ОТ
АВТОРА
Три вещи вдохновляли и подгоняли меня при сочинении этой книги.
Первая касается, национальной традиции русской
риторики яркое начало русского политического красноречия и его сегодняшнее едва
ли не плачевное состояние одинаково наводят на мысль о том, что русская
риторическая традиция сильна проповедью, речью обращенной к единоверцу и
единомышленнику. Что же до умения апеллировать к колеблющимся или несогласным,
то это, безусловно, не самая сильная сторона русского убеждающего слова. При
таком положении дел комплиментарная трактовка нашей риторики, приписывание ей
какого-то особого «диалогизма», встречающаяся у некоторых наших ученых, как и
ее низкая оценка, констатация «монологизма» и «глухоты», господствующая в
общественном сознании, равно бесполезны для риторической практики наших дней.
Вот почему возникло желание взглянуть на русскую политическую риторику трезво,
отдавая себе отчет и в сильных, и в слабых ее сторонах, имея целью не
доказательство нашей безупречности или никчемности, но развитие нашей
словесности.
Второе соображение, заставившее меня взяться за перо, – несоответствие той роли, которая принадлежит сегодня
слову, положению, занимаемому в обществе риторикой. То, что громадная индустрия
нашей политической рекламы зримым образом игнорирует тысячелетнее риторическое
наследие, довольствуясь крохами со стола современной психологии и отрывочными
сведениями о западных политических технологиях – факт
вопиющий. Мышь, которую рождает гора наших предвыборных кампаний, настолько
тщедушна, что ей не по зубам не только риторическая культура, но и орфография с
пунктуацией. Хочется, чтобы риторика и люди, занимающиеся политической речью,
познакомились поближе.
И, наконец, третье Низкая риторическая грамотность
вредно сказывается и на говорящем, и на слушающем. Наше общественное сознание
обладает столь скромным инструментарием для критического анализа политической
речи, что сам этот анализ оказывается просто невозможным и подменяется бранью.
В результате у потребителя массовой информации возникает впечатление о том, что
все лгут, лгали всегда и будут лгать впредь. Надо ли говорить, что это
порождает цинизм и апатию? Надо ли доказывать, что общество, зараженное
подобными настроениями, недолговечно? Поэтому я радуюсь каждому шагу
риторического просвещения, возлагая надежду главным образом на школьное
образование. Но хочется рассказать о политической риторике и тем, чьи поступки
определяют лицо сегодняшней России, – политикам,
спичрайтерам, рядовым избирателям.
Таковы были мои желания. Насколько они воплотились в
жизнь, судить читателю этой книги.
Книга состоит из трех разделов. В первом я старался
дать основы знаний по общей риторике, уделив особое внимание языковым
риторическим средствам как разделу наиболее сложному и наименее разработанному
в новых учебниках. Я пошел на это сознательно, понимая, что легче читать советы
о том, как держаться перед аудиторией, чем вдумываться в тонкости языковых
построений. Но искусство риторики предполагает в первую очередь владение
языком. Второй раздел посвящен специфике русского политического красноречия. Я
старался воспроизвести драму русской политической риторики, показать смену ее
парадигм. Третий раздел целиком сосредоточен на анализе сегодняшней
риторической культуры. Как особую проблему я выделил проблему красоты политической
речи. Именно красоты остро не хватает сегодняшнему политическому дискурсу.
Назвать этот дискурс «красноречием» просто не поворачивается язык.
Предлагаемая читателю книга – учебник. Можно закрыть его и раскрыть другой. Можно
вовсе не учиться политической риторике. Но нельзя учиться не учась.
Риторическая наука предполагает внутреннюю работу и, в конечном счете,
способствует выделке души. В свое время античная риторика сделала из варвара
цивилизованного человека. Публичное слово заставляло говорить ответственно и
выглядеть достойно. И хотя каждый оратор всегда заинтересован в чем-то своем,
все общество в целом заинтересовано в росте риторической культуры, в поиске
цивилизованных форм для решения спорных вопросов. Хорошие ораторы – золотой запас общества. Их слова остаются в веках и
помогают решать новые общественные проблемы. Об этом свидетельствует история.
Спорить с этим трудно.
От всей души желаю читателю приобщиться к достижениям
риторики, научиться убедительно говорить самому и вдумчиво слушать чужое слово.
Георгий Хазагеров