COMMUNIST.RU
№ 158
Автор:
 С. Киричук
MUERO POR LA REVOLUCION - Я УМИРАЮ ЗА РЕВОЛЮЦИЮ
Хулио Антонио Мелья. Биографический очерк. Часть 1.

Свобода. Равенство. Братство. Родина.

Право. Сегодня это только красивые слова,

хотя вчера они выражали великие идеи.

Сегодня свобода - это разрешение одной

касты угнетать другие. Равенство - это

смертельные объятия людей, уничтожающих

друг друга в братоубийственных войнах.

Братство - товарищество несчастных,

угнетаемых одним и тем же хозяином.

Родина - сад, в котором немногие питаются

плодами, хотя и возделывают их.

Право - средство защиты покоя сильных,

после того как они удовлетворят

свои аппетиты"

Хулио Антонио Мелья, май 1924 года

"Верьте в грядущее! Оно ваше!"

Долго он жил или нет? Умерев молодым, он прожил миллионы жизней и судеб, он жил жизнью своего народа и своего класса. Он никогда не служил в армии, но называл себя солдатом и умер как солдат. Солдат революции.

Хулио Антонио Мелья родился 25 марта 1903 года. К этому времени молодая кубинская нация прошла драматический путь, путь самоосознания и кровавой борьбы за свободу. Дед Хулио Антонио был выдающимся борцом против испанских колонизаторов в Доминиканской республике. В доме его отца как святыню хранили знамя доминиканских повстанцев.

В 1921 году, когда Хулио Антонио становится студентом престижного юридического факультета Гаванского университета, в стране бушевали студенческие бунты. В Латинской Америке поднимает свои знамена невиданное ранее радикальное движение - коммунисты. В 1919 создается Компартия Мексики, в 1920 г. возникает компартия в Аргентине, в 1922 г. - в Чили.

В 1922 г. прошли первые волнения в Гаванском университете, в которых участвовал Мелья. На студенческой конференции многие преподаватели поддержали требования и борьбу студентов. Выступали студенты, все говорили о реформе образования, об автономии, о социальных проблемах. Неожиданностью для многих стало то, что большое количество профессоров не просто поддержало студентов, но и открыто заявило о том, что причиной несправедливости в стенах университета был существующий общественный строй. Известный кубинский педагог Альфредо Агуайо в своем выступлении сказал: "Верьте в грядущее! Оно ваше!" Зал взорвался овациями. Профессор Лендиан говорил: "Студенческие волнения - это следствие коррупции и мошенничества вне стен университета". Но еще более шокирующее заявление сделал профессор Эрнандес, он привел в пример радикальные преобразования в Советской России и назвал себя большевиком. В то время это означало конфликт с коллегами, руководством, правительством, но только не со студентами. Они аплодировали старому профессору. После собрания атмосфера накалилась еще больше, среди студентов поползли слухи о том, что университет попытаются закрыть для того чтобы подавить студенческое движение. Студенты установили на всех входах баррикады. На самых трудных участках, там, где ожидался полицейский штурм, слышался голос Хулио Антонио, он стал настоящим лидером осажденного университета. 16 января правительство, опасаясь дальнейшего подъема борьбы, предложило администрации принять требования студентов, на следующий день "оккупация" зданий была снята. Делегация студентов встречается с президентом Кубы Сайясом, палата представителей начинает обсуждение проекта закона об автономии университета.

Мир длился недолго. Ректор подает в отставку. Новым ректором назначили Хосе Антолина дель Куэто. Студенты немедленно потребовали его отставки, работа университета была прекращена, студенты объявляют университет независимым, а своего лидера Хулио Антонио Мелья - ректором!

Правительство идет на уступки, оно предлагает создать совместную ассамблею преподавателей и студентов, которая должна будет руководить реформой. Учебный год заканчивается, Мелья предлагает в октябре 1923 г. созвать первый конгресс студентов Кубы. К тому времени, он, благодаря своей смелости, отзывчивости, лидерским качествам, становится непререкаемым студенческим вождем.

Все кроме протеста

На фоне развития борьбы за реформу образования происходит одно важное для развития студенческого движения событие. Правительство США в обмен на уступки в виде угольных гаваней и морских портов "подарило" Кубе остров Пинос. Проблема состояла в том, что, не смотря на юридическую и дипломатическую казуистику, остров Пинос и так принадлежал... Кубе.

Кубинцы отчасти уже привыкли к плевкам, которые они получали от могущественного северного соседа, дело в том, что президент Сайяс решил провести "народную" манифестацию в знак "благодарности кубинского народа Соединенным Штатам". Этого молодежь потерпеть не могла. Возникает стихийный митинг, на нем принимается воззвание, в котором осуждалась политика США по отношению к Кубе, а также по отношению к оккупированным Пуэрто-Рико и к Филиппинам, к Мексике и Панаме, часть территорий которых была захвачена США; к Чили и Перу, которые были втянуты в кровопролитную войну не без участия США. Уличное движение набирает обороты, несмотря на действия полиции.

Во время одного из митингов Мелья был жестоко избит, ему оказали медицинскую помощь. На следующий день, перевязанный бинтами, он дал интервью нескольким газетам, где говорил: "Народ Кубы, видимо, понял вчера утром смысл нашей социальной системы, которая стремится обращаться с гражданами как с рабами или рабочим скотом. Правительства позволяют народу все, кроме протеста".

Студенческая революция

Летом 1923 г. началась работа по подготовке Первого Национального конгресса студентов Кубы. На конгрессе присутствовало 128 делегатов от 53 учебных заведений, на открытии председательствовал Хулио Антонио Мелья. В условиях жаркой дискуссии принимались новые и новые постановления, которые обращали внимание не только на состояние образования в стране, но и критиковали существующие порядки. В одной из последних резолюций конгресс призвал правительство признать "Социалистическую республику Соединенных штатов России". Из этого документа видно, как мало еще знали кубинские студенты о судьбе далекой России, но принятие резолюции стало настоящей бомбой, взорвавшей общественное мнение.

Чтобы сорвать Конгресс, президент государства издал декрет, запрещающий публичный собрания, но студенты создали юридическую комиссию, признавшую декрет неконституционным и продолжили работу. Были приняты специальные резолюции, осуждающие доктрину Монро, "поправки Платта", "существующий на Кубе социальный строй и международный капитализм". Однако самой большой победой студенческого конгресса стало осознание необходимости объединения молодежного и рабочего движения страны. Было решено создать Народный университет имени Хосе Марти. Созданный по инициативе Мельи, этот университет был призван стать центром обучения и воспитания рабочих. Помещения для занятий в вечернее время должен был предоставить Гаванский университет. Одному из новых лидеров молодежного и рабочего движения страны, студенту второго курса Хулио Антонио Мелья не исполнилось в то время и двадцати лет.

Продолжение читайте в следующем номере.


-3

-2

-1

0

1

2

3
Пишите нам Версия для печати На главную