НазадОглавление     Каталог библиотеки

Вопрос: Если параллельно с нашей системой будет какая-то художественная школа или специализированный класс - это мешает?

В.В.: Нет, только не мешает.

Вопрос: Как вы относитесь к обучению детей в специализированных школах (музыкальных, художественных), одновреммено с обучением по системе развивающего обучения?

В.В.: Очень желательно. У нас, в московских школах, есть изобразительное искусство по нашей системе. Удивительные итоги дает по развитию воображения детей. Музыка особенно развивает воображение. В другой моей московской экспериментальной школе очень хорошо поставлено музыкальное воспитание, мы видим огромный учебно-воспитательный эффект. Но беда вся в том, что в специализированных школах тоже работают чаще всего трафаретно. Дети очень много времени тратят и, как показывает опыт, родители много времени и денег тратят на специализированные школы.

Вопрос: Как вы думаете, может ли успешно работать учитель, который только начал овладевать системой РО?

В.В.: Если он начал овладевать всерьез, пусть начнет и работать. По мере овладения нашей системой будет лучше работать, но только чтобы он не считал, что прослушав что-то в полгода один раз, можно стать большим докой. А что делать? С чего-то нужно начинать.

Вопрос: Можно ли в развивающем обучении выделить типы уроков, если можно, то какие?

В.В.: Это большой вопрос. Да, можно выделять уроки, я особую типологию уроков по РО имею. Есть уроки или система уроков по введению детей в учебную задачу. Есть несколько уроков, необходимых для решения учебной задачи. Ведь учебная задача решается, мы точно знаем, путем семи учебных действий. Значит, есть в типологии уроков, какое из этих семи действий проходится на этом уроке. Вот, например, особенно четко выделяются те уроки, на которых дети овладевают моделированием при решении учебных задач. В последние годы мы ищем и находим возможности выделять уроки, на которых дети овладевают действием контроля. Это самые различные действия, поэтому уроки даже внешне отличаются друг от друга. И поэтому уроки в системе учебной деятельности развивающего обучения самые разноликие. Но к большому сожалению все, что связано с типологией учебных уроков, - это дидактика. Увы, дидактика в учебной деятельности разработана очень плохо.

Вопрос: Урок физкультуры с точки зрения РО?

В.В.: У нас уже есть уроки для первого класса по физкультуре, которые организованы с точки зрения учебной деятельности. Ничего особого здесь по физкультуре нет, кроме самого учебного материала. Мы начинаем, правда, физкультуру необычно, исходя из собственных соображений. Первый класс - введение детей в координацию движений. И учебная задача, система учебных задач построена на воспитании у детей координации движений. Но, к сожалению, эти данные все изложены в кандидатской диссертации, автор которой неожиданно уехал работать в Красноярск. Есть еще одна диссертация, посвященная постановке учебной задачи по физкультуре. Эта диссертация написана лет 15 назад, но материал сам по себе не устарел.

Б.А.: Такой же вопрос о латышском языке.

В.В.: А, значит об иностранном. Кандидатская диссертация написана в Москве по введению детей-третьеклассников в английский язык через систему учебных задач. Другой специалист по английскому языку, дидакт и методист, заканчивает сейчас диссертацию по введению в английский язык у нас в системе с первого класса. Она собирается подавать кандидатскую диссертацию на эту очень злободневную тему - введение в английский язык в форме учебной деятельности.

Вопрос: Что делать учителю, если учебная задача в курсе математики 5-го или 10-го класса не сформулирована, а работать надо?

В.В.: Нужно формулировать. Беда нашей системы и нашей ассоциации: у нас нет достойного перехода в средний класс. С диагностикой у нас лучше, потому что кое-что здесь сделано. А вот по математике, по языкам (по английскому и русскому), по физике, по химии для средних классов ничего нет. И поэтому у меня надежда на умных учителей, которые овладеют основами учебной деятельности и как творческие методисты будут создавать учебные задачи, строить оригинальные, не похожие на традиционные учебные курсы. У нас другого выхода нет, нам нужны специалисты. Никто из традиционных методистов не желает заниматься у нас в системе. С одной стороны, это огорчает, а с другой стороны радует. Это свидетельствует о том, что мы "завернули" так, что традиционные методисты не знают, с какого бока к этому подойти. И поэтому мне приятнее и лучше работать с учителями и методистами не в научно-исследовательских учреждениях, а в школах. Они нас понимают лучше, чем ученые.

Вопрос: Какие, по вашему мнению, есть недостатки в системе РО?

В.В.: Во-первых, не все учебные задачи являются подлинными учебными задачами (часть задач, на мой взгляд, остаются мнимыми). Внешне они похожи на учебные задачи, вроде как по величине. Далее. Нами не разработана на основе исследовательских методик, которые у нас в принципе есть, система портативных методик, которые можно было бы дать простому школьному психологу или завучу по выявлению развивающего эффекта в нашей работе. И главное, на чем мы сейчас спотыкаемся, это создание учебников по различным предметам за пределами начальных классов.

Б.А.: На ваш взгляд, какие перспективы?

В.В.: В теоретическом плане. Нужно посущественнее разобраться, что такое преобразование вообще в деятельности и что такое преобразование учебного материала. Как при преобразовании и при преобразовании какого учебного материала школьники в дискуссии могут выйти на всеобщее основание решения целого класса практических задач? Это в теоретическом плане. Это значит, нам нужно создавать особую теорию учебной задачи. Я не упоминал сегодня о необходимости формирования потребности в учебной деятельности. Это особый трудный разговор. И мне кажется, что перспективу наша система будет иметь только тогда, когда мы разберемся и дадим учителям конкретные рекомендации, как воспитывать у детей потребность в учебной деятельности. Потребность, кстати, можно только воспитать. Это тоже наша перспектива. А дальше я повторю то, что уже говорил. Диагностика, диагностика и диагностика. И, конечно, с помощью учительства из разных регионов (и наших, и зарубежных) разрабатывать учебные предметы для средней школы. Вот это наша перспектива. Это большие перспективы. Что такое потребность? Что такое учебная задача? Как создавать (даже на основе того, что мы знаем об учебной деятельности) учебные предметы для средней школы? И если мы здесь подвинемся, то тогда все, что связано с развивающим обучением и воспитанием, двинется вперед.

Вопрос: Как поступить учителю, если ученик говорит явную ерунду, а другие дети этого не замечают?

В.В.: Если вы это замечаете, то должны сделать вид, что он говорит изумительно умные вещи. И вместе с тем, рядом наводящих вопросов с улыбочкой посадить его на мель. Порассуждайте с ним. Кстати, иногда ученики заводят такие речи, которые невдомек учителю. Они, может быть, только словесно неправильно оформляют. Но за этим часто "скрываются" такие умственные действия, которые ближе к сути дела, чем кажется учителю. Вопрос, который вы обсуждаете, может быть сложный, к нему можно подойти с разных сторон. И так как сторон этих много, то дети порой видят такие стороны, которые вам невдомек. Я вам скажу следующее. Ерунду говорит либо ребенок, желающий отделаться, либо просто глупый. Глупых детей абсолютно не бывает. Если он хочет отделаться, это вы сразу видите. Поэтому порассуждайте с ним. Или позвольте этому ученику, если он повторяет свою ерунду, сцепиться с другими учащимися. Пусть они порассуждают. Я на уроках видел в основном умных учащихся, и всякая (что нам кажется на первый взгляд) ерунда при "раскручивании" оказывается большим делом. Дайте эту ерунду в качестве домашнего задания, и это домашнее задание поставьте перед автором. И главное - не выяснить, ерунда это или нет, а выяснить, какие основания этой ерунды. Рефлексию нужно проводить. А к сожалению, проведение рефлексии очень трудно для самого учителя. Ведь мы стремимся как можно быстрее пройти урок, пройти учебную задачу. Куда спешить? План есть, учебный план, программа. Вы знаете, что учебная деятельность требует основательного вхождения в понятие. Здесь я противник одного из принципов дидактической системы Занкова. У него - учить как можно быстрее - один из принципов. Это не правильно: тише едешь - дальше будешь. Разворачивание с чайком, с бреднями, с ерундой. Возвращение к основаниям этой ерунды. Побольше рефлексии, побольше анализа. Это кажется, что вы время теряете. С точки зрения учителя развивающего обучения это - не потеря времени, а копание вглубь, что потом сторицей воздастся. Например, какие-то вопросы вы сможете "прошмыгивать", потому что уже разобрались в этом. Здесь другая тактика и распределение времени.


Назад     Оглавление     Каталог библиотеки