Тажуризина
З.А. («Марксистская платформа»)
Программа курса
«ТЕОРИЯ И
ИСТОРИЯ СВОБОДОМЫСЛИЯ»
(Для студентов и преподавателей школ и вузов)
Тема 1.
Теория и
история свободомыслия как отрасль знания.
Научная история и теория свободомыслия - система знаний о сущности и проявлениях свободомыслия по отношению к религии, о его происхождении и эволюции и его социальной, мировоззренческой, психологической и аксиологической роли в обществе и в личной жизни индивида. Источники знаний о свободомыслии: фольклор, книжные памятники, художественная литература, гражданская история, естествознание, правовые документы, сочинения богословов и т.д. Возникновение и эволюция понятия «свободомыслие», его обогащение по мере развития духовной культуры. Соотношение понятий «свободомыслие», «критика религии», «инакомыслие», «иноверие», «вольнодумство», «секуляризм», «светская культура». Методологические принципы исследования свободомыслия. Отечественные и зарубежные исследования в области истории и теории свободомыслия.
Тема 2.
Свободомыслие
как социокультурное явление.
Закономерный
характер возникновения и воспроизводства свободомыслия, его
общественно-историческая обусловленность. Свободомыслие в отношении религии как
выражение возрастающего овладения человечеством стихийными силами природы и
общества. Зависимость интенсивности и распространенности свободомыслия от
социальных факторов, от уровня социальной свободы. Свободомыслие в отношении
религии и социально-политические движения. Соотношение стихийного и
сознательного /теоретического/ свободомыслия. Интеллектуально-психологическая
связь свободомыслия с реализмом и здравым смыслом. Концепции свободомыслия -
отражение и теоретическое развитие
вольнодумных настроений народных масс. Психологические и мировоззренческие
типы вольнодумцев: гуманист, гедонист, романтик, прагматик, бунтарь, фанатик,
скептик, агностик, атеист и т.д. Обобщенный положительный образ вольнодумца,
его черты: гражданское и интеллектуальное мужество, свобода и достоинство,
стремление к совершенствованию общества и личности, потребность в
самореализации, самовоспитание в духе гуманизма.
Свободомыслие
- органический элемент духовной культуры, его неустранимость, включенность во
все сферы духовной жизни. Свободомыслие в мировом и отечественном фольклоре.
Свободомыслие в области знаний о природе, обществе и человеке. Свободомыслие в
художественной культуре. Роль искусства и литературы в гуманизации общества.
Свободомыслие в области философии и этики. Проявления свободомыслия в учениях
религиозных философов и теологов. Свобода совести как ценность культуры.
Нравственные ценности свободомыслия. Преемственность идей свободомыслия. Роль
свободомыслия в освобождении общественного сознания и духовной деятельности
людей от влияния религии. Свободомыслие как один из факторов самопознания
человека и человечества. Неоднозначный характер влияния свободомыслия на личность
и общества.
Тема 3.
Формы
свободомыслия.
Многообразие
форм критического отношения к религии . Мировоззренческая неоднородность
духовного пространства между религией и атеизмом. Подвижность, взаимодействие и
взаимопроникновение различных форм и проявлений свободомыслия. Изменение их
места и роли в общественном сознании в процессе эволюции духовной культуры. Общие черты различных форм
свободомыслия. Критерии прогрессивности тех или иных проявлений свободомыслия.
Плодотворные и разрушительные проявления критики религии.
Богоборчество
как социально-психологический и культурный феномен. Неоднозначные трактовки
понятия богоборчества в литературе. Оттенки психологии богоборчества: робкий
упрек в адрес сверхъестественных сил; дерзкий вызов Богу, его «хуление»,
спокойная констатация несовершенства Бога как творца несовершенной жизни.
Богоборчество как выражение социального протеста. Использование богоборческих
идей в светской культуре, в борьбе с тиранией и посягательством на творческое
развитие личности, а также для апологии права индивида на своеволие,
безответственность, вседозволенность.
Скептицизм
в отношении религии, его соотношение с философским скептицизмом. Связь
скептицизма с рационализмом. Антидогматическая и антиавторитарная направленность
скептицизма. Мировоззренческая разноплановость скептицизма. Агностицизм как
утрированная форма скептицизма.
Особенности
нигилистической критики религии. Нигилистическое отношение к религии как форма
отрицания общепризнанных духовных ценностей. Общие черты нигилизма как
мировоззренческой установки: разрыв с позитивным содержанием культуры, произвол
и субъективизм в оценках религии, индивидуализм, антигуманизм.
Несостоятельность тезиса о тождественности нигилизма и атеизма.
Антиклерикализм
как общественное движение и идейное течение. Разновидности антиклерикализма:
религиозный и светский, антиклерикализм правящих кругов и народных масс.
Влияние антиклерикальных идей и движений на критическое осмысление религии.
Антиклерикализм в социальных и философских учениях, в художественной культуре,
в фольклоре.
Проявление
свободомыслия в форме религиозного индифферентизма. Неоднозначность роли
религиозного индифферентизма в духовной жизни общества. Различные степени
свободы от религии: безразличие к отдельным элементам религиозного учения;
полное игнорирование религии при решении творческих или практических задач;
скрытое или бессознательное критическое отношение к религии. Стихийно-материалистическая
тенденция в индифферентных по отношению к религии литературных памятниках.
Светский
гуманизм, его вольнодумный потенциал. Защита достоинства личности, ее права на
свободное духовное творчество, на счастливую земную жизнь. Светская гуманистическая
традиция в философии и в художественной культуре. Влияние светского гуманизма
на религиозные учения.
Понятие
«ересь», его богословская и светская трактовки.
Переплетение в ересях социально-политического и идеологического аспектов.
Различение ересей по социальной базе, степени радикальности в отрицании
ортодоксии. Ереси дуалистические и пантеистические. Пантеизм мистический и
натуралистический. Идеи антикреационизма, бесконечности Вселенной,
естественной закономерности в природе в натуралистическом пантеизме. Деизм как
скрытая /потенциальная/ форма материализма и атеизма.
Атеизм
как наиболее последовательная форма свободомыслия. Определения и классификации
атеизма в современной литературе. Атеизм стихийный и теоретический
/обоснованный, сознательный/. Разнообразие видов атеизма: философский,
естественнонаучный, вульгарный, догматический, нигилистический. Социальные и
культурные функции атеизма. Место и роль атеизма в современном мире.
Десакрализация
и секуляризация религиозных понятий, сюжетов и образов как проявление
свободомыслия. Концептуальное расширение сферы свободомыслия в процессе анализа
явлений культуры, традиционно относимых к религиозным. Выявление пластов
вольнодумной культуры, скрытых в религиозных образах, понятиях, сюжетах.
Социально-политические, философские, этические, психологические, художественные
трактовки религиозных понятий и образов.
Общая
оценка свободомыслия и его роли в истории социальной и духовной жизни человечества.
Тема 4.
Свободомыслие
в культуре древних народов
/Восток,
Греция, Рим/.
Рациональные
знания древних о мире и о самих себе как одна из предпосылок возникновения
свободомыслия в древнем мире. Зарождение свободомыслия в древнем обществе:
элементы скептицизма, богоборчества, рационализма в сознании и действиях
отдельных индивидов в период существования родоплеменных религий. Скептицизм и
религиозный индифферентизм в литературных памятниках древнего Египта и Вавилона
/»Песнь арфиста», «Беседа разочарованного со своим духом», «Диалог между
господином и рабом о смысле жизни»/. Богоборческие сюжеты в Ветхом завете.
Свободомыслие в литературе древней Индии и Китая /школа чарвака-локаята, «Книга
перемен», учения Ван Чуна, Сюнь-цзы/. Социально-политические и культурные предпосылки
становления свободомыслия в древней Греции. Особенности древнегреческой религии
и философии, их отражение в свободомыслии древних греков. Тема богоборчества в
древнегреческой трагедии. Религиозный индифферентизм в культуре древней Греции
/исторические сочинения, поэзия, проза, изобразительное искусство/.
Внерелигиозное осмысление политеизма Ксенофаном, Протагором, Продиком из Кеоса,
Эвгемером и др. Критика религии с позиций здравого смысла Диагором из Мелоса,
Критием, Карнеадом из Кирены. Киническая критика религии. Свободомыслие
атомистов: Демокрит и Эпикур о религии, о причинах веры в богов, о воздействии
религии на человека. Провозглашение нерелигиозной гуманистической этики.
Внерелигиозная этика Аристотеля. Секст Эмпирик - систематизатор и описатель
древнегреческого свободомыслия.
Свободомыслие
в древнем Риме, его соотнесенность с древнеримским политеизмом. Проявления
свободомыслия в художественной и эпистолярной литературе, в исторических и
искусствоведческих сочинениях /Плиний Младший, Тацит, Витрувий и др./. Развитие
эпикуровской традиции в атеистическом учении Тита Лукреция Кара. Лукреций о
сущности, причинах и функциях религии, о путях ее преодоления. Обсуждение
проблем религии в сочинении Цицерона «О природе богов». Цицерон об этимологии
слова «религия»; различение им религии и суеверия. Свободомыслие в Римской
Империи в период зарождения христианства. Лукиан из Самосаты; критика
политеизма средствами художественной сатиры. Сведения Лукиана о христианах.
Античные критик христианства: Цельс, Цецилий, Порфирий, Юлиан. Использование
вольнодумного наследия античности ранними апологетами и отцами церкви в их
критике политеистических верований. Осмысление античной мифологии и атеизма с
позиций христианства /Афинагор, Тертуллиан, Ориген, Климент Александрийский,
Афанасий Великий, Августин Аврелий и др./. Роль свободомыслия в развитии
духовной культуры древности.
Тема 5.
Свободомыслие
в средние века
/Европа,
Ближний и Средний Восток/.
Свободомыслие
в условиях господства монотеистических религий Исторические документы об уровне
религиозности и иррелигиозности в средние века. Элементы свободомыслия в
европейской народной культуре. Проблема народного вольнодумства в
исследовательской литературе; оценки смеховой культуры. Свободомыслие и
социальные движения средневековья. Еретические движения. Ранние христианские
ереси /гностицизм, манихейство, маркиониты, монтанисты и др./ как проявления
религиозного инакомыслия. Ереси дуалистические /манихейская традиция/:
павликиане, богомилы, катары, альбигойцы, вальденсы. Ереси пантеистические:
амальрикане, ортлибарии, братья и сестры свободного духа и др. Антитринитарные
ереси. Религиозный индифферентизм в духовной культуре средневековья, его
проявления в области художественной литературы, поэзии, истории, права и т.д.
Скептицизм в отношении религии. Идея трех обманщиков на Востоке и в Европе.
Возражения Хиви Габалки против Ветхого Завета. Пьер Абеляр о роли сомнения в
отыскании истины; разум как орудие сомнения. Полемика номиналистов со сторонниками
церковной ортодоксии. Теория двойственной истины, ее роль в расширении сферы
свободомыслия. Аверроизм, его представители на Востоке и в Европе: Ибн Сина,
Ибн-Рушд, Сигер Брабантский, У. Оккам. Критика ортодоксального ислама и
мусульманского духовенства в творчестве Абу-ль-Аля аль Маарри. Сравнительный
анализ религий в творчестве аль-Бируни.
Свободомыслие в творчестве Ибн-Халдуна /»Книга назиданий»/. Идея веротерпимости
/Абеляр, аль-Бируни, Марсилий Падуанский, У. Оккам и др./. Опытное
знание и его роль в развитии свободомыслия /Роджер Бэкон/. Знания о феномене
веры и неверия в средние века.
Тема 6.
Свободомыслие
в Европе в эпоху Возрождения.
Полемика
вокруг проблем ренессансного свободомыслия в современной научной и богословской
литературе. Сравнительный анализ культур Возрождения и Реформации в их отношении
к католицизму. Социокультурные предпосылки свободомыслия эпохи Возрождения.
Формирование натуралистической философии как основы нетеологического отношения
к миру и человеку. Критика католической церкви, монашества, ортодоксальной
католической схоластики в творчестве итальянских и немецких мыслителей эпохи
Возрождения /Поджо Браччолини, Леон
Баттиста Альберти, Эразм Роттердамский, Николай Кузанский и др./.
Десакрализация религиозных образов и понятий в художественной культуре Возрождения.
Гуманистическая концепция человека и ее роль в освобождении сознания и
поведения человека от влияния католицизма /Пико делла Мирандола ,Леонардо
Бруни, Лоренцо Валла/. Идеи социальной, познавательной, творческой активности
человека, критика идей смирения и аскетизма. Начало освобождения науки,
искусства, этики, политики от господства религии. Разграничение религии и этики
в творчестве Лоренцо Валла. Никколо Маккиавелли о религии и ее роли в жизни
общества. Аспекты свободомыслия в эстетике Леонардо да Винчи и Альбрехта
Дюрера. Эволюция пантеизма от мистического к натуралистическому /от Николая
Кузанского до Дж.Бруно/. Решение вопроса о происхождении и сущности религии с
позиций свободомыслия. Идея эволюции религии /Бруно, Ванини, Маккиавелли/.
Пьетро Помпонацци о смертности и бессмертии души. М.Монтень о достоинстве
безрелигиозной личности. Развитие идеи веротерпимости в эпоху Возрождения.
Нравственная и интеллектуальная ценность свободомыслия Возрождения.
Тема 7.
Свободомыслие
в Новое время /Европа, Америка/.
Социальные, культурные и
идеологические предпосылки новоевропейского свободомыслия. Роль естественных
наук и философии в развитии свободомыслия. Свободомыслие в Голландии. Критика
идеи бессмертия души /Уриэль да Коста/. Пантеизм Б.Спинозы. Начало научной
критики священных книг. Свободомыслие философов-деистов в Англии.
Внерелигиозное осмысление проблем религии Т. Гоббсом, его антиклерикализм.
Разработка понятия и проблем свободомыслия А.Коллинзом. Критика религии
Д.Толандом. Д.Юм о естественной истории религии: сравнительный анализ
политеизма и теизма. Свободомыслие в Германии в ХУII-Х1Х вв. Анонимные атеистические трактаты ХУIIв. Концепция религии в культурологии И.Г.Гердера.
Свободомыслие Г.Э.Лессинга. Идеи свободомыслия в естественнонаучных,
философских и этических воззрениях И.Канта. Секулярный смысл автономной этики
Канта и его учения о свободе совести. Идеи свободомыслия в философии
Г.В.Ф.Гегеля. Антиклерикальная направленность ранних работ Гегеля. Гегель о закономерном
характере возникновения и эволюции религии, о месте религии и церкви в обществе
и государстве. Свободомыслие младогегельянцев /Б.Бауэр, Д.Штраус и др./.
Критика религии с позиций нигилизма /М.Штирнер/. Атеизм Л.Фейербаха, его
суждения о месте религии и атеизма в культуре, о соотношении теизма и атеизма.
Критика религиозной морали. Атеистическое учение К.Маркса и Ф.Энгельса.
Методология изучения религии и
свободомыслия у основоположников марксизма. Маркс и Энгельс о социальной основе
религии и о ее роли в обществе. Проблема возникновения и сущности христианства
в работах Энгельса. Проблема содержания и формы религиозных учений. Критика
субъективистского, нигилистического подхода к религии. Свободомыслие во
Франции. Критика церкви П.Бейлем. Бейль об особенностях религиозного и
атеистического обществ. Начало реабилитации атеизма и атеистов в общественном
сознании. Философское, политическое и антирелигиозное свободомыслие французских
просветителей ХУIII в.
Эволюция свободомыслия от деизма к материализму и атеизму. Антиклерикальный
аспект деизма: Ф.М.Вольтер. Детеологизация культуры философии в век
французского Просвещения. Атеизм Ж.Мелье, Ж.О.де
Ламетри, К.А.Гельвеция, Д.Дидро, П.Гольбаха. Разработка ими вопросов о сущности религии, ее причинах и способах
преодоления ; критика религиозной морали; идеи связи нравственности и
атеизма. П.Гольбах и С.Марешаль о разновидностях неверующих. Отрицательные
оценки атеизма в европейской философии ХУII - ХУIII веков.
/Ф.Бэкон, Г.В.Лейбниц, Д.Беркли/.
Свободомыслие в Северной Америке. Взаимообусловленность политики и свободомыслия
в творчестве Б.Франклина и Т.Джефферсона. Критика религии Т.Пейном.
Возникновение организации
свободомыслящих. Британское национальное секуляристское общество /1866/, Международная
федерация союзов и обществ свободной мысли /Брюссель,188О/. Распространение
атеистических идей в Европе в связи с открытиями в области естествознания, с
развитием знания, образования и повышением уровня культуры. Свободомыслие в
художественной литературе ХУIII-Х1Х.
вв. / Вольтер, Дидро, Д.Г.Байрон, О. Де Бальзак, Э. И Ж.Гонкуры, А.Франс и
др./.