибший в битве при Калке в 1224, как об этом сообщает летопись, ставится под серьёзное сомнение; актуализация темы Александра Поповича в поздних летописных сводах может отражать знакомство с былинами о А.П. Характерны архаичные реликты в описаниях самого А.П. и всех трёх богатырей (см. Илья Муромец, Добрыня Никитич), в состав которых он входит: во всех этих персонажах просвечивают их некогда более тесные связи с хтонической стихией, и поэтому при глубокой реконструкции три былинных богатыря могут быть сопоставлены со сказочной триадой Горыня, Дубыня и Усыня.
© Ivan Shizofrenika's Library :: It is created by the experimental generator |