Всеукраинский Союз Рабочих

 Свежий номер
Содержание номера
Архив
Вопросы теории

К ВОПРОСУ О ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ХРИСТИАНСТВЕ

[Р.Кузьменко]
28.01.2004

В № 1 «Рабочего класса» был опубликована статья Энгельса «Бруно Бауэр и первоначальное христианство». Она была написана во ІІ половине ХІХ ст., а с того времени историческая наука несколько продвинулась, были сделаны новые открытия, установлены новые факты. Поэтому статья Энгельса нуждается в комментариях и пояснениях.
Особо важное значение для понимания действительных истоков христианства имели успехи египтологии, обнаружение и расшифровка древнеегипетских мифов. Так, обнаружилось, что легенда о беспорочном зачатии обрела жизнь не со времен императора Августа, который распространял о себе подобные слухи, а имела хождение в древнеегипетских мифах. Именно таким образом рождается бог Гор, который в конце концов побеждает бога зла и насилия Сета. Египетские корни имеет и легенда о воскрешении из мертвых. Ежегодно воскресал египетский бог Осирис, и праздник его воскресения был главным праздником в большинстве египетских культов. Христианство многое заимствовало из египетской культуры не только прямо, но и через посредство греческой философии. Известно, что многие философы Греции, Рима и Малой Азии совершили путешествия в Египет. Некоторые исследователи считают, что в египетских храмах они проходили по несколько ступеней посвящения.
Теперь еще об одном открытии, которое имело важное значение для понимания истории раннего христианства. В 1947 году были открыты так называемые «рукописи Мертвого моря». Иногда их называют «кумранскими находками». После расшифровки этих рукописей и сопоставления их с другими древними текстами ученые пришли к выводу, что идеи, нашедшие свое отражение в Новом Завете, имеют гораздо более древнее происхождение, чем считалось до этого. Что идеи, которые позже легли в основу христианства, пришли из Вавилона задолго до «рождества Христова» и долгое время культивировались иудейской сектой ессеев, представители которой, будучи недовольными политикой иудейской теократии, ушли из общества и вели отшельнический образ жизни, образовав первобытно-коммунистические общины и посвятив свою жизнь религии. «Кумранские находки» подтвердили, что тексты Ветхого Завета, это не просто выдумка, а исторический документ, описывающий реальные события и действия исторических личностей, хотя и приукрашенный религиозными фантазиями людей, которые вели летопись иудейского народа на протяжении многих столетий подряд. Кроме того, стало понятно, что тексты Ветхого Завета многократно редактировались, искажались и подправлялись в угоду власть имущим.
В ХХ ст. были найдены и опубликованы многие документы времен Римской империи и первых веков распространения христианства, когда оно не только не было господствующей религией, но и вообще не было религией. Среди них имеются документы, свидетельствующие о Понтии Пилате, когда он был прокуратором Иудеи.
Утверждение Ф. Энгельса, что римляне в провинциях разрушали местные верования и обычаи и судили по законам римского права, верно не для всех провинций Рима, а только для тех, в которых культура была изначально ниже римской (Галлия, Испания, Германия). Это можно проследить не только по документам, но и по распространению латыни, ведь известно, что испанский, французский, румынский – это вульгарная латынь, наложившаяся на местные наречия, да и английский с немецким испытывают сильное влияние латыни. Но греческий остался греческим, а семитские языки – семитскими, собственно, как и египтяне так и не заговорили на латыни.
Об этом свидетельствуют и письма Тиберия к Пилату, которые хранятся, по-моему, в Ватикане. В этих письмах император указывает Пилату на то, что соблюсти римские интересы в Иудее возможно только не вмешиваясь во внутренние дела иудеев и ни в чем не нарушая их обычаев и религиозных обрядов, и предоставляя им право судить своих преступников по иудейским законам. Подобная линия поведения Пилата зафиксирована и в Евагелиях. Но во времена Ф. Энгельса письма кесаря к своему наместнику еще не были найдены, а Евагелия считались сказкой.
Теперь о раннем христианстве. Первоначальное христианство представляло собой не религию, а морально-этическое учение угнетенных. Церковники всех времен исказили это учение до неузнаваемости, и по сей день они пытаются скрыть истину от широких масс в расчете на то, что большинство не будет до нее докапываться. Ф. Энгельс правильно заметил, что первоначально в христианстве отсутствовала обрядность, процессии и ритуалы. Этот факт свидетельствует о том, что христианство не было тогда религией. Но в христианстве было другое – община равных, в которой, насколько это было возможно при тогдашнем уровне развития производительных сил, были реализованы основные коммунистические принципы: входящие в общину приносили с собой все свое достояние, и отныне оно становилось общей собственностью, они сообща обрабатывали землю, сообща на общинном совете распределяли свой внутренний бюджет. На этом же совете открыто избирался духовный наставник и эконом общины, которые в любую минуту могли быть смещены и заменены другими. Широко была распространена взаимопомощь и помощь не состоящим в общине беднякам. Принципы коммунистического общежития соблюдались неукоснительно.
В. И. Ленин в своей работе «Государство и революция» в связи с извращением и выхолащиванием учения Маркса-Энгельса оппортунистами сравнивает последних с христианами, которые, получив положение государственной религии, забыли о «наивностях» первоначального христианства с его «демократически-революционным духом».
Как современное коммунистическое движение возникло в недрах буржуазного общества, являясь выражением протеста против наемного рабства, так и христианское учение возникло в рамках рабовладельческого общества. Раннее христианство – это коммунистическое учение, но такое, какое могло возникнуть в условиях рабовладельческой общественно-экономической формации.
Жесточайшие гонения на христиан со стороны властей Римской империи продолжались с короткими передышками почти вплоть до официального признания христианства в качестве официальной религии в первой четверти IV ст. н.э. Обычно причиной этих гонений считалось то, что христиане отрицали культ римских императоров, который в то время считался официальной религией. Но это скорее повод, чем причина преследований. Кому как не нам знать, что любое государство, в особенности эксплуататорское, работает на собственное самосохранение.
Почти три столетия римская власть заливала кровью христиан арены цирков. Но христианство с каждым годом пользовалось все большей популярностью среди угнетенных масс. Почему римский император Константин решил узаконить христианство «сверху»? Не потому ли, что боялся, что народ узаконит его «снизу»??? После официального признания христианство очень быстро было превращено из учения угнетенных в религию угнетателей, потому что христианином быть стало выгодно и удобно.
Есть опасения, что с учением Маркса-Энгельса может произойти точно то же, что произошло с первоначальным христианством, наивно-демократическая, революционная сущность которого была забыта и извращена самими же его последователями. Все предпосылки для этого налицо. С одной стороны – это догматизация учения последователями, притом в вопросах второстепенных, ответы на которые менялись и будут меняться в зависимости от новых исторических обстоятельств и новых научных открытий. А с другой стороны – это выхолащивание, забвение его стержневой основы – учения о законах развития капитализма и вытекающей из них неизбежности социалистической революции. Эти законы никакими новыми открытиями опровергнуть невозможно.
Создаются эти печальные предпосылки не какими-то внешними факторами, а нежеланием или неумением людей мыслить. А пока люди не научатся мыслить самостоятельно всем прогрессивным учениям угрожает участь превратиться в реакционные религии.

Статьи по теме:

  • ВЕЛИКИЕ О РЕЛИГИИ


  • система публикаций: Sanitarium WebLoG