В.Н.Поправко
Проблема
социологического анализа интенций молодежи на получение образования
Каналы прохождения в вуз глазами потенциальных
абитуриентов
Наркотики в молодежной среде: к вопросу методологии исследования
Самооценка учащихся гуманитарного лицея: структура
предпочтений и специфика социализации (на примере лицея г. Северска)
|
Наркотики в молодежной среде: к вопросу методологии исследования
В январе-марте 1998 года сотрудниками кафедры социологии
философского факультета ТТУ по заказу и при содействии Отдела молодежной
политики администрации г. Северска было проведено социологическое исследование
на тему "Северск: молодежь и наркотики". Предла-гаемые тезисы
основаны на осмыслении полученных результатов.
Совершенно очевидно, что использование "лобовых" вопросов о
факте, месте, периодичности и т.п. обстоятельствах потребления молодыми
людьми наркотиков заведомо бессмысленно. Наиболее продуктивным видится
получение косвенной информации путем выявления отношения молодежи к проблеме
и, главным образом, - степени укорененности темы наркотиков и наркомании
в жизненномирном пространстве респондентов.
Опыт проделанной работы позволяет предположить, что анализ досуговой сферы
молодежи, межпоколенных аспектов социализации, характера отношения к наркотикам,
степени осведомленности и их корреляции с социально-демографическими характеристиками
является лишь предварительным этапом, необходимой, но не достаточной базой
решения сверхзадачи - определения степени седиментации (оповседневнивания,
опривыченности) темы.
Конечно, речь идет скорее об интерпретативных переменных, нежели каких-либо
количественных показателях. Вариантов оснований для исходных различений
несколько:
- по уровню сакрализованности тематизации наркотиков (в диапазоне от адептов
Кастанеды до примитивной "бытовухи");
- по акцентуации отдельных жизненных регионов (правового, психологически-возрастного,
морального, эстетического и других модусов как в качестве барьера, так
и в качестве ценностного ориентира);
- по степени "коммуницированности" потребления наркотиков (является
ли последнее актом эскапизма или партиципации, когда даже символическое
потребление служит "пропуском в тусовку").
Перечень можно было бы продолжить, однако остановимся на том, что все
упомянутые основания важны и продуктивны. В то же время специфика объекта
заставляет постоянно помнить о межпоколенном аспекте проблемы (степень
влияния родителей и т.д.), учитывая и возраст опрашиваемых, и принадлежность
- в нашем случае - к относительно благополучному среднему классу, и префигуративный
характер социализации в сегодняшних условиях. В этом смысле итог проведенного
исследования можно выразить фразой: "дети - знают, родители - боятся".
Иными словами, молодые люди не просто гораздо более осведомлены в данной
области, но и придают теме наркотиков рационализированное символическое
значение, воспринимая ее скорее как игру идентичности, как саморепрезентацию.
Отношение же родителей определяется низкой осведомленностью в сочетании
с априорными тревогой и страхом.
В этой связи предлагается еще одно различение: степень эмоциональности
- рациональности отношения к феномену наркомании, что в идеале не только
позволит усовершенствовать методологический инструментарий исследований,
но и помочь перейти в решении проблемы от безрефлексивной фобии (речь
идет о родителях.) к осмысленному противостоянию молодежной наркомании
как форме девиантного поведения.
Опубликовано в: Поправко
Н.В. Наркотики в молодежной среде:
к вопросу методологии исследования // Психологический универсум
образования человека ноэтического / Материалы Международного
симпозиума 27-29 сентября 1998 года. - Томск: Изд-во ТГУ, 1998. - 2 с.
|