О ВСЯЧЕСКОЙ НАУКЕ
[фрагменты]
31. О ДУШЕ
Душа, познающая сама себя и то, что она обладает
божественным
достоинством, далеко отстоит от природы. Она возвышается над
всеми зародышами. Она гораздо раньше, чем они, отделена от всех тел,
и на собственном седалище сидит она выше всех природных и образующих
начал, превыше, можно сказать, даже самого всеобщего. Она присутствует
в теле не из-за истечения от звезд, рождается не от природы, входит
в тело не по телесным причинам, а нисходит свыше, от Бога.
Если же душа не познала сама себя и того, что она причастна высшему
достоинству и поставлена свободною, то рабски служит телу и губит свою
свободу. И ее великий глаз бывает затянут покровом природы и уже не
светит.
40. ЧТО ТАКОЕ ПРИРОДА?
Природа — это способность, невидимая глазом,
зримая умом,
посеянная, в телах Богом, начало движения и покоя. Она приводит
в движение природные тела и снова заставляет их остановиться.
Ведь все тела, элементы и то, что из них состоит, хотя и воспри-
нимают движение и покой от Бога, однако постоянно приводятся
в движение природой. Многое заставляет тела двигаться, прежде
всего — Бог, затем ум, потом душа, в конце же концов природа
как некое орудие Бога. Человека и бессловесных животных при-
водят в движение и душа и природа, но лишь одна природа за-
ставляет двигаться и останавливаться тела, простые и сложные.
75. О ВРЕМЕНИ
Время — это понятие и имя, созданное человеческой
мыслью.
Поскольку существуют вещи вечные, всегда сущие и неподвиж-
ные, и вещи, подверженные движению и гибели, то философы на-
звали саму меру движения временем. Ибо время — это не вещь,
существующая сама по себе, не тело, видимое глазом, и не бесте-
лесная сущность, подобно природе, душе, разуму. Нет, время —
это вещь, существующая только в мысли. Душа, соединенная
с Вышним, пребывает в неизменяемом веке, когда же бывает
отторгнута от вечности и лишена покоя ради рождения кого-
либо, то она дает у себя место времени. Итак, время — это не иное
что, как мера движения.
76. О ДВИЖЕНИИ
Не легко понять, что такое движение. Это некий
образ и энер-
гия движущегося тела в то время, как оно движется. Вот, напри-
мер, одна вещь увеличивается, другая изменяется, а иная мятется;
для увеличивающейся вещи движение — это увеличение, для мя-
тущейся — смятение, для возникающей — рождение. Так что дви-
жение — это не начало и не конец, но промежуток между ними.
Так, когда строится дом, то движение — это не начало его, ибо
он еще не сдвинут, и не конец, ибо тогда строительство бывает уже
прекращено — а то, что в промежутке между этим, само строи-
тельство дома — это и есть движение. Аристотель назвал это энте-
лехией.
129. О ДОЛГОЙ ЗИМЕ
Зима бывает долгая, когда все планеты находятся
в зимнем
знаке Зодиака, в Водолее, в Рыбах. Лето же бывает долгим, когда
все окажутся в летнем знаке Зодиака. Солнце, находясь в знаке
Льва, производит лето, в знаке Козерога — зиму. Поэтому и полу-
чила свое название «година», что солнце приходит в единое место,
ибо светило возвращается туда, откуда вышло. Когда все планеты
собираются у нас над головой, то они производят долгое лето,
а удаленные от нас диаметрально — производят долгую зиму.
Когда зима бывает долгой, море захватывает материк, когда же
лето продолжительно — то море отступает от суши.
***
Перевод Т.А. Миллер
Воспроизведено по изданию: Памятники византийской литературы IX-XIV вв./ Отв. ред.: Фрейберг Л.А. - М.,1969. - С. 149-151.