CТРАНА РАДУГИ
первый российский сайт o Южно - Африканской Республикe
 
 

ЮЖНОАФРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА НА АНГЛИЙСКОМ
    Первым выдающимся южноафриканским автором, писавшим по-английски, был Томас Прингл (Thomas Pringle, 1789-1834). Закончив обучение в Эдинбургском университете и опубликовав в Шотландии ряд поэтических произведений, Прингл становится редактором эдинбургского ежемесячника (1817). Однако, в 1819 году тяжёлое финансовое положение вынуждает его отправиться в Кейптаун, где ему было предложено место в правительственной библиотеке. Прингл прожил в Южной Африке шесть лет и основал там первый журнал и школу, но вскоре был смещён со своей должности и, разочаровавшись в возможности построения межрасового общества в этой стране, поселился со своей семьёй в Лондоне, где напечатал "Африканские наброски" (African Sketches, 1838) и "Повествование о моей жизни в Южной Африке". Подробнее о его жизни можно прочитать в книге "Томас Прингл - южноафриканский гумманист".  На нашем сайте мы приводим самое известное стихотворение Прингла южноафриканского периода "Один в пустыне" (Alone in the Desert).
    Впервые о южноафриканской литературе на английском языке в Европе заговорили после выхода в свет романа Оливии Шрейнер "Африканская ферма" (The Story of an African Farm, 1883). Шрейнер родилась в миссионерском поселении на территории Капской колонии и в юные годы увлекалась чтением Герберта Спенсера и Эмерсона. Она начала писать ещё работая гувернанткой в 1874 году. В начале восьмидесятых годов прошлого века Шрейнер отправляется в Лондон, где в 1883 году её роман "Африканская ферма" впервые привлёк внимание к работам "колониального" автора. Она была активным членом феминистского движения и выступала против жестокости британской армии в англо-бурской войне 1899-1902 годов. Роман Шрейнер   до сих пор поражает и увлекает. Захватывающий сюжет не позволяет оторваться от книги. При этом роман полон глубоких философских раздумий и наблюдений. "Африканскую ферму", без сомнения, можно причислить к жемчужинам англоязычной литературы.
    Появление в 1926 году романа Вильяма Плумера (1903-73) "Турботт Вулф") потрясло южноафриканское общество. Писатель родился в Южной Африке, но получил образование в Англии. После нескольких лет занятий сельским хозяйством он основывает в Южной Африке литературный журнал Voorslag и выпускает свой первый роман "Турботт Вулф". Книга поистине имела эффект разорвавшейся бомбы. Читающая общественность разделилась на сторонников и противников романа. И всё потому, что Плумер впервые выступил с заявлением о том, что ущемление чёрного населения в правах преступно и сделал это с таким удивительным мастерством художника, что читатели не могли остаться равнодушными. Блестящий стиль и язык автора - вот инструменты, с помощью которых писатель рассматривает южноафриканские проблемы "со стороны", глазами главного героя - англичанина. Однако, значение романа не только в его антидискриминационной патетике. Для современного читателя, пожалуй, интереснее будет захватывающее повествование, написанное сочным языком, прекрасно передающим южноафриканский колорит. Большинство образов выписано очень точно и психологически верно. С поэзией Плумера можно познакомиться на нашем сайте.
    Рой Кэмпбелл (Roy Campbell, 1902-1957) по общему признанию литературовелов является первым выдающимся "коренным" южноафриканским поэтом, писавшим на по-английски. После окончания Оксфорда и путешествий по Франции Кэмпбелл пишет в 1924 году поэму "Пылающая черепаха" (The Flaming Terrapin) об огромной водяной черепахе, переносящей Ковчег Завета в новый мир. Вернувшись в Южную Африку, поэт сотрудничает с Плумер в журнале Voorslag. В эти и последующие годы он пишет множество эпиграмм и сатирических стихов в адрес видных южноафриканских деятелей политики и культуры. Огромное влияние на поэзию Кэмпбелла оказала испано- и португалоязычная литература. В творчестве этого поэта можно проследить два основных направления: Кэмпбелл - сатирик, мастерски бичующий пороки общества и власть придержащих, автор многих остроумных эпиграмм; и Кэмпбелл - философ, одним из лучших произведений которого является стихотворение "Луис дэ Камоэнс" (Luis de Camoes, 1946). Читая лучшие произведения Кэмпбелла, испытываешь наслаждение от сочетания тонкого юмора, иронии и самоиронии, переплетения разных культурных традиций и от философского взгляда на жизнь.
    Два крупнейших мастера южноафриканского рассказа - Чарлз Босман (Charles Bosman) и Полин Смит (Pauline Smith) предлагают читателю две "призмы" для рассмотрения героев своих произведений.
Полин Смит    Смит (1882-1959), родившаяся в Оудтсхурне, была в возрасте 11 лет увезена в Великобританию, где получила образование и прожила больщую часть жизни. Однако, бурская культура оказала такое влияние на писательницу, что вышедший в 1924 году сборник рассказов "Малое Карру" (The Little Karoo) потряс читателей своим необыкновенным языком. Смит использовала обратный порядок слов и непривычный ритм, характерные для африкаанс. Тонкий психолог, Полин Смит описывает жизнь одного из самых глухих уголков Южной Африки просто и точно. Её неподдельная симпатия к героям передаётся читателю. Если вы хотите иметь представление о южноафриканской литературе, то вам необходимо прочесть "Малое Карру" или, по крайней мере, рассказ "Боль" (The Pain) из этого сборника.
    Доминантой творчества Смит является лиризм. В противоположность этому в рассказах Чарлза Босмана, героями которых стали те же африканеры из маленьких деревень и посёлков, всё пропитано иронией. При этом, возможно, ускользает реальное человеческое, и в конце концов, вместо людей остаются лишь комические маски. Не преуменьшая мастерство Босмана, хочется сказать, что российскому читателю, воспитанному на Чехове, Достоевском и Толстом, наверное, покажутся ближе и роднее рассказы Полин Смит. Босман предлагает нам от души посмеяться чистым, ни чем не омрачённым смехом. То огромное жизнелюбие, которым переполнены его произведения, может дать надежду любому отчаявшемуся. Босман по-прежнему остаётся королём южноафриканского юмора. Вы наверняка с большим удовольствием прочтёте его рассказы.
    Крупнейшим южноафриканским романистом периода между двумя мировыми войнами является Сара Гертруд Миллин (Sarah Gertrude Millin, 1889-1968). Получив образование в Кимберли, она публикует в 1920 году свой первый роман. Самыми удачными её произведениями традиционно считаются романы Adam's Rest (1922), God's Stepchildren (1924), Mary Glenn (1925) и The Sons of Mrs Aab (1931). Ни одно из этих произведений не переведено на русский. Кроме того, Миллин - автор интересного сборника эссе "Народ Южной Африки" (People of South Africa), в которых она пытается дать психологический портрет каждой из основных национальных групп, проживающих в ЮАР.
    После Второй мировой войны на литературную сцену Южной Африки выходит Алан Пэйтон (Alan Paton, 1903-88). Он родился в Питермаритцбурге и в 1935-48 годах возглавлял приход Дипклуф в Йоханнесбурге. Здесь он столкнулся с ужасными условиями, в которых жило африканское население этой страны. Это обстоятельство нашло отражение в его первом романе "Плачь, любимая страна" (Cry, the Beloved Country, 1948). Пэйтон привлёк внимание мировой общественности к проблемам расовой сегрегации. Однако, второй его роман "Слишком поздно, кулик" (Too Late, the Phalarope, 1953) стал одной из вершин южноафриканской литературы. Межрасовый конфликт по-прежнему находится в центре внимания автора. Но в данном произведении мы уже видим удачную попытку проникнуть во внутренний мир типичного африканера, проследить эволюцию его сознания в сторону большей терпимости; а затем наступает момент, когда герой переступает черту, за которой нет пути назад. История молодого бура, почувствовавшего странное влечение к представительнице "низшей" расы, изложена в романе так убедительно, что становится ясно, почему Пэйтона считают одним из лучших англоязычных писателей ЮАР ХХ века.
    Лоренс фан дер Пост (Laurens van der Post, 1906-) занимает важное место в литературе ЮАР. Этот писатель африканерского происхождения родился рядом с Филипполисом и с детства был знаком с культурой бушменов и банту, что наложило отпечаток на его последующее творчество. На фан дер Поста также безусловно повлияла и дружба с Карлом Юнгом. Первый и самый лучший роман писателя "В провинции" (In the Province, 1934) весьма реалистичен. Но фан дер Пост прославился скорее благодаря своим документальным, а не художественным произведениям. Прежде всего, это "Путешествие вглубь страны" (Venture to the Interior) об исследовании Малави; его книги о бушменской культуре "Затерянный мир Калахари" (Lost World of the Kalahari, 1928), "Сердце охотника" (The Heart of the Hunter, 1961) и "Завещание бушмену" (Testament to the Bushman, 1984). Кроме того, он издал воспоминания о поездке в СССР (Journey into Russia, 1964). Работы фан дер Поста удивительно психологичны. Он умеет ясно и интересно вести повествование. Лоренс фан дер Пост, несомненно, - выдающийся публицист.
    Одним из самых известных африканских писателей является Эскиа (Эзекиель) Мпахлеле (Es'kia (Ezekiel) Mphahlele, 1919-). Родившийся в чёрном посёлке рядом с Преторией, Мпахлеле благодаря своему трудолюбию и упорству смог получить высшее образование и работал преподавателем и журналистом. Самым значительным его произведением является ставшая уже классической автобиография "Вниз по Второй Авеню" (Down the Second Avenue, 1959). Это книга не просто об авторе, а о времени, в котором он жил и типичным героем которого являлся. Цепкая память Мпахлеле помогает восстановить мелочи, позволяющие воссоздать картину современной писателю Южной Африки. Конечно, это - "литература потеста", но "Вниз по Второй Авеню" стала одним из лучших её образцов. Основной мотив книги - человек и непреодолимые обстоятельства, встающие на его пути; личность и среда, неспособная к изменению. Эта общечеловеческая тема.
 Гай Батлер   С самыми цитируемыми работами видных южноафриканских поэтов середины века Фрэнка Темплтона Принса (F[rank] T[emplton] Prince, 1912-), Гая Батлера (Guy Butler), Дугласа Ливингстона (Douglas Livingstone) и Ф. Слейтера (F C Slater) вы можете познакомиться на нашем сайте.
Атол ФугардСамым знаменитым драматургом Южной Африки является Атол Фугард (Фюхард) (Athol Fugard, 1932-). Он пишет о "низах" общества и заставляет весь мир услышать их голос. Среди его наиболее известных произведений пьесы "Кровные узы" (Blood Knot, 1961), "Здесь живут люди" (People are Living There, 1969). Наверное, самое сильное произведение Фугарда - "Цветной и Лена" (Boesman and Lena, 1969). Это крик отчаяния и безысходности. Но эта пьеса, давая нам ощущение тупика, заставляет задуматься о выходе из него. В "Цветном и Лене" Фугард заявляет, что если к людям относятся не по-человечески, они теряют людской облик.Этот принцип, конечно, распостраняется не только на систему апартеида. Он универсален. В этом и в ярких образах и языке - главная ценность пьесы.
    Питер Абрахамс (Peter Abrahams, 1919-), южноафриканский чернокожий романист, был известен и популярен в Советском Союзе. По его книгам в некоторых школах даже изучали английский язык. В 1939-41 годах Абрахамс работал кочегаром на пароходе, а в 1941-57 годах - журналистом в Лондоне. С конца пятидесятых писатель живёт на Ямайке. Его творчество, в основном, посвящено борьбе против апартеида и расовой дискриминации. Самые известные произведения Абрахамса насквозь политизированы ("Венок Майклу Удомо" (A Wreath for Udomo, 1956), "Ночь принадлежит им" (A Night of Their Own, 1965) и "Наш остров теперь" (This Island Now, 1966)). Большинство его романов переведено на русский, а по мотивам "Тропою грома" (Path of Thunder, 1948) в СССР даже были поставлены балет и художественный фильм (см. библиографию). Проблемы, затрагиваемые автором, касаются борьбы за права человека не только в ЮАР, но и во всём мире. Об этом его лучший, по мнению многих критиков, роман "Вид из Коябы" (The View from Coyaba, 1985).
 Освальд Мтшали   В конце шестидесятых-начале семидесятых годов в южноафриканской литературе, наконец, появились яркие и самобытные негритянские поэты.Прежде всего, это Освальд Мтшали (Oswald Mtshali, 1940-), Сипо Сепамла (Sipho Sepamla, 1952-) и Монгане Сероте (Mongane Serote, 1944-). 

Монгане Сероте С некоторыми из лучших стихотворений этих поэтов можно познакомиться на нашем сайте. Это поэзия "чёрных" посёлков и пригородов, соединившая в себе шум большого города и наследие предков. Такой сплав оказался очень продуктивным. Поэтический сборник Мтшали "Звуки пастушьего барабана" (Sounds of the Cowhide Drum, 1971) уже стал классикой южноафриканской литературы.
Алекс Ла Гума. Фотография из журнала "Огонёк""  Алекс Ла Гума (Alex La Guma, 1925-85) - один из лучших южноафриканских прозаиков. Он родился в Кейптауне, работал клерком, чернорабочим, журналистом. В 1960-61 проходил по всемирно известному Процессу об измене родине. В 1960 году он был арестован, в 1962-66 годах находился под домашним арестом, после чего его семья эмигрировала в Великобританию. В 1978-85 годах Ла Гума представлял Африканский Национальный Конгресс в Гаване. В конце семидесятых писатель побывал в СССР, и об этом в 1978 году вышла его книга, переведённая на русский. Многие романы писателя переведены на русский язык ("И нитка, втрое скрученная" (And a Threefold Cord, 1964), "Каменная страна" (The Stone Country, 1962), "В конце сезона туманов" (In the Fog of the Season's End, 1967)). "Время сорокопута" (Time of the Butcherbird, 1979) - пожалуй, самый зрелый из его романов.
    Самый известный чернокожий драматург из ЮАР 70-80-х годов - Закес Мда (Zakes Mda). Автор таких великолепных пьес, как "Мы будем петь для Родины" (We Shall Sing for the Fatherland, 1978) и "Холм" (The Hill, 1979), соединяет в своём творчестве воедино традиционный народный театр, европейскую театральную школу и театр абсурда. Тонкий, грустный юмор, неистребимый оптимизм и жизненная мудрость - неотъемлемые черты его произведений. Повествование о полубезумных демобилизованных солдатах в безумном мире ("Мы будем петь для Родины") заканчивается их смертью. Но герои попадают в горний мир, который оказывается таким же, как и дольний. Безумие продолжается. Вполне достойно пера Ионеско или Беккета.
Дж. М. Кутзее    Патриархи современной южноафриканской литературы - Дж. М. Кутзее (1940-) и Надин Гордимер (1923-). Джон Майкл Кутзее (J[ohn] M[ichael] Coetzee) родился в Кейптауне. Основными темами его творчества являются империализм, неоколониализм и апартеид. Но дважды лауреат букеровской премии (единственный в истории этой награды!) вышел за рамки "литературы протеста". В своём романе "В ожидании варваров" (Waiting for the Barbarians, 1980) автор описывает борьбу магистрата с вероломными силами безопасности, в своей слепой ярости и самодовольстве сметающими всё на своём пути. Этот роман - о цене человеческой жизни и человеческого достоинства. Роман "Жизнь и время Михаэла К." (Life and Times of Michael K, 1982), за который Кутзее получил своего первого Букера, переведён на русский язык.
Надин Гордимер Самый известный южноафриканский писатель двадцатого века - Надин Гордимер (Nadine Gordimer). Лауреат Нобелевской премии в области литературы за 1991 год, Гордимер не раз критически высказывалась по поводу южноафриканской литературы. По её мнению, творчество писателей-южноафриканцев было слишком "зациклено" на межрасовых проблемах их страны, что порождало огромное количество третьесортных произведений. Поэтому Гордимер стремилась шире взглянуть на "анти-расовую" проблематику. Её романы и рассказы с удовольствием читают во всём мире. Её лучшие произведения переведены на русский. (Кроме, пожалуй, "Хранителя" (The Conservationist, 1976)).
Андре Бринк. Фотография из газеты "Известия"
    Нельзя также не упомянуть об Андре Бринке (Andre Brink, 1934-), пишущем и на английском и на африкаанс. Его роман 1973 года "Kennis van die land" стал первой запрещённой книгой на африкаанс. Бринк является одним из виднейших современных южноафриканских романистов. Почти каждое его произведения сначала издаётся на африкаанс, а затем переводится самим автором на английский. В Советском Союзе были изданы следующие романы Бринка: "Мгновенье на ветру" (Oomblik in die wind, 1978), "Слухи о дожде" (Rumours of Rain, 1978), "Сухой белый сезон" ('n Droe wit seisoen, 1979).
    О современном состоянии южноафриканской литературы говорит тот факт, что на протяжении нескольких лет в конце девяностых одной из самых популярных книг в ЮАР стала автобиография Нельсона Манделы "Долгий путь к свободе" (A Long Walk to Freedom). Книга вышла в двух изданиях: шикарное и щедро иллюстрированное, предназначенное для того, чтобы его лениво перелистывали в дорогих гостиных, напечатанное за рубежом; и сокращённый, дешёвый вариант, прозванный "Короткий путь к свободе". Южноафриканские издатели продают либо дорогие издание для богатых, либо дешёвые учебные пособия для бедных. Самые известные в ЮАР авторы продают права на свои книги западным компаниям. Независимые анти-апартеидные издательства, например Ravan, впервые опубликовавший Закеса Мда, переживают тяжёлые времена. Их или вытесняют с рынка, или приобретают крупные иностранные компании. Авторам, уже завоевавшим любовь читателей, трудно приспособиться к новым, изменившимся условиям. Необходимость в литературе протеста в её прежней форме отпала. Маститым южноафриканским авторам необходимо сформировать свой взгляд на события сегодняшнего дня. Между тем на литературную сцену ЮАР выходят новые писатели.

©, Boris Gorelik, 2000