S I T E R I U М
S I T E R I U М


В.Н.Поправко

Проблема социологического анализа интенций молодежи на получение образования

Каналы прохождения в вуз глазами потенциальных абитуриентов

Наркотики в молодежной среде: к вопросу методологии исследования

Самооценка учащихся гуманитарного лицея: структура предпочтений и специфика социализации (на примере лицея г. Северска)

 


Наркотики в молодежной среде: к вопросу методологии исследования

В январе-марте 1998 года сотрудниками кафедры социологии философского факультета ТТУ по заказу и при содействии Отдела молодежной политики администрации г. Северска было проведено социологическое исследование на тему "Северск: молодежь и наркотики". Предла-гаемые тезисы основаны на осмыслении полученных результатов.
Совершенно очевидно, что использование "лобовых" вопросов о факте, месте, периодичности и т.п. обстоятельствах потребления молодыми людьми наркотиков заведомо бессмысленно. Наиболее продуктивным видится получение косвенной информации путем выявления отношения молодежи к проблеме и, главным образом, - степени укорененности темы наркотиков и наркомании в жизненномирном пространстве респондентов.
Опыт проделанной работы позволяет предположить, что анализ досуговой сферы молодежи, межпоколенных аспектов социализации, характера отношения к наркотикам, степени осведомленности и их корреляции с социально-демографическими характеристиками является лишь предварительным этапом, необходимой, но не достаточной базой решения сверхзадачи - определения степени седиментации (оповседневнивания, опривыченности) темы.
Конечно, речь идет скорее об интерпретативных переменных, нежели каких-либо количественных показателях. Вариантов оснований для исходных различений несколько:
- по уровню сакрализованности тематизации наркотиков (в диапазоне от адептов Кастанеды до примитивной "бытовухи");
- по акцентуации отдельных жизненных регионов (правового, психологически-возрастного, морального, эстетического и других модусов как в качестве барьера, так и в качестве ценностного ориентира);
- по степени "коммуницированности" потребления наркотиков (является ли последнее актом эскапизма или партиципации, когда даже символическое потребление служит "пропуском в тусовку").
Перечень можно было бы продолжить, однако остановимся на том, что все упомянутые основания важны и продуктивны. В то же время специфика объекта заставляет постоянно помнить о межпоколенном аспекте проблемы (степень влияния родителей и т.д.), учитывая и возраст опрашиваемых, и принадлежность - в нашем случае - к относительно благополучному среднему классу, и префигуративный характер социализации в сегодняшних условиях. В этом смысле итог проведенного исследования можно выразить фразой: "дети - знают, родители - боятся". Иными словами, молодые люди не просто гораздо более осведомлены в данной области, но и придают теме наркотиков рационализированное символическое значение, воспринимая ее скорее как игру идентичности, как саморепрезентацию. Отношение же родителей определяется низкой осведомленностью в сочетании с априорными тревогой и страхом.
В этой связи предлагается еще одно различение: степень эмоциональности - рациональности отношения к феномену наркомании, что в идеале не только позволит усовершенствовать методологический инструментарий исследований, но и помочь перейти в решении проблемы от безрефлексивной фобии (речь идет о родителях.) к осмысленному противостоянию молодежной наркомании как форме девиантного поведения.


Опубликовано в: Поправко Н.В. Наркотики в молодежной среде:
к вопросу методологии исследования // Психологический универсум
образования человека ноэтического / Материалы Международного
симпозиума 27-29 сентября 1998 года. - Томск: Изд-во ТГУ, 1998. - 2 с.

На главную страницу
К началу документа

 

AllBest.Ru