ArmenianHouse.org - Armenian Literature, History, Religion

Армин Вегнер

СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ТАЛААТА-ПАШИ


Содержание   Предисловия   День первый   После перерыва   День второй
Приложение   Примечания


ПРИМЕЧАНИЯ

АНДРАНИК ОЗАНЯН (1865-927) — армянский народный герой, легендарный полководец, один из выдающихся руководителей национально-освободительной борьбы армянского народа против турецкого деспотизма. Возглавлял героическую самооборону армян в Сасуне, Тароне (1894-1896), Аракелоцванке (собор Апостолов, Муш, 1901), Тароне, Сасуне, Вспуракане (1902-1904). Командир армянского добровольческого отряда болгарской армии в период первой Балканской войны (1912-1913), командир первого добровольческого отряда Кавказской армии в годы первой мировой войны, генерал-майор русской армии, награжден болгарским и русскими орденами. «Имя Андраника было окружено ореолом славы... Среди бойцов он пользовался непререкаемым авторитетом... считался народным героем», — пишет А.И. Микоян. Он скончался в Фрезно (США). Прах Андраника позднее был перевезен на кладбище Пер-Лашез в Париже, где установлен памятник герою. В 1990 году армянский народ широко отметил 125-летие со дня рождения Андраника.

БЕХАЭДДИН ШАКИР (1887-1922) — видный деятель младотурецкой партии «Иттихад ве теракки» («Единение и прогресс»), один из руководителей и организаторов армянских погромов и жесточайшей депортации. В июле 1919г. турецким военным трибуналов заочно осужден на смертную казнь. 17 апреля 1922г. убит в Берлине армянскими народными мстителями Арамом Ерканяном и Аршавиром Ширакяном.

ВАЛИ — начальник военно-гражданской власти вилайета (губернии) Османской империи, назначаемый султаном.

ВАНГЕНГЕЙМ ГАНС (1859-1915) — барон, германский дипломат. В 1904г. был посланником в Мексике, в 1909-1912 гг. — в Афинах, в 1912-1915 гг. — в Константинополе. Главной задачей Вангенгейма были — подчинение Турции германскому влиянию и вовлечение ее в войну против России. Когда в Европе сложилась предвоенная обстановка, Вангенгейм вступил в переговоры с военным министром Османской империи Энвером-пашой и 2 августа 1914г. подписал секретный германо-турецкий договор. Деятельность Вангенгейма характеризовалась резко протурецкой и антиармянской политикой. Это проявилось в вопросе реформ в Западной Армении и геноцида армянского народа в годы первой мировой войны, умер в Константинополе. После него на пост германского посла был назначен граф Меттерних.

ВАРФОЛОМЕЕВА НОЧЬ — резня гугенотов (протестантов) католиками в Париже в ночь праздника св. Варфоломея 24 августа 1572г., в результате которой погибло более 3 тысяч гугенотов.

ВЕГНЕР АРМИИ ТЕОФИЛ (1886-1978) — немецкий поэт, писатель, журналист, публицист, доктор юриспруденции. В 1915г. Вегнер призывается в армию фон дер Гольца в качестве лейтенанта санитарной службы. Был очевидцем геноцида армянского народа в Турции в годы первой мировой войны. В 1918г. Вегнер возвращается в Германию, привозя с собой 2 тысячи фотоснимков о резне армян, которые сделал он сам. Под редакцией Вегнера с января 1919г. издается журнал «Восток», в котором публикуются многочисленные политические и литературные произведения.
В 1919г. Вегнер печатает свое знаменитое письмо президенту США Вильсону, в котором, описывая страдания армянского народа, требует справедливого решения судьбы армян, предоставления им возможности свободной жизни на их родине. Это письмо публикуется в самой распространенной в Германии газете «Берлинер Тагеблатт» и перепечатывается во всех немецкоязычных газетах, переводится на французский, английский, итальянский, испанский и другие языки.
В августе 1933г. гестапо арестовывает Вегнера, Причина — написанное с бурным возмущением открытое письмо против Гитлера. После многих лет мучений ъ фашистских застенках и скитаний по многим странам с июня 1944г. он находит пристанище в Италии.
Вегнер много сделал для разоблачения преступных планов и варварских действий младотурок в отношении армянского народа. В 1968г. он во второй раз посетил Армению.
Профессор С. Степанян написал Вегнеру письмо 17 августа 1970г. с просьбой оказать ему помощь в составлении сборника германских материалов о геноциде армян в годы первой мировой войны в Османской империи. Отрывки его ответа представляют определенный интерес.


Армии Т. Вегнер
Каза дей Пеллегрии
Виз делла Пурификационе
77 00187 Рим/Италия
тел. 471323
Рим, 3 сентября 1970г.

«Дорогой г-н Степанян, Ваше письмо из Еревана... я получил лишь вчера. Сердечно благодарю Вас за то внимание, которое Вы уделяете мне и моей многолетней деятельности в пользу Армении. Я охотно готов Вам помочь в этом деле и подобрать весь материал, необходимый для этого. Но, к сожалению, я вынужден просить Вас потерпеть. В настоящий момент у меня нет секретарши, а новую я смогу принять лишь в октябре, так как каникулы изза жары продлены до конца сентября. К тому же я только что возвратился в Рим и перегружен работой. Кстати, большинство материалов на немецком языке следующие:

1) Мое открытое письмо американскому президенту Вудро Вильсону, написанное в январе 1919-го, о депортации армянского народа в пустыню, — свидетельство очевидца, которое я сам пережил в сирийской пустыне. Это напоминание о мирных переговорах в Париже было опубликовано в & Берлинер Тагеблатт», вручено в Париже американскому президенту лично и опубликовано в Германии в разных печатных изданиях;

2) «Крик с Арарата», 1922г., специальный выпуск журнала «Ди нойе генерацией» («Новое поколение»), изтачае-мого пацифистом Хелене Штекер;

3) «Огненный шар», моя собственная статья, которая начинается словами: Когда смотришь назад, то все кажется предначертанным заранее. В ней описывается, как я, будучи уже десятилетним мальчиком, узнал из статьи в газете «Берлинер Тагеблатт» о зверствах против армян со стороны Абдула Гамида в 1895-1896 гг., и это оказало на меня такое впечатление, что я на всю жизнь запомнил
об этом;

4) Моя книга о России «Пять пальцев над тобой», написанная в 1928 году, которая вышла в свет в 1929 или 1930 году в немецком издательстве в Штутгарте. В ней содержится также описание моего пребывания в Армении зимой 1928/29г., а также указана причина, почему я вступил в Коммунистическую партию Германии;

5) Опубликованное мной в 1921 году в издательстве «Немецкое издательское общество по вопросам политики и истории» «Судебное дело Талаата-пашн», в котором убийца главного виновника армянской депортации Талаата-паши оправдан немецким судом в Берлине Эта ккига особенно важна для тогдашней позиции Германии;

6) «Палатка», вышедшая в Немецкой книжной гильдии в 1926 году, содержит написанный мной армянский рассказ «Казначей»;

7) «Мальчик Гусейн» («Новеллы о Турции»), содержит, кроме «Казначея», прекрасный рассказ о судьбе молодой армянской матери. «Вторжение в женскую баню», рассказ вышел в свет в начале 20-х годов также в «Берлинер Тагеблатт» (в виде книги вышел в 1921 году в издательстве «Сибилле», позднее «Дойче Ферлаганштальт»);

8) Вышеупомянутый рассказ «Вторжение в женскую баню» вышел в свет вместе с написанной мной турецкой новеллой о судьбе турецкого солдата, вышел в свет также в русском переводе в русском народном издательстве «Университас» (маленькие синие тетради) в 20-х годах в Москве;

9) Очень важным является жалоба «Армянской матери», написанная еще в 1916 году в Багдаде, о несчастной судьбе армянской матери. Переведена на русский язык переводчиком Микаеляном, проживающим в Ереване, и опубликована в 1965 году (?) в одной из армянских газет в Ереване;

10) «Добрый свет» — статья о судьбе армян в память о пятидесятилетней годовщине депортации, а также пробуждении армянского народа; написана в 1965 году, вышла в свет в армянской прессе со снимками, сделанными мной в Бейруте. Западногерманские газеты отказались печатать их, она была опубликована в 1966 году с двумя снимками в «Вельтвохе» в Швейцарии... Этим я должен сегодня ограничиться.

Прошу срочно сообщить мне, получили ли Вы это письмо.
С дружеским приветом Ваш Армии Т. Вегнер».

ВЕРНЕР ЭРНЕСТ — известный востоковед, доктор, профессор, заведующий отделением балканистики Лейпцигского университета. Имеет ряд работ по истории Турции и по геноциду армян в Османской империи: «Пантюркизм и некоторые тенденции современной турецкой историографии» («Вестник общественных наук» Академии наук Армянской ССР, 1966, № 6) «Турция между Тройственным союзом и Антантой в 1914г. Иллюзии и действительностьна берегах Босфора» («Вестник общественных наук» Академии наук Армянской ССР, 1970, № 7). В 1973г. в ГДР появилась его работа под названием: «Армянские ужасы 1915-1916 гг. — армянская ли выдумка?»

ВЕРФЕЛЬ ФРАНЦ (1S90-1945) — родился в Праге, австрийский лясатель, один из основателей экспрессионизма, автор широко чзвесгного романа «Сорок дней Муса дата» (1934), посвященного героической самообороне армян у побережья Средиземного моря. Книга неоднократно издавалась на десятках языков и большими тиражами.

ВИЛЬГЕЛЬМ II (1859-1941) — король Пруссии и император Германии (1888-1918), вдохновитель германского империализма. Дважды посетил Константинополь Один из активных инициаторов развязывания первой мировой войны, поддерживал младотурецкую политику геноцида армянского народа в годы первой мировой войны. Низложен в ходе ноябрьской революции в 1918г. и бежал в Нидерланды.

ВИЛЬСОН ВУДРО ТОМАС (1856-1924) — президент США от демократической партии (1913-1921). В начале 1918г. выступил с 14 пунктами устройства послевоенного мира под эгидой США. Возглавил делегацию США на Парижской мирной конференции (1919-1920). Сенат США под давлением республиканской партии, а также при поддержке Германии и османской Турции отклонил Версальский мирный договор.

ГЕРМАНО-АРМЯНСКОЕ ОБЩЕСТВО — в 1890-х годах в результате геноцида армянского народа в Османской империи было убито около 500 тысяч человек, что не могло остаться вне поля зрения передовой мировой общественности. Видные деятели передовой интеллигенции различных стран осудили варварские избиения армянского народа. В Германии было создано два общества солидарности с армянским народом. Одно во Франкфурте-на-Майне по инициативе Эрнеста Лохмана, второе — во Фриздорфе под руководством доктора Иоганнеса Лепсиуса. Эти общества основали в Западной Армении ряд детских приютов. Кроме приютов- для сирот. И. Лепсиус основал в городе Урфе ковроткацкую фабрику, где работали армянские вдовы.
Деятельность И. Лепсиуса, направленная на защиту армян, преследовала цель создания германо-армянского общества, которое помогло бы западным армянам в разрешении их проблем. 29 марта 1913г. в Берлине состоялось совещание, в котором участвовали представители организаций, помогающих западным армянам. Совещание, которым руководил И. Лепсиус, приняло воззвание о создании германо-армянского общества. Под воззванием поставили свои подписи: доктор И. Лепсиус, профессора И. Маркварт, Раден, доктора П. Рорбах, Дж. Гринфильд, пастор Э. Штир, поэт А. Исаакян.
В июне 1914г. в Берлине состоялось первое заседание новосозданного германо-армянского общества, на котором председателем был избран И. Лепсиус, заместителями доктора П. Рорбах и Дж. Гринфильд, делопроизводителями — Э. Штир и А. Исаакян. На заседании определяются задачи общества, сводящиеся к германо-армянским культурным связям, расширению и развитию личных контактов немецких и армянских деятелей. Летом 1914г. вышел в свет ежемесячник общества «Месроп», на немецком и армянском языках (только один номер).
Вскоре перед германо-армянским обществом возникли задачи и политического характера. С момента возникновения общества германская дипломатия преследовала цель использовать его в своих интересах. Так, в Константинополе германское посольство предложило руководству общества повлиять на западных армян, чтобы те приняли бы лояльную позицию к турецкому правительству. Руководство общества согласилось с этим предложением, однако выдвинуло одно условие, согласно которому германское правительство должно было дать официальные гарантии в деле осуществления, по окончании войны, вышеуказанных реформ в Западной Армении. Под этим обязательством подписался помощник секретаря министра иностранных дел Германии Циммерман, в котором просят пресечь геноцид армян.
В годы первой мировой войны складываются тяжелейшие условия для деятельности общества. И. Лепсиус едет в Константинополь, где настоятельно добивается встречи с Энвером-пашой, которого просит прекратить массовое истребление армянского народа, на что получает категорический отказ. Вернувшись в Берлин, И. Лепсиус на заседании общества от 9 октября 1915г. делает сообщение о геноциде западных армян, их насильственном переселении и депортации. Участники собрания направляют письмо канцлеру Германии. Ответ канцлера Германии не стал препоной геноциду армян. Однако И. Лепсиус прибегает к большой смелости: пишет и публикует книгу на 302 страницах «Докладная о положении армянского народа в Турции». Позже она вышла под названием «Смертельный рок армянского народа». Публикация книги дала возможность передовой немецкой и мировой общественности создать более точное представление об имевших место кровопролитиях в Западной Армении. 27 апреля 1918г. общество направило специальное заявление в рейхстаг, в котором вновь отмечалась необходимость решительных мер со стороны Германии, направленных на прекращение геноцида армян И на этот раз просьба общества осталась невыполненной.
Одним из важных итогов деятельности общества явилось обращение его руководителей от 14 октября 1918г. к государственному секретарю МИД Германии, доктору Зольфу и вопросом о публикации официальных материалов по армянскому вопросу. И. Лепсиусу предоставляется большая часть документов МИД, касающихся Армении и западных армян. Он публикует эти материалы объемистой книгой под названием «Германия и Армения в 1914-1918 гг.», Сборник раскрывает причины геноцида западных армян, явственно разоблачает позицию руководителей кайзеровской Германии в армянском вопросе.

ГЕКАЛЬП МУХАМЕД ЗИЯ (1876-1924) — видный деятель младотурецкой партии, один из идеологов панисламизма, тюркизма и пантюркизма. После поражения Турции в первой мировой войне был сослан на Мальту, осужден султанским военным трибуналом как соучастник массового истребления западных армян.

ГИББОНС ГЕРБЕРТ АДАМС (1880-1934) — доктор философии, американский