Что произойдет с российским образованием после нового года?

 

Олег Савельев

 

16 декабря 2004 года на Механико-Математическом факультете МГУ на эту тему перед студентами и преподавателями МГУ выступал Профессор МГУ, депутат ГосДумы (комитет по образованию и науке), заместитель председателя ЦК КПРФ Иван Мельников.

В 1999 - 2002 годах Мельников был председателем комитета ГосДумы по науке и образованию. Сейчас он тоже входит в этот комитет, но руководит комитетом представитель "ЕР".

Мельников был приглашен руководством МГУ, чтобы сообщить сотрудникам и студентам  о ситуации, угрожающей будущему российского образования.

К сожалению, эти вопиющие факты не слишком хорошо известны широкой общественности,  в том числе университетской.

Ниже предлагается краткий конспект встречи с комментариями.

Мельников: За всеми спорами по поводу российского образования стоит противоборство двух тенденций: будет ли образование всеобщим или элитарным.

Если рассматривать законотворческую деятельность, то наилучшей для образования была Вторая государственная дума, 1996-2000 годы.

Приняли много хороших законов. К сожалению, о многих из этих норм можно говорить теперь только в прошедшем времени.

В частности, приняли закон о запрете приватизации учреждений образования.

Существовали нормы, что государство обязуется бесплатно обучать в ВУЗах 170 студентов на 10000 человек населения и, что более сильно, не сокращать количество учащихся (число учащихся достигало 195 на 10000 населения).

Согласно принятому ГосДумой в то время закону, закрыть школу в каком-либо селе можно только по согласию сельского схода. Правительство в то время вбрасывало в систему образования такие документы, как "Концепция ликвидации сельской школы", затем "концепция реструктуризации", которая  мало чем не отличалась от "концепции ликвидации". По закону, если сельский сход не согласится, то государство не может закрыть сельскую школу по своей инициативе.

Налоговые льготы для образования и науки: такие льготы существовали 250 лет, со времени основания Московского университета, и ни одна власть даже не пыталась их отменить. Такие попытки начались с началом "реформ". "Мы отстаивали эти льготы 10 лет. Но теперь они отменены".

Было установлено право ВУЗов распоряжаться заработанными деньгами. В условиях, когда реформаторское государство финансировало ВУЗы в определенно недостаточном объеме, ВУЗы стали учиться зарабатывать деньги сами. В основном, платные места в дополнение к бесплатным, подготовительные занятия, сдача помещений в аренду. Зарабатывать научились. МГУ имеет, вероятно, 50% бюджетных денег и 50% заработанных самостоятельно.

(Точную цифру узнать, наверное, непросто. "Самоуправление" МГУ - идея, может быть, правильная. Но оно построено по принципам ельцинской всеобщей суверенизации, что в частности означает закрытость финансовых данных, в том числе от работников МГУ.)

Некоторые ВУЗы зарабатывают 80% своего бюджета, без ущерба для бесплатных мест. Некоторые - 30%. Правительство решило это деньги у ВУЗов забирать, и перераспределять их среди ВУЗов через свои фонды. Но это право отстоять, в общем, удалось.

Очень обнадеживающим было заседание Госсовета в августе 2001 года, при участии президента, губернаторов, работников образования. Была принята "Концепция модернизации образования на период до 2010 года". Очень хороший, взвешенный документ.

Установили, что надо повышать заработную плату и социальный статус учителей, для этого были приняты количественные обязательства. Эта мера совершенно необходимая.

Планировалось поднять затраты на образование на уровень 4,5% от ВВП с имевшего место тогда показателя 3%. В советское время на образование тратилось 7% ВВП Установили, что инициативы по модернизации образования нельзя внедрять насильственным путем. По любой инициативе сначала провести эксперимент, затем обсуждение этого эксперимента с участием образовательного сообщества, а затем предлагать её к широкому применению.

Однако этот документ далее попал в правительство, которое его похоронило. (Можно по этому поводу добавить: новый президент оставил правительство таким же ультралиберальным, как и в ельцинские времена, и чего-либо другого от этого правительства ожидать было трудно.)

Реформаторские инициативы, которые правительство пыталось продавить в течение 10 лет, оно решило продавить сейчас, при новом раскладе сил в Думе.

В настоящее время в ГосДуме за любую инициативу правительства 300 человек голосуют, не задумываясь, не желая даже обсуждать.

В Думах предыдущих созывов в комитете по науке и образованию среди депутатов разных партий и фракций было согласие в вопросах полезности или неполезности тех или иных предложений применительно к профильным отраслям. Теперь за ликвидаторские инициативы правительства дружно голосуют 8 представителей комитета из"Единой России", а  их противники - в меньшинстве.

 

Говорили о льготах - ударили по образованию

Первый удар по образованию, как известно, был нанесен 3 августа этого года , принятием закона, известного как "закон об отмене льгот" (ФЗ 122, подписанный президентом 22 августа 2004 г.). Под шум разговоров о льготах внесены поправки в около 200 законов, в том числе в законы "Об образовании", "О высшем и послевузовском образовании".

Попытки перевести обсуждение поправок в публичную плоскость не имели успеха. Всё делалось тихо, без обсуждений, и как можно быстрее.

Думская оппозиция пыталась противодействовать. Некоторые положения удалось отстоять. Но сила была, конечно, на стороне партии либеральной власти. Здесь мы перечислим, какие поправки были приняты:

1. Все учреждения начального и среднего профессионального (ПТУ) образования переводятся на региональное финансирование.

Школы были уже переведены на региональное финансирование ранее. Регионы, однозначно, не справляются с финансированием школ.

2. Полностью отменена статья 40 закона Об образовании: "Государственные гарантии в области образования". В этой статье содержались

- нормы финансирования ВУЗов,

- налоговые льготы,

- запрет сокращения мест.

3. Полностью отменен закон 1998 года о моратории на приватизацию образования.

4. Отменен закон о государственной поддержке села, в котором содержались положения о поддержке сельских школ.

5. Отменена ст. 54 закона «Об образовании» о государственных гарантиях оплаты труда работников образования.

6. Отменено право студентов на бесплатный проезд от места жительства к месту учебы. 7. Статья 55 "компенсации за книгоиздательскую продукцию". Компенсации отменены для региональных учебных заведений, сохранены только для учебных заведений, финансируемых из федерального бюджета. (Число же таких, как можно понять, значительно сокращено. )

И многие другие поправки.

Аналогичные поправки приняты применительно к здравоохранению, сфере культуры и др.

При всем при этом, в настоящее время федеральный бюджет ломится от денег. Бюджет профицитный - по причине установившихся высоких мировых цен на нефть. В бюджете этого года планировалось превышение доходов над расходами в 480 млрд. рублей. Реально превышение составило 600 млрд. руб. В основном (только ок. 50 млрд. руб. потрачено на увеличение оборонного заказа), эти деньги вкладываются в т.н. Стабилизационный фонд. Из стабилизационного фонда эти деньги вкладываются в ценные бумаги иностранных государств, в т.ч. США. Таким образом, Россия финансирует экономики иностранных государств - причем под ставку 2% годовых, тогда как процент кредита Мирового банка для России составляет 5% годовых.

Министра финансов Кудрина при его выступлении в ГосДуме спрашивали, зачем это делается. Он говорил что-то туманное про надежность, стабильность. Но есть основания полагать, что он просто выполняет заказ иностранных финансовых кругов.

(Такое вложение денег Стабилизационного фонда критикуют не только представители КПРФ. В частности, Генеральный директор телекомпании ТВЦ Олег Попцов в телепередаче "25-й час. События. Время московское" ТВЦ, 17 декабря, назвал размещение денег стабилизационного фонда в иностранных ценных бумагах «бредом» и заявил, что государству следовало бы их вкладывать в строительство новых заводов, электростанций и др. Да, сказал он, может наступить кризис и потребуются деньги. Но заводы уже будут работать, электростанции будут давать ток. В крайнем случае, эти реальные объекты можно будет выгодно продать.)

На 2005 год профицит бюджета только планируется в размере 300 млрд. руб. (Эти средства тоже предназначены бюджетом для стабилизационного фонда. )

Были попытки думской оппозиции скомпенсировать отмену перечисленных норм бюджетом 2005 года. Оппозиционные депутаты в комитете по науке и образованию тоже предлагали использовать деньги стабилизационного фонда, на ряд статей финансовой поддержки образования. "Единая Россия" эти попытки заблокировала.

 

Второй удар по образованию.

Сейчас в стадии завершения находятся два документа: "О приоритетных направлениях развития системы образования" и "Концепция участия государства в управлении имущественными комплексами науки и образования".

Это абсолютно вредные законопроекты.

Вот что они означают:

"О приоритетных направлениях…":

1. ЕГЭ

Можно много говорить по поводу того, способствует ли ЕГЭ повышению объективности оценки знаний выпускников школ, ради чего он как бы и предлагается. Опыт показывает, что в общем не способствует. Однако главный смысл ЕГЭ - по его результатам решается вопрос, имеет ли выпускник школы право на бесплатное высшее образование или нет.

При этом ВУЗы определенно лишаются возможности отбирать из общего потока молодых людей наиболее склонных и стремящихся учиться именно в этом ВУЗе, на этой специальности, "своих студентов". Теряется возможность приема талантливых учеников из малообеспеченных семей, не уделявших достаточно внимания их обучению. Таким образом - прямой путь к элитарности высшего образования.

2. Всеобщий обязательный переход на двухуровневую систему высшего образования. Как бы в соответствии с подписанной Болонской конвенцией. В соответствии с этим, будут выпускники бакалавры и магистры, не будет дипломированных специалистов.

Болонская конвенция как бы дает международное признание дипломов российских ВУЗов. При этом, российским ВУЗам давно уже разрешили вводить у себя двухуровневое образование. Экономический факультет МГУ, например, принял двухуровневую систему. А на Механико-Математическом факультете ученый совет решил эту систему не принимать, готовить дипломированных специалистов. Тем не менее, выпускники МехМата не испытывают каких-либо проблем с признанием своих дипломов за рубежом.

В то же время для ряда специальностей бакалаврская степень будет соответствовать уровню квалифицированного лаборанта. А вот вторую ступень, магистрскую, могут сделать (и, очевидно, будут очень настойчиво делать) платной, потому что это как бы второе высшее образование.

3. Официально установить платность среднего образования.

У нас и сейчас образование бесплатное только условно. За многие расходы платят родители. Но правительство намерено пойти дальше.

Вот что собираются сделать: Сократить учебную нагрузку на школьников на 25%. - Казалось бы, неплохо, все говорят, что школьная программа перегружена? Но при этом, собираются обязать школьников получать "дополнительное образование". А "дополнительное образование" будет компенсироваться государственным бюджетом только для "малообеспеченных семей".

4. Специализация среднего образования.

Собираются вообще отменить все классы общей направленности в старших классах школы. Школьники ещё в середине школьного курса, до получения в полном объеме общеобразовательных знаний, должны будут выбрать себе специализацию.

Это не говоря уж о том, что специализированное образование требует специализированных преподавательских кадров, подготовка которых потребует больших затрат.

(Руководители Министерства науки и образования объясняют необходимость специализации среднего образования недовольством "работодателей" тем, что выпускники школ недостаточно подготовлены к выполнению определенной работы. Таким образом, Министерство намеревается вновь интересы граждан принести в жертву интересам социально-близких "работодателей".)

Второй из указанных документов:

Планируется изменить организационно-правовую форму учреждений образования - из государственных учреждений сделать государственные (муниципальные) автономные некоммерческие организации (ГАНО/МАНО).

Смысл этого преобразования в том, что пока ещё осталась статья 39 закона Об образовании: запрет приватизации образовательных учреждений.

Отмененный закон запрещал не только приватизацию, но и изменение статуса. Теперь статус можно изменять, а это прямой путь к приватизации.

Парламентские слушания показали, что планы приватизации образования в правительстве есть. Заместитель министра Свинаренко на вопрос об этих планах ответил: "Обсуждение приватизации образования пока преждевременно". Мы прекрасно понимаем эти хитрые фразы. "Пока" - это сколько? Пройдет полгода, и уже не будет преждевременно?

Можно предполагать намерения оставить ок. 50 государственных ВУЗов, а остальные -приватизировать.

Кроме того, все образовательные права прописаны в ещё оставшихся законах, в том числе в конституции, применительно к образовательным учреждениям. Если поменять статус, то исчезнут и все эти права.

Правительство утверждает, что это делается как бы для того, чтобы дать ВУЗам больше свободы. Но зачем было тогда на протяжении 10 лет у государственных образовательных учреждений права и свободы отбирать?

Правительство уже пыталось проводить реформу образования, приватизацию образования, в 1998 году. Тогда в ответ на это были мощные демонстрации протеста, и власть отступила. Сейчас сопротивление образовательного и научного сообщества слабее. В частности, потому, что власть всё делает втихаря.

 

Вопрос: Кому всё это выгодно?

И.М.: Например, западным странам выгодно, чтобы Россия никогда не возродилась.

 

Вопрос: Каким видится будущее фундаментальных наук?

И.М.: Государство пока не отказывается от финансирования фундаментальных наук. Но ничего не делается для привлечения молодежи в науку. Должны быть решены три задачи: оплата научного труда, предоставление жилья для молодых научных работников и приобретение современного научного оборудования. Эти задачи, в общем, не продвигаются.

Программа строительства жилья для молодых ученых принята под давлением прежнего состава ГосДумы, но слабо выполняется (есть примеры реализации где-то в Иркутске, при поддержке Сибирского отделения РАН).

 

Вопрос: Как Вы оцениваете акции НБП под лозунгом защиты образования?

И.М.: Это те, которые вчера захватили приемную президентской администрации? А до этого они ещё захватывали министерство образования и науки. Положительно оцениваем.

Если власть понимает только силу, то, к сожалению, с ней можно разговаривать только таким языком.

Что, например, делать, если Верховный суд отказался признать (16.12.04) очевидную и документально доказанную фальсификацию выборов?

Мы с этими людьми (из радикальных молодежных организаций) сотрудничаем, они участвуют в наших акциях. 4 октября, 7 ноября - выступали на наших митингах.

 

Вопрос: Для чего Вы нас здесь собрали? Может быть, подскажете, что мы можем сделать.

И.М.: Провести эту встречу меня пригласило руководство МГУ. Я считаю, что у граждан есть фундаментальное право на получение информации. А дальше каждый может сам решать, что с этой информацией делать.

Но очень хотелось бы надеяться, что сообщенная здесь информация вызовет некоторые действия.

Если бы 20 октября на Горбатый мост вышли не 5 тысяч человек, а 150-200 тысяч, то заседание правительства в четверг 21 октября не состоялось бы. Не так трудно собрать в Москве 150 тысяч человек. Но многие граждане, наверное, о готовящейся акции не знали.

Таким образом, одна из настоятельных задач - распространять информацию.