1. Автор употребляет здесь термин «кул» (раб), имея в виду категорию «государевых слуг» (капыкулу), набиравшихся либо из рабов, либо посредством «кровного налога» из христианского населения империи и после соответствующего обучения в дворцовых школах назначавшихся на различные государственные посты.
2. По одной из версий, Карабаш пытался оспаривать у шерифа доходы от должности кадия Мекки, которые до того времени присваивались шерифом.
3. Речь идет о попытках властей следить за соблюдением закона, запрещавшего янычарам употребление спиртных напитков.
4. Более правдоподобен рассказ в другой редакции, по которому боcтанджи-баши, будучи соперником аги янычар, стремился подорвать авторитет Юсуф-аги в глазах султана. С этой целью он и водил Османа по злачным местам города, где часто бывали янычары.
5. Автор имеет в виду придворных, находившихся в непосредственном уcлужения у султана в его внутренних покоях.
6. По другой версии, Дилавер-паша и Эсад-эфенди отговорили султана от его плана лично возглавить экспедицию против непокорного эмира Ливана Фахруддина, и тогда появилась идея о паломничестве султана.
7. Речь идет об Омер-эфенди.
8. В тексте говорится о таможне, находившейся около Адрианопольских ворот.
9. Речь идет о главных воротах Топкапы. От них и пошло европейское название османского правительства — Высокая Порта.
10. Шестым в списке значился секбан-баши Насух-ага, ниже в тексте он ошибочно назван Салих-агой.
11. Во время описываемых событий Ахмед-паша занимал пост хранителя султанской печати.
12. В одной из версий сообщалось, что султан Осман II приказал упразднить не только коруджу, но и отураков.
13. Автор имеет в виду Орта капы или Баб-юс селям (Врата приветствий, или Врата мира), открывавшие проход во второй двор султанского дворцового комплекса, где находилось, в частности, Диванхане — помещение для заседаний султанского дивана, известное также как купольная палата.
14. Часть восставших через ворота Баб-юс саадет (Врата счастья), где находился тронный зал (иначе — зал прошений), проникла во внутренние покои дворцового комплекса, охранявшиеся евнухами.
15. Речь идет об особой категории балтаджи — зюлюфлю, привилегированной части султанской стражи, состоявшей на денежном довольствии.
16. Согласно другим источникам, Кафзаде Фаизи-эфенди умер от страха, поскольку восставшие, угрожая оружием, требовали от улемов фетвы, одобрявшей возведение на престол Мустафы I.
17. Автор имеет в виду традиционный подарок янычарам («коюн акчеси» — «бараньи деньги») по случаю назначения великого везира.
18. В тексте ошибка: пятница приходится на 9 реджеба (20 мая 1622 г.).
19. Видимо, ошибка: бостанджи-баши с начала 1622 г. был Хаджи Махмуд-ага.
20. Султану предлагалось укрыться у янычар, которые пользовались правом убежища (экстерриториальности).
21. Причиной нападения на жилища Мурада Чауша и Хаджи Субаши был произвол, чинимый ими при взимании оборов и пошлин. По одной из версий, Хаджи Субаши был повешен перед своим домом.
22. Муслу Алтунджу-оглу был янычаром 65-й роты. Позже за участие в убийстве Османа II все подразделение было объявлено вне закона.
23. Речь идет о серии антиправительственных выступлений в конце XVI — начале XVII в., получивших общее название «джелялийской смуты». Наиболее крупными из них были восстания Кара Языджи — Дели Хасана (1599 — 1603), Календероглу (1603 — 1608), Джанбулата (1605 — 1607).
24. Видимо, ошибка переписчика: в других редакциях хроники речь идет о Дервиш-are, султанском паже (ичоглане), сделавшем быструю карьеру. После прихода к власти Мустафы I он назначается вначале силяхдаром (оруженосцем султана), затем агой янычар.
25. «Планетами несчастья» считались Марс и Сатурн.26. Хаммер читал его имя как Календер-Огри.
27. Здесь говорится о втором из девяти сыновей Ахмеда I, младшем брате Османа II, казненном по приказу последнего 12 января 1621 г.
28. Запрещение проходить через Бедестан и ряды шорников (сарачхане) можно объяснить тем, что подобный маршрут был обычным для янычар, поднимавшихся на мятеж. С другой стороны, богатые торговцы Бедестана и шорники наверняка рассматривали этот запрет как свою привилегию, и потому его нарушение должно было вызвать у них негативную реакцию.
29. Впервые Мустафа I был провозглашен султаном после смерти Ахмеда I 23 ноября 1617 г., но уже 26 февраля 1618 г. его сместили из-за умственной неполноценности. Это обстоятельство было использовано в качестве причины и при вторичном низложении, в 1623 г.
30. В османских хрониках отмечено, что из-за сильных и продолжительных холодов 24 января 1621 г. замерз залив Золотой Рог, а 9 февраля и Босфор — от Ускюдара до старого Стамбула.
31. Речь идет о «джюлюс бакшиши» («подарке к восшествию на престол»), ставшем к тому времени своеобразной данью султанов янычарам. Розданный 22 мая 1622 г. «бакшиш» равнялся 1,5 млн. золотых дукатов.
32. Дауд-пашу обвинили в попытке убить сыновей Ахмеда I с помощью главы белых евнухов, о чем рассказывалось выше.
33. Поводом для отставки Мере Хусейн-лаши стал его приказ от 7 августа 1622 г. о смещении и отправке в ссылку аги янычар Дервиш-аги.
34. Гюрджю Мехмед-паша был назначен великим везиром 21 сентября 1622 г.
35. Известие о низложении и убийстве Османа II послужило сигналом к целому ряду выступлений провинциальных пашей, сопровождавшихся расправами над местными янычарами. Наиболее крупным был мятеж губернатора Эрзурума Абаза Мехмед-паши; сообщение об этом событии дошло до столицы в конце ноября 1622 г.
36. Феридун-эфенди, или Челеби Феридун, был одним из составителей списка требований восставших, поэтому историки предполагают, что Дауд-паша был одним из тайных подстрекателей мятежа против Османа II и инициатором возведения на престол Мустафы, с которым он был связан родственными узами.
37. Речь идет о Фонтане палача — Джеллат чешми, расположенном в первом дворе Топкапы. Около него нередко проводились казни, после которых палач омывал в фонтане свой меч.
38. Речь идет о главном султанском палаче Сулеймане Уста, который в ходе последующих допросов признал факт подкупа.
39. Местонахождение дворца установить не удалось.
40. Описываемые события произошли 5 февраля 1623 г.
41. Современники единодушно отмечают резкое обострение отношений великого везира и стамбульских улемов. Последние вменяли ему в вину телесное наказание одного из кадиев, открытый грабеж и богохульство во время пребывания на посту вали Египта.
42. Автор говорит, по-видимому, о великом везире Мере Хусейн-паше и о его сторонниках из числа придворных, намекая на их христианское происхождение.
43. Данное событие произошло 30 августа 1623 г.
44. По традиции, шедшей от первых преемников Мухаммеда, считалось, что правители мусульманского мира, халифы, должны совмещать функций светского руководителя (эмир-аль муминин) и духовного наставника (имама). Стремясь найти предлог для низложения Мустафы I, османские улемы приравняли турецкого султана к халифу, хотя известно, что вплоть до конца XVIII в. правители Османской империи не претендовали на роль главы мусульманского мира.
45. Судя по другим версиям хроники Туги, в этом эпизоде вспоминается, как Дауд-паша, пытаясь оправдаться перед обвиняющими его в убийстве Османа II, утверждал, что имел на то указ, якобы полученный от Мустафы. При расследовании выяснилось, что паше была послана записка о рабыне Санэвбер.
46. Мустафа I был низложен 10 сентября 1623 г. Он прожил в заточении еще 15 лет и умер в 1639 г.
47. Далее в тексте повторяется только что описанный эпизод.
48. Видимо, этим заканчивается хроника Туги, а последующий отрывок включен в его текст переписчиками.