© 1994 г.
М.П. АРАКЕЛОВА
ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ СРЕДИ ЖЕНЩИН
В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 20-х ГОДОВ
АРАКЕЛОВА Марина Петровна - кандидат исторических наук, ассистент кафедры
политической истории Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. В
нашем журнале публикуется впервые.
На исходе XX столетия выдвигаются принципиально новые проблемы определения места
женщины в современном мире, без решения которых невозможен прогресс человечества.
Вместе с тем современный этап развития женского движения в России нельзя рассматривать
изолированно, абстрагируясь от исторического прошлого. На протяжении многих десятков лет
истории нашего государства женское движение приобрело богатый опыт, имеет свои традиции,
а также немало нерешенных проблем. Для нашей кризисной ситуации в области образования
важен исторический опыт работы государственных органов и общественных организаций
России среди женщин в первой половине 20-х годов.
Работа по ликвидации неграмотности среди работниц и крестьянок считалась главным
условием, без которого невозможно было бы привлечь женщин к общественно полезному
труду, участию в управлении государством. Сами работницы по этому поводу писали: «Теперь,
когда нам самим надо строить свою жизнь, мы ясно чувствуем, как плохо быть неграмотными.
Как много нам надо учиться, многое знать. Какое дело ни возьми - везде грамотному гораздо
легче, чем неграмотному... Нам надо учиться» [ 1 ].
На основе данных переписи 1920 г., в России на 1 тыс. женщин приходилось только 244
грамотных, на Северном Кавказе - 215, в Донской области - 217 [2]. В 1920-1921 гг. в стране
действовало около 24 тыс. пунктов по ликвидации неграмотности, численность женщин в них
составляла 3/4 от общего количества обучающихся.
75