ОТ АВТОРА

 

Три вещи вдохновляли и подгоняли меня при сочинении этой книги.

Первая касается, национальной традиции русской риторики яркое начало русского политического красноречия и его сегодняшнее едва ли не плачевное состояние одинаково наводят на мысль о том, что русская риторическая традиция сильна проповедью, речью обращенной к единоверцу и единомышленнику. Что же до умения апеллировать к колеблющимся или несогласным, то это, безусловно, не самая сильная сторона русского убеждающего слова. При таком положении дел комплиментарная трактовка нашей риторики, приписывание ей какого-то особого «диалогизма», встречающаяся у некоторых наших ученых, как и ее низкая оценка, констатация «монологизма» и «глухоты», господствующая в общественном сознании, равно бесполезны для риторической практики наших дней. Вот почему возникло желание взглянуть на русскую политическую риторику трезво, отдавая себе отчет и в сильных, и в слабых ее сторонах, имея целью не доказательство нашей безупречности или никчемности, но развитие нашей словесности.

Второе соображение, заставившее меня взяться за перо, несоответствие той роли, которая принадлежит сегодня слову, положению, занимаемому в обществе риторикой. То, что громадная индустрия нашей политической рекламы зримым образом игнорирует тысячелетнее риторическое наследие, довольствуясь крохами со стола современной психологии и отрывочными сведениями о западных политических технологиях факт вопиющий. Мышь, которую рождает гора наших предвыборных кампаний, настолько тщедушна, что ей не по зубам не только риторическая культура, но и орфография с пунктуацией. Хочется, чтобы риторика и люди, занимающиеся политической речью, познакомились поближе.

И, наконец, третье Низкая риторическая грамотность вредно сказывается и на говорящем, и на слушающем. Наше общественное сознание обладает столь скромным инструментарием для критического анализа политической речи, что сам этот анализ оказывается просто невозможным и подменяется бранью. В результате у потребителя массовой информации возникает впечатление о том, что все лгут, лгали всегда и будут лгать впредь. Надо ли говорить, что это порождает цинизм и апатию? Надо ли доказывать, что общество, зараженное подобными настроениями, недолговечно? Поэтому я радуюсь каждому шагу риторического просвещения, возлагая надежду главным образом на школьное образование. Но хочется рассказать о политической риторике и тем, чьи поступки определяют лицо сегодняшней России, политикам, спичрайтерам, рядовым избирателям.

Таковы были мои желания. Насколько они воплотились в жизнь, судить читателю этой книги.

Книга состоит из трех разделов. В первом я старался дать основы знаний по общей риторике, уделив особое внимание языковым риторическим средствам как разделу наиболее сложному и наименее разработанному в новых учебниках. Я пошел на это сознательно, понимая, что легче читать советы о том, как держаться перед аудиторией, чем вдумываться в тонкости языковых построений. Но искусство риторики предполагает в первую очередь владение языком. Второй раздел посвящен специфике русского политического красноречия. Я старался воспроизвести драму русской политической риторики, показать смену ее парадигм. Третий раздел целиком сосредоточен на анализе сегодняшней риторической культуры. Как особую проблему я выделил проблему красоты политической речи. Именно красоты остро не хватает сегодняшнему политическому дискурсу. Назвать этот дискурс «красноречием» просто не поворачивается язык.

Предлагаемая читателю книга учебник. Можно закрыть его и раскрыть другой. Можно вовсе не учиться политической риторике. Но нельзя учиться не учась. Риторическая наука предполагает внутреннюю работу и, в конечном счете, способствует выделке души. В свое время античная риторика сделала из варвара цивилизованного человека. Публичное слово заставляло говорить ответственно и выглядеть достойно. И хотя каждый оратор всегда заинтересован в чем-то своем, все общество в целом заинтересовано в росте риторической культуры, в поиске цивилизованных форм для решения спорных вопросов. Хорошие ораторы золотой запас общества. Их слова остаются в веках и помогают решать новые общественные проблемы. Об этом свидетельствует история. Спорить с этим трудно.

От всей души желаю читателю приобщиться к достижениям риторики, научиться убедительно говорить самому и вдумчиво слушать чужое слово.

Георгий Хазагеров

 

в оглавление << >> на следующую страницу