циол. исслед. № 12, 1998 г.) Одна из масштабных циклических концепций - социокультурная
динамика самого Сорокина. Многие известные ученые согласны с тем, что религиозная осно-
ва служит определяющей характеристикой существующих цивилизаций, идентифицирует их,
что мировые религии являются зародышами цивилизаций - систем, соединяющих этносы дан-
ного мирового региона в единое пространство. Число признанных цивилизационных центров
ограничено, и пока православная цивилизация с центром в России, среди них. Роль России в
будущем мире связана с существованием ее как центра цивилизации, имеющего своеобразие
и специфику. Существовать в таком виде она будет до тех пор, пока будет себя идентифици-
ровать как таковую, то есть, пока население России будет осознавать себя носителем этой ци-
вилизации. Потеря идентификации будет означать гибель данной цивилизации, включение ее
в другие существующие цивилизационные центры или подчинение им.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана / История. Культура. Язык. М., 1993.
2. Рябушинский П. Старообрядчество и русское религиозное чувство. М. - Иерусалим,
1994.
3. Лотман ЮМ. Беседы о русской культуре. СПб., 1994.
4. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.
5. Русское православие: вехи истории. М., 1989.
6. Милюков ПН. Очерки по истории русской культуры. Т. 2. М., 1995.
7. Самарин Ю. Предисловие к первому изданию / А.С. Хомяков. Сочинения богословские.
СПб., 1991.
8. Семенкин Н.С. Философия богоискательства. М., 1986.
9. Карпович М.М. Имперская Россия / Г.В. Вернадский. Московское Царство. Ч. 2. Тверь-
М., 1994.
10. Франк С. Этика нигилизма /"Вехи". Сб. статей. М., 1989.
11. Русское православие: вехи истории. М., 1989.
© 2003 г.
В. Г. НЕМИРОВСКИЙ, П. А. СТАРИКОВ
ТЕНДЕНЦИЯ "КВАЗИРЕЛИГИОЗНОСТИ"
В СРЕДЕ КРАСНОЯРСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА
НЕМИРОВСКИЙ Валентин Геннадьевич - доктор социол. наук, зав. кафедрой социоло-
гии. СТАРИКОВ Павел Анатольевич — кандидат филос. наук, ст. преподаватель кафедры
социологии Красноярского государственного университета.
Наша статья посвящена исследованию структуры и динамики "квазирелигиозных" представ-
лений в обыденном сознании студенческой молодежи. Под термином "квазирелигиозность" по-
нимается совокупность несистематизированных идей - вера респондентов в популярные на
уровне массового сознания представления, носящие идеалистический характер [1]. Эмпиричес-
кую базу исследования составил опрос в 1999-2000 гг. студентов вузов г. Красноярска. Выбо-
рочная совокупность представлена 717 респондентами, среди которых 32% лица мужского пола
и 68% - женского. Основная часть выборки представлена студентами второго (31% выборочной
совокупности) и третьего (51% выборочной совокупности) курсов. Результаты сопоставлены с
данными опросов, проведенных в 1988, 1993 гг. с участием и под руководством В.Г. Немировско-
го среди студентов вузов Красноярска [2].
96
Таблица I
Концепции смысла жизни в представлениях студентов
(в процентах от числа опрошенных)
Концепции смысла жизни
Согласен
Согласен
частично
Не согласен
2000
1993
2000
1993
2000
1993
После смерти человек продолжает жить в своих делах,
пока его помнят люди
59
51
33
42
7
6
После своей смерти человек продолжает жить в своих
детях и внуках
49
48
36
40
13
11
После смерти человека исчезает все, поэтому любые
дела и стремления напрасны
2
16
11
41
84
40
После смерти человека душа его вновь появляется в
этом мире, но уже в ином телесном облике
29
30
45
41
23
26
После смерти ничего не будет, поэтому надо взять все
от жизни, что возможно
19
16
40
41
39
40
После смерти человека душа его попадает в ад или рай
в зависимости от того, как он прожил жизнь
15
3
46
14
37
79
Наиболее общим подходом, открывающим возможность исследования данной проблемати-
ки, является анализ отношения к смерти и представлений о бессмертии. Осознание и пережива-
ние факта ограниченности жизни помогает людям остро осознать, что же они действительно
хотят делать в этой жизни и как хотят ее прожить [3, с. 29-30]. Смертность человека заставляет
его биться над вопросом: есть ли смысл жить вообще и есть ли смысл конкретного скоротечно-
го существования. Утверждая осмысленность жизни, индивид справляется со страхом смерти,
преодолевая смерть в моральном и духовном плане. Поиск смысла жизни - есть борьба за чело-
веческое бессмертие. В то же время, современная ситуация формирует множественные иерар-
хические смыслы бытия, близкие идее богоподобия.
Наше исследование было направлено на анализ основных концепций смысла жизни, взятых
в контексте потенциального бессмертия: социально-демографической, социально-творческой,
религиозной, нигилистической и потребительской [4]. В таблице 1 представлены сопостави-
мые результаты социологических исследований, проведенных в 1993, 2000 гг.
Для студентов в 2000 г. характерно доминирование социально-творческой и социально-де-
мографической концепций смысла жизни ("После смерти человек продолжает жить в своих де-
лах, пока его помнят люди" - в той или иной степени его разделяют 92% опрошенных, "После
своей смерти человек продолжает жить в своих детях и внуках" - 85%, соответственно). Значимы-
ми являются религиозные смыслы: христианское ("После смерти человека душа его попадает в ад
или рай в зависимости от того, как он прожил жизнь" - в той или иной степени разделяют 61% ре-
спондентов), реинкарнационное ("После смерти человека душа его вновь появляется в этом мире,
но уже в ином телесном облике" - 74%, соответственно). Достаточно выражена неопределен-
ность в отношении религиозных представлений о бессмертии (на что указывает соотношение от-
ветов уверенных и ответов, выражающих частичное согласие). Нигилистическое представление о
смысле жизни ("После смерти человека исчезает все, поэтому любые дела и стремления напрас-
ны" - 13%, соответственно) не свойственно современной студенческой молодежи.
Корреляционный анализ показывает внутреннюю взаимосвязанность исследуемых концеп-
ций смысла жизни. Религиозные концепции смысла жизни положительно коррелируют с соци-
ально-творческой и социально-демографической концепциями. Специфично влияние христиан-
ского и реинкарнационного представлений о смерти: христианское представление в большей
мере коррелирует с социально-демографической смысложизненной концепцией (коэффициент
корреляции 0.2), а реинкарнационные представления - с социально-творческой (коэффициент
корреляции 0.16). Положительная корреляция религиозной, социально-творческой, социально-
демографической концепций смысла жизни в современном массовом сознании указывает на со-
поставимость структуры современных представлений о бессмертии с представлениями, распро-
4 Социологические исследования, № 10
97
страненными в дореволюционной России. Т.А. Бернштам, исследуя специфику народного хрис-
тианства восточных славян, пишет, что в продолжении рода народ видел главный смысл, долг
жизни, завещанный человеку Господом. Деторождение, по народной вере, осуществляет два
"служения" человека - производственно- и религиозно-нравственное. Народное понятие "испол-
нить закон" (т.е. деторождение) - значит не только выполнить физиологическое назначение че-
ловека, но и получить определенный и полный импульс к жизненному труду и найти вполне яс-
ную цель: трудиться для детей - будущих преемников [5, с. 108].
Полученные нами результаты сопоставлены с результатами опросов студенчества СИ. Гри-
горьевым и В.Г. Немировским (1993 г.) [6]. Результаты совпадают по четырем переменным,
описывающим смысложизненные концепции студенческой молодежи. В то же время, за семь
лет просматривается следующая динамика: явный рост христианских представлений о смерти
(17% опрошенных в 1993 против 61% - в 2000 г. полностью или частично были согласны с ут-
верждением "после смерти человека душа его попадает в ад или рай в зависимости от того, как
он прожил жизнь"). Снизилась представленность нигилистической концепции смысла жизни
(57% опрошенных в 1993 г. и 12% - в 2000 г. полностью или частично были согласны с утверж-
дением "после смерти человек исчезает, поэтому любые дела и стремления напрасны") в сре-
де студентов. Коэффициент корреляции между этими переменными 0.2. Очевидно, указанная
динамика отражает нарастающий интерес современных студентов к христианской традиции.
Реинкарнационные представления и христианское представление о существовании особой ре-
альности духовного мира положительно взаимосвязаны друг с другом (коэффициент корреля-
ции 0.39), что значимо свидетельствует об активной трансформации в социально-культурной
среде традиционных религиозных представлений о смерти и бессмертии на уровне обыденного
сознания.
Рассмотрим полученные результаты в контексте современного религиозного синкретизма.
Концепция религиозного синкретизма, активно разрабатывавшаяся с середины XIX в., призва-
на объяснить важные структурные особенности эволюции религиозных представлений: исто-
рически сложившуюся многослойность религиозных представлений, эклектичность соединения
верований и, наоборот, их структурно-функциональную организованность. Можно согласиться
с Н.С. Капустиным, который под термином "религиозный синкретизм" понимает "объектив-
ный процесс соединения, слияния различных религиозных элементов, верований и культов в хо-
де их взаимодействия друг с другом и образования новой целостной системы мировоззрения,
мироощущения и культуры со своей специфической структурой" [7, с. 12-13].
Структуру и динамику совокупности несистематизированных идей, носящих идеалистичес-
кий характер и определяемых нами как "квазирелигиозные" представления, уточнили результа-
ты социологических исследований 1988 и 2000 гг.
Таблица 2 свидетельствует, что "квазирелигиозные" представления студенческой молодежи
за двенадцать лет изменились количественно и качественно. Если в 1988 г. в бессмертие души в
той или иной степени верило только 8% студентов, то в 2000 г. данную веру разделяют уже 73%
опрошенных. Существенно вырос процент студентов, верящих в гадания, "вещие сны", возмож-
ность общения с потусторонним миром. Количество студентов, верящих в порчу, сглаз, практи-
чески не изменилось, что отражает, по всей видимости, неоднородность структуры "квазирели-
гиозных" представлений студенческой молодежи. В.Г. Немировский по результатам опросов
1988 г. делал вывод о существовании атеистического, религиозного и различных переходных
(смешанных) форм массового сознания, выделяя языческо-мифологическую и мистическую
направленность [1]. В 1988 г. основным дифференцирующим фактором "квазирелигиозных"
представлений молодежи являлся пол. Тогда женщины демонстрировали в значительной степе-
ни большую по сравнению с мужчинами склонность к вере в сны, гадания, знахарей и экстра-
сенсов. У студенческой молодежи 2000 г. отсутствуют значимые корреляции между "квазирели-
гиозными" представлениями и полом. Лишь вера в "вещие сны" более характерна для студенток
(коэффициент корреляции 0.26). Исследования 1988 г. показали, что своего рода "пусковым
ключом" социальных механизмов формирования "квазирелигиозных" представлений выступа-
ло состояние фрустрации, вызванное невозможностью удовлетворить те или иные потребности
человека, реализовать представления о смысле жизни [1, с. 181]. В 2000 г. структура "квазире-
лигиозных" и мировоззренческих представлений указывает на появление других тенденций, для
анализа которых обратимся к данным социологического опроса этого года.
Полностью верят в бессмертие души 49% респондентов, что тесно связано с реинкарнацион-
ной концепцией бессмертия (коэффициент корреляции 0.40) и, в меньшей степени, с христиан-
ской концепцией посмертного существования (коэффициент корреляции 0.25). Несмотря на ин-
98
терес к традиции православия и христианства реинкарнационная концепция для студентов бо-
лее реальна.
Значимость веры в бессмертие души для формирования этических норм студенческой моло-
дежи подтверждает ощутимая отрицательная связь с потребительской концепцией смысла жиз-
ни, с желанием "взять от жизни все" (коэффициент корреляции -0,33). Вера в бессмертие души
положительно связана со всеми включенными в данный блок представлениями: вера в гадания
(коэффициент корреляции 0.18), "вещие сны" (0.31), телепатию и ясновидение (0.26), возмож-
ность общения с потусторонним миром (0.38), связь "всего со всем" (0.22), существование выс-
шего разума (0.38).
Среди студенческой молодежи в разной степени разделяют веру в существование телепатии
и ясновидения 86% опрошенных, в "вещие сны" — 81%, в возможность общения с потусторонним
миром - 63%, в гадания - 78% опрошенных. Это свидетельства определенной легитимизации в
среде будущей интеллигенции паранормальных представлений. Анализ корреляций в данном
блоке показал, что все переменные положительно коррелируют между собой.
Факторный анализ также выявил две в равной степени существенные, взаимосвязанные
структуры представлений в сознании студенческой молодежи. Первый фактор Ф1, соответству-
ющий поверхностной, ни к чему не обязывающей вере или склонности к "суеверию" (25% вари-
ации признаков), описывается верой в гадания, "вещие сны", возможность общения с потусто-
ронним миром (нагрузки 0.8, 0.76, 0.64, соответственно). Второй фактор Ф2 определяет совре-
менные тенденции формирования мировоззрения, близкого по духу русскому космизму (25%
вариации признаков), основные черты которого рассматриваются далее. Фактор Ф2 объединя-
ет переменные: веру в существование Высшего разума, убеждение в незримой "связи всего со
всем", веру в то, что "путь к здоровью и счастью лежит через совершенствование внутреннего
мира, души человека", веру в действенность "изменения отношения к людям, миру, прощение
своих "недругов" (нагрузки 0.72, 0.7, 0.72, 0.5 соответственно). Переменные, описывающие веру
в бессмертие души и существование телепатии, ясновидения, входят в оба фактора с приблизи-
тельно равными нагрузками.
Раскрывая внутреннюю взаимосвязь переменных, объединяемых фактором 2, отметим, что
в своей совокупности они отражают формирование на уровне сознания студенческой молодежи
комплексной структуры мировоззренческих представлений. По всей видимости, основы этого
мировоззрения могут быть осмыслены в контексте становления универсумной парадигмы. Уни-
версумность определила специфику философии всеединства, направленность поисков таких со-
временных авторов как С. Гроф, К. Уилбер, Ч. Тойч и др. на Западе, В. Майков, В. Козлов,
4*
99
Е. Файдыш и др. - в России. Универсумный подход к отношению человека и мира определяет
наиболее важные иррациональные моменты переживания осмысленности бытия, переживание
соучастия и единения своего индивидуального смысла со всеобщим как преодолевающие огра-
ниченность человеческого существования.
Широко распространена среди студентов вера в существование "незримой связи всего со
всем", между людьми и природой, всем миром, - основа формирования современных представ-
лений о микрокосмичности человека, определяющая на эмоционально-образном уровне идею
сопричастности человека всему миру. В полной мере эту веру разделяют 69% студентов. Ста-
новление "органического миропонимания" положительно связано с развитием идеи Логоса, ос-
нова которого - Смысл, связанный с идеей Высшего разума. Веру в его существование полно-
стью разделяют 58% студентов.
Два эти представления противостоят образу равнодушной, слепой, бесцельной Вселенной.
У студенческой молодежи становление "новой" (для рационального типа мышления) мировоз-
зренческой парадигмы может считаться важной составляющей утверждения принципов миро-
творчества и ненасилия, ориентиром духовного и душевного развития человека. Универсумная
мировоззренческая парадигма связана с представлениями о том, что путь к здоровью и счастью
лежит через совершенствование внутреннего мира души (64% студентов полностью разделяют
эту веру), с верой в действенность изменения отношения к людям, прощения "врагов" (58%).
Связь рассматриваемого комплекса представлений с ориентацией на нравственные нормы
поведения отразили ответы студентов на вопрос: "Готовы ли они ради своего благополучия
преступать нравственные нормы поведения?" Ответы оценивались по четырехбалльной шкале:
"да" (так ответили 13% студентов), "больше да" (17%), "больше нет" (36%), "нет" (34% студен-
тов). Готовность нарушать нравственные нормы связана отрицательной корреляцией именно с
этой группой переменных: верой в существование Высшего разума.. (-0.31), убеждением в зна-
чимости совершенствования внутреннего мира, души (-0.22), верой в существование связи "все-
го со всем" (-0.18), в действенность "прощения своих недругов" (-0.27).
Сравнение "квазирелигиозных" представлений студенческой молодежи 1988 и 2000 гг. от-
четливо показывает значительные изменения как в количественном, так и в качественном,
структурном отношениях. Так, 17% опрошенных в 1993 и 61% - в 2000 г. полностью или частич-
но были согласны с утверждением: "после смерти человека душа его попадает в ад или рай в за-
висимости от того, как он прожил жизнь". Если в 1988 г. вера студентов в бессмертие души (ис-
следования В.Г. Немировского) была связана в целом с гедонистической, потребительской
смысложизненной ориентацией, то в 2000 г. эта вера определяется религиозно-духовной ориен-
тацией, отрицательно коррелируя с представлением молодых: "нужно взять от жизни все, что
можно".
В представлениях студенческой молодежи выражен процесс активной трансформации тра-
диционных религиозных представлений о смерти и бессмертии. Эти данные совпадают с выво-
дами К. Каариайнена и Д.Е. Фурмана [8] о нарастании мировоззренческой неопределенности и
эклектики на уровне массового сознания. В отличие от упомянутых авторов, в нашем исследо-
вании специфики современной религиозности студенческой молодежи базовым стало положе-
ние о существовании на уровне массового сознания не мировоззренческой эклектики частных
концепций и мнений, хотя эта тенденция имеет место, а определенным образом организован-
ной системы мировоззренческих представлений. В сознании студентов Красноярска с поверх-
ностными взглядами сосуществует целостная структура "квазирелигиозных" представлений,
ядро которой сложилось из взаимодействия двух тенденций: формирование универсумного
мировоззрения и утверждение принципов миротворчества и ненасилия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Немировский ВТ., Стариков П.А. Структура и динамика религиозно-этических пред-
ставлений студенческой молодежи (1987-2000 гг.). Красноярск, 2002.
2. Немировский ВТ. Концепции смысла жизни в массовом сознании молодежи. Методоло-
гия и опыт социологического исследования. Дисс. на соискание уч. степени доктора филос.
наук. Вильнюс, 1989.
3. Адлер А. Наука жить. Пер. с англ. и нем. К., 1997.
4. Немировский ВТ. Смысл жизни: поиски и проблемы. Киев, 1990.
5. Бернштам Т.А. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян: Учение
и опыт Церкви в народном христианстве. СПб., 2000.
100
6. Григорьев С, Немировский В. В поисках смысла жизни и справедливости: студенчество
России на пороге 21 в. Барнаул-Красноярск, 1995.
7. Капустин НС. Особенности эволюции религии (на материалах древних верований и хри-
стианства). М., 1984.
8. Каариайнен К., Фурман Д.Е. Верующие, атеисты и прочие адепты российской религиоз-
ности // Вопросы философии. 1997. № 6. С. 35-52.