Рафаэль (Рафаэлло) Санти (Санцио) Урбинский (1483-1520) - живописец и архитектор, сын урбинского живописца Джованни Санти. Первые художественные впечатления - Урбино с дворцом, выстроенным Лучано Лаураной и украшенным работами Пьеро делла Франчески и других живописцев и скульпторов. С 1499 г. - в Перудже в мастерской Перуджино. В 1504 г. - первая поездка, в 1505 г. (или в 1506) - вторая поездка во Флоренцию. На родине - в 1507 г. С 1508 г. - в Риме, где в том же году начинаются работы для папы в Ватикане и в 1511 г. - на вилле Фарнезина для Агостино Киджи. В 1514 г., после смерти Браманте, - назначен главным архитектором строительства собора св. Петра, в 1515 г. Комиссаром древностей (ведающим охраной памятников античности), в том же году сопровождал папу Льва Х во Флоренцию (возможно, был и в Болонье). Умер в Риме 6 апреля 1520 г. Последнее пятилетие жизни в исполнении многочисленных заказов все большее участие принимали помощники и ученики.
Живописные работы: до 1500 г. - Хоругвь с Распятием и Мадонной (для братства Карита) в Пинакотеке в Читта ди Кастелло. 1501-1502: "Коронование св. Николая Толентинского" - части в пинакотеках Неаполя и Брешиа; "Воскресение" в музее Сан Пауло (Бразилия); "Воскресение" (Лондон, частное собрание); "Св. Себастьян" (Бергамо, академия Каррара); "Мадонна Солли" (Берлин, музей). 1503: "Распятие" (Лондон, Национальная галерея); части пределлы "Чудо св. Кирилла" (Лиссабон, музей) и "Чудо св. Иеронима" (Ричмонд, собрание Кук); "Коронование Богоматери" (Ватикан, Пинакотека). 1504: "Обручение Богоматери" (Милан, Брера); "Мадонна Диотисальви" (Берлин, музей); "Мадонна ди Терранова" (там же); "Мадонна Коннестабиле" (Санкт-Петербург, Эрмитаж); "Мадонна дель Грандука" (Флоренция, галерея Питти) в том же году или немного раньше; портреты Элизабеты Гонзага (Флоренция, Уффици); юноши с яблоками (там же); Эмилии Пиа (Балтимора, собрание Эпштейна); автопортрет (Мюнхен, Пинакотека); два мужских портрета в римской галерее Боргезе и галерее города Вадуц (Лихтенштейн). 1505: "Сон рыцаря" (Лондон, Национальная галерея); "Св. Михаил с Люцифером" (Париж, Лувр); "Св. Георгий" (там же); "Три грации" (Шантильи, галерея). 1506: Алтарный образ (Пала Колонна) с Мадонной и четырьмя святыми в пределле "Моление о чаше", "Восхождение на Голгофу", "Оплакивание" (Нью-Йорк, Метрополитен-музей); Алтарный образ (Пала Ансидеи) с Мадонной, Иоанном Крестителем и св. Николаем (Лондон, Национальная галерея); пределла "Проповедь св. Иоанна Крестителя" (Лондон, собрание Лендсдаун); Мадонна Эстергази (Будапешт, Музей изобразительных искусств); "Мадонна Орлеанская" (Шантильи, галерея); "Мадонна с щегленком" (Флоренция, Уффици); "Мадонна на лугу" (Вена, Художественно-исторический музей); "Святое семейство с безбородым Иосифом" (Санкт-Петербург, Эрмитаж); "Святой Георгий" (Вашингтон, Национальная галерея); "Благословляющий Христос" (Брешиа, Пинакотека); портреты Маддалены и Аньоло Дони (Флоренция, галерея Питти); "Портрет беременной женщины" ( там же); женский портрет (Рим, галерея Боргезе). 1507-1508: "Положение во гроб" (Рим, галерея Боргезе), пределла с аллегорическими изображениями Веры, Надежды и Любви в тондо (Ватикан, Пинакотека); "Святое семейство Каниджани" (Мюнхен, Пинакотека); "Святое семейство с ягненком" (Мадрид, Прадо); "Святое семейство под пальмой" (Лондон, галерея Бриджуотер); "Мадонна Бриджуотер" (Лондон, собрание Эльсмир); "Мадонна Колонна" (Берлин, музей); "Мадонна-садовница" (Париж, Лувр); "Мадонна под балдахином" (Флоренция, галерея Питти); "Мадонна Темпи" (Мюнхен, Пинакотека); "Святая Екатерина" (Лондон, Национальная галерея); "Автопортрет" (Хемптон-Корт); "Портрет Гвидо-бальдо да Монтефельтро" (Флоренция, Уффици). 1510: "Мадонна Альдобрандини" (Лондон, Национальная галерея); "Мадонна Альба" (Вашингтон, Национальная галерея). 1511-1512: "Мадонна из Фолиньо" (Ватикан, Пинакотека); "Портрет кардинала" (Мадрид, Прадо); "Портрет папы Юлия II" (Флоренция, Уффици). 1513-1514: "Мадонна с рыбой" (Мадрид, Прадо); "Мадонна с занавешенным окном" (Флоренция, галерея Питти); "Святая Цецилия" (Болонья, Пинакотека); "Мужской портрет" (Краков, музей). 1515-1516: "Сикстинская Мадонна" (Дрезден, галерея); "Мадонна делла Тенда" (Мюнхен, Пинакотека); "Мадонна в кресле" (Флоренция, галерея Питти); "Христос, несущий крест" (Мадрид, Прадо); портреты: Кастильоне (Париж, Лувр), Ингирами (Бостон, музей, реплика во флорентийской галерее Питти); женщины под покрывалом (там же). С 1515: работа над картоном для ватиканских гобеленов. Работы последних лет жизни: "Видение Иезекииля" (Флоренция, галерея Питти); "Лев Х с двумя кардиналами" (Флоренция, Уффици); "Святой Михаил" (Париж, Лувр); "Святое семейство" (там же); "Святое семейство" (Мадрид, Прадо); "Посещение Марией Елизаветы" (там же); "Преображение" (Ватикан, Пинакотека).
Фрески: "Читающая Мадонна" в доме отца в Урбино (ранняя работа); "Троица со святыми" в монастыре Сан Севере в Перудже (1506-1507); Ватиканские Станцы (Станца делла Сеньятура - 1508-1511; Станца Элиодора - 1511-1514; Станца дель Инчендио - 1514-1517); Ватиканские лоджии (1517-1519); вилла Фарнезина ("Галатея" - 1515, "История Амура и Психеи" - 1517); "Ванная" Биббиены (1516).
Рисунки: во многих собраниях Европы и Америки.
Архитектурные работы и проекты: проект собора св. Петра в Риме; капелла Киджи в римской церкви Санта Мариа делла Паче; купол римской церкви Сант Элиджо дельи Орефичи; палаццо д'Аквила в Риме (не сохранилось); палаццо Видони-Кафарелли в Риме (недостроено); палаццо Пандольфини во Флоренции; вилла Мадама под Римом; вилла Фарнезина в Риме(?).
1) Рафаэль родился 6 апреля 1483 г.
2) Джованни Санти родился около 1435 г., умер в 1494 г.
3) Сведения едва ли очень точные: Джованни Санти умер, когда его сыну Рафаэлю было всего 11 лет.
4) Сообщение снова едва ли точное: Рафаэль отправился в Перуджу после смерти отца в 1499 г.
5) "Коронование Богоматери" (1503) находится теперь в Ватиканской Пинакотеке.
6) Речь идет о "Короновании св. Николая Толентинского", от которого сохранились лишь два фрагмента: "Ангел" в Пинакотеке Брешиа и "Богоматерь и Бог-отец с ангелами" в Пинакотеке Неаполя (копия всей работы, заказанной 10 сентября 1500 г. и законченной 13 сентября 1501 г., находится в Пинакотеке в Читта ди Кастелло).
7) "Распятие" из церкви Сан Доменико находится в настоящее время в Лондонской Национальной галерее, части пределлы в собрании Кука в Ричмонде (Англия) и в музее Лиссабона. Работа подписная, выполнена в 1503 г.
8) "Обручение Богоматери" ("Sposalizio") - подписное и датированное 1504 г. находится теперь в миланской галерее Брера. Работа была заказана для капеллы Альбецини (св. Иосифа) церкви Сан Франческо в Читта ди Кастелло.
9) О росписях библиотеки и участии в них Рафаэля см. биографию Пинтуриккио.
10) Речь идет о "Мадонне на лугу" ("Madonna del Prato"), написанной в 1506 г. и находящейся теперь в венском Художественно-историческом музее, и, как можно предположить, о "Святом семействе" в лондонском собрании Бриджуотер.
11) "Мадонна с щегленком" ("Madonna del cordellino") датируется 1505-1506 гг.
12) Работа датируется 1507 г. и идентифицируется со "Святым семейством" в Санкт-Петербургском Эрмитаже и "Орлеанской Мадонной" в музее в Шантильи. Однако следует заметить, что Рафаэль посетил Урбино в 1507 г., а герцог Гвидобальдо да Монтефельтро был флорентийским капитаном в 1495-1498 гг.
13) Судьба картины, находившейся ранее в частной английской коллекции, неизвестна (о ней упоминается в письме Бембо от 6 мая 1507 г.).
14) Алтарный образ (так называемая "Пала Ансидеи" из перуджинской церкви сервитов (датируется 1506 г.) находится теперь в Лондонской Национальной галерее; часть пределлы - в лондонском собрании Лендсдаун.
15) Фреска, начатая (судя по более поздней подписи) в 1505 г. и законченная Перуджино в 1521 г., сохранилась.
16) "Мадонна с ангелами и святыми" и люнета с Богом-отцом находится в настоящее время в Нью-йоркском Метрополитен-музее, части пределлы - в Дульвичской галерее в Лондоне, в собрании Гарднера в Бостоне, в Лондонской Национальной галерее, Нью-йоркском Метрополитен-музее и в Дрезденской галерее. Вся работа датируется приблизительно 1505 г.
17) "Положение во гроб" находится теперь в римской галерее Боргезе; пределла с монохромными богословскими добродетелями в Ватиканской пинакотеке; "Бог-отец с херувимами", выполненный помощниками Рафаэля, - в Пинакотеке Перуджи. Вся работа подписная и датирована 1507 г.
18) Портреты Аньоло и Маддалены Дони, написанные около 1506 г., находятся теперь во флорентийской галерее Питти.
19) "Святое семейство", написанное около 1507 г., находится в настоящее время в мюнхенской Старой пинакотеке.
20) Сообщение сомнительной достоверности.
22) Речь идет о "Мадонне с балдахином" (теперь во флорентийской галерее Питти), написанной около 1508 г. и оставшейся в некоторых местах незаконченной.
23) Речь идет, возможно, о находящейся теперь в Лувре "Мадонне в саду" ("Belle giardiniere"), купленной в свое время королем Франциском I у Филиппе Сергарди из Сиены, подписной и датированной 1507 г.
24) Браманте был земляком Рафаэля, были ли они родственниками - точно неизвестно (см. также биографию Браманте).
25) Рафаэль был в Риме уже в сентябре 1508 г. Ватиканские работы Пьеро делла Франческа, Луки Синьорелли и Бартоломео делла Гатта не сохранились. Брамантино приписывается декоративная отделка в Станце делла Сеньятура.
26) Росписи в Станце делла Сеньятура выполнены в 1508-1511 гг. (на "Парнасе" и под "Тремя добродетелями" дата - 1511).
27) Ошибка Вазари: евангелисты изображены на "Споре о причастии", а не в описываемой "Афинской школе".
28) Браманте изображен как Архимед.
29) Вазари снова ошибается, Рафаэль изобразил не св. Матфея, а Пифагора.
30) Содома работал в Ватикане в 1508 г.
31) Речь идет о лире.
32) Вазари описывает "Парнас" по гравюре Маркантонио Раймонди, а не по ватиканской фреске, на которой амуров нет.
33) Вазари начинает здесь описание "Спора о причастии".
34) Речь идет о папе Григории IX.
35) О Джованни из Вероны см. ниже биографию Либерале да Верона.
36) Речь идет о Станце Элиодора, росписи которой относятся к 1511-1514 гг. (под "Больсенской мессой" стоит дата 1512, под "Освобождением св. Петра" - 1514).
37) Из двух существующих портретов папы Юлия II - портрет в Уффици считается оригиналом, портрет в галерее Питти - копией.
38) Оригинал работы так называемой "Мадонны из Морето" не сохранился. Копии - в Лувре, в римской галерее Корсини и в собрании Драго в Сан Ремо.
39) Пророк Исайя (фреска 1512 г.) сохранился на старом месте.
40) "Галатея" была написана Рафаэлем в вилле Фарнезина (см. биографию Перуцци) в 1515 г.
41) Фрески в церкви Санта Мариа делла Паче были выполнены в 1514 г. (в биографии Микельанджело Вазари, противореча себе, пишет, что они были написаны после открытия Сикстинской капеллы). Картон не сохранился, подготовительные рисунки (наброски и эскизы) хранятся в Уффици, Лувре, Британском музее, венской Альбертине, библиотеке Крайст Черч в Оксфорде.
42) Речь идет о так называемой "Мадонне из Фолиньо", находящейся теперь в Ватиканской пинакотеке (названа так потому, что находилась одно время в церкви Санта Анна в Фолиньо). Папский камергер - Сиджизмондо Конти, умерший в 1512 г.
43) "Странный пейзаж" приписывается также Доссо Досси.
44) Вазари продолжает описание Станцы Элиодора.
45) Фреска написана на стене с пробитым проемом окна.
46) Вазари описывает "Освобождение св. Петра".
47) Вазари описывает "Изгнание Элиодора из храма" (1512).
48) Приказ был отдан не Антиохом, а Селевком IV.
49) Картоны не сохранились.
50) Роспись свода приписывается также Перуцци.
51) Папа Юлий II умер 20 февраля 1513 г. Лев Х был избран папой 11 марта 1513 г.
52) Вазари описывает "Встречу папы Льва Х с Аттилой", написанную до 1514 г.
53) О помощниках Рафаэля см. биографию Джулио Романо.
54) Речь идет о "Мадонне с рыбой", написанной около 1513 г. и находящейся теперь в мадридском Прадо.
55) Речь идет о так называемой "Мадонне божественной любви" ("Madonna del Divino Amore"), написанной в боттеге Рафаэля около 1518 г. и находящейся теперь в Неаполитанской пинакотеке.
56) "Святая Цецилия", написанная в 1514 г., находится теперь в Болонской пинакотеке (о ней см. также биографию Джованни да Удине).
57) "Прочие кистью смогли показать только облик Цецилии. А Рафаэль нам явил также и душу ее". Перевод Б. Грифцова.
58) "Видение пророка Иезекииля", написанное в 1515-1518 гг., находится теперь во флорентийской галерее Питти.
59) Судьба "Рождества" неизвестна (см. также биографию Таддео Дзуккеро). Существует предположение, что Вазари имеет в виду работу, известную под названием "La Peria", находящуюся в настоящее время в мадридском Прадо.
60) Портрет Биндо Альтовити находится теперь в Мюнхенской пинакотеке (написан около 1515 г.).
61) Речь идет о "Мадонне с занавешенным окном" ("Madonna dell'Impaunata"), написанной около 1514 г. и находящейся в настоящее время во флорентийской галерее Питти.
62) На картине изображена не св. Анна, а св. Елизавета.
63) Работа, выполненная около 1518 г., находится теперь во флорентийской галерее Питти.
64) Портрет Лоренцо, приобретенный в 1518 г. французским королем Франциском I, погиб (копии - в Уффици и галерее города Монпелье); портрет Джулиано находится теперь в нью-йоркском собрании Бэйч.
65) См. биографию Браманте.
66) Портрет не сохранился (см. биографию Джулио Романо). О каких рисунках идет речь - неизвестно.
67) См. биографию Маркантонио Раймонди в (в кипящее масло была брошена св. Фелицита, согласно ее житию, а не св. Цецилия).
68) О Бавьере (Баверио де'Кароччи) см. биографию Маркантонио Раймонди.
69) Речь идет, по-видимому, о портрете "Женщины под покрывалом" ("Donna Velata"), написанном около 1516 г. и находящемся теперь во флорентийской галерее Питти.
70) О Марко из Равенны см. биографию Маркантонио Раймонди.
71) Об Уго да Карпи см. биографию Маркантонио Раймонди, а также трактат о живописи. Следует заметить, что искусство гравюры на дереве до Италии было известно в Германии.
72) Вазари описывает картину, находящуюся теперь в мадридском Прадо и носящую обычно название по наименованию монастыря, для которого она была написана, - "Мадонна делло Спазимо". Подписная работа датируется 1517 г.
73) Под горой Вулкана разумеется Этна.
74) Вазари описывает Станцу дель Инчендио (1514-1517).
75) Кардинал Бернардо Довици да Биббиена был автором комедии "Каландра" (см. биографию Перуцци). Рафаэлем (с учениками) был написан его портрет, находящийся в настоящее время во флорентийской галерее Питти.
76) Кардинал Джулио Медичи (сын Джулиано, брата Лоренцо Великолепного) занял папский престол с именем Климента VII в 1523 г.
77) В фреске "Коронование Карла Великого папой Львом III" Карл изображен в виде французского короля Франциска I, а Лев III в виде Льва X, как намек на соглашение, заключенное между королем и папой в Болонье в 1516-1517 гг.
78) На "другой истории" - "Клятве Льва Х перед Карлом Великим" - также изображены Франциск I и Лев X.
79) Фрески переписаны живописцем Карло Маратта.
80) См. биографию Перуджино.
81) Росписи залы были уничтожены при перестройке дворца папой Павлом IV. Папа же Григорий XIII поручил новые росписи живописцу Таддео Дзуккеро.
82) См. биографии Джованни да Удине и Джованни Франческо Пенни (Фатторе).
83) Росписи Ватиканских лоджий были начаты, вероятно, в 1517 г. и закончены летом 1519 г. (см. также биографии названных художников).
84) Лука д'Андреа делла Роббиа (1482-1547) был внуком Луки делла Роббиа, аботавшего в XV веке.
85) Речь идет об архитектурных проектах Рафаэля: виллы Мадама (см. о ней биографию Джулио Романо) под Римом, не сохранившегося римского палаццо д'Аквила и существующего флорентийского палаццо Пандольфини (епископом Тройи был Джанноццо Пандольфини) - о нем см. также биографию Бастьяно да Сангалло.
86) Речь идет о знаменитой Сикстинской мадонне, написанной около 1516 г. и хранящейся в Дрезденской галерее.
87) Находящийся в Лувре "Св. Михаил" был закончен в мае 1518 г. Для Франциска I было в том же году написано "Святое семейство", также в Лувре.
88) Портрет римской куртизанки Беатриче из Феррары не сохранился. Из других женских портретов, приписываемых Рафаэлю, следует назвать так называемую "Форнарину", находящуюся теперь в римской галерее Боргезе.
89) "История Амура и Психеи" в вилле Фарнезина была закончена в 1518 г. Об исполнителях см. также биографии Джованни да Удине и Пенни. Анекдот Вазари едва ли достоверен.
90) Весьма вероятно, что архитектурные работы Рафаэля для виллы Фарнезина не ограничились одними конюшнями (см. об этом примечания к биографии Перуцци). Капелла Киджи в церкви Санта Мариа дель Пополо была выстроена по проекту Рафаэля, эскизы проекта хранятся в Уффици. Росписей Рафаэля в ней нет, мозаика купола "Бог-отец среди ангелов" и знаки зодиака выполнены в 1516 г. по рафаэлевским картонам венецианским мастером Луиджи де Паче. Вся капелла не была еще закончена в 1519 г.
91) О работах Лоренцетто и Себастьяно Венециано (дель Пьомбо) см. их биографии. Агостино Киджи умер в 1520 г., т.е. в один год с Рафаэлем.
92) Для Станцы Константина Рафаэль успел выполнить только картон для центральной части фрески. "Сражение Константина с Максенцием".
93) Десять гобеленов, вытканных по картонам Рафаэля брюссельской мастерской Питера ван Альста в 1517-1519 гг., хранятся в ватиканской галерее гобеленов (galleria degli Arrazzi). Семь собственноручных картонов Рафаэля, приобретенных английским королем Карлом I, находятся в настоящее время в лондонском музее Виктории и Альберта.
94) Речь идет, по-видимому, о "Св. Иоанне" Джулио Романо, который датируется 1518-1520 гг. и в настоящее время находится во флорентийской галерее Питти.
95) "Преображение", находящееся теперь в Ватиканской пинакотеке, было заказано Рафаэлю в 1517 г. Джулио Медичи для собора в Нарбонне. Рафаэль начал писать его не раньше июля 1518 г. и закончить не успел. Нижняя часть картины была дописана учениками и помощниками - главным образом Джулио Романо, который получил за нее плату в 1522 г.
96) В описанной Вазари стоящей на коленях женщине Рафаэль изобразил Империю, возлюбленную Агостино Киджи (она же изображена на фреске "Парнас" в Ватикане в виде поэтессы Сафо).
97) О картоне Микельанджело для залы Совета дворца Синьории во Флоренции см. его биографию.
98) Речь идет о Сикстинской капелле в Ватикане.
99) Речь идет о Марии Довици, племяннице Биббиены, гробница которой находится в Пантеоне рядом с надгробием Рафаэля.
100) О намерении папы возвести Рафаэля в сан кардинала других сведений, кроме сообщения Вазари, нет.
101) Рафаэль похоронен в римском Пантеоне, именовавшемся ранее церковью Санта Мариа Ротонда. Существующее ныне надгробие со статуей выполнено скульптором Лоренцетто, помощником которого был Рафаэлло да Монтелупо (см. их биографии), завещание Рафаэля не сохранилось.
102) Рафаэль умер 6 апреля 1520 г.
103) Речь идет о последней работе Рафаэля (см. прим. 95).
"Господу Всеблагому Великому.
Рафаэля Санцио сына Джованни Урбинского,
выдающегося живописца, соперника древних,
почти что дышащие образы
созерцая,
союз природы и искусства
постигнешь без затрудненья.
Юлия II и Льва Х первосвященников
своими живописными и архитектурными творениями
усугубил он славу,
Прожив XXXVII лет точно-преточно,
ибо в тот день, когда он родился,
в тот же и скончался
VIII апреля MLXX.
Здесь лежит Рафаэль, кем опасалась Природа
стать побежденной навек и умереть вместе с ним".
"В древности врач Эпидаврский, обмыв Ипполитовы раны
Стикса холодной водой, страждущего исцелил.
Вскоре, однако, сам врач поглощен был водами Стикса
и за спасенную жизнь жизнью своей заплатил.
Ныне ж и ты, Рафаэль, истерзанный Вечный город
гением чудным своим вновь оживить пожелал.
То, что много веков истреблялось огнем и железом -
Рима былую красу - снова задумал вернуть.
Тем возмущенная Смерть, подстрекаема завистью черной,
сил презирая расцвет, жизнь отняла у тебя.
Горе! Ушедший от нас столь рано в цветущие годы
напоминает и нам о неизбежном конце".