Эпохой Возрождения называют поздний период
феодального общества (XIV-XVI вв.), когда в его недрах получает все более
заметное развитие буржуазный уклад. Зарождение новых производительных сил и
производственных отношений обусловливает возникновение (со второй половины XV
в.) и развитие естественных наук, появление новой гуманистической культуры.
Это выражается прежде всего в возникновении нового, более реалистического
взгляда на природу и человека. Культура эпохи Возрождения носит яркий
антифеодальный, антицерковный и гуманистический характер.
Возникают антифеодальные движения, направленные против господствующей
католической церкви, проходившие еще под религиозными знаменами (лютеранство,
кальвинизм и др.). Эпоха Возрождения породила в странах Западной Европы
величайший подъем искусства (Данте, Брунеллески, Леонардо да Винчи, Рафаэль,
Микеланджело, Тициан, Брейгель, Дюрер и др.).
Крупнейшим достижением науки этой эпохи явилась гелиоцентрическая система Н.
Коперника, подрывавшая религиозное представление о человеке как центре
сотворенного богом мира и составившая целую революцию в естествознании,
получившую название коперниканской.
Новый социально-экономический уклад и гуманистическая культура обусловили
усиление материалистической тенденции, выразившейся прежде всего в появлении
пантеистических учений. Пантеизм (от греч. pan - все и theos - бог)
отождествлял природу и бога и был переходом от религиозной философии к
материализму.
Один из крупнейших философов-пантеистов Николай Кузанский (1401-1464)
утверждал, что природа бесконечна, а земля не является центром мира.
Человеческое познание, с его точки зрения, достигается на основе чувственного
опыта (включая эксперимент), а не вследствие схоластических рассуждений. В
философии Кузанского возникли важные элементы диалектики, прежде всего учение
о “совпадении противоположностей”, которое философ обосновывал
преимущественно на материале математики. Однако понимание совпадения
противоположностей в высшем единстве мира достигается, по Кузанскому, не
логическим, а интуитивным путем. Зачатки диалектики во взглядах философа не
получили еще вполне рациональную форму.
Глубокое материалистическое содержание имела пантеистическая философия
Джордано Бруно (1548-1600), основывающаяся на учении Коперника. Бруно
решительно выступил против принципа подчинения разума вере, считал
неприемлемой идею “двойственности истины”, т.е. признание сосуществования
религиозной и научной “истин”. Он считал, что право на существование имеет только
научная истина, опирающаяся на научный опыт. Согласно Бруно, материальная
Вселенная едина и бесконечна. Солнечная система - это один из бесконечного
множества миров. Философ пошел дальше Коперника, считавшего Вселенную
конечной.
Бруно рассматривал Вселенную как единую материальную субстанцию, обладающую
одушевленностью. При этом субстанция объединяет в себе причину и начало
вещей, является активной, включает в себя форму. Субстанция обладает “душой”,
проявляющейся во “всеобщем уме” мира. Формы вещей - это их “души”. Однако
Бруно считал, что все вещи одушевлены лишь в возможности, актуальной
одушевленностью обладают лишь некоторые природные существа.
С идеей всеобщей одушевленности, которая объясняет активность материи,
связаны элементы диалектики в воззрениях Бруно, прежде всего идея “совпадения
противоположностей”.
В эпоху Возрождения появляются учения утопического социализма (Т. Мор, Т.
Кампанелла).
|