ОБЩЕСТВЕННО- ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ГАЗЕТА

Учредитель:

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ПАРТИИ КОММУНИСТОВ

БЕЛОРУССКОЙ

К оглавлению

ХАЛЛИЛУЙЯ НАД ПЛОЩАДЬЮ

  В конце февраля в общественном транспорте столицы замелькали объявления о совместной молитве баптистов и пятидесятников. Место проведения: пресловутая площадь Бангалор — "владения" политических партий, которые организуют на ней митинги, пикеты и даже праздники (к примеру, День нашей газеты состоялся как раз на ее территории). В воскресенье, 3 марта, Бангалор была отдана в распоряжение верующих, впервые публично и открыто представившихся общественности Минска.

Участникам совместной молитвы не повезло — погода выдалась из рук вон скверная. Неприветливые мартовские облака, собираясь на небе в огромную мрачную гору, периодически высыпали на землю снежную крупу. Облегчившись, тучи расходились, чтоб через некоторое время вновь стянуться вместе и попотчевать людей потоком шрапнели. Если же учесть, что площадь Бангалор в ненастные дни открыта всем ветрам, то 3 марта вихри здесь неистовствовали на полную катушку.

В ходе мероприятия эти факторы отошли на второй план. Народу собралось человек 300, зевак среди них было мало, участники молитвы их как бы не замечали, поглощенные иными заботами. Публику быстро подогрели и разогрели оглушительной музыкой, которую низвергали динамики, установленные на сцене. Рядом находилась машина "скорой помощи" и два милиционера, наблюдавшие за порядком. Напрягаться им не приходилось — порядка никто не нарушал.

Бросилось в глаза, что среди собравшихся мало пожилых людей, составляющих обычно на религиозных мероприятиях заметное большинство. На площади преобладала молодежь, мужчины и женщины средних лет, с доминированием дам бальзаковского возраста.

Аудитория вела себя оригинально. В основном участники имитировали какие-то "свободные" танцы — кто как умел и кому как нравилось. Одни поочередно подпрыгивали на ноге. Другие кружились то вправо, то влево. Третьи жестикулировали руками, поднятыми над головой. Некоторые тихо пели. У многих глаза были закрыты. Но и те, кто этого не сделал, никого и ничего не видели. Все находились в каком-то ином мире. На их отрешенных лицах светились удовольствие и блаженство.

Но вот музыка прекратилась. На сцене появился молодой человек. Он начал говорить. Речь его была эмоционально насыщенной, однако оратор (или проповедник?) умело управлял своими чувствами. Слушатели благоговейно внимали словам молодого человека, воспринимая их как истину в последней, недоступно высокой инстанции. Красной нитью через его слова проходили следующие мысли: любите Христа и друг друга, поклоняйтесь Христу, смирите собственную гордыню (перед кем и чем не говорилось), ждите пришествия Христа на землю — оно непременно грядет, готовьтесь к этому событию. Стержень, ядро выступления: Христос не просто явится к нам — он будет царствовать над всем миром.

Оратор призвал участников повернуться на Восток, Запад, Север, Юг. Каждый поворот сопровождался "свободными" танцами, жестами, замысловатыми телодвижениями, ликующими звуками. Путешествие по четырем частям света определенно нравилось баптистам и пятидесятникам.

Завершив виртуальный вояж по планете, публика немного успокоилась и, кажется, возвратилась на нашу грешную землю и ее микроскопическую частичку — площадь Бангалор. Танцы почти прекратились, люди выходили из транса. Почти все удивленно оглядывались вокруг. Наверное, мир, в котором они пребывали, резко отличался от действительности, в которую они вернулись. Не знаю, какой из них показался им лучше и желаннее.

Общая молитва между тем продолжалась. Молодой человек перевел ее на более рациональные рельсы. Имя "Христос" звучало в прежнем контексте — мессия придет на Землю и единственный, кто будет властвовать на ней, — это он, и только он!

Что-то здесь было не совсем так. Вернее, совершенно не так. Вспомните наши студенческие годы, когда мы изучали курс научного атеизма и, естественно, касались истории христианства.

После того как Иисус Христос принял крещение в реке Иордан, совершенное Иоаном Крестителем, он удалился в пустыню. Цель — духовно подготовиться к осуществлению своей миссии. Как гласит Библия (сейчас мы не даем оценку этой книге), дьявол пытался соблазнить его абсолютной земной властью, наградить господством над всеми странами и народами, то есть обрести мировое владычество. Это предложение было с возмущением отвергнуто, ибо владычество неизменно ведет к насилию, вражде, кровопролитию.

Не будем вдаваться в прошлое. Посмотрим на день сегодняшний. Нет гармонии под сенью церкви. Идет спор за лидерство. Даже внутри христианства наличествуют серьезные расхождения между православием и католицизмом.

Совсем недавно произошли страшные события в Индии. Четыре дня здесь продолжались жестокие столкновения между индуистами и мусульманами. Ситуация вышла из-под контроля власти. Погибло почти 500 человек. По сообщениям СМИ, имели место случаи, когда одна из сторон обливала живых "еретиков" бензином и поджигала их. И это происходило на родине Ганди, получившего титул "великая душа", ратовавшего за индуско-мусульманское единство, страстного сторонника морального самоусовершенствования и противника насилия!

Вон оно как бывает... В миру к господству над планетой и народами, ее населяющими, стремятся могущественные Соединенные Штаты Америки. В религии об этом мечтают небольшие по численности организации баптистов и пятидесятников, пытаясь "перевоспитать" Христа. Факт: они далеко оставили позади себя даже самых радикальных белорусских националистов в политике, которые не выдвигали и не выдвигают бредового тезиса о Великой Беларуси, о том, что она должна повелевать светом.

Позволительно ли ждать от баптистско-пятидесятнических целей хоть небольшую толику добра? Нет! Ни мусульмане, ни буддисты, поклоняющиеся соответственно Магомету и Будде, никогда и ни при каких обстоятельствах не согласятся молиться чужим богам, не позволят им занять место в их странах и душах. Любая попытка "переделать" их вызовет бурю, перед которой померкнут наиболее грозные землетрясения и вулканические извержения.

К чему этот разговор в атеистической газете? К тому, что между светским обществом и церковью (в широком смысле) существует обратная связь, они воздействуют друг на друга. Нам, атеистам, не надо вмешиваться во внутренние дела белорусских конфессий, в их каноническую, богослужебную деятельность. Вместе с тем, на мой взгляд, не следует и отгораживаться от верующих. Не отгородимся — обратная связь никому не подчиняется, она существует объективно, приносит в обществе определенные плоды. По крайней мере число верующих, например, в республике за последние 10-12 лет резко возросло. Баптисты и пятидесятники в этом смысле — не исключение.

...Совместная молитва на площади Бангалор близилась к завершению. Казалось, участники выплеснули до дна накопившиеся эмоции, страсти, чувства.

Нет, я поспешил с выводом. "Халлилуйя!" — призывно и повелительно прозвучало со сцены. Это было как канистра бензина, вылитая в угасающий костер. "Халлилуйя!" — облетело площадь. Дважды или трижды звучало это непривычное и странное слово, собравшиеся дружно, с энтузиазмом повторяли его.

Что же это за слово? Баптисты и пятидесятники употребляют его вместо традиционного для православия припева "аллилуйя". Проявляют, так сказать, самостоятельность, обусловленную верой в единого бога для всех, решительно для всех народов. Причем наделяют "своего" творца качествами, присущими им, "философией" проповедуемой и навязываемой ими. Воля и желание других верующих, по мнению сторонников халлилуйи, никакой роли не играют.

Совместная молитва на площади Бангалор в Минске засвидетельствовала это с полной очевидностью.

Эдуард ЯСНЫЙ,

политобозреватель "Товарища"

[Свежий номер] [Партийная жизнь] [По следам публикаций] [Из номера в номер] 

[Мы и мир] ["Товарищ" в регионах] [Архив газеты] [Гостевая книга]