Есть слова, в которых воплотился дух Великой французской
революции. Одно из них — нация. Когда под Вальми ряды французов смешались было
под вражеской канонадой, Келлерман, выйдя вперед с поднятой cаблей, бросил в
лицо ошеломленным пруссакам: «Да здравствует нация!». Революционный лозунг
прокатился по рядам. Под огнем регулярных войск, считавшихся лучшими в Европе,
не дрогнул ни один человек. При этом присутствовал Гёте. На памятнике героям
Вальми начертаны его слова, переданные Эккерманом: «Отныне и от сего места
начинается новая эра мировой истории».
С
Но что за действительность скрывалась за этой словесной оболочкой? Не
является ли слово нация одним из тех «слов-иллюзий», о которых говорит Ф.
Брюно, автор «Истории французского языка»?[1]
В
Многочисленные противоречия возникли еще
до созыва Генеральных штатов: они ясно видны в наказах. Аристократия и
буржуазия были согласны в том, что королевский абсолютизм необходимо заменить
властью закона, который представители нации должны обсуждать и принимать путем
голосования. Правда, это чувство национального единства до некоторой степени
умалялось критикой централизованного управления, требованием общинной и провинциальной
автономии. Но главное было в том, что в борьбе сословий проявлялось
столкновение классовых интересов. Если аристократия, хотя и не очень охотно,
соглашалась на равенство в налогообложении, то от социального единства она
решительно отказывалась, открыто требуя сохранения сословий, почетных
привилегий и феодальных прав, держась за голосование по сословиям, которое
обеспечивало бы ее преимущества. Третье же сословие, настаивая на равенстве
прав, выступало за единство нации.
Для народных масс составление наказов и
созыв Генеральных штатов оказались стимулом, пробуждавшим национальное
сознание. Созыв Генеральных штатов глубоко взволновал народ, внушив ему надежду
на улучшение жизни и на возрождение нации. Как отметил Ж. Лефевр, это была
«благая весть» и «великая надежда». В той мере, в какой буржуазия разделяла эту
надежду, единство третьего сословия и, следовательно, нации укреплялось. Оно
крепло также, поскольку все третье сословие — буржуазия, ремесленники,
крестьяне — верило в заговор аристократов. Упорство аристократии в защите своих
привилегий, сговор с заграницей, который она с самого начала организовывала,
опасение интервенции, возникшее уже в июле
Последующие события ясно показали
антиаристократическое классовое содержание этого складывавшегося национального
сознания. Еще до 14 июля
С
июля
Нельзя,
однако, не отметить, что с
Дореволюционный
экономически строй заключал в себе противоречивую двойственность: традиционным
лавкам и ремесленным мастерским противостояло промышленное предприятие нового
типа. Если капиталистическая буржуазия требовала экономической свободы, то
низшие классы сохраняли приверженность к регламентации и системе твердых цен,
проявляли антикапиталистические настроения. Экономический кризис, возникший в
связи с неурожаем
Продовольственный
вопрос с его далеко идущими последствиями (свобода экономики или контроль над
нею, свобода прибыли или право на существование?) не мог не оказывать и в ходе
революции влияния на то, как различные социальные слои представляли себе нацию.
В течение II года республики парижские санкюлоты требовали права на
существование, претворение в жизнь которого позволило бы им влиться в нацию на
равных правах с другими. А в дни народного подъема, приведшего к событиям 4 — 5
сентября
Факторы разложения или факторы объединения —
какие из них победят? Будет ли народ включен в состав той нации, которую
организовывала буржуазия? Эти вопросы решались в борьбе.
Учредительное собрание 1789—1791 гг., строя новую
нацию на узко цензовой буржуазной основе, тем самым обрекало свое детище на
многочисленные противоречия. Вынужденное бороться с непримиримостью
аристократии и отвергая в то же время нетерпение народа, Собрание не
способствовало устойчивости буржуазной нации.
С другой стороны, единство нации скреплял и новые
хозяйственные связи, которые могли быть лишь буржуазными. Общенациональный
рынок создавался в результате решительного уничтожения феодальной
раздробленности, установления свободы внутренней торговли без дорожных пошлин и
барьеров, связанных с взиманием налогов на соль и другие продукты. Различные
части страны сплачивались в единое целое. По отношению к загранице, во-первых,
происходило «раздвижение барьеров», в результате чего, например, Эльзас и
Лотарингия объединялись с остальной страной путем отождествления таможенных и
политических границ, во-вторых, осуществлялась защита национальной продукции от
иностранной конкуренции (хотя протекционизм таможенного тарифа
Осуществляя такое объединение, буржуазия
Учредительного собрания одновременно своей экономической политикой разобщала
третье сословие. Упразднение цехов и регламентов лишь вызывало раздражение
мастеров, лишившихся своей монополия. Свобода хлебной торговли, восстановленная
(кроме экспорта) с августа
Народные массы были действительно исключены из
нации цензовой организацией политической жизни. Правда, провозгласив
теоретически» равенство, упразднив «корпорации», дробившие дореволюционное
общество, утвердив индивидуалистическую концепцию общественных отношений,
деятели Учредительного собрания закладывали основы нации, объединяющей всех:
они были достаточно уверены в себе и в своем будущем, чтобы отождествлять
интересы своего класса с интересами нации. Но, возведя право собственности в
ранг неотъемлемого естественного права, они создали противоречия, которые не
могли преодолеть[4]. Цветные не
были допущены в нацию — и не только рабы, освобождение которых считалось
ущемлением права колониальной собственности и эксплуатации, но также свободные
негры и мулаты, отданные на произвол белых поселенцев. Пассивные граждане были
лишены права голоса и исключены из Национальной гвардии. Политические
права распределялись в зависимости от богатства; многие активные граждане,
особенно мелкая буржуазия и люди свободных профессий, отстранялись от
избирательных функций цензом, необходимым, чтобы быть избранным; представители
должны были даже обладать какой-либо земельной собственностью.
Кто же
составлял нацию после исключения 3 млн. пассивных граждан? 4 с чем-то млн.
активных граждан, которые образовывали первичные ассамблеи? Или всего примерно
50 тыс. выборщиков избирательных ассамблей? «Нация — закон — король» —
знаменитая формула, символизировавшая под прикрытием принципа национального
суверенитета конституционное творчество Учредительного собрания, не могла
никого обмануть. Нация ограничивалась в то время рамками имущей буржуазии.
Движение федераций
также не могло скрыть эту глубокую социальную сущность. Федерации, появившиеся
с конца
Если
вспомнить, при каких обстоятельствах в июле
«Учреждение
гражданской милиции,— заявила в Национальном собрании утром 14 июля депутация
Парижа,— и принятые вчера меры обеспечили городу спокойную ночь... Можно
констатировать, что определенное количество этих (вооружившихся.— А. С.) лиц
было разоружено и приведено к порядку гражданской милицией»[5].
На празднике Федерации 14 июля
Отказ
аристократии признать новый порядок и включиться в него, развитие заговора
аристократов и их призыв к иностранной интервенция вскоре подорвали
компромиссную политику Лафайета. В результате, одновременно с развитием кризиса
революции прояснялось и национальное сознание низших классов.
Разложение
армии, начавшееся с
Между тем
Собранию еще 12 декабря
«Нужна
действительно национальная мобилизация, начиная от второго человека империи и
до последнего активного гражданина, включая всех пассивных граждан». Он
предлагал также установить всеобщую, за исключением только короля, обязательную
воинскую повинность и создать национальную армию»[9].
Однако в то время Учредительное собрание не было
готово идти подобным путем.
Как раз в момент бегства короля в Варенн
Собрание, не доверяя действующей армии и не желая обратиться к народу,
распорядилось мобилизовать 100 тыс. человек, взяв их из Национальной гвардии.
Но бегство короля сыграло решающую роль в укреплении национального сознания народных
масс, обнаружился сговор монархии с заграницей, все стали опасаться вторжения,
пограничные крепости по собственной инициативе готовились к обороне[10].
Социальный и национальный инстинкт проявился как и в
А буржуазия
в Учредительном собрании в это время более всего опасалась новой Жакерии,
народных движений в городах (закон ле Шапелье был принят 14 июня
В результате
последующих событий назрел раскол: сторонником конституции оказалась цензовая
буржуазия, народ же пошел за меньшинством буржуазных демократов, сплотившихся
вокруг якобинцев во главе с Робеспьером. Конституция была пересмотрена,
цензовые условия выборов усложнены.
«Заканчиваем
мы революцию или мы ее начинаем снова?...,— поставил вопрос Барнав 15 июля
Нация оставалась нацией собственников.
В то время как Учредительное собрание старалось
сдержать народный порыв, Пильницкая декларация эмигрантов от 27 августа
Конфликт с аристократической Европой заставил
революционную буржуазию не только призвать на помощь народ, но и пойти ему на
уступки; социальное содержание нации тем самым расширилось. Это началось со
времени войны. Она была одновременно революционной и национальной — войной
третьего сословия против аристократии и войной французской нации против
коалиции монархических стран Европы. Ввиду угрозы со стороны французской и
европейской аристократии, выступившей против нации и внутри страны и на ее
границах, хрупкая цензовая структура под напором народа рухнула.
Революционная буржуазия пошла на эти уступки
народу не без колебаний и отклонений. Для двора война была средством
восстановления власти аристократии и абсолютизма. «Вместо гражданской войны,—
писал Людовик XVI Бретейлю 14 декабря
Жирондисты считали, что война соответствует
интересам нации. «Народ, завоевавший свободу после 10-векового рабства,
нуждается в войне: война нужна, чтобы закрепить свободу»,— заявил Бриссо в
Якобинском клубе 16 декабря
«Наконец-то наступил момент, когда Франция перед
лицом Европы должна показать свой характер свободной нации, которая намерена
защитить и отстоять свою свободу... Война в настоящее время есть национальное
благо, и единственное несчастье, которого надо опасаться, это не иметь войны...
Война вытекает только из интересов нации»[12].
О какой
нации шла речь, пояснил Иснар, считавший, что недостаточно «отстоять свободу»,
а нужно «завершить революцию» [13]. Определяя социальное содержание будущей
войны, Иснар говорил, что «это борьба, которая развернется между патрициатом и
равенством». Патрициат означал аристократию, но под равенством жирондисты
понимали лишь конституционное равенство, как оно было определено
цензовой системой голосования. Война, к которой стремились жирондисты,
соответствовала тем самым интересам лишь буржуазной нации.
Взгляды на нацию якобинцев и будущих монтаньяров
в то время мало отличались от жирондистских. Колло д'Эрбуа придерживался в
«Прежде
всего обратите взор на внутреннее положение, наведите порядок у себя раньше,
чем нести свободу другим,— заявил он в Якобинском клубе 2 января
До того как
начинать войну, считал Робеспьер, необходимо справиться с королевским двором,
произвести чистку в армии, уничтожить аристократию, вооружить пассивных
граждан, пробудить дух общественности.
20 апреля
Эту песню,
ставшую вскоре «Гимном марсельцев» или «Марсельезой», нельзя отделить от ее
исторического контекста — кризиса весны
Национальный
кризис, связанный с войной, подогревая революционные настроения, обострил
социальные противоречия внутри бывшего третьего сословия. Буржуазия была
обеспокоена еще больше, чем в
С этого момента буржуазию начал преследовать
призрак «аграрного закона». В то время как кюре Мошана Пьер Доливье выступил в
защиту бунтовщиков Этампа, Жиронда 12 мая
В июне
Восстание 10 августа
Введением всеобщего голосования и вооружением
пассивных граждан революция 10 августа включила народ в нацию и знаменовала
появление политической демократии. После ряда безуспешных попыток сторонники
компромисса с аристократией сами себя устранили. Дитрих попытался поднять
восстание в Страсбурге, затем бежал; Лафайет, покинутый своими войсками, 19
августа
По мере углубления революционного кризиса новые
черты нации становились более четкими и резкими. Сентябрьские убийства и первый
период террора отличались национальным и социальным аспектами, неразрывно
связанными друг с другом. Иностранное вторжение (пруссаки вступили на
французскую территорию 19 августа) стало мощным возбуждающим фактором. В конце
августа — начале сентября
«Нужно было не допустить врагов к столице, где
они собирались перебить наших законодателей, вернуть Луи Кадету его железный
скипетр и снова надеть на нас цепи»,
— писал в своем «Дневнике» драгун Маркан 12
сентября
«Величайший
гнев охватывает мастерские и хижины, в них раздаются национальные песни,
клеймящие заговор таранов и призывающие народ к оружию» [21].
Ни в какой другой момент революции тесная связь
национальной проблемы с социальной действительностью не проявилась столь
очевидно. «Остановив продвижение неприятеля, мы остановили и акты народной
мести — они: прекратились одновременно»,— писал Азема в своем отчете Конвенту
16 июня
В связи с осуждением и казнью короля контуры
новой нации определились еще более четко. Сен-Жюст первым подошел к вопросу о
суде с национальной точки зрения: «Те,— сказал он,— кто будет судить Людовика,
должны будут основать республику... Мы хотим республику, независимость,
единство... Людовик XVI должен быть судим как враг-иностранец». 27 декабря
Сен-Жюст говорил: «Отечество среди вас. Выбирайте между ним и королем!».
Робеспьер призывал «совершить акт национального провидения» и объявить Людовика
XVI «предателем французской нации».
Казнь короля, нанесшая решающий удар по
монархическим чувствам, завершила освобождение идеи нации от её монархической
оболочки. Разделив непримиримой ненавистью «цареубийц» и «апеллянтов»,
монархическую Европу и революционную Францию, она сделала всякий компромисс
невозможным. Новая нация, отождествленная с республикой и опирающаяся на
окрепшую сплоченность буржуа-монтаньяров и народа, шла в бой под лозунгом:
победить или умереть.
Требуя казни короля, вожди монтаньяров
стремились в то же время придать национальному фактору положительное
содержание, способное привлечь народные массы. В этом отношении знаменательна
эволюция во взглядах Сен-Жюста. В работе «Дух революции и конституции Франции»
(
«Где нет закона, там нет и отечества. Поэтому
народы, живущие под игом деспотизма, отечества не имеют, если не говорить о
том, что они презирают или ненавидят другие нации».
Отождествление родины и свободы было довольно
распространенной темой рассуждений в XVIII в. Сен-Жюст сделал от нее шаг
вперед, когда в ноябре
«Вы можете в один момент дать (французскому
народу.— А. С.) отечество, остановив инфляцию, обеспечив народу пропитание и,
таким образом, тесно связав его счастье с его свободой».
Робеспьер высказался в декабре
Но в то
время когда потребности войны и ее национальный характер требовали сближения
монтаньяров с санкюлотами, ее классовое содержание отталкивало жирондистов.
Жиронда отвергала всякие уступки. 8 декабря
Военные
поражения в марте
«Федерализм»
имел свое социальное содержание, выраженное более четко, чем его политический
аспект. Отчасти федерализм объяснялся сохранившимся местным партикуляризмом, но
в большей степени солидарностью классовых интересов. В мае
Революционное
правительство, сложившееся летом и осенью
Этим
объясняются некоторые стороны деятельности Робеспьера, например приостановка им
развернувшейся борьбы с религией (dechristianisation) [27]. Террор также был средством национальной и
социальной защиты, в нем снова проявились как оборонительная реакция, так и
карательная тенденция третьего сословия, но теперь контролируемые революционным
правительством и введенные в законные рамки. Это подтверждают и статистические
исследования Д. Грира [28]. Террор
развернулся особенно в тех областях Франции, где контрреволюция встала на путь
открытого предательства и вооруженной борьбы. Если в Париже было вынесено 15%
смертных приговоров, то на два основных района гражданской войны приходилось
71%: на юго-восток — 19%, на запад — 52%. Этому географическому распределению
соответствовали и мотивы осуждения: в 72% случаев речь шла о бунте. Правда, по
социальному составу 85% осужденных принадлежали к третьему сословию и лишь 8,5%
— к дворянству и 6,5% к духовенству. «Но,— как справедливо заметил Ж. Лефевр,—
в подобной борьбе с перебежчиками церемонятся меньше, чем с самими противниками»
[29].
Как и гражданская война, одним из аспектов
которой он являлся, террор отсекал от нации элементы, считавшиеся социально
неассимилируемыми, т. е. аристократов, и тех, кто связал с ними свою судьбу. С
другой стороны, он способствовал развитию чувства национальной солидарности.
Дав революционному правительству силу принуждения, террор заставил на некоторое
время умолкнуть классовый эгоизм и принудил всех пойти на жертвы, необходимые
для спасения нации.
Борьба против «факций» (группировок) развивалась
в том же направлении и имела целью исключить из нации элементы раскола.
Выступая против «факций», которые фактически выражали развитие социальных
противоречий, Сен-Жюст обвинял их главным образом в том, что они разлагали
национальный фронт, шли на компромиссы с внутренними или внешними врагами,
наносили удар по единству третьего сословия, единству, являвшемуся залогом
победы над аристократией.
«Поэтому иностранный враг постарается создать
как можно больше факций...,— заявил он в марте
В своем докладе 26 жерминаля (15 апреля
Однако недостаточно было утверждать
необходимость национального единства и создавать его насильственными
средствами. Нужно было также /53/ придать ему содержание, способное сплотить
массы. Дети своего века, несшие на себе отпечаток его социальной
действительности, монтаньяры и якобинцы, а также вожди санкюлотов собирались
включить народные массы в буржуазную нацию не иначе, как путем приобщения их к
собственности в том смысле, как она определялась в
Гора попыталась удовлетворить крестьян отменой
без компенсации всех сохранившихся еще феодальных прав (17 июля
«Силой вещей,— заявил Сен-Жюcт 8 вантоза (26
февраля
Смысл этих слов становится более ясным при
сравнении их с некоторыми указаниями республиканских учреждений: «Предоставить
всем французам средства для удовлетворения первых жизненных потребностей» и
«нужно, чтобы человек жил независимым». Речь шла здесь о социальной и
экономической независимости, которую обеспечивала собственность.
Декреты 8 и 13 вантоза лишили собственности
врагов нации и подозрительных лиц, передав эту собственность неимущим
патриотам, Поэтому декреты не были, как полагает А. Матьез, «программой новой
революции», а шли по линии буржуазной революции, неразрывно связанной с
утверждением частной собственности. Конфискация некоторых частных имуществ была
лишь средством борьбы с предательством аристократии, и когда Сен-Жюст 8 вантоза
провозгласил, что «тот, кто оказался врагом своей страны, не может быть в ней
собственником», он лишь повторил идею, давно признанную не только революционной
буржуазией, но также санкюлотами и их вожаками. Жак Ру, например, в августе
«Нужно, чтобы все то, что теряют аристократы,
было отдано патриотам. Дома, земли — все должно быть разделено между теми, кто
воюет с этими злодеями» [30].
В то время
как революционное правительство и особенно робеспьеристы стремились подвести
под нацию прочный, по их мнению, фундамент мелкой собственности, экономическая
политика II года, характеризовавшаяся введением твердых цен, регламентации и
контроля, вносила элемент расстройства в новую национальную действительность.
Закон о всеобщем максимуме от 29 сентября
Комитет
общественного спасения, озабоченный прежде всего сохранением единства третьего
сословия в борьбе с аристократией, дол го не решался на регулирование цен и в
конце концов направил это мероприятие главным образом в русло военных усилий.
Противоречия между интересами революционной буржуазии и санкюлотов делали
политику Комитета общественного спасения менее эффективной. Конечно интересы
национальной обороны требовали, чтобы санкюлоты ели досыта, и это оправдывало
максимум. Но и в народном и в буржуазном сознании национальные и социальные
устремления переплетались весьма своеобразно. Санкюлоты, выступая за максимум
цен, руководствовались гораздо больше собственными интересами (хотя бы и во
вред буржуазии), чем общенациональными соображениями. И, наоборот, использовав
максимум в интересах национальной обороны и государства (которое исторически
могло быть лишь буржуазным государством), революционное правительство
разочаровало низшие классы. Таким образом, с конца зимы
Война в
течение II года получила более конкретное национальное и социальное содержание.
«Если нас к этому принудят, мы будем вести жестокую войну патриотизма против
тирании»,— заявил еще 25 декабря Дюбуа-Крансе [31]. Декретом от 24 февраля
Социальное
содержание войны было сформулировано как одной, так и другой стороной не менее
отчетливо. Эмигранты намерены были уничтожить завоевания
С другой стороны, в рядах армии II года
национальный пыл и революционный дух слиты воедино. И в то время как
правительства стран коалиции не хотели апеллировать к национальным чувствам и
«популяризировать» войну, революционное правительство провело чистку командного
состава и стремилось укрепить в войсках гражданский дух. «Не только от числа и
дисциплины солдат должны вы ждать победы, — заявил Сеи-Жюст в феврале
Флерюс, победы привели, однако, не к укреплению,
а к разрушению национального единства, которое было уже подорвано социальными
противоречиями. Пока революция находилась в опасности, буржуазия в Конвенте не
решалась отделаться от революционного правительства из опасения нанеcти ущерб
делу национальной обороны. Когда же победа была обеспечена, чувство социальной
солидарности снова взяло верх. /55/ Революционное третье сословие окончательно
распалось. Встал вопрос о том, что нужно покончить с управлением экономикой,
восстановить свободу прибыли, ликвидировать возможность создания «народной
республики» [34] и
вернуться к практике либерализма — одним словом, полностью восстановить
социальное и политическое главенство буржуазии. Нацию, на некоторое время
расширившуюся за счет включения низших классов, снова хотели ограничить одними
имущими, сузив до тесных рамок цензовой республики. В этом смысле 9 термидора
было поворотным пунктом в в формировании французской нации.
Нация
буржуазии обрекла себя на неустойчивость, пытаясь исключить из своего состава
не только аристократию, но после 9 термидора и низшие классы.
Народные
низы не могли безропотно согласиться на свое выключение из нации, созданию
которой они способствовали. Измученные голодом жители предместий Сен-Марсель и
Сен-Жак (секции Финистер и Обсерватуар) прислали в Конвент делегатов, которые
заявили 27 вантоза III года (17 марта
С этого времени революционное движение низов
стало нащупывать новые пути. Бабеф ставил своей целью обеспечить всеобщее
счастье трудящихся, а не «счастье небольшой кучки» [36], но и он
лишь постепенно освобождался от воззрений своего века, согласно которым нация
основывалась на собственности. Несомненно, что под впечатлением
господствовавшей нищеты Бабеф в своем «Манифесте плебеев» от 9 фримера IV года
(30 ноября
Во времена
Директории нация снова была ограничена узкими рамками цензовой буржуазии. Ее
принципы ясно изложил Буасси д'Англа еще в своем выступлении о проекте
конституции 5 мессидора III года (23 июня
В это время
путь приобщения народных масс к собственности, открывшийся было благодаря
законодательству монтаньяров, был практически снова закрыт. Когда Файян 27
фрюктидора II года (13 сентября
«невозможно,
чтобы в республике, насчитывающей 24 млн. жителей, все были земледельцами...
невозможно, чтобы большинство нации состояло из собственников, так как в этом
случае каждый вынужден был бы для поддержания жизни обрабатывать свое поле или
виноградник, а торговля, искусство и промышленность вскоре погибли бы» [39].
Термидорианцы, таким образом, отбрасывали
народный идеал нации мелких независимых производителей.
Одновременно с утверждением буржуазной концепции
нации приняло новую окраску и национальное чувство, поддерживавшее дух армии.
Преданность нации сменялась авантюризмом и стремлением к грабежам.
«Солдаты! Вы раздеты, вы плохо питаетесь,—
заявил Бонапарт в воззвании от 26 марта
Патриотизм стал лишаться своего республиканского
и гуманного содержания, из него все больше проглядывал национализм. На смену
гражданским чувствам и революционному энтузиазму пришли презрение ко всему
иностранному, военная слава и национальное чванство. Мари-Жозеф Шенье
прославлял «Великую нацию привыкшую побеждать». Это выражение, часто
встречавшееся в годы Директории, стало официальным термином в период Империи [40].
Военная
диктатура Бонапарта дала возможность буржуазной нации стабилизироваться и в то
же время расшириться путем включения тех аристократов и эмигрантов, которые
теперь пошли на объединение. Началось слияние элементов нового господствующего
класса, к чему стремились в свое время деятели
Такому
повороту событий способствовало изменение настроений в рядах эмиграции. Покинув
Францию из-за приверженности к традиционным понятиям, из чувства чести или
социального эгоизма, эмигранты долгое время с презрением произносили даже сами
слова родина и патриот. Однако изменения, происшедшие в стране
после 9 термидора, а также испытания, пережитые в эмиграции, заставили их
изменить свое отношение к Франции, по-новому оценить родину, воплощавшуюся
теперь уже не в «моей религии и моем короле», а в «земле и в умерших».
Таким
образом, через 10 лет после начала революции аристократическая и буржуазная
Франция объединились. Несмотря на все, что их разделяло ранее, теперь, на
основе приверженности к земельной собственности, они пришли к соглашению об
отождествлении французской земли с французской родиной, вовсе не заботясь о
тех, кто не был собственником и, следовательно, не мог конкретизировать свой
патриотизм такой привязанностью к земле. Буржуазия и зажиточное крестьянство,
/57/ получив землю или увеличив свои владения, придали тому, что в
Нация,
родина — эти понятия не определяются раз навсегда. На каждом этапе
исторического развития, под маской, которая лишь кажется неизменной, они
воплощаются каждый раз в новой, непрерывно меняющейся социальной действительности.
Статья
опубликована в журнале «Новая и Новейшая история», 1963, № 6. – С.43-58.
Сканирование и обработка: Nighter.
1. См.
F. Вrunot.
Le mysticisme dans le langage de
2. Это выражение появилось как раз в то время. -
См. F. Вrunot. Histoire de la langue franfaise, t.
IX.
3. "Рerе
Duchesne", № 279. Статья называл ась: "Отец Дюшен зол оттого,
что большие продолжают пожирать маленьких".
4. И в административной деятельности
Учредительного собрания имелось противоречие. Отменив в ночь на 4 августа
привилегии отдельных лиц, "корпораций", провинций и городов, Собрание
в принципе осуществило юридическое единство нации. Но если, с одной стороны,
новое деление страны на департаменты, округа и кантоны сломало традиционные
рамки провинциальной жизни и довершило дело национального объединения, начатое
монархией, то, с другой стороны, децентрализация, департаментская и общинная
автономия противоречили национальному единству и с обострение кризиса могли
вести к федерализму и даже поставить под угрозу само существование нации. Это
показали события, последовавшие за 2 июня
5. Об этом
см.: L. Girаrd. Reflexions
sur la garde nationale.- "Bulletin de
6.
M. Robespierre. Discours. Edition Bouloiseau - Lefebvre - Soboul, t. II. Paris,
1952, p. 261. 27 апреля
7. "Moniteur", V, p. 410.
8.
М. Robespierre.Discours, t. II, p.
468.
9. В
вооруженной нации Дюбуа-Крансе различал три градации, соответствующие тому, что
впоследствии было названо действующей армией, резервом и территориальными
войсками. Новизну и важность этих идей справедливо отметил Жан Жорес.-J. Jаures.
L'Armee nouvelle.
10.
. G. Lefebvre. Le meurtre du comte de Dampierre (22 juin 1791). - "Etudes
sur
11. "Moniteur", IX, p. 143.
12.
"Moniteur", X, р. 753, 759.
13. "Moniteur", XI, р.
45.
14.
Соllо d'Herbois. Almanach du Рeге Gerard pour 1'аnnee 1792. Bibliotheque nationale,
8° LG 22
15. См.
F. Duhem. Francois-Joseph L'Ange, 1743-1793. - "Annales historiques de
16. Лафайет 18 июня
17. "Moniteur", XII, р.
83.
18.
Bibliotheque nationale, Mss, Nouv. acq. fr.
Подписано: Дантон- председатель, А. Шометт, Моморо - секретарь.
Впоследствии Анрbо выразил те же взгляды в более простой форме, заявив:
"Богачи давно уже составляют законы. Пора, наконец, чтобы и бедные их
составляли и чтобы между богатыми и бедными царило равенство". Archives nationales, F7477478
19. Archives nationales, AD/i 69. Imp.
s. d.
20.
См. Р. Саrоn. Les massacres de septembre. Paris,
1935, p.415. В этих строках, - пишет Карон, - звучит "эхо коллективного
чувства".
21. Н.
Таine.
La conquete jacobine, t. I. Paris, 1911, p. 176.
22.
См. Р. Саrоn. Les massacres de septembre, p,
470.
23. Michelet. Histoire de
24. "Первое из прав, - сказал он, - есть
право существовать. Поэтому первым общественным законом является закон,
гарантирующий всем членам общества средства к существованию. Ему подчинены все
остальные". - "Moniteur", XIV, р. 637.
25.
"Moniteur", XIV, р. 694.
26. "Moniteur", XV, р. 705.
27. 16
фримера II года (6 декабря
28.
D. Greer. The Incidence of the Terror During the French Revolution. A
Statistical Interpretation. Cambridge (Mass.), 1935.
29. G. Lefebvre.
30. Относительно такого толкования вантозских
декретов см. A. Soboul. Les sans-culottes parisiens en l'an
II. Histoire politique et social des sections de Paris 2 juin 1793-9 thermidor
an II.
31. . "Discours sur la situation
present des affaires".- Bibliotheque, nationale, Lb40 662, imp.
in-8, s. d.
32.
Р. Вrunоt. Histoire de la langue franсaise, t. IX, p. 922.
33. См.
G. Lefebvre. Les paysans du Nord pendant
34. Выражение "народная республика"
имеется в книге Е. Barry. Essai sur la denonciation politique.
Paris, 1793. - Biblioteque national, 8 Lc 2 809.
35. "Moniteur", XXIII, p.
717.
36.
"Le Tribun du peuple", № 34, 15 brumaire an IV.
37.
"Moniteur", XXV, p. 92. "Наоборот, - продолжал Буасси д'Англа,-
человек без собственности должен постоянно делать над собой усилие, чтобы
интересоваться порядком, который ему ничего не сохраняет, и в то же время
сопротивляться движениям, которые дают ему какую-то надежду". См. также
выступления Майля и Ланжюине 16 термидора (13 августа
38. Ibid., p. 92.
39. "Moniteur", XXI, р.
748.
40. F. Brunot. Histoire de la langue
francaise, t. IX, p. 961.