Л.И. Божович
ПОТРЕБНОСТЬ В НОВЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЯХ
Божович Л.И.
Проблемы формирования личности. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.-Воронеж: 1995.
С.157–162.
Рассматривая
исследования потребностей и мотивов, проводившиеся нашей лабораторией в
последние годы, нам хотелось бы, прежде всего, остановиться на анализе психологического
механизма развития, происходящего внутри одной и той же потребности, и
превращения ее в качественно новые формы. Вскрытие такого механизма является
тем более важным, что он приближает нас к решению основной теоретической
проблемы, а именно проблемы возникновения специфически человеческих
побудителей поведения, так называемых духовных потребностей.
Рассматривая
развитие учебных интересов ребенка и переход их в интересы познавательные, мы
попытались найти корни этой сложной специфически человеческой потребности.
Анализ поведения детей в младенческом возрасте позволяет выдвинуть положение,
что у детей при переходе их от периода новорожденностн к младенческому возрасту
возникает особая потребность, а именно потребность в новых впечатлениях.
Она выражается в появлении у детей зрительного сосредо-точения,
которое в свою очередь изменяет все их поведение и характер их эмоциональных
переживаний.
М.Ю.
Кистяковская [1] на основании длительных клинических наблюдений утверждает,
что зрительные впечатления, начиная с трех-пятинедельного возраста, действуют
на ребенка успокаивающе. Если ребенок этого возраста плачет, его можно
успокоить, перенеся с кровати, например, на стол. Очутившись в другом, иногда
лучше освещенном месте, ребенок начинает переводить глаза с одного предмета на
другой и уже больше не кричит, а лежит тихо и спокойно. У ребенка с
полутора-двух месяцев можно поддерживать спокойное бодрствование, не меняя
места его пребывания, а только привлекая его взгляд к ярким, красочным или
блестящим предметам, помещенным на удобную для рассматривания высоту. Когда
ребенок перестает смотреть на игрушку, он нередко начинает плакать, однако
стоит только вновь привлечь его взгляд к этой же или другой игрушке, как он
опять успокаивается и длительно, сосредоточенно смотрит на нее. Согласно наблюдениям
М.Ю. Кистяковской, под влиянием зрительных воздействий у ребенка впервые
возникает радостное чувство. Он его проявляет при виде красочных, блестящих предметов,
но больше всего, когда он смотрит в лицо и прислушивается к голосу
разговаривающего с ним взрослого. По-видимому, человеческое лицо представляет
для него наиболее сильный комплексный раздражитель.
В
настоящее время накоплен уже достаточно большой фактический материал,
свидетельствующий о том, что положительные эмоции у младенцев возникают и
развиваются лишь под влиянием удовлетворения потребности во внешних
впечатлениях. Удовлетворение же собственно биологических потребностей — в пище,
кислороде и пр. — приводит лишь к успокоению ребенка, к состоянию удовлетворенности,
но не вызывает радостных эмоций.
Н.М.
Щелованов [3] утверждает, что отсутствие впечатлений даже у вполне здорового,
сытого, хорошо ухоженного ребенка вызывает крик, который прекращается лишь
вместе с появлением новых впечатлений. И наоборот, если дети начинают плакать
под влиянием боли или голода, то очень часто, если боль и голод не достигли
слишком большой интенсивности, плач можно затормозить, показывая ребенку
яркие, блестящие игрушки.
Значение
потребности детей в новых впечатлениях Н.М. Щелованов раскрывает следующим
образом. Известно, что нервно-психическая деятельность и поведение детей, в
частности, например, развитие их движений, не являются результатом только
органического созревания нервной системы. Для того чтобы обеспечить нормальное
нервно-психическое развитие ребенка, мало озаботиться только его питанием и
правильным гигиеническим уходом, надо дать ему необходимое воспитание.
Воспитание в раннем детстве определяется системой воздействий, вызывающих
определенные реакции детей и организующих их нервно-психическую деятельность.
Н.М. Щелованов рассказывает, как «дефицит воспитания» даже при самом
тщательном питании детей и уходе за ними приводит к задержке их развития в
двигательном, умственном и даже физическом отношении. Он утверждает, что при
«дефиците воспитания» резко возрастает детская смертность. По-видимому,
потребность в новых впечатлениях порождается включением в жизнедеятельность
ребенка коры головного мозга. Это делает понятным возникновение такой
потребности. Ведь к моменту, когда кора головного мозга вступает в действие,
она еще не закончила своего формирования ни в структурном (морфологическом), ни
тем более в функциональном отношении. Известно также, что полноценное развитие
органа, а тем более такого сложного органа, как полушария головного мозга,
возможно лишь в результате его функционирования. Поэтому мозг нуждается в
раздражителях, вызывающих его деятельность и тем самым обеспечивающих его
морфологическое и функциональное развитие. Р. Я. Лехтман-Абрамович утверждает
даже, что удовлетворение потребности во внешних впечатлениях «...так же
необходимо для центральной нервной системы, для ее функционирования, как и
удовлетворение потребности во сне и прочих органических потребностей ребенка» ([2],
стр. 6). Правда, мысль о том, что потребность во внешних впечатлениях является
основой психического развития, специфического именно для человека, может быть
оспорена аргументом, что наличие внешних раздражителей необходимо для развития
и нервной системы животных. Однако здесь следует отметить, что для развития
нервной системы животных достаточно тех раздражителей, которые они получают в
естественных условиях своей жизни; что же касается коры головного мозга
ребенка, то она уже с момента рождения представляет собой орган такой степени
сложности, при которой он для своего развития нуждается в специальной
организации раздражителей со стороны взрослого человека и в постоянном их усложнении.
Таким
образом, потребность в новых впечатлениях первоначально является чисто
органической потребностью, но очень скоро (скорее, чем другие органические потребности)
она начинает приобретать некоторые специфические особенности, характерные для
духовных потребностей человека.
Во-первых,
удовлетворение этой потребности, вызывавшее сначала только ускорение развития
(так же как удовлетворение других органических потребностей), затем начинает
сопровождаться ярко выраженными положительными эмоциями. А это значит, что
здесь имеет место стремление к достижению, а не стремление к избавлению от
чего-то, что мешает нормальному существованию организма. Таким образом, в
противоположность наиболее распространенным концепциям, в которых основной
движущей силой психического развития ребенка признается состояние неудовлетворенности,
беспокойства, страха и даже фрустрации, наличие потребности во внешних впечатлениях
позволяет понять это развитие как результат активности ребенка, связанной с
положительными переживаниями. Иначе говоря, движущей силой выступает не
слабость ребенка перед окружающей средой, не стремление лишь приспособиться к
ней, а напротив, стремление познать действительность и овладеть ею.
Во-вторых,
потребность в новых впечатлениях становится как бы ненасыщаемой: чем больше
ребенок получает впечатлений, тем в большей степени у него проявляются реакция
сосредоточения и положительные эмоции. То и другое снимается только утомлением.
Как
же можно понять возникновение указанных особеннос-тей в развитии этой, в своем
генезе, органической потребности?
Мы
предлагаем для этого следующую гипотезу. Многие наблюдения (и в частности те,
которые были сделаны Н.М. Щеловановым, М.Ю. Кистяковской и др., уже излагавшиеся
нами) показывают, что ребенок при удовлетворении потребности испытывает не
только состояние довольства и успокоения, но при каких-то, пока еще не достаточно
изученных условиях и сильные положительные эмоции. По-видимому, эти
эмоциональные переживания связаны с поиском удовлетворения потребности и с
самим процессом ее удовлетворения. Стремясь продолжить, оживить или усилить
эти переживания, ребенок (да и взрослый человек) начинает либо
совершенствовать предмет ее удовлетворения, либо искать новые способы этого
удовлетворения. По существу именно здесь возникает качественно новая форма
потребности (ее психическая форма), когда человека побуждает к действию не
нужда в чем-либо, не недостаток, а стремление к новому переживанию — к овладению,
к достижению. Так, в процессе удовлетворения почти любой первичной органической
потребности у человека возникает новая психическая ее форма. Человек не просто
хочет быть сытым, он хочет получить от еды удовольст-вие, в связи с этим он
совершенствует продукты питания, определенным образом обставляет его процесс.
Таким образом, психические, духовные потребности становятся ненасыщаемыми,
приобретают возможность самодвижения. Правда, в тех случаях, когда такое самодвижение
приобретают примитивные потребности, это самодвижение ведет не к прогрессу
данных потребностей, а к их извращению, что может принести значительный вред
человеку. Примером этого может служить возникновение и развитие гурманства,
половые извращения, а также разного вида наркомании.
В
1971 г. в психиатрической клинике под руководством Б. В. Зейгарник было
проведено исследование того процесса, который приводит к возникновению
алкоголизма. На основе тщательного анализа истории болезни целого ряда
алкоголиков было установлено, что первоначально все эти люди прибегали к вину
исключительно ради того, чтобы пережить то состояние подъема, внутренней
свободы, ощущение своей силы, которые возникают при опьянении. Поэтому чаще
всего пристрастие к вину возникало у людей, страдающих чувством
неполноценности, неудачников или людей, не удовлетворенных своей жизнью. Однако
постепенно они все чаще и чаще прибегали к алкоголю, с каждым разом
увеличивали его дозы. Последнее в свою очередь влияло на организм больного,
рождая у него совершенно новую органическую потребность в алкоголе.
Возникновение
же самодвижения потребностей высокого духовного порядка, например, потребности
в познании, в искусстве, в творчестве, в достижении моральных и общественных
ценностей, необходимо для полноценного формирования личности человека. Более
того, отсутствие роста этих потребностей, обеспечивающих активное функционирование
человеческих способностей, обязательно ведет сначала к застою личности, а затем
и к ее распаду. Напротив, при развитии духовных потребностей человека будет
решена проблема внутренней стимуляции его активности и непрекращающегося
совершенствования его личности.
Литература
1.
Кистяковская М.Ю. О стимулах, вызывающих положительные
эмоции у ребенка первых месяцев жизни. «Вопросы психологии», 1965, 2.
2.
Лехтман-Абрамович Р.Я., Фрадкина Ф.И. Этапы развития игры и
действий с предметами в раннем детстве. М., Медгиз, 1949.
3.
Щелованов Н.М. Ясли и дома ребенка. Задачи воспитания. Гл.
1. «Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях». М., Медгиз, 1960.
С 01.09.2002 страничку смотрело: человек.
|