ТРАНСЦЕДЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД В УЧЕНИИ И.Г.
ФИХТЕ
О ЛИЧНОСТИ И МОРАЛИ
Каратаева Л.Н. (кафедра гуманитарных дисциплин,
МГТУ)
И.Г.
Фихте
развил трансцедентальную
методологию, основы которой были заложены И. Кантом. Сущность
трансцедентального подхода к истолкованию фактов науки определил
немецкий ученый Райнхард Лаут: "Научное утверждение делает
трансцедентальным не вид предмета, но то что в нем мыслится его
взаимосвязь с сущностью его же познания, мыслится единство, из
которого развиваются они оба- этот предмет и это познание."
Применительно к вопросам морали и личности, а также права и
государства этот подход означает анализ понятий, исходя из их
синтетического единства, положенного в субъекте познания.
Главное произведение
Фихте
общефилософского и
методологического характера- "Основы общего наукоучения" (1794г.),
во второй части которого излагается учение о воле как практической
способности человека, которое составило теоретический фундамент
учения
Фихте
о праве.
Свободная воля действует в соответствии с нравственной
необходимостью, что понимается
Фихте
достаточно своеобразно.
Существуют разные формы необходимости и разные формы и ступени
свободу. Более высокую форму свободы представляет действие в
соответствии с нравственной необходимостью.
Вопрос о методе у
Фихте
совпадает с проблемой начала
абсолютного в нем самом. Наукоучение представляет собой абсолютную
тотальность. В нем одно ведется ко всему, и все - к одному.
Таким образом, философское познание права- это воззрение,
"которое сводит наличное многообразие опыта к единству одного общего
начала и затем исчерпывающим образом объясняет и выводит из этого
единства все многообразие." Таким высшим началом для
Фихте
является абсолютное "Я".
"Я" как интеллектуальное созерцание, из которого исходит
"Наукоучение", и "я" как идея, которой оно должно заканчиваться на
этом основан принцип трансцендентализма теории естественного права в
ее отношении к проблемам морали.
Когда
Фихте
начинает последовательно
применять право к социальной жизни, гипотетичность правовых формул и
законов приобретает принудительный характер. На этой ступени
возникает потребность общей воли, объектом которой становится
безопасность индивидов. Задача философии - "найти волю, в которой
частная и общая воля синтетически объединились бы", но
согласованность двух воль, единичной и всеобщей, - чистое понятие, в
реальности - физическая сила.
В отличие от Канта,
Фихте
убежден, что правовая сфера
занимает промежуточное положение между нравственными законами, но
впоследствии выводит право безнравственного закона.
Фихте
предлагает два разных способа
признания других Я: в философии права это внешний призыв другого
свободного человека как причины самоопределения к свободе; в
философии нравственности признание других личностей осуществляется
через нравственный закон.
Правовая сфера не касается внутреннего мира человеческого Я, его
образа мысли, умонастроения и т. д., а только внешних действий;
право требует лишь поступков, соответствующих закону. Закон
обязывает признавать свободу всех разумных существ в государстве, т.
е. не мешать их самореализации. В результате, действие каждого
должны ограничиваться определенной областью, определенными
объектами, на которые эти действия направлены. Следовательно,
индивидуум, по
Фихте
, есть категория правовая, а не
природная.
Создавая понятие об индивидуальности,
Фихте
пытается учесть ту критику,
которая была высказана многими современниками по поводу наукоучения
в 1794 году; точка зрения на проблему права и нравственности
менялась не раз. На место правового государства у позднего
Фихте
встает государство как носитель
принципа нравственности, государство как нравственная община,
носитель высших духовных ценностей, духовного мира. Отвергая
космополитизм, философ считает, что внутренняя живая связь, которая
одна может лечь в основу государства, существует только внутри
национального единства народа, связанного общностью языка и нравов.
Именно благодаря общему языку люди имеют духовно-нравственный
корень, а поэтому их связь - органическая, а не механическая, как
это бывает в тех случаях, когда индивидов связывает лишь взаимный
интерес.