Теория стоимости.


       1. Информация.

        а) объективная информация.

        Из работы "Закон сохранения информации" следует, что информация представляет собой материальный объект, несущий в себе часть свойств некоторого материального источника и изменяющий своими свойствами состояние (свойства) некоторого материального "приемника":


        Других способов передачи информации в материальном мире не прослеживается и, если придерживаться аксиомы "информация всегда имеет материальный носитель", быть не должно. Из подобного представления об информационных взаимодействиях, существующих в непрерывном окружающем мире, который, в связи с выделением "источника" и "приемника", выглядит дискретным, следует, что информация есть сведения об изменившемся объекте (источнике информации). Такое заключение следует из того, что состояние объекта, именуемого информацией и создающего непрерывность между источником (материальным объектом) и приемником (материальным объектом), не может одновременно содержаться и в источнике и в приемнике. Данное утверждение следует из законов сохранения вещества и энергии, которые были сведены к закону сохранения энергии организованной материи (Еом) и имманентному ему закону сохранения информации.
        Таким образом, информация, о которой сейчас идет речь, ничем не отличается от физических категорий, именуемых веществом и энергией, и по этой причине названа объективной. При перемещениях от одного объекта к другому объективная информация, согласно законам сохранения, вызывает эквивалентные изменения как источника (материального объекта), так и приемника (материального объекта).


       б) субъективная информация.

       В природе существуют объекты, способные поддерживать свое состояние относительно неизменным с одновременной фиксацией попыток изменения этого состояния объектами, которые названы здесь источниками объективной информации. Объекты, имеющие свойство поддерживать свое собственное состояние, обладающие "памятью" и способностью производить подобные себе объекты (размножаться), называются субъектами. Определение субъекта на этом не исчерпывается. Наиболее важной характеристикой субъекта является его способность коррелированного разделения объективной информации об объекте-источнике, находящегося в каком-либо состоянии, на свойства.
       Свойство - сторона предмета, обусловливающая его различие или сходство с другими предметами и проявляющаяся во взаимодействии с ними (напр., протяженность, упругость, цвет, электропроводность и т.д.) [1]
        Благодаря наличию способности выделения из общего состояния объекта свойств, "обусловливающих различие или сходство этого объекта с другими объектами", субъект способен ориентироваться в окружающем мире и формировать так называемую субъективную информацию. О принципе образования субъективной информации говорилось в [8]. Основой ее образования является сходство (подобие) свойств объектов на фоне их одновременного различия. Если бы мир был совершенно разнообразен, то не могло бы быть и речи не только о субъективной информации, но даже о самом субъекте. В абсолютно разнообразном мире субъекту места нет, как нет для него места и в абсолютно однородном мире. Только благодаря организованному законами природы гармоничному сочетанию подобия с разнообразием, а также благодаря неизменности этих законов, в окружающем мире возникают условия для образования "вечного" двигателя под наименованием "субъект". Эффект "вечного" двигателя проявляется в непрерывном количественном и качественном росте субстанции под наименованием "субъективная информация", которую принято называть просто информацией. Эффект "вечного двигателя" проявляется на фоне существования закона сохранения объективной информации, неразрывно связанного с законами сохранения вещества и энергии.
        Принцип образования субстанции под наименованием "субъективная информация" достаточно прост. Как говорилось выше, он существует, во-первых, в связи с наличием в природе неизменности законов, во-вторых, в связи с наличием у субъекта нескольких органов чувств, в-третьих, в связи с наличием у него динамической, коррелированной (ассоциативной) памяти. При данных условиях постепенное заполнение памяти объективной информацией о свойствах объектов окружающего мира (объективная информация - часть состояния этих объектов) приводит к появлению специфической избыточности. Откуда она берется?
       Пусть два голодных неандертальца находят бледную поганку. До тех пор, пока поганка существует, они оба получают объективную информацию (с помощью светового излучения) об ее цвете и форме. В мозге у обоих субъектов формируются модели, отображающие свойства данного объекта - форму и цвет. Предположим, что один из неандертальцев съедает поганку. Что-то кушать неандерталец обязан, поскольку поддержка своего состояния в относительно неизменном состоянии при взаимодействии с объектами окружающего мира требует потребления как вещества, так и энергии. Пусть данный неандерталец погибает в связи с несовместимостью своих свойств и свойств поганки. Состояние погибшего неандертальца частично изменит состояние неандертальца, оставшегося в живых. Изменение состояния последнего происходит посредством взаимодействия со световым излучением (глаза) и посредством взаимодействия с телом (руки). Глаза, обрабатывая световое излучение, подскажут, что объект недвижим, руки, регистрируя тепловую энергию - что холоден. Теперь, если живой неандерталец попробует ма-аленький кусочек поганки и почувствует недомогание, то все произошедшие внутри него изменения свяжутся (ассоциируются, скоррелируются) между собой. Цвет и форма поганки, зафиксированные каким-то образом в состоянии объектов мозга, свяжутся с ее вредностью, также зафиксированной в состоянии объектов мозга. Таким образом, здесь имеется прямое взаимодействие субъекта с окружающим миром, имеется изменение субъекта и окружающего мира по законам сохранения вещества и энергии, имеются созданные внутри субъекта модели с разными свойствами и имеется корреляция (ассоциация) этих свойств между собой. Такой процесс назовем получением объективной информации.
       Пусть оставшийся в живых неандерталец снова видит объект-поганку, т.е. ощущает свойства светового излучения, несущего объективную информацию о цвете и форме данного объекта. Если бы в голове у него ранее не образовалось "избытка", т.е. свойств мозга, отразивших объективную информацию о вредности поганки, то ему пришлось бы вновь попробовать поганку. Но при наличии "избытка" неандерталец, ощущая световое излучение, свойства которого подобны тем, которые были ранее, "вспоминает" былое недомогание, и это заставляет его отвернуться от данного объекта. Прекрасным примером субъекта является крыса. Если отрава на нее с первого раза не действует, то второй раз отведать ту же отраву ее вряд ли уговоришь.
        Итак, имея два свойства объекта - цвет и форму, ПОДОБНЫЕ свойствам ранее исследованного объекта, в текущий момент времени поступающие к нему вместе со свойствами светового излучения, - неандерталец самостоятельно генерирует третье свойство - вредность.Это сгенерированное свойство является субъективной информацией, поскольку узнать, действительно ли каждая поганка является вредной, можно только путем опробования каждой поганки. Следовательно, субъективная, избыточная информация является ПРЕДПОЛАГАЕМОЙ информацией. Она, в связи с наличием подобия в природе и неизменностью ее законов, может оказаться "равной" объективной (истинной, достоверной) информации, полученной путем непосредственного взаимодействия. И тем не менее предположение остается предположением, на каких бы непоколебимых мировых законах оно не базировалось.
       Несложно догадаться, что могло бы произойти в случае отсутствия в природе неизменности законов и основанного на этом факте подобия свойств объектов. При допущении такого отсутствия, а также при допущении отсутствия у субъекта памяти и способности к ассоциации (корреляции) была бы жизнь до ближайшей поганки или, проще говоря, никакой жизни не было бы.
       Таким образом, субъект постигает разнообразие природы на основе получения объективной информации об окружающем мире, на основе непосредственного с ним взаимодействия и, одновременно, на основе его разрушения (изменения). Последнее следует из того, что объективная информация есть сведения об изменившемся объекте. Подобие же, существующее в природе, предоставляет возможность субъекту "выдавать" предположения за объективную информацию, позволяет наращивать качество и количество предположений, дарит ему экономию усилий и, в конечном итоге, является такой же основой жизни, как разнообразие. Подобие позволяет реализовывать принцип "вечного двигателя" при полном соблюдении всех законов сохранения. Подобие позволяет получать "что-то" - субъективную информацию, являющуюся результатом неизменности законов природы, - из "ничего".
       Генерацию предположений на основе ранее полученной объективной информации назовем образованием субъективной информации.
       Что происходит, когда субъект, ощущая поступающую из окружающего мира объективную информацию, обнаруживает в своем мозге наличие "избытка"? Разумеется, ничего принципиально сложного, а тем более сверхестественного, происходить в данном случае не может. "Избыток" действует на нервную систему субъекта, и он предпринимает соответствующие действия. Неандерталец, к примеру, махал бы руками, предупреждая соплеменников о том, что поганка - это вредный гриб. Такая реакция неандертальца на форму и цвет гриба, которая со стороны может выглядеть довольно странной, и есть то, что определяется как "субъективная информация". У современного человека эта реакция развита настолько, что он способен в ответ на простой вопрос - в ответ на звуковые колебания воздуха - написать сложнейшую математическую формулу, являющуюся "избытком", сооруженным человечеством и… результатом труда данного субъекта, результатом его взаимодействия с окружающим миром, с объектами ноосферы.
       Таким образом, согласно всему ранее изложенному материалу, мышление, которым знаменит любой развитый субъект, представляет собой ни что иное, как движение объектов, расположенных внутри головного мозга.
       Отсюда следует, также, что мысль - это текущее состояние мозга, образовавшееся в результате мышления. Поэтому мысль нельзя "выделять так же, как печень выделяет желчь". Поскольку мысль представляет собой состояние мозга, то это его состояние воздействует на другие объекты (органы) субъекта. Данное воздействие представляет собой взаимодействие между мозгом и другими органами и, поэтому, является ничем иным, как передачей объективной информации, т.е. энергии и вещества. В результате такого взаимодействия приходит в действие язык, руки, ноги и прочее, по изменению которых можно судить о состоянии мозга, т.е. о мысли. Другими способами забрать у соседнего субъекта мысль можно только вместе с головой.


       в) движение информации.

       Поскольку информация (и субъективная и объективная) имеет объектно-энергетическую природу, распространяется она по тем же законам. Например, если два тела имеют одинаковую температуру, то сколько бы не было попыток с помощью одного тела нагреть или охладить другое, ничего не получится. Тепловая энергия от одного объекта не будет переходить к другому, невзирая на то, что количество теплоты в каждом объекте может быть разным. Точно так же просмотр одного и того же слова не увеличивает того, что называется количеством информации, какими бы буквами, большими или малыми, это слово не было написано. Фиксировать мозг будет только количество повторений. Но повторяемость или частота - это уже другое свойство данного объекта, несущее другую информационную нагрузку. Неизвестно, как в мозге располагается информация о слове, но учитывая, что большое количество повторений субъекту может надоесть, можно предположить, что информация о нем поступает в одно и то же место. В этом случае раздражение одного и того же участка мозга может вызвать его усталость и возможную неадекватную реакцию.
        Поддержка субъектом своего относительно неизменного состояния и наличие "памяти", фиксирующей попытки изменения состояния субъекта, требуют притока энергии извне. Иначе эту энергию называют негэнтропией, или информацией, компенсирующей рост энтропии субъекта и позволяющей ему сделать "откат" назад, к некоторому исходному состоянию, определяемому относительно каких-то внутренних точек отсчета. Разумеется, все процессы информационного (объектно-энергетического) взаимодействия субъекта с окружающим миром идут на фоне законов сохранения вещества и энергии и, соответственно на фоне законов сохранения информации и энергии организованной материи [8].
       Один из механизмов возврата субъекта к исходному состоянию описан в работе "Как мы видим" [7]: "Теперь, когда все компоненты фосфодиэстеразного каскада выключены и цитоплазматическая концентрация с GMP возросла, фоторецепторная клетка полностью вернулась к исходному, невозбужденному состоянию, в котором она находилась до действия светового стимула, и вновь готова ответить на следующий квант света". На основании данного фактического материала и построенной теории информационного взаимодействия, нетрудно сделать заключение, что подобным образом - путем возврата в "исходное" состояние с одновременным изменением свойств мозга - работают все пять органов чувств субъекта. Шестое же чувство - интуиция - основано на накопленных в мозге изменениях, на построенной материальной модели окружающего материального мира, на "избытке". Движение объектов внутри этой модели может вызвать предчувствие. И это интуитивное предчувствие будет тем точнее, чем точнее созданная модель будет отражать законы, существующие в мире.

(продолжение следует)