6 ноября в 10.00 Г.А. Зюганов возложит венки к Мавзолею В.И. Ленина



BLOG КПРФ.ру
Как вступить в КПРФ
Форум КПРФ.ру



 

ПОДПИСКА НА КПРФ.ру
 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
 
Партийные новости
 
Региональные организации
 
Новости страны
 
Видео-новости
 
Пресс-релизы, официальные документы
 
Интервью, выступления
 
Статьи
 
Аналитика
 
Акции
 
Выборы
 
Агитатору
 
Чат на КПРФ.ру
 

 

ПРОЕКТЫ КПРФ.РУ НОВЫЕ ЛЕВЫЕ
 
Кто есть кто во власти
 
Как нам обустроить Россию
 
Коммунисты и мир против войны
 
Новые левые и КПРФ
 

 

НАРОДНО-ПАТРИОТИЧЕСКИЕ СМИ
 
Правда
 
Правда России
 
Дума
 
Советская Россия
 
Завтра
 
Журнал "Политическое Просвещение"
 
Красный Путь - Омск
 
Омское Время
 
Чебоксарская Правда
 

 

О ПАРТИИ
 
Краткая справка
 
Устав КПРФ
 
Программа партии
 
Структура руководящих органов
 
Люди
 
Материалы съездов, пленумов
 
Как вступить в КПРФ
 

 

НАША ИСТОРИЯ
 
История партии
 
Календарь
 
Символика, атрибутика
 
Песни
 

 

КПРФ В ДУМЕ
 
Фракция "Коммунистическая партия Российской Федерации"
 
Агропромышленная депутатская группа
 
Деятельность
 
Голосования
 

 

ПОЛИТПРОСВЕЩЕНИЕ
 
Библиотека
 
Видео
 
Фотографии
 
Наглядная агитация
 
Политическая сатира
 

 

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ
 
Форум
 
BLOG
 
Глас народа
 
Гостевая книга
 
Контактная информация
 
Письмо в КПРФ
 

 

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ СТРАНИЦЫ
 
Официальная страница Геннадия Андреевича Зюганова
 
Официальная страница Мельникова
 
Официальная страница Игошина
 
Неофициальная страница Решульского
 
Неофициальная страница Куваева
 
Неофициальная страница Маслюкова
 
Неофициальная страница Проханова
 
Неофициальная страница Глазьева
 
Аналитические материалы Куликова
 
Авторская страница Аграновского
 
Авторская страница Белковского
 
Авторская страница Грекова
 
Авторская страница Дугина
 
Авторская страница Кара-Мурзы
 
Авторская страница Ковалева
 
Авторская страница Колташова
 
Авторская страница Милитарева
 
Авторская страница Никитина
 
Авторская страница Пономарева
 
Авторская страница Черного
 
Авторская страница Чикина
 
Авторская страница Экарта
 

 

СКП-КПСС
 
Новости СКП-КПСС
 
Руководство СКП-КПСС
 
Уставные документы СКП-КПСС
 
Документы СКП-КПСС
 
Выступления и статьи СКП-КПСС
 

 

СОЮЗ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
 
Новости СКМ
 
Статьи активистов СКМ
 
Пресса об СКМ
 
Руководящие органы СКМ РФ
 
Документы СКМ
 
Аналитика СКМ
 
Фотогалерея СКМ
 
Ссылки СКМ
 

 

ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
 
Комментарии и статьи
 
Социология и измерения
 

 

ССЫЛКИ
 
Региональные организации
 
Братские партии
 
СМИ
 
Полезные ссылки
 
Молодежные организации
 
Профсоюзы
 

 
Rambler's Top100
 

 
  Реклама на КПРФ.ру
 

 



 
  Партнеры КПРФ.ру
 

 

Хостинг от MSM.ru
 

КПРФ.SovietUnion
 

Информационное агентство Товарищ
 

Независимое Обозрение

Слушайте радио Резонанс, MW 1017 KHz, с 17 до 21 MSK ежедневно

Интернет против телеэкрана

Агентство политических новостей

Народная инициатива
 

Просветительский Центр Фаланстер
 

Rednews.Ru
 

Евразия
 

Совет по национальной стратегии
 

 
  Голосования
 


За кого вы бы проголосовали, если бы выборы в Госдуму прошли в это воскресение?
 

КПРФ
ЛДПР
СПС
Единая Россия
Яблоко

 
 

 

 

  Перевод КПРФ.ру
 

 





 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ. НОМЕР 6 (12) ЗА 2002 ГОД.

  Реклама на КПРФ.ру
 

На путях к науке об обществе (От Анри де Сен-Симона к Карлу Марксу).


13.01.2003
Гросул Владислав Якимович, доктор исторических наук, профессор.

Желание понять человеческое общество и внутренние его законы столь давнее, что даже трудно сказать, к какому времени оно относится. Похоже, что еще к первым этапам возникновения общества как такового. Но в огромной массе трудов об обществе, появившихся в обозримом прошлом, особая роль принадлежит периоду с 10-х до 50-х годов XIX века, когда учение об обществе, действительно, становится на научную основу. Это не означает, что не было попыток изучения общества в более раннее время. Но носили они, по преимуществу, религиозный, мифологический или эмпирический характер. Даже в эпоху Возрождения в представлении гуманистов общество еще было лишено собственного исторического измерения. По мнению исследователей, в английском языке понятие "общество" (society) как нечто отличное и, главное, более емкое в сравнении с понятием "государство" (state) возникает под влиянием событий Английской революции середины XVII века (см.: Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. - М., 1987, с. 226).

Но лишь в XIX веке происходит тот скачок, который позволил говорить о настоящей революции в понимании общества. Не случайно огромное внимание к этому периоду в специальной литературе и, среди прочего, стремление найти более глубокую связь между Сен-Симоном и Карлом Марксом. Еще в 1933 году видный отечественный специалист по истории социалистических идей В.П.Волгин публикует в журнале "Борьба классов" статью под названием "От Бабефа к Марксу", где обращает внимание на две черты, которые сближают учение Сен-Симона с историческим материализмом. Подчеркнув, что существеннейшую часть учения Сен-Симона составляет философия истории, В.П.Волгин отмечает эти две черты. Прежде всего это последовательный детерминизм - учение о закономерности исторического процесса, а в связи с этим историческое предвидение, основанное на понимании законов исторического развития. И, во-вторых, элементы диалектики, которые усматривает В.П.Волгин в сен-симонистском построении истории с его историческими системами, в пределах которого человечество развивается до тех пор, пока эти системы из формы развития не превращаются в препятствие развитию, в свою очередь, тоже затем разрушающихся с тем, чтобы дать место новым формам, соответствующим уровню достигнутому человечеством и обеспечивающим его дальнейший рост (см.: Волгин В.П. От Бабефа к Марксу // Статьи и выступления. - М., 1979, с. 62-63).
В.П.Волгин подчеркнул весьма существенные точки соприкосновения между этими идеями и взглядами К.Маркса на исторический процесс и историческими формациями. Конечно, подчеркивал исследователь, в своем развитии к историческому материализму К.Маркс отталкивался прежде всего от Гегеля. Но, как пишет В.П.Волгин, "переворачивая" философию Гегеля "с головы на ноги", К.Маркс мог в ряде моментов опереться на сен-симонизм" (там же, с. 62).
О Сен-Симоне и сен-симонизме сущестует обширная литература, и тот же В.П.Волгин к этим течениям общественной мысли обращался неоднократно. В 1961 году он издает специальную работу под названием "Сен-Симон и сен-симонизм", затем переизданную в 1975 году, где особо останавливается на исторической теории Сен-Симона, теории, по его словам, явно идеалистической. Здесь В.П.Волгин вновь возвращается к критериям Сен-Симона и его концепции прогресса, в соответствии с которой доказывалось превосходство каждой последующей общественной системы над системой ей предшествующей. Далее в той же работе рассматривается, как Сен-Симон применяет эти положения к разъяснению конкретных исторических явлений (см.: Волгин В.П. Сен-Симон и сен-симонизм // Очерки истории социалистических идей. Первая половина XIX в. - М., 1976, с. 155).
Однако, обращаясь к наследию Сен-Симона, можно найти в нем и множество других интересных составляющих. Среди них - подход к пониманию стадиального характера развития человеческого общества. Сен-Симон показывает, как за стадией теологической, охватывающей античное и феодальное общества, следует стадия метафизическая, а за этой последней - стадия позитивная. Причем если на первой стадии господство принадлежало священникам и феодалам, а на второй - юристам и метафизикам, то на третьей - ученым и промышленникам. Основными ступенями прогресса Сен-Симон считал переход от первобытного идолопоклонства к политеизму и основанному на нем рабству, а затем смену политеизма монотеизмом христианской религии, что привело к феодально-сословному строю.
Показывая прогрессивный характер рабовладельческого строя над первобытнообщинным, Сен-Симон пишет о том, что если раньше пленника-раба просто съедали, то при рабовладельческом строе его побуждали работать на своего хозяина, и это, конечно, было заметным прогрессом.
Последователи Сен-Симона - сен-симонисты, прежде всего С.-А.Базар и Б.П.Анфантен, пошли дальше. Сен-Симон в своем идеальном обществе все-таки сохранял частную собственность, классы предпринимателей и рабочих, предпринимательскую прибыль. Более того, Сен-Симон не предусматривал обобществление средств производства. Он ратовал за ликвидацию капиталистической анархии, но не за ликвидацию капитализма как такового и за мирный переход к планируемому новому обществу. Сен-симонисты в книге "Изложение учения Сен-Симона" систематизировали и дополнили учение своего учителя, создав довольно цельную систему его и своих взглядов. Ими была отражена смена эксплуататорских строев, когда рабов сменили крепостные, а этих последних - наемные рабочие. Именно они впервые формулируют лозунг "уничтожения эксплуатации человека человеком". В отличие от Сен-Симона они призвали к ликвидации права частной собственности и провозгласили принцип труда и способности. Этот принцип уже был вполне социалистическим и гласил: "Каждому - по способности, каждой способности - по ее делам". Но, как и Сен-Симон, они являлись сторонниками постепенного и мирного перехода к новому справедливому строю.
И Сен-Симона, и сен-симонистов интересует прежде всего судьба самого многочисленного и самого бедного класса и они подошли к пониманию классовой борьбы. Ф.Энгельс ее усматривает уже в работе Сен-Симона "Женевские письма" 1802 года и даже характеризует это представление французского мыслителя как гениальное открытие (см.: Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке // Маркс К. и Энгельс Ф. Избранные произведения в трех томах. Т. 3. - М., 1986, с. 134). Особое внимание классиков марксизма привлекли "Новая промышленная система", "Новое христианство" и другие работы Сен-Симона. Не случайно в исследованиях о Сен-Симоне отношение к нему К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина получает специальное отражение (см.: Кучеренко Г.С. Сен-симонизм в общественной мысли XIX в. - М., 1975, с. 31-41).
Но Сен-Симон повлиял не только на классиков марксизма-ленинизма, но и на ряд других мыслителей иной ориентации, также стремившихся создать науку об обществе. Учениками Сен-Симона были не только Базар, Анфантен и ряд других сен-симонистов. Учеником его был и Огюст Конт, являвшийся одно время секретарем Сен-Симона. Исследователи не без основания пишут, что с 1817 по 1824 год Кон был учеником и сотрудником Сен-Симона (см.: там же, с. 287). В 1824 году между ними произошел разрыв, и Конт впоследствии не только станет открещиваться от своего учителя, но даже давать ему нелестные характеристики. Но реалии опровергнуть было трудно. Конт прошел школу Сен-Симона, но далее пошел другим путем. Он стал одним из основоположников позитивизма и социологии. Речь идет прежде всего о его "Курсе позитивной философии", публиковавшемся с 1830 по 1842 годы, а также о "Системе позитивной политики", изданной в 1851-1854 годы. Конт разделял идею Сен-Симона о трех стадиях интеллектуальной эволюции человека и человечества: первая - теологическая, вторая - метафизическая, подготавливающая последнюю стадию - позитивную или научную, на которой, по Конту, и возникает наука об обществе. Согласно Конту, позитивизм - это средняя линия между эмпиризмом и мистицизмом. По его мнению, ни наука, ни философия не могут и не должны ставить вопрос о причине явлений, а только о том, каким образом они происходят. Контизм стал направлением буржуазной философии и социологии и противостоит сен-симонизму, как системе социализма, хотя и утопического. Не случайно К.Маркс, как правило, высоко оценивавший Сен-Симона, был иного мнения о Конте. К.Маркс писал: "В качестве партийного человека я занимаю решительно враждебную позицию по отношению к контизму, а как человек науки очень невысокого мнения о нем" (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 33, с. 189-190).
В развитии теории стадиального развития человечества Кон, по существу, ничего нового не дал по сравнению с Сен-Симоном. Вместе с тем, такой видный русский социолог, как С.Н.Южаков, писал: обобщения Сен-Симона важны для истории науки, но особенно потому, что были непосредственными предшественниками Конта, которого он считал творцом научной социологии и который первым употребил термин "социология", воспринятый и такими исследователями, как позитивист Г.Спенсер (см.: Южаков С.Н. Социологические этюды. Т. 1. - СПб., 1891, с. 3; Т. 2. - СПб., 1896, с. 31). Спенсер, по существу, основоположник органической школы, считал основным законом общественного развития закон выживания наиболее приспособленных обществ. Он отстаивал также теорию эволюции, которая, однако, не была способна объяснить качественные изменения в развитии общества. В связи с этим Спенсер считал революцию "болезнью" общественного организма и был противником социализма. Вместе с тем, Спенсер, как и Сен-Симон, был сторонником историзма, вносил его в этнографию, психологию, историю религии. Но и Спенсер все-таки не избавил общественную науку от гадательности, о которой писал тот же Сен-Симон. Представитель французского утопического социализма прямо отмечал, что наука о человеке была "лишь гадательной наукой", и задача состоит в том, чтобы возвести ее "на степень наук, основанных на наблюдении" (Сен-Симон А. Избранные сочинения. Т. 1, с. 166-167).
Но и в эпоху Сен-Симона, можно сказать, создавалась наука, основанная на наблюдении, которая позволяла заметно продвинуться в понимании стадиального развития. Шотландский философ А.Фергюсон еще в 1767 году публикует свою книгу "Опыт истории гражданского общества", переведенную на русский язык и опубликованную в Петербурге в 1817-1818 годах, где на основе богатого этнографического материала подробно охарактеризовал первобытнообщинный строй, как определенный этап в жизни человечества. Позднее классики марксизма называли этой строй "первобытным типом кооперативного или коллективного производства". Этот строй был результатом слабости отдельной личности, а не обобществления средств производства (см.: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 404).
Еще в первой половине XIX века заметный вклад в понимание рабовладельческого строя внес французский историк А.Валлон. Особенно следует отметить его трехтомную "Историю рабства в античном мире", вышедшую в 1848 году и опубликованную в СССР на русском языке в 1941 году. И труды Фергюсона, и труды Валлона являются классическими и признаны в мировой науке еще до выработки К.Марксом формационной теории. Еще более ранним было понятие феодализма, хотя в него вкладывалось разное содержание - юридическое, идеологическое или политическое. Во всяком случае, уже с Ф.Гизо, одного из создателей теории классов, дававшего феодализму политико-юридическое определение, стали изучать и экономические основы феодализма и показывать характер землевладения, феодальную иерархию, вассально-ленную систему. К середине XIX века понятие феодализма было уже достаточно содержательным, и при всех дискуссиях терминологического характера он, конечно, понимался как особый строй. Сам Гизо испытал влияние Сен-Симона, который, в свою очередь, с одобрением встретил работу Гизо, где популяризировались его, Сен-Симона взгляды (см.: Кучеренко Г.С. Сен-симонизм в общественной мысли.., с. 316-317). Гизо испытал влияние идей классовой борьбы, усмотренные им у Сен-Симона. Тот же Гизо показал историческую роль буржуазии в борьбе против феодализма. Хотя, как известно, Гизо впоследствии отказывается и от теории классовой борьбы, и от своей прежней исторической концепции и приходит к осуждению революции как таковой.
Понимание того, как на смену феодализму пришел другой строй, было выработано на основе изучения практики Английской и особенно Великой французской революции. Противопоставление этого нового строя феодализму хорошо просматривается в трудах мыслителей самого начала XIX века. Другое дело, что сам термин "капитализм" более позднего происхождения и даже более позднего, чем термин "социализм", по-видимому, впервые примененный П.Леру в 1834 году. Но понимание именно нового строя, пришедшего на смену феодализму, оформляется еще до работ К.Маркса.
Таким образом, взгляд на исторический процесс как на смену стадий возник задолго до К.Маркса. Здесь можно привести и примеры из древних мыслителей, но не будем уходить столь далеко.
Еще задолго до Сен-Симона выходит в 1725 году знаменитая книга Д.Вико "Основания новой науки об общей природе наций", где автор по-своему пытался сформулировать законы истории, выдвинув положение о том, что история человечества подчиняется таким же незыблемым законам, как и мир природы. Причем эти законы объявлялись им вечными, и он же формулирует положение о ступенях развития человеческого рода, начиная от первобытного, звериного состояния, и затем показывает смену трех исторических фаз. Вико проповедует теорию циклизма.
Марксизм возник на определенной стадии развития мировой науки. К.Маркс прежде всего подошел к истории человечества с материалистических позиций и впервые вводит материалистическое понимание истории. Он последовательный детерминист, и этот детерминизм основывается им на учении о производительных силах и производственных отношениях. В соответствии с этим учением, изложенном, в частности, в Предисловии к знаменитой работе "Критика политической экономии", которое датируется январем 1859 года, он четко проводит мысль: "Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще". К.Маркс определяет качественно иной подход к оценке общественных явлений по сравнению со своими предшественниками: "Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание". Далее раскрываются причины социальной революции, как результата глубоких противоречий между производительными силами и производственными отношениями.
Здесь в небольшом Предисловии К.Маркс несколько раз использует термин "общественная формация", использует его параллельно с термином "способ производства". Более того, тут он уже пишет о разных способах производства и их называет. "В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить, как прогрессивные эпохи экономической общественной формации. Буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства… Поэтому буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества" (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 13, с. 5-9).
Итак, в "Критике политической экономии" К.Маркс использует термин "общественная формация" ("Gesellschaftsformation") и термин "экономическая общественная формация" ("okonomische Gesellschaftsformation"). Некоторые исследователи считают, что это не одно и тоже (см.: Иноземцев В.Л. Очерки истории экономической общественной формации. - М., 1996, с. 30-32). Но сейчас нас интересует только сам термин "формация", взятый К.Марксом из геологии, как показатель приверженности автора к циклической теории развития истории, но уже понимаемый совсем по-другому, чем у других циклистов. К.Маркс - поклонник стадий, собственно, это можно усмотреть и в его более ранних работах. По-видимому, впервые термин "формация", судя по русским изданиям его произведений, используется в работе "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", напечатанной в 1852 году, где уже в начале говорится о буржуазном обществе во Франции как новой общественной формации (см.: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 8, с. 120). Проходит 6 лет и в письме к Ф.Энгельсу от 2 апреля 1858 года он вновь возвращается к этому термину, но во множественном числе, говоря о "всех общественных формациях" (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 29, с. 259). И лишь потом последовало знаменитое Предисловие.
Термины "формация" или "экономическая формация" К.Маркс неоднократно использует в своих сочинениях, в том числе и в "Капитале". Это можно рассматривать как устойчивый взгляд классика и его неоспоримую приверженность как стадиальному развитию человеческого общества, так и тому, что капитализм он рассматривал отнюдь не как последнюю ступень развития человечества.
Сложнее обстоит дело с количеством формаций по К.Марксу. Многие интерпретаторы К.Маркса ставят знак равенства между способом производства и числом формаций в Предисловии, называя азиатскую, античную, феодальную и буржуазную формацию. По этому вопросу идет давний спор. К.Маркс, как известно, писал также и об архаичной общественной формации или по другому поводу, говоря о первичной формации, он упоминает и вторичную формацию (см.: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 404, 413, 419).
Поясняя, Б.Ф.Поршнев писал, что "первичная или архаичная формация - это первобытнообщинный строй; вторичная формация - это общества, основанные на эксплуатации; коммунизм в этой связи выступает как третичная формация (см.: Поршнев Б.Ф. Периодизация всемирного исторического прогресса у Гегеля и Маркса // Философские науки, 1969, № 2, с. 60).
Но подчеркивая верность "трехчленки", тот же Б.Ф.Поршнев, крупный специалист по французскому феодализму, отнюдь не отрицал и "пятичленки". Деление истории человеческого общества на пять формаций широко распространилось не только в советской исторической науке, но и в зарубежной. Очень многие исследователи признавали и признают существование первобытнообщинного строя, рабовладельческого, феодального, капиталистического. В российской литературе еще до 1917 года, даже в изданиях широкого пользования (например, во 2-м издании словаря Брокгауза и Эфрона) писалось, что "капитализм есть известный строй социально-экономических отношений, тот строй, который господствует в настоящее время в большей части европейских и северо-американских государств" (Новый энциклопедический словарь. Т. 20. - СПб., без года изд., с. 819).
Накануне революции наличие капитализма в России стало уже общепринятым. Работы же Н.П.Павлова-Сильванского, не говоря уже о российских марксистах, свидетельствовали о наличии в истории российского общества особого феодального периода его развития, который рассматривался им как однотипный с феодальным строем Западной Европы. Опять-таки не российские революционные марксисты, но и такой беспартийный в то время историк, как будущий академик, античник А.И.Тюленев издает в 1907 году (не где-нибудь, а в Петербурге) "Теорию исторического материализма".
Во второй половине 80-х годов XX века в СССР было предложено, наряду с изучением формационной теории, использовать и другие методологические подходы, а затем пресловутый плюрализм закончился фактическим запретом в средней и высшей школе формационного подхода. В чем дело? А в том, что появились большие "теоретики", который считают капитализм вечным. Но ничего вечного на свете не бывает не только в соответствии с подходами К.Маркса, но и А. де Сен-Симона, Д.Вико и, вообще, со здравой логикой. Из концепции же К.Маркса общественный характер производства на определенном этапе зрелости требует общественного характера распределения и, соответственно, общественного руководства обществом. Изменился ли общественный характер производства, уменьшился ли он в связи с компьютеризацией? Это особый вопрос, тема большой дискуссии. Но пока противники формационного подхода ничего более убедительного этому подходу не противопоставили.


  Сегодня на КПРФ.ру
 

 

Статьи членов КПРФ, НПСР и о КПРФ:
 
И. Краснов, "Независимое обозрение":  Комсомол умер, да здравствует комсомол!  (03.11.2003)   |   секретарь ЦК Куликов О.А. Информационно-аналитический отдел ЦК КПРФ.:  Тенденции развития общеполитической ситуации (27 октября - 2 ноября 2003 г.)  (03.11.2003)   |   Д. Аграновский, "Советская Россия":  Никого не жалко, никого...  (03.11.2003)   |   К.т.н , доцент Г.Н. Доценко:  Чтобы привлечь большинство избирателей на свою сторону, кампанию блока левых и КПРФ надо скорректировать  (01.11.2003)   |   GZT.RU:  "Евразийцы" покидают "Родину" ради коммунистов  (01.11.2003)   |   В. Винников, А. Кондауров, "Завтра":  В России - кризис управления  (01.11.2003)   |   GZT.RU:  По Кремлю из всех орудий, пли!  (01.11.2003)   |   И. Гордиенко, "Новая газета":  "Аврора" стреляет по Кремлю  (01.11.2003)   |   Д. Петров, "Со-общение":  Останутся ли большевики большевиками?  (01.11.2003)   |   Д. Аграновский, "Советская Россия":  Наша победа зависит от нас!  (01.11.2003)   |   И. Пономарев, "Открытый форум":  Как всегда, экономика пасует перед политикой  (01.11.2003)   |   Иван Мельников:  Путин сделал ставку: социально-экономический курс не изменится, а авторитаризм получит развитие  (31.10.2003)   |   С. Мигалин, "Независимая газета":  Михаил Машковцев : "А меня поймают - в меня стреляйте"  (30.10.2003)   |   ИА "Регнум":  Бывший пресс-секретарь вице-премьера Бориса Алешина стал главным редактором официального сайта КПРФ  (30.10.2003)   |   GZT.RU:  Задрав штаны, бежать за комсомолом  (30.10.2003)   |  
 

 

Политика:
 
Неполитический менеджер
 
РПЖ-ПВР делали в постели?
 
В "Единой России" готовится очередной раскол
 
Вешнякову нравится "Единая Россия"
 
Жители подмосковного Дзержинска начали сбор денег на восстановление памятника создателю ВЧК
 




Экономика:
 
Ошибка Ходорковского
 
Дерипаска готовится к президентским выборам 2004 года
 
Березовский знает, как лишить Путина легитимности
 
Перспективы Глазьева
 
Рейтингом Россию не поднять
 




СМИ:
 
КС признал положения закона о выборах неконституционными
 
На смену "Стране.ru" придет "Главный Советникъ"
 
Россия избавится от "черного пиара" через 90 лет
 
Драпеко - не актриса, Коржаков - не генерал
 
Главком ВВС выиграл суд у Андрея Караулова и компании "ТВ-Центр"
 
 

 

Власть:
 
Губительная буря
 
Путина вынудили "сдать" Ходорковского?
 
Россия отметила день политзаключенного
 
Политики ждут мнения Кремля по "делу ЮКОСа"
 
На выборах в Госдуму победят деньги
 




Криминал:
 
Степашин простил Петербургу 300-летие
 
Вот придет милицанер...
 
Бриллиантовый туман
 
Список Швидлера
 
"Сибнефть" под следствием
 




Армия:
 
Марш бездомных офицеров
 
Мечети только по пятницам
 
Крест к кресту, а деньги к деньгам
 
"Сатана" в самоваре
 
Страна без армии
 
 

 

Внешняя политика:
 
Путин и халифат в России
 
Назарбаев вытесняет Москву с китайского рынка нефтепродуктов
 
Путин и Шредер не договорились о газе
 
Стратегическое направление экспорта - восток
 
ЕЭП: истоки и перспектива
 




За рубежом:
 
Человек антиглобальный
 
Американская бронетехника резко подешевела в прейскуранте иракских партизан
 
Пиратские технологии против бушизма
 
Макияж для одичавшей Америки
 
Германский рейх - за пересмотр итогов Второй Мировой войны
 




Общество:
 
Формирование молодого Интернационала начнется в Москве
 
Программа II Международного Форума "Будущее левых сил"
 
"Для меня в России перспектив нет!"
 
МХАТ имени Ходорковского и Немировича-Данченко
 
Погоня за белым глистом
 
 

 

Статьи региональных СМИ КПРФ и НПСР:
 
Н. Пасынков, Удмуртский реском КПРФ:  Имена и лица нашего списка  (30.10.2003)   |   В горсовете. ОМСКИЕ ЛИФТЫ ПОВИСЛИ В ВОЗДУХЕ  (22.10.2003)   |   НА ФЕСТИВАЛЕ В МАГНИТОГОРСКЕ  (22.10.2003)   |   ДОМОЙ - В ПЛАСТИКОВЫХ ПАКЕТАХ НА НОГАХ  (22.10.2003)   |   НА "ПОЛЕТЕ" ОПЯТЬ НЕСПОКОЙНО  (22.10.2003)   |   У "ТРАНСМАША" ОТОБРАЛИ ЗАПЧАСТИ ДЛЯ ТАНКОВ  (22.10.2003)   |   "БАЙКАЛ" НЕ СДАЕТСЯ  (21.10.2003)   |   "ЗАВЕЩАНИЕ" политтехнолога Машкарина, или как вляпаться в историйку  (21.10.2003)   |   МИНИМУМ ДО 100%. ПОЯВЛЕНИЕ ЗАКОНА, ГАРАНТИРУЮЩЕГО ПОВЫШЕНИЕ МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, - ЗАСЛУГА ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ОТ ОППОЗИЦИИ  (21.10.2003)   |   ЛУЧШАЯ АГИТАЦИЯ - ЖИВОЙ РАЗГОВОР  (21.10.2003)   |   НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК - В СТОРОНЕ, заявляет депутат фракции КПРФ, заместитель председателя комитета по информационной политике Александр КРАВЕЦ по поводу информационной политики государства.  (21.10.2003)   |   ОДНИМ - ПОДАРКИ, ДРУГИХ - ЗА ГОРЛО  (21.10.2003)   |   ПРО ХОРОШЕЕ - ВТИХУЮ  (21.10.2003)   |   ПРЯМО В ТЕМЕЧКО ЭЛЕКТОРАТА  (21.10.2003)   |   СОБЕСЕДОВАНИЕ  (21.10.2003)   |   Акционеры ЗАО "Октябрьское" спасают свое имущество  (15.10.2003)   |   БАРХАТНЫЙ СЛЕД СИМВОЛИЧЕСКОГО ЗМИЯ  (15.10.2003)   |   "Вас предали ваши дети!"  (15.10.2003)   |   ВО ИМЯ ПАМЯТИ ПРЕДКОВ  (15.10.2003)   |   ГЛАВНЫЙ РЕЗЕРВ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ  (15.10.2003)   |   ЗАСТАБИЛИЗИРОВАЛИСЬ!  (15.10.2003)   |   КОЕ-КОГО ПРЕМИРОВАЛИ  (15.10.2003)   |   КОМУ ЭТО НУЖНО?  (15.10.2003)   |   Памяти товарища  (15.10.2003)   |   Эдуард Хлысталов. ПОЧЕМУ СТАЛИН НЕ ВЕРИЛ ШИРОКО ИЗВЕСТНЫМ ТЕПЕРЬ АГЕНТАМ  (15.10.2003)   |  
 
  Поиск на КПРФ.ру
 

 



 

 

На первую
страницу



Версия
для печати



Послать
по почте



Поставить
закладку



Обсудить
в Форуме




(c) 2002-2003 Информационно-технологический Центр ЦК КПРФ. По вопросам функционирования пишете на kprf@kprf.ru


 
  Реклама на КПРФ.ру
 

 








 
 
  Проекты КПРФ.ру
 

Протестное движение:
 
Массовый бессрочный пикет
 
Свердловская область. Бунт на дегтярском рудоуправлении может возобновиться в конце ноября
 
Свердловская область. Учителя сельской школы Пышминского района в полном составе будут бойкотировать выборы
 
Торжество профсоюзов в Норильске
 
Вечер памяти ВЛКСМ
 

Как нам обустроить Россию:
 
Мы обладаем правом силы и должны его реализовать
 
Доклад Совета по национальной стратегии : Новая вертикаль власти
 
Первое дело
 
Основные положения Программы КПРФ и народно-патриотических сил в сфере агропромышленного комплекса
 
Государству-должнику пора рассчитаться с народом
 

Новые левые и КПРФ:
 
Программа II Международного Форума "Будущее левых сил"
 
Формирование молодого Интернационала начнется в Москве
 
Человек антиглобальный
 
Красные, вперед! Круглый стол "новых левых"
 
Илья Кормильцев: "О прошлом никогда не грущу"
 

Библиотека КПРФ.ру:
 
А. Тарасов. Провокация
 
Р.И. Косолапов. Кавалер кабаньей ноги
 
А.А. Проханов. Чеченский блюз
 

Политическая сатира:
 
Анекдоты про Путина
 
Политические анекдоты
 
На кого похож Добби?
 

Музыка на КПРФ.ру:
 
Песни о Москве
 
Военные песни
 
Советские песни
 
Комсомольские песни
 
А. Крылов, А. Харчиков, песни Сопротивления
 
 
  Новое на персональных страницах
 

Официальная страница Г.А.Зюганова:
 
Встреча Г.А.Зюганова с ветеранской общественностью Москвы
 
КПРФ И ПРАВОСЛАВНЫЕ: ЕДИНСТВО ДЕЙСТВИЙ ВО ИМЯ РОССИИ
 
Зюганов читает "Крейсерову Сонату" Проханова. Часть 1. Глава 2.
 
Встречи Зюганова с избирателями Самарской области
 
СТОРОННИКИ КПРФ БОЛЬШЕ НЕ БУДУТ СДЕРЖИВАТЬСЯ ПРИ ОТПОРЕ ПРОВОКАЦИЯМ ПАРТИИ ВЛАСТИ
 

Официальная страница И.И.Мельникова:
 
Путин сделал ставку: социально-экономический курс не изменится, а авторитаризм получит развитие
 
Иван Мельников : Борьбу с олигархами - поддержим! Имитацию - нет
 
Иван Мельников: К тактическим союзам готовы, но отказ от выборов будет ошибкой
 

Официальная страница И.Н.Игошина:
 
Стране нужен другой бюджет
 
Телевизионные мародеры
 
Безрассудство победителей
 

Неофициальная страница С.Ю.Глазьева:
 
Письмо С.Ю. Глазьева съезду Коммунистической партии Российской Федерации
 
О планах Сергея Глазьева по избранию в Подольском избирательном округе
 
Реалистические принципы построения блока Глазьева
 

Неофициальная страница С.Н.Решульского:
 
Секрет поражения ветеранов
 
Коммунисты в Госдуме добились принятия своего законопроекта о поэтапном повышении минимального размера оплаты труда
 
Октябрь 1993 года привел к власти олигархов
 

Неофициальная страница Ю.Д.Маслюкова:
 
Прогресс временно останавливается.
 
Чем грозит стране НПРО?
 
Вопросы и ответы Юрия Маслюкова
 

Неофициальная страница А.А.Куваева:
 
Народ утратил влияние на происходящее в России, заявил на первомайском митинге лидер московских коммунистов А. Куваев
 
Москва в законе
 
Единомыслие в России?
 

Аналитика О.А.Куликова:
 
Тенденции развития общеполитической ситуации (27 октября - 2 ноября 2003 г.)
 
Тенденции развития общеполитической ситуации (13 - 19 октября 2003 г.)
 
Тенденции развития общеполитической ситуации (6 - 12 октября 2003 г.)
 

Неофициальная страница А.А.Проханова:
 
Неопалимая купина 93-го года
 
Испачкаться не кровью, а нефтью
 
Блок гельмафродитов
 

Авторская страница В.В.Чикина:
 
На путях к декабрю
 
МЫ - ЛЮДИ ОСОБОГО СКЛАДА (Сталина читая заново)
 
ОПЕРАЦИЯ "КРОТ"
 

Авторская страница И.В.Пономарева:
 
Товарищ политтехнолог
 
Как всегда, экономика пасует перед политикой
 
Что такое коммунистический PR?
 

Авторская страница С.А.Белковского:
 
Миф о стабильности и национальный проект
 
Империализм как высшая стадия либерализма
 

Авторская страница Д.В.Аграновского:
 
Никого не жалко, никого...
 
Наша победа зависит от нас!
 
Нацболам скостили срок
 

Авторская страница В.Г.Колташова:
 
Красные, вперед! Круглый стол "новых левых"
 
Творец и Социализм
 
АнтиФестиваль Бега
 

Авторская страница Д.Черного:
 
Венсеремос
 
Марш, марш левой!
 
Плач избирателя
 

Авторская страница А.А.Экарта:
 
Красный Карнавал и его финал
 
Красный Карнавал
 
Желтый спутник на Алтае
 

Авторская страница С.Г.Кара-Мурзы:
 
Белая Книга
 
Советская цивилизация. Том 2. Часть 3.
 
Советская цивилизация. Том 2. Часть 2.
 

Авторская страница А.Г.Дугина:
 
Между разными башнями Кремля - "Родина"
 
Метафизика национал-большевизма
 
Катехон и революция
 

Авторская страница В.Ю.Милитарева:
 
Консерватизм и социал-демократия: параметры альянса
 
Понятие социальной справедливости
 
Идеология блока Глазьева: итоги обсуждения
 

Авторская страница Ю.А.Ковалева:
 
НАДЕЖДА - ТОЛЬКО НА РОССИЮ…
 
НАШ "ПУТЬ НЕ ДЛЯ ВСЕХ"
 

Авторская страница А.А.Никитина:
 
Коррупция в советском тоталитаризме. Убийство Советского Союза.
 
Даешь Левый фронт!
 
Узловые точки путча ГКЧП
 
 
  Выборы 2003
 

 

 
  Форум
 

 

 

 
Дискуссии об опубликованных на КПРФ.ру статьях (57)
 

 

 
Размышления о стратегии развития КПРФ (148)
 

 

 
Единство партии (16)
 

 

 
Модернизация имиджа КПРФ (24)
 

 

 
Президент Путин и Референдум (24)
 

 

 
Антиглобализм (3)
 

 

 
Марксистско-ленинская теория (13)
 

 

 
Правозащита и акции протеста (24)
 

 

 
Борьба с преступностью (4)
 

 

 
Ссылки на статьи о политике и экономике (6)
 

 

 
Форум Алексея Никитина (17)
 

 

 
Обсуждение нового сайта (11)
 

 

 
Общение на разные темы, ФЛУД (71)
 

 
  Реклама на КПРФ.ру