Религия и атеизм

Принцип свободы совести был провозглашён Советской властью уже в первые месяцы существования. В январе 1918 года был опубликован за подписью В. И. Ленина декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», которым обеспечивалась свобода совести в стране.

Декретом устанавливалось право каждого гражданина исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отменялись всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповедания никакой, религия становилась делом совести самих граждан. Верующим предоставлялась полная возможность отправления религиозных обрядов, «…поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан Советской Республики».

Утверждая принцип добровольности в определении гражданами своего отношения к религии, декрет запретил религиозным объединениям применять к своим членам меры принуждения или наказания, устранил из всех официальных актов указание на религиозную принадлежность, отменил религиозную клятву и присягу.

Этот ленинский декрет нашёл воплощение во всех последующих конституциях Страны Советов, получил конкретизацию в советском законодательстве о религиозных культах. Оно было направлено на защиту прав личности вне зависимости от её отношения к религии, утверждало как недопустимость ущемления прав верующих, оскорбления их религиозных чувств, так и ограждение атеистов от враждебного отношения к ним со стороны носителей религиозной идеологии.

Пропаганда атеизма в годы Советской власти даром не прошла. От религиозных заблуждений избавились миллионы людей. Свыше 70 лет они жили не под дамокловым мечом религии и церкви, а надеялись только на себя и совершали действительные чудеса на производстве, в науке, в художественном творчестве. Убеждённость в том, что человек не раб божий, не тварь, давала им силы преодолевать сложнейшие препятствия. Понимание материальности мира позволило совершить величайшие прорывы в естествознании. Контрреволюция, совершённая в августе 1991 года, возбудила клерикалов. Поняв, что освободилась идеологическая ниша, занимаемая ранее коммунистическим мировоззрением, церковь повела наступление на умы и души наших людей, пользуясь при этом материальной и моральной поддержкой ныне власть предержащих. А те, в свою очередь, стоя со свечками в храмах, думают, что церковь отпустит им грехи за предательство своих товарищей, за развал Союза в Беловежской пуще, за расстрел, на представление которой они получили мандаты доверия народа.

Чисто по-демократски, зачёркивается всё ценное, что накопил советский период отечественной истории. Достижения научного и художественного творчества подменяются зомбированием церковных проповедников. Живая свободная мысль опять заковывается в церковные догмы. Действительное знание подменяется библейскими сказаниями. И всё это внедряется в неокрепшие головы молодого поколения под видом борьбы за его моральную чистоту и духовность. Сегодня многие их тех, кто прежде называл себя неверующими, заявляют о вере в бога. Распространились различные виды мистики, сектантства. Что касается атеистической работы, то она почти полностью прекращена.

Мы убеждены, что пропаганда научного атеизма необходима. Речь идёт не об ущемлении прав верующих, а о восстановлении прав неверующих. Материалистическое мировоззрение научно объясняет мир, освобождает от религиозных заблуждений. Научный атеизм отвергает принижающую человека религиозную мораль, отстаивает коммунистическую нравственность с её коллективизмом, гуманизмом, справедливостью и равенством между людьми.

Согласно статье 14 действующей конституции, Российская Федерация – светское государство, и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Однако ложно понятые интересы борьбы с прежней идеологией заставили отвергнуть вместе с нею также и принцип рационализма, научного мышления, светской культуры, гуманизма и атеизма в угоду воскрешению неких «традиционных ценностей», центральное место среди которых занимает религия. Её адепты захватили почти монопольное право вести мировоззренческую пропаганду в СМИ и навязывают населению свои религиозные взгляды бесцеремонным и грубым образом. При этом несогласные подвергаются систематическим оскорблениям и клеветническим обвинениям, либо их мнение игнорируется.

Особо нетерпимым является насаждение религии за счёт использования государственных ресурсов и средств, острый дефицит которых россияне ощущают сегодня во всех иных сферах своей жизни. Местные власти в регионах РФ открыто тратят огромные суммы на помощь религиозным организациям, строительство новых храмов, передают им в безвозмездное пользование огромные жилищные, земельные и прочие материальные фонды, невзирая на бедственное положение огромного количества наших сограждан, которые влачат жизнь за чертой бедности. В первую очередь такая практика осуществляется в отношении Русской православной церкви (РПЦ), которая и на государственном уровне получила значительные экономические льготы. То же касается ряда федеральных ведомств (МВД, МПС, Минобороны) и полугосударственных монополий (РАО ЕЭС, Газпром), практикующих дорогостоящие дары в адрес РПЦ или же строящих на бюджетные средства для них храмы. Мы находим подобную практику не только аморальной, идущей во вред нуждам населения, но и противозаконной, поскольку это нарушает ст. ст. 14 и 19 конституции РФ.

Нарушением законов светского государства является объявление сугубо конфессиональных праздников – православных Рождества и Пасхи – государственными праздниками РФ. Тем же нарушением является практика проведения официальных религиозных церемоний в государственных учреждениях, больницах, воинских частях, введение в армии института полковых священников и т. д. Особое место в этом ряду занимает политика руководства Министерства образования и иных научно – педагогических структур. Речь идёт о попытках введения в государственных ВУЗах и школах религиозных дисциплин. Предмет «теология», например, был включён в перечень официальных учебных дисциплин, который может объявляться обязательным руководством того или иного конкретного ВУЗа. Во многих государственных российских школах с начала 90-х годов ведётся под прикрытием названий «обществоведение», «религиоведение», «история православной культуры» и т. п., вводят преподавание «закона божьего». Идёт откровенная религиозная пропаганда: чтение проповедей священниками, проведение молитв, изучение «житий святых», обучение детей культовым церемониям и т. д. Кроме того, активно в учебный процесс внедряются учебники и пособия, «преодолевающие антирелигиозную направленность», а по сути, дискредитирующие в глазах учащихся все достижения науки, рационального мышления, светской культуры, накопленные человечеством.

Продолжение подобной практики, направленной на клерикализацию средней и высшей школы России, равно как и продолжающаяся раздача религиозным организациям из фондов государственных музеев культурно-исторических ценностей, сохранность которых они обеспечить не в состоянии, в будущем приведёт нашу страну к полной интеллектуальной и культурной деградации, разрушению фундаментальной базы науки, и к возврату сознания большинства населения на уровень средневековой дикости. Политика, направленная на сращивание государства с церковью проистекает из ошибочного расчёта многих политических деятелей РФ на то, что подобное воскрешение религиозных традиций служит укреплению российской государственности, создаёт стержень для новой «национальной идеи», повышает нравственный уровень граждан и т. д.

Однако, вопреки мифам церковно-религиозной пропаганды, религия на протяжении своей истории не столько сплачивала и примиряла, сколько разъединяла людей, разделяя их на конфессии, церкви, секты, толки, на еретиков и язычников, на «чистых» и «нечистых». Мировой опыт уже убедительно доказал, что правительство не должно вмешиваться в подобные споры, придавая вопросам веры статус государственной политики. Тем более недальновидно оказывать государственное покровительство какой-либо определённой церкви в такой многонациональной и многоконфессиональной стране, какой является Россия.

Также не выдерживает критики тезис о благотворном влиянии религии на уровень нравственности населения. Достаточно сослаться на тот факт, что процесс «возрождения духовности», усиления религиозности населения и клерикализации страны в 90-е годы шёл рука об руку с беспрецедентной криминализацией, эскалацией социальной напряжённости и национальной нетерпимости, удручающим упадком морали и нравственности.

Мы, коммунисты, боремся не против верующих, их права придерживаться какой-либо религии. Мы протестуем против безосновательного третирования и унижения атеистов, которые составляют едва ли не большинство населения нашей страны. Мы за обеспечение подлинного равноправия всех идей и мировоззрений!

Вадим Майский,
г. Обнинск