>> >> Сидорова В.Ю., Горе в семейном контексте
ГОРЕ В СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМЕ
ГОРЕ В СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМЕ.
Горем называется реакция на утрату значимого объекта, части идентичности или
ожидаемого будущего .Дж. В. Ворден - классик работы с горем. Он разработал новый
подход к диагностике и работе с утратой, основанный на том, что реакция горя -
специфический механизм, направленный не на восстановление, а на разрушение
эмоциональных связей. Ворден вслед за многими другими авторами утверждает, что
реакция на утрату всегда одинакова
для людей любой культуры и уровня развития общества, независимо от того, что
утрачено. Различается только длительность и интенсивность реакции. Было много
попыток описать этот процесс, как он разворачивается во времени и чем
характеризуется каждый этап. Новшество Вордена состоит в том, что для завершения
горя горюющий человек или горюющие люди, по Дж. Вильяму Вордену, должен решить
четыре задачи. 1.Признание факта необратимой потери, 2. прожить связанные с этим
чувства, 3. наладить ту область жизни, где отсутствие утраченного ощущается
наиболее сильно и 4. Изъятие эмоциональной энергии из прошлой связи и помещение
ее в новые отношения. Этот подход был создан для работы с индивидуумом. Для
описания работы горя в семье Ворден использовал подход Боуэна и давал только
общую картину, в основном связанную с трудностями проявления чувств у отдельных
членов семьи и несовпадением горевания у разных людей, в эту семью входящих. Мне
доводилось работать с горюющими семьями и показалось интересным проследить, как
меняются взаимодействия и функционирование семейной системы с точки зрения
выполнения четырех задач горя. Если считать, что наш клиент - семейная система,
то этот клиент также должен решить четыре задачи горя. Также как в случае
индивидуального горя, выполнение любой из задач может быть блокировано и
возникнет патология, мешающая нормальному функционированию семьи. Я буду
иллюстрировать рассказ материалами двух случаев. Первый случай достаточно
обычен. Трехпоколенная семья, живущая вместе, в трехкомнатной квартире и
состоявшая из бабушки, дедушки, родителей и двух сыновей, 11 и 14 лет переживала
смерть бабушки. В другом случае родители переживали смерть 15 летней дочери.
Девочка погибла в автомобильной катастрофе, а ее мать получили тяжелые травмы. Я
выбрала эти случаи потому, что первый достаточно типичен, а вторая ситуация
довольно экстремальна - внезапная смерть ребенка, с которым у родителей была
очень тесная симбиотическая связь. Итак, семья потерявшая своего члена теряет
равновесие, которое может быть восстановлено либо за счет возникновения
симптоматики либо семья должна пройти все этапы горя и установить новое
равновесие.
. Выполнение первой задачи на уровне системы включает в себя информацию о
происшедшем для всех членов семьи и признание происшедшего каждым из членов
семьи. На уровне коммуникаций это, во-первых, доведение информации для всех
членов семьи. Иногда смерть члена семьи скрывают от кого-то, чаще от детей и
стариков. Тогда возникает ситуация, когда нарушены коммуникации и члены семьи
вынуждены вести себя так, как будто умерший жив. В случае со смертью 15-тилетней
девочки Даши от матери первое время скрывали смерть дочери. Даже когда мать вы
писалась домой, ей говорили, что дочь еще в больнице, в тяжелом состоянии, но
есть надежда. По плану родственников, дальше следовало говорить, что надежды все
меньше, и это подготовит мать к смерти дочери. Сама мать не могла поехать к
дочери в больницу, поскольку ее подвижность была сильно ограничена, но отец
вынужден был ежедневно проводить время вне дома и обсуждать с женой здоровье
покойной дочери. То есть, все вели себя так, как будто человек жив. Аналогичные
примеры - то, что называется мумификацией - сохранение комнаты, покупка любимой
еды и т.д. В первое время после потери это норма - это смягчает приспособление к
потере, позже патология. Противоположное поведение - исключение человека из
жизни семьи, когда умерший не упоминается, никогда не делают то, что делалось
для него и даже нарочно то, что при нем не делалось - например, местом для
курения назначают комнату покойного, который запрещал дома курить. Во вторых,
семья должна признать, что уклад жизни изменился необратимо. В первое время
после утраты все идет по инерции, по заведенному порядку. В семье, потерявшей
бабушку, первое время все вели себя так, как бывало, когда она уезжала на
несколько дней. Подъедали, то, что было в холодильнике, перебивались
полуфабрикатами, «вот бабушка вернется и приготовит нормальную еду», тратили
деньги, которые бабушка оставили на хозяйство или выполняли ее письменные
указания. Убирали по мере необходимости, очень поверхностно. «Только бабушка
умеет по-настоящему поддерживать порядок». Но наступает день, когда становится
понятно - больше этого не будет. Никто этого не сделает. Или, в случае смерти
Даши, не нужно приспосабливать свой режим к режиму школьницы, готовить
диетическую еду и записываться к врачу - у ребенка были проблемы с пищеварением.
В том случае, когда члены семьи не обладают информацией о происшедшем и не
понимают необратимости смены уклада жизни - работа горя блокируется на самых
ранних этапах. Выполнение второй задачи - проживание чувств в системе
превращается в изменение коммуникаций. Члены семьи по разному переживают
случившееся. Смена эмоционального фона требует смены стереотипов взаимодействия.
При этом разные способы проявления чувств, разная скорость смены эмоций и то,
что члены семьи испытывают в одно время самые разные чувства, создает множество
трудностей. Так, в случае смерти бабушки, отец и младший сын были сдержанны в
проявлениях эмоций, мать и старший сын - очень открыты, что вызывало взаимное
недовольство. Отец говорил про младшего сына: какой из него будет мужик, если он
не умеет держать себя в руках. Мать упрекала мужа и старшего ребенка в
бесчувствии, а дедушка считал, что все ссорятся между собой, вместо того, чтобы
вспомнить бабушку и сделать то, что она хотела больше, всего, на свете - чтобы в
семье был мир. Родители Даши напротив, были оба открыты в проявлениях чувств и
прощали друг другу то, что раньше считалось непозволительным, - например,
меньшее внимание друг к другу - у него (у нее) такое горе, конечно, в такой
ситуации спроса никакого. Обе эти ситуации очень типичны - семьи или начинают
ссорится, недовольно друг на друга посматривать, требуя определенных форм
поведения или напротив, считается, что « в горе все позволено». Еще один
типичный вариант такого поведения - мы должны выстоять перед обрушившимся на нас
несчастьем, мы должны выстоять - вводится жесткая дисциплина, каждый промах
вызывает резкую реакцию. Надела недостаточно отглаженную блузку - ты не должна
так распускаться, иначе ты не справишься с обрушившимся горем. Тем не менее, в
семье формируется некоторый приемлемый для всех способ выражения чувств, Так, в
семье, потерявшей бабушку, в конце концов, взгляд стал такой : дедушка остался
один и он нуждается в нашем сочувствии, поэтому из уважения к нему мы будем
делать то, что он хочет и слушать его воспоминания про бабушку,, мама - женщина,
к тому же она потеряла мать. Ей позволительно показывать слабость и мы должны ей
сочувствовать и утешать ее, Отец и старший сын - мужики, на них семья держится,
им можно быть сдержанными, но и они могут срываться, младший - ребенок, любимый
внук, он не должен плакать (это не по мужски), но может быть грустным и
замкнутым, потому что переживает. Эта позиция сформировалась после того, как
младший сын стал плохо себя вести. Сначала вся агрессия членов семьи обрушилась
на него, а когда она была отреагирована, членов семьи «осенило» - он ведет себя
так не потому что плохой, а потому что «он так переживает». Пока мальчик не дал
повода, члены семьи не могла справиться со своими негативными чувствами,
вызванными потерей. Ведь бабушка была просто замечательная, и всегда делала все,
чтобы в семье не было ссор и всех мирила. Родители Даши разделили время
проявления чувств - в течении дня мать Даши оставалась одна ;плакала вволю, отец
был на работе, встречался с разными людьми и иногда говорил с ними о
происшедшем, отреагируясь такими образом. Однако считалось, что в течении дня он
«держался», и «отпускал себя» когда приходил домой. Тогда его утешала и
успокаивала жена. Через несколько часов он успокаивался и тогда наступала
очередь матери плакать и говорить о Даше, в том числе, отреагируя агрессию -
лентяйка, неблагодарная- а муж ее утешал. Во всяком случае, на период проживания
чувств должен быть установлен новый способ взаимодействия, который позволяет
членам семьи отреагировать свои чувства в приемлемой для них форме. Если этого
не происходит, нарушаются коммуникации между членами семьи или один член семьи
становится выразителем общих чувств и есть риск дальнейшей инвалидизации этого
члена семьи . Либо если по каким-то
причинам чувства не отреагируются и не появляется ярко выраженный симптом,
возникают семьи, где есть депрессивно - маниакальные пары, смена фаз влечет за
собой смену фазы у члена пары.
Выполнение третьей задачи означает, что роли и функции, которые выполнял
утраченный член семьи должны быть распределены между оставшимися. Так, в семье,
потерявшей бабушку, обязанность готовить и убирать перешли к матери, обязанность
планировать хозяйственные траты к отцу, обязанности «миротворца» поделили между
собой мать и старший сын. Роли дедушки и младшего сына не изменились. Если
перераспределения ролей и функций не происходит, система не может нормально
функционировать и либо распадается, либо начинает нуждаться в симптомах,
обеспечивающих ее целостность. Такое бывает часто при смерти детей. Либо никто
не берет на себя роль ребенка, и тогда следует развод, либо кто-то из родителей
оказывается «убит горем» и требует особой заботы о себе, как ребенок, иногда эта
позиция сохраняется на всю жизнь. Иногда возникает «переходный этап», когда
система подставляет кого-то или что-то на место умершего. Этот буфер дает время
выработать новые стереотипы взаимодействия. Так, родители Даши много
беспокоились о ее здоровье и состоянии и на какое-то время таким буфером стало
тело Дашиной матери. Она сильно пострадала в аварии, в которой погибла дочь, и
беспокойство о состоянии ее тела заменило на время беспокойство о Даше. Это
проявлялось даже лексически. В этот период ни она, ни Дашин отец не говорили,
что Дашина мама чувствует себя лучше, хуже, болеет. Говорили: «Моей ноге лучше.
Рука опять болеет ( а не болит!)». Когда этот этап проживания горя кончился, они
вернулись к обычным оборотам речи. Родители Даши при решении третьей задачи
должны были решить трудную проблему - вновь стать полноценной супружеской парой,
взаимодействующей лицом к лицу без посредничества ребенка, который был и
объектом заботы и объединяющим началом и темой взаимодействия. Эту роль временно
выполняло тело матери. Если работа горя блокируется на этом этапе, то
сохраняется либо симптом, появившийся в процессе горевания, либо семья
продолжает инвалидизировать одного из членов. Так, большая семья какое-то время
пыталась видеть дедушку, как человека, ставшего недееспособным в результате
понесенной утраты. Выполнение четвертой задачи означает, что система
приобретает новое равновесное положение, при котором все ее члены становятся
функциональны и признаком этого будет дальнейшее следование по стадиям
жизненного цикла и способность к переменам в случае появления новых членов
семьи. Так, семья, потерявшая бабушку оказалась готова через некоторое время
способна разрешить старшему ребенку начать сепарацию, хотя в первое время не
могла обходиться без мальчика «миротворца». Родители Даши вернулись к жизни
бездетной супружеской пары, ведущей полноценную жизнь. Когда я видела их
последний раз, они обдумывали возможность усыновления ребенка, так как мать Даши
после аварии не могла иметь детей. Если работа горя блокируется на этом этапе,
семья оказывается неспособной к дальнейшим переменам, сепарации детей, появлению
новых детей, вступлению матери в новый брак, инвалидизирует стариков.
|