1 Об этом судье (ум. в 210/825-26 или 211/826-27 г.) см. также: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 138, № 471; 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 1 с. 495, 505, 538—539; т. 2, с. 27—28. Ал-Хушани сообщает, что он дважды занимал должность судьи (см. с. 75).
2 Шакунда (арабизированное название латинского топонима Secunda) — некогда маленький, окруженный валом город римской постройки, находился против Кордовы, на левом берегу Гвадалквивира. При мусульманах Шакунда превратилась в южное предместье Кордовы. Шакунда, или ар-Рабад, как еще называли это южное кордовское предместье, находилась в непосредственной близости от соборной мечети и эмирского дворца. Ее население составлял» мелкие торговцы, ремесленники; там же жили первые ученики мединца Малика б. Анаса, факихи, чиновники. Здесь дважды, в 190/806 и 202/818 гг., вспыхивали мятежи, которые (особенно последний) едва не стоили ал-Хакаму I трона. См.: Levi-Provencal. Shakunda.
3 Абу-л-Касим Асбаг б. Халил (ум. в 273/886-87 г.), влиятельный кордовский законовед, ревностный приверженец мазхаба Малика б. Анаса. Учился а ал-Андалусе и за его пределами. На протяжении 50 лет консультировал судей по вопросам права. Подчеркнуто избегал занятий хадисами и порочил приверженцев сунны. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 70—72, № 245; Моnes. Hommes de religion, с. 60, 63.
4 Кумис, т. е. граф (от лат. comes),— титул ответственного за подушную подать (джизйа) главы христианской общины. Иногда его именовали также латинскими титулами defensor или protector. Избирался из среды самих христиан ими самими и назначался центральным правительством Кордовы. Христиане каждого провинциального округа (кура) были организованы в общины со своим кумисом во главе. Кумиса Раби' в «Книге о судьях» ал-Хушани следует отождествить с Раби', сыном Теодульфа, который ведал при эмире ал-Хакаме I сбором податей с христиан и командовал гвардией наемников эмира. См.: Levi-Provencal. Hist. Esp. Mus., t. I, c. 164, 166; t. 3, c. 32, 73, 218, 219.
5 'Абд ал-Малик б. 'Абд ал-Вахид б. Мугис (был жив в 187/803 г.), внук Мугиса ар-Руми (см. примеч. 64 к рассказу № 9). Военачальник в правление эмиров Хишама I и ал-Хакама I. Возглавил ряд летних кампаний (араб, са'ифа, откуда происходит испанское aceifa) на северо-западе Пиренейского полуострова, в Астурии (районы Алавы и Старой Кастилии). События, о которых повествуется в «Книге о судьях» ал-Хушани, относятся к лету 177/793 г. 'Абд ал-Малик Ибн Мугис осадил Жерону, но не смог ее захватить. Затем он продвинулся, не встречая особого сопротивления, до Нарбонна, сжег и разграбил его пригороды, не взяв цитадели. Экспедиция носила характер набега. С богатой добычей и пленниками мусульмане возвратились в Кордову См.: Levi-Provencal. Hist. Esp. Mus., t. 1, с. 143, 144, 145, 155, 175.
[№ 11]
6 Об этом судье (ум. в 213/828-29 г.) см. также: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 284, № 1028; ал-Хумайди. Джазва, с. 309, № 762; ад-Дабби. Бугйа, с. 430—431, № 1291; 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 2, с. 50—51; Ибн Са ид. Ал-Мугриб, 1, с. 146; ан-Нубахи. Ал-Маркаба, с. 53—54; Levi-Provencal Hist. Esp. Mus., t. 1, с. 144.
7 Войсковой округ (джунд) Палестины вместе с остальными пятью войсковыми округами (Дамаска, Иордана, Химса, Египта, Киннасрина) прибыл в ал-Андалус под командой Балджа б. Бишра в 123/741 г. Наместник ал-Андалуса Абу-л-Хаттар Хусам б. Дирар ал-Калби расселил их в 125/743 г. по Средиземноморскому побережью. Джунд Палестины обосновался в провинциальном округе Шазуна (Медина-Сидония) и в Альхесирасе. О событиях, связанных с прибытием шести джундов в ал-Андалус, см. примеч. 74 к рассказу № 4 и примеч. 2, 3 к рассказу № 5.
8 Шазуна (Медина-Сидония) — небольшой город, административный центр одноименного провинциального округа (кура) на юге Испании. В этом районе Тарик б. Зийад нанес поражение Родерику (28 рамадана 92/19.VII 711 г.). См.: Levi-Provencal. La peninsule iberique, с. 100—101 (Франц пео с. 123—124).
9 Как указывают источники, ал-Фарадж б. Кинана занимал должность судьи в 198/814—200/816 гг. (см.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 284, № 1028; 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 2, с. 51). Между тем ал-Хушани и те же источники сообщают, что он был судьей в Кордове как раз в дни мятежа в южном предместье столицы ар-Рабад (рамадан 202/март 818 г.). В связи с этим возникает сомнение, действительно ли его судейство завершилось в 500/816 г.
10 Речь идет о событиях, связанных с последним, самым значительным восстанием в ар-Рабаде (см. примеч. 2 к рассказу № 10). Восстание было вызвано деспотическим характером правления ал-Хакама I, произволом наемников эмира, его неумеренностью в налоговой политике. Неприязнь со стороны простого народа ('амма) к Омейяду все время подогревалась факихами, которых он третировал и не допускал к участию в государственных делах. Убийство наемником одного из жителей предместья послужило сигналом к выступлению (13 рамадана 202/25 марта 818 г.). Толпы, вооруженные пиками, ножами, топорами, прорвались по мосту к дворцу и пытались взломать его ворота. Правительственным войскам с большим трудом удалось подавить выступление, а эмир ал-Хакам I чудом уцелел. После массовой резни и грабежей, учиненных по его приказу в кварталах ар-Рабада и продолжавшихся три дня, 300 зачинщиков (из тех, кто пережил побоище) было казнено. Остальные обитатели предместья должны были незамедлительно покинуть Кордову. Все постройки ар-Рабада по приказу ал-Хакама I были разрушены, восстанавливать их запрещалось под страхом смерти; землю распахали и засеяли. Около 20 тыс. человек, вынужденные покинуть свои дома, нашли прибежище в Толедо и за пределами ал-Андалуса [Северная Африка (территория совр. Марокко), Александрия, о-в Крит]. Эмир ал-Хакам I, жестоко расправившийся с жителями ар-Рабада, получил в этой связи нисбу ар-Рабади. См. обо всех перипетиях восстания: Levi-Provencal. Hist. Esp. Mus., t. 1, с. 160—173; Mones. Hommes de religion, c. 54—56.
11 Мухаммед б. Хафс (годы жизни неизвестны). Он ученик традиционалиста Баки б. Махлада (201/817—276/889) и учитель традиционалиста Ахмада б. Са'ида ал-Мунтаджили (284/897—350/961), из чего явствует, что Мухам-мад б. Хафс жил приблизительно во второй половине IX — начале X в. См.: Бойко. Литература в Испании, с. 43.
12 Цитируется отрывок из какого-то анонимного исторического сочинения, составление которого относится к первой половине IX в. См.: Бойко. Литература в Испании, с. 42—43.
13 Ал-Гарб или Гарб ал-Андалус (Алгарви) — провинция на юго-западе ал-Андалуса (юг современной Португалии). См.: Huici Miranda. Gharb al-Andalus.
14 'Абд ал-Карим б. 'Абд ал-Вахид б. Мугис (ум. в 210/825 г.), брат 'Абд ал-Малика б. 'Абд ал-Вахида б. Мугиса (см. примеч. 5 к рассказу № 10). Занимал высокие посты в правление эмиров Хишама I, ал-Хакама I и в начале правления 'Абд ар-Рахмана II (военачальник, секретарь, визирь, хаджиб, правитель нескольких провинциальных округов). Не раз возглавлял походы на север Пиренейского полуострова. Здесь рассказывается об экспедиции, предпринятой весной 179/795 г., когда мусульмане захватили Асторгу и направились оттуда навстречу войскам короля Астурии Альфонса II. Потерпев поражение, Альфонс II бежал на север. 'Абд ал-Карим организовал его преследование с помощью своего заместителя ал-Фараджа б. Кинаны. См.: Ибн ал-Аббар. Ал-Хулла, т. 1, с. 135—136; Levi-Provencal. Hist. Esp. Mus., t. 1,с. 144.
15 Джилликийа (Галисия)—историческая область на крайнем северо-западе Пиренейского полуострова. См.: Levi-Provencal. La peninsule iberique,с. 66—67 (франц. пер., с. 83).
16 Астурка или Аштурка (Асторга) — город на востоке исторической области Галисия. Сейчас областной центр провинции Леон (Испания).
17 Ал-Хушани цитирует из анонимного сочинения редкие, даже уникальные рассказы, которые рисуют беспокойную обстановку в начале IX в. в Северной пограничной марке, центром которой была Сарагоса, и не согласуются с тем, что известно из других источников. Иная версия событий такова: правителем Сарагосы с 186/802 г. стал муваллад из Уэски 'Амрус б. Йусуф (ум. ок. 196/812 г.), всецело преданный династии. После его смерти эмир доверил на короткое время управление Верхней маркой своему сыну, наследнику престола 'Абд ар-Рахману. Затем пост правителя занял сын 'Амруса — Йусуф, См.: Levi-Provencal. Hist. Esp. Mus., t. 1, с. 156—157.
18 Имеется в виду Северная пограничная марка.
19 Ал-Мугира — сын эмира ал-Хакама I; назначен им (10 зу-л-хиджжа 206/6 мая 822 г.) вторым, после 'Абд ар-Рахмана, наследным принцем.
[№ 12]
20 С очень большой долей вероятности можно полагать, что Катан б. Джаз ат-Тамими не просто был жителем Хаэна (Джаййана), но по месту своей, приписки относился к войсковому соединению (джунду) Киннасрина. Это войсковое соединение расселилось в 125/743 г. на территории провинциального округа Хаэн. См. также примеч. 3 к рассказу № 5.
[№ 13]
21 Об этом судье (назначен на должность в 201/816 г., ум. в 204/819-20 г.) см. также: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 209, № 759; Ибн Са'ид. Ал-Мугриб,. 1, с. 146.
22 См. примеч. 7 к рассказу № 11.
23 Ал-Джазира или ал-Джазира ал-Хадра' (букв, «зеленый остров»). Первоначально — военная база мусульман Тарика б. Зийада, расположенная в бухте на юге Пиренейского полуострова. Позднее на ее месте возник город (Альхесирас). См.: Huici Miranda. Al-Djazira al-Khadra'.
[№ 14]
24 Об этом судье (ум. в 207/822-23 г.) см. также: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 92, № 326; Ибн Са'ид. Ал-Мугриб, 1, с. 146; Ибн ал-Аббар. Ат-Такмила, т. 1, с. 33—34, № 94.
25 Как и его предшественники на посту судьи, ал-Фарадж б. Кинана и 'Убайдаллах б. Муса ал-Гафики, Хамид б. Мухаммад ар-Ру'айни происходил из сирийцев войскового соединения (джунд) Палестины. См. примеч. 7 к рассказу №11.
[№ 15]
26 Об этом судье см. также: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 2, с. 9, № 1428; Ибн Са'ид. Ал-Мугриб, 1, с. 146—147.
27 Мухаммад б. Ахмад б. 'Абд ал-Малик б. Саллам, известен под прозвищем Ибн аз-Заррад (род. в 242/856-57 г., ум. в 304/916, или 305, или 309/922 г.), потомственный маула эмира Хишама I. Кордовский традиционалист, ближайший ученик Мухаммада б. Ваддаха. Учился также за пределами ал-Андалуса. Аскет, выделялся преимущественно как собиратель и знаток рассказов об аскетах и благочестивцах. Долгое время сопровождал Мухаммада б. Ваддаха, хорошо знал его жизнь, переписал все его сочинения. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 366, № 1163.
[№ 16]
28 Об этом судье (в первый раз занял должность в 209/824 г., уволен в-конце 209/начале 825 г., занимал должность дважды; ум. в 226/840-41 г.) см. также: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 2, с. 44, № 1553; Ибн Хаййан. Ал-Муктабас,, с. 190—193; ал-Хумайди. Джазва, с. 356, № 904; Ибн Хазм. Джамхарат ансаб, с. 406; 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 1, с. 540; т. 2, с. 51—55; Ибн Са'ид. Ал-Мугриб, 1, с. 147—148; ан-Нубахи. Ал-Маркаба, с. 44—45, 142, 157.
29 Ашхаб б. 'Абд ал-'Азиз ал-Кайси (145/762—204/819), египетский традиционалист и законовед, ученик Малика б. Анаса, ал-Лайса б. Са'да, 'Аб-даллаха б. Вахба и др. После смерти в 191/806 г. 'Абд ар-Рахмана б. ал-Ка-сима возглавил в Египте маликитский мазхаб. См.: Sezgin. Geschichte, «. 466—467.
30 'Усман б. 'Абд ар-Рахман б. 'Абд ал-Хамид б. Аби Зайд (ум. в 325/936-37 г.), потомственный маула Му'авийи б. Аби Суфйана, кордовец, правовед, советник по делам судебных постановлений, ученик Мухаммада б. Ваддаха, Аслама б. 'Абд ал-'Азиза и др. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 251, № 895.
31 Абу 'Усман Са'ид б. Хассан ас-Са'иг (ум. в 236/850-51 г.), кордовец, потомственный маула эмира ал-Хакама I. С 177/793-94 по 204/819-20 г. учился за пределами ал-Андалуса. Правовед, знаток «казусов» (маса'ил), советник ло вопросам права, придерживался воззрений своего египетского учителя Аш-хаба б. 'Абд ал-'Азиза. По образу жизни аскет. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 137—138, № 470; 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 2, с. 21—22.
32 Харис б. Аби Са'д (ум. в 321/933 г.), потомственный маула эмира 'Абд ар-Рахмана 1. Учился в ал-Андалусе и за его пределами. Основатель рода Харис (бану Харис), члены которого занимали важные государственные посты. Сам он занимал (впервые в ал-Андалусе) пост вали-ш-шурта-с-сугра. Был советником по вопросам права в конце правления эмира ал-Хакама I и при эмире 'Абд ар-Рахмане II. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 92, № 324.
33 Асбаг б. ал-Фарадж (род. ок. 150/767 г., ум. в 225/840 г.), потомственный маула правителя Египта 'Абд ал-'Азиза б. Марвана, египетский маликитский законовед, секретарь 'Абдаллаха б. Вахба. Среди его учеников известны андалусцы Мухаммад б. Ваддах и Са'ид б. Хассан. См.: 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 2, с. 561—565.
34 Абу Са'ид 'Усман б. Са'ид б. Кулайб ал-Илбири (ум. в 340/951-52 или 341 г. х.), житель Эльвиры. Известен как сторонник рационального подхода в решении правовых вопросов, руководил на молитве во время пятничных богослужений в Эльвире, по образу жизни аскет (данное обстоятельство отразилось в его прозвище—аз-Захид). См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 252, № 898.
35 В оригинале — сутра. Основное значение термина: «покрывало, завеса; защита, охрана, покровительство; убежище». Лицо, совершающее молитву, помещает перед собой предмет, который, согласно мусульманским установлениям, создает для него воображаемое ограниченное пространство и охраняет от действия демонических сил, а также от толпы, которая может его потревожить и помешать проявлению его религиозного рвения. Об описании предметов, употребляемых в виде сутры, см.: Wensinck. Sutra.
[№ 17]
36 Об этом судье (ум. в 213/828-29 г.) см. также: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 80, № 277; 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 2, с. 24, 53; Ибн Саг ад. Ал-Мугриб, 1, с. 148.
37 Как и многие его предшественники на посту судьи, ал-Асвар б. 'Укба ан-Насри относился по месту своей приписки к войсковому соединению (джун-'ду) Киннасрина.
38 Асбаг б. 'Иса б. ас-Саффар, был известен под прозвищем аш-Шаккак (ум. в 340/951 г.), кордовский традиционалист, ученик Мухаммада б. Ваддаха. •См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 73, № 251.
39 Буквальный перевод: «Как твое здоровье, отец 'Акабы?» В шутке Му-гхаммада б. 'Исы ал-А< ша заключен намек на ' Акабу — горное ущелье между Меккой и Мина. Там дважды, в 621 и 622 гг., состоялись тайные встреча Мухаммада с йасрибцами, будущими ансарами, которые присягнули ему на верность (так называемые «первая 'Акаба» и «вторая 'Акаба»).
[№ 18]
40 Илбира — арабская транскрипция названия основанного римлянами города Iliberris (Эльвира). В 125/743 г. в Илбире расположился джунд Дамаска. Административный центр одноименного провинциального округа северо-западнее Гранады. В 401/1010 г. город был разграблен и сожжен берберами. См.: Seybold. Elvira; Hopkins. Ilbira.
41 В оригинале — 'афс. О значении термина см., например: Freytag. Lexicon Arabico-Latinum, с. 185; Lane's Arabic-English Lexicon, pt 5, c. 2091. Галлы (или, как их еще называют, чернильные орешки) представляют собой наросты на ветвях и черешках дуба, образующиеся вследствие отложения яиц. орехотворкой. Использовались для приготовления чернил, дубления кож, крашения шерсти. По утверждению ал-Бируни, эта пословица встречается уже у Феофраста (370—285 до н. э.) (ал-Бируни. Фармакогнозия, с. 293, № 175; с. 642, № 716). В дошедшем до нас труде Феофраста, посвященном растениям, она отсутствует, хотя автор поместил там описания некоторых видов дуба и образующихся на его ветвях галлов (Феофраст. Растения, с. 16, 83, 88, 91). Пословица отражает древние ботанические представления жителей стран средиземноморского бассейна, на территории которых произрастал и культивировался дуб (некоторые образования на деревьях, в том числе и галлы на дубе, считались плодами, а не наростами). Изречение о галлах и о желудях было актуальным и для мусульманской Испании, где часто встречались дубовые леса.
[№ 19]
42 Об этом судье — Омейяде, потомке халифа ал-Валида, см. также: Ибн ал-Кутийа. Та'рих ифтитах, с. 58—59 (исп. пер., с. 47); Ибн Хазм. Джамхарат ансаб, с. 82; Ибн Хаййан. Ал-Муктабас, с. 194 — 198; 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 2, с. 20, 38—39; Ибн Са'ид. Ал-Мугриб, 1, с. 148—149.
43 Фарадж б. Салама б. Зухайр ал-Балави (288/901—345/956-57), родился в Кордове, предки его были из Бежи. Учился в ал-Андалусе и в Северной Африке. Законовед, нотариус, советник по вопросам права; занимал должность судьи в провинциальном округе Раййо и в Гвадалахаре, где также руководил на молитве. Автор сочинения о документах. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 285, № 1033; 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 2, с. 423—424.
44 Фурн Биррил — один из кварталов в восточном предместье Кордовы. См.: Levi-Provencal. Hist. Esp. Mus., t. 3, с. 373; Garcia Gomez. Topografia cordobesa, c. 353.
45 Баб ас-Сауму'а («Минаретские ворота») — ворота соборной кордовской мечети. Сам минарет был выстроен по приказу второго омейядского эмира — Хишама I. См.: Seybold — [Осапа Jimenez]. Kurtuba. Оксфордская рукопись сохранила в огласовке диалектальное испано-арабское произношение слова саума'а («минарет») — сауму'а. См.: Dozy. Supplement, t. 1, с. 845.
46 Ас-Сувайка — букв, «маленький рынок, небольшая рыночная площадь». Место не локализовано. В Кордове источники фиксируют для омейядского периода по крайней мере три таких маленьких рынка: Сувайкат ал-Кумис, Сувайкат Ибн Нусайр, Сувайкат Ибн Аби Суфйан. Слово сувайка, как и слово сук (zoco, azogue, azoque), перешло в кастильский язык с тем же значением (assuica, zueyca, azzueyca, azuequa, aueyca, acueyca) и отразилось в валенсийском топониме Sueca. См.: Torres Balbas. Plazas, zocos y tiendas, с 450—451 472—476; Levi-Provencal. Hist. Esp. Mus., t. 3, c. 218, 383.
47 Как явствует из текста, эмиру 'Абд ар-Рахману донесли о существовании заговора с целью его свержения. Инициаторами заговора были якобы Йахйа б. Йахйа и главный судья Ибрахим б. ал-'Аббас ал-Марвани, потомок омейядского халифа ал-Валида б. 'Абд ал-Малика, которого собирались возвести на престол. 'Абд ал-Малик б. Хабиб рассеял подозрения эмира относительно существования заговора. См.: Макки. Ат-Та'ликат, с. 305.
48 В оригинале — вилайат ал-хизана. Термин ал-хизана (или хизанат ал-мал) обозначает для мусульманской Испании омейядского времени государственную казну, источником которой служили различные налоги. Она находилась в особо охраняемых помещениях эмирского дворца. Институт ал-хизана появился в ал-Андалусе в правление эмира ал-Хакама I. Во главе ее стояли один или несколько чиновников довольно высокого ранга в системе административной иерархии. Обычно это были представители кордовской аристократии, которые носили титул хазин (или хазин ал-мал); иногда на этот пост назначались лица из мосарабов и иудеев. Не следует путать этот институт с другим местным институтом — байт ал-мал (о нем см. примеч. 9 к рассказу № 27). См.: Levi-Provencal. Hist. Esp. Mus., t. 3, с. 30—35.
[№ 20]
49 Об этом судье см. также: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 2, с. 72, № 1644; Ибн ал-Аббар. Ат-Такмила, т. 1, с. 404, № 1164; Ибн Са'ид. Ал-Мугриб, 1, с. 149—150; Макки. Ат-Та'ликат, с. 307.
50 Са'д б. Му'аз аш-Ша'бани (ум. в 308/920 г.), кордовский законовед родом из Хаэна (Джаййана). Учился в ал-Андалусе и за его пределами. В Египте учился, в частности, у Мухаммада б. 'Абдаллаха б. 'Абд ал-Хакама и у его брата Са'да. Знаток «казусов» (маса'ил), советник по правовым вопросам. Преподавал в кордовской соборной мечети. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 153, № 535; Ибн Хаййан. Ал-Муктабис (Антунья),с. 7—8.
51 Кал'ат ал-Аш'ас — топоним не локализован. По данным Ибн Хаййана, укрепление Кал'ат ал-Аш'ас находилось на территории провинциального округа Хаэн [Ибн Хаййан. Ал-Муктабис (Антунья), с. 115]. Ибн ал-Фаради, у которого этот топоним встречается дважды, относит его в одном случае к провинциальному округу Эльвира (Илбира), в другом — к провинциальному округу Хаэн (Джаййан) (Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 194, № 714; с. 351, ЛМ° 1242; см. также: Макки. Ат-Та'ликат, с. 308).
52 Йахйа б. ал-Хакам ал-Бакри ал-Джаййани, известен под прозвищем ал-Газал (род. ок. 156/773 г., ум. ок. 250/864 г.), сановник и дипломат при дворе эмира 'Абд ар-Рахмана II. Автор сатирических и любовных стихотворений, сочинил стихотворную историю (урджузу) о завоевании ал-Андалуса. См.: Ихсан 'Аббас. Ал-Адаб ал-андалуси, с. 106, 157—169.
53 'Абдаллах б. аш-Шамир, поэт и астролог при дворе эмира 'Абд ар-Рахмана II. См.: Teres. Ibn al-Samir, poeta-astrologo.
54 Йунус б. Матта — библейский Иона, пророк, почитаемый в исламе. См.: Heller. Yunus b. Mattai.
55 Ал-Масих б. Марйам или 'Иса б. Марйам — Иисус Христос.
56 Смысл слов эмира 'Абд ар-Рахмана II проясняет другой рассказ о судье Йухамире, который приводит Ибн Хаййан. Согласно ему, Йахйа б. Йахйа ал-Лайси безраздельно подчинил своему влиянию кордовских факихов, я это обстоятельство серьезно тревожило эмира. Во время личной беседы с Йухамиром о назначении его на пост судьи 'Абд ар-Рахман призвал его остерегаться Йахии б. Йахйи и его приверженцев, назвав их «цепями зла». Стремление нового судьи избегать общения с ними и действовать независимо вызвало с их стороны решительный протест. Их клевета и интриги привели к увольнению его с поста судьи. См.: Ибн Хаййан. Ал-Муктабас, с. 202. Другую версию VBO.№Hem« Йухамира см. там же, с. 203.
[№ 21]
57 Об этом судье (ум. в 231/845-46 г.) см. также: Ибн Хаййан. Ал-Мукта-бас, с. 203—204; Ибн ал-Аббар. Ат-Такмила (Аларкон и Паленсия), с. 190— 191, № 2264; Ибн Са'ид. Ал-Мугриб, 1, с. 150; Макки. Ат-Та'ликат, с. 309—311,
58 Кабра (Igabrum римлян) — небольшой город на расстоянии ок. 70 км. к юго-востоку от Кордовы. При наместнике Абу-л-Хаттаре ал-Калби (125— 127/743—745) был заселен иракским джундом из Васита. При Омейядах Кабра стала центром относительно небольшого провинциального округа. См.: Arie.. Kabra.
59 Ибн ал-Аббар (в передаче Ибн Хаййана) сообщает, что его имя 'Али б. Аби Бакр ал-Кайси, Абу-л-Хасан, и что он дед некоего Али б. Мухаммеда б. ал-Басо (ал-Басу) (Ибн Хаййан. Ал-Муктабас, с. 203). По утверждению Макки, ал-Басо имеет романскую основу paso или раза. В ал-Андалусе были семьи с родовым именем Ибн ал-Басо (иногда Ибн ал-Башо, Ибн ал-Басо). См.: Макки. Ат-Та'ликат, с. 309—310.
60 Лакаб Йуваниш Макки считает арабской передачей латинского имена Iohannes. См.: Макки. Ат-Та'ликат, с. 310—311.
[№ 22]
61 Об этом судье см. также: Ибн Хаййан. Ал-Муктабас, с. 204—206; Ибк Са'ид. Ал-Мугриб, 1, с. 150; Ибн ал-Аббар. Ат-Такмила, т. 1, с. 404, № 1164; ан-Нубахи. Ал-Маркаба, с. 55; Макки. Ат-Та'ликдт, с. 311.
62 Сравнение управляющего вакфами судьи с медведем среди пчелиных ульев навеяно особенностями фауны Пиренейского полуострова, где, как и в различных странах Европы, эти животные встречались довольно часто. В большом количестве они водились, например, р горах Вади-р-Рамла (Сьерра-де-Гвадаррама), в 62 км к северу от Мадрида. Медведь, срывающий плоды земляничного дерева (El oso у el madrono), стал впоследствии гербом столицы Испании. Среди арабоязычного и романоязычного населения ал-Андалуса существовали поговорки о медведе — опустошителе и разрушителе пчелиных ульев. Вариант одной из них приводит ал-Газал в своем стихотворении. Поговорки о медведе и ульях встречаются в отдельных произведениях староиспанской литературы. См.: Макки. Ат-Та'ликат, с. 311—312 (даны ссылки на литературу).
63 Ибрахим б. Хусайн б. Халвд б. Мартанил (ум. в 249/863 г.), кордовский законовед, автор толкования на Коран. Кроме ал-Андалуса учился в Северной Африке. При эмире Мухаммеде — вали-ш-шурта и главный смотритель рынка в Кордове. Отвергал традиционный подход в решении юридических вопросов, был приверженцем умозрительного метода. В споре между ним и законоведами (по поводу приговора против бану Кутайба) эмир Мухаммад взял сторону последних. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 10—11, № 1; 'Ийад ал-Йах-суби. Ал-Мадарик, т. 2, с. 136—137.
*1 Вар.: там же, т. 2, с. 28.
*2 Вар.: там же, т. 1, с. 538, 543.
*3 Bap.: ан-Нубахи. Ал-Маркаба, с. 53.
*4 Вар.: там же, с. 54.
*5 Смысл не совсем ясен.
*6 Вар.: Ибн Хайпан. Ал-Муктабас, с. 186.
*7 Вар.: там же, с. 190.
*8 833 г.
*9 Вар.: Ибн Хаййан. Ал-Муктабас, с. 190 —191; 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 2, с. 52.
*10 В рукописи не читается, издатель восстанавливает: би-зикриха.
*11 Вар.: 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 2, с. 52.
*12 Вар.: там же, т. 1, с. 540.
*13 Вар.: там же, т. 2, с. 52.
*14 Вар.: 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 2 с. 54 —55; Ибн Хаййан. Ал-Муктабас, с. 191. ,
*15 Вар.: Ибн Хаййан. Ал-Муктабас, с. 193.
*16 Вар.: 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 2, с. 53.
*17 Вар.: 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 2, с. 24; Ибн Хаййан. Ал-Муктабас, с. 193 —194 (без ссылки на ал-Хушани).
*18 Вар.: 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 2, с. 54,
*19 Иными словами: «жизнь переменчива — сегодня одно, завтра другое».
*20 Вар : 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 2, с. 54.
*21 Коран XXVI, 228. лд
*22 Вар.: Ибн Хаййан. Ал-Муктабас, с. 192; 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 2, с. 55.
*23 Вар.: Ибн Хаййан. Ал-Муктабас, с. 194.
*24 Вар.: там же.
*25 829-30 г.
*26 830-31 г.
*27 837-38 г.
*28 848-49 г.
*29 837-38 г.
*30 Вар.: Ибн Хаййан. Ал-Муктабас, с. 195 —196.
*31 Вар.: там же, с. 196 —197.
*32 835 г.
*33 Вар.: Ибн Хаййан. Ал-Муктабас, с. 199 —200.
*34 Вар.: там же, с. 201 — 202.
*35 Вар.: там же, с. 200 — 202.
*36 Вар.: Ибн Хаййан. Ал-Муктабас, с. 204; Ибн ал-Аббар. Ат-Такмила,. т. 1, с. 404, № 1164; ан-Нубахи. Ал-Маркаба, с. 55.
*37 Имеется в виду будущий халиф ал-Хакам II.
*38 Коран LIX, 2.
*39 Вар.: Ибн Хаййан. Ал-Муктабас, с. 204 —205; Ибн ал-Аббар. Ат-Такмила, т. 1, с. 404 — 405, № 1164; ан-Нубахи. Ал-Маркаба, с. 55.
*40 846-47 г.
*41 Вар.: 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 2, с. 137.