А.
Родченко
ЛИНИЯ
Рукопись.
1921
Вначале
предметная живопись ставила себе цель исключительно написать предметы и
человека, как живого, как на самом деле это есть, до полного обмана, или
иллюзии, чтобы зритель подумал, что это - просто кусок жизни, а не живопись.
Это был большой труд и упорство, но скоро этого стало мало, нашлись более
важные задачи.
Живая-то живая на картине... но стало необходимо картину скомпоновать, то в таком,
то в ином размере; скомпоновать иначе, чем на самом деле бывает; распределить
более остроумно, благородно, возвышенно; дать эффект нарочитого показывания
того, что важно в сюжете, остальное более или менее затушевать, дальше...
цвет, тона и общий тон подобрать наиболее гармонично, сдержанно и т. д.
Ввиду долгой и упорной работы, часто на одних и тех же местах, чтобы добиться
всех эффектов живописи, в картинах появилась отвлеченная "не
живая", но более важная вещь, ближе по существу и более профессиональная
- "живописность", фактура поверхности, всякие просветы,
лессировка, подкладка, пат и т. д., иными словами, появился живописный подход
к картине. G этих пор и картина перестала быть ею, она стала живописью, или
вещью.
Вошедший новый подход "живописность" отныне становится неизменной
истиной и критерием всякого произведения живописи, предметной в частности.
Почему же этот случайный элемент возвели на такую высоту и постоянство? Очень
просто - это профессиональный подход к живописи. Это есть сама суть живописи
как таковой.
Вся эволюция в живописи шла исключительно на форме, все время вперед, почти
не возвращаясь, опоследовательно и логично настолько, что видна одна прямая
линия, все время указывающая на движение вперед.
Линия эта связывает предшествующее и последующее в единый организм.
Развиваясь таким образом в длину и ширину, живопись использовала все
возможности своей специфичности до невероятных тонкостей, доходящих до
гурманства.
Использовав предмет во всевозможном трактовании его, от реализма и
натурализма до футуризма, живопись, перейдя к кубизму, разложила его со
знанием почти анатомическим, пока наконец не освободилась от этого оплота
совершенно, выйдя в беспредметность.
Отбросив предмет и сюжет, живопись занялась исключительно своими специальными
задачами, которые, увеличиваясь, заполнили с избытком исключенный ею предмет
и его толкование.
Далее беспредметность отрешилась и от старого выражения живописи, она ввела
совершенно новые способы письма, более целесообразные для ее форм -
геометрически простых, ясных и четких - письмо тупонкой, покраской, валиком,
рессовкой и т. д.
Кисть уступила место новым инструментам, которыми удобно, просто и более
целесообразно обрабатывать плоскость. Кисть, такая необходимая в живописи
передачи предмета и тонкостей его, стала недостаточным и неточным
инструментом в новой беспредметной живописи, и ее вытеснил пресс, валик,
рейсфедер, циркуль и т. д.
Цвет в живописи, сравнительно с формой, почти не эволюционировал. Он шел от
серого к бурому, от бурого к чистому, яркому и обратно, и эта перемена была
страшно одинаково чередующейся однообразностью. Чистый цвет (спектр) хотя и
был в красках, но живописцы его убивали, мешая из него тона. Тон выявился в
живописи исключительно из предметности, от искания передачи природы. Он шел в
живописи до последнего времени как особое достижение живописной культуры и
дошел до полного безобразия какой-то коричнево-бурой фузы.
Импрессионисты обратились к спектру, но опять приспособили его для передачи
впечатления, воздуха, света и т. д. Эксимпрессионисты взяли цвет как игру
пятен, как орнамент.
Беспредметность культивировала цвет как таковой, занялась полным его
выявлением, его обработкой, его состоянием, давая глубину, интенсивность,
плотность, вес и т. д. Последним этапом в этой работе было достижение
одноцветной интенсивности в пределах одного цвета и интенсивности (не пони-
жая и не повышая).
Работая последнее время исключительно над построением форм и системой их
конструкции, я стал в плоскость вводить линию, как новый элемент
построения.
Наконец, выяснилось совершенное значение линии - с одной стороны, ее
граневое и краевое отношение и, с другой,- как фактора главного построения
всякого организма вообще в жизни, так сказать, скелет или основа,
каркас.Система. Линия есть первое и последнее, как в живописи, так и во
всякой конструкции вообще. Линия есть путь прохождения, движение,
столкновение, грань, скреп, соединение, разрез.
Таким образом, линия победила все и уничтожила последние цитадели живописи -
цвет, тон, фактуру и плоскость. На живопись линия поставила красный крест.
Поставив линию во главу как элемент, с помощью которого только и можно
конструировать и созидать, тем самым отбрасываем всякую эстетику цвета,
фактурность и стиль, потому что все загораживающее конструкцию есть стиль
(пример - квадрат Малевича).
В линии выявилось новое мировоззрение - строить по существу, а не изображать,
предметничать или беспредметничать, строить новые целесообразные
конструктивные сооружения в жизни, а не от жизни и вне жизни.
Конструкция есть система, по которой выполнена вещь при целесобразном
использовании материала, с заранее поставленной задачей. Каждая система
требует своего материала.
|