| ||
Форум | E-mail |
Выпуск: N 9(21), сентябрь 2004г
Современный Китай: кто есть кто? Момент истины еще не скоро
Посвящается памяти
пламенного
коммуниста-
интернационалиста
товарища Гэса
Холла
Партийно-государственная
иерархия в КНР, как парламентско-президентской республике, складывается следующим
образом: 1) генеральный секретарь правящей Компартии Китая, 2) председатель
Китайской Народной республики (подразумевается, что это – Генеральный секретарь
ЦК КПК), 3) председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных
представителей, 4) глава Правительства, 5) председатель Центрального военного
совета (контроль над армией и силовыми структурами, опять-таки – Генеральный
секретарь ЦК КПК).
Имена могут
меняться, но исторически сложившийся партийно-государственный механизм сдержек
и противовесов остается.
В последние
годы в самой компартии прошла целенаправленная подготовка к переходу власти от
третьего поколения руководителей к
«революционерам четвертого поколения».
Первое поколение
революционеров персонифицировал Мао Цзедун, второе – Дэн Сяопин, третье – Цзян
Цзэминь. Четвертым на XVI съезде Коммунистической партии Китая стал
сравнительно молодой партийный функционер (1942 года рождения) Ху Цзиньтао.
Теоретический фундамент деятельности современной
Компартии Китая обозначается следующим образом: 1) марксизм-ленинизм, 2) идеи
Мао Цзедуна, 3) теория Дэн Сяопина о строительстве социализма с китайской спецификой,
4) важные идеи Цзян Цземина о тройном представительстве.
В основе всех нынешних преобразований в КНР лежит
известная теория Дэн Сяопина о строительстве социализма с китайской
спецификой, принятая еще XV съездом КПК в качестве официальной
руководящей идеологии партии.
В основе китайских экономических реформ, начатых Дэн
Сяопином, лежат два выстраданных историей современного Китая принципа:
1)Все реформы должны проводиться в интересах абсолютного большинства населения, которое должно иметь
очевидную выгоду от этого.
2)Для абсолютного большинства населения цена
реформ должна быть приемлемой.
Утверждается, что антагонизм между социализмом
(планом) и капитализмом (рынком) в стране, в которой правит Компартия, –
контролируется. Противоречия между разными формами собственности, между трудом
и капиталом находятся под контролем КПК и используются для ускорения
строительства социализма с китайской спецификой.
Еще в 2001 году, после бурных дебатов во время
летнего отпуска руководства КНР в Бэйдэйхэ на побережье Желтого моря, был
актуализирован призыв: все лучшее из
социализма и капитализма – в экономику страны. Капиталист, частник – тоже
строитель социализма (с китайской спецификой), а поэтому имеет равные права с
другими гражданами, в том числе быть членами правящей Компартии Китая.
Несмотря на протест части коммунистов, что создавало
в партии определенную напряженность, лозунг был принят. Обогащение в рамках
закона было признано моральным, эксплуатация в определенных рамках признана
допустимой. Снят (демпфирован?) лозунг классовой борьбы как потерявший
актуальность. Национальной идеей Китая было провозглашено величие страны и нации.
Как следствие, дети известных партийных функционеров
вполне легально стали заниматься бизнесом. Наиболее известный пример – Ли
Сяопэн, сын спикера парламента Ли Пэна.
Другой пример, связанный с Ху Хайцзинь, 33-летней
дочерью бывшего до недавнего времени председателя КНР и председателя КПК Ху
Цзиньтао. По некоторым данным, прелестная Ху Хайцзинь проучилась 8 лет в одном
из американских университетов и даже пыталась (правда, безуспешно) получить
гражданство США. Нет, сама она не бизнес-леди. В канун XVI съезда КПК порадовала
своего отца тем, что, наконец-то, вышла замуж. Брак молодые зарегистрировали
тайно в США, на Гавайских островах. Ее избранник, 40-летний Мао Даолин, получил
степень магистра в американском Стенфорде, занялся интернет-технологиями и
вскоре стал генеральным директором одной из трех крупнейших интернет – компаний
КНР – Sina.com. Он
– капиталист (состояние в 41 млн.$).
Сын отца китайских реформ Дэн Сяопина учился в
университете Рочестера, а внук – уже гражданин США.
Правильной ли дорогой идете, товарищи!?
Под этим лозунгом около 100 тысяч бизнесменов подали
заявление в правящую партию, предполагалось вступление до 250 тысяч, что
составит в 56 миллионной КПК всего 0,5%. Напомним и численность современного
Китая - 1 млрд. 300 млн. человек.
14 ноября 2003года на XVI съезде Коммунистической
партии Китая был принят пересмотренный Устав КПК. Идеи Дэн Сяопина получили в нем
дальнейшее развитие.
Председатель КПК Цзян Цземин в докладе сформулировал «тезис о трех представительствах партии»:
1) КПК - представительство
передовых производительных сил;
2) КПК - представительство
передовой китайской культуры;
3) КПК - представительство
абсолютного большинства китайского народа.
Наиболее опасной проблемой КПК считает коррупцию,
которая в условиях рынка становится обычным явлением, разлагая не только
кадровых работников. Благодатной почвой для коррупции становятся акционерные
компании – либо с присутствием иностранного капитала, либо с присутствием
властных структур под видом государства.
Представитель секретариата XVI съезда
КПК, комментируя для прессы важные новые идеи "тройного
представительства", выдвинутые генеральным секретарем ЦК КПК
товарищем Цзян Цзэминем и зафиксированные в пересмотренном Уставе КПК, –
отметил, что эти новые идеи глубоко проникли в сердце всех членов партии.
Необходимость внесения их в Устав КПК продиктована требованиями к усилению
самого партийного строительства и дальнейшему продвижению вперед дела
построения социализма с китайской спецификой.
Эти важные идеи, являясь продолжением и
развитием марксизма-ленинизма, идей Мао Цзэдуна и теории Дэн Сяопина, отражают
новые требования к работе партии и страны, порождены переменами и развитием в
современном мире и Китае. Они служат мощным теоретическим оружием в усилении и
улучшении партийного строительства, в стимулировании самоусовершенствования и
развития социализма с китайской спецификой, являются квинтэссенцией
коллективного разума Компартии Китая, теми руководящими идеями, которых партия
обязана придерживаться в долгосрочной перспективе.
Неизменная реализация «тройного
представительства» – фундамент, на котором стоит Компартия Китая, основа ее
управления, источник ее сил. Вся партия должна обеспечивать единство взглядов и
действий на основе теории Дэн Сяопина, важных идей «тройного представительства»
и основной линии партии.
Как это реализуется на практике? Вот для иллюстрации
две концептуальных (без комментариев) цитаты из интервью Чрезвычайного и
Полномочного Посла Китая в Украине Яо Пэйшэна (Киевский телеграф, 6-12 февраля
2004 года):
1.« В 1992 году Компартией Китая была разработана
программа рыночных преобразований, и вот она уже 10 лет успешно реализуется. У
нас, можно сказать, рыночная экономика с социалистической спецификой. Для Китая, я
считаю, это большой успех. Конечно, государственный сектор по объему экономики
по объему ВВП пока еще лидирует. Но и частный сектор развивается быстрыми
темпами. До реформы это было невозможно, потому что, как и в Союзе, считалось
проявлением капитализма. Конечно, многие думают, что в Китае форма
социалистическая, а содержание – капиталистическое. На самом деле не так.
Просто у нас дали возможность, кроме государственного, развиваться и частному
сектору. В последнее время правительство очень поощряет развитие частного
сектора, старается создать для него все необходимые условия. Раньше, надо
заметить, это было немыслимо».
2.«Наша политика заключается в том, чтобы позволить
части населения раньше обогатиться и призывать зажиточных граждан помогать
бедным. Мы не проводим дискриминационной политики в отношении этих людей. Они
даже могут становиться членами Коммунистической партии. И это серьезное
изменение в нашей концепции. А с другой стороны, почему нельзя? Если
человек – настоящий патриот, признает Устав, программу партии и хочет вступить
в партию, то почему ему надо запрещать только из-за того, что у него денег
больше, чем у других?»
В марте 2004 года на 2-й сессии Всекитайского
собрания народных представителей (ВСНП) 10-го созыва по предложению Компартии
Китая в Конституцию КНР были внесены важные изменения, которыми частная
собственность была уравнена в правах с государственной.
В статье 11 Конституции КНР это сформулировано так: «Государство
защищает законные права и интересы негосударственного сектора экономики,
включая индивидуальный и частный сектора экономики. Государство поощряет и
поддерживает развитие негосударственного сектора экономики, одновременно
осуществляет контроль и управление негосударственным сектором экономики».
Теперь частная собственность может определенной
частью включаться в состав коллективной и акционерной.
Лозунг современной Компартии Китая: собственность,
которая помогает развитию Китая, – это собственность, а та, которая мешает, –
не собственность. Все, что содействует развитию производительных сил, – это
хорошо, а все, что мешает, – плохо (см., например, интервью Чрезвычайного и
Полномочного Посла Китая в Украине Яо Пэйшэна « Интересы народа надо
реализовать не волей группы людей или волей лидера, а при помощи законов» в
еженедельнике «Зеркало недели» № 12/487 27 марта 2004 года).
Как видно, в системе партийной и государственной
власти в КНР прошли большие перемены. Уже сейчас в обиходе между китайскими
функционерами все чаще вместо обращения "товарищ" бытует
"господин". Каждому времени свои песни?
Для многих украинских политиков и журналистов самой
различной политической ориентации современный Китай стал примером для
подражания. Об этом свидетельствуют и многочисленные публикации в авторитетных
среди современного украинского истеблишмента изданиях.
Испытывают абсолютный кайф от достижений Китая
многие коммунисты в России и Украине. И если Китай пример для подражания, то
возникает два сакраментальных вопроса: в
чем?, и на пути куда?
Удивляет только одно, что у всех спорящих и пишущих
преобладают дифирамбы о достижениях Китая (а они действительно есть!),
сопровождаемые экстатическими стенаниями по образцу политиканов горбачевской
эпохи о коренном изменении наших взглядов на социализм. Как и у
Ленина, разумеется, да еще в 1921 году.
Хотел бы в связи с этим призвать перестать
пережевывать уже потерявший всякий вкус идеологический
«стиморол» наших несостоявшихся отечественных строителей как светлого
коммунистического, так и светлого капиталистического будущего, а сравнить две
полярных точки зрения на эту проблему – последовательного коммуниста из
цитадели современного империализма, так и последовательного антикоммуниста
украинского происхождения.
В первом
случае
речь идет о точке зрения покойного Гэса Холла, национального председателя
Коммунистической партии США, изложенной в статье «Марксизм-ленинизм – наука нашего
времени». Статья опубликована в теоретическом журнале КП США «Политикал
Афферс» и поступила из ЦК Компартии США в адрес ЦК Компартии Украины в порядке
обмена мнениями и информацией. Перевел с английского кандидат исторических наук
А.Г.Арсеенко. Статья опубликована в журнале “Комуніст
України”, № 1, 1999 рік, с.66–76.
После кончины Гэса Холла 13 октября 2000 года названная
статья может быть поставлена, с моей точки зрения, по значению в один ряд с
последними письмами В.И.Ленина к Партии. В ней Гэс Холл обращается не только к
американским коммунистам, а ко всем соратникам по международному
коммунистическому движению с предупреждением о чрезвычайной опасности
очередного перерождения коммунистического движения – на этот раз в
Китае (цитируем):
«Китай также ощущает на себе влияние мирового
кризиса. Кризисы в других азиатских странах оказывают влияние на Китай. Мы
должны теперь сказать о том, что Китай, кажется, попадает в ту же ловушку. Китайский
так называемый «рыночный социализм» является только прикрытием для перехода на
капиталистический путь. В какой мере Китай пошел на уступки приватизации и
капитализму и насколько он еще остается социалистическим – неясно. Однако
отмечаются случаи и действия, включая обмены и визитами между США и Китаем,
которые не служат хорошим предзнаменованием для социалистического Китая».
Во втором
случае речь
идет о точке зрения Вячеслава Коваля, уже бывшего руководителя Аппарата
Верховной Рады Украины, пришедшего на этот пост после «бархатной
контрреволюции» в Верховной Раде Украины в феврале 2000 года, до недавних пор
заместителя председателя секретариата Народного Руха Украины, члена Президиума
Центрального провода НРУ. После визита в Китай делегации Аппарата ВР
Украины интервью В.Коваля «Китай:
строительство капитализма под руководством коммунистов» было
опубликовано в пропрезидентском еженедельнике «Влада і
політика” № 28, 15–21 сентября 2000 года.
Приведем лишь три утверждения из названного
интервью.
Первое: «Можно вспомнить известное выражение отца
китайских экономических преобразований Дэн Сяопина про то, что не важно, какого
цвета кошка: главное, чтобы она хорошо ловила мышей… Китай, однозначно, строит
капитализм. Но под руководством коммунистической партии».
Второе: «Китайцы говорят, что строят социализм с
китайской спецификой, который, на мой взгляд, больше похож на капитализм».
Третье: «Китайцы уже переоценили вклад Мао Цзэдуна.
Ему отдают должное за то, что он освободил Китай от оккупации, но говорят про
большие ошибки во время культурной революции. Мы ожидали, что каждые сто метров
должны стоять памятники Мао, а их нет. Вообще.»
Да, внешне очень похоже, что Компартия Китая
повторяет известный трагический путь КПСС. Является ли случайным совпадение
оценок двух политических антиподов в отношении современного Китая? Не является
ли это предостережением для всех коммунистов: «Увяз коготок– всей птичке
пропасть?»
Вспомним, чем закончились такие процессы в СССР (от
провозглашенного Горбачевым «больше социализма» до «огонь по штабам»), и даже
рядовому наблюдателю станет ясным неординарность ситуации. Что ж, у каждого
кулика – своя «кочка зрения».
Какой политический облик будет у современного Китая через два десятка лет, когда он по сравнению с 2000 годом учетверит свой ВВП до 4 триллионов долларов, то есть до 3000 долларов на душу населения, – это еще большой вопрос, этого не знает никто. А пока в Китае насчитывается 270 миллионов безработных и частично безработных, а 800 миллионов крестьян вообще оказались за бортом китайского экономического чуда, ибо их доходы на душу составляют в 6 раз меньше, чем у жителей городов. По сути, в современном Китае в социально-экономическом плане существует два разных Китая. Это и есть главная головная боль его руководителей.
В Китае знают и пытаются учесть тот факт, что США
возлагают большие надежды уже на пятое поколение
партийцев-"прагматиков", которое отличается от предыдущих
большей ориентацией на капиталистические ценности, – надеясь одержать победу
без войны, как это уже произошло в СССР.
А пока великий Китай и его Компартия остаются с точки зрения правоверного марксиста-ленинца
идеологическим "тянитолкаем", а его руководители стали
"товарищами- господами".
Все свидетельствует о том, что Китай сосредоточенно
работает исключительно на себя, пока решая сугубо национальные задачи.
Вспомним, для сравнения, воплощенный в СССР ленинский тезис о возможности
построения социализма в одной отдельно взятой стране. В Китае этот лозунг
трансформирован в лозунг неравномерного, опережающего роста богатства в
условиях рыночной экономики сначала у отдельных лиц и в отдельных регионах,
которые должны вытянуть к «среднезажиточному обществу» всю страну. Правда, пока
еще под контролем Компартии Китая.
В этом и состоит интернациональный долг китайских
коммунистов перед всем человечеством?
На новом витке истории роль локомотива истории
перешла от разрушенного СССР к другим странам. Самая важная из них –
современный Китай. Ему для развития нужна долгосрочная мирная и стабильная
обстановка как в международном плане, так и в прилегающих к Китаю районах.
Использует ли он эту возможность, выполнит ли он свое историческое
предначертание? Вспомним, как накануне Великой Отечественной войны советское
партийно-государственное руководство искало малейший шанс для накопления сил и
оттягивало час прямой схватки с фашистской Германией, авангардом мирового
империализма.
Бурлит конфликтами и противостоянием с «золотым
миллиардом» человечества современный исламский мир, что дает Китаю во времени
новый исторический шанс для решения своих, пока национальных, задач развития.
Хотелось бы верить, что не только как национальных. Китайцы действуют в
соответствии со своей тысячелетней конфуцианской мудростью «сидеть на вершине
горы и наблюдать, как в долине дерутся между собой два тигра».
А что будет в долговременной перспективе преобладать
в задачах, решаемых китайским коммунистами, – на этот вопрос ответ может дать
только сама история, прежде всего история международного рабочего и
коммунистического движения, в котором происходит сложное диалектическое
переплетение и взаимодействие классового и национального аспектов. Как этот
процесс повлияет на политику крупнейшей в мире коммунистической партии? И как она
отзовется на эти импульсы? Этого мы не знаем. Похоже, что момент истины
наступит еще не скоро.
Нет записей
[Вернуться к просмотру статьи]