ФРАГМЕНТЫ 12
Режиссер и художник в кино Сергей Юткевич

Я принадлежу к числу сторонников того кинематографа, который главным средством выразительности считает человека, актера. Поэтому когда я начинаю думать о каких-то вещах, то прежде всего начинаю думать о поведении человека и не могу разрешить свою задачу, если не увижу того, что называется мизансценой. В этом вопросе существует путаница терминов: «кадр» и «мизансцена», и есть термин, который употребляет С.М.Эйзенштейн, — мизанкадр, где он соединяет оба эти понятия. Лично я держусь той точки зрения, что композиция кадра не является единственным и самым сильным способом пластического воздействия на зрителя.

Наоборот, в нашей практике мы очень часто сталкивались с таким явлением, что, воздействуя на зрителя только кадром, мы себя очень ограничивали: кадр по своей природе, если в нем преобладают композиционные элементы, есть вещь статическая и пригодная для режиссера, акцентированно работающего монтажом, подчеркивающего значение монтажа. Для режиссера, творческий метод которого заключается в выявлении человеческого поведения, этот метод малоприменим, потому что тут могут входить в противоречие чисто композиционные задачи и задачи поведения человека в кадре. Иногда случается, что сцена очень интересно построена по своему композиционному воздействию, но как только человек начинает двигаться в кадре, начинает действовать, то композиция вдруг разрушается, и в результате не получается ни верной композиции, ни верного поведения актера.

1939, № 7

Предыдущие 5 материалов:

Послесловие к фильму Василий Шукшин
Догнать и перегнать Сергей Эйзенштейн
Человек и его картина (из статьи «Три режиссера») Сергей Эйзенштейн
В кино и театре Анатолий Эфрос
Беседы о режиссерском мастерстве Сергей Юткевич

Следующие 5 материалов:

Режиссура — ее проблемы и трудности Сергей Юткевич
Время крупным планом В.Пудовкин
«Э!» С.Эйзенштейн
О монтаже Игорь Савченко
Вечное движение Сергей Параджанов

Оглавление номера Главная страница
Copyright © 1999—2002 Искусство Кино
E-mail: kino@kinoart.ru