Резванова Эльвира Динаровна

Гуманизм как единство инновации и традиции: социально-философский аспект (в контексте итальянского Возрождения)

Специальность 09.00.11 - социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Уфа 2000

Работа выполнена на кафедре философии Башкирского государственного медицинского университета

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Гуманизм занимает важное место в системе духовных ценностей. О его определяющей роли в мировоззренческом сознании европейского человечества (по крайней мере с ренессансной эпохи) можно судить по тому, что ни одно философское, политическое, художествен­ное направление шга учение, претендующее на роль духовного и практического лидера европейской цивилизации, не обходилось без того, чтобы объявить себя образцом гуманизма1.

Гуманистические идеалы, «пустившие корни» в эпоху Ренессанса, утвер­дившиеся в духовной культуре в форме традиции, выдержали испытание вре­менем, доказав свою значимость, непреходящую ценность.

Однако широкая практика использования идеи гуманизма иногда приво­дит к досадным результатам. Происходит девальвация, искажение в общест­венном сознании гуманистической идеи, превращение её в фикцию. В этой свя­зи есть необходимость выявить истинное значение, содержание гуманизма.

Мы обращаемся к конкретному культурно-историческому контексту, к истокам, к эпохе Возрождения. Нам важно понять, в чем состоит новизна, цен­ность гуманистических идеалов, почему они становятся традицией?

С течением времени понятие «гуманизм» приобретаег новые характери­стики, однако стержень этого понятия остается неизменным. Идейный стер­жень гуманизма, образованный в эпоху Возрождения, выступает в роли тради­ции, которая реализует принцип преемственности поколений, ценностей ду­ховной культуры. Получая значение общественного идеала, общечеловеческого начала, противостоящего групповому, классовому, национальному, гуманизм доказывает свою жизненную стойкость. Однако без практического воплощения, применения, претворения в жизнь гуманистические принципы, идеалы остают­ся абстракцией.

' Пролеев С.В. Мировоззренческий смысл идеи гуманизма // Проблемы социально-гуманитарного знания. Л., 1989. С 21.

4

Степень разработанности проблемы. Проблема гуманизма в контексте итальянского Возрождения в общем виде уже поставлена в литературе. Однако гуманизм как динамическое соотношение инновации и традиции до сих пор не стал объектом специального философского анализа. Именно социальная фило­софия, в рамках которой происходит осмысление и объяснение социального мира и самого человека, предметом исследования которой являются, в частно­сти, мировоззренческие принципы жизни и развития человеческого общества, позволяет дать наиболее полную характеристику такого сложного, многогран­ного понятия, как гуманизм. Диссертанта интересует определенный аспект гу­манизма, а именно: гуманистические идеи, выступающие в роли инновации, приобретают в эпоху Возрождения черты традиции. В этом ключе проблема гуманизма еще не обсуждалась.

Важный этап в развитии историографии итальянского гуманизма связан с именами Гарэна Э., Жильсона Э., Кристеллера П., Тоффанина Дж., Ч.Тринкауса.

Религиозно-клерикальная линия трактовки гуманизма представлена в ра­ботах Тоффанина Дж., который отрицает какую-либо новизну гуманизма. Ро­доначальниками гуманизма он считает отцов церкви и усматривает его специ­фику в гармоничном единстве античной науки и христианства, использовании древней образованности для обоснования веры.

Близость к позициям Тоффанина можно отметить в трудах Ч.Тринкауса Религиозные принципы, по мнению Тринкауса, столь сильно окрашивают гу­манистическое мышление, в том числе учение о достоинстве человека, что это позволяет видеть в гуманизме лишь своеобразную форму проявления христи­анского миросозерцания.

Помогают раскрыть содержание понятия «гуманизм» концепции, пред­ставленные Кристеллером П. и Гарэном Э.

Кристеллер трактует понятие «гуманизм» как профессиональные занятия филологией и риторикой; полагает, что гуманисты эпохи Возрождения были переоценены, им присвоили заслугу в деле обновления мысли, которой они в

действительности не имели, поскольку если и занимались философией и нау­ками, то лишь косвенно.

Диаметрально противоположной является позиция Гарэна, который от­мечает, что отрицание философского содержания в гуманитарных науках эпохи Возрождения является следствием того факта, что философией чаще всего счи­таются систематические построения грандиозных масштабов и отрицается то, что в качестве философии может быть другой тип умопостроений. В гуманизме Гарэн видит широкую систему мышления, воздействующую на культуру и общество Италии XIV-XVI вв. «глубоко радикально и обновляюще». Это не только новое миропонимание, в центре которого проблема человека, но и но­вый научный метод, складывавшийся в рамках studia humanitatis.

К проблеме гуманизма обращаются некоторые отечественные авторы: Баткин Л.М., Братина Л.М., Горфункель А.Х., Ревякина Н.В.

В работах Братиной Л.М. рассматриваются идейные предпосылки, истоки итальянского гуманизма; социально-психологическая атмосфера, в которой формировалась гуманистическая мысль; исследуются этапы и пути развития итальянского гуманизма в XIV-XV вв. Как считает Братина, в ходе формирова­ния гуманистического мировоззрения именно этика стала главной сферой, где рождалось новое учение о человеке, его отношении к природе и обществу, светское понимание его земного предназначения.

Определенность понятию «гуманизм» стремится придать Баткин Л.М. Он предлагает рассматривать гуманизм не как «часть» или «сторону» культуры Возрождения, а как фокус ренессансного типа культуры. По его мнению, нужно подвергнуть анализу не столько предметное содержание итальянского гума­низма, сколько стиль гуманистического философствования.

Свою интерпретацию гуманизма предлагает Горфункель А.Х. Под гума­низмом он понимает духовное движение в итальянской, а затем и в заальпий­ской культуре - не просто совокупность гуманитарных занятий, но филологию, выступающую в роли идеологии.

6

Критическая оценка гуманизма дается в трудах Бердяева Н.А, Карсавина Л.П., Флоренского П.А., Лосева А.Ф. Бердяев, например, отмечает, что «гума­низм есть ложное антропологическое сознание, он зародился в отпадении от Бога, и в нем заключены яды, которые несут с собой опасность истребления че­ловека»1.

В процессе исследования диссертант опирался также на работы Бицилли П.М., Богуславского В.М., Валеева Д.Ж., Корелина М.С., Кудрявцева О.Ф., Лекторского В.А., Орешникова И.М., Петрова М.Г., Пролеева С.В., Рутенбурга В.И., Самохваловой В.И., Соколова В.В., Стама С.М., Фролова И.Т., Хлодов-ского Р.И., Чермантеевой Т.С., Ферпосона У., в которых затрагиваются некото­рые вопросы, относящиеся к теме гуманизма, на труды Бычкова В.В., Гуревича А.Я., Кона И.С., Ле Гоффа Ж., Майорова Г.Г., Хейзинги И., представляющиеся важными в плане сравнения представлений о человеке, складывавшихся в средневековую эпоху и в эпоху Возрождения.

Для раскрытия темы диссертации имеют значение работы Арутюнова С.А., Бернштейна Б.М., Маркаряна Э.С., Плахова В.Д., Чистова К.В., где под­нимается проблема традиции. Вышеназванные авторы рассматривают тради­цию как нечто находящееся в постоянном движении, изменении.

Объектом исследования является гуманизм как система ценностей, взглядов, способ мышления.

Предметом исследования является социально-философский анализ гу­манизма, рассматриваемого как единство инновации и традиции в контексте итальянского Возрождения.

Цель диссертации - исследование взаимосвязи инновации и традиции в гуманизме конкретной культурно-исторической эпохи.

В соответствии с указанной целью в диссертации решаются следующие задачи:

' Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М, 1994. С. 145.

7

- рассмотреть различные представления о человеке, складывавшиеся в средневековую эпоху, с целью дальнейшего выявления новаций в процессе изучения проблем, связанных с человеком;

- выявить соотношение индивидуального и коллективного начал в сред­невековом обществе;

- определить, на какой стадии находилось теоретическое осмысление человеком своей значимости, уникальности;

- раскрыть сущность традиционного общества;

- выяснить значение традиции как социокулыурного явления;

- охарактеризовать сложившуюся эпоху Ренессанса новую обществен­ную и умственную атмосферу;

- рассмотреть ренессансную трактовку человека;

- отметить античные и раннехристианские реминисценции в сочинениях итальянских гуманистов;

- выявить динамику в гуманистической проблематике;

- определить сущность инноваций;

- раскрыть содержание трансформации гуманистических идей, ценно­стей в элементы социокулътурного наследия.

Теоретико-методологической основой диссертации являются фило­софские принципы историзма, противоречия; герменевтический, исторический и логический методы. В диссертации использованы результаты научных иссле­дований отечественных и зарубежных философов, историков, культурологов.

Источниковая база исследования. Наша работа основана на анализе трактатов, диалогов, речей, писем гуманистов второй половины XIV- XVI вв.: Петрарки, Салютати, Верджерио, Веджо, Пикколомини, Пальмиери, Альберта, Манетги, Раймонди, Балла, Полициано, Фичино, Пико, Помпонацци, Патрици, Кастильоне, Макиавелли. Хотя в сочинениях гуманистов используются различ­ные подходы к решению тех или иных вопросов, способы аргументации, про­слеживается приверженность разным философским традициям античности и

8

раннего средневековья, в целом гуманистов объединяет внимание к теме чело­века.

Наряду с работами гуманистов источниками для нас послужили также герметические писания, сочинения Цицерона и Овидия, труды представителей христианской апологетики, патристики, схоластики: Лактанция, Тертуллиана, Григория Нисского, Немезия Емесского, Августина Аврелия, Эриугены, позво­ляющие установить заимствование гуманистами ряда идей, концепций антич­ных и средневековых авторов, взаимосвязь эпох.

Для характеристики средневековых представлений о человеке в диссер­тации использованы некоторые литературные памятники эпохи средневековья: песни трубадуров и вагантов, эпические поэмы, рыцарские романы.

Научная новизна исследования заключается в анализе гуманизма как единства инновации и традиции в конкретном культурно-историческом контек­сте, как сложного и противоречивого явления в духовной жизни общества, об­наруживающего преемственность эпох, поколений. В рамках обозначенного подхода на защиту выносятся следующие положения:

- определены инновационные качества, характеристики гуманизма;

- установлены источники формирования гуманистического мировоззрения;

- выявлен процесс преобразования, модификации гуманистических идей из инновации, возникающей в индивидуальном сознании, в традицию; процесс закрепления гуманистических ценностей в культурном фонде общества;

- доказано функционирование гуманизма как противоречивого единства обновления и традиции, подобная ситуация была возможной только в эпоху Возрождения, когда ещё окончательно не завершился этап стереотипизации но­вых идей и ценностей.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретиче­ские обобщения и выводы, содержащиеся в диссертации, дают философское обоснование гуманизма как единства инновации и традиции в конкретном культурно-историческом контексте.

Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе при чтении курсов «Культурология» (темы: «Возрождение как историко-культурный феномен», «Гуманизм эпохи Возрождения»), «Философия» (темы: «Проблема человека в итальянском гуманизме», «Гуманизм Возрождения и проблема индивидуальности»), при разработке спецкурсов по гуманистической проблематике.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации обсуж­дались на кафедре философии Башкирского государственного медицинского университета. По теме диссертации опубликовано пять работ. Идеи и положе­ния диссертации были апробированы во время подготовки и проведения учеб­ных занятий по курсу «Культурология» на факультетах «Менеджмент», «Учет-но-финансовый» Уфимского института МГУК.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (в пер­вой главе два параграфа, во второй главе - четыре), заключения и библиогра­фии.

10

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, характеризуется сте­пень ее разработанности, определяются объект и предмет исследования, фор­мулируются цель и задачи, дается характеристика теоретико-методологической основы работы, раскрывается научная новизна, указывается теоретическая и практическая значимость диссертации.

В первой главе «Образ человека в эпоху средневековья» выявляется сложная структура средневекового общества, дается анализ средневековых концепций человека.

В первом параграфе «Взаимодействие различных концепций человека» обосновывается ошибочность трактовки средневекового общества как моно­литного, единого, сознание которого было проникнуто ценностями христиан­ской религии. Диссертант отмечает: средневековое общество полиморфично, разнородно. Различные социальные страты этого общества вырабатывают специфические, характерные системы ценностей, которые затем организуют модель наподобие иерархической лестницы. Ценности разных социальных слоев, сословий средневекового общества не совпадают, но пересекаются. Те или иные идеалы, представления, ценностные ориентации в целом могут претендовать на роль доминантных, господствующих в создаваемой иерархии, по отношению к которым остальные находятся в подчиненном положении. В средневековую эпоху право приоритетных ценностей оспаривает христианское вероучение. Однако это не означает, что христианская церковь установила мо­нополию на духовную жизнь общества. Несмотря на значимость, влияние идей морально-религиозного ряда, церкви приходилось учитывать присутствие в средневековом обществе светских моральных понятий и идеалов, которые функционировали в более или менее тесном взаимодействии с понятиями рели­гиозной этики.

Наряду с официальным, книжным христианством - христианством теоло­гов, схоластов, высших иерархов церкви, которые блюли целостность учения и строго следили за всеми нарушениями догмы, - в средневековой католической

11

Европе существовало еще и «другое христианство» -повседневный, «бытовой», «приходской» католицизм, вера и религиозная практика масс населения '.

Нельзя забывать, что средневековое общество иерархично. И человек в этом обществе осознает свою принадлежность не только к христианскому миру, но и к определенному сословию. Сословная полярность предполагает полярность идей, концепций, представлений о мире, человеке. Каждому сосло­вию соответствует своя система ценностей, вступающая во взаимодействие с официальной доктриной.

Exempli gratia, каково этическое содержание рыцарского идеала? Рыцар­ский идеал человека предполагал благородство; храбрость; стремление к под­вигам; заботу о славе, чести; верность Богу, своему сеньору, Прекрасной Даме, слову (однако в реальной жизни этот рыцарский кодекс не всегда соблюдался). Осуждению подлежали скаредность и скупость, не прощалось предательство. Многие понятия - любовь, верность, мужество, справедливость, щедрость et cetera, - относящиеся к рыцарскому кодексу, соприкасались с понятиями рели­гиозной этики и рассматривались как мирские проекции христианских ценно­стей, добродетелей.

Рыцарство живет как бы в нескольких иерархиях ценностей, совмещая в своем сознании разные традиции (христианскую, сословную, языческую?). Но рыцарство - лишь один из элементов средневекового общества, его элита. На другом конце иерархической лестницы - крестьяне, ремесленники, так назы­ваемое безмолвствующее большинство.

Однако исследователю приходится сталкиваться с большими трудностя­ми на пути выяснения идеологических аспектов жизни простого народа в эпоху средневековья. При всей скудости информации выясняется, что простолюдины обладали собственными представлениями о мире, человеке, во многом отлич­ными от христианской доктрины. Обращаясь к работам Гуревича, много лет за­нимающегося проблемами народной, фольклорной культуры, мы находим справедливыми слова: «Фольклорное сознание и христианское учение, интен-

1 Гуревяч А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М„ 1990. С.307.

12

сивно взаимодействуя, сохраняли вместе с тем и автономию по отношению друг к другу. Евангельские истины своеобразно интерпретировались сознанием неграмотных, и вместе с тем церковь отвергала значительный массив представ­лений и ценностей, имевших хождение в народе» .

Да, конечно, в средневековой культуре представления человека о себе самом, своих целях, возможностях, интересах во многом формировали деятели церкви, пытаясь обеспечить однородность взглядов, единство общества на ос­нове христианской религии. Тем не менее, даже на уровне образованных слоев общества, однородность взглядов, понятий не была достигнута. Системы цен­ностей далеко не всегда и не полностью формируются христианскими морали­стами и проповедниками.

Можно говорить об отсутствии абсолютного господства христианской идеологии в средневековую эпоху, поскольку нам постоянно приходится стал­киваться, анализируя мировоззрение представителей тех или иных сословий, с наличием нескольких уровней, слоев, иерархий ценностей в сознании средне­векового человека и в целом в духовной жизни средневекового общества.

Напрашивается аналогия с двойственностью человеческой природы. Ду­ша свидетельствует о сопричастности Богу, христианским ценностям. Тело символизирует обращение к земным интересам людей, формирование сослов­ных этических кодексов. И как душа и тело находятся по отношению друг к другу в противоречивом единстве, так и несхожие традиции, ценностные ори­ентиры (в частности представления о человеке, его месте в обществе) сосуще­ствуют в сознании средневекового человека.

Во втором параграфе «Индивидуальность и традиция» определяется значение традиции, индивидуального начала в духовной жизни средневекового общества. Впрочем, можно ли говорить об индивидуальности в средние века? Ведь средневековый человек не стремился отстаивать свою неповторимость, оригинальность, но желал соответствовать образцам, нормам, авторитету. Вся жизнь человека, от рождения до смерти, была регламентирована. Группа, в ко-

1 Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989 С.7.

13

торую включался индивид, предлагала или даже навязывала ему некие формы поведения, строй мыслей, взглядов. В течение долгого времени за индивидом вообще не признавалось право на существование в его единичной неповтори­мости. Каждый человек занимал отведенное ему место и должен был соответ­ственно поступать. Значит, свобода отсутствует?

Вероятно, без общины не было и свободы. Она могла реализоваться толь­ко в состоянии зависимости, где высший гарантировал низшему уважение его прав. Свободный человек - это тот, у кого могущественный покровитель. В пределах собственной социальной сферы индивид пользовался относительной свободой и выражал себя в своей деятельности и эмоциональной жизни. Пре­бывание в группе, как правило, не тяготило его, напротив, оно порождало чув­ство уверенности.

Индивидуальное «Я» не имеет в средние века самодовлеющего значения и ценности, так как индивид включен в группу, корпорацию, общину не как её автономный член, а как частица органичного целого, немыслимая отдельно от него. Само понятие «индивидуальность» (и затем личность) вырабатывается в более позднюю эпоху. Утверждать обратное - значит приписывать, навязывать историческому периоду, времени чуждые ему понятия.

Тем не менее нельзя не отметить наличие в средневековую эпоху ярких, неповторимых характеров, проявление своеобразных, незаурядных, особенных качеств и свойств. Августин Аврелий и Пьер Абеляр, Фридрих II Гогенштауфен и Ричард I Плантагенет, Северин Боэций и Фома Аквинский... За этими имена­ми кроются оригинальное мышление, самобытные чувства. Но осознание своей уникальности, самобытности, значимости своего «Я» не было развито, теорети­чески закреплено. И хотя примеры рефлексии встречаются в средневековой ли­тературе, это самопознание отличается от субъективистской рефлексии челове­ка эпохи Возрождения, Нового времени. Средневековый индивид соотносит се­бя с всеобщим, абсолютным, Богом. Преобладает универсальное, целое, вечное над индивидуальным, преходящим.

14

«Исповедь» Августина - первый опыт всеохватывающего самоанализа, осуществляемого не через сопоставление человека преимущественно с миром, но через сопряжение его с надмирной личностью, с одной стороны, и посредст­вом проникновения в глубины собственного «Я» - с другой '. Диалог человека с Богом Августин Аврелий делает инструментом самопознания. Центральным вопросом для него становится вопрос о человеке. Но проблема человека инте­ресует автора «Исповеди» не как абстрактная, с точки зрения его сущности во­обще. Это проблема конкретного я, человека как невоспроизводимого индиви­да. «Стал я сам для себя великой загадкой», - говорит Августин.

Лирическую автобиографию Августина, наверное, можно назвать исклю­чительным для средневековья произведением, где исследуются глубины чело­веческой психики, человеческой души. Но подобный психологический само­анализ не характерен для большинства произведений средневековой эпохи.

Конечно, содержание героических песен, рыцарских романов полностью не исключает описания нравственных коллизий (например, столкновение чув­ства любви и долга, противоречие между привязанностью к земному и поиском высшего морального совершенства, стремлением приобщиться к таинству Грааля; вспомним в этой связи Кримхильду или Изольду, Тристана или Лансе­лота), попытку разрешить морально-психологические проблемы. Но в основ­ном литературные произведения эпохи средневековья, в которых в той или иной мере нашли выражение верования, нравы, обычаи, модели поведения представителей некоторых социальных слоев (конечно, здесь не было «зер­кального» отражения жизненных обстоятельств, отношений), не дают анализа внутренней, духовной жизни человека. Порой можно встретить откровение, вроде «Исповеди», робкие попытки осмысления, объяснения душевных волне­ний в лирике трубадуров, но в итоге приходится признать, что здесь ещё силь­ны позиции стереотип, литературный штамп, традиции. Собственно, именно в художественной литературе средневековья яснее всего высвечивается образ

1 УколоваВ.И. Поздний Рим: голь портретов. М.,1992. с.145.

15

традиции'. Хотя власть традиции можно обнаружить в различных сферах дея­тельности человека.

В средневековую эпоху традиция выступает в качестве приоритетной ценности, соответственно вырабатывается определенная модель взаимодейст­вия человека и общества. Значение индивидуального начала в такой модели сведено к минимуму, традиция господствует над творчеством.

Средневековое общество, которое можно рассматривать как вариант тра­диционного, является закрытым, замкнутым, оно ориентировано на воспроиз­ведение культурных образцов, схем человеческой деятельности, форм общения, - отклонения от нормы, как правило, не одобряются и отрицаются. Традиции и обычаи, лежащие в основе этого общества, известным образом ограничивают, регламентируют, организуют человеческие взаимоотношения. Но трактовать традицию только лишь как инерцию, стереотип было бы неверно. Традиции способствуют устойчивости и равновесию общества. Благодаря традициям че­ловек усваивает социокультурный опыт, отсеянные временем нормы культуры, включается в систему общественных отношений. Существование общества не­возможно без традиции. Традиция как один из основополагающих аспектов нормального социокультурного развития обеспечивает сохранение коллектив­ной памяти, передачу и воспроизводство культурного наследия. Традиции не есть зло, однако они могут приобретать значение негативных явлений, способ­ствуя укреплению отжившего в развитии общества.

Становление общества не исчерпывается репродукцией социокультурно­го опыта, а связано также с осознанием и противопоставлением себя (человека) окружающему миру. На определенном этапе средневековый человек обнаружи­вает желание освободиться от господства традиций (не от традиций вообще), выделяет себя из социальной общности, начинает развивать свои собственные формы поведения, освоения мира, таким образом ограничивая власть традиции над индивидом.

1 Касании И.Т. Познание в мире традиций. М, 1990. С.41.

16

Можно предположить, что после XIII века наметился мировоззренческий поворот, означавший, в частности, признание права человека на свободу, само­стоятельность не только в экономической сфере, но и в области чувств, разума. По мере обретения большей уверенности в своих возможностях по отношению к окружающему миру человек осознавал все более глубокие пучины в своем собственном «Я».

Во второй главе «Гуманистическая концепция человека» рассматрива­ются учения гуманистов, в центре которых стояла проблема человека, выявля­ются инновационные качества гуманистических идей, исследуется возможность усвоения гуманистических ценностей ренессансным обществом.

В первом параграфе «Духовная атмосфера Италии эпохи Кватроченто» отмечается, что с эпохой Возрождения приходит новое видение человека; дис­сертант выдвигает предположение, что одна из причин трансформации средне­вековых представлений о человеке заключается в особенностях городской жиз­ни, диктующих новые формы поведения, иные способы мышления.

В условиях интенсивной общественной жизни и деловой активности соз­дается общая духовная атмосфера, в которой высоко ценились индивидуаль­ность и незаурядность. На историческую авансцену выходит человек деятель­ный, энергичный, активный, обязанный своим положением не столько знатно­сти предков, сколько собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям, удаче. Человек начинает по-иному видеть себя и мир природы, изменяются его эстетические вкусы, отношение к окружающей действительности и к прошло­му. Он стремится преодолеть сословные, корпоративные рамки, сковывающие его инициативу, мешающие ему творить самого себя, преобразовывать внеш­ний мир. Город становится той средой, где формируется особый социокультур-ный тип людей - горожан, отличающихся своим образом жизни, самосознани­ем от обитателей сельской округи - крестьян, сеньоров. Ослабевает социальная замкнутость, развивается относительная доступность общения в контексте жи­вой динамичной среды. Приходит понимание того, что людей нужно ценить не за их богатства, происхождение, титулы, а за благородство души, образован-

17

ность, личные качества. Благородство и достоинство человека коренятся в доб­родетелях и доблестных поступках.

В параграфе обращается внимание на то, что новый исторический субъ­ект являлся представителем достаточно разнородной городской общественной структуры, включавшей в себя различные социальные группы (духовенство, нобилитет, купцы, ремесленники), которые обладали известной подвижностью и открытостью, обеспечивая пластичность уклада жизни всего города, впрочем, нередко возникали и социальные конфликты. Тем не менее противоречия меж­ду пополанско-аристократической верхушкой и торгово-ремесленной цеховой массой не исключали некой общности условий и психологических алгоритмов городской жизни'. Из этой разнородно-целостной урбанизированной почвы рекрутировались культурные деятели нового склада. Формировался новый об­щественный слой - гуманисты, - где отсутствовал сословный признак, где це­нились, прежде всего, индивидуальные способности. Причастность к новой среде зависела преимущественно от духовных свойств конкретного человека.

Представители новой светской интеллигенции — гуманисты - защищают в своих произведениях достоинство человека; утверждают ценность человека не­зависимо от его общественного положения; обосновывают и оправдывают его стремление к богатству, славе, могуществу, светским знаниям, наслаждению жизнью; привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам.

Немало сил, творческой энергии гуманисты потратили на воспитание, об­разование общества. Организовывая научные кружки, академии, устраивая диспуты, читая лекции, выступая с докладами, гуманисты стремились приоб­щить к духовному богатству, создававшемуся поколениями многих ученых, поэтов, писателей, художников, сограждан, своих современников; возлагали надежды на укрепление в общественном сознании гуманистических идей. Представители новой духовной общности, которых объединяла жажда позна-

1 Батккн Л .М. О социальных предпосылках Итальянского Возрождения // Проблемы итальянской истории

М.,1975. С.243.

18

ния, любовь к словесности, изучение studia humanitatis, преподавали в универ­ситетах Италии (Падуя, Флоренция, Феррара, Болонья, Павия etc.), становились воспитателями, наставниками детей правителей городов, создавали школы (в том числе и бесплатные для бедных). Большую известность получили гумани­стические школы Гуарино да Верона и Витторино да Фельтре. Важно, что в этих и подобных им школах внимание уделялось не только процессу обучения, передачи знаний, умений, но и процессу воспитания, понимаемого как целена­правленное воздействие на духовное и физическое развитие человека. Целью педагогической деятельности преподавателей было воспитание человека, кото­рый воплощал бы в себе гуманистические идеалы.

Впрочем, некоторые исследователи полагают, что гуманистическая обра­зованность стала уделом небольшого высшего слоя общества, приобрела ари­стократический характер; Ренессанс оставался элитарным духовным движени­ем. Подобные замечания не лишены справедливости, но, пожалуй, не могут быть приняты как безусловные. Да, гуманисты отстаивали доступность образо­вания для всех, независимо от общественного и имущественного положения при условии природной способности к занятиям науками, признавали природ­ное равенство людей (одинаково телесно устроены, обладают разумом, чувст­вами). Однако в реальной жизни равные возможности могли использовать да­леко не все. Простой народ жил повседневными заботами, приобретением средств к существованию; в целом оставался чуждым духовным исканиям гу­манистов.

Вначале аудитория, где находили отклик гуманистические идеи, была не­велика, но постепенно ареал распространения новой идеологии расширялся, охватывая, прежде всего, городское население, которое все больше увеличива­лось благодаря, преимущественно, притоку крестьян. Уходя из деревни, её жи­тели порывали с прежним образом существования, приобретая относительную свободу от феодального гнета, личной зависимости. «Городской воздух делает человека свободным», - гласило средневековое правило Западной Европы. В городах формируются новый образ жизни и своя культура - повседневная и ду-

19

ховная, и в этом процессе немалую роль играли гуманисты, которые своей дея­тельностью способствовали изменению тона жизни.

Гуманитарные дисциплины - studia humanitatis - призваны были, по мне­нию гуманистов, формировать нового человека, ибо «свободные науки» обла­дают большой воспитывающей силой, совершенствуют и украшают человека; studia humanitatis пробуждают возможности, заложенные природой в индивиде.

Гуманисты не были страстными проповедниками в духе Савонаролы или реформаторами подобно Лютеру, не навязывали свои взгляды обществу на том основании, что их идеалы являются абсолютной ценностью. Нетерпимость, эк­зальтация, отсутствие диалога, сомнения в предлагаемой доктрине - все это не в стиле гуманистов. Тем не менее они жаждали, стремились быть услышанны­ми, излагая свое мнение, «проясняя» ситуацию, ибо человек XV века заблудил­ся в самом себе, выпал из одной системы верований и пока не утвердился в другой.

Во втором параграфе «Ренессансная антропология» исследуются работы некоторых античных, христианских мыслителей, идеи которых оказали воздей­ствие на философскую мысль Возрождения; отмечается, что, начиная с Петрар­ки, гуманисты включают в сферу своего внимания помимо античных классиче­ских авторов также и раннехристианских богословов, переносят акценты с про­блем онтологических на этические, социальные, формируют новое понимание проблемы соотношения божественного и природного начал в человеке.

Обращенность к себе, к собственной душе, к своим внутренним стремле­ниям составляет главное содержание всего многообразного творчества Франче-ско Петрарки, его стихов, философских трактатов, писем. В своих сочинениях он предлагает достижение нравственного идеала через самопознание, образова­ние, приобщение к гуманитарным наукам. Возвращение к себе, постижение своего «Я» скорее приближают к истине, добродетели, нежели исследование природы, окружающего мира. Петрарка «обращается внутренним зрением к се­бе», споря и не соглашаясь с собой; терзаемый сомнениями, мучимый противо­речиями, он жаждет согласия всех чувств и душевных стремлений, он убежден.

20

что «нет ничего дивного, кроме души, рядом с величием которой ничто не ве­лико».

Но Петрарка скорее является исключением в своей рефлексии. В целом же, для итальянских гуманистов, при всей личностное™ их мироощущения, психологическая интроспекция нехарактерна1. Для этого они слишком деятель­ны, обращены вовне. Гуманисты чаще спрашивают «Что такое человек?», чем «Кто я?».

В третьем параграфе «Фичино и Пико: размышления о человеке» под­черкивается, что учение о человеке получило новый импульс развития в кон­цепциях флорентийских неоплатоников.

Если мыслители так называемого раннего Возрождения были сосредото­чены на решении моральных, социальных проблем, то неоплатоники значи­тельно расширили круг обсуждаемых тем. Они вовлекают в сферу своего вни­мания проблемы гносеологии, онтологии, развивают идеи пантеизма, веротер­пимости, включают в круг исследуемых источников герметические сочинения.

В четвертом параграфе «Гуманистические идеи и общество» уточняется содержание понятия «гуманизм», выявляется динамика в гуманистической проблематике. Диссертант, отмечает, что вера в человека определяет оптими­стический настрой гуманистических концепций раннего Возрождения. По мне­нию Богуславского, эйфория, восторженная идеализация мира и человека свой­ственны всем гуманистам Кватроченто2.

В итальянском гуманизме XVI в. сильнее звучит критическая струна, ис­чезает идеализация человека, характерная для раннего гуманизма. С чем связа­на подобная перемена настроений, направленности исследований?

Возможно, новые тенденции в гуманистическом движении были вызва­ны, во-первых, противоречиями, возникшими между гуманистическими идеа­лами Возрождения и социальной действительностью (изменения в политиче­ском строе итальянских государств, частичная утрата национальной независи-

1 Кои И.С. В поисках себя. М., 1984. С. 118

! Богуславский В.М. Проблемы познания в творчестве итальянских гуманистов XW-XV вв. // Общественная

мысль: исследования и публикации. Вьш 3 М.,1993 С.87

21

мости, войны, контрреформация отразились на мироощущении людей); во-вторых., открытиями в области естественных наук, в результате которых чело­век из центральной фигуры Вселенной превратился в песчинку мироздания. И все же гуманисты не утратили оптимизма в оценке возможностей человека, об­ратившись к его деятельно-познавательной сущности.

Практически через все произведения гуманистов (затрагивают ли они во­просы онтологии или гносеологии, этико-политическую или натурфилософ­скую проблематику) лейтмотивом проходит тема, идея человека.

Гуманисты не были первыми, кто обратился к вопросам, связанным с че­ловеком, понятием humamtas. Отдельные идеи гуманизма представлены в про­изведениях устного народного творчества, философских и религиозных учени­ях античности и средневековья. Однако только в эпоху Возрождения начинает­ся отсчет гуманизма как особого строя мышления, личностного самосознания, как целостной системы взглядов1. Происходит переосмысление системы ценно­стей, норм. В этом процессе принимают участие прежде всего гуманисты. Они стремятся к утверждению новых моделей поведения, иных форм воспитания и общения; к творческому преобразованию мира. Однако новые нормы и ценно­стные установки, инновационные по смыслу, представляли собой элементы элитарной культуры.

Элитарная культура выступает как инициативное и продуктивное начало в любой культуре, выполняя преимущественно творческую функцию в ней. Теория и практика элитарной культуры расцветает особенно плодотворно на «сломе» культурных эпох, при смене культурно-исторических парадигм.

Новые идеи распространяются в обществе благодаря духовной элите (тут важно отметить, что политическая элита и духовная, культурная элита, как пра­вило, не совпадают), которая предстает в качестве референтной группы по от­ношению к обществу в целом. Как референтная группа, духовная элита оказы­вает влияние на общественное мнение, её ценностные установки, вкусы, жиз-

' Самохваюва В.И. Человек и мир: проблема антропоцентризма// Философские науки. 1992. №3. С. 162.

22

ненные идеалы становятся эталонными. Гуманисты, составляющие основу но­вой духовной элиты, смеют быть оригинальными, поступать не как все.

Новые навыки, ценности, принципы не превратились в тайное, сакраль­ное, эзотерическое знание, табуированное для остальной массы. Открытия гу­манистов не стали секретом для тех, кто не входил в гуманистическое сообще­ство. Наоборот, новые знания были открыты для всеобщего пользования. Сами гуманисты верили, что их занятия, труды не напрасны, но способны принести благо большому числу людей.

Но, несмотря на то, что Италия, где так называемые средневековые нача­ла были изжиты много раньше, чем в остальной Европе, часть населения еще оставалась во власти прежних традиций, установлений и не всегда адекватно воспринимала новое, необычное. Мироощущение, способы поведения, уста­новки простого человека изменялись медленнее, нежели культура людей обра­зованных. Но неодинаковые ритмы изменений в духовной жизни различных слоев, групп населения не дают оснований говорить, что психология народа представляла собой константу.

На первых порах гуманистические идеи оказываются в оппозиции к гос­подствующей, культуре. Иначе, наверное, и не могло быть. Инновационные по содержанию идеи и ценности не вписывались в рамки официальной культуры, ибо, вызывая энтропийные процессы, нарушали, дестабилизировали привыч­ный порядок, сложившееся устройство социально-культурной системы, повы­шали в ней состояние неопределенности.

Но состояние длительной повторяемости норм, смыслов и знаний, при­верженность общества неизменным традициям, догматизация религии, канони­зация искусства, консервация общей системы ценностей в целом приходят в противоречие с процессами дифференциации, усложнения социальной и ду­ховной жизни общества. Более развитое общество уже не может ограничиться традицией, культурная традиция - лишь один из механизмов, при помощи ко­торого осуществляется человеческая деятельность, нужны также иные мехниз-мы регуляции социокультурной системы, например, инновация. Инновации

23

большей частью являются результатом творческих усилий отдельных индиви­дов или малых групп коллективов. Такое творчество протекает через разрыв с безусловными запретами и представлениями, нарушение принятых норм, пра­вил, культурных образцов. Для возникновения нового необходим выход за пре­делы установленной заданности. Именно на уровне индивидуальной культуры осуществляется рождение новых идей, взглядов, подходов, ценностных пред­ставлений.

В ренессансную эпоху носителями новаторства выступают представители духовной элиты, светской интеллигенции - гуманисты. Они, подвергая сомне­нию абсолютную ценность прежних норм, форм поведения, предлагают новые идеи, образы, знания, ищут пути самоутверждения.

Однако всякое нововведение обречено на забвение, отторжение или лишь на временную местную реализацию, если оно не встречает понимания со сто­роны общества. Более того, инновация, если она принимается множеством вхо­дящих в ту или иную группу людей, стереотипизируется и превращается в тра­дицию.

Гуманистические идеалы, ценности находятся в оппозиции к традицио­нализму, а не к традиции как таковой. Иначе говоря, критика традиции непо­средственно относится лишь к Традиции.

Как уже было сказано, традиция не тождественна застою, консерватизму. Застой общественной жизни порождает лишь слепое преклонение перед тради­цией, преувеличение ее роли в духовной жизни общества.

В эпоху Возрождения происходит изменение духовных, ценностных ори­ентиров, меняются объект и методы познания. Гуманисты, критикуя догматизм как принцип мышления, как одностороннее отношение к истине, признание в ней абсолютного момента при игнорировании ее относительности, провозгла­шают свободу мысли, призывают к выдвижению различных и дополняющих друг друга точек зрения.

В ренессансную эпоху несколько поколений гуманистов разрабатывают проблему человека, стремятся выяснить: что такое человек? Неизменный

24

интерес мыслителей эпохи Возрождения к идее humanitas свидетельствует о преемственности в осмыслении антропологической проблематики, о важности обсуждаемой темы, которая не перестает волновать философов и последующих поколений, эпох.

Гуманизм, возникший как воплощение элитарности, был, однако, вооду­шевлен идеей рекрутирования все более широкого круга людей. Гуманисты надеялись на демократизацию состава читателей, слушателей. Они, чтобы быть понятыми не только представителями аристократии, но и простыми горожана­ми, обращались при написании трудов также и к народному языку - volgare. Для них была важна адаптация гуманистических идей в ренессансном (в нашем случае добавляем: итальянском) обществе.

Но было ли встречное, ответное движение со стороны тех, к кому обра­щались гуманисты? Принимало ли общество нововведения? Или гуманистиче­ские идеи оказались только декларацией?

Вхождение гуманистических идей, ценностей в общественное сознание произошло не вдруг. Это был довольно длительный процесс. Новое не всегда адекватно воспринималась. Тем не менее уже в эпоху Возрождения идеи гума­низма закрепляются в памяти общности, начинается этап их стереотипизации, с завершением которого гуманистические представления, ценности в конечном счете приобретают стагус традиции. Гуманизм еще не стал, но только стано­вится традицией, сохраняя в то же время черты инновации. Другими словами, в эпоху Возрождения оказалось возможным действие, функционирование гума­нистических идей в виде противоречивого единства инновации и традиции.

В дальнейшем внимание к гуманистической проблематике проявляют философы Нового и Новейшего времени. Однако не все мыслители разделяют оптимистические прогнозы относительно судьбы гуманизма. Его защитникам приходится парировать доводы оппонентов, которые считают, что рассуждения о гуманизме являются или прекраснодушием, непониманием реальной действи­тельности, или же сознательным лицемерием1.

1 См. в частности. Лекторский В. А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии. 1994. ,N«6. С.23.

25

Человек во многом не оправдал возлагавшиеся на него надежды. Иначе как объяснить экологические, социальные, духовные кризисы, сотрясающие мир? Тем не менее гуманизм - при всей неоднозначности его оценки - не дол­жен быть отвергнут без сожаления на том основании, что следование его прин­ципам не смогло предостеречь человека от ошибок.

Сегодня важно не допустить манипуляции этим понятием, претендую­щим на значительную роль в системе ценностей современной культуры. Отка­заться от гуманистических идеалов - значит лишить человека веры в самого се­бя, в свои способности, надежды на торжество добра, справедливости.

В заключении диссертации подводятся итоги работы, формулируются основные выводы, намечаются перспективы дальнейшего исследования про­блемы: анализ процесса актуализации гуманистических идей в последующие культурно-исторические эпохи.

По теме диссертации опубликованы следующие статьи:

1. Сосуществование в рамках средневекового общества различных кон­цепций человека // Человек. Общество. Образование. Межвузовский сборник. - Уфа, 1998. - С. 22-28. - (В соавт. с Азаматовым Д.М.)

2. Традиционность как одно из качеств средневекового общества // Чело­век. Общество. Образование. Межвузовский сборник. - Уфа, 1999. -С.14-15.

3. Итальянские гуманисты эпохи Кватроченто о роли гуманитарных дис­циплин в образовании и воспитании подрастающего поколения // Че­ловек. Общество. Образование. Межвузовский сборник. - Уфа,2000 -0,25 п.л. - в печати.

4. Произведения Петрарки как пример интроспективного анализа в лите­ратуре // Там же. - 0,25 п.л.- в печати.

5. Проблема человека в эпоху Чинквеченто (на примере сочинений Кас-тильоне, Макиавелли) // Там же. - 0,3 п.л. - в печати.