Григорьев С, Немировский В. В поисках смысла жизни и справедливости: студенчество 
России на пороге 21 в. Барнаул-Красноярск, 1995.
 
Капустин НС. Особенности эволюции религии (на материалах древних верований и хри- 
стианства). М., 1984.
 
Каариайнен К., Фурман Д.Е. Верующие, атеисты и прочие адепты российской религиоз- 
ности // Вопросы философии. 1997. № 6. С. 35-52.
 
© 2003 г.
 
М. Е. ДОБРУСКИН
 
НОВАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В ВУЗАХ УКРАИНЫ
 
ДОБРУСКИН Марк Евсеевич - доктор философских наук, профессор, научный руково- 
дитель социологической лаборатории высшего образования Харьковского государственно- 
го технического университета радиоэлектроники.
 
Декларативной основой всей деятельности высших учебных заведений, стержнем мышле- 
ния и научного познания, связывающего обучение и воспитание студентов, выступает науч- 
ное мировоззрение . В советские годы оно занимало ведущее место в обучении и воспитании 
учащейся молодежи. При сегодняшней политике государства по отношению к религии и ате- 
изму, а также в связи со свободным мировоззренческим выбором студентов, происходят серь- 
езные изменения в учебной и духовной жизни вузов, а вместе с тем и в сознании студентов и 
педагогов. Сложилась новая мировоззренческая ситуация, требующая, в частности, философ- 
ско-социологического анализа и осмысления. В этом и состоит цель данной статьи, в которой 
излагаются результаты исследований, предпринятых проблемной научно-исследовательской 
лабораторией высшего образования Харьковского государственного технического универси- 
тета радиэлектроники под руководством автора статьи.
 
Анализируя состояние религиозности студентов в разные периоды, мы пришли к выводу, 
что основной причиной ее подъема или снижения являются не внутривузовские условия. Сту- 
денчество всегда было и остается наиболее восприимчивым к новым условиям общества, лег- 
ко подвергается внешним влияниям, как позитивным, так и негативным. Духовная атмосфера 
общества имеет весьма существенное значение для формирующегося сознания молодежи. 
Поэтому в первую очередь обрисуем контекст формирования религиозных и прочих взглядов 
и предпочтений респондентов, используя результаты социологических исследований, прове- 
денных за последнее время.
 
Религиозная ситуация в России и Украине
 
Церковные иерархи ясно видят, что бум православной религиозности, соответствующий 
началу социально-экономических реформ в России и Украине, спадает, и объясняют это обо- 
стрением противоречий между секуляризацией светского общества и традиционными духов- 
ными ценностями. Председатель отдела внешних церковных связей Московской патриархии 
митрополит Кирилл, выступая на Межрелигиозном миротворческом форуме в Москве, отме- 
тил, что "религия вытесняется из общественной жизни, превращается в исключительно лич- 
ное дело каждого человека" [1].
 
Религиозность студентов, как свидетельствуют украинские и российские данные, по свое- 
му уровню и содержанию отражает состояние религиозности в обществе. Православная цер- 
ковь теряет влияние на молодежь. Деятели церкви хорошо понимают, что будущее религии 
во многом зависит от того, удается ли ей завоевать поддержку подрастающих поколений.
 
101
 
pg_0002
В последние годы церковь настойчиво добивается введения религиозного обучения в шко- 
лах и вузах. В определенной степени достижения у нее есть. В России законом, принятым 
в 1997 г., введено факультативное обучение религии в средней школе. Близок к решению дан- 
ный вопрос и в Украине, где высшие руководители в принципе одобрили подобную рефор- 
му. Президент Л. Кучма в обращении к Христианскому Конгрессу в 1999 г. отметил, что "на 
основах христианской моральности держится украинская душа" и что "человек тем больше 
является человеком, чем больше он придерживается божьих заповедей" [6]. Не дожидаясь 
официального разрешения, многие школы явочным порядком ввели религиозное обучение в 
различных формах - изучение закона божьего, христианской этики и др.
 
Руководство Украины в данном вопросе испытывает влияние России, где Министерство 
образования ряд лет активно сотрудничает с православной церковью и во многом с ней соли- 
дарно. На "Рождественских чтениях" в МГУ в 1999 г. министр образования В. Филиппов вы- 
сказался за "восстановление руководящей роли духовно-нравственных ценностей в образова- 
нии в соответствии с Евангелием" [3]. Министерство с пониманием восприняло "Основы соци- 
альной концепции русской православной церкви", принятые в 2000 г. на Юбилейном 
архиерейском соборе, в которых предлагается узаконить преподавание религиозных дисцип- 
лин не только в средней, но и в высшей школе [4, с. 153]. Разработан и вводится в учебные 
планы стандарт "Теология", одобренный многими кафедрами высших учебных заведений РФ.
 
Во многих вопросах обучения Россия и Украина широко заимствуют опыт Запада, но не в 
данном случае. В Соединенных Штатах, несмотря на высокий уровень уважения к религии и 
церкви, их не "допускают" в учебные заведения, поскольку это рискованно: коллектив, в т.ч. 
и педагогический, "раскалывается" по отношению к религии. Школы и вузы превращаются в 
арену борьбы мировоззрений, что, несомненно, отразится на качестве учебы и уровне воспи- 
тания молодежи.
 
Отметим, что кафедры общественных наук вузов, за немногими исключениями, самоуст- 
ранились от научно-просветительской и воспитательной работы . В 90-е годы выносилось не- 
мало решений по данной проблеме. Так, Высший педагогический Совет при Министерстве 
образования Украины еще в 1994 г. отметил, что "основной воспитательной задачей средней 
и высшей школы является философско-мировоззренческая подготовка учащихся, формиро- 
вание у них научного мировоззрения, вооружение знанием закономерностей развития приро- 
ды и общества" [5].
 
Что касается собственно педагогов, известно, что дореволюционная интеллигенция, в т.ч. 
и вузовская, в своей массе являлась антирелигиозной, за что ее остро критиковали и осужда- 
ли, например, авторы сборника "Вехи" (1909). Она была безбожной и в советские годы, когда 
воспитывалась на атеистическом миропонимании. За это ее и сегодня критикуют светские и 
религиозные деятели. А. Солженицын видит в отказе интеллигенции от веры главную причи- 
ну всех трудностей России, акад. Н. Карлов обличает интеллигенцию как непатриотичную, 
ибо, по его мнению, только верующий является патриотом [6, 7].
 
Но даже в советские годы определенная часть интеллигенции являлась верующей, хотя 
открыто взгляды не выражала. В 90-е годы, когда отношение к верующим в корне измени- 
лось, их ряды пополнились за счет бывших атеистов или, вернее, считавших себя атеистами. 
Среди них и первые лица государства, публично заявившие о своем новом мировоззрении. 
Первый президент Украины Л. Кравчук, десятки лет воевавший с религией и церковью, при- 
нял обряд крещения в православной церкви. Примеру последовали и другие деятели. И хотя в 
их искренность мало кто верит, подобные действия не могут не оказывать определенного 
влияния на вузовскую интеллигенцию, колеблющуюся между верой и неверием.
 
Разумеется, отношение к религии - личное дело каждого педагога, базирующееся на кон- 
ституционном принципе свободы совести и не могущее быть предметом принуждения или 
давления. Но нельзя не видеть того, что верующий педагог оказывается в двойственном поло- 
жении: с одной стороны, он не может вступать в противоречие с законом о светском характе- 
ре обучения студентов, с другой стороны - придерживается религиозных убеждений .
 
Большинство вузовской интеллигенции и сегодня сохраняет свои убеждения (наиболее 
высок удельный вес убежденных атеистов среди профессоров), но не вся она оказалась спо- 
собной противостоять мутному потоку клеветы и инсинуаций, который обрушился на атеизм 
и атеистов в постсоветское время , и они лишились возможности удовлетворять свои духов- 
ные потребности в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Атеизм вытесняется 
из системы образования и воспитания учащихся, из научных и культурно-просветительских 
учреждений, из средств массовой информации, книгоиздательства. Все это грубо нарушило 
принципы свободы совести, слова и печати, декларированные Конституцией, неотъемлемые
 
102
 
pg_0003
гражданские права населения, ибо в Законе РФ "О свободе совести и религиозных организа- 
циях" подтверждается право граждан на свободу распространения не только религиозных, но 
и иных убеждений и действия в соответствии с ними .
 
Наступление на атеизм сопровождается не только ростом влияния религии, но и расширени- 
ем деятельности, известностью, признанием и легализацией различного рода колдунов и магов, 
которые в советские годы преследовались и выступали нелегально. Ныне они имеют свои ор- 
ганизации и учреждения: Союз колдунов, Академия черной и белой магии, Ассоциация астро- 
логов и многие другие, - проводящие свои конгрессы, издающие обширную литературу и раз- 
вернувшие работу в крупных масштабах и во всех формах. Всякого рода шарлатаны и прой- 
дохи, "целители" от всех болезней, от "порчи" и "сглаза", изгоняющие "дьявола" из человеческой 
психики, устанавливающие связи с покойниками, спекулируют на невежестве и легковерии лю- 
дей. В переполненных залах так называемых "медицинских сеансов" "целители" показывают 
свое "мастерство" и, порой, за высокую плату. Дань мистике все чаще отдают кино и телевиде- 
ние. На экранах телевизоров демонстрируются такие фильмы, как "Экзерсист" об изгнании дья- 
вола, "Пьющие кровь" и другие работы молодого режиссера Либлиха. В данных фильмах 
действуют ожившие трупы, зомби, вампиры и им подобные персонажи.
 
"Маги" оказывают влияние на некоторые издания и кафедры вузов, им присуждаются уче- 
ные степени. Доверие людей, в т.ч. имеющих высшее образование, возрастает в связи с тем, 
что "волшебники" имеют лицензии от Министерства здравоохранения РФ и Украины, кото- 
рые, думается, приравняли и мошенников к представителям народной или нетрадиционной 
медицины.
 
Отметим, что религиозные деятели осуждают оккультизм. Согласно Библии, Бог строго за- 
прещает верующим заниматься оккультной практикой. Во "Второзаконии" [8] сказано: "Не 
должен находиться у тебя... прорицатель, гадатель, ворожей, чародей, вызывающий духов, вол- 
шебник и вопрошающий мертвых, ибо мерзок перед Господом всякий делающий это". Книга 
Левит требует сурового наказания для подобных людей: "Ворожея не оставляй в живых". Кро- 
ме того, церковь выступает против мистических учений, так как они не признают роли "твор- 
ца". В социальной доктрине Русской православной церкви вновь предупреждается об опасности 
внедрения под прикрытием "альтернативной медицины" оккультно-мистической практики, 
подвергающей волю и сознание людей воздействию демонических сил" [4, с. 150].
 
Что противопоставляет мутному потоку лженаучного "просвещения" российская наука? 
В июле 1998 г. большая группа академиков, представителей многих отраслей науки России 
выступила с обращением, в котором подвергла острой критике оккультные учения и призва- 
ла широкую научную общественность к решительной борьбе с предрассудками и заблуждени- 
ями [9]. Однако за время, прошедшее после обращения, как и за все 90-е годы, не опубликова- 
но по данной проблеме ни одной фундаментальной работы, нет и популярной литературы, 
рассчитанной на массового читателя.
 
Методика исследования
 
Приступая к разработке программы эмпирического исследования заявленной проблемы, 
мы учитывали, что сегодня необходимы новые подходы к анализу мировоззрения респонден- 
тов в высших учебных заведениях с учетом того, что в Украине в 90-х годах осуществлялось 
преимущественно изучение религиозности студентов в масштабе одного города или отдель- 
ных вузов. Вовсе не было исследований о влиянии мистических концепций на сознание сту- 
дентов и педагогов. Коллектив исследователей поставил перед собой более сложные и объ- 
емные задачи - мировоззренческие проблемы в вузах в общегосударственном масштабе, мес- 
то научного мировоззрения в учебном процессе и в воспитании студентов, влияние религии, 
мистики и оккультизма на миросозерцание респондентов и на учебный процесс.
 
С учетом специфики изучаемых явлений в исследовании сочетались два аспекта со своими 
специфическими методами исследования. 1) фундаментально-теоретический: проведение 
групповых и индивидуальных интервью с руководящими работниками вузов, профессорами и 
студентами по особому плану; ознакомление с учебными планами и программами, методичес- 
кими пособиями; посещение лекций и других занятий; изучение опыта воспитательной рабо- 
ты среди студентов и форм повышения квалификации педагогов; 2) научно-прикладной: вы- 
борочный опрос указанных категорий респондентов по 4 анкетам, с открытыми и закрытыми 
вопросами, а также беседы отдельно с верующими, неверующими, убежденными атеистами и 
не определившимися в своем отношении к религии.
 
103
 
pg_0004
В качестве объектов исследования отобраны 13 технических вузов: харьковские - техни- 
ческий университет радиоэлектроники, политехнический университет, технический универси- 
тет строительства и архитектуры, автодорожный технический университет, авиационный ин- 
ститут, железнодорожная академия, инженерно-педагогическая академия; киевские - поли- 
технический университет, технический университет строительства и архитектуры, институт 
пищевой промышленности; днепропетровские - технический университет строительства и 
архитектуры, металлургическая академия; Запорожская инженерная академия, Одесский по- 
литехнический университет. Исследовались также 5 гуманитарных вузов г. Харькова - меди- 
цинский университет, академия культуры, экономический университет, педагогический уни- 
верситет, аграрный университет. Кроме того, частичному исследованию различными метода- 
ми подлежали пять крупных промышленных предприятий, где работают выпускники 
технических вузов, а также 11 средних школ г. Харькова, в которых учились нынешние сту- 
денты.
 
В качестве респондентов в исследовании участвовали: студенты всех курсов; профессор- 
ско-педагогический состав ряда кафедр; инженеры и руководящие работники промышленных 
предприятий; учащиеся старших классов средних школ; учителя и директора школ. Широкий 
круг опрошенных позволил проследить динамику мировоззренческих взглядов студентов на 
различных этапах их становления как личностей - учащихся средней школы, студентов и 
бывших выпускников, ныне молодых инженеров промышленных предприятий. Исследование 
подобного (комплексного) типа проводилось впервые: в технических вузах дважды - в 1993 и 
1998 гг., в гуманитарных вузах - в 1999 г. Материалы исследования школ и промпредприятий, 
проводившиеся в 80-90-х гг. под руководством автора статьи, привлекались для сопоставле- 
ния. Также использованы результаты социологических исследований 70-80-х годов в школах 
и вузах, что дало возможность сопоставить и сравнить показатели разных временных этапов. 
В общей сложности различными видами социологического опроса охвачено 2314 профессо- 
ров и преподавателей (в т.ч. 50 академиков и член-корреспондентов), 4559 студентов, 2099 ин- 
женеров, 60 учителей средних школ, 325 учащихся старших классов средней школы.
 
Исследование проводилось на основе многоступенчатой квотной выборки. Исходная сту- 
пень установлена по генеральной совокупности 50 инженерно-технических вузов Украины, 
подлежащих исследованию, с общей численностью профессорско-преподавательского соста- 
ва в 25 тыс. чел. и 170 тыс. студентов. Из них отобрано 13, расположенных как в крупнейших 
вузовских центрах (Киев, Харьков, Днепропетровск), так и в менее крупных (Одесса, Запоро- 
жье), соответствующих основным профилям высшего технического образования - политех- 
ническому, строительному, машиностроительному, технологическому, транспортному. Среди 
них вузы разной мощности - крупные, средние и небольшие по численности студентов. Об- 
щий объем выборки первой ступени составил 8 тыс. преподавателей и 55 тыс. студентов. 
На второй ступени в каждом из исследованных объектов отбирались факультеты, наиболее 
типичные для данного вуза по основным параметрам, структуре и численности преподавателей 
и студентов. На третьей ступени от этих факультетов отобраны для анкетного опроса 6-9 ка- 
федр, репрезентативных по отношению ко всем кафедрам данного факультета, и 3—4 академи- 
ческие группы соответствующих курсов, пропорционально соотношению групп на факульте- 
те. Процентные ставки выборки установлены в разных вузах в зависимости от численного со- 
става генеральной совокупности, уровня ее однородности. Для студентов это, в среднем, 
составило 3% от генсовокупности и для преподавателей 17%. На четвертой ступени осуще- 
ствлена корреляция подлежащих анкетированию лиц по демографическим и иным призна- 
кам. Многоступенчатая выборка с использованием компьютерной обработки, на наш взгляд, 
обеспечила репрезентативность и достоверность полученных данных, доведенных до сведе- 
ния вузов. Результаты мы рассматриваем в разрезе отношения студентов и педагогов к рели- 
гии, атеизму, мистике и оккультизму.
 
Отношение студентов и педагогов к религии и атеизму
 
Рассмотрим дифференциацию отношения студентов к религии по годам обучения и по 
полу в соответствии с полученными нами данными (табл. 1). Сопоставляя показатели религи- 
озности на разных курсах от I до IV, отметим, что у I курса сказался высокий уровень религи- 
озности выпускников школ. Дальнейшее обучение в целом существенного влияния на отно- 
шение студентов к религии не оказало. Аналогичны в этом плане и показатели религиознос- 
ти 1993 г., но религиозность студентов IV курса в тот период даже превысила показатели
 
104
 
pg_0005
Таблица I
 
Отношение студентов к религии в 1993 и 1998 гг. (в % от числа ответивших)
 
 
Отношение
 
Пол
 
Курс
 
к религии
 
Муж.
 
Жен.
 
I
 
II
 
III
 
IV
 
В целом
 
Верующие
 
26,8
 
45,8
 
33,2
 
36,1
 
23,7
 
33,5
 
32,6 
46,3
 
Неверующие
 
32,8
 
17,1
 
23,4
 
24,5
 
35,5
 
32,1
 
28,1
 
Не определились
 
40,4
 
37,1
 
43,4
 
39,4
 
40,8
 
34,4
 
28,4 
7,2
 
Стали верующими 
в стенах вуза
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
22 
24
 
1. Дроби: в числителе - показатели анкетирования 1998 г., в знаменателе - 1993 г. 
2. С данными, относящимися к студентам технических вузов, во многом совпадают результаты исследо- 
ваний в гуманитарных вузах, однако удельный вес студентов, ставших верующими в стенах гуманитарных 
вузов, значительно меньше - 10%. 
I курса. Некоторая часть студентов становится верующей в стенах вуза. В 1993 г. таковых на- 
считывалось 24%, в 1998 г. - 22%.
 
Данные 1993 г. свидетельствуют о росте религиозных настроений в условиях духовного 
кризиса и резкого ухудшения материальных условий жизни. Но глубоких корней религиоз- 
ность, на наш взгляд, не имела. В значительной степени речь идет не столько о религиозной 
вере, сколько о своеобразной "моде" на религию в условиях религиозного бума, активизации 
духовенства и мощной государственной поддержки церкви. Показатели намного превосходят 
данные исследования 1989 г., проводившегося автором (верующих студентов насчитывалось 
только 8% в условиях дискриминации религии и недоверия к верующим). И хотя опрос являл- 
ся анонимным, в 1989 г. большинство опрошенных не решалось дать правдивые ответы, опа- 
саясь возможных последствий, и использовало графу "затрудняюсь ответить".
 
В условиях "перестройки" открылись шлюзы для свободного выражения взглядов, студен- 
ты начали, в основном, отвечать искренне, и удельный вес верующих среди них "подскочил". 
Ответы стали отличаться осознанностью, т.к. респонденты уже имели определенное пред- 
ставление о религии, а не определившихся осталось немного. И если теперь подобных студен- 
тов насчитывается 30-40%, то это прямой результат их слабой осведомленности в вопросах 
мировоззрения: им действительно трудно определить свою позицию. В сходном положении 
оказываются и многие из тех, кто считает себя верующими, но чья вера - не результат дли- 
тельных умственных усилий, а, скорее всего, автоматическое присоединение к взглядам стар- 
ших поколений, особенно своих родителей. В беседах с первокурсниками нередко приходи- 
лось слышать "аргументацию": "мне папа сказал, что теперь надо верить в бога".
 
В условиях производства религиозность выпускников вузов снижается. Так, по нашим 
данным, среди бывших студентов, а ныне - инженеров неверующих в 2 раза больше, чем сре- 
ди студентов. Явно ощущается влияние социальной среды, старших коллег по работе, среди 
которых неверующие и убежденные атеисты составляют подавляющее большинство. Среди 
инженеров со стажем более 10 лет неверующих 79%, а верующих - 17%.
 
Религиозная активность верующих студентов невысока. Лишь 10-15% отправляют рели- 
гиозные обряды, либо молятся. Не более 12-15% посещают церковь, далеко не регулярно, от 
случая к случаю. С библией и другими церковными книгами знакомы лишь отдельные рес- 
понденты. Мало кто верит в загробную жизнь. Около трети опрошенных считают себя неве- 
рующими, что совпадает с удельным весом верующих. Еще треть относит себя к не опреде- 
лившимся, среди которых в равной степени можно предположить как первых, так и вторых. 
Беседы с не определившимися в отношении к религии показали: немалую часть респондентов 
рассматриваемые вопросы не интересуют, ибо они не видят их связи с учебой и бытом. За
 
105
 
pg_0006
Таблица 2
 
Отношение преподавателей к религии и атеизму в 1998 г. (в % от число ответивших)
 
 
 
 
Неверующие
 
П
р
о
ф
ессионально-
д
олжностные
 
и 
д
емог
р
а
ф
ические ха
р
акте
р
истики
 
Ве
ру
ю
щ
ие
 
В том числе
 
респондентов
 
В целом
 
убежденные
 
 
 
 
атеисты
 
Преподаваемые
 
Естественно-научные математичес-
 
34,6
 
65,4
 
15,4
 
дисциплины
 
кие
 
 
 
 
 
Фундаментальные технические
 
23,1
 
76,9
 
13,8
 
 
Специальные технические
 
25,5
 
74,5
 
6,6
 
 
Гуманитарные
 
29,4
 
70,6
 
16,6
 
Должность
 
Заведующий кафедрой
 
23,1
 
76,9
 
17,9
 
 
Профессор
 
26,2
 
73,8
 
21,4
 
 
Доцент
 
22,9
 
77,1
 
10,2
 
 
Ассистент, преподаватель
 
36,7
 
63,3
 
4,4
 
 
Старший преподаватель
 
22,5
 
77,5
 
7,5
 
Звание
 
Доктор наук
 
26,4
 
73,3
 
20
 
 
Кандидат наук
 
23,6
 
76,4
 
10,8
 
Пол
 
Женщины
 
40,5
 
59,5
 
8,2
 
 
Мужчины
 
22
 
78
 
11,2
 
 
В целом
 
27,3
 
72,7
 
11
 
1993-1998 гг. доля верующих сократилась с 52,7 до 26,8% у мужчин и с 66,9 до 45,8% у жен- 
щин, уменьшилось число неверующих и атеистов. Соответственно, доля неопределившихся 
увеличилась.
 
Так же, как гомогенна по своей религиозной убежденности группа студентов, считающих 
себя верующими, так неоднородна и часть опрошенных, причисляющих себя к атеистам. 
В групповых интервью, проведенных с последними, задавался вопрос: "Достаточны ли Ваши 
знания, чтобы аргументированно вести беседу с верующими?" Только 16% ответили утвер- 
дительно, 40% считают себя частично подготовленными, а 43% - неподготовленными. Мень- 
шая часть атеистов знакома с Конституцией Украины, с принципами свободы совести, ясно 
представляют себе сущность религии и атеизма (чувствуется их убежденность). Большинство 
неверующих следует отнести к стихийным атеистам. Их отрицание религии - на уровне обы- 
денного сознания.
 
Сравнивая данные о религиозности педагогов (табл. 2) и студентов, отметим, что ее дина- 
мика у первых и вторых не совпадает. Различаются воздействующие на тех и других психоло- 
гические, гносеологические и исторические факторы, не говоря уже о возрастных особеннос- 
тях. Если у студентов преобладает недостаточно осмысленное и осознанное отношение к ре- 
лигии и атеизму, обусловленное низким уровнем знаний о них, то у педагогов знания 
достаточны и позволяют дать продуманные ответы по данной проблеме.
 
Что касается мировоззренческих позиций профессорско-педагогического состава, налицо 
повышение религиозности по сравнению с 1993 г. и особенно у представителей естественно- 
научных и математических дисциплин (табл. 2). Рост религиозности этой категории препода- 
вателей более чем в два раза. При этом посещение социологами существенного числа их лек- 
ций показало, что преобладает академический аспект преподавания при отсутствии философ- 
ско-методологического обоснования. Не учитывается органическая связь философии и есте- 
ствознания . Во многих учебных программах и учебниках по физике, биологии, математике 
философия "присутствует" лишь в преамбуле. Число часов, отводимых на изучение естест- 
веннонаучных дисциплин, в технических вузах Украины уменьшилось почти вдвое.
 
Значительная часть педагогов не имеет необходимой философской и гуманитарной подго- 
товки. В прошлом ее обеспечивали методологические семинары в вузах под эгидой Академии 
наук. Их восстановление остается неотложной задачей, которую еще не восприняли руково- 
дители вузов.
 
106
 
pg_0007
Отношение студентов и педагогов к мистике и оккультизму
 
Хотя приверженность к религии, мистическим учениям и оккультизму не всегда совпада- 
ет, у них обнаруживаются общие социальные корни: в подобной приверженности бедствую- 
щие люди порой пытаются найти возможности преодоления материальных трудностей, выхо- 
да из кризиса, в котором оказались. Эти факты находят отражение и в сознании студентов и 
педагогов вузов (табл. 3-5).
 
Положительное отношение к астрологии у значительной части студентов является тради- 
ционным, а в последние годы оно поддерживается периодической печатью, систематически 
публикующей астрологические прогнозы и гороскопы. Хиромантией в прошлом интересова- 
лись в основном девушки, теперь к ним все чаще присоединяются и юноши. Думается, объяс- 
нение в том, что эта область оккультизма, как и астрология, переведена сегодня на "индустри- 
альную основу". Но девушки сохраняют первенство по приверженности к хиромантии (их ин- 
терес почти в три раза превышает интерес юношей). Пристрастие к оккультизму студенток. 
почти по всем показателям значительно выше, чем у студентов (как и по отношению к рели- 
гии), что можно объяснить их большей восприимчивостью к влиянию пожилых верующих 
родственников, среди которых преобладают женщины. Обращает на себя внимание и боль- 
шой удельный вес студентов, которые уходят от прямого ответа. Видимо, ни в школе, ни в ву- 
зе они не получили о данных предметах даже элементарных представлений.
 
Таблица 3 
Отношение студентов к чудесам и оккультизму в 1993 и 1998 гг. (в % от числа ответивших)
 
 
Чудеса и проявления
 
Пол
 
Курс
 
оккультизма
 
Тип отношения
 
Муж.
 
Жен.
 
I
 
II
 
III
 
IV
 
В целом
 
Библейские чудеса
 
Положительное
 
29,4
 
34,9
 
25,7
 
35,3
 
30,7
 
31,4
 
31
 
16
 
 
Отрицательное
 
27,2
 
15,6
 
24,5
 
20,2
 
27
 
24,5
 
23,6
 
23
 
 
Затрудняюсь 
ответить
 
43,4
 
49,5
 
49,8
 
44,5
 
42,3
 
44,1
 
45,4
 
59
 
Астрология, 
определяющая 
судьбы людей
 
Положительное 
Отрицательное
 
34,3 
30,6
 
64,5 
12,7
 
43,8 
26,4
 
49,8
 
22,3
 
40,2 
20,6
 
39.2 
26,1
 
43,6
 
60
 
25,1
 
9
 
 
Затрудняюсь 
ответить
 
35,1
 
22,8
 
29,8
 
27,9
 
39,2
 
34,7
 
31.3
 
31
 
Хиромантия, 
определяющая 
судьбы людей
 
Положительное 
Отрицательное
 
17 
22,9
 
54,3 
15,6
 
32 
33,7
 
41,6 
28,8
 
33,7 
27
 
33 
29,4
 
35,3
 
35
 
30,1
 
16
 
 
Затрудняюсь 
ответить
 
60,1
 
30,1
 
33,6
 
29,6
 
39.3
 
62,4
 
34,7
 
49
 
К
олдовство (порча, 
сглаз и пр.)
 
Положительное
 
23.4
 
24,5
 
24,1
 
24,1
 
22,9
 
24
 
23.8
 
28
 
 
Отрицательное
 
44,3
 
52,7
 
49
 
49,8
 
30
 
47,1
 
47
 
14
 
 
Затрудняюсь 
ответить
 
32,3
 
22,8
 
26,9
 
26
 
39,1
 
29
 
29,2
 
53
 
1. Дроби: в числителе - показатели анкетирования 1998 г., в знаменателе - 1993 г.
 
107
 
pg_0008
Таблица 4
 
Отношение преподавателей к оккультизму в зависимости от рода деятельности 
в 1998 г, (в % от числа ответивших)
 
 
 
К астрологии
 
К колдовству
 
К хиромантии
 
Положи-
 
П
р
о
ф
ессиональные
 
тельное
 
и образовательные 
характеристики 
респондентов
 
в целом 
к трем 
аспектам 
оккультизма
 
Науки,
 
Естественные
 
43,8
 
56,2
 
0
 
0
 
93,8
 
6,2
 
0
 
86,7
 
13,3
 
22,2
 
к которым
 
и математиче-
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
относится
 
ские
 
деятель-
 
Фундамен-
 
15,8
 
31,6
 
52,6
 
0
 
94,7
 
5,3
 
5,3
 
73,7
 
21
 
26,4
 
ность 
р
ес-
 
тальные
 
пондентов
 
технические
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Специальные
 
32,1
 
23,6
 
39,3
 
7,4
 
55,6
 
37
 
7,4
 
55,6
 
37
 
28,9
 
 
технические
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Гуманитарные
 
66,7
 
11,1
 
22,2
 
0
 
33,3
 
66,7
 
0
 
55,6
 
44,4
 
12,5
 
Ученая
 
Доктор наук
 
0
 
75
 
25
 
0
 
75
 
25
 
0
 
75
 
25
 
26,7
 
степень
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Кандидат
 
18,2
 
36,4
 
45,4
 
0
 
77,3
 
22,7
 
4,8
 
76,2
 
19
 
73,3
 
 
наук
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В целом
 
1998
 
35,8
 
28,4
 
35,8
 
3
 
68,2
 
28,8
 
4,6
 
63,1
 
32,3
 
-
 
 
1993
 
12,1
 
12,1
 
58,2
 
22,7
 
14,2
 
62,6
 
19.1
 
12,4
 
66,3
 
-
 
Таблица 5
 
Отношение преподавателей к оккультизму в зависимости
 
от их демографических характеристик и мировоззренческой ориентации
 
в 1998 г. (в % от числа ответивших)
 
 
К астрологии
 
К колдовству
 
К хиромантии
 
Характеристики 
преподавателей
 
Отношение
 
Верующие
 
39,1
 
27,6
 
33,3
 
10,6
 
51,8
 
37,6
 
16,5
 
38,8
 
44,7
 
к религии
 
Неверующие
 
20,6
 
41,1
 
38,3
 
33,3
 
66,5
 
30,2
 
4,2
 
57,6
 
38,2
 
 
Убежденные
 
10,5
 
78,9
 
10,6
 
2,6
 
87,2
 
10,2
 
_
 
89,7
 
10,3
 
 
атеисты
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Возраст, лет
 
До 30
 
32,6
 
32,6
 
34,8
 
7,1
 
59.5
 
33,4
 
7,3
 
41,5
 
51,2
 
 
31-40
 
32,3
 
35,5
 
32,2
 
5,4
 
57,6
 
37
 
8,8
 
48,4
 
42,8
 
 
41-50
 
21,6
 
42,3
 
36,1
 
4,6
 
70,6
 
24,8
 
7,4
 
61,1
 
31,5
 
 
51-60
 
22,1
 
38,5
 
39,4
 
5
 
56,7
 
38,3
 
5
 
52,1
 
42,9
 
 
Старше 60
 
5,4
 
64,9
 
29,7
 
2,8
 
86,1
 
11,1
 
2,8
 
86,1
 
11,1
 
Пол
 
Мужской
 
19,6
 
42,5
 
37,9
 
4,3
 
62,9
 
32,8
 
5,8
 
57,2
 
37
 
 
Женский
 
35,1
 
33,3
 
31,6
 
7,5
 
63,6
 
28,9
 
9,3
 
49,5
 
41,2
 
 
В целом
 
23,8
 
40,8
 
35,4
 
5
 
63,8
 
32,2
 
6,6
 
55,8
 
37,6
 
По этой же причине и среди педагогов в возрасте до 30-40 лет много тех, кто не может ра- 
зобраться в мистических учениях, оккультизме и их практическом применении (табл. 5). В це- 
лом, в 1998 г. подобных преподавателей насчитывалось около 1/3 от числа опрошенных, и это 
почва для злоупотреблений упомянутых выше "пророков" и "целителей". Отношение педаго- 
гов к религии не совпадает с их отношением к оккультизму, которому, по их признанию, отда-
 
108
 
pg_0009
ют дань даже некоторые убежденные атеисты (табл. 5). Динамика взглядов педагогов пока- 
зывает определенное снижение с возрастом интереса к астрологии, магии и хиромантии
 
(табл. 4-5).
 
Заключение
 
Сложившаяся в высшей школе ситуация ведет к ослаблению позиций научного мировоз- 
зрения и усилению влияния ненаучных концепций и взглядов, под влиянием которых оказа- 
лась значительная часть студентов и педагогов. Это прямой результат новой государственной 
политики по отношению к религии и церкви, к атеизму; нарушения гражданских свобод, дек- 
ларированных в Конституции, то есть лишения части населения - неверующих и атеистов - 
свободы совести, слова, печати и научных исследований.
 
Упомянутая ситуация является также следствием снижения внимания вузов к миро- 
воззренческой подготовке студентов, самоустранения большинства кафедр и преподавателей 
от выполнения своей главной функции - воспитательной работы среди студентов, следствием 
разрыва между обучением и воспитанием, между специальными и гуманитарными знаниями. 
Таким образом, под ударом оказалась основная цель высшей школы - формирование специа- 
листа не только как профессионала высшей квалификации, но и как творческой личности. 
В условиях развивающегося постиндустриального общества от него требуются не только об- 
ширные специальные и гуманитарные знания, но и способность масштабно мыслить и нестан- 
дартно действовать в любых ситуациях, успешно решать сложные задачи социально-культур- 
ного и научно-технического прогресса.
 
Важнейшим условием подготовки подобного специалиста сегодня является восстановле- 
ние места и роли научного мировоззрения в вузе как фундамента подготовки студентов, вы- 
теснение всех форм ненаучной и псевдонаучной идеологии из учебного процесса и воспита- 
ния. Что касается атеизма, не стоит забывать о том, что он имеет глубочайшие исторические 
корни, проверен на опыте трехтысячелетней борьбы человечества за торжество научного 
знания. Даже религиозные мыслители оказались способными оценить гуманистические ас- 
пекты данного вида миропонимания. По мнению Н. Бердяева, "через опыт атеизма человече- 
ское познание приходит к очищению человеческой идеи о Боге, к освобождению от дурного 
"социоморфизма" [10]. Высокий авторитет рассматриваемого вида миропонимания вынужде- 
ны признать непримиримые противники. "Атеизм стоит в ряду крупнейших явлений нашего 
времени", - замечает глава Ватикана [11]. Следовало бы нынешним ниспровергателям при- 
слушаться и к опыту Запада, где атеизм получил широкое признание и нигде не ущемляется в 
правах (имеется большая сеть соответствующих организаций и учреждений, проводятся меж- 
дународные конгрессы). В ведущих капиталистических странах (США, Великобритания, Гер- 
мания и др.) секуляризм и атеизм приобретают все большее распространение. Так, в США бо- 
лее 40% взрослого населения и 70% ученых являются неверующими.
 
Представляется, что неуклонное соблюдение конституционных принципов светского об- 
разования на основе отделения высшей школы от религии (если уж мы их заявили) нисколько 
не поколеблет всеобщего уважения к религиозным чувствам верующих, не заденет религиоз- 
ных интересов церкви, подкрепленных законодательно, не принизит высокой общественной 
роли русской православной церкви в духовном и нравственном обогащении народа.
 
В более широком контексте совершенствования воспитательной работы в России и Укра- 
ине отметим: на наш взгляд, авторитет церкви повысится как среди верующих, так и неверу- 
ющих, если она изменит отношение к инакомыслящим, что будет соответствовать и канонам 
христианства. В "Послании к "коринфянам" Ап. Павел писал, что "надлежит быть инакомыс- 
лиям между вами, чтобы открылись между вами искуссные" [12]. Церковь может видеть в 
инакомыслящих не "врагов веры", каковыми они и не являются, а союзников в борьбе против 
тех язв, которые разъедают наше общество, - коррупции и преступности, наркомании и алко- 
голизма, половой распущенности и проституции, против аморальности в отношениях между 
людьми, против разлагающихся учений и практик. Теоретические разногласия между верую- 
щими и неверующими, между светскими и церковными деятелями сохраняются, но они, как 
представляется, должны проявляться не в оскорбительной критике, задевающей достоинство 
людей, а во взаимоуважительной и толерантной полемике между верующими и неверующи- 
ми, между деятелями науки и религии, образцы которой нам дали 20-е годы прошлого века. 
Достаточно вспомнить вызвавшую большой общественный интерес дискуссию между митро- 
политом А. Введенским и А. Луначарским. Но для таких встреч необходимы взаимопонима-
 
109
 
pg_0010
ние и взаимоуважение, которых, к сожалению, пока еще нет, но к которым следовало бы 
прийти.
 
Хотелось бы также надеяться, что правящие круги России и Украины, неоднократно дек- 
ларировавшие высокую значимость высшего образования для судеб своих стран, взвесят со- 
временную мировоззренческую ситуацию в высшей школе и сделают для себя разумные вы- 
воды.
 
ПРИМЕЧАНИЯ
 
' Отметим, что мировоззрение - сложное интегральное образование, обобщенная система 
философских, нравственных, политических, правовых, эстетических взглядов, оценок, 
принципов, определяющих видение человеком мира и своего места в нем. Процесс фор- 
мирования мировоззрения есть вместе с тем процесс формирования личности.
 
Между тем, классическая отечественная педагогика всегда исходила из приоритета вос- 
питания над обучением, ибо, как указывал К. Ушинский, обучение дает знание, а воспита- 
ние формирует личность [13].
 
Вполне возможна ситуация, в которой оказался французский атеист Ж. Мелье, утром 
проводивший церковную службу, а вечером писавший атеистические сочинения. 
  Кстати, как утверждает сама православная церковь, наука не может быть источником 
атеизма и материализма [4, с. 152].
 
5
   Дискриминация атеизма, ставшая системой в течение последних лет, имеет ряд предпосы- 
лок, субъективных и объективных. Одной из важных причин являлись его теоретическая 
ограниченность и догматизм. Ошибки советских атеистов, в свое время признанные и ус- 
траненные, однако, стали отождествляться с антицерковной политикой советской власти. 
В негативном отношении к подобному миропониманию большое значение имело упро- 
щенное понимание его сущности. Считалось, что главная функция атеизма - критика ре- 
лигии. Поскольку подобная критика в условиях возросшего авторитета религии и церкви 
являлась нежелательной, атеизм отбросили, что совпадало и с настойчивыми требования- 
ми церкви. Между тем, в действительности, как представляется, критика религии являет- 
ся второстепенной функцией атеизма. Его ведущей стороной является восприятие и науч- 
ное объяснение окружающей действительности на основе объективных законов природы 
и общества, формирование духовных сил человека, познающего и преобразующего мир. 
Атеизм также ошибочно считался свойственным только материалистической филосо- 
фии, в которой он действительно имеет наиболее полное воплощение. Но атеизм присущ 
и ряду идеалистических систем (упомянем Ф. Ницше, А. Камю, Ж.-П. Сартра, Б. Рассела). 
6
 "Это две стороны одного и того же процесса, стороны совершенно неизбежные и неотъ- 
емлемые", - писал академик В. Вернадский [14].
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
1. Митрополит Кирилл. Речь на Межрелигиозном миротворческом форуме в Москве. 
Релiгйна панорама (Киiв). 2000. № 4. С. 35. 
2. Кучма Л. Речь на Христианском конгрессе. Урядовий кур'ер (Киiв). 1999. 16 апреля. 
3. Рождественские чтения в МГУ. Известия. 1999. 3 июня. 
4. Гостев А. К принятию Основ социальной концепции Русской православной церкви. Но- 
вый мир. 2001. №4. 
5. Концепцiя нацiонального виховання. Ocвiтa (Киiв). 1994. № 6. 
6. Солженицын А. Темпельтонская лекция. Новый мир. 1992, № 2. С. 78. 
7. Карлов Н. Интеллигентна ли интеллигенция? Вопросы философии. 1998. № 3. 
8. Ветхий Завет. Второзаконие. Гл. 18. М., 1894. 
9. Ученые против лженауки. Известия. 1998. 17 июля. 
10. Бердяев Н. Философия свободы. М., 1989. С. 127. 
11. Osservatore Romano. Roma. 1992. № 1. 
12. Новый Завет. Первое послание к коринфянам. М., 1991. С. 213. 
13. Ушинский К. Избранные педагогические сочинения. М., 1956. С. 105. 
14. Вернадский В. Письма Вернадской А. Киев, 1992. С. 43. 
110