ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ЛЕВАЯ ГАЗЕТА

Учредитель

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ПАРТИИ КОММУНИСТОВ БЕЛОРУССКОЙ

К оглавлению

ДУХОВНЫЙ УПАДОК ПОД ВИДОМ ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

Каждую субботу в 8.30 по обоим каналам Белорусского радио идет религиозная передача "Свет души". Почему сразу по обоим? Очевидно, ловцы душ боятся, как бы передачу не пропустили те, кто привык слушать другой канал. И если пойти по простейшему пути - на другом канале повторять передачу в иное время, то не будет директивности, навязывания. Но, так настырно навязывая религию, не нарушает ли государство им же установленный принцип свободы совести?

Если бы передачу хоть слушать можно было, а то ведь просто коробит от несуразностей. 25 января доцент В.Теплова сказала: в советское время большой вред был нанесен нашей культуре - из нее выхолостили духовное содержание. Разъясняю доценту и прочим несведущим: культура и есть сфера духовных интересов людей. Так написано во всех словарях, даже самых новых. Духовный мир человека - это его психика и умственные интересы. Доцент же, как это видно из ее выступления, сводит, совершенно безосновательно, духовность к религии - лишь возможной, но вовсе не обязательной составляющей культуры, духовности.

Именно в советские годы культура белорусского и других народов нашей общей тогда страны достигла высочайшего уровня: система образования была лучшей в мире, мы стали самым читающим обществом, первыми вышли в космос, советским искусством восхищались в десятках стран, а советские спортсмены были в лидерах едва ли не по всем дисциплинам. А ныне практически по любой позиции на постсоветском пространстве (в том числе и в Республике Беларусь) наблюдается упадок культуры.

Но у доцента все шиворот-навыворот. Она кивает на советское прошлое, пережиток которого нашла и в том, что в учебниках рассказывается о памятниках культуры, но не раскрывается их духовное содержание. Приводится пример: в учебнике для 7 класса изображен крест Евфросиньи Полоцкой и написано, из чего и кем он сделан, но ничего нет о его "духовном содержании". То есть? Следовало написать, считает, видимо, доцент, что крест этот является (о чем уже приходилось читать) палладиумом страны. Неужели, вслед за язычниками, надо верить во все эти обереги. Ведь даже древние греки не поверили бы в охраняющее действие предмета, который не смог сберечь хотя бы себя (крест этот, как известно, исчез бесследно).

Далее последовал упрек, что многих белорусских деятелей прошлого изображают атеистами, а это не так. Пример приведен один: о Г.Конисском в учебниках говорится как о деятеле эпохи Просвещения. Приехали! Словно деятели этой эпохи все были атеистами! Это недоразумение, возникшее, видимо, из-за незнания фактов. Так, Вольтера часто называют атеистом наверняка и потому, что он призывал: "Раздавите гадину!" (то есть церковь). Но он был не атеистом, а деистом и "антиклерикалом". Как началась первая буржуазная революция (Нидерландская в XVI веке)? Погромом почти 6 тысяч церквей, и громили их вовсе не атеисты - настолько священники скомпрометировали католицизм. А к Великой французской революции слуги божьи своим поведением так опорочили христианство, что фанатически верующий, но изображаемый нередко атеистом Робеспьер даже заменил его культом Верховного существа. Доведенные до отчаяния, люди вымещали свой гнев на храмах, считая, что волю справедливого Бога превратно толкуют на земле попы, поддерживая и освящая власть, которая творит беззакония. Но тут же у людей появлялись сомнения: почему бессилен Бог в отношении хотя бы своих слуг? Не потому ли, что его просто нет?.. Не случайно атеисты появились еще в древности.

И у нас известен с десяток атеистов давних веков - К.Бекеш, С.Лован, К.Лыщинский, А.Незабытовский и др. Для тех времен это много. То есть многие белорусские деятели прошлого были атеистами, и ошибки нет, когда так пишут. Разумеется, Г.Конисский атеистом не был даже отдаленно. Нет ничего более неуместного, чем связывать его имя с атеизмом. Похоже, ближе всего к этой нелепице подошла сама наша проповедница. А вот деятелем эпохи Просвещения могилевский епископ был бесспорно. Так что непонятно, чем возмущается доцент.

Религиозные благоглупости встречаются в разных передачах Белорусского радио. Например, 3 февраля в качестве новости оно сообщило, что в США молитвой лечат СПИД. Богомольцам разных конфессий выдали фото больных, и те, "в адрес" которых была направлена молитва (вообще-то, молитва направляется "в адрес" Бога), страдали в три раза меньше тех, за кого не молились. Интересно, каким прибором измеряли интенсивность страданий.

И что же мы видим на фоне настоящего церковного, но вовсе не духовного в целом возрождения, строительства сотен храмов, при безудержной поддержке (в том числе финансовой) религии государством? По сравнению с советскими годами, когда религия была в загоне, значительно уменьшилась продолжительность жизни людей, вернулся искорененный было туберкулез, проблемой стал даже педикулез (вшивость), произошел резкий рост венерических заболеваний, особенно среди подростков (идет настоящая сифилизация страны!), уменьшилось число библиотек и домов культуры, махровым цветом расцвели преступность, проституция и порнография, нецензурщина проникла в книги, СМИ, на экраны... Этот перечень можно было бы продолжить. Но и так ясно, что религиозное возрождение сопутствует запустению и разрухе практически во всех областях светской культуры. Тут даже вопроса нет. Вопрос в другом: что бы это значило?

Написав изложенное выше, увидел по БТ прямое подтверждение безбрежного духовного то ли возрождения, то ли вырождения и маразма: новобранцев железнодорожных войск кропил православный священник. Против сей процедуры можно бы и не возражать, если бы призывали в эти войска одних православных. Но это сомнительно. Скорее, став, из моды, жутко набожными, наши военачальники поставили в единый строй с православными и неправославных и атеистов. Это как раз тот случай, о котором пословица гласит: "Заставь дурака Богу молиться..." Остается лишь надеяться, что хотя бы "святая вода" была взята не из такого источника, из какого брали воду для продажи монахи в "Ушах святого Мартина" Гашека.

Владимир ЗЕЛЕНКОВ.
Минск

[Свежий номер] [Партийная жизнь] [По следам публикаций] [Из номера в номер

[Мы и мир] ["Товарищ" в регионах] [Архив газеты] [Гостевая крига]