Православная Церковь Божией Матери Державная

 

 

Союз коммунистов и обмирщенной церкви:
рождается новое христианство?

 

"Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые" (Матф.7:13-17).

 

  1. Обзор материалов православной прессы. Опубл. газ. "Новая Сибирь", 17.12.1999; на сайте "Русская линия".

  2. Александр Архангельский, статья "У христианства в целом и у Русской православной церкви в частности..." Опубл. "Известия", 20.03.2000; на сайте "Русская линия".

  3. Владимир Покровский, статья "Православный Зюганов". Опубл. газ. "Завтра", N11 от 14.03.2000; на сайте "Русская линия", март 2000.

  4. Анастасия и Сергей Дадыко (ведущие телеканала "РТР", "Вести", 21.01.1999, 19:00).

  5. Валерий Волков, статья "Исповедь... разведчику". Опубл. "АиФ", М., 18.10.2000; на сайте "Русская линия".

  6. Алексей Макаркин, статья "Выше знамя диалектического материализма! Лидеры КПРФ разошлись в вопросе об отношении к Церкви". Опубл. газ. "Сегодня", 17.11.2000; на сайте "Русская линия".

  7. Сергей Филатов, статья "Православие в контексте посткоммунизма. "Государственная церковь" и свобода совести". Опубл. "Век ХХ и мир", N1, 1992; на сайте "Русский Журнал", 1998.

  8. Денис Драгунский, статья "Бог, страх и свобода". Опубл. "Век ХХ и мир", N1, 1991; на сайте "Русский Журнал", 1998.

  9. Сергей Ждакаев, статья "Заведующую тульской культурой запрещено пускать в церковь". Опубл. газ. "Известия", 28 июля 1999; на сайте "Русская линия", июль 1999.

  10. Сергей Бычков, статья "Подарок от солнцевской братвы...". Опубл. газ. "Московский комсомолец", 10.12.1999; на сайте "Русская линия".

  11. Маргарита Терская, статья "В итоге обнаружилось...". Опубл. газ. "Московский комсомолец", 06.12.1999; на сайте "Русская линия", декабрь 2000.

 

http://www.rusk.ru/Press/Sv/99/12/ns7.htmОбзор материалов православной прессы. Опубл. газ. "Новая Сибирь", 17.12.1999; на сайте "Русская линия".

"День памяти святого благоверного князя Александра Невского праздновался 6 декабря. Новосибирский собор, носящий имя святого князя Александра, отмечает к тому же свой столетний юбилей. Но помимо 100-летнего юбилея у собора в этом году еще одна знаменательная дата — 10 лет тому назад, после 52-летнего заточения, храм был возвращен в лоно православной церкви. Многие новосибирцы помнят те события, когда горожане выступили в защиту собора, требуя вернуть его церкви. Коммунистические же органы власти всячески стремились этого не допустить. Несмотря на сопротивление властей, в 1989 году храм церкви вернули, и через два года он был освящен святейшим патриархом Алексием.

С тех пор прошло десять лет. Многие из тех, кто во время событий десятилетней давности стоял по другую сторону баррикад, лихорадочно ищут дружбы с православной церковью. От лица церкви вещают те, кто совсем недавно фанатично вдалбливал в молодые умы марксистско-ленинский бред (выдел. св-к И.). Коммунистические лидеры, неожиданно объявившие себя патриотами, заговорили о православии как о неотъемлемой части менталитета русского народа, а в православных патриотических изданиях муссируется идея "православного сталинизма".

(В этих же изданиях новые религиозные движения, независимые от влияния недавних парторгов и комсоргов, ныне выступающих под "традиционно-православной" личиной, — всячески очерняются: в общественном сознании формируется новый образ "врагов народа". На наших глазах втечение нескольких лет угасший было дух коммунистической пропаганды, воспряв на церковных харчах, обрел новое дыхание и даже некоторую перспективу... — св-к И.)

В выступлениях коммунистов все чаще Моральный кодекс строителя коммунизма сравнивается с библейскими заповедями, а евангельские слова Христа: "Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные" — кое-кто интерпретирует с лозунгом "Пролетарии всех стран, соединяйтесь". В предвыборной гонке по всей стране идет массовое превращение Савлов в Павлов.

Устоит ли церковь от соблазна войти в контакт с бывшими и нынешними коммунистами? С представителями исчезнувшей по Промыслу Божьему власти, которая всегда называлась сатанинской и богоборческой? Чтобы определиться в этом вопросе, не обязательно вспоминать события семидесятилетнего поругания страны и православия, достаточно вспомнить позицию коммунистов десять лет назад в Новосибирске во время дебатов о возвращении собора святого Александра Невского законным хозяевам".

 

*   *   *

 

Александр Архангельский, статья "У христианства в целом и у Русской православной церкви в частности..."  Опубл. "Известия", 20.03.2000; на сайте "Русская линия". http://www.rusk.ru:8101/Press/Sv/00/3/i11.htm (в настоящее время ссылка не работает).

"У христианства в целом и у Русской православной церкви в частности наконец-то появился отечески заботливый и при этом вполне земной покровитель.
На протяжении двух последних недель Геннадий Андреевич Зюганов сделал несколько важных заявлений (последнее по времени — в чистую пятницу), смысл которых сводится к следующему: христианство и коммунизм близнецы-братья, КПРФ и РПЦ близнецы-сестры, и еще неизвестно, кто матери-истории более ценен. Кажется, все знакомо: коммунисты давно уже оприходовали религиозную тему, превратили ее в "колесико и винтик" партийного механизма. Но, судя по всему, готовы влить в мехи ветхие вполне свежее, хотя и недобродившее вино.

Сначала Зюганов выступил на "Эхе Москвы". Для порядка назвав ленинское антиклерикальное беснование "ошибкой", тут же уточнил: товарищ Сталин эту ошибку исправил, после войны вернул из заключения всех священников. Бесполезно спорить с дядюшкой Зю, приводить поименные списки сгнивших в лагерях заживо и оставшихся в них после сталинской милости, обсуждать всерьез, чем социальное покаяние в преступлениях против церкви отличается от очередной смены партийной линии. Геннадий Андреевич прекрасно понимает, зачем вождю народов понадобилось замирение с ненавистными церковниками. Обладая поистине императорскими полномочиями, но не имея политической возможности сакрализовать свою власть, Иосиф Виссарионович восстановил патриаршество, дабы золотые блики куполов легли на его царственное чело, проявили в нем монаршие черты.

Это вековая мечта самозванца, похожая на неизбывное стремление теневика: один мечтает легализовать свои капиталы, другой тоскует по легитимности. Именно в таком качестве использовало православную церковь и зюгановское несвятое воинство; в конце 1980-х и самом начале 1990-х коммунисты могли восстановить утраченное доверие, лишь присосавшись к идеям, по определению некоммунистическим. Теперь задача полностью решена; нужно двигаться дальше. Зюганов — движется.

Священный синод (о чем "Известия" подробно писали) обнародовал свое сверхосторожное и потому двусмысленное заявление касательно антихристовой символики штрихкодов на документах при получении индивидуальных налоговых номеров и электронных карточек учета социальной и медицинской помощи. Политическое чутье коммунистов не уступает их мистической чуткости: лидер фракции тут же отправился на встречу с патриархом, после которой заметил: "Введение таких карточек может привести к тотальному контролю власти над частной и общественной жизнью человека... Мы будем добиваться на государственном уровне разрешения этой острой и болезненной проблемы".

Материализм, известное дело, что дышло — то нужды момента диктуют издание журнала "Безбожник", то, напротив, борьбу с происками Антихриста. Отчего бы коммунистам и не поискать число зверя в штрихкодах, если они при том же товарище Сталине в поисках вражеских шифров газеты на просвет разглядывали? Опыт большой, грех не использовать.

Но, боюсь, все гораздо печальнее, чем кажется. Новый виток церковной политики марксистов-зюганистов слишком похож на виток змия вокруг древа познания; они уже не тянут слабеющие руки к сильному соседу, не опираются на него, пытаясь устоять на подгибающихся ногах. КПРФ теперь сама подставляет плечо политически ослабевшему противнику, который мучительно ищет утраченную точку государственной опоры. Зачем? Очевидно, чтобы через посредство прирученного священства глубже простирать свое влияние на полузапуганное общество, вторгаться в подсознание, гнездиться в нем. Вспомним хотя бы знаменитую фреску Синьорелли из цикла "Страшный суд" (создавалась она ровно 500 лет назад): за спиной лжехриста стоит дьявол, который управляет его руками и нашептывает ему на ухо свои скользкие поучения. До Антихриста тов. Зюганову, слава Тебе, Господи, далековато, но кое-что общее есть: никакого штрихкода не нужно, вот оно, прямое вторжение мелких бесов в место свято.

А чтобы окончательно адаптироваться в церковных пределах, прописаться в сакральном пространстве, Геннадий Андреевич использовал старую благоглупость: на днях он всерьез назвал Господа нашего Иисуса Христа первым коммунистом, а насчет Нагорной проповеди заметил: "По существу нет никакой разницы между нею и моральным кодексом строителя коммунизма" (?!.. — св-к И.). Повторяю, все это в принципе давным-давно знакомо и не раз опробовано; помнится, Михаил Сергеевич Горбачев, едва покинув пост генсека и президента, отправился в Палестину и, побывав у Гроба Господня, поделился с журналистами жизненно важным умозаключением: вот, дескать, последний социалист побывал у первого социалиста. Но в том и дело, что в этом случае к Горбачеву можно было предъявлять какие угодно претензии (от конфессиональных до вкусовых); одного нельзя было сказать: что в эту пошлость он вкладывает какой-то особый политический подтекст.

Товарищ Зюганов такой подтекст вкладывает. Впрочем, к нему лично тоже вопросов нет и быть не может. Какую партию он возглавляет — такую политику и ведет. Зато есть вопросы к тем, кто дозволяет богохульникам выступать защитниками церкви и чуть ли не от ее имени, вместо того чтобы произнести единственно возможное в такой ситуации: изыди!"

 

*   *   *

 

http://www.rusk.ru/Press/Sv/00/3/s8.htmВладимир Покровский, статья "Православный Зюганов". Опубл. газ. "Завтра", N11 от 14.03.2000; на сайте "Русская линия", март 2000.

"Каждый год на Рождество и на Пасху в соборе, где Патриарх совершает праздничное богослужение, можно наблюдать одну и ту же картину: первые лица государства в сопровождении увешанных бриллиантами супруг мучительно пытаются удержать в вертикальном положении горящие свечи. Лица напряжены. На лбах выступает мелкий бисер трудового пота… Острый на язык народ окрестил их за такую "набожность" "ходячими подсвечниками".

Кто не помнит венчания Владимира Вольфовича Жириновского cо своей же собственной супругой, превращенного "женихом" в красочное шоу, или визит "главного подсвечника" на Святую Землю? Сколько раз мелькнули на телеэкранах великие зодчие-храмотворцы: Лужков и Черномырдин (Барма и Постник нашего времени)?

Надолго в памяти народной останется и как бы случайное посещение Рождественского богослужения нынешним и.о. в окружении сосредоточенных "богомольцев" в темных костюмах, перед объективами бесчисленных телекамер, невесть откуда взявшихся в скромном храме на Воробьевых горах …

Русский народ любит свою Церковь, доверяет ее иерархам, чтит ее святыни. Неудивительно, что ушлые политики норовят использовать этот капитал любви и доверия в предвыборных целях. Геннадий Андреевич Зюганов — наверное, единственный, кто этого не делает…

Среди недавно возвращенных Церкви храмов, наряду с обласканными мэрией и богатыми спонсорами "счастливчиками", есть и такие, чье восстановление и благоукрашение ложится целиком на плечи батюшки и прихода. Нет там бьющей в глаза роскоши — лишь самое необходимое. Скромная утварь, намоленные домашние иконы, всюду живые цветы. В такой апостольской простоте и молиться как-то легче.

 

Разговорившись с прихожанами одного из таких храмов, я узнал, что здесь часто бывает Зюганов: "У Геннадия Андреевича вся семья — верующие православные люди, наши постоянные прихожане. И супруга Надежда, и дочь, и зять. Внука по воскресеньям причащают. Они здесь с первого дня… Вы к батюшке подойдите — он вам лучше расскажет…"

Оказалось, что отец-настоятель Зюганова знает давно: "Я тогда в другом храме рядовым священником служил. К нам постоянно ходила одна семья с Орловской области. Они в Москве давно осели, но орловцы — люди особой породы. Не знаю, в чем тут дело, но орловского уроженца всегда отличить можно… С Зюгановыми они давно семьями дружили. Они-то и привели их в церковь. Говорят, душа человеческая от рождения — христианка. Душа русского человека — тем более. А Зюгановы — типичные русаки. Добрые, открытые, приветливые, доверчивые.

Сначала к нам мать с дочкой ходила… Для Геннадия Андреевича пойти в церковь — это серьезный шаг был. Больше года он готовился, прежде чем решился принять Святое Крещение. Решено было Таинство совершить на дому. Трехпогружательно, полным чином. И вот что интересно: не хотел Геннадий Андреевич огласки, видя, как нынешние "политики" самое настоящее, самое святое, что в жизни есть, как рекламный трюк используют. (Как известно, Ленин и Сталин тоже были крещены... — св-к И.)

А люди все равно выведали, и уже на следующий день вся Орловщина знала о том, что Зюганов крестился. Мне рассказывали, что там даже по местному радио об этом сообщили, как о главной новости.
Вообще, православные люди в большинстве своем за Зюганова голосуют.  (?!!.. Ложь. — св-к И.) Вот сейчас политиков любят сравнивать — кто чем хорош. Все что-то обещают.

А мне кажется, что есть только один верный критерий — станешь ли ты защищать общественную нравственность, остановишь ли поток мерзости, льющейся с экрана, уберешь ли всю эту скабрезную рекламу.
Многие из нынешних претендентов уже сейчас власть имеют достаточную, чтобы что-то сделать или хотя бы заявить свою позицию по этому вопросу. Но никто ничего не делает. А Геннадий Андреевич сколько за это бьется, да и сам он — человек высоконравственный. Люди это чувствуют, и сколько бы власть против него ни ополчалась, идут на выборы и голосуют за своего…

На этот приход меня недавно перевели. Все здесь приходится с нуля начинать, и Геннадий Андреевич у нас — главный жертвователь и первый помощник. Нефтяной трубы у него, конечно же, нет, но как только он какую-нибудь свою книжку издаст — наш приход это сразу чувствует. (!.. — св-к И.)

Здесь его дочь венчалась, здесь его внука крестили…" …Батюшка рассказывал, а я ловил себя на мысли, что какой-то совсем не парадный портрет у него получается. (?.. — св-к И.)

…А в конце разговора батюшка, немного смутившись, попросил: "Я бы не хотел, чтобы вы наш храм "рассекречивали". Хотя никакого секрета тут нет, конечно — о том, что семья Геннадия Андреевича — наши прихожане, многие в Москве знают. Вы не подумайте, я не за себя боюсь. Обидно будет, если на другой приход переведут — мы здесь только-только нормальную церковную жизнь наладили, люди к нам потянулись... Мы ведь от нынешней власти ничего хорошего не ждем. Одна надежда — на Геннадия Андреевича"..." (?!!.. — св-к И.)

 

*   *   *

 

http://www.rusk.ru/Press/Sv/00/1/vps1.htmАнастасия и Сергей Дадыко (ведущие телеканала "РТР", "Вести", 21.01.1999, 19:00): "Лидер КПРФ Геннадий Зюганов (заявил — св-к И.), что Ленин похоронен в соответствии с православными обычаями". Опубл. "ВПС. Мониторинг телерадиоэфира: Политика", 22.01.2000; на сайте "Русская линия".

"Ведущий: К литературному, то есть творческому, образцу можно отнести и некоторые сегодняшние высказывания лидера КПРФ Геннадия Зюганова. Он заявил, в частности, что тело автора "Материализма и эмпириокритицизма" Владимира Ленина похоронено в соответствии с православными традициями.

Геннадий Зюганов: Ленин похоронен нашими отцами и дедами в соответствии с российской и русской исторической традицией. Святые угодники хоронились в пещерах, монастырях. Я сам ездил и в Киево— Печерскую лавру, и в Псковский монастырь и видел, как захоронены те, кому отдавали почести очень многие наши граждане. Это решение принималось не единолично, а принималось на съезде всей страны, на съезде народных депутатов".
(Запись: О.Князев. Транскрипт: Н.Архипова)

 

*   *   *

 

http://www.rusk.ru/Press/Sv/00/10/aif1.htmВалерий Волков, статья "Исповедь... разведчику". Опубл. "АиФ", М., 18.10.2000; на сайте "Русская линия".

"Рыцари плаща и кинжала могут рядиться в разное. Ряса и диктофон бывают атрибутами разведчиков, работающих во благо Церкви. Не упоминая всуе Божье имя, вспомним, что Русская православная церковь — крупная социально-финансовая структура. В ее распоряжении находятся колоссальные людские ресурсы и денежные средства, недвижимость, включая заграничную... Она контролирует банки, влияет на политику СМИ, тесно контактирует с первыми лицами страны. Более того, они сами идут на контакт. Крещеные должны исповедоваться.

...Какие-то слова были, наверное, подобраны и православной верующей семье Зюганова: его жена, дочь, зять, внук — все крещеные. Нашелся ключик и к бывшему начальнику "Росвооружения" Ананьеву — крестил и венчал его все тот же владыка Кирилл... Есть у него связи на ОРТ, напрямую с хозяином. И кое-что из области слухов: именно этот митрополит, говорят, добился от Черномырдина разрешения для Церкви на беспошлинный ввоз сигарет.

Владыка Кирилл (Гундяев) — человек заметный. И охрана у него солиднее, чем у самого патриарха. Могучие молодые люди, "послушники", отобранные в семинариях, берегут покой и жизнь митрополита. Так и положено крупному бизнесмену: владыка Кирилл возглавляет Отдел внешних церковных сношений (ОВЦС) Московской патриархии. Эта служба занимается торговлей, широкой финансовой, экономической и миссионерской деятельностью, и опора ОВЦС — банк "Пересвет". Точно так же, как любая из подобных светских организаций, ОВЦС не может прожить без информации. Для ее сбора и существует нечто вроде "церковной разведки" — утверждает полковник запаса Роберт Быков. "В самом отделе около 50-60 человек, а вот внештатных сотрудников громадное количество, — говорит Роберт Игнатьевич. — Конечно, деятельность по сбору и анализу информации не выставляется напоказ.

Любая серьезная структура скрывает подобного рода исследования. Но одно имя оказалось на слуху — Феофан Ашурков (на его возведении в сан епископа владыка Кирилл настоял недавно, на последнем заседании Синода). Ашурков — очень способный ученик митрополита и, пожалуй, самый скандально известный монах. В советское время он был заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений. Работал во многих странах, как в обычной разведке, "под прикрытием". О нем говорили, что "крест, магнитофон и рация всегда занимали у него свои места под рясой во время благочестивых бесед". Это, конечно, не единственный случай. Просто о таком не принято говорить широко — и священнослужителя нельзя выслать как персону нон грата".

Священнослужитель сам по себе является сборщиком громадного количества информации. К нему приходят поговорить по душам очень разные люди: политики, чиновники, деятели искусства. Да, сказано: священник — это ухо, чтобы слушать, и руки, чтобы благословлять. Но человек-то ведь живой и, даже не нарушая тайны исповеди, выводы делать может. И делиться ими с другими высокопоставленными священнослужителями. Таким образом "добытая" информация становится собственностью, объектом исследования Церкви. В результате церковная "разведка" имеет четкую, точную характеристику положения дел в стране и, конечно, в столичном регионе.

Дефолт 1998 года практически не принес вреда клерикальным банкам. О кризисе было известно заранее. Оповещены были иерархи и об отставке Черномырдина — за две недели до того, как это произошло. "А о снятии с поста секретаря Совбеза генерала Лебедя знакомые священники шепнули мне за 2 месяца, — говорит Роберт Быков. — Я ему сразу позвонил, а он меня послал..."

За людьми и событиями следит во владениях владыки Кирилла компьютерная база, которая ничем не уступает той, что создал в свое время Коржаков. Заведует этой информационной системой доктор экономических наук иеромонах Филипп, руководитель аналитического отдела ММВБ с 1997 года. По словам иеромонаха Филиппа, "для духовенства абсолютно запрещенными являются лишь два занятия: ростовщичество — дача денег в рост — и содержание корчмы". Все остальное, значит, можно".

 

*   *   *

 

http://www.rusk.ru/Press/Sv/00/11/sg11.htmАлексей Макаркин, статья "Выше знамя диалектического материализма! Лидеры КПРФ разошлись в вопросе об отношении к Церкви". Опубл. газ. "Сегодня", 17.11.2000; на сайте "Русская линия".

"В начале декабря коммунисты соберутся на свой VII съезд. Но уже загодя, как и положено, президиум ЦК КПРФ утвердил предсъездовские тезисы. Если раньше это был формальный, "протокольный" документ, то на сей раз вокруг тезисов развернулась жаркая внутрипартийная дискуссия. КПРФ, по сути, раскололась по религиозному вопросу: "меньшевики" настаивают на том, чтобы партия извинилась за репрессии в отношении религиозных конфессий, чинимые долгие годы КПСС; "большевики", напротив, за ужесточение позиции в отношении не только религии, но и всех проявлений "идеализма" (всего того, что противоречит диалектическому материализму) вообще.

В последние годы коммунисты много говорили о своей терпимости к чужому мнению и об атеизме упоминали крайне редко. В 1996 году в поддержку Зюганова высказалась группа священников, а в партийных документах ссылки на наследие покойного петербургского митрополита Иоанна можно встретить едва ли не чаще, чем цитаты из поднадоевших "классиков". Однако нынешний партактив состоит в значительной степени из бывших сотрудников идеологических подразделений КПСС, марксистско-ленинских философов, научных коммунистов и т.д. Именно их усилиями в предсъездовские тезисы была внесена следующая зубодробительная формулировка: "Теоретическая деятельность партии должна быть направлена как на преодоление догматизма, так и на аргументированный отпор попыткам отказаться от материалистического понимания и диалектики, терпимости, а то и прямому потаканию идеализму". Идеализму — это значит и религии. Что касается догматизма, то это слово заимствовано из штудий брежневских времен и призвано лишь немного смягчить направление "главного удара". Недаром главным разработчиком тезисов был секретарь ЦК КПРФ Александр Кравец, бывший доцент марксистско-ленинской философии.

Как пояснил в интервью "Сегодня" сам Александр Кравец, "в основе коммунистического движения лежит научная теория. Главное в марксизме — это диалектический, причем материалистический метод познания явлений". Впрочем, Кравец не отрицает, что членами партии могут быть и верующие люди. Однако такие мысли допускал незадолго до 1917 года и Ленин, дабы расширить ряды "большевиков". Вскоре после октября 17-го послабления для верующих отменили.

Напор догматиков вынуждает умеренное крыло КПРФ к ответным действиям. Наибольшую активность проявляет глава думского комитета по связям с общественными организациями и религиозными объединениями Виктор Зоркальцев, отстаивающий необходимость сближения КПРФ и традиционных религиозных конфессий (не только православия, но и ислама, буддизма и даже иудаизма). Зоркальцев, вспомнив про православных греческих коммунистов и сотрудничающего с католиками Фиделя Кастро, предлагает не сворачивать, а, напротив, усилить диалог с верующими, более активно отмежеваться от большевистских репрессий против духовенства. Но партактив не склонен к каким-либо "акциям покаяния". Потому что незачем. Ведь хотя считается, что треть избирателей КПРФ составляют православные, это очень условно. (Выдел. св-к И.)

Большинство таких "православных", по данным социологов, в церкви бывают не чаще раза в год, а значительная часть вообще признает, что в Бога не верит (а православными считают себя потому, что это "русская вера"). Так что для них что диамат, что Евангелие — все едино. Что же касается епископата, то он Зюганову не помощник — церковная иерархия поддерживает действующую власть.

Единственное, на что согласны догматики, это в очередной раз свалить ответственность за "перегибы" в ходе репрессий на зловредных троцкистов. Хотя секретное письмо с требованием жестоких репрессий в отношении духовенства подписал, между прочим, не Троцкий, а Ленин. Когда в 1937-1938 гг. были расстреляны или отправлены в лагеря почти все православные епископы (на свободе осталось только четыре иерарха), то одновременно те же сотрудники НКВД убивали и троцкистов. Запрещали свободное издание "идеалистической" богословской литературы вплоть до конца 80-х годов тоже не какие-то троцкисты, а вполне определенные "цековцы" и обкомовцы, многие из которых осели сейчас в КПРФ.

Александр Кравец в интервью "Сегодня" рассказал, что в начале своей политической деятельности находил, приходя домой после митингов, в карманах своего пальто записки, в которых были молитвы "во спасение раба Божьего Александра". Но это не мешает ему, как и другим "твердокаменным" коммунистам, не просто оставаться адептом "единственно верного учения", но и декларировать борьбу со всем, что ему противоречит".

 

*   *   *

 

http://www.russ.ru/antolog/vek/1992/01/filat.htmСергей Филатов, статья "Православие в контексте посткоммунизма. "Государственная церковь" и свобода совести". Опубл. "Век ХХ и мир", N1, 1992; на сайте "Русский Журнал", 1998.

"Церковь как объект ожиданий

С осени 1991 года на общественное мнение страны обрушилась лавина разоблачений представителей епископата Московской патриархии. Главное в них — тесное многолетнее сотрудничество с КГБ подавляющего большинства иерархов, финансовые злоупотребления и даже, мягко выражаясь, сомнительное моральное поведение некоторых епископов. Для любого другого социального института, как показали прошедшие годы, такие разоблачения означали бы как минимум полную перетряску руководства. Ничего подобного в РПЦ не происходит. И дело не только в монолитности организационного устройства церкви. И даже не в традиционных для России социальных инстинктах, при которых и государство, и общество мирятся с моральным и духовным разложением института, от которого, казалось бы, в первую очередь как раз и следовало бы требовать мужества, интеллектуального и морального превосходства. Почему же так происходит?

Рубеж восьмидесятых и девяностых годов стал временем, когда крушение прежней советской идеологии совпало с бурным возрождением религиозности. Прощание с советским прошлым сопровождалось публичными православными службами, возвращением русской религиозной философии, массовым открытием храмов и монастырей, слухами о возможном скором визите в Москву папы и, наконец, избранием нового, сравнительно молодого и энергичного патриарха, пришедшего на смену "трусливому коллаборационисту" Пимену. Опросы показывали беспрецедентный рост религиозности: в Москве, например, за три года она выросла в три раза.

Христианству, православию оказались подвержены представители всех политических лагерей: и коммунисты, и антикоммунисты, и националисты, и западники, и либералы, и консерваторы. И мне кажется, не следует думать, что обращение И.Полозкова и В.Павлова к Библии, появление их в обществе иерархов, равно как и аналогичные действия Б.Ельцина и С.Станкевича, были только политической игрой. Мировоззренческий кризис затронул все сегменты идеологического спектра, православие оказалось естественным заполнителем идейного вакуума для всех.

Конечно, многие люди, получившие в последние три года реальную возможность соприкоснуться с Церковью, были и до этого потенциальными верующими, и никаких других причин их обращения нет. Но большая часть верующих, а тем более неверующие, приветствуют возвращение Церкви, исходя из соображений идеологических, политических и культурных. Каковы же эти причины?

Многие воспринимают сейчас Церковь как естественную национальную идеологическую почву, от которой народ был искусственно оторван. Церковь для этих людей — хранитель идейной и культурной преемственности, национальной традиции. Вернув Церковь, мы вновь станем "нормальными русскими" (так, например, вернув ислам, станем "нормальными казахами"). Другой не менее важный побудительный мотив — пример Запада. В странах Европы и Америки Церковь — носитель высших моральных и культурных ценностей, гарант демократии и правового порядка. Интеллигенция, с надеждой обращающаяся к Церкви, представляет ее по аналогии с церквами Польши и Чехословакии, где католические иерархи во главе с кардиналами Вышинским, Глемпом и Томашеком были важнейшей моральной и идейной (а часто и политической) опорой в противостоянии тоталитаризму. Возвращение широкому читателю книг религиозного неоренессанса начала века — В.Соловьева, Н.Бердяева, С.Франка, С.Булгакова, Г.Федотова, П.Новгородцева — демонстрирует жизненность и актуальность русской православной религиозной мысли. У этих авторов христианская идея неразрывно связана с правами человека, свободолюбием, идеалами терпимости и права.

Сами эти побудительные мотивы не отрефлексированы, за исключением сравнительно редких крайних проявлений: и почвенническое, и западническое отношение к Церкви в сознании большинства людей сливаются на фоне глобальной идейной растерянности в одну надежду — в надежду на приобретение обществом и ими лично моральных и жизненных ориентиров. Несмотря на отражение даже в анекдотах представления о связях советского духовенства с властью и его коррумпированности люди видят в нем как бы иностранцев-миссионеров, находившихся вне порочной системы. Миссионеров, способных благодаря духовному, моральному и культурному превосходству представляемого ими института стать во главе возрождения страны.

Церковь как государственный институт

Прошедшие три года показали тщетность этих надежд. И если разобраться в том, что представляла собой Московская патриархия к началу перестройки, станет очевидным, что упования на ее спасительную роль не имели серьезных оснований.

Следует напомнить, что социально-политическая позиция Русской православной церкви (РПЦ), как она сложилась в годы послевоенной сталинской империи, в основе своей предполагала "патриотическое служение", то есть поддержку московской авторитарной власти в ее противостоянии внутренней "смуте" и "разлагающему западному влиянию". Уничтожение культурной элиты Церкви, резкое понижение ее гражданского и образовательного уровня привели к пробуждению и доминированию самых архаичных идеологем. Сведение миссии Церкви исключительно к богослужению способствовало этому процессу.

Немаловажным фактором, усиливавшим моральную деградацию духовенства, стала нелегализованная система финансовых отношений в Церкви. В России и до революции священство жило за счет треб, что сильно способствовало падению его авторитета. Перед Собором 1917-1918 годов изменение источников финансирования духовенства было одним из наиболее актуальных вопросов, ждавших своего решения. В тяжелые годы репрессий оплата треб, обычно нигде не фиксируемая, стала, быть может, единственным способом материального сохранения духовенства, и, как говорится, "не было бы счастья, да несчастье помогло".

Но уже в брежневскую пору доход с треб вне всякого сомнения начинает приобретать сомнительную с моральной точки зрения окраску. Священник, видящий основной смысл в выколачивании денег с крещений, отпеваний, панихид, естественно, теряет понимание своей высокой миссии в мире. К этому нужно добавить материальные взаимоотношения внутри приходов. Масса ограничений, высокие налоги вынуждали духовенство создавать "черные кассы" для финансирования ремонтов и других хозяйственных работ. Однако в результате этого духовенство привыкало путать свой карман с церковным. В итоге сложившейся ситуации уже трудно отличать, где необходимость, где дурная традиция, где неэтичное поведение, а где поборы и откровенное воровство.

После полного развала церковной организации в двадцатых — начале сороковых годов формируется новая система управления. На смену внутрицерковной демократии Поместного собора 1917-1918 годов приходит система, аналогичная "демократическому централизму" в КПСС. Патриарх (генсек) председательствует в Синоде (Политбюро). Синод назначает и перемещает епископов, епископы — священников; миряне не играют никакой активной роли в этой бюрократической структуре. Кроме того, как в последние годы признавали вполне компетентные свидетели из числа сотрудников Совета по делам религий и КГБ, все епископы и другие высшие члены РПЦ проходили утверждение в КГБ и идеологических органах КПСС. Таким образом, авторитаризм внутренний и авторитаризм внешний логично взаимодополнялись.

К началу перестройки сознание духовенства за сорок лет такой практики было основательно развращено, требоисполнительство фактически стало единственным служением, которое к тому же обеспечивало (по крайней мере, в городах) безбедную жизнь. В ситуации невежества, религиозного в том числе, и отсутствия нравственной проповеди священник становился кем-то вроде древнеримского авгура, совершающего магические действия. Конечно, не стоит забывать, что и в этих условиях были глубоко верующие, интеллигентные пастыри, исполнявшие свой христианский долг, игнорировавшие запреты. Но они составляли незначительное меньшинство.

Перестройка сняла все существовавшие запреты на религиозную деятельность. При всеобщих надеждах на спасительную роль Церкви РПЦ имела весьма благоприятные условия, чтобы возглавить возрождение страны. Но ее внутреннее моральное и организационное состояние практически исключало принятие подобной миссии. Социальное служение церкви и активизация религиозной жизни с неизбежностью потребовали бы расширения роли мирян в церковной организации. Но демократизация приходской, епархиальной жизни неизбежно не только подорвала бы власть правящей церковной бюрократии и нынешние нездоровые финансовые отношения, но и поставила бы под вопрос само право большинства епископов возглавлять епархии. Те личные качества, за которые их "избрали" иерархами КГБ и КПСС, навряд ли удовлетворили бы верующий народ. В условиях нарастающего снизу давления в пользу демократизации, руководство РПЦ в общем-то закономерно ответило на эту угрозу усилением авторитаризма в управлении церковью. Как республиканские бюрократии начали расти и тучнеть после падения союзного правительства, так и бюрократия РПЦ восприняла свободу как свободу для своего всевластия в церкви.

Как Московская патриархия возрождает "Святую Русь"

Общество ждало от РПЦ развития благотворительности. И патриархия постоянно громко декларирует свои возможности и способности в этой области. Но до сих пор два неизжитых порока церкви — бюрократизм и финансовая нечистоплотность — приводят к тому, что гора постоянно рождает лишь мышей. Проекты осуществляются либо на государственные средства, причем с эффективностью не более высокой, чем государственная, либо на помощь Запада, причем во всех случаях — с результатом весьма жалким. Бесплатная работа добровольцев из церквей привлекает мало народу и быстро затухает вскоре после организации таких инициатив.

Сравнительно немногочисленные культурно-просветительные акции также оказываются куда более скромными, чем от них ожидают. Невысокий уровень образования духовенства, равно, как и граничащее с невежеством непонимание современной культуры, попытки проповедовать архаичную патриархальщину предопределяют просто удручающие результаты деятельности и в этой области.

Не удается РПЦ и социально-политическое служение. Концепция "патриотического служения" не находит себе места в обществе, стремящемся к демократии. У целой плеяды околопатриархийных реакционных идеологов еще в семидесятые годы постулировалась мечта "чтоб КПСС отказалась от коммунизма, приняла православие, а больше и менять ничего не нужно". Анализируя выступления иерархов, приходишь к выводу, что в принципе они согласны с этой позицией: осуждение противостояния в обществе без положительных оценок многопартийности; положительные оценки демократических перемен, приводящих к расширению прав РПЦ, без положительных оценок демократии как самостоятельной ценности. Официальный орган РПЦ "Московский церковный вестник" постоянно разносит в "пух и прах" леворадикалов, не стремясь хотя бы для приличия к взвешенным политическим суждениям. До самого путча любому наблюдателю было ясно, что руководство РПЦ симпатизирует реакционным, антидемократическим силам как патриотического, так и коммунистического лагеря.

Вместе с тем, большинство епископов все же достаточно умны, чтобы "не класть все яйца в одну корзину". С начала 1991 года делались далеко не безуспешные попытки стать "государственной церковью" и у демократов. При этом поддержка "демократов" не означает поддержки демократии. Служение "народному президенту" при той идеологии, от которой патриархия вовсе не отказывается, может лишь подпитывать авторитарные и националистические тенденции у нынешнего руководства РСФСР.

Чтобы понять роль РПЦ в политической жизни, рассмотрим, каковы политические цели, за которые реально, энергично боролась Московская патриархия в течение последних трех лет.

Во-первых, она изо всех сил боролась против легализации Украинской католической церкви до тех пор, пока это было возможно, и до сих пор не аннулировала решений Львовского "собора" 1946 года.

Во-вторых, при прохождении в Верховных советах СССР и РСФСР законодательства о свободе совести, патриархия проявила наибольшее рвение, добиваясь ограничения прав приходов и сохранения уже юридически оформленных принципов "демократического централизма" в организации Церкви.

В-третьих, делается все возможное с целью добиться дискриминации двух самых серьезных потенциальных соперников патриархии — карловчан и католиков. Нормализация жизни католических общин именуется "прозелитизмом". В чем же заключается "прозелитизм"? В поставлении Ватиканом епископов для Москвы, Новосибирска и Караганды и в весьма скромной проповеднической деятельности. Сам Алексий II в своих выступлениях не стесняется разжигать ненависть к католикам. Встает вопрос: так признает патриархия отделение Церкви от государства или мечтает о новом Победоносцеве?

В-четвертых, развертывается гигантская кампания с требованием изъятия художественного наследия Средневековой Руси из музеев и передачи их РПЦ. С помощью политических интриг захватываются музейные комплексы, расположенные в бывших монастырях. В интервью сентябрьскому "Московскому церковному вестнику" митрополит Владимир (Слободан) с циничной откровенностью заявил, что патриархия ставит своей целью полное уничтожение музеев средневекового искусства.

Еще до революции велась большая работа (в которой участвовал и сам Николай II), направленная на сохранение и изучение религиозного искусства, для этих целей осуществлялась передача многих шедевров древнего искусства в музеи. Просвещенные священнослужители активно участвовали в этом деле. Благодаря музеям, светскими искусствоведами были поняты русская икона и русский храм. Удовлетворение корыстных и, по сути, обскурантских требований РПЦ грозит гибелью немногим сохранившимся шедеврам искусства, развалом музейного дела и новой идеологизацией культурного и религиозного наследия, которое должно быть общим достоянием народа, независимо от его отношения к нынешней РПЦ.

Вот, собственно, и все. РПЦ выступает на общественной сцене лишь в качестве защитника своих собственных корыстных корпоративных интересов. Ни о каком духовном, моральном учительстве речи нет. Ничего серьезного не сделано для укрепления свободы, справедливости, милосердия.

Политические элиты и госцерковь: ко взаимному удовольствию

До сих пор, однако, наших политиков и демократического, и коммунистического, и патриотического направления такая позиция Церкви вполне устраивает. Все хотят "духовного возрождения", и оно вдруг, к счастью, оказывается таким простым делом: несколько раз в году отстоять утомительную службу, передать РПЦ какое-то число церковных зданий, пограбить музеи... А взамен "всего лишь" поприжать каких-то карловчан с католиками. Вот и возрождаемся! И ничему и никому такое возрождение не мешает — ни за что не осудят, ни в чем не ставят моральных преград. Наоборот, со всем уважением: ваша власть от Бога, господа спасители России. После патриаршего-то благословения и с оппозицией можно не церемониться...

По мере возрождения "российской государственности" политический инстинкт все сильнее диктует политическим элитам (и новым, и старым) стремление иметь свою, "государственную церковь". Неудивительно поэтому, что и в реакционных областях, и в демократических Москве и Санкт-Петербурге церковных диссидентов до сих пор регистрировали с большим трудом и не давали им храмов. Анатолий Собчак во время телемарафона обещал митрополиту Иоанну передать все храмы РПЦ, он же в свое время выражал намерение закрыть единственный карловацкий приход на Новодевичьем кладбище. Его удивительная фраза "я против раскола в Церкви" была бы совершенно естественна в устах обер-прокурора Синода, а не мэра-демократа, отстаивающего принцип отделения Церкви от государства. Гавриил Попов сохраняет Москву "чистой" от карловацких приходов и уже два года не освобождает костел Непорочного зачатия для католиков, в то время как десятки храмов РПЦ открываются в считанные месяцы.

Политики хватаются за "национальную", "государственную" церковь, как за палочку-выручалочку. Однако возглавить моральное, духовное возрождение страны может лишь независимая, мужественная Церковь, осознающая себя носительницей духовной истины, а не традиции и национальной государственности. В противном случае Церковь разлагается сама и разлагает общество. В этом контексте вызывает большие опасения роль священников, которые придут — видимо, уже совсем скоро — в тюрьмы, армию, государственные и общественные организации. Будут ли это духовные пастыри или наследники политико-воспитательных органов?

Надо сказать, что болезнь "государственной церкви" оказалась не только особенностью РСФСР. Руководство некоторых областей Украины пытается навязать в одних случаях униатство, в других украинскую автокефалию. Назарбаев считает себя вправе требовать у Алексия II отказаться от организации новых епархий РПЦ в Казахстане. Хотя бы РПЦ назначила по епископу в каждую казахстанскую деревню, какое президент Казахстана имеет право вмешиваться в религиозную жизнь подвластного ему населения? И даже с самой цивилизованной точки зрения соблюдения прав человека в республике бывшего Союза — Литве — общинам РПЦ чинятся значительные препятствия в передаче храмов. Поразительно, что весь этот фарс, который можно назвать постсоветским средневековьем, почти не встречает противодействия общественного мнения.

Проснется ли православие?

Но вернемся к православию. В двух восточноевропейских странах — Болгарии и Румынии положение церкви было во многом аналогично нашему. Но сразу же после падения коммунистических режимов в этих странах поднялось мощное движение за очищение и возрождение православия.

В Болгарии движение православной интеллигенции "Спасение", возглавляемое монахом, в прошлом физиком-ядерщиком И.Субевым, обвиняет епископат в коллаборационизме, коррупции, моральном разложении и отсутствии духовности. "Спасение" выступает за равные права униатов, католиков, протестантов. Синод публично покаялся в своих прошлых грехах, но "Спасение" заявило, что от таких епископов требуется не покаяние, а добровольный отказ от власти. В Румынии же патриарх Феоктист открыто критикует правительство за нарушение прав человека и негуманное отношение к обездоленным. Большинство скомпрометировавших себя епископов отправлено на покой. Второй человек в румынской иерархии митрополит Ясс Даниил говорит о необходимости публичного расследования коллаборационизма духовенства с режимом Чаушеску и жесточайшей борьбы с коррупцией в церкви.

Конечно, у нас народ был гораздо дольше оторван от Церкви, чем в Болгарии и Румынии. Конечно, вновь пришедшие в Церковь люди считают себя новичками и пока что не чувствуют себя вправе рушить порочные порядки. Но эта простота, когда умные, честные верующие люди "смиренно" слушаются порочных и невежественных духовных командиров, может оказаться хуже воровства.

Неужели гигантский потенциал святости и духовности, богословской мысли, кровь новомучеников, наконец, не смогут оплодотворить наше общество? Неужели пробудившийся инстинкт государственной церкви победит, а затем с неизбежностью прилива и отлива вновь наступит антиклерикальная волна, и страна вновь станет безбожной? И не будет выхода из этого порочного круга. И грустно, и скучно".

 

*   *   *

 

http://www.russ.ru/antolog/vek/1991/01/dragun.htm Денис Драгунский, статья "Бог, страх и свобода". Опубл. "Век ХХ и мир", N1, 1991; на сайте "Русский Журнал", 1998.

"В иных местностях народ не понимает решительно ничего, ни в словах службы церковной, ни даже в "Отче наш". И, однако, во всех этих невоспитанных умах воздвигнут алтарь Неведомому Богу". К.П. Победоносцев

"Власть коммунистической идеи заканчивает свое существование и как фактор мировой политики, и как индивидуальный духовный опыт сотен миллионов людей. Страх отступает. Наступает свобода. Возвращаемся к Богу. Из тупика парадов, салютов и кумачовых полотнищ выруливаем на деполитизированный простор, где в синем небе золотятся маковки церквей и звучит далекий благовест заутреннего звона.

Сказывается усталость от бесконечных социальных экспериментов. Поэтому самыми крепкими, самыми притягательными и популярными становятся идеи возвращения к истокам, возрождения, реставрации. Не так важно, что именно возрождать, главное — не строить заново, не идти в который раз непроторенным путем. Такое общественное настроение понять легко. Другое дело, что вытащенные из прошлого идеалы — начиная от великой и процветающей Российской империи и кончая "неискаженным" марксизмом-ленинизмом — все это соблазн и миф, точно такой же миф — идиллическое православие, легенда о Святой Руси.

Официально-православная Россия не была христианизирована, не была евангелизирована на уровне личного мировоззрения и опыта. Об этом свидетельствовали и Победоносцев, и Розанов, и Соловьев, и даже Чехов: истово верующая Ольга из рассказа "Мужики" со слезным умилением произносила непонятные слова дондеже (пока не) и аще (если). В примитивной военной монархии, какой являлась Россия, церковь была госучреждением, Главпуром империи и духовный подвиг отдельных ее служителей не меняет дела.

Идея государственного православия сохранилась в исторической памяти современных консерваторов, и вот уже церкви предлагается занять место КПСС в авангарде борьбы за светлое будущее (М.Антонов). Слово "духовность" со всевозрастающим церковным наполнением звучит с телеэкрана и со страниц газет так же часто и в тех же контекстах, как ранее — "партийность". Появилось кошмарное сокращение РПЦ, подверстывающее Русскую Православную Церковь к известному политическому ряду. Мне уже приходилось беседовать с молодыми людьми — слава Богу, не священнослужителями, а чиновниками — которые сами себя именовали "представителями РПЦ". Свято место пусто не бывает.

Бог — если отвлечься от чисто богословских истолкований — всегда был средоточением высших, непреложных нравственных норм. Но приходится говорить в прошедшем времени — "был". Во всяком случае, таким высшим судией был скорее "Неведомый Бог" давней российской глухомани, чем утонченный и одновременно очень рациональный и удобный Бог нынешних новокрещенцев. Тех, которые бегут в храм кто с партсобрания, кто из театра-студии, кто с националистического митинга, а кто и с эстрадного концерта, где впервые услышал Имя Божье под аккомпанемент японского синтезатора.

Может ли свобода от аморализма породить мораль? Ведь теперешняя свобода — это, в сущности, Свобода-2, а Свобода-1 уже состоялась в революцию, когда были опрокинуты религиозные нормы, а их место занял сознательный революционный аморализм — подробно разработанная и официально утвержденная доктрина насилия (Ленин, Пятаков, Лацис и многие другие).

Нарушилась гармония между Домом и Миром. В здоровой, то есть в традиционной культуре, долг перед государством и долг перед близкими и самим собою согласуются путем личного религиозного опыта. В Боге примиряются страх перед безличным государственным насилием и желание личной свободы. Свобода, отказавшись от Бога, высвободила страх, уничтоживший ее самое. ...

Компромисс между людоедской практикой государства и естественным стремлением к мирной домашней жизни создавался по мере того, как расхристанные бойцы революции заменялись аккуратными чиновниками. Этот компромисс, подменивший былую гармонию Дома и Мира, представлял собой устойчивую смесь, составленную из военно-бюрократических традиций, верности приказу, а иногда и слову, из преданности начальству и узкому кругу близких, а также из своеобразных заменителей честности. Каждый, даже самый жестокий и тупой чиновник, хоть раз да за кого-то заступился, хоть раз да возразил начальнику, и не уставал напоминать об этом блистательном факте. Сюда же обычно прибавлялась и элементарная добродетель в семейной жизни. По мере ослабления репрессий (1950-1970 годы) сформировался комплекс "лично порядочного человека", с ударением на слове "лично", что подразумевало всеобщую замаранность в непочтенных общественных делах. Личные связи между людьми делались тем сильнее и важнее, чем больше ослабевали политические. Страх из недостойного чувства превратился в уважительную причину политического безразличия. "Почему же вы молчали?" — "А мы боялись!"

Но вне политики на "лично порядочного человека" можно было безусловно рассчитывать. При этом, мера его житейской надежности была прямо пропорциональна степени его консерватизма. Морально растленное общество сковывалось ритуалами "порядочности". Очевидно, здесь мы имеем дело с нравственной ценностью традиции как таковой. Традиция обладает странным свойством уравновешивать доброе и злое, сглаживать, примирять противоречия. Отказ от традиции — даже во имя свободы — оборачивается уничтожением норм человеческого общежития, разрушением более или менее приемлемых форм социального поведения. Что за мораль идет на смену революционному аморализму и застойно-консервативному кодексу "личной порядочности"?

В большой политике наши крайние радикалы выдвигают почти исключительно негативные программы, исполненные подросткового разрушительного энтузиазма. Духовная связь с большевиками, постоянно вменяемая радикалам в вину, на самом деле весьма поверхностна. У тех была вполне определенная цель — овладеть громадной страной и править ею к собственной выгоде. Радикалы же стремятся к распаду империи и к еще более бесчеловечному и бессмысленному разделению людей, чем классовое размежевание.

Казалось бы, классовая борьба — куда уж более! Оказалось, есть — национальная сегрегация... Потоки беженцев, погромы, пограничные войны, ужасающая судьба полукровок — вот реальное содержание радикальных и демократичных словес о свободе, суверенитете народов и избавлении от диктата Центра. Большевики шли на террор сознательно, радикалы же не видят — или не желают видеть — кровь невинных обывателей за увлекательными политическими декларациями.

Весьма отвлеченные соображения радикалов не складываются в сколько-нибудь последовательную (даже аморальную!) систему норм и ценностей. Негативные, разрушительные устремления радикалов порождают не аморализм, как у революционеров-большевиков, а имморализм. Печальный парадокс — взгляды консерватора мне глубоко противны, но он так или иначе морален, и я могу на него по-человечески положиться или вести с ним адекватный диалог, или, по крайней мере, прогнозировать его действия. Политические воззрения радикала сами по себе и справедливы, и, бывает, даже гуманны, но он имморален, и поэтому на него трудно рассчитывать и в обычной жизни, и даже в собственно политической деятельности.

Об этом же говорят бесконечные расколы, размежевания и взаимные обвинения внутри радикальных движений. Зачем в партии, в депутатской группе — по пять сопредседателей? Сопредседатели обычно бывают в смешанных комиссиях — по числу сторон, а здесь-то почему? Боятся чьей-то единоличной власти. Из-за спины свободы, как и семьдесят лет назад, выглядывает страх, и снова Дом приносится в жертву Миру, и снова маленький человек пойдет на плаху во имя чего-то великого и прекрасного. Маленький человек всегда проигрывает в большой политической игре.

Возвращение к Богу тоже грозит превратиться в игру — воздвижение храмов, пышные празднества, присутствие духовенства на любом маломальски значительном собрании ("А представители духовенства?" — строго вопрошает проректор, просматривая списки приглашенных на вечер памяти известного профессора-филолога). Но нам, чтобы вернуться в моральное пространство цивилизованного мира, необходима своя Реформация. Не выстаивать литургии, совершаемые на малопонятном старославянском языке ("аще" и "дондеже"), а вдумчиво читать Писание. И стараться жить по Писанию. Но это еще далеко-далеко впереди. Сначала надо просто научиться жить. Но как? Кто научит?

...Россия-СССР накопила гигантский опыт, политический и человеческий, связанный с бесконечными попытками осуществить неосуществимое. Политический опыт — проработка тупиковых государственных, экономических, социальных, национальных моделей. Человеческий опыт — опыт страдания, терпения, выживания в невыносимых условиях. Этот опыт принадлежит всему человечеству — без этого опыта миру не раз придется заглядывать в пропасти, в которых уже побывала Россия".

 

*   *    *

 

http://www.rusk.ru/Press/Sv/99/7/i2.htmСергей Ждакаев, статья "Заведующую тульской культурой запрещено пускать в церковь". Опубл. газ. "Известия", 28 июля 1999; на сайте "Русская линия", июль 1999.

""В новое тысячелетие мы войдем под сенью благословенного союза Церкви и государства, когда Церковь молится о государстве, а государство заботится о Церкви", — сообщила недавно официальная газета тульской областной администрации. Воодушевленные читатели уже начали было строиться в колонны для последнего марш-броска в новое тысячелетие, но тут на пути создания благословенного союза возникли непредвиденные трудности в лице директора департамента культуры областной администрации Ларисы Ковырзенковой. Как сказано в циркулярном письме викария Тульской епархии отца Кирилла, она "позволила себе войти" в алтарную часть Успенского собора Тульского кремля, "тем самым совершив кощунство и глумление в отношении к святыне".
В этой связи, говорится далее в циркулярном письме, "предписывается всем отцам-настоятелям, наместникам и настоятельницам монастырей категорически не пускать в Божий храм без личного благословения Управляющего Тульской епархии или его викария... Ковырзенкову Л.Д., дабы подобное глумление и кощунство не могло повториться вновь".
Лариса Ковырзенкова, со своей стороны, искренне недоумевает — какое глумление? "Успенский собор, как памятник истории и архитектуры, находится в совместном пользовании церкви и государства. У меня есть охранно-арендный договор, по которому я как представитель госоргана по охране памятников имею право беспрепятственно посещать и обследовать храм".
По словам Ковырзенковой, руководители епархии написали на нее жалобу губернатору. В ней нет прямого призыва к оргвыводам, однако он читается между строк. Василий Стародубцев на жалобу пока не отреагировал. Однако, по данным "Известий", скорее всего дело будет спущено на тормозах. Не для того Стародубцев возвращал Ковырзенкову из политического небытия, чтобы расстаться из-за такого пустяка.
Она сделала типично партийную карьеру: институт, секретарь райкома ВЛКСМ, инструктор обкома партии, секретарь РК КПСС, заведующая отделом культуры обкома партии, а в последние годы — начальник тульского областного управления культуры. Работники культуры до сих пор с содроганием вспоминают годы ее руководства — бесцеремонное вмешательство в репертуарную политику театров, идеологизация эстрады, командный принцип управления. В 1992 году под давлением работников ее собственного ведомства Ковырзенкова с большим скандалом покидает свой пост. И лишь теперь, спустя шесть лет, Стародубцев вернул ее на прежнюю должность.

Во время недавнего визита в Тулу Алексий II наградил Стародубцева орденом Святого Благоверного князя Даниила Московского, не предполагая, видимо, как обернется дело. Однако инцидент с "отлучением" Ковырзенковой вряд ли можно считать случайным фактом. Человек, который ведает культурой, не понимает, что договор о совместном пользовании дает ему право посещать храм, но не дает права оскорблять чувства верующих.
Впрочем, не бывает худа без добра. "Культурная политика" члена ЦК КПРФ Стародубцева, которую проводит в жизнь бывшая завотделом обкома КПСС Ковырзенкова, ясно показывает, чего стоят убаюкивающие речи коммунистических вождей о веротерпимости, соборности и благословенном союзе церкви и государства, под сенью которого мы пойдем в новое тысячелетие. Разумеется, строем".

 

*   *   *

 

http://www.rusk.ru/Press/Sv/99/12/mk5.htm Сергей Бычков, статья "Подарок от солнцевской братвы...". Опубл. газ. "Московский комсомолец", 10.12.1999; на сайте "Русская линия".

"Преображенский храм в писательском поселке Переделкино известен не только благодаря стихам Бориса Пастернака. Расположенный в живописном месте, он был домовым храмом бояр Колычевых. Митрополит Филипп (Колычев) был казнен Иваном Грозным, а вслед за ним были казнены его многочисленные родственники.

Сегодня в храме хозяйничает не настоятель, а староста — Татьяна Михайлова. Злые языки поговаривают, что она приходится какой-то дальней родственницей солнцевскому Михасю. Во всяком случае, когда на звоннице древнего храма появились новые колокола, на одном из них прихожане увидели дарственную надпись: "От солнцевской братвы". Подвиги старосты переделкинского храма можно было бы описывать довольно долго: немало настоятелей просто сбежало, не выдержав спартанских условий, созданных Михайловой. Полным ходом идет подновление фресок храма. Причем староста решила не приглашать специалистов, а самолично велела забелить старые, а на их месте написать новые. Прихожане волнуются, спрашивают — почему не реставрируются старые росписи? Ответа нет.

Всех прихожан возмутило недавнее событие. В начале октября из храма исчезла икона. Староста невозмутимо поставила на место украденной другую. Вскоре на Арбате милиция задержала алтарника с украденной иконой. Алтарник — ставленник Михайловой. Милиция сообщила о находке, но староста до сих пор не забрала икону из милиции. Алтарника же перевела в трапезную, так сказать, на исправление. А в праздник иконы Иверской Божией Матери прихожане получили еще один подарок — исчезла праздничная икона в древнем окладе.

Михайлова объяснила пропажу просто: мол, икона понадобилась Его Святейшеству (кстати, своими связями с ближайшим окружением патриарха староста постоянно запугивает приходское священство), и он забрал ее из храма. Настоятель все-таки решил выяснить — правду ли говорит староста или нет. И даже попросил у прихожан фотографию пропавшей иконы. Теперь прихожане в страхе — не постигнет ли настоятеля участь его строптивых предшественников?"

 

*   *   *

 

http://www.rusk.ru/Press/Sv/99/12/mk1.htmМаргарита Терская, статья "В итоге обнаружилось...". Опубл. газ. "Московский комсомолец", 06.12.1999; на сайте "Русская линия", декабрь 2000.

"В селе Титовское воссоздан храм Тихвинской Божьей Матери. Но вот в чем загвоздка — боимся ходить сюда на молитву, так как смущает то, что настоятель о. Георгий Кузнецов изобразил себя, свою семью с местночтимыми бандитами на стенах храма.

При входе в храм видишь не святых, а мужиков: кого с сигаретой, кого в шапке. Местный благочинный, к которому мы обратились в недоумении, говорит, что существуют такие традиции. А бандиты, говорит, тоже покаяться могут.

Объясните через газету: можно ли молиться и прикладываться к фрескам в таких церквах, как у нас, и не печать ли это Антихриста?
Н.Н.Авдонина, Сергиево-Посадский район"

Честно признаться, отправились мы на поиски Титовского, ни минуты не сомневаясь, что все это выдумка чистой воды. Тем более что никакой Н.Н.Авдониной (связались по телефону с поссоветом) не было и в помине. В итоге обнаружилось за сотню километров от столицы и старинное сельцо Титовское. И храм Тихвинской Божьей Матери, залатанный на деньги локальных меценатов. И новатор о. Георгий, щедро распродавший настенную роспись — то бишь святые места — в приделе храма. И даже местная паства, которая осторожно интересуется, что за святые изображены в утробе храма в ряду с другими.

А изображены на сей иконописной Доске почета в храме Тихвинской Божьей Матери "местночтимые" люди района — к примеру, директор загорской автоколонны, сотрудник Загорской ГАЭС и далее целая группа солидных дядек в пиджаках и куртках, с женами, с печатью тяжелой думы на лице.

Краснокирпичный особняк около запертой на замок церкви принадлежит самому отцу Георгию. Нас же от тяжелых мыслей отвлек звук автомобильного мотора. Ага, а вот и паства приехала! Из зеленого автобуса-"пазика", оскальзываясь на льду, выбирается табунок растроганных женщин и закутанных в платки немощных старушек. За рулем сидит проворный батюшка в высоких валенках. Он самолично привозит верующих на службы из соседнего города.

Они, как мы выяснили, как бы не против директора автоколонны N1791 Н.И.Дроздова и почетного энергетика России, директора ЗАО "Гидроэлектромонтаж" И.Т.Захарченко, но вот некоторые "святые" все-таки вызывают у них тяжкие сомнения, высказанные в письме, — можно прикладываться, к примеру, к лику загорского директора магазина, "невинно" убиенного год назад бандюками, или ж это грех? И мы решили узнать о благотворителях поподробнее.

За последние три года в Сергиево-Посадском районе случились три громких убийства, которые объясняют предпринимательской деятельностью пострадавших и их "замазанностью" неформальными связями с криминалитетом. После гибели первого, воротилы из Хотькова А.Саакяна, обыватели переполошились. Стало известно, что покойника собираются похоронить на кладбище хотьковского монастыря, причем в той его части, где имеют право упокоиться только монахи. Но церковное начальство популярно объяснило недовольным, что Саакян был щедрым благотворителем и жертвовал такие агромадные бабки, что смело может... посмертно и заочно получить монашеский сан.

Год назад в подъезде своего дома в Сергиевом Посаде тремя выстрелами в спину был застрелен другой предприниматель, директор торговой фирмы ЗАО "Георгий" Г.Сухасян (больше 10 магазинов и торговых комплексов под названием "Лар", начато строительство нового 4-этажного магазина, 600 сотрудников). Торговлю унаследовала вдова, Лариса Юрьевна (это в ее честь названы магазины).

— В городе — три хозяина торговых сетей. По степени криминальной завязки Сухасян стоял посередине. Словом, покойник не был человеком, с которого стоит писать икону, — сказал один осведомленный в местных делах житель.
Однако муж и жена Сухасян изображены в череде спонсоров на стене церквушки в Титовском. Рядом — предприниматель И.Максимов с супругой. Следом выступает загадочный бородач, о котором отец Георгий не пожелал ничего рассказывать и только скромно потупился. Но из междометий и сдержанных улыбок можно было понять, что бородач по фамилии Мельник имеет прямое отношение с краснокирпичному особняку самого о. Георгия, размеры которого наверняка потянут на главную икону храма с изображением г-на Мельника. Правда, по словам батюшки, в особняке предусмотрены вроде бы церковно-приходская школа, трапезная и дом для паломников, которых шальным ветром ненароком занесет в сельцо. Однако на сегодняшний день в самом Титовском постоянных жителей почти нет, только летом здесь живут немногочисленные дачники.

В святой бухгалтерии, естественно, цены на святые места не дешевые. Директор "Гидроэлектромонтажа", например, дал рабочих и технику, заплатил художнику, сделал электропроводку, а 60 тысяч рублей передал батюшке для строительства его дома.

— Я не сильно верующий. Многим церквам помогаю, понимаете... приходится. Тут поблизости есть другой священник — ну просто душа к нему не лежит. Как зайдет на склад: дай то, се, давай меняться... Нет уж. А отец Георгий душевный. Не рвач. Раз заехали в Софрино, где церковную утварь производят: он та-акими глазами смотрел на позолоченные паникадила! Пришлось купить. За 20 миллионов старыми.

Храм Тихвинской Божьей Матери построил в 1657 году боярский сын Тит, росписи в ней, по преданию, оставил великий художник Васнецов, который в XIX веке расписал потолки. Некая местная дама преподнесла храму две иконищи, полтора на полтора метра каждая. Об этом — одной строчкой в старинных скрижалях: мол, от помещицы Квашниной. И цари, и аристократия, и купечество на Руси жертвовали на храмы и монастыри и думали при этом не о себе — о Боге.

Заведующая кафедрой христианской культуры Библейско-богословского института св. апостола Андрея Ирина Константиновна Языкова:
— Ни в прошлом, ни сейчас ни о каком изображении ликов благотворителей или дарителей церкви или храма не могло и не может быть и речи. В притворе или в самом храме могли изобразить царя, императора. Имена жертвователей писали на фреске, выбивали в камне, могли сделать закладную доску: мол, построен храм стараниями такого-то. Но самих жертвователей никогда не рисовали! В церкви должны быть изображены святые.

Я знаю только один случай современного нарушения канонов живописи: в Богородской церкви, в Ногинском районе, священник изобразил себя встречающим мощи святого. Конечно, никакой "печати Антихриста" в Титовском храме нет, но есть вольность в обращении с канонами. Это неправильно.

Сельского попика с голодными глазами, который зависит от местного энергетика и хозяина частного магазина, по-человечески можно понять. Время такое. Он, к чести сказать, все же слегка сомневается, как отнесется к ломке канонов недавно назначенный новый благочинный. Храм пока не освящен. И есть еще время остановиться, оглянуться. И ужаснуться от мысли, что Божий промысел в наши времена все больше смахивает на московский рынок, где за машину гравия и два поддона кирпича можно прикупить неплохое местечко в раю".

 


(с) Все права сохранены. Православная Церковь Божией Матери Державная. Новая Святая Русь, 1999г. (с 1980 по 1991 гг. — Самиздат, с 1991 по 1993 гг. — Богородичный центр). Священник Илья (Попов).

E-mail: maria@mail.transit.ru , fr_iliya@hotmail.ru , iliya_popov@chat.ru