Е.А. Эйхельберг
РОССИЙСКИЕ НЕМЦЫ В ГЕРМАНИИ
Предоставление свободы выезда, а также экономический и социальный кризис 1990-х годов привели к массовому оттоку этнических немцев ("аусзидлеров") из России. Из двух миллионов этнических немцев, переехавших в 1990-е годы в Германию из Восточной Европы, более 1,6 миллиона составляли выходцы из бывшего СССР. При этом доля "аусзидлеров" из России среди всех выходцев из стран бывшего Советского Союза в 1999–2000 гг. возросла до 44% (в 1992 г. — 28%). В табл. 1 представлена динамика численности переселенцев в Германию в 1990-е годы.
Таблица 1
Численность этнических немцев и членов их семей, выехавших из Восточной Европы в Германию с 1990 по 2000 гг., тыс. чел.
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
|
Из стран бывшего СССР |
148 |
147 |
196 |
207 |
213 |
209 |
172 |
132 |
102 |
104 |
95 |
Всего из Восточной Европы |
398 |
222 |
231 |
219 |
223 |
218 |
178 |
134 |
103 |
105 |
96 |
Данные BMI (Министерство внутренних дел Германии).
Необходимость интеграции огромного количества переселенцев привела к тому, что конце 80-х годов Германия ввела ограничения на их прием. С января 1993 г. действует закон о преодолении последствий войны, по которому гражданство в стране могут получить представители немецких меньшинств до 1993 г. рождения из Восточной Европы и бывшего СССР, подвергавшиеся изгнанию и дискриминации. Претенденты из Восточной Европы должны доказать факт индивидуальных преследований по этническому признаку. Это резко сократило поток этнических немцев из этих стран. С 1996 по 1998 гг. происходило также снижение численности российских иммигрантов. Во многом это было связано с введением летом 1996 г. обязательного теста на знание немецкого языка, с которым справляются примерно 40%. Вторым немаловажным обстоятельством стало уменьшение числа желающих въехать в страну.
Переезд в Германию часто представляется переселенцам способом разрешения всех проблем; обычно он идеализируется и упрощается. Как правило, они не представляют себе трудностей, связанных с поиском работы, жилья, интеграцией в новое общество. Во многом это связано с наличием социального барьера между местным населением и аусзидлерами. Существующая в некоторых районах тенденция геттоизации (скопления переселенцев из различных стран) усилила процесс их обособления и ухудшила возможности интеграции и признания со стороны местного населения. Прежде всего это связано с их примитивным знанием немецкого языка. Кроме того, профессиональная квалификация переселенцев часто не соответствует спросу на рынке рабочей силы Германии. Хотя многие дипломы о среднем специальном образовании формально признаются официальными государственными учреждениями, работодатели в условиях высокого уровня безработицы склонны не доверять им и принимать на работу только специалистов, получивших профессиональное образование в ФРГ. Многие переселенцы проходят через период безработицы и жизни на пособие. Особенно высока доля безработных среди лиц с высшим образованием, а также женщин, хотя у последних есть дополнительные возможности работы в сфере услуг. Переселенцы занимают в основном нижние ступени в профессиональной иерархии и выполняют тяжелую и непрестижную работу, которую не хотят делать местные. (По данным социально-экономической панели 1995 г., 66% профессионально занятых переселенцев, въехавших после 1991 г., работали на местах, не требующих специального образования; всего же в качестве рабочих и простых служащих было занято 95% работающих переселенцев.)
Коренное изменение установок местного населения по отношению к этническим немцам — выходцам из Восточной Европы — произошло в период их массового наплыва (в основном из Польши) между 1988 и 1990 гг. (1989: 377,055; 1990: 397,073) [1, 2]. Одно из первых исследований в этой области было проведено специалистами Института Алленсбаха летом 1988 г. Большинство респондентов (N=1044) тогда впервые столкнулись с этим вопросом и не знали, как на него ответить (51%). Значительная их часть (35%) была хорошего мнения о вновь прибывших с Востока. В опросе 1988 г. (N=2057) местные жители отмечали следующие свойства аусзидлеров: им тяжело (68%); они плохо говорят по-немецки (60%); они выполняют работу, от которой местные отказываются (48%); они чувствуют свою исключительность (40%); имеют много детей (39%); боязливы и незащищены (37%); благодарны (36%); не находят контакта с местными (36%); совсем другие, чем местные (34%); религиозны (33%); прилежны (30%). Те из опрошенных, кто имел личные контакты с переселенцами, подчеркивали их прилежность (38% против 27% тех, кто таких контактов не имел), любезность и готовность помочь (30% против 18%), а также то, что они хорошие работники (35% против 23%) и хорошие соседи (20% против 9%) [1, S. 283].
С увеличением количества переселенцев отношение местного населения к ним менялось в худшую сторону. В частности, ZDF-политбарометр (опрошено 1002 чел.) зафиксировал, что с февраля по август 1989 г. доля находивших "хорошим то, что прием немецких переселенцев из Восточной Европы у нас будет расти", сократилась с 57,3% до 39,6% и соответственно увеличилась доля находивших эту тенденцию неблагоприятной (с 37,5% до 54,8%). На табл. 2 показано изменение установок населения по отношению к приему переселенцев в период наибольшего их наплыва.
Таблица 2
Отношение к приему переселенцев, 1988–1990 гг., %
1988 |
1989 |
1990 |
|
Без ограничений, или каждого принять |
34 |
27 |
18 |
Не знаю |
5 |
3 |
2 |
Прием ограничить |
61 |
66 |
60 |
Полностью прекратить, или ни одного не принимать |
– |
4 |
20 |
ZDF-Politbarometer 1988, 1989; ALLBUS 1990 [1].
С этого времени можно проследить динамику установок по данным регулярных опросов населения, проводимых Институтом Алленсбаха (ALLBUS). Так как с начала 90-х годов подавляющее большинство аусзидлеров составляли этнические немцы и члены их семей из России и Казахстана, различием между переселенцами из Восточной Европы и из стран бывшего СССР можно пренебречь.
Результаты опросов показывают, что на протяжении 90-х годов готовность местного населения к приему переселенцев с Востока продолжала медленно снижаться, поскольку общий иммиграционный поток (всего в Германию в 90-е годы въехало более 5 млн. иммигрантов, не считая въехавших из стран Европейского Союза) превосходил интеграционные возможности немецкого общества. Регулярные опросы ALLBUS показывают рост доли тех, кто считал необходимым ограничить въезд переселенцев, с 62% в 1990 г. до 72% в 1996 г. Одновременно выросла доля тех, кто полагал, что прием переселенцев должен быть полностью прекращен (наиболее высока она в восточных землях, где с 1996 г. также началось массовое расселение аусзидлеров). В целом же по отношению к этническим немцам — выходцам из Восточной Европы — у местного населения преобладали нейтральные установки; доля категорически не приемлющих новых переселенцев варьировалась от 10% до 20% в зависимости от численности прибывающих. Одновременно снижалась доля населения, настроенного в пользу неограниченного приема переселенцев: в западных землях Германии — до 14%, а в восточных — до 11% (2000 г.).
Таблица 3
Доля населения, выступающего против приема переселенцев, %
В западных землях |
В восточных землях |
|
1990 |
20 |
|
1991 |
10 |
12 |
1992 |
10 |
11 |
1996 |
11 |
17 |
2000 |
10 |
15 |
Рассчитано автором по [3, 4].
Таблица 4
Доля населения, выступающего за неограниченный прием переселенцев, %.
В западных землях |
В восточных землях |
|
1990 |
17 |
|
1991 |
22 |
15 |
1992 |
19 |
15 |
1996 |
15 |
13 |
2000 |
14 |
11 |
Рассчитано автором по [3, 4].
Анализ показывает, что более нетерпимы по отношению к переселенцам из Восточной Европы немецкие граждане с невысоким образованием, в возрасте 35–49 лет, имеющие низкий доход (до 1800 ДМ в месяц на домохозяйство), оценивающие экономическое положение в Германии как плохое и относящие себя к нижним и рабочим слоям общества, избиратели СДП и не участвующие в выборах. Большую толерантность проявляют лица с более высоким образованием, избиратели ХДС/ХСС, зеленые, более религиозные, а также те, кто считает экономическое положение Германии хорошим.
В целом, по отношению к аусзидлерам преобладают нейтральные установки. Доля местного населения, которому переселенцы очень неприятны в качестве соседей или членов семьи, крайне низка и колеблется от 1% в западных землях до 2% в восточных землях (табл. 1, 2). Средняя оценка соседства с этническими немцами-переселенцами (+0,4) и возможного брака с ними (0) значительно выше, чем оценка соседства с беженцами (в основном курдами, африканцами) и турками, и ниже, чем с итальянцами. Это позволяет сделать вывод, что относительно немецких переселенцев из бывшего СССР действует этнический бонус [5]. Половине же опрошенных, как следует из табл. 5, происхождение переселенцев безразлично.
Таблица 5
Установки местного населения по отношению к переселенцам, ALLBUS 1996, %.
Оценки |
"Насколько был бы вам приятен переселенец..." |
|
как сосед |
как вероятный член семьи |
|
–3 Очень неприятен |
3 |
7 |
–2 |
5 |
8 |
–1 |
9 |
13 |
0 |
45 |
46 |
+1 |
16 |
12 |
+2 |
13 |
9 |
+3 Очень приятен |
9 |
5 |
N = 3518 |
100% |
100% |
Средняя оценка |
+0,4 |
0 |
Стандартное отклонение |
1,4 |
1,4 |
Рассчитано автором по [4].
Негативное отношение местных немцев к переселенцам объясняется рядом факторов. Во-первых, среди переселенцев высока доля безработных и получателей пособий. Во-вторых, они часто концентрируются в социально неблагополучных районах, поэтому с ними нередко связывают рост преступности. В-третьих, сказываются социально-культурные различия — местным чужд духовный мир переселенцев, в большей части выходцев из сельской местности, которых часто распределяют в крупные города. Их патриархальные установки в отношении семьи, религии, родины считаются устаревшими или даже реакционными. Кроме того, некоторые группы местного населения видят в них нежелательных конкурентов в обострившейся ситуации на рынке труда.
Таблица 6
Отношение местного населения к переселенцам, ALLBUS 1996, %.
"Насколько переселенцы и местные различаются по стилю жизни?" |
"Согласны ли вы, что переселенцы должны иметь равные с местными права?" |
||
1 Вообще не различаются |
4 |
8 |
1 Полностью не согласен |
2 |
11 |
7 |
2 |
3 |
18 |
10 |
3 |
4 |
23 |
18 |
4 |
5 |
20 |
14 |
5 |
6 |
16 |
16 |
6 |
7 Различаются очень сильно |
8 |
27 |
7 Полностью согласен |
N = 3518 |
100% |
100% |
|
Средняя оценка |
4,3 |
4,8 |
|
Стандартное отклонение |
1,6 |
1,9 |
Рассчитано автором по [4].
Требуется много времени, чтобы развеять предубеждения местного населения и преодолеть психологические барьеры у приезжих. Последнее объясняется, в частности, "страхами переселенцев вести себя не так, как немцы, не так корректно говорить... Страх перед разговором у них более велик, чем у других иностранцев, так как, считая себя немцами, они предъявляют к себе высокие языковые требования" [6, S. 47-48].
Исследования немецких социологов и психологов приводят к общему выводу о достаточно здоровом духовном состоянии подавляющего большинства переселенцев из России и других стран бывшего СССР, что позволяет им решать серьезные проблемы, возникающие на начальном этапе их жизни на новом месте. Эти проблемы не всегда получают адекватное освещение в германских СМИ, где российские немцы часто ассоциируются с русской мафией, преступностью, алкоголизмом и потреблением наркотиков. Тем самым распространяются негативные установки (некоторые исследователи говорят о стереотипах [7]) по отношению к переселенцам из России.
В целом общество, несмотря на высокие интеграционные затраты, определенные социальные издержки и трудности акцептации, заинтересовано и впредь принимать российских немцев. Установленный количественный предел в 100 тыс. чел. в год будет, по всей видимости, действовать и дальше. Переселенцы достаточно успешно интегрируются, овладевая немецким языком, развивая неформальные контакты с местными и осваивая новые для себя нормы и ценности,— в основном в течение 10–15 лет. У большей части молодежи этот процесс проходит быстрее — в течение 4–6 лет. В отличие от детей иностранцев, которых в европейских странах нередко называют "потерянным поколением", уже второе поколение "аусзидлеров" окончательно интегрируется, идентифицируя себя с новыми нормами и ценностями и получая признание со стороны местного населения.
ЛИТЕРАТУРА