Комментарии
88. Курчи - солдат личной гвардии шаха.
89. Мухаммад-Казим не указывает месяца. Махди-хан говорит, что Надир выступил в Дели в четверг 1 зу-л-хиджжа 1151 г. х., т. е. 12 марта 1739 г. (Махди-хан, стр. 203).
90. Садры при Сефевидах возглавляли шиитское духовенство Ирана, но при Надире они потеряли свое значение. Здесь под садрами Мухаммад Казим подразумевает, очевидно, вообще гражданских и духовных сановников.
91. Надим - приближенный; это были доверенные лица в свите шаха, нечто вроде адъютантов.
92. Ишик-акаси - начальник дворцовых слуг, церемониймейстер. В эпоху Надира это было также придворное звание.
93. Племени курканов не существовало. Курканами назывались зятья Чингиз-хана и чингизидов и их потомки; Надир это, конечно, знал. В одном из писем Мухаммад-шаху он указывал, что афшары такие же туркмены, как и предки Великих Моголов, но и это неверно, так как Тимур происходил из монгольского племени барлас.
94. Джика - бриллиантовый аграф на короне или головном уборе шахов.
95. “Обладатель твердого решения” (угу ал-'азм) - эпитет Мухаммада и некоторых библейских пророков, таких, как Ной, Авраам, Моисей, Иисус и др.
96. Канун - струнный музыкальный инструмент.
97. В древней Персии считалось, что окуривание дымом от сжигаемых семян растения рута защищает от разных бедствий. В некоторых местах этот обычай сохранился до сих пор, и такие окуривания практикуются, например, при рождении ребенка.
98. Mycmауфа -финансовый чиновник, ведавший расходованием средств и выплатой жалованья войскам и служащим.
99. Даруга - здесь этот термин применен в значении “комендант”, “старшина”.
100. Асаф - мудрый советник легендарного царя Соломона.
101. Для перса как в старину, так и теперь характерно, что он редко клянется своей головой, а большей частью - головой или жизнью собеседника.
102. Стена Александра - по преданию, Александр Македонский воздвиг где-то далеко на востоке стену, чтобы помешать нападениям варварских народов Яджудж и Маджудж (Гог и Магог) (см. Коран, 18,92-93).
103. Хавар - мера веса, менявшаяся в разное время и в разных областях: около 180 кг.
104. Казначействами (хазана) называли всякие хранилища государственных ценностей: денег, драгоценностей, дорогого оружия, парадной одежды и т. п.
105. Джеханабадские ашрафи -
ашрафи называли вообще золотую монету;
здесь, таким образом, имеются в виду индийские
золотые монеты.
106. Курур - 500 тысяч.
107. Кулах-u фаранги - буквально: “европейская шляпа”.Так назывались в Иране круглые павильоны.
108. Кух-и нур - “Гора света”, знаменитый алмаз весом в 186 каратов.
109. Мискаль - арабская мера веса; при Надире был равен примерно 4,5 г.
110. Дарйа-и нур (“Море света”) был алмаз, а 'Айн ал-хур (“Глаз гурии”)- рубин.
111. Джавахири - вообще ювелир; здесь - заведующий шахскими драгоценностями.
112. Зар' - мера длины, равная 107 см.
113. Ходжа - в эпоху Надира так
называли преимущественно дворцовых
евнухов. В данном случае это был евнух
Мухаммад-шаха.
114. Золотая танга - обычно танга - серебряная монета.
115. Шаддад, царь мифического народа Ад, построил город Ирам с роскошными садами, которые поэты уподобляют райским.
116. Мухаммад-Казим здесь имеет в виду частые грабительские нападения на Хорасан туркмен и хивинских и бухарских узбеков.
117. Каба - род кафтана.
118. Кази - судья; здесь войсковой судья.
119. Банг - гашиш, сгущенный сок индийской конопли, обладающий наркотическими свойствами.
120. Ми'йар-баши - по-видимому, начальник пробирной палаты, в которой определяли качество монет.
121. “Счастливый час” в случае таких выдающихся событий, как свадьба представителей царствующих домов, устанавливался придворными астрологами по положению планет.
122. Палас - безворсовый ковер.
123. Мутриб (араб) - буквально “увеселитель”. Так называются в Иране музыканты, певцы и танцоры.
124. Сура Фатиха - первая сура Корана, во многих случаях играющая роль молитвы.
125. Кийа-Насир - Мухаммад-Казим называет его правителем Синда. На самом деле в это время Синдом правил Нур-Мухаммад Худайар-хан. Может быть, наш автор спутал Худайар-хана с Насир-ханом - правителем белуджского княжества, по территории которого прошли войска Надира по пути в Синд. Насир-хан без сопротивления подчинился Надиру.
126. Палан - вьючное седло для лошади или осла.
127. Хума - мифическая птица, тень от которой якобы приносит счастье.
128. Дай - по древнеперсидскому солнечному календарю самый холодный зимний месяц: с 21 декабря по 20 января.
129. Худаабад - название вымышленное; столицей Синда в это время был город Хайдерабад.
130. Пир - здесь духовный глава племени или секты.
131. Здесь как участники походов, по рассказам которых Мухаммад-Казим писал свою книгу, так и сам автор обнаруживают незнание географии. Монголов, калмыков и казахов в Синде и Белуджистане не было.
132. Надир двигался из Дели в Синд по маршруту Карнал - Пешавер - Кабул - Дера Исмаил-хан - Дера-Гази-хан - Ларкана - Шахдадпур - Умаркот. Сообщение о движении из Шикарпура в Кабул - ошибочно. Обоз и палатки войска были оставлены в Ларкана.
133. Мухаммад-Казим по незнанию отделил слово “Дера-” в названиях населенных пунктов Дера-Исмаил-хан и Дера-Гази-хан, и вместо двух пунктов получилось три: Дера, “крепость Исма'ил-хана” и “крепость Гази-хана”. Возможно, Мухаммад-Казим имел в виду под словом Дера всю область Дераджат. но и это неправильно, так как Дера-Исмаил-хан и Дера-Гази-хан находятся в Дераджате, и Надир не мог захватить эти крепости “до прибытия в Дера”.
134. Племя суккури - Мухаммад-Казим называет так, по-видимому, жителей района вокруг города Суккур на Инде.