© 1996 г.
 
И.А. СУРИНА, Н.А. СЕЛИВЕРСТОВА 
МОСКОВСКАЯ АУДИТОРИЯ КОНЦЕРТОВ 
КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ 
СУРИНА Ирина Анатольевна - кандидат социологических наук, заместитель заведующего 
учебным отделом Института молодежи (Москва)- СЕЛИВЕРСТОВА Нина Анатольевна - 
кандидат социологических наук, докторант кафедры социологии указанного института. 
 
 
В статье изложены результаты исследований аудитории концертов классической музы- 
ки, проведенных в ноябре-декабре 1994 г. и апреле 1995 г. в Москве
1
 (N = 527). В качестве 
объекта была выбрана аудитория концертных залов Московской государственной филар- 
монии, что позволило, до известной степени, репрезентировать выборку по концертным 
объектам. Выборка является представительной
2
 и отражает основные тенденции по под- 
нятой проблематике, а также обеспечивает качественное представительство изучаемых 
социальных объектов. 
Охватывались только посещающие концерты данного музыкального направления, что 
позволило выделить основные группы слушателей внутри изучаемой аудитории и зафикси- 
ровать предпочитаемые ими исполнительские коллективы. 
Основные вопросы относились к выявлению регулярности и мотивов посещения кон- 
цертов слушателями, отношения аудитории к формам проведения концертов, телепереда- 
чам, посвященным классической музыке, а также слушательских предпочтений среди ис- 
полнителей и коллективов. 
Результаты сгруппированы по следующим блокам: характеристика аудитории концертов 
классической музыки и наиболее выраженных групп слушателей, заполняемость концерт- 
ных залов, отношение к форме проведения концерта, отношение к телепередачам, посвя- 
щенным классике, рейтинг популярности исполнителей и коллективов классической му- 
зыки. 
Слушатели концертов классической музыки. Это люди самых разных профессий и возра- 
стов. Большинство (62,5%) составляют женщины, среди которых преобладает молодежь в 
возрасте от 18 до 25 лет, и пенсионеры. Мужчины в концертных залах занимают немногим 
более трети мест -37,5% (таблица). С точки зрения социально-профессиональных характе- 
ристик изучаемая аудитория достаточно однородна. Так, на две трети аудитория концерт- 
ных залов состоит из служащих, инженерно-технических работников, студентов вузов, пен- 
сионеров и научных работников. В числе слушателей представлены предприниматели, 
коммерсанты (6,5%), домохозяйки (2,1%), безработные (1,9%), но практически отсутствуют 
люди рабочих специальностей. 
Заметно выделяется группа постоянных слушателей, составляющая половину аудитории 
концертов. Большая часть из них старше 46 лет  (см.  таблицу).   Они   посещают  концерты 
 
 
Осуществлены группой преподавателей и студентов кафедры социологии Института молодежи.
 
Активное участие в исследовании приняли Д. Блинов. А. Гаврилова, Л. Лазгиева. Д. Позднякова. М. 
Тертышная, Е. Шефер. 
Многоступенчатой, вероятностной, бесповторной. Она строилась с учетом социально-демографических 
признаков и пространственной локализации. Опрос проводился в концертном зале им. П.И. Чайковского 
и залах Московской государственной консерватории. 
 
 
5 Социологические исследования, № 11        129 
 
pg_0002
Демографический состав аудитории концертов классической музыки (в % к числу опрошенных) 
 
Пол 
Возраст, лет 
Итого 
 
до 17 18-25 26-35 36-45 46-55 старше 
55
 
Мужчины 
Женщины 
ВСЕГО: 
2,2 
3,7 
5,9 
8.4 
13,0 
21,4 
5,2
9,8 
15
,0
6,3 
10,9 
17,2 
6,9
11,2 
18
,
1
8.5 
13.9 
22.4 
37,5 
62,5 
100
,0
 
 
классической музыки довольно часто: от 1-3 раз в неделю до 1-3 раз в месяц. Третью часть 
этой группы представляют профессионалы3, т.е. соотношение профессионалов и остальной 
части слушателей на концертах равно 1 : 5. Они предпочитают слушать музыку в одино- 
честве, что имеет разное основание и причины: одни «находят гармонию с окружающим 
миром», другие «хотят снять стресс, побыть с музыкой наедине». Больше всего их влечет на 
концерты «профессиональный интерес», «любовь к классике», «интерес к работе кол- 
лег». 
Другую часть слушателей концертов составляют непрофессионалы, состоящие из лю- 
бителей и случайно пришедших. Представители данной группы посещают концерты «клас- 
сики» эпизодически: «несколько раз в год», «от случая к случаю». Чаще других приходят 
послушать классическую музыку люди пенсионного возраста. Установлено, что частота 
посещений для представителей этой группы прямо или косвенно зависит от такого пока- 
зателя, как наличие попутчика - членов семьи или друзей. Мотивы посещения непрофес- 
сионалами подобных концертов разнообразны и образуют достаточно широкий спектр. 
Кроме «любви к классической музыке» - этот мотив является характерным для обеих 
групп - выделяется и ряд других: «эстетическое наслаждение», «потребность души, отдых 
для души», «духовное наслаждение, обогащение», «разнообразие в проведении досуга», «для 
самообразования, общего развития» и т.д. Приходят также на концерты друзей, родствен- 
ников, «на композитора». Отметим, что среди непрофессионалов есть часть слушателей, 
для которых посещение концертов классической музыки престижно. Это представи- 
тели научной и творческой интеллигенции, преподаватели учебных заведений, предприни- 
матели. 
Заполняемость концертных залов. Мнения слушателей разделились. В общем массиве 
превалирует мнение: главная причина непосещаемости большинством россиян заключается 
в том, что «классическая музыка вне образа жизни большинства людей» (40,5%). Среди 
молодежи (18-25 лет) преобладает точка зрения, что основная причина этого явления в 
«отсутствии соответствующей потребности». Слушатели среднего возраста больше других 
склоняются к мнению, что низкая заполняемость концертных залов есть следствие «отсут- 
ствия музыкальной культуры»; респонденты старше 46 лет в качестве основной причины 
называют «усталость и угнетенность повседневностью». «Высокая стоимость билетов» 
отмечена лишь 3% слушателей; «страх перед поздним возвращением» - около 5%. «Отсутст- 
вие информации о концерте» подчеркнули 9,4% респондентов. 
Отношение к форме проведения концерта. Традиционной форме концерта классической 
музыки отдали предпочтение 94,4% профессионалов и 73,7% непрофессионалов, что объяс- 
няется ими следующим образом: «классическая музыка должна исполняться так, как она 
исполнялась веками», «строгий академизм настраивает на определенный лад», «только 
традиционная форма, она больше нигде невозможна, так нужно ли ее менять?», «для рус- 
ской публики концерты классической музыки - это огромная работа духа, мысли, а не раз- 
влечение», «поиски формы исполнения - довольно неподходящий способ самовыражения 
исполнителя классической музыки» и т.д. 
Поклонников у нетрадиционной формы проведения концертов значительно меньше: 
2,7% в группе профессионалов и 6,1% - непрофессионалов. Компромиссный вариант ответа 
«приемлемы обе формы концерта» предложила десятая часть слушателей, треть из 
которых профессионалы; затруднились ответить 11,2%. 
 
3
 Под профессионалами понимаются музыканты, вокалисты, преподаватели и студенты музыкальных 
училищ, консерватории, института культуры. 
 
130 
 
pg_0003
Предпочтение традиционной формы очевидно и безусловно среди постоянных слу- 
шателей. Однако анализ всех развернутых ответов позволяет сделать вывод, что нетради- 
ционные формы мало известны отечественным слушателям и у большинства из них ассо- 
циируются лишь с литературными вставками и жанром мелодекламации. 
Отношение к телепередачам, посвященным классической музыке. Лишь немногим более 
55% опрошенных смотрят эти телепередачи. Из них постоянно - чуть более 10%, иногда- 
45,6%. В основном это люди старше 55 лет. Наиболее популярна музыкальная передача 
«Вокзал мечты» Ю. Башмета (33,3%), далее следует «Музыка в эфире» С. Бэлзы (17,9%), 
затем сольные концерты (их смотрят и слушают 10,2% опрошенных). 
Остальная часть слушателей не смотрит эти телепередачи, так как не воспринимает 
классическую музыку по телевизору. Для этой части слушателей телевидение олицетворяет 
масскультуру. 
Отсутствие информации по поднятой тематике за последние шесть лет обусловило 
поисковый, разведывательный характер данного исследования. Результаты опроса пока- 
зали, что вопреки утверждениям публицистов о падении духовности и интереса к классиче- 
скому искусству, в том числе музыкальному, в настоящих условиях развития российского 
общества у большинства москвичей снижения интереса к классической музыке не наблю- 
дается. Более того, концертные залы Московской государственной филармонии имеют 
значительное число постоянных слушателей. 
Вместе с тем данные исследования позволяют говорить и о степени неэффективного 
функционирования социальной инфраструктуры, которая на современном этапе еще не 
является целостным комплексом, способным удовлетворить потребности как слушателей 
классической музыки, так и населения в целом. 
 
 
 
 
131