Религия и атеизм
Принцип свободы совести был провозглашён Советской властью уже в первые
месяцы существования. В январе 1918 года был опубликован за подписью В. И.
Ленина декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», которым обеспечивалась
свобода совести в стране.
Декретом
устанавливалось право каждого гражданина исповедовать любую религию или не
исповедовать никакой, отменялись всякие праволишения, связанные с исповеданием
какой бы то ни было веры или неисповедания никакой, религия становилась делом
совести самих граждан. Верующим предоставлялась полная возможность отправления
религиозных обрядов, «…поскольку они не нарушают общественного порядка и не
сопровождаются посягательствами на права граждан Советской Республики».
Утверждая принцип добровольности в определении гражданами своего отношения к
религии, декрет запретил религиозным объединениям применять к своим членам меры
принуждения или наказания, устранил из всех официальных актов указание на
религиозную принадлежность, отменил религиозную клятву и присягу.
Этот ленинский декрет нашёл воплощение во всех последующих конституциях Страны
Советов, получил конкретизацию в советском законодательстве о религиозных
культах. Оно было направлено на защиту прав личности вне зависимости от её
отношения к религии, утверждало как недопустимость ущемления прав верующих,
оскорбления их религиозных чувств, так и ограждение атеистов от враждебного
отношения к ним со стороны носителей религиозной идеологии.
Пропаганда атеизма в годы Советской власти даром не прошла. От религиозных
заблуждений избавились миллионы людей. Свыше 70 лет они жили не под дамокловым
мечом религии и церкви, а надеялись только на себя и совершали действительные
чудеса на производстве, в науке, в художественном творчестве. Убеждённость в
том, что человек не раб божий, не тварь, давала им силы преодолевать сложнейшие
препятствия. Понимание материальности мира позволило совершить величайшие
прорывы в естествознании. Контрреволюция, совершённая в августе 1991 года, возбудила
клерикалов. Поняв, что освободилась идеологическая ниша, занимаемая ранее
коммунистическим мировоззрением, церковь повела наступление на умы и души наших
людей, пользуясь при этом материальной и моральной поддержкой ныне власть
предержащих. А те, в свою очередь, стоя со свечками в храмах, думают, что
церковь отпустит им грехи за предательство своих товарищей, за развал Союза в
Беловежской пуще, за расстрел, на представление которой они получили мандаты
доверия народа.
Чисто по-демократски, зачёркивается всё ценное, что накопил советский период
отечественной истории. Достижения научного и художественного творчества
подменяются зомбированием церковных проповедников. Живая свободная мысль опять
заковывается в церковные догмы. Действительное знание подменяется библейскими
сказаниями. И всё это внедряется в неокрепшие головы молодого поколения под
видом борьбы за его моральную чистоту и духовность. Сегодня многие их тех, кто
прежде называл себя неверующими, заявляют о вере в бога. Распространились
различные виды мистики, сектантства. Что касается атеистической работы, то она
почти полностью прекращена.
Мы убеждены, что пропаганда научного атеизма необходима. Речь идёт не об
ущемлении прав верующих, а о восстановлении прав неверующих. Материалистическое
мировоззрение научно объясняет мир, освобождает от религиозных заблуждений.
Научный атеизм отвергает принижающую человека религиозную мораль, отстаивает
коммунистическую нравственность с её коллективизмом, гуманизмом,
справедливостью и равенством между людьми.
Согласно статье 14 действующей конституции, Российская Федерация – светское
государство, и никакая религия не может устанавливаться в качестве
государственной или обязательной. Однако ложно понятые интересы борьбы с
прежней идеологией заставили отвергнуть вместе с нею также и принцип
рационализма, научного мышления, светской культуры, гуманизма и атеизма в угоду
воскрешению неких «традиционных ценностей», центральное место среди которых
занимает религия. Её адепты захватили почти монопольное право вести мировоззренческую
пропаганду в СМИ и навязывают населению свои религиозные взгляды бесцеремонным
и грубым образом. При этом несогласные подвергаются систематическим
оскорблениям и клеветническим обвинениям, либо их мнение игнорируется.
Особо нетерпимым является насаждение религии за счёт использования
государственных ресурсов и средств, острый дефицит которых россияне ощущают
сегодня во всех иных сферах своей жизни. Местные власти в регионах РФ открыто
тратят огромные суммы на помощь религиозным организациям, строительство новых
храмов, передают им в безвозмездное пользование огромные жилищные, земельные и
прочие материальные фонды, невзирая на бедственное положение огромного
количества наших сограждан, которые влачат жизнь за чертой бедности. В первую
очередь такая практика осуществляется в отношении Русской православной церкви
(РПЦ), которая и на государственном уровне получила значительные экономические
льготы. То же касается ряда федеральных ведомств (МВД, МПС, Минобороны) и
полугосударственных монополий (РАО ЕЭС, Газпром), практикующих дорогостоящие
дары в адрес РПЦ или же строящих на бюджетные средства для них храмы. Мы
находим подобную практику не только аморальной, идущей во вред нуждам
населения, но и противозаконной, поскольку это нарушает ст. ст. 14 и 19
конституции РФ.
Нарушением законов светского государства является объявление сугубо
конфессиональных праздников – православных Рождества и Пасхи – государственными
праздниками РФ. Тем же нарушением является практика проведения официальных
религиозных церемоний в государственных учреждениях, больницах, воинских
частях, введение в армии института полковых священников и т. д. Особое место в
этом ряду занимает политика руководства Министерства образования и иных научно
– педагогических структур. Речь идёт о попытках введения в государственных
ВУЗах и школах религиозных дисциплин. Предмет «теология», например, был включён
в перечень официальных учебных дисциплин, который может объявляться
обязательным руководством того или иного конкретного ВУЗа. Во многих
государственных российских школах с начала 90-х годов ведётся под прикрытием
названий «обществоведение», «религиоведение», «история православной культуры» и
т. п., вводят преподавание «закона божьего». Идёт откровенная религиозная
пропаганда: чтение проповедей священниками, проведение молитв, изучение «житий
святых», обучение детей культовым церемониям и т. д. Кроме того, активно в
учебный процесс внедряются учебники и пособия, «преодолевающие антирелигиозную
направленность», а по сути, дискредитирующие в глазах учащихся все достижения
науки, рационального мышления, светской культуры, накопленные человечеством.
Продолжение подобной практики, направленной на клерикализацию средней и высшей
школы России, равно как и продолжающаяся раздача религиозным организациям из
фондов государственных музеев культурно-исторических ценностей, сохранность
которых они обеспечить не в состоянии, в будущем приведёт нашу страну к полной
интеллектуальной и культурной деградации, разрушению фундаментальной базы
науки, и к возврату сознания большинства населения на уровень средневековой
дикости. Политика, направленная на сращивание государства с церковью
проистекает из ошибочного расчёта многих политических деятелей РФ на то, что
подобное воскрешение религиозных традиций служит укреплению российской
государственности, создаёт стержень для новой «национальной идеи», повышает
нравственный уровень граждан и т. д.
Однако, вопреки мифам церковно-религиозной пропаганды, религия на протяжении
своей истории не столько сплачивала и примиряла, сколько разъединяла людей,
разделяя их на конфессии, церкви, секты, толки, на еретиков и язычников, на
«чистых» и «нечистых». Мировой опыт уже убедительно доказал, что правительство
не должно вмешиваться в подобные споры, придавая вопросам веры статус государственной
политики. Тем более недальновидно оказывать государственное покровительство
какой-либо определённой церкви в такой многонациональной и
многоконфессиональной стране, какой является Россия.
Также не выдерживает критики тезис о благотворном влиянии религии на уровень
нравственности населения. Достаточно сослаться на тот факт, что процесс
«возрождения духовности», усиления религиозности населения и клерикализации
страны в 90-е годы шёл рука об руку с беспрецедентной криминализацией,
эскалацией социальной напряжённости и национальной нетерпимости, удручающим
упадком морали и нравственности.
Мы, коммунисты, боремся не против верующих, их права придерживаться какой-либо
религии. Мы протестуем против безосновательного третирования и унижения атеистов,
которые составляют едва ли не большинство населения нашей страны. Мы за
обеспечение подлинного равноправия всех идей и мировоззрений!
Вадим
Майский,
г. Обнинск