web-кафедра философской антропологии

Тексты // Щербакова А.А. // Музыкальное искусство в философской концепции М. Кагана (в сб. «Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века») 

карта сайта | поиск: 

 

Щербакова А.А. 

Музыкальное искусство в философской концепции М. Кагана

А.А. Щербакова

Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium». Выпуск №12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. C. 326 — 328.

[326]

Не будет преуменьшением других областей научного творчества М. Кагана утверждение, что искусство, художественная деятельность всегда были в центре внимания и профессиональных интересов философа. Пафос работ этой предметной сферы в апелляции к многообразным фактам истории искусства, в принципиальном отношении его к современной практике. Неотступный интерес к теории, проблемам и истории художественной культуры присутствует на протяжении всей его научной биографии в фундаментальных персональных работах, в коллективных трудах кафедры, в многочисленных статьях, докладах, работах его учеников, в творческой деятельности целого направления ленинградских петербургских эстетиков.

Особое место на «карте» культурологии Кагана занимает музыка, наиболее специфическое и сложное для теоретического осмысления, понимания и освоения искусство. В ходе эволюции культуры философы выдвигали одну за другой ее отдельные проблемы. Таинственная власть будоражила

[327]

воображение, вела к масштабным заключениям. Приведем известные слова Гете: «От музыки во все стороны расходятся торные дороги.» Достаточно сослаться на космологические представления древних о связи музыки с основами мироздания, прозревающих материально-духовное единство мира или на романтическую интерпретацию музыки как творящей воли, ведущей через духовное преображение человека к переустройству мира.

Музыка — постоянный лейтмотив в работах Кагана разных лет: в лекциях по эстетике, в «Морфологии искусства», в статьях, специально посвященных музыке, в крупных работах 90-х годов. К музыке располагает ученого содержательно-технологическая сложность этого искусства, обширная разработанность специальной теоретической сферы и терминологически-понятийного аппарата. В русле его интересов и методологическая перестройка отечественного музыкознания, его переход на философские позиции. В качестве примера назовем работы: А. Сохор «Музыка как вид искусства», Н. Очеретовская «Содержание и форма в музыке». Важный фактор, определивший эту сферу — обостренная ответственность за настоящее и будущее искусства, праксиологическая направленность научной мысли, свойственная Кагану — одному из наиболее «художественных» современных философов.

Этапным событием в науке о музыке стало исследование М.С. Кагана «Музыка в мире искусств». Вечная проблема отношения искусств вызвана духовной потребностью музыкознания, выработкой научно обоснованного взгляда на современное состояние и перспективы художественного творчества. Разработка проблемы подготовлена предшествующими фундаментальными исследованиями и идеями ученого — в капитальном труде «Морфология искусства», в апробированной во многих работах идее полифункциональности искусства, в системном анализе человеческой деятельности, в философской теории общения.

В книге «Музыка в мире искусств» философ исследует систему искусств, впервые ставя в центр внимания одно искусство — музыку и рассматривая ее в разных аспектах в контексте теоретических, исторических, синергетических связей. Эстетический анализ убедительно и корректно аргументируется материалом музыковедческой науки. Но это не музыкальная эстетика прикладного толка, понимаемая как контекстуальный анализ, «заданный» определенной философской системой, с необходимыми дифинициями и обобщениями. Каган предлагает, по его словам, взгляд извне — системный, философско-культурологический анализ музыки, исключительно корректный, добавим от себя, и деликатный, в отношении к музыкознанию и проникающий в существо, «душу» музыки, включая ее системно-синергетический анализ в собственную эстетическую концепцию, наиболее полно отраженную на сегодняшний день в книге «Эстетика как философская наука», в которой убедительно выражена одухотворяющая функция

[328]

этой науки в мире искусств, системный анализ музыки предстает как углубленная разработка одного из аспектов эстетической концепции. На первом плане здесь формы ее бытийности и формально-содержательная структура, синергетический план выявлен в функциях общения, духовно-познавательно-преобразующем процессе, аксиолого-эстетическом отношении. Сделанные акценты получают резонанс во всей эстетической концепции Кагана, в которой выявляется сложная, с трудом поддающаяся формализации, синергетическая система искусств.



Смотрите также:

Головко К.В. Опера как феномен европейской культуры XVII века

Клюев А.С. Будущее музыкознания

Клюев А.С. Некоторые прогнозы относительно развития музыки

Клюев А.С. О био-социо-космическом воздействии музыки на человека

Микиртумов И.Б. Сущность и смысл музыкального объекта

О тексте:

Оценить этот текст

Ваши комментарии:

Добавить комментарий

 

Обсудить на форуме

Заметили ошибку? Отправьте письмо разработчикам!


Наверх

 [Начало] [Theoreia] [Тексты] [Проекты] [Personalia] [Образование] [Информаторий] [Энциклопедия] [Форум] [Обратная связь


© Координатор проекта — Геннадий Крупнин. Дизайн и архитектура — Роман Горюнов

По всем проблемам, связанным с сайтом, можете обращаться к вебмастеру по адресу webmaster@anthropology.ru