З Е М Л Я И Л Ю Д И
А.Н.Долгих
КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС В КОМИТЕТЕ 6 ДЕКАБРЯ 1826 ГОДА
(Продолжение. Начало см. в №№ 1 и 2 за 2002 г.)
Возвращаясь к истории деятельности Комитета 6 декабря 1826 г., отметим, что первоначально крестьянский вопрос не был поставлен на его обсуждение, а в программе действий, изложенной в записке Николая I, по всей видимости совпадавшей с предложениями В.П.Кочубея, стояли лишь вопросы государственного управления. Поводом для возбуждения крестьянского вопроса здесь послужила записка императора, датируемая апрелем 1827 г. В ней предлагались следующие меры: «1) Запретить продавать имения, называя число душ, не оговаривая число десятин и угодий. 2) В банки принимать имения в заклад душами, а тоже десятинами и прочими угодьями, вовсе не говоря про души. 3) Сделать особую ревизию одним дворовым людям. 4) После сей ревизии издать указ, запрещающий брать из крестьян в дворовые. 5) С дворовых людей платить тройные подушные» 1.
Основным содержанием записки и предложений монарха являлось ограничение числа дворовых людей, существование которых объективно было невыгодно дворянству. В ответ на это послание императора граф В.П.Кочубей обратился за разъяснениями и получил отзыв: «Его Величество обратил на предмет сей особенное внимание по случаю бывшего недавно на рассмотрении Его дела о продаже двух или трех человек дворовых одного чиновника по казенному взысканию. Участь людей, таким образом продаваемых, — отмечал император, — никому не может быть равнодушна, и Его Величество, изъяснив мысль свою, желает, чтобы Комитет рассмотрел, какими бы средствами подобное зло могло быть пресечено?» Итак, Николай I высказался определённо за запрет продажи крепостных без земли, дополнив предложения, изложенные им в прежней записке Комитету.
25 апреля 1827 г. члены Комитета, обсудив предложения императора, постановили привлечь для изучения вопроса материалы существовавшего законодательства и все известные дворянские проекты прежнего царствования. Так, например, на заседании 18 мая 1827 г., где присутствовали Кочубей, Голицын и Сперанский (а сохранившийся в фонде Паниных-Блудовых в РГАДА протокол этого заседания, написанный, видимо, Д.Н.Блудовым, с карандашными исправлениями и пометками Сперанского, даёт нам редкую возможность поближе заглянуть в дела Комитета, что не всегда возможно сделать по журналам, в частности, узнать о присутствии тех или иных членов Комитета на заседаниях, а также о самом процессе рассмотрения ряда вопросов и дворянских проектов, что не отмечено в опубликованных журналах), были рассмотрены проекты статс-секретаря т.с. Н.Н.Муравьева, в частности, проект о награждении заслуженных чиновников казёнными деревнями при сохранении за крестьянами свободного статуса, указной пропорции земли и выплатой ими небольшой суммы помещику, отклоненный Комитетом по соображениям «великих издержек» и малого количества земли, достававшейся помещику 2. Надо сказать, что заседания Комитета, где рассматривался крестьянский вопрос, были окутаны ещё большей тайной, чем все прочие заседания, а на журналах ставился гриф «Секретно». Правительство опасалось разглашения сведений о процессе обсуждения столь чувствительной проблемы.
Вскоре председатель Комитета обратился к императору со специальной докладной запиской. Хотя запрещение продажи крестьян и дворовых без земли, по его мнению, и являлось необходимой мерой, но так как многим дворянам оно могло показаться стесняющим их права, то нужно, считал Кочубей, издать закон по этому вопросу вместе с другими, касающимися всех сословий государства, чтобы «опубликованием в одно время разных постановлений внимание общее обратилось бы на все из них, а не на часть, на такое узаконение, которое объемлет только пользы одного класса». Исходя из этого, он предлагал включить в этот будущий закон вопрос об ограничении допуска в потомственное дворянство лицам других сословий, учредить потомственное гражданство или среднее сословие, улучшить положение духовенства и т.д. Автор записки предлагал также ряд мер в отношении крепостных, кроме тех, о которых говорилось в записке императора. Так, он высказывался за исправление положения о торговле крестьян, за введение правильного распределения земских повинностей. Меры эти касались всего крестьянства, а не только крепостных. Таким образом, Кочубей предлагал перенести центр тяжести преобразований с крепостных на все сословия, считая, что это даст возможность пройти закону в жизнь и отвратит в некоторой степени оппозицию консервативного дворянства. Император согласился с предложениями графа Кочубея, а в заседании 31 августа 1827 года они нашли поддержку в Комитете.
Представляется неверной оценка этих предложений Кочубея и позиции Комитета, изложенная в работе М.А.Рахматуллина. Он полагает, и эта идея выглядит отнюдь не новой для отечественной историографии, что предложения представляли собой своеобразную консервативную оппозицию пожеланиям самого монарха, считая к тому же надуманным довод Комитета об опасности крестьянских волнений в случае обнародования лишь одного закона, направленного на улучшение положения крепостных. Члены Комитета в большинстве своём, и, прежде всего, его председатель и М.М.Сперанский, не были ярыми крепостниками. В этом случае они стали бы всячески тормозить решение крестьянского вопроса, что в действительности не произошло. Но, с другой стороны, они были реальными политиками и поэтому предлагали даровать и дворянству некоторые льготы, чтобы уменьшить его оппозицию новому закону. А об опасности крестьянских волнений вследствие дарования крепостным некоторых новых прав или ограничения прав помещиков над ними законодатели постоянно задумывались. Так было, например, при обсуждении в Государственном совете в 1820 году вопроса о продаже крестьян без земли 3. И опасность эта была весьма реальной.
На заседании 31 августа была прочитана записка М.М.Сперанского, составленная по повелению императора и исходившая из его предложений в отношении крепостных. Эта записка находится ныне в фонде Комитета 6 декабря 1826 г. в РГИА, была опубликована с незначительными пропусками Н.Калачёвым в 1859 г., а также в сокращённом варианте П.И.Бартеневым в 1872 г. Сравнивая её содержание с замечаниями, которые последовали на неё в Комитете, можно отметить, что известный нам экземпляр не являлся первоначальным. По всей видимости, первый вариант подвергся переработке в Комитете и не дошёл до нас.
В ней выделяеются три основных временных пласта, прежде всего, в заключительной её части, где говорится о мерах, которые нужно принять в отношении крепостных. Самый ранний пласт представлен замечаниями о необходимости ликвидировать существующие стеснения в отпуске на волю крестьян с землёй и без неё, о взимании с помещиков тройной подушной подати за дворовых. О необходимости реформы государственной деревни, как предварительной меры до реформы в отношении помещичьих крестьян. Эти три положения подверглись впоследствии переработке и были представлены на обсуждение Комитета вместе с остальными (пункты 1 — 3, 5 — 7, 10 — 16 и составляют вкупе сними второй временной пласт. Третий пласт представляют пункты 4, 8 и 9, исправленные в тексте записки по замечаниям Комитета, последовавшим на заседании 19 сентября 1827 г. Таким образом, сохранившийся вариант записки не является первоначальным, но мы всё же попытаемся по косвенным признакам определить первоначальное содержание.
Автор записки не ставил своей конечной целью полное уничтожение крепостного права. В основу был положен план перевода крестьян из крепостного права «по лицу» в право «по земле». Меры, которые должны были привести к этому, подразделялись на «первоначальные и основные» и последующие — «постоянные». Рассмотрим первые из них. М.М.Сперанский предполагал провести ряд реформ в отношении дворовых людей, целью которых являлось бы сокращение их числа, ведь для помещиков «толпы» их с потомством становились «день ото дня тягостнее и несноснее». Для достижения этой цели необходимо было, по его мнению, вернуться к первоначальному состоянию крепостного права, когда холопы и крестьяне были отделены друг от друга; а для этого в ближайшее время провести перепись дворовых отдельно от крестьян. Дворовые должны приписываться или к деревням тех дворян, которым принадлежат, или по городам в служебные цехи. Подушную подать за дворовых, приписанных к деревням, должны теперь платить помещики, а не сами крестьяне. Размер подушной подати за дворовых утраивался по сравнению с существующим и в соответствие с предложением императора. Рекрутская повинность дворовыми должна теперь также исполняться отдельно от крестьян, причём запрещалось ставить вместо дворовых в рекруты крестьян, но разрешалась обратная замена.
Запрещался перевод крестьян в дворовые, но разрешался обратный перевод с тем условием, чтобы дворовый в течение одного года был действительно поселён в деревне. Запрещался также перевод дворовых в крестьяне под предлогом употребления их на фабриках и заводах владельцев. Подтверждалось право отпуска дворовых на волю с уплатой выкупа или на других условиях, но всегда в них должна была быть означена «капитальная сумма», по выплате которой они получали свободу в любом случае. Отпущенные на волю дворовые должны были в течение года «избрать род жизни», а помещик лишь за этот год должен был платить за них подати. В случае приписки в указанный срок к какому-нибудь обществу они освобождались ещё на год от всяких податей. Со дня издания закона запрещались любые продажи и залоги дворовых, но оставались в силе уже совершённые. Подтверждались все меры наказания дворовых за неповиновение помещикам. За нарушение данных положений, в частности, за неправильный перевод дворовых в крестьяне, они получали свободу.
В отношении собственно крестьян предлагалось следующее. Запрещалась их продажа без земли, с малым её количеством, а также в том случае, если в результате у крестьян, оставшихся в деревне, оказывалось меньше земли на двор, чем было до того; но все продажи, совершённые до издания закона, оставались в силе. Запрещалась также продажа крестьян на своз, но разрешалось помещику переводить собственных крестьян на другие принадлежащие ему земли. Во всех случаях продажи людей запрещалось раздробление крестьянских семейств.
Эти первоначальные меры, по мнению Сперанского, должны были привести к следующему: «1) Они обратят крепостное право на крестьян в прежнее его законное положение, то есть сделают их крепкими владельцу по земле, а не по лицу; прекратят личную продажу их в виде собственности и движимого имущества; уничтожат то унизительное понятие, какое внутри и вне России имеют о рабстве крестьян; 2) состояние дворовых людей само собою и нечувствительно прекратится; часть их обратится в крестьянство, другая отпущена будет на волю, с одной стороны, по удобству, какое вновь к сему открывается, а с другой, по затруднениям в продаже и по тройной подати, которую после ревизии на них определить предполагается».
Но эти меры, по мнению автора, не решат вопрос до конца. Единственным способом реального улучшения положения крестьян является «определение всех крестьянских работ и повинностей договором». Для достижения этой цели автор предлагает несколько средств. Во-первых, улучшить положение казённых крестьян, а потом использовать их новое устройство как пример для помещичьей деревни. «Отношения помещичьих крестьян к владельцам земли должны быть почти те же, как и крестьян казенных к казне». В качестве предварительных мер должно быть улучшено устройство земского управления, а также установлен «лучший распорядок в увольнении крестьян».
Затруднения при личном увольнении крестьян, существовавшие в законодательстве, заключались в том, что помещик обязан был платить подати за отпущенных крестьян до ревизии, а сами они не могли быть приняты в мещанские и крестьянские общества без их согласия. Увольнение с землёй также имело свои недостатки: нельзя было увольнять крестьян по духовным завещаниям, а также целыми деревнями так, чтобы они получали личную свободу, а земля бы отдавалась им внаём по договорам; также нельзя было крестьян, отпущенных на волю одним помещиком, принимать и поселять на земли другого с оброком по договору. По мнению Сперанского, устранение всех этих стеснений послужит «наилучшею мерою постепенного перехода из крепостных в свободное состояние». Таково содержание записки Сперанского, представленной в Комитет 6 декабря 1826 г. 4
Наиболее яркая и вместе с тем резкая характеристика плана Сперанского дается А.А.Кизеветтером. Он писал: «Все сознавали, что реформа уже стучится в двери русской жизни, но никто не отваживался на то, чтоб раз навсегда настежь распахнуть эти двери; всех пугал призрак какого-то неминуемого общегосударственного потрясения; и вот робкая мысль тогдашних политиков цеплялась за полумеры, за видимые уступки неизбежной необходимости, при которых однако все могло бы остаться в сущности по-старому. Отдалить назревшую реформу в неопределенное будущее — вот к чему сводилась заветная мечта государственных деятелей второй четверти ХIХ ст. Эту мечту с обычной ясностью и изящной отточенностью мысли изложил в Комитете 1826 г. граф Сперанский… И снова ему пришлось сделаться редактором несбыточных надежд; только прежде он редактировал мечтания о реформах, которые не пришлось осуществить, теперь он редактировал мечты о возможной отсрочке реформы, которую нельзя было предотвратить» 5.
Действительно, план крестьянской реформы по Сперанскому был достаточно умеренным, носил половинчатый характер, откладывал окончательное решение вопроса на значительный срок. Предложения о ликвидации личного рабства при сохранении за помещиками земли отражали взгляды передовых помещиков России, но противоречили интересам основной их массы. В то же время они не противоречили воззрениям Николая I. Свидетельством этого стал поздний указ об обязанных крестьянах 1842 г., повторявший, в основном, идеи Сперанского 1827 г. 6 Вместе с тем, проект был довольно неопределённым, расплывчатым. Так, согласно ему, запрещалась продажа крестьян без земли, но не определялись наказания за нарушение этого закона и др. С другой стороны, осуществление даже такого куцего проекта могло реально улучшить положение крепостных, одновременно смягчив остроту крестьянского вопроса в стране.
Проект М.М.Сперанского обсуждался в Комитете 19 и 28 сентября 1827 г. и претерпел некоторые изменения. Был уменьшен размер подати, которую должен был помещик платить за дворовых. Члены Комитета посчитали возможным сократить её на одну треть, так как, по их мнению, «было бы несправедливо при начале действия предначертываемых мер излишне обременять такою прибавочною податью помещиков, которые часто против воли своей имеют множество слуг сего рода». Комитет одобрил мысль Сперанского о приписке дворовых к служебным цехам в городах, предложив также, чтобы единожды приписанные в такие цехи дворовые не могли впоследствии быть причислены к деревням. Дворовые также не могли переходить во владение другого рода, но разрешалась лишь передача их по наследству. Комитет изменил наказания за перевод крестьян во двор, который запрещался данным проектом. Сперанский предлагал освобождать в этом случае крестьян, но остальные члены Комитета высказались за назначение в этой ситуации штрафа с помещиков в размере 500 рублей и выплаты ими двойных податей за крепостных до ревизии. Также было уменьшено наказание за продажу крестьян на своз.
Наиболее значительные перемены в проекте были связаны с планом освобождения крестьян. Комитет полностью поддержал идею Сперанского о необходимости реформы казённой деревни как первого шага к будущей реформе помещичьей деревни. Было предложено, чтобы отпущенные на волю крестьяне могли приписываться к мещанским или крестьянским обществам, но последние не были бы обязаны предоставлять им землю. Но даже с такими оговорками принятие такого предложения Сперанского Комитетом позволило бы отпускаемым на волю крестьянам более свободно «избирать род жизни».
Комитет подробно остановился на новом способе увольнения крестьян в вольные хлебопашцы. Согласно новому проекту, крестьяне, получая свободу, в этом случае оставались бы на своих землях и по договору обязаны были платить помещику оброк натурой или деньгами и исполнять барщину и, кроме того, не могли покинуть земель, которые по договору имели в своём исключительном пользовании. В журнале Комитета не определялся срок, на который могли заключаться подобные договоры. В отношении увольнения крестьян в вольные хлебопашцы Комитет также внёс существенное добавление, предлагая оставить в силе прежнее запрещение отпуска крестьян на волю по духовным завещаниям, считая, что это вызовет «важные злоупотребления». Проект Комитета носил более консервативный характер, но был значительно подробнее разработан, чем у Сперанского.
На заседании 9 ноября члены Комитета, сделав ещё несколько замечаний по проекту закона о состояниях, в который вошли и несколько статей о крестьянах и дворовых, завершили обсуждение, остановившись на некоторых вопросах, связанных с проведением закона в жизнь. Отвечая на вопрос, «полезны ли предполагаемые изменения в существующем ныне устройстве государственных состояний», члены Комитета признали их «полезными и нужными», так как «новый закон, охраняя существенные права всех состояний и не давая никаких прав политических, оградит дворянство от неприятного и вредного государству прилива разночинцев, будет прочным основанием среднего состояния, под наименованием гражданства. Умножит число вольных землевладельцев, убавляя притом постепенно число дворовых, наконец, пресечет постыдную продажу крепостных людей без земли».
Говоря о «благовременности» и форме издания закона они не решились взять на себя смелость утвердительно ответить на эти вопросы, «не имея полного сведения о делах политических», и постановили представить их на усмотрение императора. Таким образом, Комитет устранился от дачи каких-либо рекомендаций о времени и форме издания закона, полагая, что высшей власти виднее, когда и как приступить к этому.
13 ноября Комитет на своём заседании полностью одобрил подготовленный проект и передал его на утверждение Николая I. 16 ноября Комитету было объявлено, что император в целом одобрил проект, представив некоторые замечания. Они касались вопроса об учреждении состояния вольных земледельцев. Император усомнился в целесообразности создания новой категории лично свободного крестьянства, полагая, что «существуют уже свободные хлебопашцы, и увольняемые помещичьи крестьяне могут, сверх того, приписываться к казенным или удельным имениям, или же к обществам мещанским».
Члены Комитета постановили составить по этому вопросу специальную записку. Говоря в ней о неудаче закона 1803 г. о вольных хлебопашцах (за 1803 — 1827 гг. по нему получили свободу лишь 37000 душ), они указывали, что причиной этого было наделение крестьян в собственность господской землею, что не устраивало помещиков и что в перспективе могло привести к обезземеливанию дворянства. Не высказываясь прямо против этого закона, Комитет предложил сделать упор на безземельное освобождение, никак не ограничивая его способы, предоставляя последнее взаимным договорам помещиков и крестьян. Члены Комитета считали, что подобное решение отражает интересы обеих сторон, а также «может предупредить беспорядки и обеспечить казну в сборе податей и в исполнении рекрутской повинности». Император одобрил предложения, и 20 ноября Комитету было объявлено, что в скором времени проект закона о состояниях поступит на рассмотрение Государственного совета. Члены Комитета высказались также за то, чтобы проект был отправлен в Совет лишь тогда, когда уже будет принято решение опубликовать закон на этот счёт по крайней мере через месяц, «дабы избежать различных толков, неудовольствий дворянства и крестьянских волнений», с чем согласился и император 7.
Но проект дополнительного закона о состояниях не был вынесён на обсуждение Государственного совета ни в 1827, ни в 1828 году. На наш взгляд, это было связано с тем, что Совет 28 июня 1827 года не одобрил предложения министра финансов Е.Ф.Канкрина об издании в связи с коронацией Николая I манифеста об учреждении временного и наследственного гражданства. Предложения Канкрина во многом совпадали с мыслями Комитета 6 декабря, предполагавшего распространить на купцов и фабрикантов гражданские права дворянства, за исключением права владения крепостными 8. А ведь по мысли Комитета, реформы, улучшавшие положение крепостных, должны были последовать вместе с другими указами, расширявшими права других сословий или «состояний», по терминологии того времени, в том числе и городских. Решение же Совета, отложившего издание закона о гражданстве, побудило Комитет пересмотреть соответствующие положения проекта закона о состояниях. Во всяком случае, неодобрение части проектируемого закона не могло способствовать скорому принятию его в целом.
На протяжении 1828 г. Комитет, в основном, занимался делами государственного управления и только в 1829 г. вернулся вновь к закону о состояниях, в частности, в особо интересующей нас части о крепостных. Предыстория этого выглядит следующим образом. Ещё в 1827 г. Николай 1 предложил Совету решить вопрос о том, можно ли допускать продажу людей за долги помещиков? Совет, признавая, что разрешение этого частного вопроса зависит от решения более общего — можно ли вообще продавать людей без земли, приступил к его рассмотрению в Соединённых департаментах законов и государственной экономии. Рассмотрение этого дела вызвало в Совете разногласия. Так, И.В.Тутолмин, соглашаясь на запрещение продажи крепостных без земли, предложил допустить в некоторых случаях продажу крестьян на своз, что позволило бы небогатым помещикам избавляться от ненужных им слуг и крестьян при малом количестве земли в имении. Высказываясь за запрещение раздробления семейств при продажах крепостных, Тутолмин также предлагал предоставить лицам, имеющим право владеть фабриками и заводами, покупать крепостных по законам. В.И.Семевский считал, что здесь речь шла о распространении на эти категории населения права владеть крепостными на помещичьем праве. Тутолмин высказался также за запрещение приписывать дворовых к домам владельцев.
В связи с рассмотрением данного вопроса председательствующий на заседании князь А.Б.Куракин подал свой проект его решения. Куракин предложил отделить дворовых от крестьян; наложить на них повышенную подать, которую должен платить помещик; разрешить брать в рекруты дворовых вместо крестьян; запретить после ревизии брать крестьян во двор; запретить продажу крестьян без земли, за исключением продажи на своз под наблюдением правительственных органов с дарованием крестьянам годовой льготы от всех податей. Продажа дворовых разрешалась, но с тем, чтобы их купившие «спустя определенное время» давали им свободу. В случае продаж за казённые долги, дворовых предлагалось брать в казну, выплачивая помещику соответствующее вознаграждение. По частным взысканиям продажа людей оставалась в прежнем состоянии. Во всех случаях продаж запрещалось раздробление семейств крестьян, причём в случае нарушения этой нормы крепостные должны были получать свободу. Запрещалось на будущее обращать какие-нибудь взыскания на имения, состоящие из одних дворовых. Проект Куракина, на наш взгляд, может быть датирован временем после 20 апреля 1828 г., так как в нём упоминается как уже существующий Комитет о государственных крестьянах, открытый в тот день. Проект Куракина, совпадая в некоторых частях с мыслями членов Комитета 6 декабря 1826 г., был всё же более умеренным, так как оставлял лазейки для сохранения продажи крепостных без земли.
Впоследствии он был, по-видимому, переработан автором. Можно говорить лишь о том, что в новом его варианте продажа дворовых запрещена была вовсе, а запрещение продажи крестьян без земли было распространено и на взыскания по частным долгам помещиков. Кроме того, в проекте говорилось, что по прежним долгам правительство запретит продажу крепостных без земли, взяв их в казну. Это мнение поддержали в Совете М.М.Сперанский и граф Строганов 9.
Этот проект подвергся критике справа в двух записках неизвестного лица, указывавшего, что данные предложения стесняют права помещиков. Разделение крепостных на дворовых и крестьян, по автора мнению записок, ставит большие преграды крепостным в быту: некоторые семейства, часть из которых находится в дворовой службе, могут потерять связь между собой. Высказываясь против запрещения взятия крестьян во двор, автор апеллирует к сиротам, которых помещик берёт к себе и не даёт умереть с голоду. Отдельная рекрутская повинность с дворовых уменьшит число рекрут, так как помещики при первой же ревизии разделят свои имения между детьми, и в этом случае, как и в мелкопоместных имениях в отношении крестьян, по закону некого будет брать в рекруты из дворовых.
Высказываясь против запрещения продажи крепостных за долги помещиков, автор полагал, что данное правило «противно всякой справедливости, когда взять в уважение, что честный и заслуженный чиновник, имеющий на 5 тысяч услуги, должен томиться за 500 рублей в тюрьме от того только, что нет у него наличных денег». Куракин предлагал не продавать людей без земли за прежние долги помещиков, беря этих людей в казну. Но, указывал неизвестный нам автор записок, «как большая часть дворянских имений заложены в кредитных установлениях, то что будет делать Банк, Опекунский Совет и Приказы Общественного Призрения с дворовыми людьми, которые им достанутся, и число коих может быть весьма значительно. Им нет никакой возможности заведывать сими людьми, чтоб извлекать с них доход; они скажут, что им деньги надобны, а не услуга, которую нужно еще кормить и одевать, пока пристроена будет к местам».
Высказываясь против возвышения подати за дворовых, автор записки замечает: если таким образом Куракин стремился сократить их численность, то это ему не удастся, так как рождаемость среди дворовых выше крестьянской. Отмечая в заключение то, что запрещение продажи крестьян без земли опасно из-за потрясения дворянского права, а также из-за общего государственного банкротства, автор записки полагает достаточными запретить при продажах раздроблять семейства. Даруя крестьянам в таких случаях свободу, запретить брать их во двор, кроме сирот и девушек для выдачи замуж за дворовых; разрешить продажу крепостных без земли в случае отсутствия у помещика другого имущества при взыскании по частным или казённым долгам; разрешить продажу на своз под наблюдением правительства.
Высказаннаяч в записках позиция довольно реакционна, но она отражает мнение подавляющей части дворянства России. Хотя автор и высказывался за запрещение раздробления семейств крестьян при продажах их без земли, с другой стороны, фактически требует пересмотра существующего законодательства, запрещавшего, в частности, продажу крепостных без земли за казённые долги по указу 28 января 1798 г. 10
При обсуждении дела в Общем собрании Государственного совета 22 апреля 1829 г. его члены, отметив важность вопроса, «по слиянию частей правительственной, финансовой, права собственности и права наследственного», предложили поручить дальнейшее его рассмотрение особому Комитету. Император согласился с этим решением, и 23 июля 1829 г. повелел создать такой Комитет, в состав которого назначил В.П.Кочубея, М.М.Сперанского А.Н.Голицына, И.В.Васильчикова, П.А.Толстого и И.В.Тутолмина. Таким образом, в состав вошли все члены Комитета 6 декабря 1826 г., за исключением И.И.Дибича, из-за, скорее всего, его занятости, а также лицо, выступившее с особым мнением по данному вопросу в Совете 11.
Члены Комитета 6 декабря 1826 г. на своих заседаниях 20 и 23 октября договорились, чтобы и в новом Комитете придерживаться линии, принятой ещё в 1827 г. и сводящейся к изданию закона о продаже крепостных без земли только вместе с другими законами о состояниях 12.
Комитет 23 июля 1829 г. начал свою работу 17 ноября. Уже на первом заседании было принято решение о необходимости реформ в отношении крепостных. И.В.Тутолмин снял своё прежнее возражение по поводу разрешения в некоторых случаях продажи на своз, так как другие члены Комитета предложили вместо этого учредить городские служебные цехи и создать новый класс вольноотпущенных земледельцев, чтобы небогатые помещики могли избавляться от ненужных им людей.
На заседании 1 декабря Комитет рассмотрел доклад Сената о пояснении указа 28 января 1798 г. о взысканиях с помещиков по казённым долгам. Сенат полагал, что в таких случаях крепостных, знающих ремесла, нужно приписывать к казённым заводам и фабрикам, а остальных — к мещанским обществам или в звание рабочих людей с зачётом бывшему их владельцу.
Выслушав мнение Сената, Комитет счёл его предложения «неудобными», так как в этом случае допускалось раздробление семейств, а также по следующим причинам: «1) приписка к фабрикам и заводам могла бы привести к отягощению крестьян работой, к которой они не привыкли; 2)запись в цех рабочих людей практиковалась до этого времени некоторым образом в наказание за неплатеж податей или какие-либо проступки, но записывать в сей класс людей совершенно невинных лишь за одни взыскания или долги на их помещиках было бы противно всем правилам справедливости и указу 1823-го года, каким постановлено, дабы никто за вину другого наказываем не был». Кроме того, члены Комитета полагали, что многие мещанские общества и общества казённых крестьян не согласятся на приписку к ним этих людей.
Комитет 23 июля 1829 г. признал необходимым дополнить проект положения о дворовых людях несколькими статьями. Предложено было запретить продажу дворовых, не приписанных к деревням, а в случае её необходимости по частным или казённым долгам владельцев выплачивать кредиторам за них по 300 рублей за мужчину и 150 за женщину, зачитывая их в счёт помещичьего долга и предоставляя свободу с правом приписки к любому состоянию. Члены Комитета предложили издать эти постановления вместе с другими по тому же вопросу. Журнал Комитета по желанию императора был внесён на рассмотрение Совета. На этом Комитет 23 июля 1829 г. закончил свою работу 13.
Между тем Комитет 6 декабря 1826 г. продолжил обсуждение проекта Дополнительного закона о состояниях. В заседаниях 26 января 2 и 9 февраля 1830 г. было сделано несколько дополнений к проекту. В частности, было постановлено, чтобы ревизия, с которой начнётся отсчёт времени действия закона, была проведена спустя три года после его опубликования, «дабы всякий мог без затруднения сделать прежде все нужные, сообразные с новыми постановлениями, распоряжения». Таким образом, помещикам давался значительный срок для устройства нового порядка в их имениях.
На заседаниях 12 и 14 февраля рассматривался проект закона о запрещении раздробления недвижимых населённых дворянских имений. Был принят минимальный размер имения (100 душ), которое не должно было раздробляться ни в коем случае. По предложению князя И.В.Васильчикова Комитет принял решение об учреждении майоратов в имениях, где находилось не менее 1000 душ, причём это последнее положение, по мнению членов Комитета, могло быть издано отдельно от закона о состояниях. На этом Комитет 6 декабря 1826 г. завершил рассмотрение проекта закона и передал его в Государственный совет 14.
Подводя итоги деятельности Комитета 6 декабря 1826 г.. его председатель В.П.Кочубей отмечал в докладе императору 14 января 1830 г., что этим законом о состояниях «предначертаны меры для постепенного улучшения состяния крестьян и вообще крепостных в России». Новый закон, «охраняя существенные права всех состояний и не давая никаких прав политических, оградит дворянство от неприятного ему и вредного государству прилива разночинцев, будет прочным основанием среднего состояния под наименованием гражданства, умножит значительно и однакож не внезапно число вольных земледельцев, убавляя притом также постепенно число дворовых, а с сим вместе без потрясений и усилия, не подавая повода к беспорядкам, даже и лживым, иногда столь опасным толкам, пресечет постыдную продажу крепостных людей без земли». Одним из важных и надёжных средств для улучшения положения помещичьих крестьян должно стать «учреждение лучшего хозяйственного управления крестьян казенных. Такое управление, будучи и непосредственно полезно в отношении к поселянам, принадлежащим казне, послужило бы образцом для частных владельцев» 15.
Со своей стороны отметим, что деятельность Комитета 6 декабря 1826 г. увенчалась созданием проекта, ограничивавшего в некоторых чертах права помещиков на крепостных, что должно было, по мысли его авторов, ослабить остроту крестьянского вопроса в стране. Остановимся на анализе заключительного варианта проекта Дополнительного закона о состояниях, вышедшего из недр Комитета. В отношении других состояний государства проект предусматривал запрещение получать дворянство по чинам, улучшение положения сельских священнослужителей, получение почётного гражданства для личных дворян и купечества, а также весьма эфемерную возможность этого для мещан, обещание реформы управления государственной деревни.
В отношении крепостных предполагалось следующее. Помещикам запрещалось продавать крестьян без земли, в том числе на своз, а также закладывать, дарить, отдавать в приданое или по завещанию, но все продажи такого рода, сделанные до того времени, оставались в силе. За нарушение этого постановления помещик наказывался по законам, но свобода крестьянам не предоставлялась.
Помещик мог отныне отпускать крестьян на волю без земли, взыскав с них при увольнении и внеся за них подати в казну за столько лет, сколько осталось до ревизии, предполагавшейся через каждые 15 лет. Уволенные крестьяне могли в течение года приписаться к любому податному состоянию, не выплачивая до ревизии податей и в первые три года после причисления к другому состоянию не неся рекрутской повинности. Мещанские и крестьянские общества не могли отныне отказывать уволенным в приписке к ним, но и не были обязаны отвечать за них при уплате податей, а общества государственных крестьян не были обязаны предоставлять им земли. Уволенные таким образом крестьяне могли вступать в новый разряд вольноотпущенных земледельцев, покупать землю и селиться на ней, нанимать её у других или обрабатывать чужую землю по договору с владельцем, а также переселяться на другие земли с ведома Казённых палат.
Увольнение с землей предполагалось в двух видах. По-прежнему сохранялось за помещиками право увольнять крестьян в вольные хлебопашцы. Кроме того, устанавливалось новое правило, по которому помещик мог отпускать крестьян на волю с определённым количеством земли на основании добровольных условий, заключаемых обеими сторонами. По этим договорам крестьяне должны были платить ежегодный оброк деньгами или натурой или исполнять барщину за право пользования землями, которые находились в номинальной собственности помещика и который мог их отобрать по окончании срока действия договора. В этих условиях должна была быть означена «капитальная сумма», по выплате которой крестьянин получал бы полную свободу и мог уйти от помещика. В случае нарушения крестьянами этих договоров, они должны были возвращаться в крепостное состояние. Наказание для помещиков за нарушение договоров предусмотрено не было.
В отношении дворовых предлагалось следующее. При первой ревизии должна была последовать их отдельная перепись, причём отныне приписывать их должны были к населённым дворянским имениям, а при их отсутствии — к городским служебным цехам, из которых они уже не могли быть переведены в деревню. Подушную подать за них должны были платить сами владельцы, а не крестьяне, а размеры её увеличивались вдвое по сравнению с податью за крестьян. Рекрутскую повинность дворовые должны были исполнять отдельно от крестьян, и разрешалось ставить их в рекруты вместо последних, но не наоборот.
Запрещался перевод из крестьян в дворовые, но разрешался обратный — без раздробления семейств. Запрещалась на будущее продажа дворовых, разрешалась лишь их передача по наследству, но без перехода их в другой род и опять же раздробления семейств. В случае взыскания по частным и казённым долгам помещиков, предполагалось брать дворовых в казну с выплатой помещику или кредитору по 300 рублей за мужчину и 150 рублей за женщину (это же положение касалось и крестьян). Помещик мог отпускать их на свободу на любых условиях, но обязательно с означением в договоре суммы выкупа, после выплаты которой дворовый мог уйти от помещика и приписаться к любому податному состоянию. В случае неисправности в платежах по этим договорам, дворовые наказывались по законам, но не могли быть вновь обращены в крепостное состояние. Подтверждались обязанности крепостных за нарушение которых они могли быть подвергнуты «домашнему» или полицейскому наказанию, а также ссылке в Сибирь, в том числе и по воле помещиков.
Следует отметить разный подход в документе по отношению к крестьянам и дворовым. Если в отношении первых Комитет предполагал лишь незначительные улучшения в правовом положении, стремясь сохранить их в орбите крепостного права, то в отношении дворовых его линия была направлена на ограничение роста числа последних и последующую ликвидацию этого состояния крепостных. Такой разный подход был связан с объективной невыгодностью для помещиков существования этой категории крепостных. Не раз также в помещичьих кругах высказывалось мнение, что основные помещичьи злоупотребления и жестокости касались именно этой категории крепостного населения, и её ликвидация могла способствовать введению крепостного права в законные рамки. В проекте не предполагалось каких-либо изменений в отношении повинностей крестьян, за исключением подтверждения 3-дневного размера барщины, согласно манифесту Павла I от 5 апреля 1797 г. Показательно, что нормы павловского манифеста рассматривались как вполне положительные. И реформаторы той поры отталкивались от него, несмотря на то, что реальное восприятие этого акта было совсем иным — как благого пожелания. Это показывает и его последующая реализации в конкретных условиях России начала ХIХ века 16.
Линия Комитета 6 декабря 1826 г. отражала требования либеральной части русских помещиков, которые были непрочь дать крестьянам личную свободу при сохранении земли вместе с бывшими крестьянами в орбите своего влияния. Проект, вышедший из недр Комитета, был направлен на ограничение некоторых сторон крепостного права и находился в полном соответствии со взглядами Николая и тенденциями в правительственной политике в крестьянском вопросе в предшествующий период.
Дальнейшее обсуждение проекта Дополнительного закона о состояниях
перенесли в Государственный совет. Это было обычным правилом: решение важнейших государственных вопросов и разработка новых законодательных норм проходило, в основном, в этом высшем законосовещательном органе. Монарху было в данном случае важно выслушать и другие точки зрения на предполагаемые меры, в том числе и в отношении крепостных, и, возможно, соответствующим образом скорректировать проект. Обсуждение в Совете предполагало автоматическую отмену всякой секретности в этом деле, что, по мнению властей, было крайне нежелательно. Поэтому с членов Совета накануне обсуждения взяли подписку о неразглашении в обществе существа дела, находившегося на их рассмотрении 17.
6 марта 1830 г. состоялось первое чрезвычайное, то есть носившее тайный характер, заседание Общего собрания Государственного совета для обсуждения проекта Дополнительного закона о состояниях. Было постановлено, чтобы члены Совета, ознакомившись подробнее с проектом, представили в ближайшее же время свои замечания на него. Остановимся коротко на тех из них, которые касались посвящённых крепостным статей проекта.
Ряд членов Совета выступили против разделения крепостных на две категории (Е.Ф.Канкрин, В.С.Ланской, К.Ф.Толь, Д.И.Лобанов-Ростовский, К.В.Нессельроде), считая, что это создаст значительные трудности во взимании государственных податей и исполнении реркрутской повинности. Е.Ф.Канкрин и Г.А.Строганов выступили за более точное определение в проекте вопроса о крестьянских повинностях. Особенно следует отметить мнение Е.Ф.Канкрина, предлагавшего не говорить в проекте, что оброк может налагаться помещиками, так как правительство в некоторых случаях ограничивает чрезмерно высокие его ставки в отдельных имениях.
Члены Совета не высказались, за исключением В.С.Ланского, за сохранение продажи крестьян без земли, но вот Е.Ф.Канкрин и Н.С.Мордвинов протестовали против запрещения в проекте продажи крестьян на своз, считая таковую одним из способов сокращения крестьянского малоземелья, предлагая лишь ужесточить правительственный контроль за ней. За сохранение прежних оснований для продажи дворовых, кроме В.С.Ланского, высказался и Е.Ф.Канкрин, предлагая разрешить их переход только в руки помещиков, владевших населёнными имениями. Г.И.Вилламов выступил, наоборот, за более точное указание в проекте на запрещение продажи дворовых, в частности, принадлежащих беспоместным дворянам, о чём нечётко было сказано в проекте.
Е.Ф.Канкрин предложил ограничить права помещиков в наказании дворовых, так как это неоднократно приводило к злоупотреблениям. Он также выступил против учреждения «служебных цехов» для дворовых, что, по его мнению, создаст дополнительные трудности для правительства во взимании с них податей и исполнении рекрутчины. Оригинальным выглядит предложение Г.И.Вилламова о распространении права владения крепостными на чиновное гражданство, высшую категорию городского населения, которую предполагалось создать по проекту. Крестьяне в имениях, принадлежавших этим лицам, должны были получать личную свободу и выкупаться на волю на основании закона о вольных хлебопашцах.
В отношении отпуска крестьян на волю последовал ряд замечаний. Канкрин предлагал увеличить льготный от платы податей срок для отпускаемых на волю, а Н.С.Мордвинов — облегчение процедуры этого освобождения (без выплаты податей за весь срок до ревизии). Тот же Мордвинов выступил против одного из положений предложенного проектом учреждения нового класса вольноотпущенных земледельцев, считая необходимым ограничить срок действия договоров об этом между помещиками и крестьянами, так как, по его мнению, существование таких «вечных», по его терминологии, договоров приведёт (из-за роста доходности земли, а также по другим причинам) к многочисленным тяжбам между обеими сторонами. Г.А.Строганов предложил половину двойной подати с дворовых, установленной проектом, использовать для выкупа последних из помещичьего владения. К.Ф.Толь, К.В.Нессельроде и некоторые другие предлагали облегчить рекрутскую повинность с дворовых для мелкопоместных помещиков 18.
При анализе вышеназванных замечаний можно выделить несколько «политических платформ». Наиболее прогрессивными выглядят предложения Г.И.Вилламова и Г.А.Строганова, направленные на радикализацию проекта. Компромиссной позиции придерживался Е.Ф.Канкрин, поддерживая и улучшая отдельные части проекта и стремясь ограничить действие других. Более консервативными были предложения Н.С.Мордвинова. На крайне правом фланге находилась позиция В.С.Ланского, вообще отрицавшего необходимость реформ в отношении крепостного крестьянства.
24 марта состоялось заседание Общего собрания Совета, где обсуждались статьи проекта, связанные с крестьянством. Было признано необходимым исключить из манифеста (а весь проект Дополнительного закона о состояниях состоял из манифеста, в который входили, в частности, и статьи о крепостных, а также особого положения о дворовых людях и проекта указа об ограничении раздробления населённых дворянских имений) слова о том, что крестьяне могут «вместе работ» платить оброк. Эта фраза была исключена, как говорилось в журнале Совета, «в том убеждении, чтобы, когда у малоземельного помещика не случится господской работы, не возомнили крестьяне, что они не должны платить оброка, а имеют право требовать работы».
В отношении запрета продажи крестьян без земли было добавлено, что таковая запрещается и однодворцам. Были внесены некоторые изменения в порядок исполнения рекрутской повинности крестьянами, переходящими в состояние вольноотпущенных земледельцев (или вольных земледельцев), а также в отношении взимания с них податей. Наибольшая борьба на заседании развернулась по вопросу о продаже людей на своз. Ряд членов Общего собрания полагали возможным дозволить в некоторых случаях такую продажу, «как единственное средство к уравнительности народонаселения в России; что без сего в имении малоземельном страдать будет не один помещик от неполучения дохода с крестьян, но сами крестьяне, подвергаясь даже голоду…» На этом основании 11 членов Совета (Н.С.Мордвинов, князь П.М.Волконский, граф А.Н.Чернышев, князь К.А.Ливен, А.Д.Балашов, А.А.Закревский, А.З.Хитрово, Д.Н.Блудов, Д.В.Дашков, В.С.Ланской, князь А.А.Долгорукий) полагали в случаях, когда она несомненно выгодна крестьянам и при недостатке земель у помещика, такую продажу разрешить «под наблюдением начальства и с высочайшего разрешения» на основании правил, составление которых предлагалось поручить министру внутренних дел.
Министр финансов Канкрин допускал такое изъятие из правил в случае отсуждения от помещика земли, когда крестьяне должны быть сведены с неё. 16 членов Совета (великий князь Михаил Павлович, граф В.П.Кочубей, князь Д.И.Лобанов-Ростовский, князь А.Н.Голицын, князь Д.М.Голицын, князь А.С.Меншиков, М.М.Сперанский, Ф.И.Энгель, П.В.Голенищев-Кутузов, А.Я.Сукин, граф П.А.Толстой, И.В.Васильчиков, И.В.Тутолмин, С.С.Кушников, Г.И.Вилламов, А.Н.Оленин) полагали оставить проект в прежнем виде, чтобы не дать повода злоупотреблениям такой продажей.
Император согласился с мнением большинства, поддержав, таким образом, в очередной раз линию Комитета 6 декабря 1826 г. в отношении полного запрещения продажи крепостных без земли. Среди других вопросов на заседании обсуждалась проблема «вечных договоров» вольноотпущенных крестьян с их бывшими владельцами, против заключения которых выступил Н.С.Мордвинов. Общее собрание отклонило его возражения по этому поводу, произведя лишь незначительные изменения в соответствующей статье проекта.
27 марта состоялось заседание, посвящённое вопросу о дворовых. Накануне его Мордвинов подал своё мнение по данному вопросу. Он считал, что взыскание податей за дворовых с самих помещиков создаст большие трудности из-за частой смены ими места жительства. Также большие трудности в производстве рекрутских наборов представляли, по его мнению, отдельные рекрутские участки для дворовых. Мордвинов указывал, что проект был снисходительным в отношении к крестьянам и плохим — к дворовым. Но, отмечал член Совета, помещик скорее сдерёт с крестьян лишний оброк, чтобы откупиться от рекрутского набора, по которому берётся дворовый, чем будет отдавать его в рекруты за крестьян. Особенное его недовольство вызвала двойная подать, налагаемая на помещиков за дворовых. «Сей двойною податью налагается как бы опала на дворовых людей, и поелику платеж падает на самых помещиков, то не возмечтают ли они, что правительство включает их в число податных людей? Если же двойная подать с дворовых людей узаконяется в видах финансовых, то Россия обладает столь богатыми другими источниками, остающимися без прикосновения что сей скудный не заслуживал бы предпочтительного внимания». Не усматривая в проекте улучшения положения крепостных, он предложил отложить решение вопроса до тех времен, «когда предоставится возможность лучше согласовать оный с могущими впредь последовать переменами и во всех прочих сословиях народа, в степени просвещения, в избытке частных доходов и в изменении коренного закона о рабстве».
На заседании 27 марта возникло серьёзное разногласие по вопросу о служебных цехах для дворовых, не приписанных к деревням. Пять членов Совета (князь Д.И.Лобанов-Ростовский, князь А.С.Меншиков, князь А.А.Долгорукий, Ф.И.Энгель, князь П.М.Волконский) поддержали мнение Е.Ф.Канкрина о ненужности подобных цехов. Сам министр финансов, высказавшись, в отличие от прежнего своего мнения, за запрещение продажи дворовых, предлагал сохранить приписку их к городским домам и в случае отсутствия у владельца населённого имения не заводить цехов, но дома будут проданы, «то приписывать к деревням, а в случае невозможности, обеспечивать капиталами». 21 член Совета (великий князь Михаил Павлович, граф В.П.Кочубей, князь А.Н.Голицын, князь Д.М.Голицын, граф П.А.Толстой, М.М.Сперанский, П.В.Голенищев-Кутузов, А.Я.Сукин, И.В.Васильчиков, граф К.В.Нессельроде, граф А.Н.Черныщов, князь К.А.Ливен, А.А.Закревский. А.З.Хитрово, А.Д.Балашов, С.С.Кушников, И.В.Тутолмин, Г.И.Вилламов, А.Н.Оленин, Д.Н.Блудов, Д.В.Дашков) высказался за сохранение прежней редакции, подчёркивая, что «записка в цех ни с какой стороны не подтверждает рабства», на что указывал Е.Ф.Канкрин, но, напротив, устраняет мысль о нём «гласным воспрещением продажи дворовых людей; умолчать же об них в новом законе нельзя, потому что состояние сие существует в России и с известным всякому различием от крестьян».
Говоря в целом в защиту положений проекта о дворовых, эти члены Совета, а также присоединившиеся к ним при голосовании князь А.С.Меншиков, князь А.А.Долгорукий и Ф.И.Энгель, предложили внести в проект некоторые изменения. Так, было решено не увеличивать податей с дворовых, а также увеличить для отпущенных на волю срок для избрания рода жизни. Согласившись с большинством Общего собрания, император предложил обсудить ещё раз вопрос о служебных цехах.
Не согласившись с решением Совета о запрещении перехода из крестьян в дворовые, Н.С.Мордвинов подал на следующий день особое мнение. Он полагал, что в некоторых случаях запрещение это вредно и для крестьян, в особенности в отношении крестьянских сирот, о которых бы мог позаботиться помещик, взяв их во двор, а также в отношении детей крестьян, способных к наукам и искусствам.
Кроме того, указанное запрещение могло, по его мнению, тяжело отразиться на помещиках, когда у них не достанет дворовых при трудности найти слуг по вольному найму. Интересно одно из наблюдений Мордвинова. Оно показывает, к чему может привести осуществление закона, предложенного Совету. Мордвинов писал: «Может случиться, что помещик, обладающий многими сотнями крестьян, останется без услуги, самой для него важной и необходимой. Помещик, живущий в деревне, располагает по воле своей крестьянами на поле и в лесу — но во дворе своем он им не господин. Закон допущает крестьянину быть рабом, но не слугою. Сие великое различие в зависимости не поведет ли к тем последствиям, что крестьяне не пожелают быть во власти помещика на поле и в лесу?» Выдвигая различные аргументы против запрещения перевода крестьян в дворовые, Мордвинов полагал, что до ликвидации крепостного права отдельные частные меры не могут привести к существенному улучшению положения крепостных, и поэтому, хотя и не совсем логично, высказывался против таких мер. Особое мнение Мордвинова было рассмотрено императором, предложившим принять его замечание насчёт дозволения помещикам переводить в дворовые круглых сирот не старше 15 лет.
На заседании 29 марта 1830 г. было завершено обсуждение проекта. Среди других обсуждался вопрос об отпуске крестьян на волю по духовным завещаниям. Совет, «приняв во внимание подлоги, которые нередко случаются при составлении духовных в последние, так сказать, часы жизни человека, признает, что не должно допускать увольнения крестьян с землею по духовным завещаниям и в разряд вольноотпущенных земледельцев так же, как не допускает сие ныне закон о свободных хлебопашцах, и потому для отвращения всякого недоумения положил в конце проекта о крестьянстве прибавить параграф следующего содержания: “отпуск на волю крестьян с землею по духовным завещаниям не дозволяется, но лично без земли могут они быть увольняемы по духовным». Это постановление Совета ограничивало возможности освобождения крестьян и отступало от отдельных решений Совета и Александра I, принятых в предшествующее царствование.
На этом Совет закончил обсуждение проекта. В части, касавшейся крестьян, в нём произвели лишь незначительно изменена. Но по повелению Николая I рассмотрение проекта в Совете было возобновлено. На наш взгляд, этот факт говорит о стремлении императора к максимально тщательному изучению всех сторон готовящегося закона, а также, возможно, и о некоторой нерешительности в этом деле. Так или иначе, но обсуждение проекта было продолжено.
Накануне Е.Ф.Канкрин подал свои новые замечания на проект закона, в которых особое место уделил вопросу о служебных цехах. По его мнению, этот вопрос был несущественным. Оставляя в полной силе положения о запрещении продажи людей без земли, он предложил исключить из него статью о служебных цехах для дворовых, так как это может вызвать «многоразличные толки». Вместо них он предлагал следующее: «1) Все дворовые люди должны быть записаны по деревням так, чтобы с крестьянами составляли пятисотные участки в совокупности (для несения рекрутской повинности — А.Д.); 2) те дворовые люди, кои ныне приписаны к домам или к лицам с залогом 120 рублей, должны быть записаны в особые окладные книги при городах с тем, чтобы владельцы тех людей за верный платеж податей представили ручательство владельца дома или залог за мужскую душу по 120 рублей. Записку вновь людей в сии окладные книги допускать только в тех случаях, если при продаже имений выговорены будут люди, а у продавца не осталось других деревень».
Совет на заседании 12 апреля 1830 г. согласился с этими предложениями Канкрина и признал, «что нет особенной причины удерживать мысль о цехах, если она представляет хоть малейшее неудобство, особенно когда цель нового законоположения может быть достигнута другим образом». Единогласно было принято положение о заведении в уездных казначействах окладных книг для дворовых людей, не приписанных к деревням. Вновь обсуждались замечания Мордвинова о «вечных договорах», обратившие на себя внимание императора, и вновь они были отклонены. Относительно возвышения дохода с земель Совет полагал, что потеря наследников не может быть ограждена правительством, выдвигая интересный аргумент в пользу этого: «Вотчинник имеет и ныне право продать свое имение, не оставя наследникам не токмо ежегодного дохода, но и самого капитала”. Относительно другого его замечания о разрешении помещикам брать крестьянских сирот во двор Совет заметил, что “для отклонения всякого повода к злоупотреблению не должно делать для них изъятия из общего правила”; кроме того, крестьянских сирот обыкновенно воспитывают сами поселяне для собственной пользы как будущих работников, и никто из них не умирает с голоду, чему пример казенные селения, где нет помещиков».
18 апреля 1830 г. Общее собрание Совета обсуждало поставленный императором вопрос о том, что правило об обращении в крепостное состояние уволенных по договору крестьян, в случае неисполнения ими его условий, может подать повод к злоупотреблениям со стороны помещиков. Совет, сославшись на то, что подобное положение существовало ещё в указе о вольных хлебопашцах и что нет другого способа обеспечить со стороны крестьян выполнение условий договоров, полагал возможным сохранить это положение в силе. В отношении дворовых Совет принял решение исключить из числа их наказаний за неисполнение таких договоров заключение в тюрьму.
На заседании 24 апреля 1830 г. вновь обсуждалось предложение Н.С.Мордвинова о ликвидации «вечных договоров». Совет, наконец, согласился с ним и убрал это выражение из проекта. По указанию императора было исключено из проекта позволение увольнять крестьян без земли по духовным, что, несомненно, стало реакционным дополнением к проекту. В этом заседании ряд членов Совета высказались за допущение такого способа увольнения, при котором вся земля оставалась бы в полной собственности помещика, а крестьяне обрабатывали бы её по договору и могли передавать это право другим. Совет полагал, что подобный способ увольнения имеет свою пользу, но так как такие случаи увольнения в России редки, а также относятся к категории «вечных договоров», от которых только что отказался Совет, то в случае подобного увольнения при обоюдном согласии сторон следует испрашивать разрешение императора.
Князь А.А.Долгорукий предложил разрешить увольнение крестьян, заложенных в кредитных учреждениях, если сами они примут помещичий долг на себя. Это прогрессивное предложение, принимая во внимание большое число заложенных имений, было отклонено Советом, посчитавшим, что «предмет сей требует особенного соображения разных кредитных установлений и до оных непосредственно относится, в нынешнем же законе места иметь не может». Отклонение этого предложения было, на наш взгляд, связано с опасениями, что крестьяне пойдут на любые условия, надеясь на финансовую помощь правительства, а это может привести потом к их возвращению в крепостное состояние из-за невыплаты выкупа — такие случаи имели место при реализации известного указа о вольных хлебопашцах 1803 г.
В этот же день в присутствии императора 29 членов Общего собрания высказались при голосовании за утверждение исправленного по замечаниям членов Совета проекта. После его утверждения большинством Совета Николай I предложил Общему собранию решить вопрос о том, может ли данный закон быть издан в настоящее время. Налицо, на наш взгляд, нарастание колебаний у самого монарха о необходимости реализации Дополнительного закона о состояниях на практике. Очевидна подоплёка этого предложения — всегда есть возможность отложить решение этих вопросов. Членов Совета как бы подталкивали к такому решению. Их мнения разделились, что было вполне естественно. Одни предложили отложить принятие закона, другие высказались за его издание по частям. Но, и это уже было крайне необычно, основная масса государственных сановников (между прочим, сплошь крупных помещиков) высказалась за скорое его издание в полном объёме, чтобы не поселять сомнений и «лживых толков» в дворянстве и крестьянстве, что говорит — настоящей секретности соблюсти не удалось, и таковые толки, очевидно, были. Кроме того, как аргумент звучали слова о том, что «дворянство потомственное ничего в коренных правах своих не теряет, прочие же состояния найдут в новом законе одну для себя пользу». Тут, конечно, члены Совета лукавили, потому что опасались именно негативной реакции дворянства, чей произвол в отношении крепостных ограничивался новым законом.
При голосовании о своевременности опубликования Закона — вот оно, поистине знаковое голосование и определение настоящей политической позиции членов Общего собрания Совета — 7 человек (великий князь Михаил Павлович, князь Д.И.Лобанов-Ростовский, В.С.Ланской, князь А.А.Долгорукий, князь П.М.Волконский, А.А.Закревский, Н.С.Мордвинов) выступили за то, чтобы отложить принятие закона на неопределённое время, а 23 человека (князь В.П.Кочубей, князь А.Н.Голицын, князь Д.М.Голицын, П.К.Эссен, граф К.Ф.Толь, князь А.С.Меншиков, Ф.И.Энгель, П.В.Голенищев-Кутузов, И.В.Васильчиков, А.Я.Сукин, граф П.А.Толстой, граф К.В.Нессельроде, граф А.Н.Чернышёв, князь К.А. Ливен, граф Е.Ф.Канкрин, А.З.Хитрово, Д.Н.Блудов, Д.В.Дашков, И.В.Тутолмин, Г.И.Вилламов, А.Н.Оленин, С.С.Кушников, А.Д.Балашов) — за его немедленное принятие и издание.
Таким образом, члены Общего собрания в своём большинстве высказались за немедленное проведение в жизнь этого либерального закона, поддержав линию Комитета 6 декабря 1826 г. 19 Обращает, вместе с тем, на себя внимание оппозиция проекту со стороны великого князя Михаила Павловича. Возможно, именно она заставила Николая I обратиться в Варшаву к старшему брату, великому князю Константину Павловичу за советом. Здесь опять же налицо всё то же стремление найти повод или способ отложить решение вопроса о проекте закона о состояниях со стороны монарха, чья решимость, очевидно, убывала по мере того, как дело подходило к концу.
Видимо, обращение к старшему брату оправдало надежды монарха. После прочтения проекта великий князь Константин Павлович отозвался на него специальным посланием, датированным 15 июня 1830 г. По его мнению, принятие закона несвоевременно и лучше его издавать по частям. Последняя мысль Константина была поддержана и Николаем. Вот что он написал на полях записки Константина напротив этих строк: «Мысль сия была и моя, но причины, по коим я согласился на предположение вместе издать сие, столь уважительны, что я должен был уступить общему мнению».
Останавливаясь на проекте закона по существу, великий князь уделил особое внимание вопросу о запрещении перехода крестьян в дворовые, считая, что общее запрещение невозможно: будут случаи, когда дворянину негде будет взять слугу, как только из крестьян. Поэтому он предложил внести в текст проекта положение об исключениях из общего правила. Великий князь верно отметил: в проекте была недостаточно определена мера наказания за нарушение этой вводимой законом нормы, так что все наказания должны были, на его взгляд, обрушиться на мелкопоместных владельцев, а магнаты будут вести себя как захотят. Поэтому он просто преложил ввести для помещиков квоту дворовых, а за её превышение взыскивать штраф. Таковы были основные замечания великого князя на проект закона 20.
Замечания Константина Павловича насчёт отдельного издания разных частей закона о состояниях (а можно предположить, что сначала были бы реализованы положения о правах других сословий, а до крепостных дело могло и не дойти, как это было, например, в своё время с планом М.М.Сперанского 1809 г.) оказали, по-видимому, влияние на императора, который в беседе с В.П.Кочубеем высказался за новое обсуждение вопроса в Комитете 6 декабря 1826 г. Комитет, действительно, собрался на обсуждение 2 июля 1830 г., но остался при прежнем мнении о неразрывной связи всех частей закона между собой, в чём можно видеть продолжение твёрдой линии и явное нежелание поддаться на уговоры императора, который таким образом свалил бы со своих плеч ответственность на фактический провал закона. Впрочем, по мнению Комитета, можно было бы издать отдельно непринципиальный для общего содержания закона о состояниях указ о запрещении раздробления дворянских населённых имений, а также ряд статей о духовенстве.
Вряд ли в этом можно видеть уступку мнению великого князя Константина, тем более, что на этом же заседании был утверждён довольно твёрдый, хотя по форме и компромиссный ответ на его замечания в адрес проекта. «Запрещение брать крестьян в дворовые, конечно, стесняет власть помещиков и, следственно, права, коими они пользуются ныне; но сие необходимо, во 1-х, для уменьшения сего, к сожалению, уже столь многочисленного у нас класса крепостных дворовых людей; во 2-х, для того, чтобы, отделив совершенно и решительно крестьян от дворовых, как сие было прежде, мало помалу достигнуть первой цели закона, то есть перейти от настоящего рабства, каково есть положение дворовых, к другому, несравненно лучшему, в коем люди крепки помещику лишь по земле».
Что касается предложений великого князя о введении квоты на дворовых для помещиков, то члены Комитета полагали: «Весьма трудно и едва ли возможно найти приличный и точный для сего размер, ибо одно и то же число слуг может для иных стать слишком велико, для других недостаточно; сие число определяется и богатством помещика, и большею или меньшею многочисленностию семейства его, и местом, которое он занимает в обществе, наконец, и образом жизни и обычаями края или и собственными навыками, одним словом, разными обстоятельствами, коих нельзя предвидеть и означить в законе» 21.
Критика великого князя Константина в адрес проекта закона побудила председателя Комитета 6 декабря 1826 г. князя В.П.Кочубея обратиться к императору со специальной запиской о связи между различными частями Дополнительного закона о состояниях. Ни Комитет, ни его председатель, что, вообще говоря, для него не было характерным, не желали сдаваться, бросая на пол-дороги дело, которому посвятили четыре с лишним года. Записка была доложена императору 2 июля, видимо, после утверждения её членами Комитета. Особенностью этого документа является определённая резкость формулировок, требовавших издания закона в полном виде. Автор записки высказывался за необходимость реформ в отношении крепостных, так как «нельзя оставить их в рабстве надолго. В избежание крутой перемены, в избежание того, чтоб крестьяне не взяли насильно того, чего они так желают ныне», предлагается принять несколько предварительных мер. При этом «главный вопрос в отношении крестьян в данный период — это вопрос о продаже крестьян без земли».
Это весьма примечательный факт. Устами одного из виднейший сановников, которого трудно заподозрить в революционных устремлениях, высказаны две важные идеи. Первая заключалась в вынужденном, по его мнению, введении закона. Против этого в настоящее время выступают многие историки, отстаивающие тезис о том, что ликвидации крепостного права проведена, прежде всего, из гуманных соображений 22. Во-вторых, в записке князя Кочубея вполне очевидно высказано мнение относительно значимости вопроса о прекращении продажи людей без земли в контексте решения крестьянского вопроса в целом. По-видимому, к этому времени значительная часть по крайней мере высшей бюрократии до этого уже дозрела. Это, в частности, проявилось при обсуждении означенного вопроса в Непременном совете в 1801- 1802 гг. 23
«Многие думают, — писал В.П.Кочубей, — что личная продажа запрещена — это совершенное заблуждение, в коем и император Александр долго находился. Продажа личная никогда в разных видах не прекращалась. Иные полагают, что довольно сказать в указе, несколько строк заключающем, “что отныне впредь личная продажа запрещается, а там пускай делает каждый, как знает и хочет. Но можно ли подобную неопределенность в законе оставлять?» Автор записки признавался, что уже и так в законе были сделаны уступки помещикам, но нельзя же ничего не менять и ждать, когда крестьяне сами силой возьмут свободу!
Наиболее резкая отповедь в записке даётся высказывавшимся дворянством мыслям о том, что запрещение продажи людей нарушит Жалованную грамоту дворянству. «Если идти от подобного начала, — замечал В.П.Кочубей, — то можно также сказать, что правительство не может запретить помещикам сечь людей своих, что он не может, если бы и захотело, учреждать сельские суды, что оно не может принимать никаких мер полицейских в деревнях и пр. Здесь правительство у помещиков ничего не отнимает. Оно, конечно, говорит: люди помещику крепки с землею и ими с нею располагать может. Если идти от того начала, что продажа личная соединяется с правами, дворянскою грамотою утвержденными, то сколько раз была она нарушена? Сколько указов о непродаже людей на ярмарках и иными способами публично, о непродаже их казакам донским, о непродаже подложно женщин магометанам и пр. Впрочем, есть ли на свете государство, в коем законодательная власть не имела бы права изменять законы сообразно потребностям и духу века? Можно ли допустить, чтоб правительство оставалось в совершенной беспечности насчет будущего и не предусматривало, какие бедствия постигнуть могут государство от непринятия благовременно мер, надобностям оного соответствующих». В заключение автор записки вновь указывает на необходимость издания одновременно всех частей закона о состояниях 24.
Надо отдать должное В.П.Кочубею и говорившему его устами Комитету 6 декабря 1826 г.: они до конца продолжают борьбу за свой проект закона, отстаивая линию на смягчение крепостного права, и, в конечном итоге, на эмансипацию крепостного крестьянства. Ни о какой капитуляции перед колеблющейся верховной властью и консервативной оппозицией, представляющей массу русского дворянства, речь не идёт.
Между тем, в августе или несколько позднее в Петербург была доставлена вторая записка цесаревича Константина по поводу закона о состояниях, которая осталась неоконченной из-за польского восстания. Автор по-прежнему высказывался против запрещения брать крестьян во двор, считая, что это стеснит права помещиков 25.
Непримиримая позиция великого князя, по-видимому, как уже отмечалось, оказывала влияние на императора, который и так, судя по всему, склонялся к тому, чтобы по крайней мере отложить утверждение и издание закона о состояниях. На эти обстоятельства указывал в дневнике спустя 8 лет после описываемых событий М.А.Корф, передавая слова великого князя Михаила Павловича: «Была речь и о знаменитом в свое время проекте закона о состояниях, который в 1830 г. был предложен Совету и отвергнут главнейше по настояниям великого князя. “Я действовал против этого проекта по мере сил моих, — сказал он, — потому что видел в нем готовые элементы революции. И сообразите обстоятельства: в июле 1830 г. произошла Французская революция, в сентябре Бельгийская, в ноябре Варшавская; нам этот проект предложен был в предшествовавшем апреле: покамест бы его обнародовали и он отозвался во всех частях широкой нашей России, прошло бы несколько месяцев и, наконец, к исходу года мы тоже бы созрели к мятежу, как созрела после Франция, Бельгия и Польша. Князь Кочубей и Сперанский сперва крепко сетовали на меня за мою оппозицию; но потом, думаю, сами убедились, что она была небесполезна» 26.
Видимо, эти обстоятельства были не единственными, способствовавшими такому разрешению вопроса. Можно предполагать, что сведения об обсуждении проекта закона просочились в дворянскую среду. Об этом свидетельствоует, например, письмо А.С.Пушкина П.А.Вяземскому от 16 марта 1830 г. «Государь, уезжая, оставил в Москве проект новой организации, контрреволюции революции Петра. Вот тебе случай писать политический памфлет, и даже его напечатать ибо правительство действует или намерено действовать в смысле европейского просвещения. Ограждение дворянства, подавление чиновничества, новые права мещан и крепостных — вот великие предметы». Очевидно, недовольство дворянства имело место 27 и, прежде всего, в связи с правительственными инициативами в отношении крестьян.
С другой стороны, как отмечала в своём исследовании О.В.Орлик, есть сведения, что «еще весной 1830 г. в народе заговорили о якобы подготовленном законе, ограничивавшем крепостничество». Значительно увеличилось число крестьянских выступлений, случаев массового неповиновения крепостных помещикам. Правительство в мае 1830 г. издало даже специальном «Объявление”, в котором заявляло о незыблемом сохранении крепостнических порядков, о жестоком наказании всех, кто будет оказывать «неповиновение своим помещикам». «Его императорское величество, — подчеркивалось в “Объявлении”, — пребывая в непременных правилах о сохранении тех отношений, в коих крестьяне находятся к помещикам их, поставляет в особенную обязанность… отвратить все толки, сему не сообразные". Тем не менее, крестьянские выступления не прекращались. Антифеодальное движение с лета 1830 г. находилось на подъеме». Автор связывала эти волнения и с вестями о революциях в Европе 28.
Явно не способствовали положительному решению вопроса международная (польское восстание, июльская революция во Франции, а потом и августовская революция в Бельгии), и внутренняя (военное восстание в Севастополе в июне, летом — мятеж на фрегате «Святая Елена», в ноябре — холерные бунты в Тамбове и т.д.) ситуация 29. А.С.Пушкин оценивал этот период как «самое интересное время нашего века»: «Россия нуждается в покое. Я только что проехал по ней… Народ подавлен и раздражен. 1830-й год — печальный год для нас!» 30. События в Европе навевали грустные думы тогдашним консерваторам. Вот что писал в начале августа 1830 г. великий князь Константин Павлович своему венценосному брату: «Итак, мои мрачные предвидения оправдались, начинается новая эра, и мы отброшены на 41 год назад. Сколько трудов, сколько крови, сколько сил потрачено зря для того, чтобы привести к торжеству принципов, которые составляют основу наших врагов». Как на большое несчастье, смотрел на эти события В.П.Кочубей, что явствует из его разговора с Николаем в августе 1830 г. А.Х.Бенкендорф также открыто предостерегал монарха от проведения реформ. В России, по его мнению, «не должно слишком торопиться… с просвещением» народа, чтобы он «не стал по кругу своих понятий в уровень с монархами и не посягнул тогда на ослабление их власти». Тогдашний товарищ министра народного просвещения и известный нам по Комитету 6 декабря 1826 г. Д.Н.Блудов выражал в разговорах страх за будущее России. Сам Николай в августе 1830 г. писал брату великому князю Константину: «Зло непоправимо, мы не можем и не должны его исправлять. Наша обязанность думать о своей безопасности. Когда я говорю “наша”, я подразумеваю спокойствие Европы».
Не останавливаясь подробно на действиях, которые николаевское правительство попыталось предпринять в связи с французской и бельгийской революциями, особо отметим негативную реакцию обоих великих князей. Так, великий князь Михаил Павлович выступал в это время в роли «ястреба», призывая к вторжению во Францию. Жёсткую позицию занимал и великий князь Константин Павлович. С ними смыкался здесь и сам император 31.
В этой ситуации Николай I уступил сложившимся обстоятельствам, неблагоприятным для реализации проекта Дополнительного закона о состояниях. Государственному совету было лишь предложено высказаться по вопросу издания закона об ограничении раздробления населённых дворянских имений, который не должен был вызвать дворянской оппозиции, так как он-то как раз был направлен на улучшение благосостояния поместного дворянства. Общее собрание Совета на заседании 24 ноября 1830 г. высказалось, как и прежде, за издание закона о состояниях в полном объёме. Но при обсуждении вопроса о своевременности издания закона, сославшись на сложное внутриполитическое положение страны из-за эпидемии холеры, члены Общего собрания выступили за отсрочку издания закона о состояниях до лучших времен.
Капля камень точит. Очевидная уклончивая позиция монарха вкупе со действительно сложной ситуацией в стране, да и в Европе, хоть об этом прямо и не говорилось в документе, сказались в постановлении Общего собрания, откладывавшем — как оказалось, на весьма долгий, практически, до реформы в 1861 г. срок — решение проблем. Видимо, членов Совета охватила апатия, так, что даже указ о запрещении раздробления населённых имений ими не был принят. По мнению Совета, это предложение «не достигнет своей цели, если вместе с тем не будет воспрещена продажа людей по одиночке без земли, и что, впрочем, таковое воспрещение может показаться стеснительным по случаю холеры и произведенного ею расстройства в хозяйственных делах». При этом одиноко прозвучало предложение М.М.Сперанского, чтобы хоть этот закон вошёл в жизнь. Его мнение не было поддержано Советом 32.
Этим дело и кончилось в 1830 г. Проект закона о состояниях «остался без Высочайшего утверждения». Но проблема осталась. Правда, теперь её пытались решать уже в другом, рамочном варианте, не в конволюте с другими законами, да и решения были более скромными. Главным и фактически единственным среди них, лежавшим в русле идей проекта Дополнительного закона о состояниях, был указ 2 мая 1833 г. «О запрещении принимать крепостных людей без земли в обеспечение и удовлетворение частных долгов и отчуждать их по купчим и дарственным записям отдельно от семейств их» 33. При соотнесении с первоначальными планами, преобразования оказались весьма куцыми.
Правда, реальность всё же оказалась не совсем такой, как об этом, упрощая ситуацию, писали некоторые советские историки. Вот как, например, оценивала судьбу закона о состояниях О.В.Орлик: «полностью разделявший… реакционные воззрения, Николай I запретил не только издавать, но даже вспоминать о подготовленном законе. И вопрос о помещичьих крестьянах был погребен на долгие годы. Из закона о состояниях были изданы только те статьи, которые укрепляли положение дворянского сословия: манифест 6 декабря 1831 г. “О порядке дворянских собраний, выборов и службы по оным” и манифест 1832 г. о создании среднего сословия “почетных граждан”». Более того, О.В.Орлик указывала на отказ после 1830 г. от попыток решить социальные проблемы, в частности, крестьянский вопрос, что совсем не соответствует истине 34.
Показательно другое. Сопоставляя ход обсуждения крестьянского вопроса в Комитете 6 декабря 1826 г. и на Государственном совете в 1830 г. с временами, скажем, 1801 — 1802 гг., когда в Непременном совете рассматривалась проблема запрещения продажи людей без земли, можно выявить некоторое сходство в действиях бюрократии. В обоих случаях предпочли отложить решение вопроса до спокойных времён — тогда, в начале века, чтобы народ не ассоциировал реформу с началом царствования и не ждал полной эмансипации, теперь — в 1830 г., в связи с революциями на Западе и холерными бунтами и польским восстанием в России. Но, в конечном итоге, тормозили дело сами монархи: соответственно, Александр I и Николай I.
Сходство можно продолжить — небольшие подвижки в сторону улучшения положения корестьян всё же происходили: прежде следствием обсуждения стал указ о запрещении продажи людей без земли на ярмарках и торгах 1808 г. 35; теперь же, спустя три года, также был издан указ, учитывавший отдельные положения закона о состояниях в крестьянской сфере. Наконец, в законах делались минимально возможные изменеиия, представлявшие собой на тот момент тот максимум уступок, на которые могли пойти помещики. Их мнение в каждом случае учитывалось законодателями: неявная продажа людей тогда, продажа за частные долги и с раздроблением семейств теперь. Наконец, вряд ли можно говорить о какой-либо серьёзной оппозиции высшего чиновничества правительственным планам как в 1801 — 1802 гг., так и в 1827 — 1830 гг.
Вот что писал по этому поводу В.Я.Стоюнин, фактически обозначая таким образом две основные позиции высшей бюрократии при обсуждении различных аспектов крестьянского вопроса: «Одни из членов заявляли, что в нашем веку нельзя держаться правил старого времени, сделавшихся смешными, что наше настоящее правительство всегда изъявляло и поддерживало либеральные идеи, принятые во всей Европе. Другие же… называли все это лжеумствованием и отстаивали помещичьи права во всей их неприкосновенности» 36. У нас недостаточно материала для утверждения, что так было всегда, но вряд ли русское чиновничество могло серьёзно пойти против монархии, из рук которой питалось.
И последнее. Вполне очевидно, что уже в начале ХIХ в. имелся слой либеральной бюрократии, инициировавший реформы, в том числе и по крестьянскому вопросу, опиравшийся в своих предложениях на предшествовавшие законодательные опыты монархов, в особенности на манифест Павла об ограничении барщины 1797 г. У нас нет оснований придерживаться тезиса, что Комитет 6 декабря 1826 г. и даже (!) Государственный совет при обсуждении вопроса в 1830 г. торпедировали подготовленный в Комитете проект закона о состояниях, в том числе в интересующей нас части. Этот историографический миф необходимо отбросить.
Примечания
|
 |
 |