11.12.2005 Почем звонит колокол И.Соломко

Доходы украинских церквей растут стремительными темпами. Теперь их суммарный годовой бюджет достигает сотен миллионов долларов

Все в руках господнихКиевлянка Наталья Онищенко недавно крестила маленького сына. Причем обряд хотела заказать на определенный день. В храме Украинской православной церкви (УПЦ) ей сказали, что за такую услугу нужно заплатить 100 грн. церкви и столько же священнику. В целом крещение обошлось ее семье в 250 грн. "Но я не жалею, что заплатила больше. К нам было совершенно другое отношение", - вспоминает Онищенко. Требы - так в церкви называют религиозные таинства и обряды - главная статья доходов святых отцов, обеспечивающая им достойный уровень жизни: священник крупного городского храма в месяц зарабатывает около $ 1 тыс.

"Заработок священника выше средней зарплаты в том регионе, где он служит", - замечает Дмитрий Степовик, доктор богословских наук, профессор Киевской духовной академии Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП).

Значительно меньше зарабатывают сельские священники, и бюджет их приходов скромен. Согласно опросу представителей ведущих христианских церквей в Украине, средний месячный бюджет сельского прихода составляет около 600 грн. в месяц. Зато в городе он выше, в среднем - 20 тыс. грн.

Максимальную сумму эксперты назвать не решаются: в большой религиозный праздник пожертвования прихожан в одном приходе могут составить не менее 20 тыс. грн.

Существенную помощь церкви оказывают деньги крупных меценатов - эти суммы исчисляются сотнями тысяч долларов.

Кроме денег, состоятельные украинцы дарят церквям дорогие авто и строят храмы. За годы независимости в Украине было построено почти 5 тыс. церквей, самая скромная из которых обошлась в $ 100 тыс.

Помимо этого, свои бюджеты имеют монастыри и епархии - в последних благодаря меценатским пожертвованиям крутятся большие деньги.

Из всех этих сумм складываются богатства современных религиозных институций, в том числе крупнейших - УПЦ, возглавляемой митрополитом Владимиром, и УПЦ КП, во главе которой стоит Филарет.

Причем духовные лидеры отечественного православия бюджеты своих церквей не называют. Закрытость темы они объясняют непрозрачностью финансовых отношений в государстве в целом.

В то же время Николай Митрохин, директор московского Института изучения религии в странах СНГ и Балтии, берет на себя смелость оценить оборот наличных денег в приходах и епархиях УПЦ. "Это как минимум $ 500 млн в год, - утверждает Митрохин, который ежегодный доход РПЦ оценивает в такую же сумму. - Плюс для Украины еще $ 200-250 млн неконвертируемых в наличность пожертвований со стороны частных лиц и государства".

Ростислав Ищенко, вице-президент Центра корпоративных отношений, отслеживающий тему не первый год, считает что суммы, которыми оперируют отечественные церкви, значительно больше: суммарный бюджет УПЦ и УПЦКП, по мнению Ищенко, составляет приблизительно $ 20 млрд. Столь впечатляющие цифры эксперт не считает завышенными, называя их скромными оценками.

Ищенко также отталкивается от бюджета Русской православной церкви (РПЦ), который, по его словам, составляет $ 15 млрд. Причем по количеству приходов РПЦ и УПЦ почти равны-около 11 тыс. АУПЦ КП насчитывает всего около 3,5 тыс. приходов, а поэтому ее бюджет ниже.

"В случаях с римо-католической и греко-католической церквями речь может идти о сотнях миллионов долларов, а с автокефалами - десятках миллионов в год", - заключает Ищенко.

Народные деньги

Церковное золотоГалина и Сергей Береговые, недавно заключившие брак и освятившие его в церкви, провели собственное маркетинговое исследование. Они обошли все храмы на киевском Подоле. Максимальную таксу - 250 грн. - им назвали в Ильинской церкви, рассказывает Галина Береговая, которая выбрала для обряда храм подешевле.

В большинстве столичных церквей венчание стоит 150-200 грн. Причем священники своих расценок не стесняются, а вывешивают их прямо в храмах в виде прайс-листов.

Степовик называет расценки за эти услуги либеральными: зачастую верующий сам решает, сколько ему платить. "Как правило, люди дают по 200 грн. или долларами. Мы не отказываемся. Если просят сдачу, даем", - обобщает он.

Существенно пополняют бюджет церквей пожертвования прихожан во время богослужений. 'Таким образом, весь народ принимает участие в экономической жизни церкви", - одобряет статью доходов Степовик.

Протоиерей Анатолий Зинкевич, настоятель Свято-Троицкого духовного центра УПЦ КП, обладатель дорогого мобильного телефона и собственного авто, в отличие от большинства коллег, о собственных финансах говорит свободно. Этот священник денег от прихожан не берет – таковы его убеждения: "Я не на зарплате. У меня наследство, я живу на проценты". Зинкевич считает, каждая церковь имеет свой приходской потенциал.

Священники говорят, что в воскресное богослужение в храме могут собрать от нескольких сотен до нескольких тысяч гривен. Наименьшие сборы - в сельской местности, наибольшие - в кафедральных соборах.

По словам Михаила Левковича благочинного Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), храм которого находится в Чорткиве Тернопольской области максимальный размер персонального пожертвования в его приходе достигает $ 100, а минимальный – 50 копеек. Зато в крупном городе в большой праздник сумма сборов прихожан может достигать тысяч, а иногда и десятков тысяч долларов

Существенно влияет на сбор пожертвований наличие в храме святых мощей или чудотворных икон. Это привлекает паломников, которые оставляют значительные средства. Поэтому, утверждает чиновник, который занимается урегулированием отношений государства и церквей, и пожелал сохранить анонимность, солидные пожертвования собирают Киево-Печерская, Почаевская и Святогорская Лавры. Все они принадлежат УПЦ.

Церковные благодетели

БлаготворительКуда ощутимее для церковного бюджета взносы крупных меценатов. Игорь Дидковский, президент группы компаний Родовид, принимал участие в финансировании строительства нескольких храмов. Одна церковь ему обходилась в среднем в $ 120 тыс. Причем бизнесмен помогал представителям разных конфессий, в том числе и мусульманам.

Проблемой своей благотворительности он считает 70%-й налог, которым облагается пожертвование. Поэтому, рассказывает Дидковский, многие предпочитают передавать деньги наличными и не оформлять их официально.

Бизнесмен убежден, что без меценатов церковь не прокормить.

Подтверждает его слова и архиепископ Павел, наместник Киево-Печерской лавры (относится к УПЦ). Он говорит, что если бы монастырь жил только на небольшие пожертвования, Лавра не смогла бы покрыть даже основные нужды.

Среди тех, кто делал крупные финансовые вливания в церковный бюджет, Павел называет трагически погибшего Георгия Кирпу, экс-министра транспорта, и Игоря Бакая, экс-руководителя Государственного управления делами при Президенте Украины. "Сейчас у нас постоянных [крупных меценатов] нет, - замечает архиепископ. - Одних убрали, других совсем убрали", - рассказывает он.

Анонимные источники добавляют к этому списку меценатов УПЦ политика и бизнесмена Петра Порошенко и Виктора Черномырдина, посла России в Украине. А политолог Кость Бондаренко - Виктора Нусенкиса, у которого крупный бизнес на востоке Украины и в России. "Он человек очень близкий к Алексию II (глава РПЦ) и у них есть несколько общих проектов", - говорит политолог.

Список своих влиятельных меценатов есть и у УПЦ КП. Протоиерей Анатолий рассказывает, что лично содействовал в строительстве нескольких храмов покойному Юрию Кравченко, когда последний был главой МВД. Стоимость храмов исчислялась миллионами гривен.

Однако в патриархии обнародовать имена благотворителей не решаются, аргументируя тем, что они сами избегают публичности. "Их не много, но то, что они жертвуют, ощутимо", - утверждает игумен Евстратий, пресс-секретарь УПЦКП.

Также он добавляет, что в середине 90-х среди тех, кто жертвовал на церковь, встречались представители теневого бизнеса. "У них возникало желание что-то пожертвовать на церковь, чтобы Бог их защитил", - вспоминает он.

Заграница нам поможет

В отличие от лидирующих в Украине православных церквей, бюджет Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) существенно пополняется из-за границы. "Большую часть пожертвований составляют средства от верующих из-за рубежа, в частности, из Северной Америки", - отмечает Любомир Гузар, глава УГКЦ.

Такая же ситуация и в Римо-католической церкви (РКЦ). Станислав Широкорадюк, епископ РКЦ, признается, что главные меценаты украинских католиков живут за рубежом. Максимальное пожертвование - $ 200 тыс. на строительство храма - прислала проживающая в США иммигрантка из Польши.

К тому же УГКЦ и РКЦ помогают различные организации - Церковь помощи из Германии, а также Папская курия Ватикана.

Казна УПЦ также пополняется из-за рубежа, но ближнего - России. "Владыка Сергий [архиепископ Тернополъский и Кременецкий] ездит по России с иконой Почаевской лавры, только оклад которой стоит $ 9,5 млн", - рассказывает протоиерей Анатолий.

В Киевском патриархате говорят, что свои доходы коллеги из УПЦ черпают не только из индивидуальных пожертвований, но и из переводов от государственных органов соседней России. Так, по словам, игумена Евстратия, в 2004 году российский государственный Внешэкономбанк передал митрополиту Владимиру чек на сумму в 100 тыс. рублей. "Это было целевое пожертвование на постройку храмов УПЦ в Западной Украине или там, где их, по мнению УПЦ, отобрали", - детализирует Евстратий.

Помимо этого, по его словам, летом 2005-го архиепископ Павел оформлял гуманитарную помощь в виде предметов церковной утвари из Софрино (предприятие в России, выпускающее церковную утварь) на $ 200 тыс. "Очевидно, это делалось, чтобы в дальнейшем товар продать", - считает игумен.

На Бога надейся, да и сам не плошай

ГузарДабы не зависеть лишь от людской милости, церкви занимаются и продажей предметов культа. Одним из источников поддержания храмов Владимир Вийтышин, патриарший эконом УГКЦ, называет свечи. Солидные суммы приносит продажа икон и книг.

Причем святые отцы относятся к торговле в церквях, как к обычному бизнесу: покупают продукцию по одной цене, а отпускают по другой - в результате неплохо зарабатывают. Главный поставщик церквей - Софрино, продукция которого славится своей дешевизной и качеством.

В этом бизнесе архиепископ Павел греха не видит. "Все [православные церкви] покупают в Софрино продукцию по низким ценам, а затем перепродают дороже", - замечает он.

По словам патриарха Филарета, главы УПЦ КП, из-за поставок из Софрино РПЦ рассматривает Украину как рынок сбыта своей продукции. "Речь идет о десятках, а может, и сотнях миллионов за счет продажи литературы, церковной утвари и свечей", - говорит он.

Неплохие дивиденды приносит церквям сдача в аренду недвижимости. Более других такой собственностью может похвалиться УГКЦ с ее 685 некультовыми помещениями. Несколько скромнее активы УПЦ- 550 помещений, и совсем скудны резервы УПЦ КП - 62.

Однако недостаток количества площадей киевский патриархат зачастую компенсирует качеством. К примеру, Свято-Феодосиевский мужской монастырь более пяти лет сдает двухэтажное здание в аренду Миссии ООН по вопросам беженцев в Украине.

Причем если в представительстве ООН этот вопрос не комментируют, то в монастыре охотно об аренде рассказывают.

Также представители церкви не скрывают информацию о том, что некоторые из них имеют собственные магазины, кафе и бары. Протоиерей Анатолий утверждает, что приблизительно 10% священников вложили деньги в бизнес. "Но это их личная инициатива и церковь не имеет к этому отношения", - говорит он.

Куда уходят деньги

За годы независимости крупные церкви Украины построили более 4,5 тыс. храмов. По приблизительным подсчетам, на их возведение пошло более $ 2 млрд.

Помимо строительства, церковь уже покупает недвижимость. Самые крупные расходы в последнее время были у греко-католиков: в 2002 году, в связи с переносом резиденции кардинала Рузара из Львова в Киев, в столице по улице Никольско-Слободской были куплены две пятикомнатные квартиры. Цена за квадратный метр тогда составила $ 500.

В целом же столичный комплекс УГКЦ, в который войдет резиденция и кафедральный собор, по словам Рузара, обойдется не менее, чем в $ 10 млн. "Строится комплекс исключительно за счет пожертвований верующих", - замечает Рузар.

Внушительные суммы церквям приходится платить и за коммунальные услуги. Архиепископ Павел рассказывает, что иногда в месяц только отопление лаврских помещений съедает до 100 тыс. грн.

Епископ Станислав добавляет, что солидные суммы идут и на оплату аренды земли. "30 тыс. грн. год мы платим за землю на Позняках, где строим храм. У нас восемь приходов и во всех высокая аренда", - отмечает он.

Содержание учебных заведений также подразумевает ощутимые расходы. У УПЦ их 15, у УПЦ КП-16,уУАПЦ-7,уУГКЦ-13 у РКЦ-7.

Например, в Львовской семинарии Святого Духа РКЦ обучается 200 семинаристов, и содержание каждого из них обходится до 4.5 тыс. грн. в год.

Приблизительно такую же сумму вкладывают в молодые кадры и другие конфессии.

В еще большие расходы выливаются для церквей религиозные программы на ТВ и радио Впрочем, и церкви, и телеканалы факт проплаты таких программ отрицают.

Андрей Омельченко, заместитель генерального директора коммерческой телекомпании Эра, которая транслирует несколько программ УПЦ, утверждает, что эти программы - форматная вещь для канала. "Это наша гражданская позиция, нам церковь ничего не платит", - говорит он.

Церкви делят УкраинуВ то же время Игорь Курус заместитель председателя Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания; заявляет, что вещательные компании получают деньги от церквей. "Эти программы не рейтинговые и не отвечают программным концепциям каналов", - объясняет он.

Оплату программ для верующих духовенство может себе позволить. Меценат Игорь Дидковский, пожертвовавший на храмы не одну сотню тысяч долларов, со знанием дела замечает, что сегодня церковь в материальном отношении благоденствует.

А протоиерей Анатолий добавляет: "Пока есть верующие, церковь будет находить возможности получать средства для своего существования".

КОРРЕСПОНДЕНТ, 3 ДЕКАБРЯ 2005