© 1996 г.
И.А. СУРИНА, Н.А. СЕЛИВЕРСТОВА
МОСКОВСКАЯ АУДИТОРИЯ КОНЦЕРТОВ
КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ
СУРИНА Ирина Анатольевна - кандидат социологических наук, заместитель заведующего
учебным отделом Института молодежи (Москва)- СЕЛИВЕРСТОВА Нина Анатольевна -
кандидат социологических наук, докторант кафедры социологии указанного института.
В статье изложены результаты исследований аудитории концертов классической музы-
ки, проведенных в ноябре-декабре 1994 г. и апреле 1995 г. в Москве
1
(N = 527). В качестве
объекта была выбрана аудитория концертных залов Московской государственной филар-
монии, что позволило, до известной степени, репрезентировать выборку по концертным
объектам. Выборка является представительной
2
и отражает основные тенденции по под-
нятой проблематике, а также обеспечивает качественное представительство изучаемых
социальных объектов.
Охватывались только посещающие концерты данного музыкального направления, что
позволило выделить основные группы слушателей внутри изучаемой аудитории и зафикси-
ровать предпочитаемые ими исполнительские коллективы.
Основные вопросы относились к выявлению регулярности и мотивов посещения кон-
цертов слушателями, отношения аудитории к формам проведения концертов, телепереда-
чам, посвященным классической музыке, а также слушательских предпочтений среди ис-
полнителей и коллективов.
Результаты сгруппированы по следующим блокам: характеристика аудитории концертов
классической музыки и наиболее выраженных групп слушателей, заполняемость концерт-
ных залов, отношение к форме проведения концерта, отношение к телепередачам, посвя-
щенным классике, рейтинг популярности исполнителей и коллективов классической му-
зыки.
Слушатели концертов классической музыки. Это люди самых разных профессий и возра-
стов. Большинство (62,5%) составляют женщины, среди которых преобладает молодежь в
возрасте от 18 до 25 лет, и пенсионеры. Мужчины в концертных залах занимают немногим
более трети мест -37,5% (таблица). С точки зрения социально-профессиональных характе-
ристик изучаемая аудитория достаточно однородна. Так, на две трети аудитория концерт-
ных залов состоит из служащих, инженерно-технических работников, студентов вузов, пен-
сионеров и научных работников. В числе слушателей представлены предприниматели,
коммерсанты (6,5%), домохозяйки (2,1%), безработные (1,9%), но практически отсутствуют
люди рабочих специальностей.
Заметно выделяется группа постоянных слушателей, составляющая половину аудитории
концертов. Большая часть из них старше 46 лет (см. таблицу). Они посещают концерты
1
Осуществлены группой преподавателей и студентов кафедры социологии Института молодежи.
Активное участие в исследовании приняли Д. Блинов. А. Гаврилова, Л. Лазгиева. Д. Позднякова. М.
Тертышная, Е. Шефер.
2
Многоступенчатой, вероятностной, бесповторной. Она строилась с учетом социально-демографических
признаков и пространственной локализации. Опрос проводился в концертном зале им. П.И. Чайковского
и залах Московской государственной консерватории.
5 Социологические исследования, № 11 129