Содержание«Военная литература»Мемуары


Примечания

{1}  Летчики тогда носили не шлемы, а каски, похожие на те, которое сейчас носят мотоциклисты.

{2} Штурвалы устанавливаются только на тяжелых, больших самолетах.

{3} Редан — уступ на днище, уменьшающий сопротивление при движении летающей лодки по воде и облегчающий взлет.

{4}  «Барсом» или «козлом» называется подскок самолета во время посадки после касания земли. Часто вслед за первым подскоком следовали второй и даже третий. На последнем подскоке самолет падал почти вертикально. Надеяться, особенно в то время, на крепость шасси не приходилось. Чтобы максимально облегчить самолет, конструкторы делали шасси не намного массивнее велосипедных рам.

В более поздние времена, к началу войны, положение изменилось. Шасси стали крепче, и летчики бывали так благодарны создателю самолета, что даже прощали ему другие недостатки. Известен случай, как один из крупных авиаконструкторов спросил у летчика мнение о новой, только что испытанной машине. Подумав, летчик ответил: «Большое спасибо за шасси... Ну, а остальное вы сами знаете!..»

{5} Так мы называли Ораниенбаум.

{6} Выбирать из угла — выводить из планирования, поднимая нос самолета и постепенно подводя машину к земле.

{7} Навигационные огни — электрические лампочки, установленные на концах крыльев и на хвосте самолета. На правом крыле — зеленая лампочка, на левом — красная, на хвосте — белая.

{8} Кургальский риф — каменная гряда в Финском заливе, находится севернее мыса Кургалово, отделяющего Лужскую губу от Нарвского залива.

{9} «Пионер» — прибор, показывающий крен и поворот самолета.

{10}  Консоль — внешняя закругленная оконечность крыла.

{11} Специальное выражение, означающее сбрасывание бомб с застопоренными взрывателями. Упав на землю, они могут расколоться, но не взорваться. Предусмотрено на случай вынужденной посадки и необходимости сбросить бомбы над своей территорией.

{12} Марс — площадка на мачте для наблюдателя.

{13} При перевороте через крыло самолет должен выходить в противоположную сторону.

{14} Бочка — фигура высшего пилотажа, при которой самолет поворачивается вокруг своей продольной оси полностью и возвращается в прежнее положение, продолжая полет в ту же сторону.

{15} Репетовать — на морском языке означает повторить переданный сигнал.

{16} Протектор — специальная обшивка из прорезиненной массы, затягивающая пулевые пробоины в бензобаке.

{17} Здравствуйте (эст.).

{18} Нет, нет! (нем.).

{19} Я капитан (нем.).

{20} Сколько вам лет? (нем.).

{21} Соответствует нынешнему контр-адмиралу.

{22}  На Садовой улице в Ленинграде находится помещение коменданта.

{23} Аэродром для дозаправки самолетов горючим.

{24} См. «Боевой путь Советского Военно-Морского Флота». Коллектив авторов. М., Воениздат, 1964, стр. 367.

{25} Так называлась тренировка летчиков под колпаком или в облаках.

{26} Глиссада — линия планирования самолета, в данном случае идущего на посадку.

{27} «Колдун» — указатель ветра на мачте. Существует на некоторых аэродромах и сейчас.

{28} Все перечисленные товарищи — летчики, Герои Советского Союза.

{29} «Правда», 11 января 1972 года.


Содержание