Данилова Ирина: другие произведения.

Николай Еременко

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Оценка: 6.95*14  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Этому интервью чуть меньше года. Николай Еременко был (никогда не думала, что надо будет говорить о нем в прошедшем времени) одним из самых приятных людей, с которыми приходилось общаться.

1

НИКОЛАЙ ЕРЕМЕНКО:

МОЯ БАБУШКА БЫЛА ВЕДЬМОЙ

Обычно, все интервью с Николаем Еременко начинаются со слов самый красивый мужчина российского кино или русский Рембо нашего кинематографа. Мы же обойдемся без этих слов. У каждого - свое представление об этом актере. У нас - оно такое…

- Почему-то вы не очень любите говорить о том, что с первого раза вам не удалось поступить во ВГИК.

- Да я уже давно говорил об этом. И причина провала была не в том, что у меня не было таланта. Я опоздал, как и многие другие, на конкурс. И позднее узнал, что курс был практически набран. Просматривали лишь для того, чтобы не обидеть приехавших поступать из других городов Союза. Но потом, я знаю, они жалели, что меня не взяли. Ведь я поступил на следующий год к Герасимову.

- Вы служили в кавалерийском полку. После него лошади вам не опротивели?

- Они не успели меня достать, как многих солдат в этом полку. Были люди, которые любили лошадей и ухаживали за ними. А были люди, которые их ненавидели: ведь надо было их три раза в день чистить, мыть, убирать за ними. Ну я же не животновод, в конце концов! И все-таки к ним я относился лояльно. Они не успели мне надоесть, поскольку за год своей службы я согласился сниматься во всех тех картинах, в которых отказывался участвовать до армии. Переоценка ценностей произошла. Это был хороший для меня шок. Ведь я пришел в армию не в свои годы, после института. Тогда была установка: либо идти на один год солдатом, либо на два года офицером. Я выбрал первый вариант. И мной командовали ребята, младше меня по возрасту, образованию. Это было морально тяжело.

- Вы до сих пор рядовой?

- Да. Рядовой запаса. А что в этом плохого? Ведь и солдаты должны быть хорошими.

- Вы часто говорите, что хотите повлиять на формирование молодого поколения. Каким образом?

- Ролями, естественно. Надеюсь, что когда-нибудь наше кино наконец восстановится, когда я буду еще не совсем старый. Мне кажется, что у молодежи сейчас нет в кино героя. Кино его давно ищет, но пока не может найти. Поэтому даже антигерой может стать героем. Что очень плохо. И пока у меня есть силы, здоровье и желание, мы, Николай III (ведь я в роду третий Николай), будем снимать кино, формирующее самосознание, изрядно порастерявшееся в последнее время. Будем делать кино жизнеутверждающее. Прошло время тупых экспериментов. Сейчас уже начали снимать качественно и профессионально. И теперь вопрос в том, что снимать. Я хотел бы, чтобы мой герой, каким я его представляю, встретился, например, с героем из Брата - 2 в одном кадре. Вот такие эксперименты я очень люблю. Я обнаглею и может быть даже это сделаю. Тогда мы и выясним, кто герой, а кто только прикидывается им.

- Каким бы оружием вы сражались за звание героя с Данилой из Брата-2?

- Думаю, я навалял бы ему. Это точно. А может быть, я действовал бы мозгами. Но это шутка, как вы понимаете.

- Отличная идея. А вы не пишите сценарии?

- Нет, я только работаю генератором идей. У меня короткий жанр. Я не умею длинно говорить, длинно писать и хочу все сжать до афоризма. Я не пишу… Все-таки я действительно какой-то умалишенный в плане того, что настолько сосредоточен на своей профессии, настолько все замкнулось на ней, что отступать мне уже некуда. Психика у меня немножечко не нормальная.

- Самокритика, конечно, полезна.

- Это во спасение, в целях самосохранения только лишь. Это надо.

- А может быть вы ждете, что вас похвалят?

- Нет, я без всякого кокетства все это делаю. Это уже пройденный этап. Чего кокетничать? Перед кем? Просто я удовлетворяю желание своих собеседников. Если во мне хотят увидеть то, что хотят увидеть, я не премину исполнить именно тот танец, который от меня ждут. Если бы вы видели, каким счастливым человек уходит от меня! Все точно так, как он и предполагал. Гениально, думает он. И я гениальный… Так что иногда позволяю себе делать такие вещи. Ведь надо приносить счастье окружающим. А в жизни, на самом-то деле, все играют. Без игры было бы скучно жить на этой планете.

- Вы говорили о жизнеутверждающем кино. Но я что-то не припомню ни одного нового жизнеутверждающего фильма.

- Почему же? Я снял жизнеутверждающее кино - Сын за отца. Я думаю, что такое кино будут снимать. Надо, чтобы люди выходили из кино с хорошим настроением.

- Ну вы тогда снимите второй фильм. Жизнеутверждающий.

- У меня не сформировалось режиссерских амбиций. Ведь это совершенно другая профессия. Я вообще никогда не думал, что могу руководить людьми. Режиссер - прежде всего руководитель.

- Из вас плохой руководитель?

- Нет, оказалось, что я умею руководить. Как ни странно. Я был поражен этому обстоятельству. Но как только появляются роли, я сразу же забываю о режиссуре. Хотя, может, я все-таки вновь приложу к этому руку… Идея эта давно витает в воздухе. Не знаю, насколько она жизнеспособна, надо ли это? Короче, снять продолжение Пиратов ХХ века. И если звезды сойдутся…

- Сценарий уже есть?

- Да ничего нет. Есть просто идея, которую я озвучиваю. Есть я…

- Что уже неплохо… Как вы оцениваете те изменения, которые государство проделывает с кинематографом. Например, расформирование Госкино?

- Дело сделано. Самое плохое может быть только то, что будут правы люди, говорившие в зале Союза кинематографистов на чрезвычайном пленуме, что все равно обманут. А вообще, меня мало интересует политика. Я не хочу быть участником этих баталий. И считаю, что это правильно. Я, конечно, слежу за тем, что происходит в стране. Но мне этого вполне достаточно. А вот участвовать во всем этом или бежать за кем-то, доказывая свою лояльность или не согласие, мне не интересно. Многие артисты обожглись на этом с первой волной нашей демократии и сейчас плюются до сих пор. Политика очень быстро уничтожает творческую ауру. Она сжирает.

- Но там тоже игра.

- Да, но там игра по-настоящему. Там могут и убить. По-настоящему.

- Как-то вы сказали, что терпеть не можете правдолюбцев и что без вранья было бы невозможно жить на земле. Вы на самом-то деле так думаете?

- А разве не скучны люди, говорящие только правду и ничего кроме правды!? Эта мысль не новая. Да и вообще, правдолюбцев никто и никогда не любил. Но я имею в виду корни своей профессии, которая замешана на обмане, на вымысле. А потом, я обожаю, когда врут женщины. Это у них образ жизни. Женское вранье начинается с утра. Встает эдакая заготовка - непричесанная, ненакрашенная. А на людях она уже другая - начесанная, накрашенная, глаз не оторвать.

- Если женщину вы называете заготовкой, то как назовете мужчину в похожей ситуации?

- Ну он как был идиотом, так и остался… Женщины творчески все делают. Мужикам это удается во много раз хуже. У них нет предпосылок к творчеству в быту. Они только на работе могут как-то себя проявить. Что касается меня, то я врать не люблю. Но иногда приходится делать это. Во благо. Очень люблю наблюдать за тем, как это делают люди. Артист во многом психолог. Я не знаю, какой я психолог, но интуиция у меня хорошая.

- Обычно, хорошей интуицией гордятся женщины.

- Может быть, у меня это от бабки. Говорят, она вообще ведьмой была. Во дворе у нас ее все уважали и опасались. У нее были два удивительных кота, от которых народ просто торчал. Представьте, коты, стоя на двух задних лапах, передними лапами загоняют куриц в сарай. Ну как это может быть, если коты вообще не поддаются дрессировке?!

- У Куклачева же они поддаются. И не только дрессировке.

- Да они у него, по-моему, алкоголики. Они за портвейн работают. Иначе их не научишь ничему.

- Не передалось ли вам по бабкиной линии каких-нибудь колдовских способностей?

- С этим надо быть очень осторожным. Как-то жена Евстигнеева говорила, что ее муж мог бы выжить. Но врач ему рассказал все то, что случится с ним, если что-то не получится и как он умрет. Евстигнеев просто представил, как он умрет. И это было для него смертельно. Поэтому этот барьер для артиста очень опасен. Я даже как-то отказался от роли Ставрогина в Бесах. Я чувствовал, что могу переступить эту черту и тогда сойду с ума. К этому надо осторожно относится. Я не люблю больных артистов. Раньше было модно быть немножко с приветом, считая это качеством всех гениальных личностей. Но это клиника. И вовсе не значит, что ты артист. Меня более интересует, когда здоровый артист умеет перевоплощаться и оставаться здоровым человеком. Вот настоящее искусство. А клиника - это так, развлечение честолюбцев, которыми иногда являются режиссеры.

- Вы верующий?

- Я на пути к этому. Это процесс длительный. В церковь я хожу, чтобы попросить прощение за многое, в частности, за профессию тоже.

- А были ли еще роли, которых вы боялись?

- Если я боюсь роли, то мне даже интереснее ее играть. Просто есть мои роли, а есть роли, которые мне неинтересны и которые я не должен играть. Выбор ролей формирует и твою творческую жизнь. От того, что ты играл, зависит и то, как к тебе будут относиться в дальнейшем.

- Роли выбираете придирчиво?

- До сих пор да. Но есть из чего выбирать. Я много снимаюсь. Только в этом году вышло в свет четыре картины с моим участием. Одна из последних моих ролей в фильме Подари мне лунный свет. Я в нем играю известного телеведущего, понявшего, что он может из-за собственных ошибок разрушить свою семью.

- Вас называют счастливчиком, к которому роли сами приходят. Вы согласны с этим?

- Нет, я в это не верю. Не может тридцать лет везти в кино. Везение надо заслужить, отработать, заработать. Моя работа - не одно везение. Я считаю себя профессионалом, поэтому все меньше думаю о везении. Хотя, профессия актера все равно лотерейная. Сколько бы тебе лет не было.

- Одна из ваших последних работ - роль в Маросейке, 12. Вы там очень отрицательный и очень лысый герой.

- Очень сочная получилась роль. И это первый раз, когда я решил что-то изменить в своей внешности. Такой кайф поймал, когда побрился наголо. Я очень редко что-либо изменял в себе. Ни разу в жизни не красился, никто не заставил меня это сделать. Мне всегда были куда более интересны внутренние изменения, нежели внешние. А тут накопилась такая усталость от своей внешности. Я просто видеть себя не мог, до тошноты… Отличная роль получилась. Бандита играю. Этот фильм про налоговую полицию. Мокрое дело. На Кинотавре ко мне подходили налоговые полицейские и говорили, что больше всего в фильме им понравился мой бандит. Я сначала обрадовался, а потом задумался: как же так получилось?

- Может потому, что ваш герой больше похож на налоговиков?

- Черт его знает! Расшифровывайте как хотите.

- Многие актеры и режиссеры вашего поколения уехали в Штаты, мечтая оторвать там кусочек голливудской звездности. А у вас не было такого соблазна?

- Никогда. Во-первых, я смотрю на них, решившихся уехать, и меня совершенно не устраивает то, что с ними сделалось, как они трансформировались и внешне и внутренне. Во-вторых, меня всегда отталкивали роли, которые надо играть на чужом языке. Я от очень многих ролей отказался, где надо было учить или зазубривать чужие языковые схемы. Язык предполагает манеру игры, способы выражения. Я же абсолютно русский артист. У меня была одна роль: играл резидента и говорил на английском. Это было пыткой. Я начинаю играть как английский актер, пытаюсь имитировать его манеру. Но это мне чужеродно. К тому же у меня и в этой стране есть достаточно людей, которым надо успокоить душу. И нет никакого желания лезть туда, к сытым рожам, и доказывать им, что я хорош.

- Что вы сейчас читаете?

- Очень люблю читать дневники, воспоминания, письма. В этот момент человек сам с собой, со своими личными воспоминаниями, впечатлениями. Но думаю, что книги надо вообще прекращать читать. Еще Толстой говорил, что для разумного человека достаточно прочесть одну-две хороших книги, чтобы подтолкнуть сознание вперед. А дальше все будет повторяться и ты будешь открывать книгу и понимать, что ты об этом думал, а это уже было. Все, что написано в них, в той или иной степени коснется тебя в жизни. А заранее знать многое даже вредно. К тому же чужие мысли очень часто парализуют собственные. Ты не обратишь внимание, как начнешь цитировать кого-то. Так что гораздо продуктивнее и лучше дойти до всего самому, додуматься самому и пережить самому.


Оценка: 6.95*14  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Холодильник.Ru - интернет магазин бытовой техники. Встраиваемая техника.

Новые книги авторов СИ, вышедшие в печать:
В.Проскурин "Звездная сеть", Сборник "На перекрестках фэнтези", Д.Булатникова "Французское наследство", С.Чекмаев "Анафема", Н.Шахова"Смерть умеет улыбаться", Фархай Лэя "Воля и предрешенность", А.Лоскутов "Высшая ценность", A.Гарридо "Акамие"