Комментарии

1 Об этом судье см. также: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 2, с. 20, № 1456; Ибн ал-Кутийа. Та'рих ифтитах, с. 103 (исп. пер., с. 87); Ибн Са'ид. Ал-Мугриб, I, с. 154; ан-Нубахи. Ал-Маркаба, с. 21.

2 Вали-ш-шурта — об этом институте, который неоднократно упоминается у ал-Хушани, см. примеч. 5 к рассказу № 23.

3 В омейядской Испании существовала связанная с институтом судейства должность хуттат ар-радд. Занимающий ее именовался сахиб ар-радд или сахиб хуттат ар-радд. Функции его для нас недостаточно ясны, ибо источники только называют должность, равно как и лиц, исполнявших ее. Если тяжущийся выражал несогласие с приговором судьи или судья считал себя почему-либо не компетентным в каком-либо деле, его передавали, как сообщает испанский факих Ибн Сахл (ум. в 486/1093 г.), для повторного расследования или пересмотра (отсюда и название должности — радд) этому чиновнику. По предположению Э. Леви-Провансаля, сахиб ар-радд был прямо подчинен в своих действиях омейядскому эмиру. Неизвестно, однако, сам ли он выносил решения или ограничивался тем, что передавал дела эмиру для их окончательного решения. См.: Levi-Provencal. L'Espagne, с. 91; он же. Hist. Esp. Mus.. t. 3, с. 143—145.

4 Шурта в ал-Андалусе в IX в. подразделялась на аш-шурта ал-'улйа («высшая шурта») и аш-шурта ас-сугра ("малая шурта"). Власть первой распространялась на знать (касса) и простой народ ('амма.) Тот, кто управлял аш-шурта ал-'улйа, имел право, в частности, карать за различные злоупотребления высоких должностных лиц, их приближенных или тех, кому они покровительствовали. Аш-шурта ас-сугра имела власть только над простым народом (основная масса мувалладов и зиммиев). Службы аш-шурта ал-'улийа находились на территории дворца Омейядов. На должность управляющего аш-шурта ал-'улйа назначалось, как правило, лицо, достигшее достаточно высокого положения в своей служебной карьере. В 317/929 г. источник фиксирует появление в ал-Андалусе третьей шурты — аш-шурта ал-вуста («средняя шурта»), которая, как предполагает Э. Леви-Провансаль, имела власть над социальными прослойками, занимавшими промежуточное положение между хасса и 'амма (торговцы, ремесленники, мелкие чиновники, служащие) См.: Tyan. L'organisation judiciaire, t. 2, с. 377—378, 380—381; Levi-Provencal. Hist. Esp. Mus., t. 3, c. 155—157.

5 Арафа — название горы (на расстоянии 21 км восточнее Мекки), на которую по каменным ступеням поднимаются паломники в день 9 зу-л-хиджжа, чтобы выслушать проповедь. Так же называется и равнина, простирающаяся к югу от горы, где 9 зу-л-хиджжа паломники разбивают лагерь для совершения предписанных обрядов.

[№ 33]

6 Об этом судье (ум. в 289/902 или 291/903-04 г.) см. также: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1. с. 320, № 1139; Ибн ал-Кутийа. Та'рих ифтитах, с. 103 {исп. пер., с 87—88); 'Ийад ал-Яахсуби. Ал-Мадарик, т. 2, с. 403—404; Ибн Са'ид. Ал-Мугриб. 1. с. 154—155; Tyan. L'organisation judiciaire, t I, с 490.

7 Буррукан — такую огласовку слово имеет в оксфордской рукописи. Обычно— барракан. Барракан — плотная шерстяная материя темно-коричневого цвета. В простой кусок ее (пять-шесть локтей в длину и два в ширину для мужчин; полтора локтя в ширину и четыре-пять локтей в длину для женщин) заворачиваются или набрасывают его на плечи наподобие пледа. Это может быть и плащ, сшитый из материи барракан. См.: Dozy. Vetements, с. 68—71.

8 Микна' или мшена'а — кусок шелковой ткани (иногда шитый по краям золотом и украшенный драгоценными камнями) или узорчатого муслина. Женщины носили его как головной платок и как покрывало для лица. Мужчины также покрывали голову микна'. См.: Dozy. Vetements, с. 375—378.

9 Среди мусульманских правоведов не существовало единого мнения относительно юридического понятия 'одам. По определению ал-Маварди, 'адала как качество адля — правомочного свидетеля — представляет собой состояние морального и религиозного совершенства. Другие правоведы считали, что такое состояние присуще исключительно святым и что 'адала — просто состояние личности, которая не совершает больших грехов и в общем подчиняется нормам мусульманской морали и религии. При отборе свидетелей руководствовались обычно последней концепцией. Велись теоретические споры о том, каким должно являться это состояние — врожденным или приобретенным либо же достаточно, чтобы оно было обеспечено усилием воли. Как правило, на практике допускался свидетельствовать человек, 'адала которого удостоверялась к моменту дачи им показаний, а не к моменту констатации факта. Ее удостоверяли или устанавливали в суде с помощью процедуры тазкийа или та'дал, при которой назначенные судьей специальные лица (муаддил или музакки) исследуют и определяют моральный облик свидетеля. Судья мог принять или отвергнуть свидетеля согласно результату проверки. См.: Tyan. L'organisation judiciaire, t. 1, с. 349—372; он же. 'Adl.

10 Арабская придворная историография рисует эмира 'Абдаллаха набожным, далеким от роскоши. Его изображают знатоком божественного закона, цитирующим Коран. В обстановке массового неповиновения и мятежей в провинциях, когда положение Омейядов становится шатким, он не пренебрегает общественным мнением. Его окружают именитые кордовские факихи, поддержку которых он ощущает. С целью еще выше поднять свой престиж в сложной политической обстановке, он стремится завоевать доверие подвижников и аскетов, привлечь их на свою сторону (см. примеч. 43 к «Главе о жителях Кордовы...»). См. о правление эмира 'Абдаллаха: Levi-Provencal. Hist. Esp. Mus., t. 3, с. 329—396.

[№ 35]

11 По мусульманскому наследственному праву, одной третью своего имущества завещатель может распорядиться по своему усмотрению (завещать в вакф или кому пожелает). Остальные две трети должны быть разделены между его наследниками. См., например: Schacht. Wasiya.

12 Мухаммад б. Умаййа б. 'Иса б. Шухайд, происходил из знатного рода бану Шухайд (о них см. примеч. 6 к рассказу № 27). При эмирах Мухамма-де I и Абдаллахе носил звание визиря и до 293/905-06 г. был сахиб ал-ма-дина. В рассказе № 27 упоминается его отец сахиб ал-мадина Умаййа б 'Иса (правление эмира Мухаммеда). См.: Ибн ал-Кутийа. Та'рих ифтитах с 98 (исп. пер., с. 83); Ибн Хаййан. Ал-Муктабис (Антунья), с. 6, 142.

[№36]

13 Об этом судье (ум. в 312/924-25 г.) см. также: Ибн ал-Кутийа. Та'рих ифтитах, с. 103 (исп. пер., с. 88): Ибн ал-фаради Тарих, т.1, стр. 29, № 81; Ибн Са'ид. Ал-Мугриб, ], с. 155; Зикр билад ал-Андалус, с. 153 (исп. пер., с. 163); Туan. L'organisation judiciaire, t. 1, с. 348, 441.

14 Вероятно, в доме визирей, расположенном на территории дворца. Ср. с рассказом о судье Сулаймане б. Леваде ал-Гафики (время правления эмира Мухаммеда I): эмир поручает сахиб ал-мадина уволить судью, принять у него документы (диван) и поместить их в доме визирей (рассказ № 27).

15 Ибрахим б. Хусейн б. 'Асиы ас-Сакафи (ум. в 256/870 г.), кордовский факих, учился в ал-Андалусе и за его пределами. В правление эмира Мухаммеда ведал шуртой (об этом институте см. примеч. 5 к рассказу № 23) и рынком. Проявлял особую суровость при вынесении приговоров правонарушителям, не обращаясь за консультациями ни к эмиру, ни к факихам. См.: Ион ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 11, № 3; 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 2, с. 146—147.

16 В правление эмира Мухаммеда случилось несколько «голодных лет», когда имели место неурожаи в результате засухи (251—255/865—868). Особенно сильный неурожай пришелся на 260/873-74 г. и охватил кроме ал-Андалуса территорию Магриба и Ифрикнйн. Бедствие сопровождалось эпидемией, унесшей множество человеческих жизней. См.: Levi-Provenсal. Hist. Esp. Mus., t. 1, с. 285. Похоже, что описываются события 260 г. х.

17 В оригинале — ал-хуккам (мн. ч. от каким). Судейские чины низшего ранга, «вспомогательные» или «второразрядные судьи», по определению исследователей. В каждом квартале небольшого или крупного города мусульманской Испании имелся свой хаким со штатом помощников. Источники не позволяют очертить круг обязанностей этих чиновников. Предположительно, они числились в ведомстве шурты (см. о шурте примеч. 5 и 11 к рассказу № 23) и, несомненно, в то же время подчинялись главному судье, который поручал им разбор текущих мелких дел. Из рассказа явствует, что во времена смут и бедствий на них возлагалась миссия по охране общественного порядка. См: Тиап. L organisation judiciaire, t. 2, с. 345—350; Leoi-Provencal. Hist. Esp. Mus, t. 3, c. 126, 138, 155 (указана соответствующая литература).

18 Джа'фар б. Йахйа Ибн Музайн (ум. в 291/903-04 г.). потомственный маула Рамлы, дочери 'Усмана б. 'Аффане. Кордовский факих, учился у своего отца, у Мухаммеда б. Ваддаха и др. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 90. №316.

[№ 37]

19 Об этом судье см также: Ибн ал-Фаради Та'рих, т. 1, ал-Хумайди Джазва, с. 163, № 322; ад-Дабби. Бугйа, с. 225-226, № 571; ан-Нубахи. Ал-Маркаба, с. 63.

20 Мухаммед б. 'Абдаллах б. 'Абд ал-Хакам (182/799—268/882), потомственный маула халифа 'Усмана б. 'Аффана, египетский маликитскиЙ факих автор ряда работ в области хадисоведения, богословия, фикха. После смерти своего отца Абдаллаха 6. 'Абд ал-Хакама (ум. в 214/829 г.) стал главой маликитов Египта. См.: Sezgin. Geschichte, с. 474 № 16

21 Исма'ил б. Йахйа ал-Музанн (175/792-264/877), один из наиболее значительных учеников имама аш-Шафи'и; по некоторым вопросам между ними возникли расхождения. См.: Sezgin. Geschichte, с. 492-493, № 4 Йунус б. Абд-А’ла ас-Садафи (ум. 264/877 г), египетский традиционалист, ученик Абдаллаха б. Вахба.

22 По всей видимости случай имель место в Фустате, где жил и преподавал Мухаммед б. Абдаллах б. Абд ал-Хакам.

23 Бадр б Ахмад (ум. в З09/921 г) подкидыш, найденный будущим эмиром Абдаллахом в кордовском предместье (в правление эмира Мухаммеда 1) и ставший его маула. В правление эмира 'Абдаллаха был назначь хажибом и начальником почты. Эмир 'Абд ар-Рахмаи III, сохранив за ним прежнее положение, сделал его еще и начальником кавалерии со званием визиря. См.: Levi-Provencal L'Eepagne, с. 104—105; он же. Hist. Esp. Mus., t I. с. 337 и index.

24 Лабла, древняя Ilipla римлян (Ньебла) — небольшой городок на юго-западе Испании в 70 км к западу от Севильи, на правом берегу р. Тнкто. Административный центр одноименного провинциального округе, где еще в X в. сохранялись постройки римского времени. Здесь (как и в Севилье) в VIII в. расселились воины джунда Химса. См.: Levi-Provencal. Niebla.

25 Последней фразе провинциального судьи Аслам б. 'Абд ал-'Азнз, по свойственной ему шутливости, придал совершенно иной смысл. Фразу Ана кади Лабла («Я судья Лаблы») он интерпретировал как Ана кадии ла би-л-лах («Я судья не с помощью Аллахе»).

26 В разговоре с мусульманским судьей фанатично настроенный христианин высказывает чуждые суннитскому исламу идеи инкарнации (воплощения, араб, хулу л) я метемпсихозе (переселения душ, араб, танасух). См., например: Massignon—[Anawati]. Hulul.

27 Мухаммад б. 'Абдаллах б. 'Абд ал-Барр ат-Туджиби [ум. ок. 341/952-53 г. в Триполи (Сирия)], кордовский законовед и традиционалист. Учился в ал-Андалусе и за его пределами. На родине приобрел репутацию ученого и аскета; служил секретарем у судьи Аслана б. 'Абд ал-'Азизв. Мухаммад Ибн 'Абд ал-Барр составил два сборнике биографий — законоведов и судей Кордовы. См.: Бойко. Литература в Испании, с. 150—152.

[№38]

28 Слово мунйа означает своего рода загородную виллу для летнего отдыха (дом с седом, земельными угодьями, невольниками, быками для обработки земли и т. п.), которая принадлежала омейядскому эмиру (или позже — халифу), какому-либо отпрыску правящей династии, крупному чиновнику и просто богатому человеку (см. примеч. 79 к рассказу № 4). Мунйат Наср — одна из древних вилл в предместье Кордовы, находилась на левом берегу Гвадалквивира, гранича со старым кладбищем (макбарат ар-Рабад). Некогда она принадлежала евнуху Насру (отсюда и ее название Мунйат Наср), фавориту эмира 'Абд ар-Рахмана 11. После ее откупил для себя эмнр 'Абдаллах, позднее она стала собственностью ал-Хакама II (еще в бытность его наследником престола). Текие богатые загородные поместья могли служить иногда резиденциями для именитых гостей или иностранных посольств. Несколько позже описываемых у ал-Хушанн событий, летом 338/949 г., в Мунйат Наср остановилось посольство византийского императора Константина Багрянородного. В XI в. Мунйат Наср была разрушена во время междоусобных войн. См.: Garcia Gomez. Topografia cordobesa, с. 338—339.

[№ 39]

29 Кира'а — один из восьми способов передачи знаний. См.: Холодов. Арабские рукописи, с. 106.

30 Ард — также один из способов передачи и получения знаний. См.: Халидов. Арабские рукописи, с. 106.

*1 Ср.: Коран IV, 134/135.

*2 Вар.: 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 2, с. 403 —404.

*3 Далее пропущена какая-то часть текста, см.: Gabrieli, Kitab al-Qudat» di al-Jusani, с. 278.

*4 903-04 г.

*5 903-04 г.

*6 Вариант, во многом совпадающий с рассказом у ал-Хушани, см.: 'Ийад, ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 2, с. 146 —147.

*7 Коран XXI, 78 —79.

*8 Коран XXI, 79.

*9 903-04 г.

*10 1 раби' I 300/16.X.912 г.

*11 Эмир 'Абд ар-Рахман III.

*12 873-74 г.

*13 4.II 913 г.

*14 Конец рассказа опущен ?

*15 Коран X, 80/79; XXVI, 42/43.

*16 Коран II, 87/93.

*17 913 г.

*18 922 г.

*19 924-25 г.

*20 Эмир 'Абд ар-Рахман III.

*21 В 312/924-25 г.

*22 926-27 г.

*23 929 г. В отличие от ал-Хушани биограф Ибн ал-Фаради указывает датой его смерти 319/931 г., сообщая, что в тот год в Кордове кроме Аслама умерло много знатных людей, в связи с чем 319 год принято называть «годом знатных», см.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 80, № 278.