Путешествие в Соловецкий монастырь издателя "Отечественных записок"
Посетить Карелию П. П. Свиньину удалось только летом 1828 года, во время большого путешествия по
Европейскому Северу. Маршрут своей поездки он указал в майском номере "03" за 1829 год. Анонсируя содержание ближайших номеров журнала, П. П. Свиньин писал: "...обозрел я: любопытный Петрозаводск с его дикими окрестностями, Карелию с живописными озерами и водопадами, знаменитую Соловецкую обитель, славный порт Архангельский, Вологду, богатую воспоминаниями старины, и, наконец, достопамятные монастыри: Кирилловский, Белозерский и Тихвинский...". Его сопровождал начинающий художник-любитель А. М. Горностаев (1808-1862), который в 1826-1828 годах был компаньоном П. П. Свиньина во всех его поездках. В задачу А. М. Горностаева входило рисование встречавшихся на пути "памятников русской древности и прочих достопримечательностей"2. Позднее юный спутник П. П. Свиньина станет известным архитектором, создателем многих построек Валаамского монастыря.
Описание путешествия П. П. Свиньина по Карелии на Соловки было опубликовано в первых номерах "ОЗ" за 1829 год3. Путевой очерк начинается описанием Повенца и его окрестностей. Причины, по которым П. П. Свиньин ничего не сообщил о своем пребывании в южной Карелии и Петрозаводске, не совсем ясны. В автобиблиографии П. П. Свиньина упомянуты статьи "Олонецкие горы", "Описание чугунолитейного завода", "Физические и химические испытания Александровских минеральных вод"4, написанные, возможно, по итогам путешествия по Карелии летом 1828 года. О пребывании П. П. Свиньина в Петрозаводске сообщала статья Ф. Н. Глинки в газете "Северная пче-
-ла". Их встреча состоялась в июне 1828 года. П. П. Свиньин читал тогда Ф. Н. Глинке свою комедию "Светский быт, или сын и гражданин по моде". Можно предположить, что материал о пребывании в Петрозаводске не появился в путевом очерке П. П. Свиньина из-за его нежелания афишировать свою встречу с Ф. Н. Глинкой.
"Путешествие в Соловецкий монастырь" П. П. Свиньина содержит ценные географические, демографические, экономические и исторические сведения о Повенецком уезде Олонецкой губернии и Кемском уезде Архангельской губернии. Записки начинаются с характеристики двух путей в Соловецкий монастырь: через Архангельск и через Петрозаводск-Повенец-Сум-ский Посад. П. П. Свиньин привел подробное описание пути от Повенца до Сумского Посада с указанием расстояния между населенными пунктами. Общее расстояние между ними, по этим данным, составило 192 версты6. Это довольно точная цифра, так как в "Описании Олонецкой губернии" В. А. Дашкова, законченном в 1840 году, указанное расстояние определено в 190 верст7. П. П. Свиньин отметил плохое состояние пути из Повенца в Сумский Посад: "...Богомольцы, приезжающие через Повенец и Сумы, терпят еще большие беспокойства и опасности, как по состоянию худых дорог, а того еще более дурных экипажей и лодок, так и по беспрерывному изменению тех
Адамовичем, отличным знатоком своего дела. Вечером был п глашен на бал к одному из здешних почетных чиновников-мы танцевали с ужимками, а кавалеры все очень неос"-ные, ничего не читают, кроме "Северной пчелы", в веруют как в Священное писание. Когда ее цитируют но умолкнуть всякое противоречие, впрочем, молодые люди ли себя в обществе вполне пристойно.
<...> . Экзаменовали учеников гимназии. Колосовший учитель. Здесь все еще процветает система заучивание наизусть - впрочем, где она у нас еще не процветает? Обедал* у вице-губернатора: он очень скучает и рвется отсюда всещ силами. Вечер провел я очень приятно у милой моей ученицы Александры Алексеевны Корибутовой, институтки прошлого выпуска. Она до слез мне обрадовалась; грустно живется ей здесь. Она очень одинока. Прочие девицы называют ее в насмешку "ученою" и распускают на ее счет разные сплетни в отмщение за ее нравственное превосходство над ними.
. Осматривали семинарию. Нам ее показывал сам архие
рей. Учеников не было по причине каникулярного времени. Зда
ние бедно и неопрятно. Я долго говорил с профессором словес
ности. Это очень неглупый монах и знакомый с новыми идеями.
Осматривали собор: он не отличается ни богатством, ни благо
лепием.
. Армстронг показывал нам литейный завод. При нас отли
ли пушку. Мы все рассматривали до мельчайших подробностей.
В магазине при заводе я купил несколько галантерейных мело
чей, прекрасно сделанных из чугуна. Мы обедали у бывшего гу
бернатора Лачинова, а затем отправились в дальнейший путь-
Когда мы проходили мимо дома Корибутовой, она стояла у окна,
отирая слезы. Бедная девушка: наше посещение, действитель
но, было для нее явлением из другого, лучшего мира, из котор
го она чуть ли не навсегда изгнана. Петрозаводск плохой
отброшенный в глубину лесов от образованного мира: каз
бы и близко от Петербурга, но как далеко! Местоположение,
нако, красивое. Он на берегу обширного Онежского озера-
Большая часть Петрозаводского уезда населена коре принадлежащими литейному заводу: он владеет двадцатью тысячами душ крестьян. Мне пришлось говорить с н рыми: они довольны своим положением и не нахвалятся ^ стронгом. С любовью также вспоминают об отце послед
управлявшего заводом: называют его отцом и благодетелем. Мы приехали ночью. Поутру осматривали училище или его в отличном порядке. Вытегра порядочный городок. "На чательны здесь шлюзы, особенно хорошо отделанные со ^*^ ени посещения графа Толя14, делавшего обзор всем водным сообщениям.
Но вот и Каргополь. Завидев издали куполы его многочис-нных церквей, мы ожидали увидеть порядочный город. На самом деле он гораздо хуже Вытегры и очень беден: дома в нем осунувшиеся, полуразвалившиеся. Церквей зато двадцать две и два монастыря.
В училище мы застали только одного учителя. Он когда-то служил унтер-офицером в Лубенском гусарском полку, а теперь обучает русской грамоте. Я смотрел ученические тетради и нашел, что учитель, поправляя учеников в анализе, сам часто ошибался в падежах, склонениях и т. д.
Со въездом в Архангельскую губернию точно теряешь след человеческого существования. Проезжаешь бесконечные станции и не встречаешь лица человеческого. В мрачных болотах обитает безмолвие. Разве только изредка в глубине дикого бора раздастся треск сучьев под ногою медведя или промелькнет на ветвях лиственницы резвая белка. Станции представляют из себя группу в три-четыре хижины, обитатели которых занимаются преимущественно охотою. Но и хлебопашество здесь тоже процветает. Вообще по пути от самого Петербурга и до Архангельска часто встречаются богатые жатвы. В этих местах особенно хорошо родится ячмень.
Мы уже в Архангельске и остановились у до-гражданского губернатора Ильи Ивановича Огарева, который имеет семнадцать верст в ширину и двадцать
сии длину. Монастырь на нем - один из древнейших в России.
Посетили мы и Соловецкий монастырь. Островов насчитьшается более ста. Замечательно при моники отделение. Где содержатся государственные преступники, по счастию ни ссылаются сюда на бессрочное заточение большею нa всю жизнь. Ныне сих несчастных сорок человек. Два студента Московского университета за участие в заговоре против государя. Недавно один из заключен Рожанский, сосланный в монастырь за соучастие с декабристами, в припадке сумасшествия убил сторсюка дый из заключенных имеет отдельную каморку, чулан, или нее, могилу: отсюда он переходит прямо на кладбище. ' ~"-
Всякое сообщение между заключенными строго запрет У них нет ни книг, ни орудий для письма. Им не позволяют погулять на монастырском дворе. Самоубийство - и то им не тупно, так как при них нет ни перочинного ножа, ни гвоз И бежать некуда - кругом вода, а зимой непомерная
CTV*1 и голодная смерть, прежде чем несчастный добрался бы до про тивоположного берега.
Между достопримечательностями монастыря - мечи
Пожар ского и Скопина-Шуйского, украшенные драгоценными кап нями. Здесь погребен Авраамий Палицын. В монастырской библиотеке много древних рукописей и грамот. Теперь в монастыре уже более шести недель живет Я. И. Бередников, товарищ П. М. Строева. Он занимается разборкою архива и выписками из находящихся в нем сокровищ. Монахи на него негодуют, потому что он не показывает им своих выписок и извлечений.
Архимандрит по виду напоминает тех каноников, над которыми любил смеяться Вольтер. Он написал "Историю Соловецкого монастыря", руководствуясь актами из его архива, но Святейший Синод не пропускает ее. Так как в числе заключенных много раскольников, особенно скопцов, архимандриту удалось составить из их показаний точное описание их ересей...
П. П. Свиньин.
Путешествие в Соловецкий монастырь
Ни одна обитель в России, кроме Киево-Печерской
лавры, не осещается, может быть, толиким
множеством богомольцев, как Соловецкий
монастырь, и ни об одной не имеем мы столь
малого понятия, как о сем последнем, - как
будто самые воспоминания пилигримов
утопают в волнах Белого моря, подобно как
при переправе через Лету. В Соловецкий
монастырь богомольцы ездят двояким путем:
из Сибири и восточных губерний России -
через Архангельск, а из С.-Петербурга и с
запада - через Повенец и Сумы. В первом
случае они отправляются большею частью в
ладьях, человек по 100 и 150 вместе, платя по 4
рубля взад и вперед с человека; другие же,
более отважные и бедные, пускаются на
больших карбасах, держась в море близ
берегов. По худому состоянию ладий, а того
еще более карбасов, нередко случаются с
ними бедствия, несмотря даже, что они
обыкновенно пускаются из Архангельска в
самое лучшее время года, в начале июня, при
светлых ночах и тихих ветрах; но теперь, без
сомнения, несчастия сии будут гораздо реже:
ибо известный в Архангельске своим
искусством в кораблестроении купец Амосов
выстроил, на-Р°чно для перевоза в
Соловецкий монастырь богомольцев, два
акетбота, весьма покойные и хорошо
оснащенные. Я думаю , что чрез несколько лет
заведутся для сего и самые napalm. Тогда
путешествие в Соловецкий монастырь,
приводящее всякого в ужас, будет считаться
приятною прогулкою. И с другой стороны,
богомольцы, приезжающие через Повенец,
терпят еще большие беспокойства и
опасности по дороги, а того еще более дурных
экипажей и ло-в0 gH и по беспрерывному
изменению тех и других, что мож-Ог ГЬ СТЬ из
следующего маршрута:
озером и узкими озерами
Берегом
Лодкою по Масельскому озеру
Берегом до дер. Телекиной
Рекою Телекиной
Выг-озером
Чрез песчаную гору переволоком
Лодкою до Черного Волока
Черным Волоком
По Кум-озеру
Берегом до дер. Лапиной
До реки Сум, половинку берегом и поло-
вину в лодке
Морем до Соловецкого монастыря
Экипажи для переезду берегом состоят: из
верховых лошадей, с деревянными седлами; из
роспусков, запряженных парою лошадей -
гусем, таратаек, поставленных на преширокие
колеса, уподоблявшиеся двум бочонкам, и из
саней, везомых также двумя лошадьми гусем.
Впрочем, большая часть путешественников
переходят незначительные наволоки пешком,
сколько для собственного спокойствия, ибо
дороги по ним ужасные и состоят из едва
пробитых тропинок, по острым камням и
тундрам, столько и для сбережения расходов,
кои весьма значительны для недостаточных
пилигримов. Я оставил сей путь с половины
оного, взяв направление от Выгорецкого
погоста влево, дабы собственным своим
опытоы проверить удобность водяного
сообщения Белого моря с Онежским озером,
между Сорокою и Повенцом, предполагаемого
умным кемским купцом Антоновым2. Но прежде
чем опишу сей любопытный путь, скажу
несколько слов о Толвуйском погосте,
Палеостровском монастыре и По-венце, кои
посещаются богомольцами во время плаванья
их п Онежскому озеру и заслуживают внимание
по многим отнош ниям. Онежское озеро, чем
далее к северу, тем более усеяно нистыми
островами; на некоторых находятся часовни,
а на да гих добрыми людьми выстроены
избушки, где летом плов ^ а зимою охотники
находят убежище, первые от бурь, В^°Р от
метелей и стужи. К довершению своего обета
сии блаi рительные люди снабжают избушки и
дровами. Мне это в понравилось и напомнило
караван-сараи и фонтаны, 01 ные на Востоке
набожными мусульманами в степях и по гам,
для пользы путников. йский погост отстоит
около 130 верст от Петрозавод-ТОЛВУЬ одно из
богатейших сел в сем краю. Он замечателен ск*
й ешеНИи церкви, по рождению в нем, за 400 лет
до сего, вСТН°обного Зосимы3, соловецкого
чудотворца*, коего хижина П°^ дома богатого
здешнего гражданина Попова. А в свет- место
сие достопамятно заточением сюда, по во- ф и
, Ксении Ивановны (в монашестве Марфы),
супруги Никитича4. Фундамент из огромных
камней, глубоко землю, означает довольно
обширный четвероугольный коем томилась
знаменитая узница; а обельные грамо-ы царем
Михаилом Феодоровичем5 и подтвержденные JO
Великим нескольким семьям из жителей
толвуйских** в священнику, - свидетельствуют,
что несправедливое гонение царя
добродетельной фамилии Романовых не
разделялось народом, и в отдаленной
полудикой Корелии нашлись сострадательные
души, кои, вопреки бдению охраны, подавали
помощь и утешение великой страдалице.
Известно, что священник здешний для
утешения нежной матери, разлученной с
единственным сыном своим, Михаилом, который
сослан был на Белоозеро, пробрался в место
ее заточения и принес ей отрадные вести.
Царь Михаил Феодорович наградил его с
потомством правами дворянства и деревнями,
и как семейство его весьма размножилось, то
дворяне сии составляют теперь род
однодворцев и известны здесь под названием
бояр - но бояр, нисколько не отличающихся ни
видом, ни образованностью от простых
крестьян. Они хо-Дят с бородою, не знают
грамоты: свобода от всяких забот и
обязанностей составляет их блаженство, ибо
ни честолюбие, ни ЖажДа наслаждений свыше
желаний поселянина им не извест-"ы и не
отравляют их жизни6. РеДко можно найти
селение с такими огромными, богатыми как
селение Толвуя, и, конечно, в целой губернии
здеш- "ет также полей, лучше и тщательнее
обработанных. Дре-^Ие леса, в недавние годы
покрывавшие еще сии места, пре-J?u*eHbI в
богатые нивы и цветущие пажиши, и жители
выну-енными находятся даже за дровами
ездить на другой берег озера, где им
отведены для сего участки. Цветущее со
хлебопашества, соединяясь с духом
промышленности п" °Ян"( обще сию
волость в состояние довольства, завидное в
г крестьян. °СЛ08ии К сожалению, время не
позволило мне полюбоваться и красный
водопад Фоимогубскии, находящийся отсюда в
Ю стах, при старом медном заводе. Говорят,
что он выше н ^ писнее даже Кивача. Сев на
маленькую лодочку, я переехал прямо из
ближайш * бухты в Палеостровский монастырь,
отстоящий отсюда в 8 ве стах, приказав сойме
своей туда же следовать, для чего пона
добилось огибать длинный мыс и сделать
более 20 верст. Нельзя ничего представить
себе уединеннее сей обители: голые скалы,
тощие деревья, мох вместо зелени, - вот место
избранное св. Корнилием7, для удаления от
света и посвящения себя единому Богу; но
пламенною любовию к чистейшему источнику
жизни животворились предметы в глазах
святого отшельника, и хладный камень узкой
пещеры покоил его бренное существо паче
пышного ложа сибарита. Такова сила поста и
молитвы тружеников, посвятивших себя и
мыслию и деяниями Творцу вселенный! Пещера
св. Корнилия находится около полуверсты от
монастыря, в утесистом берегу с восточной
стороны. Она состоит из двух небольших
отделений, из коих в ближайшем виден пень от
дерева, которое росло в расщелине и
уничтожено от зубов богомольцев, кои доселе
гложут оный от зубной боли, а в дальнем -
признаки печки. Вход в пещеру через
отверстие, в которое едва молено пролезть, а
пол и ложе составлены из острых каменьев.
Пилигримы редко оставляют сие место. чтобы
не окунуться в озере у подошвы сей пещеры.
Мощи преподобного Корнилия опочивают в
новой каменно> церкви, воздвигнутой и
украшенной попечением достопочте ного
здешнего настоятеля, отца Иоасафа, коему и
вся обит обязана своим обновлением и
устройством. Сей 73-летнии ^ рец удивляет
поистине своею бдительностью и трудами. Он
в китайской миссии, а потому и беседа с ним
весьма заяи тельна. Отец Иоасаф весьма
жалуется на уменьшение подая от
богомольцев, едущих в Соловки. Сбор сей, до
сего простир шийся более 1000 руб., нынешний
год не превышал и 30U Р лей! Монашествующих
здесь 7 человек. могли бы доехать ночью до
Повенца; но, желая дать от-ние гребцам и
сварить хорошую уху, я велел пристать 8 vcv
зеленеющемуся берегу, купив у
встретившегося рыба-*°е^В80 копеек сигов,
коими напитались достаточно 10 чело-** ^Со
всем тем в Повенец мы пристали еще с
восхождением *** Селения, встречаемые по
берегам озера, небольшие, но С°Л1! а'хорошо
выстроены и служат родословной книгой мно-^
петербургских богачей. В левой стороне
показывали мне 110 ^е колокольни Шуньгского
погоста, славящегося своею яр-кою которая
снабжает весь край сей потребностями жизни
ооско'ши, подобно как ирбитская
довольствует Сибирь. Торгаши с красными
товарами приезжают из Ярославля, Костромы я
Иванова и на обмен берут меха, кои привозят
иногда шведы с границы, приводя с собой
часто и хороших лошадей, а справа синелась
Пигматка, пристань Выгорецкого
общежительства8. Можно смело сказать, что в
Русском царстве нет города беднее и
плачевнее Повенца. Пять-шесть домов походят
несколько на городские здания, остальные
состоят из 70 мещанских лачуг, качнувшихся
набок. По кривым, грязным улицам набросано
несколько сгнивших жердей - и это
называется мостовою! Церковь также
деревянная, ветхая. Прибавьте к тому, что
нет ни одной лавочки, где бы можно было
купить калач или даже луку, а скудость
натуры, окружающей город, можете вообразить
по тому, что рогатый скот гоняется за 15
верст для пастбища.
Но и Повенец заключает в себе предметы и
воспоминания, драгоценные для сердца
русского. В церкви сохраняется в со
вершенной целости темно-палевая шелковая
риза с зелеными оплечьями, пожалованная
Петром Великим. В часовне огром ный крест, в
4 аршина вышиною, воздвигнут в память пребы-
Вания здесь в 1702 году сего бессмертного
монарха, по случаю Л"^ВеДеНИЯ им из Нюхчи
сухим путем двух военных судов9, опытный
может видеть недалеко от города и остатки
сей Р°ги, проведенной по тундрам и лесам на
160 верст. По ней до Выга зимою ходят обозы с
рыбою, но далее к морю она со- нбо СННо
заРосла, и остались только в болотах
тройные мосты, °ДИн и два РяДа мостовые не
могли поднять столь боль- IUI00™' каковы были
те яхты, так что подламывались и то- Между
здешними жителями ведется предание, что,
для устроения сей дороги, собрано было
столько народу, что ловека досталось только
послать по одной жердочке! Не * ^ от города
есть небольшой остров, Повортным10 называ Clt0
с тех пор, как Петр вынужденным нашелся
повернуть к МЬ1**' и пристать от внезапно
восставшей бури на озере. Говорят ^ и самый
крест, означающий сие событие, поставлен
собет ^ ными руками Петра Великого. Дом или,
лучше сказать изй" которую он занимал в
бытность свою в Повенце, принадлеж *'
поселянину Захарову, а ныне по наследству
перешла к мещя^ ке Лазаревой. Вероятно, что
строений, закрывающих теперь нее вид на
озеро, в то время не было, и он стоял на
берегу оного Повенец стоит при устье
быстрой реки Повенчанки, в которой находят
довольно спелого жемчугу. Отпустив багаж
свой в Выгорецкий погост водою, упомянутым
выше путем, сам на тележке поскакал я в
Суземки для обозрения старообрядческих
монастырей11. Так как предмет сей, по
обширности своей, сделал бы слишком большой
эпизод, то я оставляю его до другого времени,
а буду продолжать мое путешествие по Выгу.
Сею быстрою рекой я спустился от самого
Даниловского монастыря, более 70 верст выше
погоста, переправясь только 10 верст верхом,
от Желтопорога до деревни Тагенец, по
невозможности от великого множества
каменьев, коими усеяно дно сей реки на
пространстве сем, пробираться оною на самой
малой лодке. Кроме сей возвышенности,
которая, так сказать, переламывает реку,
берега ее пологи, болотисты и покрыты
бесконечным ле сом*. Безмолвная, редко
нарушаемая тишина сих пустынь от крывает
привольное и спокойное житье бесчисленным
стадам водяных птиц. Теперь они были
увеличены еще великим множеством цыплят, и
мы неоднократно видели примеры
удивительной материнской неясности сих
пернатых; например, утки, на стигнутые нашею
лодкою, жертвовали собою для спасения сво -птенцов:
скрыв их в осоке или нырнув с ними в воду на
нек торое расстояние в сторону, вдруг сами
являются перед лодк и, перепархивая с
полверсты по направлению оной, возвраи*^
лись к своему стаду с радостным известием,
что увлекли от н неприятеля. Здесь удалось
мне еще видеть два новых явле любопытных в
своем роде: переправу оленей и большого "тку
детевшую из дупла на воду, с цыпленком,
коего дерна в носу своем*. Олени в жаркое
время года оставляют "е леса и тундры, быв
преследуемы оводами и комарами, #еШ елаются
тогда несносными, и бегут далее на север, на
бе-К°И моря, где насекомых сих несравненно
менее. Они плавают I* гк0> что мы не могли
догнать ни одного из них, хотя изо сил
гребли в шесть весел. Стадо сих животных
состояло бо-** чем из сотни; выскочив из воды,
они внезапно все пропали. Перед Выгорецким
погостом мы благополучно спустились по 3BVM
порогам, по здешнему наречию падунам. Тут я
нашел свой экипаж, уже давно меня
дожидавшийся, и, переменив лодку и гребцов,
благополучно переехал в 5 часов времени 30
верст, в Воиц, где остановился для обозрения
известного золотого рудника12. Он отстоит с
версту от селения и составляет почти
отдельную крутую гору, около 12 саженей
возвышающуюся над рекою Вы-гом, которая
вместе с озером того же имени окружает оную
с трех сторон. Я нашел рудник затопленным
водою; горные укрепления в прежде бывших
шахтах и штольне обрушившимися во
внутренность оных, так что даже с трудом
можно различить место, где устроена была
паровая машина для отливки воды, а потому
мне оставалось взглянуть на разведки,
произведенные прошлого года экспедициею
под начальством г. Грамматчикова13,
отряженною по высочайшему повелению от
горного начальства для исследования, стоит
ли того Воицкий рудник, чтоб возобновить
Разработку оного? К определению сей истины
экспедиция упот-Р^ила, кажется, все, чего
можно было только ожидать от усер-.
искусства и знания чиновников, ее
составлявших. Во-1-х, ожены были ею
разведочные шурфы прямо против выхода жних
работ, для узнания направления
металлоносной жи-' Во"2-х, сделан разрез; в-3-х,
опробованы руды прежних лет, бьш СННЬ1е В
Разных местах при руднике, в отвалах и на
месте Пес пРомывальной фабрики, и в-4-х,
произведена разведка нИах мП° Все^
поверхности Воицкой горы, в разных направле-ваци
^СлеД°вания сии показали, с одной стороны,
существо-^^ лагородного металла во всех
здешних каменных породах и песках но вместе
с тем убедили, что обработка оных R в ущерб
казне, по весьма бедному содержанию оного Ь
" чайшим неудобствам и издержкам,
сопряженным с возоР ^ нием сего рудника,
который и в самое цветущее свое со H0Sfl*~ не
приносил никакой выгоды. Осушение рудника,
котоп *Н"С топлен слишком на 50 сажен
глубины, стоило бы большо ^ дивения, а
промывка песков весьма затруднительна и н И*"
на по болотистому качеству здешней почвы*,
отчего едва но углубляться более двух аршин
в землю, чтобы ямы тотча * пополнялись водою.
Итак, судьба Воицкого рудника конч "' если
не навсегда, то, вероятно, надолго; но кто
поручится чтпй случай не открыл здесь тех
сокровищ, коих тщетно искали уче ные,
руководимые истинами науки и подкрепляемые
наблюдениями и опытами? Кто поручится, чтоб
сии слабые признаки не были
свидетельствами коренного месторождения
драгоценного металла, не в дальнем
расстоянии находящегося? Кто поручится,
чтоб какой-нибудь дикий корел не вскрыл
завесу тайны природы, подобно тому, как и
первобытное состояние сего рудника обязано
простому жителю Новодвинской деревни в 1732
году14. Спустя десять лет после сего начата
была разработка оного, но первоначально
плавились из оного одни медные руды,
несмотря, что с оными совокупно находилось
и золото. В 1758 году обращено было внимание
на добычу сего последнего металла, но его
получалось весьма малое количество, и то
обходилось очень дорого, так что до 1770 года,
когда оставлен был Воицкий рудник, золото
обошлось в сложности по 8 руб. 59 коп.
золотник, тогда как в покупке оное стоило
двумя третями дешевле, и оного добыто было 1
пуд 21 фунт 71 золот., а меди выплавлено 1233 гп-да,
которая принята была по проданной цене того
времени п 8 руб. за пуд. В 1772 году рудник сей
был паки возобновле . и добывание золота
пошло успешнее и выгоднее; так что с с
времени до 1778 года цена золота была от 2 руб.
9 коП', 2 руб. 97 коп., но далее до 1783, когда
рудник сей опять , золотник обходился от 3
руб. 40 коп. до 34 руб. 5 коп., °сТаение сего
времени добыто золота 2 пуда 39 фун. 45 золот.,
йв1*деН0 меди 2146 пуд. 22 фун. В 1787 году начата
была ВЬЙ1А оабота на Воицком руднике и
продолжалась с разными 010 менами и выгодами
до 1794 года, когда решительно унич-пеРе 0
разрабатывание оного. В продолжение сего
времени, 10 от 1757 года, добыто золота до 31
фунта и оно обходилось до^руб.золотник.
Заводские толчеи устроены были на
противолежащем оере-близ живописного
здешнего порога, падающего до 4-х сажен
высоты. Небольшая струя воды, проведенная
подле утеса в деревянном желобе, могла
действовать сильнее и удобнее всех на свете
паровых машин и плотин, ибо падение реки при
сем месте более 4-х сажен. Два острова или,
лучше сказать, две огромные гранитные скалы
разделяют сей водопад на три части, из коих
середний есть самый яростный и глубокий.
Они служат преградою рыбе, идущей во
множестве с моря по реке Выг; но, несмотря на
то, нередко семге удается выпрыгивать и на
сию высоту, зато она так изнуряется, что
делается совершенно невкусною по сию
сторону водопада. Осмотреть их можно только
от подошвы, и то сопряжено с величайшею
опасностью по случаю каменьев, о кои с
яростию ударяются волны и могут опрокинуть
неискусного кормчего. Отсюда плаванье наше
началось на баркасах, на коих не может
поместиться более одного седока, так что я с
служителями моими и пожитками занял пять
лодок и на сих рухлых челнах переплыл около
100 верст по озерам и порогам. Признаюсь, что
сколько времени положение мое в тесной
лодочке, сплоченной Рсвесною ветвею, вместо
железа*, в коей нельзя даже повер-ься, не
подвергаясь опасности, было весьма
неприятно, осо-° П^и спУске с первого порога
Шаванского, когда легкая моя понеслась с
стремлением стрелы по ярым волнам, ме-Ppg- Ь1сУнУвшихся
из бездны острых каменьев, рассекая белые
верш Рокочущих бурунов; но вскоре я
успокоился, убедясь со-вите Н° В искУсстве
моего кормчего Костина, который с уди-свод
ои ТвеРДОстию и расчетливостию уклонял
утлый челнок Него в ВСех опасностей, так что
ни одна капля не брызнула в ^^^самых кипящих
безднах и стремнинах. Вскоре сие не-
обыкновенное плаванье доставляло даже мне
неизъяснимое удовольствие, а спуски с
водопадов порождали наслаждение, подобное
тому, которое чувствуешь, катаясь с гор на
масленице.
Ужас сперва объявший меня при виде скачущих
за мною лодок по падунам, превратился потом
в веселие, и даже сие зрелище нравилось мне
своею новостию, дышущею чувством
первобытного человека, - заменение парусов
березкою, которую мы привязывали к носу
лодки, когда дул попутный ветер, и простой
парус сей нес с удивительною скоростию
легкой челнок наш! Таким образом пролетели
мы Шаван-озеро, имеющее около 10 верст в
длину, и я, убедившись в искусстве моих
кормчих, взял их с собою до Выг-острова (на 70
верст), и в Парандо-во, где должна была быть
перемена, заезжали мы только, чтоб
запастись хлебом. Быстро пробежали мы
половину расстояния через падуны:
Подкаменский, Кривей, Пало-Корга, Ромеш-Корга
и Летний порог, но наступивший туман, холод
и усталость гребцов заставили меня
остановиться часа на три в избе кузнеца,
единственном жилище, находящемся на сем
большом пространстве! На другой день, 20 июня,
в четыре часа поутру, когда туман поднялся
несколько кверху и было безопасно
пуститься по порогам, мы отправились далее
и в 8 часов благополучно достигли до Золотца,
самого высокого порога, находящегося близ
селения, где должно было оставить лодки и,
перейдя около версты горою, взять другие,
кои доставили уже нас прямо в Сороку. До
Золотца мы спустились по трем падунам: Мена-Корга,
Мат-кожни-Русло и Сосновый, а от оного через
четыре: Чабок, Леве-телъ, Нос и Косма.
Пересев на новые лодки, я скоро получил
неприятное удостоверение, что не рука
Костина управляет челном моим. Едва
взъехали мы в первый порог, как, по
неосторожности гребца, влилась ко мне в
лодку целая волна, и я вынужденным нашелся
пристать к плоту, по счастию случившемуся
невдалеке*, чтоб вылить воду. В Сороке я
остановился у Назарова и, по собственному
опыту моему, добавив показаниями умного
моего хозяина и прочих промышленников
здешних, могу решительно сказать, что
предложение Антонова насчет соединения
Белого моря с Онежским озером16 можно бы
произвести чрез сей путь без больших
издержек и пожертвований, а польза от того
была бы весьма значительная, не только для
сего края, но и для всего государства.
Думать надобно, что предприятие сие
занимало уже государственных людей и в веке
Петра Великого. В записке знаменитого
Никиты Моисеевича Зотова17 о водяных
сообщениях в России* сказано: "Вот мы и на
Онежском озере. Слава Богу! К Питеру ловко, а
не худо бы водою к Соловецким монастырям.
Датчане и шведы крайне бы от сего
пригорюнились; да как же быть! Со всех
пошлины берут без пощады". И точно,
рыболовство северного края России, теперь
весьма незначительное, тогда несравненно
бы усилилось и могло бы совершенно заменить
и прекратить привоз норвежских сельдей,
коих впускается в России более чем на два
миллиона рублей. Треска, которой
употребление почти совсем неизвестно во
внутренности России за дороговизною, могла
бы самою дешевою ценою быть
распространяема во всей империи через
Мариинский канал18. Качество же сей рыбы,
доставляющей питательную и здоровую пищу,
столь много уважается в других
государствах, что, например, в Соединенных
Американских Штатах даются от
правительства премии для поощрения сей
промышленности, и оная производится теперь
там более чем на 40 миллионов рублей (6 млн
долларов), из коих на 25 для внутреннего
употребления, а на 15 вывозится в
иностранные государства. Чтобы устроить
водяное сообщение между Белым морем и
Онегою, Антонов предлагает сделать
следующие пособия: во-первых, для обходу
высоких порогов при Выг-острове нужно
расчистить небольшую речку Шижню,
впадающую в губу Сорок-скую и вытекающую из
болота, через которою весьма удобно
привесть канал около 3-х верст длины. Отсюда
по реке Выгу до порога, называемого
Маткажни, около 6 верст ход свободный Для
самых больших судов, но для обходу сего
падуна потребуется сделать канал не более
версты, также чрез болотистый грунт. От
Маткажни до Парандова встречается
несколько порогов, но их весьма легко
расчистить и сделать удобными для грузных
судов. По реке Воице 11 верст, а озером 4, хотя
течение быст-Ро> но безопасно, и высокий
порог оного можно обойти, прове-Дя канал до
озера Выг, около 3 верст, посредством ручья
Лете, впадающего с правой стороны, Выг-озером
до реки Теле 40 верст и столько же сею рекою
ход удобный и бесп венный, несмотря на
небольшие пороги, находящиеся ri последней,
так что и теперь ходят по ней лодки, имеюцт ^
400 пудов грузу; вычистить лее их от камней
весьма легко т ^° кинское озеро сообщается
небольшою речкою с озером Масс ^ ги, по
которому 10 верст, равно как и по первой 2
версты nvr свободный. ' ь Пятиверстный
переволок через Маслицкую гору до Узкого
озе ра можно уничтожить соединением сего
озера с Воло-озером посредством канала,
который удобно провести чрез болотистый
грунт, разделяющий их. Узким озером и
Волоозером 18 верст не имеют надобности ни в
малейшем пособии; но остальные 10 верст до
Повенца, рекою сего имени, требуют больших
трудов для прочистки великого множества
порогов, находящихся в сей быстрой реке.
Несмотря на все сии препятствия, Антонов
решался в 1822 году провести из Кеми сим путем
до 1000 пудов семги. Успех увенчал, свыше
ожидания, благородную предприимчивость
Антонова: он в месяц достиг до столицы и,
привезя рыбу в октябре, т. е. двумя месяцами
прежде прочих, получил значительный барыш.
На другой год повторенный им опыт и столь же
счастливо кончившийся обратил внимание
многих соревнователей; и теперь уже
несколько богатых жителей Сороки и Кеми
занимаются с выгодою сею новою
промышленностью*; а бедные, прибрежные
крестьяне, жительствующие на сем пути,
получили новый и значительный способ как
для покупки хлеба, в коем они часто
нуждаются и бедствуют, несмотря на пособия
правительства, так и для улучшения своего
быта и заплаты госудаР" ственных
повинностей. Приятно слышать и передать, с
каки почтением и признательностью
произносится в сем краю имя Федора
Михайловича Антонова. Крестьяне считают
его первы благодетелем! Впрочем, по
затруднительности сего пути от порогов и
перс возки по переволокам, никакая рыба,
кроме семги, не мо ^ вынесть издержек,
потребных для перевоза оной в Петербур му
сельди не могут соперничествовать с
иностранными, а ° зимыми на кораблях, и
промышленность трески остается "^пезкнему
в своих тесных, ничтожных пределах, между
тем П° могла бы составить важный предмет
торговли и обогаще- 2 сего края.
Селение Сорока заключает в себе сто домов,
выстроенных nvr небольшого острова,
состоящего из голого, плоского кам-
омываемого с севера и запада морскою губой,
а с востока ' рекою, впадающею в оную разными
рукавами, в живо писных каскадах.
Прекрасные, светлые домы*, опрятность и ще
гольство женщин свидетельствуют о
благосостоянии жителей, кои все почти
занимаются рыбною ловлею на Мурманском бе
регу, так что из 195 душ мужского пола 125
уезжают летом на сии промыслы, и 25
мореходных судов или ладей принадлежат
сему небольшому селению. Но и еще бы менее
оставалось здесь мужчин, подобно как в Суме,
Шуе и прочих приморских селе ниях, если б
лов семги и сельдей, кои во множестве
приходят летом к устью реки Сороки, не
заставлял некоторых оставаться дома для
сей промышленности. Сельди сорокские
почитаются самыми лучшими во всем Белом
море, и, конечно, если бы ста ли их
приуготовлять на манер голландский, то они
не уступили бы оным ни вкусом, ни белизною
своего мяса. Это я могу бес пристрастно
сказать, испробовав рыбу сию из
собственного за паса моего хозяина,
посоленную английской солью. Значитель
нейшие выгоды от сельдей получаются от
копчения: для чего Устроено несколько
коптилен на южной стороне острова. В них
подвешены к потолку жердочки в 20 рядов, одна
другой ниже. а каждую из сих жердочек, кои
называются рожками, наде- ^ют 60 000 рыб, кои в 12
дней, от разведенного внизу огня, со- РШенно
приуготовляются и продаются от 1 до 2 рублей
тыся- ' Соленые же по 80 копеек. Мне
рассказывали, что иногда Регам здешним
подходит такое множество сельдей, что кол,
явленный посреди их, не падает. бит °В семги
чрезвычайно занимателен. Так как рыба сия
лю-с °ДЫматься на пороги, то два удальца
иногда спускаются ^ На Двух лодочках,
управляя левою веслом, а правою дер-га g^ °льшую
сеть. Редко случается, чтоб они съехали с
поро-УДачи. Это составляет и одну из забав
здешних жителей: и других"8. Это
свидетельство также совпадает с описанием
В. А. Дашкова, совершившего поездку из
Петрозаводска на Соловки летом 1837 года: "Летние
пути, в особенности, в Пове-нецком уезде, до
сих пор еще представляют большие
затруднения в переездах. Узкие, и то кое-где,
тропинки ведут по дебрям и протоптанным на
скалах стезям... Небо, вода, камни, лес и мох -
вот предметы, окружающие вас при длинных
переходах которые... должно делать то верхом,
то пешком, то водою"9. Значительное место
отводит П. П. Свиньин описанию поселений. О
городе Повенце, например, он сообщил такие
сведения: "Можно смело сказать, что в
русском царстве нет города беднее и
плачевнее Повенца. Пять-шесть домов походят
несколько на городские здания, остальные
состоят из 70 мещанских лачуг, качнувшихся
на бок. По кривым, грязным улицам набросано
несколько сгнивших жердей - и это
называется мостовою... Церковь тоже
деревянная, ветхая. Прибавьте к тому, что
нет ни одной лавочки, где бы можно было
купить калач или даже луку..."10. По
официальным данным за 1825 год, в Повенце не
было ни одного каменного дома, но имелись 80
деревянных домов, церковь, богоугодное
заведение, питейный дом и 4 лавки. В городе
проживало около 500 человек, в том числе двое
купцов11. Таким образом, материалы
статистики в целом подтверждают описание П.
П. Свиньина. Некоторые разночтения можно
объяснить особенностями подачи информации
в разных видах источников. Кроме того,
известно, что статистические материалы
давали обычно несколько приукрашенную
картину реального положения дел. В "Путешествии"
П. П. Свиньина имеются описания крупных сел -
Толвуи, Сороки и др. В характерном для него
стиле П. П. Свиньин идеализирует жизнь
крестьян Карелии: "Толвуйский погост...
есть одно из богатейших сел в сем краю...
Редко можно найти селение с такими
огромными богатыми домами, как селение
Толвы, и, конечно, по целой губернии здешней
нет также полей, лучше и тщательней
обработанных"12. В такой же манере дано и
описание Сороки: Прекрасные и светлые дома,
опрятность и щегольство женщин
сВИдетельствуют о благосостоянии жителей"13.
Главной причиной такой идеализации
является литературная и общественная
позиция П. П. Свиньина, основанная на
стремлении показать, "что есть и было
хорошего в беспредельном царстве русском"14,
поэтому реальная жизнь крестьянства
Карелии с ее бедностью, граничащей с
борьбой за существование, имущественным и
социальным расслоением остались вне поля
его зрения. Он видел лишь внешнюю сторону
крестьянской жизни и обращал внимание
только на зажиточных крестьян. Многие
заонежские крестьяне действительно
уходили на заработки в Петербург, некоторые
из них сумели там разбогатеть и стать
крупными столичными купцами и подрядчиками.
Эти факты в преувеличенном виде также
отразились в "Путешествии" П. П.
Свиньина, который отметил, что заонежские
селения oслужат родословной книгой многих
петербургских богачей"15. Зажиточные
крестьяне вызывали его особый интерес.
Очень подробно описал П. П. Свиньин жизнь
сорокского "гражданина" А. М. Кошкина,
разбогатевшего на торговле хлебом16. Вторая
сторона процесса расслоения крестьянства в
сочинении П. П. Свиньина прямо никак не
отражена. Однако, опираясь на сообщенные им
сведения, эти процессы можно проследить. По
данным П. П. Свиньина, из 195 жителей мужского
пола села Сороки 125 человек выезжали на 25
ладьях для рыбной ловли на Мурманский берег.
Он же сообщает, что только 5 богатейших
хозяев снаряжали ладьи для ловли трески в
океане. По материалам П. П. Свиньина можно
проследить даже способы закабаления
крестьян. Живописуя деятельность А. М.
Кошкина, путешественник передает мнения о
нем поморов: "Тот отзывался, что в крайней
нужде его один Кошкин не отказал ему в ссу-Де,
другого он избавил с целым семейством от
голодной смерти, третьему дал баркас и
снарядил на промысел, за четвертого
заплатил подушные и т. п."17. По-видимому,
здесь имеется в виду и я, увлеченный
любопытством, спустился в лодке с порога
ходящегося с правой стороны острова, с
славным здешним смель чаком Васильем,
который первый решился съехать с него за не
сколько лет тому назад и тем облегчил
сношение с противупо ложным берегом, для
чего нужно было делать до того большой
объезд.
Чтобы испытать все здешние обыкновения, я
также купался под водопадом и насладился
сею роскошью, предоставленною одной
природе, которой подражать или заменить не
может никакое искусство. Нельзя
представить себе того удовольствия которое
ощущаешь, когда ярые волны вдруг покрывают
тебя или, лучше сказать, окропляют
тончайшею пылью. Это ощущение больше всего
похоже на электричество, пробегающее по
всем частям тела. Дно водопада состоит из
гладкого, чистого камня. Недалеко от сего
места находится келья преподобного Сав-ватия10,
в коей он преставился, по возвращении своем
из Соловецкого монастыря, в 1433 году. Сорока
принадлежала со многими поморскими
волостями богатой фамилии Борецких и
подарена Марфою Посадницею20 Соловецкому
монастырю, за коим и состояла до учреждения
штатов. Как приятно в холодном Севере
встретить теплые души! Добрая слава
издалече по Выгу предшествовала моему
знакомству с здешним гражданином Андреем
Мироновичем Кошкиным. Тот отзывался, что в
крайней нужде его один Кошкин не отказал
ему в ссуде, другого он избавил с целым
семейством от голодной смерти, третьему дал
карбас и снарядил на промысел, за
четвертого заплатил подушные и т. п. От
этого многие дома трудолюбивых крестьян, по
несчастию упадших в нищету, не только
поправились, но и они сделались самыми
полезными гражданами. Прибавить к тому, что
он делает добро скромно и не думает оным
выслуживаться. Кажется, благое Провидение,
наделившее Кошкина избытком, неожиданным
образом указало ему и самое употребление
оного. Быв прилежным, бдительным рыболовом,
он едва трудами своими мог содержать свое
семейство. В оставшееся время от
рыболовства он сделал ладью и так хорошо и
искусно, что она весьма понравилась одному
архангельскому купцу, который купил ее для
перевозки грузов на Бар, но, не могши, по
стечению обстоятельств, заплатить ему в
срок деньгами, уговорил его взять уплату
хлебом. Кошкин должен был 113 -хотя на это
согласиться, как вдруг в тот год рожь
возвыси-* сь п° неурожаю в Карелии до 20 руб.
четверть, и он выиграл хлеб свой более чем
втрое. Другой подобный коммерческий "борот,
столь же счастливый и неожиданный, утвердил
его благосостояние. Кошкин не забылся в
богатстве и продолжает
благодетельствовать. Он есть из числа 5
хозяев, кои снаряжают здесь таким образом
свои ладьи, что сами занимаются ловом
трески в океане. Прочие промышленники
выменивают оную на норвежском берегу за
хлеб, который привозят туда из Архангельска,
где также берут оный в обмен на рыбу.
Позволение правительства на вывоз 4000 пудов
муки для сего предмета много способствует к
поправлению состояния кемских, сумских и
коль-ских граждан: ибо бывали годы, что за
пуд муки им давалось в Норвегии по 4, 5 и до 10
пудов сухой трески. Но промышленность сия
несравненно бы увеличилась, если б
облегчился сбыт рыбного товара, который
остается в границах нынешнего ничтожества
более всего по худому качеству тамошней
русской соли, выделываемой из морской воды.
Сия соль скоро стекает, не проникая в рыбу,
отчего последняя окисает и покрывается
червями; ключевая же соль, хотя и солонее
первой, но производит на треске синие пятна,
а семге придает дурной запах. Рыба, в сем
виде привозимая в Архангельск, не может
заманить и приохотить потребителей и в
северных губерниях расходится только по
большой привычке жителей к сей пище,
которая, как известно, в других
государствах, особенно в Англии и Голландии,
почитается самым вкусным, деликатным
блюдом. С другой стороны, дороговизна
провоза в столицы и населенные губернии не
менее удерживает жителей здешней стороны
от распространения сей промышленности -
промышленности, за увеличение которой
американцы, англичане и французы несколько
Раз вели войну; промышленности, которая бы
могла сделаться неисчерпаемым источником
государственного богатства, никогда
неиссякаемого, между тем как золотые
сибирские пески исчерпаются, алтайские
серебряные рудники истощатся! Жалко
вообразить, что сии необъятные сокровища
Северного океана и Белого моря остаются у
нас почти без употребления: ибо не-Редко лов
трески у наших берегов бывает столь
изобилен, что Промышленники принужденными
находятся огромные кучи пойманной рыбы
бросать опять в море, а сельдей попадает
иногда в невод такое множество, что
промышленник, нагрузив ими Св°е судно,
остальные отдает другим даром. Несмотря на
столь великое изобилие у нас рыбы, которою
Россия могла бы снабжать и другие
государства и богатеть от сей важной
торговли подобно голландцам, американцам и
норвежцам, оная делается год от году слабее
и ничтожнее, и вместе с тем уменьшается
число тех отважных рыболовов, кои недавно
пускались к Новой Земле и к Шпицбергену за
ловлею морских зверей. Упадок рыболовства
причиною, конечно, и худому состоянию в
Беломории кораблестроения, которое доселе
не подалось на шаг вперед от того, какое
приняли русские от корел и лапландцев,
несмотря даже, что Петр Великий, в бытность
свою в Архангельске, запретил строго
именным указом постройку шнеков и сойм21,
между тем как, наконец, в целом свете
кораблестроение столь усовершенствовалось,
что и самые азиатские народы приняли во
многом удобства оного. Ничего не может быть
плачевнее сих ладий и шнеков, на коих
пускаются наши аргонавты в бурный Северный
океан и гибнут тогда, когда бы при их
отважности и искусстве на хорошо
построенном судне они были бы совершенно
безопасны! Главная оснастка сих судов
состоит из среднего паруса необыкновенной
величины, совершенно несоразмерного
величине судна, так что сильный шквал,
внезапу нашедший, легко может повалить оное;
оттого также пропадает половина ветра и
поправка паруса на самой малой шнеке
требует многих рук. Весьма замечательно
средство, употребляемое нашими мореходцами
для спасения себя от волн разъяренного моря.
Они отливаются тюленьим салом, которое при
себе почти всегда имеют, отчего волнение
утихает, и тогда, когда валы вокруг их
свирепствуют, подымаются и опускаются на
ужасную высоту, - они плывут в совершенной
тишине, по гладкому, как стекло, морю*. От
самой пристани до выхода из Сорокской губы
поставлены вехи старанием здешних жителей.
Из Сороки я ездил в Кемь, древнюю столицу
Корелии, но как описание поездки сей могло
бы сделать большой эпизод в сей статье, то,
оставляя оное до другого времени, займу
моих читателей только тем, что касается до
главного моего предмета, то есть до
Соловецкого монастыря. fir Путь как из Сороки,
так и из Кеми, лежит мимо двух гряд островов,
известных под именем Кузовых; те, кои ближе
к Кеми, называются Русскими, а дальние -
Немецкими. Сии последние возвышаются из
моря в виде безобразной кучи голых камней и
служат единственно убежищем морским зверям
и дерзким мореплавателям, пускающимся в
монастырь на утлых челнах с матерого берега,
- между тем как на первых, покрытых
кустарниками и зеленью, пасутся стада
оленей, коих свозят туда из прибрежных
селений на лето, когда животное сие не нужно
ни для езды, ни для другого какого-либо
употребления. Они оставляются там до зимы,
без малейшего о них попечения и
заботливости, ибо отсюда олени не могут
никуда уйти. От дождя голый гранит, к
которому мы пристали, сделался так скользок,
что нельзя было бы взойти на остров, если б
вековые удары ярых волн не сделали на нем
рубцов, которые, как нарочно, составили
довольно правильную лестницу, вышиною
более 5 сажен. Олени, отвыкши уже несколько
от вида людей, сначала устремили на нас
любопытные взоры свои и готовы были
пуститься стрелою от нас, как знакомый
голос одного кемского жителя остановил их
дикую пугливость; несколько из сих животных
подошло с доверием к доброму своему хозяину.
Однако к осени они так дичают, что большую
часть их ловят арканами. Хороший олень
стоит здесь от 25 до 40 рублей. Известно, что
содержание их в земле, изобилующей белым
мхом, весьма дешево. Пасмурная погода не
допустила меня также взобраться на
Немецкую варакку, которою называется самая
высокая часть Кузовых островов, с коей, как
уверяли меня, в ясный день ви-Ден простыми
глазами монастырь и матерой берег, несмотря
что тот и другой отстоят в прямой линии не
менее 30 верст. После всех усилий моих узнать
причину наименования Немецкой варакки и
разных толков и басен должно признать за
прав-Доподобнейшее то, что место сие
служило главным, безопасней-Шим сборищем
для шведских и норвежских разбойников, кои
Шайками приходили неоднократно грабить
Корелию и Вагу...23. Отсюда до самых
Соловецких островов нет никакого более
пристанища, кроме некоторой низменности,
покрытой голыша-ми. Наконец, в 11 часов
вечера, за 10 верст открылся жадным глазам
нашим на западном крае острова огромный
монастырь, во всей своей величавой и
мрачной унылости. Из-за толстых стен,
сделанных из огромных камней,
взгроможденных целиком один на другом,
наподобие первобытного циклопского зод-
чества24, гордо выказываются разноцветные
шпицы и церковные, а башни с бойницами
грозно приветствуют ' плавателя, с
нетерпением приближающегося к сему святи С
Два огромных креста, как два фароса25,
утвержденные на v водных камнях, указывают
фарватер в Губу Благополцч °^ углублении
коей красуется белокаменная обитель, а по
стопо В расположены гостиницы. Мы причалили
к пристани, весьма ^ рошо устроенной на
левой стороне близ новой гостиницы ° тотчас
же отведены мне были две просторные чистые
комнатьС 24 июня, пробудясь с первым
призывом заутреннего колоко ла, я пошел
исполнить обязанность богомольцев -
обязанность свято ими наблюдаемую,
несмотря ни на какую погоду: одним словом, я
пустился к Святому озеру, находящемуся
позади обители, в которую никто не смеет
вступить, не омывшись в чистых струях оного.
Для сего устроены на правом берегу озера
два высоких сарая или купальни, одна для
мужчин, а другая для женщин. Несмотря на
холодный утренник, какие у нас бывают в
сентябре, я кинулся в Святое озеро и если
сначала обомлел от стужи, то спустя малое
время почувствовал удовольствие, отраду,
подобные тем, какие ощущал некогда в
кипящей ванне несравненного нарзана26.
Бодрый духом и телом, я с толпами
богомольцев вошел в среду ограды через
Святые ворота. Остановясь немного на
длинном чистом дворе, чтоб полюбоваться
величием собора, легкостью арок,
поддерживающих переходы, и красотою зданий
в два и три яруса, закрывающих крепостные
стены, я взошел по широкой, чугунной
лестнице в собор, откуда раздавалось
громкое пение. Оттого ли, что я не ожидал
подобного великолепия и порядка в храме,
удаленнейшем от Европы, ближайшем, так
сказать, к хладному полюсу севера, или
оттого, что путешествие по дикой Корелии -
земле бедной и дарами природы, и произве
дениями рук человеческих - располагало душу
мою к живе шему ощущению и наслаждению
изящным: я приведен в благоговение, был
поражен, восхищен велелепием, согласи и
благочестием, с коими отправляема была
литургия самим аР мандритом27, по чину
архиерейскому. По случаю праздника нова дня
как на нем, так и на шести иеромонахах и и V"
диаконе были жемчужные ризы, украшенные
ДРагоценНйаВя каменьями; на прочих -
парчовые, ярко блестящие. При ^ к тому
величественную огромность собора,
иконостас, оол золотом и серебром, тысячи
пылающих свеч, стройные 117 28 иноков,
возносящих хваления Господу, пышные ковры,
"утые по каменному помосту храма, наконец,
множест-Р8 дящегося народа, - я переносился
невольно воображением 90 оевнейший
Московский собор во время служения
Верховного п овосвященника, и если там, в
столице царей русских, позво- льно ожидать
такого великолепия и такого согласия в про-¦явлении
достойным образом Творца вселенной, то тем
пора-ятельнее найти оные в столь отдаленном
месте от сердца отечества; чем яснее
является здесь перст Божий, является ясное
свидетельство святости православной
церкви нашей, и можно ди без умиления узнать,
что это величие, это благоговение в
церковном служении сохраняется здесь и
зимою, когда ни одного странника, ни одного
постороннего свидетеля не бывает!.. По
окончании литургии архимандрит
возвратился в свою ке-лию, с не менее
величественною церемониею, при звоне
колоколов, в предшествии поющего хора и в
сопровождении почетнейшего монашества,
идущего попарно, которое вместе с
некоторыми посторонними посетителями
угощены были богатым завтраком и потом
приглашены за общую трапезу, куда
архимандрит имел также шествие с приличною
церемониею. В трапезной храмине,
воздвигнутой святителем Филиппом29, похожей
на Грановитую палату30, сидело за одним
столом более 80 человек монашествующей
братии, а противу их по другую сторону и
вокруг среднего столба были угощаемы
посетители. Стол был вкусный, здоровый и
состоял из четырех рыбных блюд. Говорят, что
император Петр I, разделив братскую трапезу,
изволил заметить, что он никогда так сытно и
приятно не куши-в&л. "Это оттого, -
отвечал умный архимандрит Фирс31, - что аЩа
пища и питие приуготовляются с
благословением и окро-ением св[ятою] водою"*.
В продолжение трапезы царствова-
совершенная тишина, и только слышен был
голос читавше-вященное писание. Воля
архимандрита передавалась колодником. осле
трапезы молельщики и молельщицы гуляли по
монасты- > Делая яркими цветами своих
нарядов и веселою живостию тельную
противоположность с черными рясами и
тусклыми ^рами тружеников. Они переходили
из одной церкви в дру- ' СТавили свечки
чудотворным иконам, служили молебны святым
угодникам здешним - Зосиме, Савватию и Герм
останавливались толковать друг другу
притчи и чудеса, ко весьма хорошо расписаны
коридоры и паперть соборная д гие
испрашивали позволения полюбоваться
сокровищами г> ницы; а некоторые заходили
в библиотеку дивиться старым кн3 гам и
рукописям. Вечерний колокол созвал всех в
храм, и де окончился вечернею трапезою. Так
как я имел намерение, во время пребывания
моего в Со ловецком монастыре, исполнить
долг христианства, говеть, то по
распоряжению отца архимандрита, отвели для
жительства моего наместнические кельи, что
подало мне удобство со всею строгостию
выполнить мой обет и делать мои наблюдения
с точ-ностию и систематически о святой
обители. Для сего последнего я старался,
сколь можно, короче ознакомиться сперва с
ис-ториею ее и в сем же предположении
предлагаю ее вкратце моим читателям.
Основание Соловецкого монастыря должно
отнести к 1429 году, когда преподобный
Савватий, инок Белозерского Кирилловского
монастыря, поселился на сих островах с
преподобным Ав-вою Германом32. Первое их
поселение было близ Секириной горы,
отстоящей ныне от монастыря в 12 верстах. Тут
провели они в уединении 6 лет, после чего они
расстались - и навсегда: ибо во время
отъезда Германа на Онегу, св. Савватий,
предчувствуя конец своей жизни, перебрался
также на челноке к устью реки Выг в Сороку,
где скончался и погребен игумном Нафа-наилом.
Вскоре после сего Герман встречается на
Суме с преподобным Зосимою, искавшим также
спасения в посте и молитве, в удалении от
света. Он рассказывает ему о пребывании
своем на Соловецком острове и о всех
способах спокойной, уединенной жизни;
вскоре они отправляются туда и поселяются
на нем, но уже не на прежнем месте, а близ
нынешнего, изобилующего всеми выгодами для
устроения обители. Острова сии вместе с
Беломорскою страною, двинским, онежским и
корельским берегами принадлежали тогда к
обширным владениям сильной и богатой
Новгородской республики, а потому,
построивши не большую деревянную церковь
во имя Преображения Господ с приделом св.
Николая и обнесши оную деревянною ограД° ^
строители испросили сперва от
новгородского архиепископа И ны антиминсы33
и игумена, а потом от новгородского
начальст и грамоту на исключительное
владение Соловецкими остро- * вами*- ¦
грамота сия сохраняется в разнице, яко
первый и главнейший акт на собственность
Соловецкой обители: она на пергамине с 8
свинцовыми печатьми и драгоценна для
историка тем, что он в ней видит имена
последних народных чиновников
Новгородских; ибо вскоре, по возвращении
угодника в Соловецкую обитель, Князь Иван
Васильевич объявил войну сей республике и
навек ее уничтожил. Содержание грамоты не
менее любопытно, хотя год, месяц и число не
показаны по обычаю древних письмоводителей:
"Господину Преосвященному Архиепископу
Великого Новгорода и Пскова Владыке Ионе,
Господину Посаднику Великого Новгорода,
степенному Ивану Лукиничу и старым
Посадником, Господину Тысяцкому, Великого
Новагорода Степенному Трифону Юрьевичу и
старым Тысяцким, и житейным людям и Боярам,
и всему Господину Государю Новуграду, всем
пяти концев на Веце, на Ярославле дворе. Се
бита челом Игумен Ивоня и вси старцы Св.
Спаса и Св. Николы с Соловцев с моря Окиана,
аркуци так: обитель Господа, Св. Спаса и Св.
Николы, наша пустынька от миру удалеся сто
верст от людей, чтоб есте Господа жаловали
обитель Св. Спаса и Св. Николы и нас убогих
теми островки Соловки и островом Анзеры и
островом Муксами и островом Заяцким и
малыми островки. И но благословении
Господина Преосвященного Архиепископа
Великого Новагорода и Пскова, Владыки Ионы,
Господин Посадник Великого Новагорода
степенный Иван Лу-кинич и старые Посадники
и Господин Тысяцкий Великого Новаграда
степенный Трифон Юрьевич и старые Тысяцкие
и Бояре и житые люди и купцы, черные люди и
весь Господин Государь Великий Новгород,
все пять концев на Вече, на Ярославле Дворе,
пожаловаша Игумена Ивоню и всех старцев
обители Св. Спаса и Св. Николы теми островы
Соловки и Анзеры островом, и Муксами
островом и Заяцким островом и малыми
островки. В тех островах землею и ло-вищами,
и топями, и пашнями, и мшими озеры, земля им
делаши и пошне коси-ти, и мшие озера ловити,
и тоне ловити добровольно. А Бояром
Новгородским, ни Корельским детям, ни иному
никому же в те островы не вступатися в стра-Домую
землю, ни в пошне, ни в тоне, ни в ловища, ни
черепов не наряжати, пи лесов не полесовать
никому ж чрез сию жалованную Великого
Новагорода грамоту. А кто придет на те
острова на ловлю, или на добыток, на сало или
на ко-ЖУ, ино всем тем давати в дом Св. Спаса
и Св. Николы из всего десятина. А ты-ми
островы, и землею, и водою, и вещами, и тонями,
и пожнями владети Игумену и всем старцем
обители Св. Спаса и Св. Николы, по сей
жалованной грамоте во веки. А боронити
Игумня и всех старцев всим Великим Новым
городом. А кто умеет наступиться на те
острова чрез сию жалованную Великого Нова-града
грамоту и тот даст Великому Новугороду 100
рублей в стену. К сей грамоте приложил
Господин Преосвященный Архиепископ
Великого Новаграда и Пскова, Владыка Иона,
свою печать. Степенный Иван Лукинич и
Тысяцкий, Степенный Трифон Юрьевич
приложили свои печати. Повелением всего
Господина Государя Великого Новаграда из
всех пяти концев приложиша по печати".34
Приобретение столь важной собственности по
тогля г, перешним обстоятельствам, упрочило
существование сея обитГ ли, а щедрый дар
славной посадницы Марфы Борецкой, кот рая
подарила монастырю богатые волости на
карельском бег" гу Суму и Кемъ, был эпохою
его возвышения и преуспеяни Грамота, или
данная, на сие владение сохраняется также в
рИз нице за рамкою. Она написана, как
говорят, рукою сына Во рецкой и скреплена
свинцового печатью знаменитой посадни цы,
которая такою щедростию, вероятно, хотела
загладить свой неприязненный поступок
против святого, коего приказала она сначала
выгнать из своего дома, будучи предубеждена
против него клеветою слуг своих, боявшихся
допустить старца к строгой своей боярыне; а
потом дала для него большой обед,
пригласила знаменитейших бояр
новгородских, встретила Зосиму с великими
знаками уважения и, посадя за стол в первом
месте, угощала его с ласкою. В житии св.
Зосимы находим два любопытных пророчества.
Выгнанный в первый раз гордою посадницею,
он скоро сказал ученикам своим: "Скоро,
скоро сей дом опустеет и двор его зарастет".
Потом за столом, взглянув на шестерых
главных чиновников, вместе с ним обедавших
у Марфы, он увидел их сидящими без головы; и
точно, вскоре они были казнены московским
князем. Кроме сих грамот Преподобный Зосима
привез с собою множество серебра, золота,
хлеба, церковных сосудов и облачений,
подаренных в святую обитель благочестивыми
новгородцами. Вскоре после преставления св.
угодника, в 1485 году, Соловецкий монастырь
погорел и едва был приведен в прежнее
положение, как в 1538 году опять потерпел
подобное бедствие, превратившее совершенно
все здания в пепел. К счастию обители, через
несколько лет после сего посвящен был сюда
в игумены знаменитый Филипп Колычев, бывший
потом митрополитом Всероссийским. Сей
великий муж не только украсил Соловецкий
монастырь разными зданиями, почитающимися
и доныне самыми великолепнейшими, но
обогатил его разными хозяйственными
заведениями и щедрыми даяниями царя Иоанна
Васильевича, который сначала оказывал свою
щедрость к обители из любви и уважения к ее
настоятелю, а потом для заглушения и
успокоения своей совести, терзавшей его за
жестокую смерть святого мученика,
пострадавшего за веру и отечество.
П. П. Свиньин.
Записка о Поморском крае.
М. г. князь Петр Сергеич!1 Посетив нынешним
летом поморские селения2, я с сокрушением
сердца видел или жалкое невежество жителей
в догматах православной церкви нашей или
преданность их к старообрядческому учению,
а по самому строгому исследованию убедился,
что главною причиною того и другого есть, во-первых,
отдаленность сел или погостов от своих
приходов (50 и более верст)3; во-вторых,
скудное содержание священников, а тем паче
причетников. Сии последние вынужденными
нередко бывают для содержания
многочисленных своих семейств не только
заниматься обработкою своих полей, но
жжением уголья, почтового гоньбою и прочими
работами, весьма неприличными с их званием,
часто вводящими их в зависимость и
подчиненность крестьянам, над коими от того
теряют они всякое влияние, всякое право на
уважение. Сие плачевное состояние
православной церкви нашей в Поморских
странах служит вместе с тем поводом к
распространению раскола. Мне известны
семейства поселян, присоединившихся в
недавние времена к старообрядческому
учению4, единственно от того, что за дальним
расстоянием приходов или п° непосильному
требованию священников за отправление
какой-либо требы, они лишены были сего блага
в продолжении ческольких лет, умирали,
родились и женились без потребного
освящения православной веры, а от того
вынужденными нашлись прибегнуть к
посредствам старообрядцев, кои заменяют
многие ТаИнства одними молитвами и
пространным толкованием "текс-в
Священного писания", утешают и уловляют
маловерных. Другой стороны, необходимость
священства нашего пользо-ться пособием
старообрядцев, кои вообще по трезвому пове-111110
своему и взаимному вспоможению находятся в
лучшем Ред другими состоянии, и
значительная плата, получаемая оны-за
потворство, естественно, содействует
распространению Раскола. покрут -
сложившаяся еще в XVII веке в Поморье кредиты
ростовщическая форма найма бедняков-поморов
для работы н морских промыслах Мурмана.
Итак, общественная позиций П. П. Свиньина
помешала ему объективно отобразить жизн
крестьянства Карелии, но его большой
интерес к этому краю и своеобразному
жизненному укладу его жителей, не знавших
крепостного права, помог ему собрать
большое количество разнообразных сведений
и наблюдений, на основе которых можно
отчасти проследить важнейший процесс в
жизни крестьянства Карелии - начало его
расслоения под влиянием развития рыночных
отношений. Не мог обойти молчанием П. П.
Свиньин и такое заметное явление в жизни
Карелии, как старообрядчество. Он кратко
упомянул в своем очерке о посещении
знаменитых выговских скитов, но с оговоркой:
"Так как предмет сей по обширности своей
сделал бы слишком большой эпизод, то я
оставляю его до другого времени"18.
Посещение выговских скитов было
предпринято П. П. Свиньиным не только для
удовлетворения журналистского любопытства.
С воцарением Николая I борьба властей с
выговскими старообрядцами приняла очень
жесткие формы. В 1827 году в Олонецкую
губернию была направлена ревизия сенатора
Д. О. Баранова, в апреле 1828 года учреждается
Олонецкая епархия, в начале августа в
Петрозаводск прибыл епископ Игнатий
Семенов, в 1829 году открывается Олонецкая
духовная семинария. В этой связи приезд на
Выг еще одного тайного ревизора в лице П. П.
Свиньина представляется весьма вероятным.
О том, что помимо обозрения
достопримечательностей он выполнял и
правительственные задания, говорит
подготовленная им "Записка о Поморском
крае"19, адресованная князю П. С.
Мещерскому. В этой "Записке", созданной,
очевидно, осенью 1828 года на основе данных об
истории и современном состоянии выговского
"раскола", П. П. Свиньин высказал свое
мнение о способах борьбы с ним. Причинами
распространения "раскола" он считал
"отдаленность сел и погостов от своих
приходов (50 и более верст)" и "скудное
содержание" приходского духовенства.
Крестьяне, встреченные П. П. Свиньиным во
время путешествия, "в продолжении
нескольких лет умирали, родились и женились
без потребного освещения православ- ной
церковью". П. П. Свиньин отметил, что
старообрядцы, "кои вообще, по трезвому
поведению своему и взаимному
вспомоществованию, находятся в лучшем пред
другими состоянии", даже помогали
священникам материально, оплачивая их "потворство"
в распространении "раскола".
Поддерживая мнение о необходимости
создания для борьбы со старообрядчеством
Олонецкой епархии, П. П. Свиньин при этом
считал главными методами этой борьбы "терпение
и великодушие". Единственной
предложенной им запретительной мерой было
"запрещение брать в скиты для обучения
грамоте и ремеслу детей". Вся "Записка"
П. П. Свиньина проникнута идеей
веротерпимости и ненасильственного
воздействия на старообрядцев. "Всякое
насилие, всякое гонение усилит, а не
остановит... сего ярого потока", - писал
путешественник, подчеркивая, что "старообрядческие
вы-говские монастыри" заслуживают именно
такого отношения, "во-первых, потому что
сами обстоятельства способствовали к их
распространению", а во-вторых, потому что
они во время церковных служб молятся за
царя и царский дом "по правилам
православной церкви" и "несут все
гражданские повинности без недоимки и
ропоту". В "Записке" П. П. Свиньина
приведены исторические сведения о
выговских старообрядцах. Об отношении к ним
Петра I сказано: "...мудрый царь не только
указами 1702 года утвердил за Выгорецким
обществом земли, занятые ими, но позволил им
отправление веры по старопечатным книгам,
заказал делать им обиды и притеснения и
сделал из них полезных граждан, причислив
их к Повенецкому чугуноплавильному заводу".
Среди выговских киновиархов XVIII века
внимание П. П. Свиньина привлекли братья
Денисовы и Андрей Борисов: "...как раскол
сей, так и все заведения в скитах возвышены
и утверждены влиянием нескольких старшин,
людей с отличными талантами и связями,
каковы Андрей и Семен Денисовичи (из
фамилии князей Мышецких) и Андрей Борисович
(побочный сын Бориса Петровича Шереметева),
который был известен Екатерине и в связи с
Потемкиным, Вяземским и прочими вельможами
века Екатерины И. Люди сии поддерживали и
возжигали усердие богатых староверцев во
всей России, кои делали богатые
пожертвования в монастыри". П. П. Свиньин
отметил, что в 1820-е годы хозяйство выговцев
попало в глубокий кризис: "Уже прекратили
они торговые обороты, доставлявшие им
большие выгоды и Влияние, как то, закупку
хлеба на несколько сот тысяч рублей,
отправление кораблей на Шпицберген за
звериною ловлею, разведение оленьих стад и
т. п." Основным средством уничтожения
раскола П. П. Свиньин считал развертывание
деятельности миссионеров, причем "в
звание сие должны стараться отбирать людей,
бывших в сословии раскольников, или нарочно
приготовлять таковых людей из духовного
звания". В качестве образца такого рода
деятельности он привел "пример
известного поэта крестьянина Слепушкина,
который опровержениями и увещеваниями
обратил в самое короткое время всю Рыбацкую
слободу, державшуюся федосе-* евского
раскола, к православной нашей церкви".
Миссионерской деятельности среди
старообрядцев П. П. Свиньин придавал очень
большое значение. Он писал: "Мне кажется,
что гораздо ценнее для православной церкви
нашей и полезнее для государства обращение
одного закоренелого старообрядца, чем
крещение двух самоедов или лапландцев".
Для более успешного развития миссионерства
П. П. Свиньин предлагал "по примеру
католиков и протестантов" дать
миссионерам большое жалованье, а также "назначить
цену или пансион за некоторое число
обращенных раскольников". В "Записке о
Поморском крае" П. П. Свиньин выступает
как либеральный деятель александровской
эпохи. Борьбу с "расколом" он
рекомендовал вести с позиции ненасилия,
веротерпимости и в целом человеколюбия, а
основным методом этой деятельности он
считал убеждение. Однако реалии
николаевского правления, где жесткое
административное подавление религиозного
и иного инакомыслия являлось важнейшей
составной частью внутренней политики,
делали ненужными как рекомендации П. П.
Свиньина по противодействию
старообрядчеству, так и всю его
деятельность. Необходимо отметить также
ценность собранных им исторических
сведений о выговских старообрядцах.
Некоторые из этих данных, например, о
самозванстве Андрея Борисова, не
встречаются в существующей литературе о
Выге, хотя и представляют большой
исследовательский интерес.
Благожелательные оценки деятельности
выговских старообрядцев в "Записке" П.
П. Свиньина, возможно, отчасти объясняются
торжественной встречей, оказанной ему
выговцами. Простодушный П. П. Свиньин любил
помпезные встречи во время своих
путешествий по России и, надо отдать ему
должное, умел произвести впечатление на
провинциалов. В старообрядческом "Лексинском
летописце" за 1828 год его визит как
незаурядное событие в жизни Лексинского
старообрядческого монастыря был освещен с
большим внутренним пафосом: "Енирал
Павел Петрович Свиньин был у нас на Лексы
июня , в воскресный день". Вернемся к его
"Путешествию" по Русскому Северу. Там
упоминается, помимо поездки на Выг, также
старообрядческая пристань Пигматка на
Онежском озере, недалеко от селения Лобское,
которая была важнейшим торговым и
складочным пунктом выговцев. Состоянию
промышленности, промыслов и торговли П. П.
Свиньин уделял большое внимание. Им
подробно описано посещение заброшенного
Воицкого золотого рудника21. Историю
рудника с момента его открытия в 1732 году до
прекращения работ на нем в 1794 году П. П.
Свиньин изложил, опираясь на исторические,
статистические и геологические сведения.
Хорошую осведомленность проявил П. П.
Свиньин относительно действий разведочной
партии А. Ф. Грамматчикова, направленной для
исследования Воицкого рудника Ученым
комитетом по горной и соляной части
Министерства финансов летом 1827 года.
Вероятно, все эти сведения заимствованы П. П.
Свиньиным из публикаций "Горного журнала",
где в 1826- 1828 годах появился ряд статей о
Воицком руднике. Из всех промыслов П. П.
Свиньин наиболее подробно охарактеризовал
сельдяной промысел нсителей поморского
села Сороки. Следует отметить, что
кажущиеся преувеличением данные П. П.
Свиньина о том, что "сельди сороцкие
почитаются самыми лучшими во всем Белом
море" и "иногда к берегам здешним
подходит такое множество сельдей, что кол,
поставленный среди них, не падает",
находят подтверждение в других источниках.
Этнограф С. В. Максимов, побывавший в Сороке
в 1856 году, писал о здешнем сельдяном
промысле: "Главными местами улова этой
рыбы надо почитать Поньгому (селение
Карельского берега), Соловецкий монастырь и
деревню Сороку (главнее всех)... Сороцкая
сельдь - самая мелкая, но зато и самая
вкусная... Лов в Сороке - истинный праздник:...невода
едва не рвутся от множества рыбы"24. Не
обошел своим вниманием П. П. Свиньин и
недостатки в развитии рыболовного промысла.
Признавая, что объем добычи и продажи рыбы
мог бы быть многократно увеличен, он видел
главные причины "нынешнего ничтожества"
рыболовства в плохом качестве соления рыбы,
отсутствии удобных путей, связывавших
Поморье с Петербургом и внутренними
губерниями России, и в низком уровне
поморского судостроения.