Тажуризина З.А. («Марксистская платформа»)

Программа курса

«ТЕОРИЯ  И  ИСТОРИЯ  СВОБОДОМЫСЛИЯ»

(Для студентов и преподавателей школ и вузов)

Тема 1.

Теория и история свободомыслия как отрасль знания.

Научная история и теория свободомыслия - система знаний о сущности и проявлениях свободомыслия по отношению к религии, о его происхождении и эволюции и его социальной, мировоззренческой, психологической и аксиологической роли в обществе и в личной жизни индивида. Источники знаний о свободомыслии: фольклор, книжные памятники, художественная литература, гражданская история, естествознание, правовые документы, сочинения богословов и т.д. Возникновение и эволюция понятия «свободомыслие», его обогащение по мере развития духовной культуры. Соотношение понятий «свободомыслие», «критика религии», «инакомыслие», «иноверие», «вольнодумство», «секуляризм», «светская культура». Методологические принципы исследования свободомыслия. Отечественные и зарубежные исследования в области истории и теории свободомыслия.

Тема 2.

Свободомыслие как социокультурное явление.

Закономерный характер возникновения и воспроизводства свободомыслия, его общественно-историческая обусловленность. Свободомыслие в отношении религии как выражение возрастающего овладения человечеством стихийными силами природы и общества. Зависимость интенсивности и распространенности свободомыслия от социальных факторов, от уровня социальной свободы. Свободомыслие в отношении религии и социально-политические движения. Соотношение стихийного и сознательного /теоретического/ свободомыслия. Интеллектуально-психологическая связь свободомыслия с реализмом и здравым смыслом. Концепции свободомыслия - отражение и теоретическое развитие  вольнодумных настроений народных масс. Психологические и мировоззренческие типы вольнодумцев: гуманист, гедонист, романтик, прагматик, бунтарь, фанатик, скептик, агностик, атеист и т.д. Обобщенный положительный образ вольнодумца, его черты: гражданское и интеллектуальное мужество, свобода и достоинство, стремление к совершенствованию общества и личности, потребность в самореализации, самовоспитание в духе гуманизма.

Свободомыслие - органический элемент духовной культуры, его неустранимость, включенность во все сферы духовной жизни. Свободомыслие в мировом и отечественном фольклоре. Свободомыслие в области знаний о природе, обществе и человеке. Свободомыслие в художественной культуре. Роль искусства и литературы в гуманизации общества. Свободомыслие в области философии и этики. Проявления свободомыслия в учениях религиозных философов и теологов. Свобода совести как ценность культуры. Нравственные ценности свободомыслия. Преемственность идей свободомыслия. Роль свободомыслия в освобождении общественного сознания и духовной деятельности людей от влияния религии. Свободомыслие как один из факторов самопознания человека и человечества. Неоднозначный характер влияния свободомыслия на личность и общества.

Тема 3.

Формы свободомыслия.

Многообразие форм критического отношения к религии . Мировоззренческая неоднородность духовного пространства между религией и атеизмом. Подвижность, взаимодействие и взаимопроникновение различных форм и проявлений свободомыслия. Изменение их места и роли в общественном сознании в процессе  эволюции духовной культуры. Общие черты различных форм свободомыслия. Критерии прогрессивности тех или иных проявлений свободомыслия. Плодотворные и разрушительные проявления критики религии.

Богоборчество как социально-психологический и культурный феномен. Неоднозначные трактовки понятия богоборчества в литературе. Оттенки психологии богоборчества: робкий упрек в адрес сверхъестественных сил; дерзкий вызов Богу, его «хуление», спокойная констатация несовершенства Бога как творца несовершенной жизни. Богоборчество как выражение социального протеста. Использование богоборческих идей в светской культуре, в борьбе с тиранией и посягательством на творческое развитие личности, а также для апологии права индивида на своеволие, безответственность, вседозволенность.

Скептицизм в отношении религии, его соотношение с философским скептицизмом. Связь скептицизма с рационализмом. Антидогматическая и антиавторитарная направленность скептицизма. Мировоззренческая разноплановость скептицизма. Агностицизм как утрированная форма скептицизма.

Особенности нигилистической критики религии. Нигилистическое отношение к религии как форма отрицания общепризнанных духовных ценностей. Общие черты нигилизма как мировоззренческой установки: разрыв с позитивным содержанием культуры, произвол и субъективизм в оценках религии, индивидуализм, антигуманизм. Несостоятельность тезиса о тождественности нигилизма и атеизма.

Антиклерикализм как общественное движение и идейное течение. Разновидности антиклерикализма: религиозный и светский, антиклерикализм правящих кругов и народных масс. Влияние антиклерикальных идей и движений на критическое осмысление религии. Антиклерикализм в социальных и философских учениях, в художественной культуре, в фольклоре.

Проявление свободомыслия в форме религиозного индифферентизма. Неоднозначность роли религиозного индифферентизма в духовной жизни общества. Различные степени свободы от религии: безразличие к отдельным элементам религиозного учения; полное игнорирование религии при решении творческих или практических задач; скрытое или бессознательное критическое отношение к религии. Стихийно-материалистическая тенденция в индифферентных по отношению к религии литературных памятниках.

Светский гуманизм, его вольнодумный потенциал. Защита достоинства личности, ее права на свободное духовное творчество, на счастливую земную жизнь. Светская гуманистическая традиция в философии и в художественной культуре. Влияние светского гуманизма на религиозные учения.

Понятие «ересь», его богословская и светская трактовки. Переплетение в ересях социально-политического и идеологического аспектов. Различение ересей по социальной базе, степени радикальности в отрицании ортодоксии. Ереси дуалистические и пантеистические. Пантеизм мистический и натуралистический. Идеи антикреационизма, бесконечности Вселенной, естественной закономерности в природе в натуралистическом пантеизме. Деизм как скрытая /потенциальная/ форма материализма и атеизма.

Атеизм как наиболее последовательная форма свободомыслия. Определения и классификации атеизма в современной литературе. Атеизм стихийный и теоретический /обоснованный, сознательный/. Разнообразие видов атеизма: философский, естественнонаучный, вульгарный, догматический, нигилистический. Социальные и культурные функции атеизма. Место и роль атеизма в современном мире.

Десакрализация и секуляризация религиозных понятий, сюжетов и образов как проявление свободомыслия. Концептуальное расширение сферы свободомыслия в процессе анализа явлений культуры, традиционно относимых к религиозным. Выявление пластов вольнодумной культуры, скрытых в религиозных образах, понятиях, сюжетах. Социально-политические, философские, этические, психологические, художественные трактовки религиозных понятий и образов.

Общая оценка свободомыслия и его роли в истории социальной и духовной жизни человечества.

Тема 4.

Свободомыслие в культуре древних народов

/Восток, Греция, Рим/.

Рациональные знания древних о мире и о самих себе как одна из предпосылок возникновения свободомыслия в древнем мире. Зарождение свободомыслия в древнем обществе: элементы скептицизма, богоборчества, рационализма в сознании и действиях отдельных индивидов в период существования родоплеменных религий. Скептицизм и религиозный индифферентизм в литературных памятниках древнего Египта и Вавилона /»Песнь арфиста», «Беседа разочарованного со своим духом», «Диалог между господином и рабом о смысле жизни»/. Богоборческие сюжеты в Ветхом завете. Свободомыслие в литературе древней Индии и Китая /школа чарвака-локаята, «Книга перемен», учения Ван Чуна, Сюнь-цзы/. Социально-политические и культурные предпосылки становления свободомыслия в древней Греции. Особенности древнегреческой религии и философии, их отражение в свободомыслии древних греков. Тема богоборчества в древнегреческой трагедии. Религиозный индифферентизм в культуре древней Греции /исторические сочинения, поэзия, проза, изобразительное искусство/. Внерелигиозное осмысление политеизма Ксенофаном, Протагором, Продиком из Кеоса, Эвгемером и др. Критика религии с позиций здравого смысла Диагором из Мелоса, Критием, Карнеадом из Кирены. Киническая критика религии. Свободомыслие атомистов: Демокрит и Эпикур о религии, о причинах веры в богов, о воздействии религии на человека. Провозглашение нерелигиозной гуманистической этики. Внерелигиозная этика Аристотеля. Секст Эмпирик - систематизатор и описатель древнегреческого свободомыслия.

Свободомыслие в древнем Риме, его соотнесенность с древнеримским политеизмом. Проявления свободомыслия в художественной и эпистолярной литературе, в исторических и искусствоведческих сочинениях /Плиний Младший, Тацит, Витрувий и др./. Развитие эпикуровской традиции в атеистическом учении Тита Лукреция Кара. Лукреций о сущности, причинах и функциях религии, о путях ее преодоления. Обсуждение проблем религии в сочинении Цицерона «О природе богов». Цицерон об этимологии слова «религия»; различение им религии и суеверия. Свободомыслие в Римской Империи в период зарождения христианства. Лукиан из Самосаты; критика политеизма средствами художественной сатиры. Сведения Лукиана о христианах. Античные критик христианства: Цельс, Цецилий, Порфирий, Юлиан. Использование вольнодумного наследия античности ранними апологетами и отцами церкви в их критике политеистических верований. Осмысление античной мифологии и атеизма с позиций христианства /Афинагор, Тертуллиан, Ориген, Климент Александрийский, Афанасий Великий, Августин Аврелий и др./. Роль свободомыслия в развитии духовной культуры древности.

Тема 5.

Свободомыслие в средние века

/Европа, Ближний и Средний Восток/.

Свободомыслие в условиях господства монотеистических религий Исторические документы об уровне религиозности и иррелигиозности в средние века. Элементы свободомыслия в европейской народной культуре. Проблема народного вольнодумства в исследовательской литературе; оценки смеховой культуры. Свободомыслие и социальные движения средневековья. Еретические движения. Ранние христианские ереси /гностицизм, манихейство, маркиониты, монтанисты и др./ как проявления религиозного инакомыслия. Ереси дуалистические /манихейская традиция/: павликиане, богомилы, катары, альбигойцы, вальденсы. Ереси пантеистические: амальрикане, ортлибарии, братья и сестры свободного духа и др. Антитринитарные ереси. Религиозный индифферентизм в духовной культуре средневековья, его проявления в области художественной литературы, поэзии, истории, права и т.д. Скептицизм в отношении религии. Идея трех обманщиков на Востоке и в Европе. Возражения Хиви Габалки против Ветхого Завета. Пьер Абеляр о роли сомнения в отыскании истины; разум как орудие сомнения. Полемика номиналистов со сторонниками церковной ортодоксии. Теория двойственной истины, ее роль в расширении сферы свободомыслия. Аверроизм, его представители на Востоке и в Европе: Ибн Сина, Ибн-Рушд, Сигер Брабантский, У. Оккам. Критика ортодоксального ислама и мусульманского духовенства в творчестве Абу-ль-Аля аль Маарри. Сравнительный анализ религий в творчестве аль-Бируни. Свободомыслие в творчестве Ибн-Халдуна /»Книга назиданий»/. Идея веротерпимости /Абеляр, аль-Бируни, Марсилий Падуанский, У. Оккам и др./. Опытное знание и его роль в развитии свободомыслия /Роджер Бэкон/. Знания о феномене веры и неверия в средние века.

Тема 6.

Свободомыслие в Европе в эпоху Возрождения.

Полемика вокруг проблем ренессансного свободомыслия в современной научной и богословской литературе. Сравнительный анализ культур Возрождения и Реформации в их отношении к католицизму. Социокультурные предпосылки свободомыслия эпохи Возрождения. Формирование натуралистической философии как основы нетеологического отношения к миру и человеку. Критика католической церкви, монашества, ортодоксальной католической схоластики в творчестве итальянских и немецких мыслителей эпохи Возрождения  /Поджо Браччолини, Леон Баттиста Альберти, Эразм Роттердамский, Николай Кузанский и др./. Десакрализация религиозных образов и понятий в художественной культуре Возрождения. Гуманистическая концепция человека и ее роль в освобождении сознания и поведения человека от влияния католицизма /Пико делла Мирандола ,Леонардо Бруни, Лоренцо Валла/. Идеи социальной, познавательной, творческой активности человека, критика идей смирения и аскетизма. Начало освобождения науки, искусства, этики, политики от господства религии. Разграничение религии и этики в творчестве Лоренцо Валла. Никколо Маккиавелли о религии и ее роли в жизни общества. Аспекты свободомыслия в эстетике Леонардо да Винчи и Альбрехта Дюрера. Эволюция пантеизма от мистического к натуралистическому /от Николая Кузанского до Дж.Бруно/. Решение вопроса о происхождении и сущности религии с позиций свободомыслия. Идея эволюции религии /Бруно, Ванини, Маккиавелли/. Пьетро Помпонацци о смертности и бессмертии души. М.Монтень о достоинстве безрелигиозной личности. Развитие идеи веротерпимости в эпоху Возрождения. Нравственная и интеллектуальная ценность свободомыслия Возрождения.

Тема 7.

Свободомыслие в Новое время /Европа, Америка/.

Социальные, культурные и идеологические предпосылки новоевропейского свободомыслия. Роль естественных наук и философии в развитии свободомыслия. Свободомыслие в Голландии. Критика идеи бессмертия души /Уриэль да Коста/. Пантеизм Б.Спинозы. Начало научной критики священных книг. Свободомыслие философов-деистов в Англии. Внерелигиозное осмысление проблем религии Т. Гоббсом, его антиклерикализм. Разработка понятия и проблем свободомыслия А.Коллинзом. Критика религии Д.Толандом. Д.Юм о естественной истории религии: сравнительный анализ политеизма и теизма. Свободомыслие в Германии в ХУII-Х1Х вв. Анонимные атеистические трактаты ХУIIв. Концепция религии в культурологии И.Г.Гердера. Свободомыслие Г.Э.Лессинга. Идеи свободомыслия в естественнонаучных, философских и этических воззрениях И.Канта. Секулярный смысл автономной этики Канта и его учения о свободе совести. Идеи свободомыслия в философии Г.В.Ф.Гегеля. Антиклерикальная направленность ранних работ Гегеля. Гегель о закономерном характере возникновения и эволюции религии, о месте религии и церкви в обществе и государстве. Свободомыслие младогегельянцев /Б.Бауэр, Д.Штраус и др./. Критика религии с позиций нигилизма /М.Штирнер/. Атеизм Л.Фейербаха, его суждения о месте религии и атеизма в культуре, о соотношении теизма и атеизма. Критика религиозной морали. Атеистическое учение К.Маркса и Ф.Энгельса. Методология  изучения религии и свободомыслия у основоположников марксизма. Маркс и Энгельс о социальной основе религии и о ее роли в обществе. Проблема возникновения и сущности христианства в работах Энгельса. Проблема содержания и формы религиозных учений. Критика субъективистского, нигилистического подхода к религии. Свободомыслие во Франции. Критика церкви П.Бейлем. Бейль об особенностях религиозного и атеистического обществ. Начало реабилитации атеизма и атеистов в общественном сознании. Философское, политическое и антирелигиозное свободомыслие французских просветителей ХУIII в. Эволюция свободомыслия от деизма к материализму и атеизму. Антиклерикальный аспект деизма: Ф.М.Вольтер. Детеологизация культуры философии в век французского Просвещения. Атеизм Ж.Мелье, Ж.О.де Ламетри, К.А.Гельвеция, Д.Дидро, П.Гольбаха. Разработка ими вопросов о сущности религии, ее причинах и способах преодоления ; критика религиозной морали; идеи связи нравственности и атеизма. П.Гольбах и С.Марешаль о разновидностях неверующих. Отрицательные оценки атеизма в европейской философии ХУII - ХУIII веков. /Ф.Бэкон, Г.В.Лейбниц, Д.Беркли/. Свободомыслие в Северной Америке. Взаимообусловленность политики и свободомыслия в творчестве Б.Франклина и Т.Джефферсона. Критика религии Т.Пейном.

Возникновение организации свободомыслящих. Британское национальное секуляристское общество /1866/, Международная федерация союзов и обществ свободной мысли /Брюссель,188О/. Распространение атеистических идей в Европе в связи с открытиями в области естествознания, с развитием знания, образования и повышением уровня культуры. Свободомыслие в художественной литературе ХУIII-Х1Х. вв. / Вольтер, Дидро, Д.Г.Байрон, О. Де Бальзак, Э. И Ж.Гонкуры, А.Франс и др./.