Социология семьи.
Гендерные исследования
© 1996 г.
Л.В. БАБАЕВА, А.Е. ЧИРИКОВА
ЖЕНЩИНЫ В БИЗНЕСЕ*
Авторы работают в Институте социологии РАИ. БАБАЕВА Лилия
Васильевна — кандидат философских наук, старший научный сотрудник.
ЧИРИКОВА Алла Евгеньевна — кандидат психологических наук, старший
научный сотрудник.
В основном, индивидуальная экономическая деятельность женщин направлена на
обеспечение семьи и носит характер «дополнительного дохода». Они заняты на личных
подсобных участках. Сфера их деятельности — мелкая уличная торговля, консервирование
продуктов для домашнего потребления.
Однако женщины выполняют также деятельность, дающую доход. Речь идет о таких
традиционных женских ремеслах и занятиях, как шитье, вязание, вышивание, плетение
кружев, сбор ягод, консервирование овощей и фруктов. Как правило, самодеятельная
занятость направлена на получение «вторичного дохода». Она не требует вложений
капитала, не дает значительного торгового оборота и не занимает больших рынков сбыта.
Но некоторые вышли из сферы малого производства и перешли в сферу мелкого
предпринимательства, например, в производстве модных аксессуаров в штучном испол-
нении. Происходит движение в сторону товарного производства, а сбыт расширяется за
рамки личных контактов [1].
Часть высвобождаемых или неудовлетворенных прежней работой женщин встали на
новый путь решения жизненных проблем - открытие собственного дела. По данным
Госкомстата, уже в 1994 г. среди совладельцев коммерческих товариществ с ограниченной
ответственностью (а их - более 900 тыс.) женщины составляли 39%, кооператоров — 23%,
предпринимателей, использующих наемный труд — 17—19%, фермеров до 1/5; в инди-
видуально-трудовой деятельности более 1/3 — женщины.
Портрет женщины-предпринимателя
Женщины гораздо осторожнее мужчин начинают собственное дело. В качестве воз-
можной для себя цели «открытие собственного дела» рассматривают 10% мужчин и только
4% женщин [2].
Немногие рискуют открыть собственное дело на голом месте, и с годами их становится
все меньше. В 1993 г. единолично владели новыми частными предприятиями 9% женщин и
40% мужчин.
Всего 27% опрошенных женщин по сравнению с 53% хотели бы не только управлять
предприятием, но и стать его единоличным владельцем (среди мужчин такое желание
* Исследование выполнено по факту Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров. Анализ построен на
вторичной обработке данных по проблемам малого бизнеса 1992—1993 гг. Института социологии РАН через
гендерный показатель (4 массива, N-10 137 собранных досье из 15 изданий СМИ за 1994 г. и проведенных
15 интервью с женщинами-предпринимателями в успешных фирмах).
75