Штырбул Анатолий Алексеевич
к.и.н., доцент Омского педагогического университета

Красный бандитизм в Сибири
(к вопросу об идейно-политическом характере явления, 1920-1922 годы)

опубликовано в межВУЗовском сборнике научных трудов "Из прошлого Сибири" (Выпуск 2, часть 2)
Новосибирский Государственный Университет, 1996

Веками копившаяся в России ненависть угнетенных к угнетателям, помноженная на ожесточение одной из самых страшных в мировой истории гражданских войн, вызвала среди многочисленных форм классовой борьбы и связанных с этой борьбой явлений такое необычное на первый взгляд явление, как красный бандитизм. Термин "красный бандитизм" неразнывно связан с Сибирью и употребляется исключительно в связи с сибирской тематикой. Однако его аналоги под разными наименованиями можно разглядеть в разных районах России и в разных пропорциях во все первые послеоктябрьские годы: с конца 1917 года и до середины 1920-х годов. Широкое исследование этого политического феномена в масштабах всей страны еще предстоит. В данной работе предпринята попытка исследовать идейно-политический характер этого сложного и неоднозначного явления в масштабах Сибири, где оно проявилось в классической форме, приобрело свое название и громко заявило о себе.

Заявивший о себе в 1920 году в Сибири красный бандитизм выражался в разных формах - от незаконных экспроприаций имущих слоев деревни до физического уничтожения по политическим мотивам неугодных лиц ("гадов"): бывших колчаковцев и их пособников, торговцев-спекулянтов, буржуазных специалистов, священников, партработников-назначенцев ("комиссаров"), продработников, судей, совбюрократов. К красному бандитизму относились также факты личной мести и факты чисто уголовного характера, совершаемые "красными бандитами". Термин "красный бандитизм", как следовало из информации Сиббюро ЦК РКП(б) в сентябре 1921 года, употреблялся в применении к атакам далеко неоднородного характера: "В основной и первоначальной своей форме красный бандитизм является продолжением гражданской войны. Посредоством его одна из групп населения сводит свои старые, со времени Колчака ведущиеся счеты с другой группой населения... "гадами" на выразительном языке красных бандитов. ..."Бей гадов!" - основной лозунг бандитов во всей Сибири". Характеризуя социальный состав краснобандитского движения, Сиббюро отмечало, что "в красный бандитизм вовлекаются преимущественно элементы, во времена Колчака активно боровшиеся в рядах партизан. Социально это, следовательно, отчасти рабочие (не городские, а рабочие копей, рудников и прочий поселковый рабочий элемент) и в основном крестьяне из бедноты или выбитые из хозяйственной жизни колчаковским режимом и партизанщиной; иногда это элементы (большей частью партизанский вожди разного калибра), которых партизанщина пробудила и сделала политически активными, а политическое невежество мешает им проявлять эту свою активность не иначе, как в форме прямых действий" [1].

Начавшаяся в 1920 году и бушевавшая около трех лет эпидемия красного бандитизма потребовала от центральных и сибирских партийно-советских органов комплекса усилий по преодолению данного явления, несущего, по мнению руководства, угрозу Советской власти [2].

Ведущий исследователь этой проблемы В.И.Шишкин отмечал, что вопрос о красном бандитизме отнюдь не прост. "Представляется, что ответы на него лежат в разных плоскостях и на разной исторической глубине. Совершенно очевидно, что красный бандитизм явился продолжением и следствием тех социально-политических конфликтов, которые накапливались в обществе на протяжении десятилетий (если не столетий) и были усугублены революцией 1917 года и особенно гражданской войной" [3]. Но, делая это важное методологическое замечание, автор, однако, в своей статье фактически сводит красный бандитизм исключительно к бандитизму коммунистическому, не останавливаясь на самим же приводимых свидетельствах определенного анархического влияния на данное явление [4].

Не отвергая полностью коммунистическую подоплеку и окраску известной части краснобандитского движения, данная работа исследует ту его часть, которая напрямую или косвенно, в той или иной мере была связана с анархизмом. Представляется, что из многочисленных и разнообразных проявления красно-бандитского движения можно выделить три направления:

  1. репрессивно-террористический произвол карательных органов власти (ЧК, милиции, ЧОН, армейских частей) по отношению к контрреволюционерам и населению при исполнении своих обязанностей. Фактически это был рецидив государственного красного террора в относительно мирное время;
  2. участие некоторых членов РКП(б) из числа как рядовых, так и руководителей в чисто уголовном бандитизме;
  3. террористическая деятельность бывших красных партизан и бедноты (как беспартийных, так и членов РКП(б), а также анархистов) на местах против контрреволюционных и общественно вредных, по их мнению, элементов ("гадов"); создание при этом особых краснобандитских групп и организаций. Это направление можно рассматривать как классический красный бандитизм.

Следует отметить, что деление это не всегда проявлялось четко: встречались краснобандитские акции или краснобандитские группы, в которых элементы сразу двух или всех трех направлений тесно переплетались.

В настоящем исследовании внимание уделено последнему из перечисленных направлений, поскольку в нем, по нашему мнению, имело место анархическое влияние.

Об этом влиянии свидетельствует много фактов.

Сразу же обращает на себя внимание то, что общим у красного бандитизма и анархо-крестьянского движения 1920 года в Сибири ("роговоновоселовщина", "новоселовщина", "лубковщина") был лозунг: "Бей гадов!". К тем и другим этот лозунг пришел из той струи антиколчаковского партизанского движения, которая находилась под влиянием анархизма, главным образом анархизма стихийного. И в анархо-крестьянском движении, и в красном бандитизме под гадами в условиях Советской власти подразумевались в основном одни и те же социальные категории. Ядром анархо-крестьянских движений, как и краснобандитского движения, также были в основном одни и те же социальные слои: бывшие красные партизаны (бедняки и середняки), люмпенизированные группы деревни и отчасти города.

Несколько (хотя и незначительно) различались цели борьбы, но и они восходили к одному корню. "Сибирская махновщина" в 1920 году была своеобразным массовым движением сопротивления крестьянства военно-коммунистической диктатуре и коммунистической модели Советской власти. Одновременно участники данного движения не желали и возвращения белогвардейских режимов. Красный бандитизм выступал более разрозненно не против коммунистической модели Советской власти в целом, а против конкретных проявлений сверхцентрализации и сверхбюрократизации этой модели. К реставрации белогвардейских режимов красный бандитизм относился резко отрицательно. Своей деятельностью субъективно красные бандиты как раз и пытались свести возможность такой реставрации к нулю.

Определенную преемственность красного бандитизма по отношению к анархо-крестьянским движениям можно объяснить следующим. Проиграв в открытом столкновении с военно-коммунистической диктатурой (разгром "рогово-новоселовщины" в мае-июне, "новоселовщины" в июле-сентябре и "лубковщины" в сентябре 1920 года), анархо-крестьянское сопротивление ушло внутрь системы, трансформировавшись в одно из направлений красного бандитизма. Другая причина данного превращения: рост белого бандитизма - общего врага коммунистов, большинства анархистов и их сторонников в крестьянской среде.

В пользу определенного тождества "сибирской махновщины" и красного бандитизма свидетельствует немало фактов, которые легко отнести одновременно как к первому, так и ко второму явлению. Наиболее ярким из этих фактов является, на наш взгляд, так называемый "кузнецкий анархический заговор".

В ноябре 1920 года в Кузнецке возникла подпольная организация под руководством сотрудников политбюро (уездная ЧК) Клиндера (исполняющего обязанности начальника политбюро), Худородзе и Пономарева. В заговоре участвовали также работники милиции, в том числе начальники уездного и городского отделов Ананчик и Булдаков. Причинами заговора являлись: 1)бюрократизм совгоаппарата; 2)засилье в нем "спецов"; 3)засилье бывших белогвардейских офицеров в комсоставе. Кроме того, общим фоном являлось усиливавшееся недовольство крестьян продразверсткой. Заговорщики вели работу в войсках Кузнецкого гарнизона и рассчитывали, что в выступлении примет участие до 100 штыков: чекистов, милиционеров, красноармейцев - как правило бывших партизан, в том числе и "роговцев". Была установлена связь с анархо-крестьянскими отрядами И.Новоселова и П.Лубкова, имелся расчет на взаимодействие с ними. Выступление было намечено на 23 ноября. После захвата города планировалось убить начальника ЧК и председателя уисполкома, а также "спецов". Остальных было решено передать народному суду. Планировалось также раздать повстанцам запасы винных складов. Далее предполагалось идти на губернский центр, а в сулчае неудачи отступить в тайгу. Несмотря на то, что часть участников заговора являлась членами РКП(б), лозунг был: "Да здравствует Советская власть, бей коммунистов!".

В результате деятельности кузнецкой "революциононй тройки" заговор был ликвидирован, выступление предотвращено, задержано 15 активных заговорщиков [5]. События в Кузнецке ясно показали, что речь шла не об обычном контрреволюционном выступлении белогвардейского типа. Не была установлена и какая-либо связь заговорщиков с белогвардейскими формированиями. Это было выступление антикоммунистическое, но левое; своеобразное выяснение отношений между коммунистами-назначенцами и проанархистски настроенными элементами бывших партизан, причем недовольство последних и причины заговора вполне объяснимы с революционной точки зрения. По целям и задачам, а также по политическим контактам заговор тяготел к анархо-крестьянскому движению. Но имелись и новые, необычные черты: все участники заговора работали в совгосаппарате и часть из них входила в РКП(б).

Анархистские черты красного бандитизма выражались и в позиции, направленной против политики централизованной власти, причем как против политики "военного коммунизма", так и против нэпа. По мнению В.И.Шишкина, первоначально причина красного бандитизма "...коренилась в прогрессирующем недовольстве различных слоев свободолюбивого населения Сибири жестким организационным централизмом советской государственной системы, трудовыми повинностями, продовольственной и иными разверстками, всей системой "военного коммунизам"" [6]. Отметим, кстати, что в основном эти же причины лежали и в основе "сибирской махновщины" 1920 года. Но, как справедливо отмечает В.И.Шишкин, с введением нэпа красный бандитизм получил дополнительный импульс [7]. Парадоксально, но переход от чрезвычайщины "военного коммунизма" к более нормальной и экономически упорядоценной политике нэпа не только не уменьшил, но и увеличил размеры красного бандитизма, пик которого пришелся на вторую половину 1921 года. Анализируя ситуацию, Сиббюро ЦК РКП(б) осенью 1921 года отмечало, что "с отменой разверстки они [беднейшие слои деревни, пополнявшие ряды красных бандитов - А.Ш.] утратили экономический базис, почувствовали себя столь же обездоленными, как были при Колчаке, и почуяли, что новый курс неизбежно ведет к усилению враждебных им элементов и понижает их собственное влияние" [8]. Как иллюстрация к этому выводу весьма показательна политическая позиций крупной красно-бандитской организации, охватившей летом 1922 года уезды Алтайской и Семипалатинской губерний. Ее руководители (члены волостных комячеек) "по своей малосознательности и непонимании нэпа вообразили, что власть захватила буржуазия и поэтому им пришла пора для открытого выявления своего недовольства..." [9]. Потверждение оценки Сиббюро содержится и в "Обзоре бандитского движения по Сибири": "Не приемля нового курса политики они [красные бандиты и питающие их социальные группы. - А.Ш.] продолжали в 1921 году автоматически действовать стихийно, в духе тех методов, к которым они были приучены в предыдущий период..." [10]. Нельзя не согласиться с выводом В.И.Шишкина, что руководство Сибири видело главную опасность красного бандитизма в противодействии политическому курсу РКП(б) и Советской власти, "будь то "военный коммунизм" или пришедший ему на смену нэп" [11]. В газете "Советская Сибирь" говорилось, что несмотря на различие форм, суть красного бандитизма всегда одна: органическая ненависть к централизованному советскому государственному аппарату и его представителям, проводящим волю Центра на местах; нежелание подчиняться воле и законам центра [12]. Таким образом, деятельность значительной части красных бандитов была вызвана не только той или иной политикой власти, но и самой властью с любой ее жесткой и централизованной политикой. Это, несомненно, роднило часть краснобандитского движения с анархизмом - как со стихийным, так и в известной мере с идейным.

Косвенным свидетельством связи красно-бандитизма с анархизмом является и тот факт, что очаги наиболее интенсивного краснобандитского движения в основном совпадают, во-первых, с районами антиколчаковского партизанского движения, в которых было сильно влияние стихийного и идейного анархизма, а во-вторых, одновременно и с территорией наибольшего и традиционного влияния анархизма в Сибири (Томская, Алтайская и Иркутская губерния). В документах сибирских и центральных партийно-советских органов районами наиболее интенсивного красного бандитизма названы Томская губерния (Кузбасс и Мариинский уезд), Алтайская и Иркутская губернии (районы Иркутска и Черемхова), Ачинский и Минусинский уезды Енисейской губернии [13]. Если сопоставить эти данные с картой районов партизанского движения под сильным анархистским влиянием, то получится вполне определенное совпадение. В 1919 году в Томской губернии действовали отряды анархистов И.Новоселова и К.Кузнецова (Хмелева) (Кузбасс), ряд мелких отрядов стихийно-анархистской ориентации, отряд беспартийного П.К.Лубкова стоявший на платформе стихийного анархизма (Мариинский уезд). В Алтайской губернии действовал отряд И.Новоселова (рейдировал по маршруту Кузбасс-Алтай-Кузбасс, на Алтае находился в июле и в октябре-ноябре 1919 года), анархистское влияние имелось в партизанской армии Е.Мамонтова (в рядах Алтайских и Каменских партизан, в 4-м крестьянском корпусе М.В.Козыря), а также в партизанском отряде беспартийного, но сочувствовавшего анархизму Г.Рогова. В Иркутской губернии действовали отряды под командованием анархистов Каландаришвили, Карасева, Пепула, Дерюжкина, Полина [14]. Таким образом, районы наибольшего анархистского влияния на партизанское движение в Сибири и районы очагов красного бандитизма почти полностью совпадают, за исключением Ачинского и Минусинского уездов Енисейской губернии, где анархисты заметного влияния на партизанское движение не имели.

Существовала и прямая связь некоторых краснобандитских групп с анархистскими организациями и вождями анархо-крестьянских движений и отрядов. Так, краснобандитские группы Кузнецка (осенью 1920 года) и ст.Топки (лето 1921 года) были связаны с командиром анархо-крестьянского отряда и лидером Федерации алтайских анархистов И.П.Новоселовым [15]. С ним же была связана "коммунистическая фракция" Каменского-на-Оби крестьянского союза, включавшего в себя не менее 7 человек. Связь с Новоселовым поддерживалась через П.Я.Соловьеву, сотрудницу АлтГубЧК, члена компартии с 1917 года [16]. Кузнецкая краснобандитская организация имела также связь и с партизанским анархо-крестьянским отрядом П.К.Лубкова - лидера массово анархо-крестьянского движения осенью 1920 года в Мариинском уезде [17]. Неслучайно в ноябре 1921 года Сиббюро ЦК РКП(б) запрашивало сибирские губкомы, "не замечается ли влияние на развитие красного бандитизма эсеровских и других родственных им групп [читай: максималистских, анархистских, крестьянского союза. - А.Ш.] и какова связь между деревенскими комячейками и этими группами" [18]. Влияние эсеровских и проэсеровских групп не выявлено, за исключением факта вхождения каменских коммунистов в крестьянский союз, в то время как влияние анархистов прослеживается.

Тема анархистского влияния на красный бандитизм звучит, хотя и сдержанно, в документах партийных и государственных органов. В циркулярном письме Алтайского губкома РКП(б) от 22 января 1921 года краснобандитские акции характеризуются как партизанские действия, в результате которых комячейки превращаются в шайки бандитов [19]. Объединенное заседание президиумов Ачинского укома РКП(б) и уисполкома 22 июня 1921 года употребило для характеристики красного бандитизма выражение "анархическая партизанская вольница" [20]. Алтайские коммунисты понимали красныйы бандитизм как главным образом проявление стихийного анархизма. Они характеризовали это явление как стремление революционной, но проникнутой мелкобуржуазными предрассудками деревенской массы, бедняцкой и отчасти середняцкой, проявить политическую активность не в духе указаний и директив пролетарской партии коммунистов, а в анархическом неорганизованном движении, свойственном мелкой буржуазии (заседание комиссии по борьбе с красным бандитизмом при Алтайской губернской чрезвычайной тройке 7 сентября 1921 года) [21]. Газета "Советская Сибирь" в статье, посвященной анализу явления и перепечатанной другими сибирскими газетами, называла красных бандитов "сознательными проводниками идей анархического разложения наших аппаратов". Там же говорилось, что "социальная сущность красного бандитизма кроется в анархическом уклоне собственника-крестьянина, а также рабочего, не порвавшего с землей" [22]. Выещдной сессией Томского губревтрибунала 2 декабря 1921 года рассматривалось дело С.А.Климовича, А.Ф.Лукьянова и П.И.Подонина, которым инкриминировалось убийство семи человек, квалифицированное судом, кроме прочего, еще и как анархо-бандитизм [23]. В информации о докладе представителя Сиббюро на заседании Оргбюро ЦК РКП(б) (лето 1921 года) при характеристике красного бандитизма говорилось, что "он прибегает к анархическим методам борьбы..." [24]. Необходимо пояснить, что и у классического революционного анархизма общими и главными были такие формы борьбы, как экспроприации и политические теракты, - то, что обычно в политологии называют "прямыми действиями". Именно этот термин употребило Сиббюро в своем докладе ЦК осенью 1921 года [25]. В вышедшей несколько позже (1929 год), но еще по горячим следам Сибирской советской энциклопедии в статье "Бандитизм" участниками красного бандитизма назывались "отдельные представители советской власти или бывшие партизаны, анархически настроенные" [26].

Тревожным для партийно-советского руководства Сибири явлением стало возникновение нелегальных террористических групп внутри парторганизаций или же переход отдельных (как правило, сельских) ячеек на положение таковых. Это явление не укладывалось ни в рамки обычной тогда фракционности, ни в привычное клише контрреволюционных белогвардейских организаций. В обзоре ЦК РКП(б) по парторганизациям республики (октябрь 1921 года) сообщалось, что "из среды членов РКП(б) организуются нелегальные группы, проникнутые ненавистью к советскому бюрократизму и начинают вести террористическую борьбу с обанкротившимися коммунистами, спецами и лицами административно-технического персонала" [27]. О нелегальных группировках против советского бюрократизма говорится в материалах Сиббюро ЦК РКП(б) [28]. В "Обзоре бандитского движения..." отмечается: "Были случаи создания внутри парторганизаций нелегальных ячеек для борьбы с бюрократизмом и ответственными работниками, проводящими неправильную политику" [29].

Однако тот факт, что во многих случаях красные бандиты состояли в РКП(б), не может полностью служить основанием для утверждений об исключительно комунистическом характере красного бандитизма. Пример "кузнецкого заговора" ярко высвечивает призрачность коммунистического характера подобных групп. Логика государственной партии, каковой к 1920 году стала РКП(б), состояла первое время в том, чтобы вбирать в себя все более-менее политически активные элементы, хотя бы только внешне поддерживающие Советскую власть. По этой причине, кстати, в РКП(б) уже с самого начала попало немало беспринципных, но внешне лояльных карьеристов. По этой же причине в РКП(б) оказалось немало бывших красных партизан, революционно настроенных, понимание которыми Советской власти, однако, не во всем совпадало с "генеральной линией". Согласно этой же логике так и не были приняты серьезные меры против красного бандитизма. Принять их означало оттолкнуть массу союзников: бывших партизан, люмпен-пролетариев сибирской деревни, формально признающих диктатуру пролетариата, но фактически оставшихся стихийными анархистами. Таким образом, в условиях острого дефицита партийных кадров в огромном крестьянском крае, каковым явилась Сибирь, масса сибирских партизан в 1920-1921 годах оказалась в РКП(б), не обладая глубоким знанием и пониманием марксистско-ленинского коммунистического учения (по сути, учения о государственном социализме). Понимая и признавая его лишь в общих чертах, в политической практике они исходили из привычных идейно-психологических стереотипов: крестьянского здравого смысла, общинного социализма, стихийного анархизма и т.п. Когде же их стереотипы начинали заметно расходиться с жесткой платформой централизованной власти, которая к тому же быстро бюрократизировалась, конфликты были неизбежны.

Таким образом, в сибирской деревне и вообще в Сибири в начале 20-х годов "быть членом РКП(б)" необязательно означало "быть коммунистом". "Полукрестьянский характер сибирских парторганизаций" привел к тому, что партийные низы оказались "во власти мелкобуржуазной партизанской стихии" [30]. Примером может служить деятельность Кауракской волостной ячейки РКП(б) (Ново-Николаевская губерния), которые свои цели и задачи понимали весьма своеобразно. В период с 1920 по 1921 год члены ячейки физически уничтожили по собственному признанию 7 (по данным ЧК - 9) контрреволюционеров и кулаков, имевших связь с белобандитами. Для расследования дела прибыл уполномоченный Ново-Николаевского Губбюро Стасин, который стал вести следствие в соответствии с законом, арестовав нескольких бандитов. Тогда остальные члены ячейки ушли в тайну, мотивируя это тем, что "по советским учреждениям набилось сколько хочешь белогвардейщины и еще не дай бог вошли в партию и им закатать человека ...ничего не стоит". Участники бандгруппы направили письмо своему бывшему партизанскому командиру В.П.Шевелеву ("Лубкову"), в котором доказывали что их очернили, и просили его походатайствовать перед властями о прекращении дела и заступиться. "Неужели Кауракская комячейка, - вопрошали они, - не стоит [жизней] каких-нибудь 7 негодяев/?/" [31]. В разных концах Сибири действовали десятки, если не сотни, подобных "комячеек".

Непросто обстояло дело и в городских организациях РКП(б), хотя здесь имелись свои особенности. Краснобандитские группы в городах составляли часть городских парторганизаций, действуя нелегально внутри них. Подобные подопольные группы с более или менее выраженным анархистским уклоном имелись в городских парторганизациях, действуя нелегально внутри них. Такие группы имелись в городских парторганизациях Барнаула, Кузнецка, Ачинска, Красноярска. Предполагалось существование такой группы и в Горно-Алтайске.

Тот факт, что анархизму в начале 1920-х годов могли симпатизировать не только молодые коммунисты, но и некоторые члены партии с дооктябрьским и даже дофевральским стажем, вполне объясним. Несмотря на конфликт с коммунистической идеологией государственного социализма, анархизм в основном оставался революционным, левым и социалистическим учением. В начале 1920-х годов он часто становился идеологическим знаменем тех, кто, с одной стороны, не желал возвращения буржуазной власти в любой ее форме, а с другой - был не согласен с жесткой централизацией Советской власти, огосударствлением всех сфер жизни и бюрократизацией партийно-советских верхов. Омская федерация анархистов, строившая свою работу на критике именно перечисленных явлений, осенью 1920 - весной 1921 года нашла десятки сторонников и сочуствующих не только среди беспартийных, но и среди коммунистов, в том числе среди рядового и командного состава воинских частей и отряда ЧОН. Более того, двое секретных штатных сотрудников ЧК, проводивших активную разработку федерации, в одном из рапортов признали, что "опровергнуть указанные примеры [анархистской агитации - А.Ш.] невозможно, ибо если опровергать, значит обманывать себя" [32].

Подобно анархо-синдикалистскому уклону в РКП(б), платформу которого создали и поддерживали коммунисты, в том числе и с большим стажем, в сибирских организациях фактически возник краснобандитский уклон, уходящий корнями в стихийный анархизм мелкобуржуазной крестьянской массы и в разной мере связанный с анархизмом идейным. Характерно, что у таких, казалось бы, различных на первый взгляд явлений, как анархо-синдикалистский уклон в РКП(б) и красный бандитизм, оказалось в политическом плане немало общего: ненависть к буржуазным "спецам", протест против тоталитарного огосударствления всех сфер жизни, неприятие сверхцентрализации управления. Все это в целом было присуще и советскому анархизму начала 1920-х годов. Идеи анархизма, открыто отвергаемые и осуждаемые Советской властью и коммунистической партией, пробивали себе дорогу разными, иногда совершенно неожиданными путями.


  1. ООЦДНИ (ПАОО), ф.1, оп.2, д.98, л.15.
  2. Там же; Сов.Сибирь. 1921, 4 октября.
  3. Шишкин В.И. Красный бандитизм в Советской Сибири// Советская история: проблемы и уроки. Новосибирск, 1992, с.8,9.
  4. В настоящей статье эти свидетельства использованы и со сносками приведены ниже.
  5. ТОЦДНИ (ПАТО), ф.1, оп.1, д.321, л.4, 9, 10.
  6. Шишкин В.И. Указ.соч. с.20, 21.
  7. Там же.
  8. ООЦДНИ (ПАОО), ф.1, оп.2, д.98, л.16.
  9. Там же, оп.3. д.129, л.71 (Из политобзора Омской губернии).
  10. См.: Павлуновский И. Обзор бандитского движения по Сибири с декабря 1920 по январь 1922 года// Земля Сибирь. 1992, N4, с.68.
  11. Шишкин В.И. Указ.соч. с.74, 75.
  12. Сов.Сибирь. 1921, 4 октября.
  13. РЦХИДНИ (ЦПА ИМЛ), ф.17, оп.11, д.61, л.8; Там же, оп.13, д.911, л.34; ООЦДНИ (ПАОО), ф.1, оп.2, д.98, л.15.
  14. Подробнее об анархистском влиянии в партизанском движении Сибири см.работы Н.С.Ларькова и А.А.Штырбула.
  15. ТОЦДНИ (ПАТО), ф.1, оп.1, д.321, л.9; Павлуновский И. Указ.соч., с.68.
  16. РЦХИДНИ (ЦПА ИМЛ), ф.17, оп.13, д.10, л.70; ГАНО-2 (ПАНО), ф.1, оп.2, д.135, л.8-8об.
  17. ТОЦДНИ (ПАТО), ф.1, оп.1, д.321, л.9.
  18. ООЦДНИ (ПАОО), ф.1, оп.2, д.98, л.145.
  19. Шишкин В.И. Указ.соч. с.17.
  20. Там же, с.23.
  21. Там же, с.42.
  22. Сов.Сибирь. 1921, 4 октября; Рабочий путь. 1921, 20 октября.
  23. Шишкин В.И. Указ.соч. с.59.
  24. Там же, с.39.
  25. ООЦДНИ (ПАОО), ф.1, оп.2, д.98, л.15.
  26. Сиб.сов.энцикл. Новосибирск, 1929, т.1, ст.213.
  27. РЦХИДНИ (ЦПА ИМЛ), ф.17, оп.11, д.61, л.8.
  28. Там же, д.911, л.34.
  29. Павлуновский И. Указ.соч., с.68.
  30. Там же.
  31. ГАНО-2 (ПАНО), ф.1, оп.2, д.152, л.206-207; Павлуновский И. Указ.соч., с.69.
  32. ГАОО, ф.950, оп.1, д.7, л.70.


Сканирование и подготовка html - Березнюк Станислав